Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Формирование средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе. Московский государственный университет печати

В начале XXI века и нового третьего тысячелетия в обществе наблюдается стремление к более глубинному изучению зарубежного исторического прошлого.

В нынешних условиях бурного городского развития и новых урбанистических процессов актуальной является проблема возникновения и развития городов. Историки и юристы все чаще обращаются к богатейшему опыту многовековой зарубежной истории, чтобы решить и объяснить сложные задачи наших дней. На данный момент интересным вопросом для нового поколения является история города.

История средневекового города представляет собою сложный процесс, начало которого теряется в туманной дали раннего Средневековья.

Наука после долгих изысканий, после многих лет, прошедших в спорах, сумела составить себе довольно ясное представление о том, что такое средневековый город в цветущую пору своей истории. Но чем дальше подвигаемся мы к исходной точке этой истории, тем больше встречаем затруднений. Затруднения порою так велики, что приводят в полное отчаяние некоторых из наиболее нетерпеливых историков; один французский ученый даже не хочет попытаться проникнуть взором в то время, когда зарождались в Европе новые условия городской жизни. Однако упорный и настойчивый труд, положенный в дело исследователями, позволяет в настоящее время говорить об условиях возникновения городов, если не с определенностью, то, по крайней мере, с большей вероятностью. При некоторой осторожности, как кажется, не будет чересчур оптимистично утверждать, что главные вопросы, связанные с происхождением средневековых городов, находят довольно удовлетворительное разрешение.

Нижняя хронологическая рамка определяется возникновением городов в Западной Европе -XI в.. Под верхней хронологической датой мы подразумеваем возникновение гражданского общества, упадок развития городов, то есть рубеж XII-XIII веков.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Европы. В частности более подробно мы затронем территории Англии, Франции и Германии.

Тема курсовой работы выбрана не случайно. Видя ту роль, которую играют города в настоящее время в нашей стране, мы невольно задумываемся: а как бы жили люди сейчас, в XXI веке, не имея поселений городского типа? Не уж то бы их развитие остановилось на деревнях, селах? Существовала ли мировая торговля? Изучая вопрос о возникновении и развитии городов, отчасти можно проследить дальнейший ход истории и проводить параллели с интересующими нас событиями.

Целью нашей курсовой работы является изучение важного для всего общества исторического момента - возникновения и развития городов в Западной Европе в XI-XIII вв.

Исходя из цели, вытекают следующие поставленные нами, задачи:

  • 1). Рассмотреть различные теории происхождения средневековых городов, и разобраться в них;
  • 2). Определить: Средневековый город - это античное наследие или средневековый прогресс?
  • 3). Проследить черты гражданского общества в Западноевропейском городе.

Для того, чтобы решить эти задачи нам потребуются источники: законодательные документы - статуты; делопроизводственные документы -сборники документов; письменные источники повествовательного характера - воспоминания современников, записки.

Главным источником для раскрытия нашей темы является «Сборник статутов о гражданском обществе(Ницца, Марсель, Авиньон, Арль)» Гиральда Генриха Гиральд Генрих. Сборник статутов о гражданском обществе(Ницца, Марсель, Авиньон, Арль). М., 1949. -С. 83 - 90.. В нем содержаться указы градоначальников, других высших должностных лиц, касающихся организации управления городом.

В «Сборнике статутов о гражданском обществе» имеются данные о качественном и количественном составе управляющей структуры, какими качествами должен обладать человек для того, чтобы занять пост, и после того, как он оказался у руля власти. Этот Сборник составлен и написан Гиральдом Генрихом собственноручно. Он входил в одно из объединений горожан и являлся ректором этого объединения. Также был переписчиком в городской правительственной канцелярии важных бумаг, следовательно, он действительно мог иметь доступ к важным документам.

Эти статуты неоднократно исследовались историками в правовом, политическом и экономическом аспектах. Однако содержащаяся в статутах обильная и разнообразная информация не использовалась специально для характеристики именно гражданского общества. Историки оценивают статуты как «гражданские кодексы», и признают их средством «гражданского воспитания». Исследователи, в большей мере, обращали внимание на правовую и политическую культуру тех юристов, которые составляли городские конституции и хартии, нежели на трактовку источника как норматива поведения горожан в повседневной жизни, или как руководства для ее правового регулирования властными структурами. Также по Сборнику нами анализируется совокупность всех сведений о политической организации крупнейших городов Средневековья.

Также важным источником является Хрестоматия по истории мировой культуры Гриненко Г. Э. Гриненко Г. Э. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.- С.98-115. Она включает ряд документов, имеющих для нас большое значение в правовом плане. Важным из этой хрестоматии является документ «О судебной власти консулов», доказывающий, что действительно консулы имели право судить. Они могли решить бытовые споры, разногласия, например, воровство, возвращение долгов и т. д.

Источником также послужил еще один Сборник материалов - Немецкий город XIV-XV вв. под ред.В. В. Стоклицкой-Терешкович. Немецкий город XIV-XV вв. Сборник материалов/ Под ред.В. В. Стоклицкой-Терешкович. М., Соцэкгиз, 1934.- С. 70-72. Он предоставил нам обширный материал по истории возникновения немецких городов, таких как: Брюгге, Гальберштадт, Стендал, Гамбург и многих других. Дал нам представление о городском управлении по документу - «Городское управление и городские вольности. Из хартии города Сент - Омера(1127 г.)».

Конечно, надо сказать о таком известном человеке, как Боэций и его произведении «О городском переустройстве» Боэций. О городском переустройстве. М., 1948.- С. 23-24., также выступившем в качестве источника. В этом произведении автор высказал свою точку зрения по поводу нашествия варваров, и какой смертельный урон нанесли они римским городам. Боэций осуждает варваров за то, что они разрушили все то, что ваялось веками - городское римское устройство. И в один миг всего этого не стало.

Для раскрытия темы нашей курсовой работы была использована специальная литература, содержащая сведения о возникновении и развитии городов в Западной Европе.

Среди нее можно выделить книгу А.К. Дживелегова «Средневековые города в Западной Европе» Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. М., 2002.. Эта работа известного отечественного историка и культуролога посвящена истории развития европейских городов как торгово-экономических центров в эпоху Средневековья.

Следующая книга- «История средних веков»: под ред. С.П.Карпова Карпов С.П. История средних веков: В 2 т. Т. 1. М., 2003. . Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V-XV вв.). Он отражает современные достижения медиевистики, важнейшие процессы и закономерности развития средневекового общества, отдельных регионов и стран Западной Европы и Византии. Дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.

Для более детального рассмотрения вопроса была использована книга Д.М.Петрушевского «Возникновение городского строя средних веков» Петрушевский Д.М. Возникновение городского строя средних веков. М., 1912.. Из нее мы получили богатую информацию о городах и городском строе. Также узнали, что автор критически относится к мнению ряда историков -варвары разрушили систему римских городов. По его мнению никаких вторжений и набегов варваров не происходило.

Важным является труд Е.В. Гутновой «Историография истории средних веков» Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.,1974.. Он в своей работе большое внимание уделил размышлению о том, из какой формы поселения возник город. Е.В. Гутнова определяла город не только как наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.

Следующая работа - С.А. Васютина « УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью» Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.. Лекции по классическому и позднему средневековью охватывают период с середины XI до XV включительно. Автором рассматриваются основные тенденции политического, экономического и социального развития средневекового общества, рассказывается об истории средневекового города, сословной и ментальной структурах феодального общества. Уделяется внимание международным отношениям и культуре Западной Европы.

Выделим книгу В.М. Боковой «История Средних веков. Новое время. Словарь школьника» Бокова В.М. История Средних веков. Новое время. Словарь школьника. М., 1998..

В этом словаре содержатся сведения о событиях и явлениях истории и культуры эпохи средневековья и нового времени - от падения Римской империи в IV в. до конца XIX в. Представлены наиболее крупные войны, народные восстания и революции, географические открытия и изобретения, законодательные и литературные памятники, сведения о верования и быте, о многих исторических деятелях народов Европы, а также США. Нашей курсовой работе она полезна тем, что мы черпали из нее основные положения развития Средневекового города, и с помощью нее смогли дать определение Средневековому городу, что он из себя представлял.

Важным для нас также является труд А.А. Сванидзе А.А «Город и феодализм в Англии» Сванидзе А.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987..

В этой работе определяются основные моменты по возникновению городов в Англии, специфики городского управления и феодализма.

Интерес вызывают работы В.В. Стоклицкой -Терешкович «Возникновение городов» Стоклицкая-Терешкович В.В. Возникновение городов.М.,1937. и «Основные проблемы истории средневекового города Х-XV вв.»

Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х-XV вв. М., 1960.. В учебниках с новых позиций освещается духовное, социально - экономическое и политическое развитие стран Европы в наиболее важный период истории становления новой цивилизации. Речь идет о возникновении городов, о внедрении их в умы людей, и зарождении новой культуры - городской.

Отметим книгу Р.Ю. Виппера «История средних веков: Курс лекций» Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. Киев, 1996.. Автор дает краткую характеристику периоду, отмечает важные события и говорит об интересных личностях.

Отведем также важную роль книге Я.А. Левицкого «

Город и городское ремесло в Англии в Х-ХП вв.» Левицкий Я.А. Город и городское ремесло в Англии в Х-ХП вв. М., 1960..В своей работе советский ученый отказался от попыток сведения всего многообразия путей возникновения городов к какой-либо одной теории, рассмотрев на примере Англии различные направления этого процесса. Однако для Левицкого формирование городов является, прежде всего, следствием процесса развития производительных сил, который привел в X-XI вв. к отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Отвечая на вопросы, что такое средневековый город и с какого момента то или иное поселение может именоваться городом, на примере "Книги Страшного суда", Левицкий показал, что средневековый город - это прежде всего центр ремесла, торговли, промыслов- главных неземледельческих занятий.

Немаловажным для нас является труд В.Ф. Семенова «История Средних веков» Семенов В.Ф. История Средних веков. М.,1975.. В нем можно найти детальное пояснение всех процессов городского развития. Он предоставляет нам широкую картину того, как развивались события в городах, чем и как жило общество.

Также необходимо выделить работу Шарля де Луи «История урбанизации Франции» Шарль де Луи. История урбанизации Франции. Т.2. М.,1980.. По его работе мы можем судить о развитии городов в этой стране. Он подчеркивает в своей работе, что урбанизация сыграла важную роль мирового плана.

Весьма ценную информацию мы черпаем из статей. И в первую очередь отметим статью А.А. Сванидзе Сванидзе А.А. Средневековый город: вертикаль прогресса.// Знание-сила, 1995,№2.- С.76 - 83.. В своей статье она дала понять, что возникновению городов, в большей степени, способствовал Средневековый прогресс. Конечно же античное наследие сыграло большую роль

Но без тех предпосылок и зачатков, которые появились именно в средние века, возникновению городов, как современной системы, было бы не суждено.

Немало интереса вызывает статья Г.М. Тушиной Тушина Г. М.Черты гражданского общества в средневековом европейском городе.// Вопросы истории, 2005, №3.- С. 125 - 135., в которой автор раскрывает проблему возникновения гражданского общества. По ее мнению, гражданское общество средневековья может рассматриваться как основа новой существующей европейской цивилизации.

Отметим статью А.А. Чекаловой Чекалова А.А. Варвары и Средневековые города.// Школьник. 1989, №11.- С.24 - 37.. Она подчеркивает масштабность нанесенного урона варварами. Показывает, какое влияние оказали варвары на римские города, на их культуру.

На основе данной литературы, нам удалось решить проблему, которая была перед нами поставлена - разобраться в возникновении и развитии городов в Западной Европе. На основе зарубежной истории, проведя параллель к нашему государству, сделать соответствующие выводы по развитию городов в нашей стране.

52. Города и городские республики в Западной Европе.1. В первый период после франкского завоевания города, многие из которых возникли в период римского господства, управлялись королевской администрацией. С развитием феодальных отношений они попадали в феодальную зависимость от магнатов и церкви (давались в лен). В XII и XIII веках города, покупают себе некоторую автономию, большую или меньшую в зависимости от обстоятельств. Феодальный договор, который город заключал со своим сеньором, устанавливал между ними связь=связи м/у сеньором и его вассалом. Венцом полит. автономии признавалось право города выбирать свои собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. Сеньору город был обязан взносами, военной службой (в строго оговоренных случаях), участием в курии и суде сеньора. Башня и вечевой колокол на ней, а также виселица и позорный столб на границе городского владения = город имеет самоуправление, созывает по своей воле грахздан на собрания, чинит суд над преступниками. В самое первое время своего существования город, то есть то немногое, что группировалось вокруг только что возникшего рынка, сам искал защиты сеньора. Без его разрешения и охраны не было и рынка. Город получал согласие сеньора, тотчас на рынке выставлялся какой-нибудь знак(шляпа или перчатка сеньора). Добившись свободы, город обзаводился двумя главными атрибутами - виселицей и печатью. Управление городом находилось в руках городского совета, состоявшего из присяжных, и избиравшегося им (часто пожизненно) городского головы, мэра.Место в совете - привилегия богатых фамилий, переходившей по наследству. Как и многие другие, эта привилегия покупалась за деньги, удостоверялась грамотой короля или сеньора. В совете г. Марселя из 89 членов 80 принадлежало к городской аристократии, трое были духовными лицами и только шестеро представляли ремесленные цехи. Народные массы, городской плебейский люд никакого влияния на выбор должностных лиц не оказывали (за исключением революционных периодов). 2. Ко времени нормандского завоевания английские города мало чем отличались от деревень, разве только некоторым преобладанием ремесла и торговли над земледелием и скотоводством. Принадлежали они королю, церкви, баронам. XII век положил начало бурному развитию многих ремесленных поселков и превращению их в крупные (по тому времени) города. В конце этого столетия начинается процесс их освобождения. Обычным условием освобождения была, покупка вольности. За нее уплачивали ежегодный взнос королю или соответствующему сеньору. Ричард Львиное сердце вечно занятый своими внешнеполитическими авантюрами, постоянно нуждался в деньгах ->продавал освободительные хартии английским городам. К концу ХШ века большая часть английских городов получила самоуправление, но оно оказалось в руках тех, кто участвовал в выкупе повинностей. Купеческие воротилы Лондона за особый взнос купили себе право назначать из своей среды старшин - членов городской думы и самого мэра. 3. В Германии наибольших успехов в самоуправлении, достигли имперские города – города под властью самого императора. В XVI-XVIII веках ими станут Гамбург, Бремен, Нюрнберг и др. Все они получили право на собственный суд, издавали свои собственные кодификации права, набирали войско. Вместе с ними добиваются привилегий большие и богатые города на реке Рейн - Майнц и Кельн, находившиеся первоначально во власти местных архиепископов. 4. Возвышение пап+завоевательные походы германских императоров и их попытки подчинить себе Италию, способствовали ослаблению и раздроблению североитальянских герцогств. Этим немедленно воспользовались старинные и густонаселенные города, основанные еще в эпоху Рима. Первой среди них – в VШ веке - приобретает самоуправление Венеция; в Х веке обособляются Генуя, Лукка и Пиза. В XI и ХП веках германские императоры, желая получить содействие городов, даруют им особые хартии, в которых предусматривается освобождение от воинских постоев, свободный статус населения, самоуправление. К тем же мерам стали прибегать и папы. Благодаря им наступает возвышение Милана в Ломбардии, ставшего главным противником Германии и первой опорой римского престола. Как и повсюду в Европе, управление итальянскими городами-республиками оказалось в руках потомственной городской аристократии. Главным органом власти считался городской совет (или собрание присяжных), состоявший из 50-100 членов. Реальная власть находилась в руках консулов, то есть городских старшин. Число их было различно и непостоянно. Во главе Венеции и Генуи стояли дожи, обладавшие значительной властью. Милан, управлялся 18-20 консулами. Их избирали граждане на городском собрание. Коллегия консулов подразделялась на консулов-законодателей, консулов-исполнителей (распорядителей) и консулов-судей. В XIV-XV веках большое значение приобретает Флоренция - самая богатая и самая влиятельная среди североитальянских городских республик. В XV веке состояние дома Медичи во Флоренции составляло около 10 миллионов долларов в переводе на современную валюту. Для того времени это был огромный капитал. Три четверти своего капитала Медичи держали за пределами Италии. В одной только Франции у них было 24 отделения банка. Развитию денежных операций в Италии в значительной степени способствовало то, что папы предпочитали взыскивать причитавшиеся им платежи в европейских странах через итальянских купцов, особенно ломбардских. Здесь же, на севере Италии (впервые в Генуе, в 1346 г.)., возникают первые банки (первоначально "меняльные столы" - отсюда и название). Здесь рождается и слово "банкрот" - перевернутый стол. Флорентийские власти выбирались, но выборы эти были пустой формальностью. Определенное число лиц (как правило, те, которых выдвигал действительный правитель, например, тот же Медичи или та или иная партия, господствующая в городе) вносилось в список для замещения городских должностей. Список составлялся на много лет вперед. Каждые два месяца (таков был срок полномочий властей) жребии с именами кандидатов доставались из мешка. Тот, чей жребий выпадал, занимал соответствующий пост. Одни и те же кандидаты занимали поочередно городские должности. 5. Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами. Во Франции вольные города получили название "буржуазных" от слова "бурт" - укрепленный город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Непременным признаком вольного города был свободный рынок. "Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживет год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу. Население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии. Во Франции объединения ремесленников назывались "мастерствами", в Англии - "гильдиями". Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому. Вмешательство цеха в производственную деятельность было активным и постоянным, ограничивалось установлением правил и условий производства и продажи товаров, а также контролем за исполнением этих правил. Слово "цех" порождает нередко совершенно неверные ассоциации с цехом нынешним. Между ними - ничего общего, кроме названия. Свой "цех" имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне и других городах). Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент. Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря. Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом, цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали установленному стандарту. Нельзя было использовать лучшие орудия труда, рационализация не приветствовалась. Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар. В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного. 6. Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.). Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям, заботились о достойных похоронах и т. д. Не существовало дифференциации внутри цеха. В ХIII столетии были ведены ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров. От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером еще невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала. Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между "отцом" и "чадом". Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха. Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: "Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин". Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась еще раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий). Парижские перчаточники пожаловались Людовику XI, что зимой, когда на их изделия больше всего спросу, они не могут работать по ночам. "Благодаря этому, - писали они, - наши ученики и подмастерья предаются праздности... не имея занятия, они проводят время в играх и распутстве и совсем отвыкают хорошо работать". Король разрешил начинать работу в 5 часов утра и заканчивать ее в 10 часов вечера. Еще худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять. В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями. Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал: 1) запрещаются всякие соглашения и всякие союзы подмастерьев; 2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам; 3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению; 4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!

7. Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города. Именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наемников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся "лишними" при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли "ландскнехтами". В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наемные солдаты были опорой диктатур. Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском "управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой. Цеховой строй был закономерным порождением феодализма.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Возникновение и развитие городов в средневековой Европе

Качественно новый этап в развитии феодальной Европы – период развитого Средневековья – в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества.

В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места – бурги. О сохранении роли римских городов можно говорить преимущественно для Южной Европы, в то время как на севере их было немного даже в период поздней античности (в основном это были укрепленные римские лагеря). В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком. Торговые связи были по преимуществу межрегиональными и международными и порождались естественной специализацией различных природно-географических районов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами, предметами роскоши, привозимыми с Востока.

Однако уже в XI в. оживление старых городских центров и возникновение новых стало заметным явлением. В его основе лежали глубинные экономические процессы, прежде всего – развитие сельского хозяйства. В X–XI вв. агрикультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины: распространилось двухполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия – создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Совершенствовались и навыки сельских ремесленников – кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате чего они все меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, наконец, пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места. Оттоку населения из деревни способствовал и рост феодальной эксплуатации.

Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».

Конкретно-исторические обстоятельства возникновения тех или иных городов могли быть различными: в бывших римских провинциях средневековые поселения возрождались на фундаментах античных городов или неподалеку от них (большинство итальянских и южнофранцузских городов, Лондон, Йорк, Глостер – в Англии; Аугсбург, Страсбург – в Германии и северной Франции). К епископским резиденциям тяготели Лион, Реймс, Тур, Мюнстер. У рынков перед замками возникли Бонн, Базель, Амьен, Гент; у ярмарок – Лилль, Мессина, Дуэ; рядом с морскими портами – Венеция, Генуя, Палермо, Бристоль, Портсмут и др. Нередко на происхождение города указывает топонимика: если в его названии содержатся такие элементы, как «инген», «дорф», «хаузен» – город вырос из сельского поселения; «бридж», «брюк», «понт», «фурт» – у моста, переправы или брода; «вик», «вич» – поблизости от морского залива или бухты.

Самыми урбанизированными территориями в период Средневековья были Италия, где в городах жила половина всего населения, и Фландрия, где две трети населения составляли горожане. Население средневековых городов обычно не превышало 2–5 тысяч человек. В XIV в. в Англии только два города насчитывали более 10 тысяч – Лондон и Йорк. Тем не менее и крупные города с 15–30 тысячами человек не были редкостью (Рим, Неаполь, Верона, Болонья, Париж, Регенсбург и др.).

Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов, монастыри. В XIII–XIV вв. появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы.

Планировка средневековых городов, в отличие от античных, была хаотична, единая градостроительная концепция отсутствовала. Города разрастались концентрическими кругами от центра – крепости или рыночной площади. Их улицы были узкими (достаточными, чтобы по ним мог проехать всадник с копьем наперевес), не освещались, долгое время не имели мостовых, системы канализации и дренажа были открытыми, нечистоты текли вдоль улиц. Дома стояли скученно и поднимались вверх на 2–3 этажа; поскольку земля в городе была дорогой, фундаменты были узкими, а верхние этажи разрастались, нависая над нижними. Долгое время города сохраняли «аграрный вид»: к домам примыкали сады и огороды, во дворах держали скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. В городской черте располагались поля и луга, а за его стенами горожане имели земельные наделы и виноградники.

Городское население состояло в основном из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания, – грузчиков, водоносов, угольщиков, мясников, пекарей. Особую его группу составляли феодальные сеньоры и их окружение, представители администрации духовных и светских властей. Городскую верхушку представлял патрициат – богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворянские семейства, землевладельцы и застройщики, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан платежами, натуральными поставками и отработками, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных магнатов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т. д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

После его победы к власти в городах пришел патрициат – богатая верхушка, контролировавшая мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.

В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной емкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.

Полноправными членами цеха были мастера – самостоятельные мелкие производители, владевшие собственной мастерской и орудиями труда. Специфика ремесленного производства состояла в том, что мастер изготовлял изделие от начала до конца, разделения труда внутри мастерской не было, оно шло по линии углубления специализации и возникновения новых и новых цехов, отделявшихся от главных (так, например, из цеха кузнецов выделились оружейники, жестянщики, производители скобяных изделий, мечей, шлемов и т. д.).

Овладение ремеслом требовало долгого ученичества (7–10 лет), в течение которого ученики жили у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, они становились подмастерьями, работавшими за заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» – искусное изделие, представлявшееся на суд цеха. Если он выдерживал экзамен, подмастерье оплачивал общую пирушку и становился полноправным членом цеха.

Ремесленные корпорации и союзы торговцев – гильдии – играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений – гильдейские холлы, где хранились их общие запасы и касса, возводили церкви, посвященные святым – покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности.

Тем не менее имущественное и социальное неравенство зарождалось как внутри цехов, так и между ними. В XIV–XV вв. происходит «замыкание цехов»: стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела, в наемных работников. Пытаясь бороться за высокую заработную плату и справедливые условия допуска в корпорацию, подмастерья организовывали союзы-компаньонажи, запрещенные мастерами, прибегали к забастовкам. С другой стороны, нарастало социальное напряжение в отношениях между «старшими» и «младшими» цехами – теми, кто в ряде ремесел осуществлял подготовительные операции (например, чесальщики, валяльщики, шерстобиты), и теми, кто завершал процесс изготовления изделия (ткачи). Противостояние «жирного» и «тощего» народа в XIV–XV вв. привело к очередному обострению внутригородской борьбы. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был ее интегральной частью – с господствовавшим в нем мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определенного времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства, этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура – традиции выборности и состязательности. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства, что отразилось на соотношении политических сил в обществе в период формирования новой формы государственной власти – монархии с сословным представительством. В городской среде сложились новая система этических ценностей, психология и культура.

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Возникновение кулинарного мастерства и его развитие в Европе, в России и Америке к началу XX века Искусство приготовления пищи - в отличие от ее простой подготовки к съедобному состоянию - один из важнейших признаков цивилизации. Оно возникает на определенном витке

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Возникновение и рост городов Важнейшим результатом подьема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города. Раньше всего города возникают в бассейне Рейна (Кёльн,

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе «Античный» языческий, дионисийский вакхический культ, был распространен в Западной Европе не в «глубокой древности», а в XIII–XVI веках. Это была одна из форм царского христианства. Официальная проституция была

Из книги От империй - к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации] автора Кагарлицкий Борис Юльевич

II. Кризис и революция в средневековой Европе Недостроенные готические соборы наглядно демонстрируют нам и масштабы кризиса, и неподготовленность к нему общества. В Северной Европе и Франции мы обнаруживаем, как, например, в Страсбурге или Антверпене, что из двух

Из книги История России автора Иванушкина В В

2. Возникновение первых русских городов К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова –

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Клотар II. Дагобер и возникновение средневековой Франции Именно во Франции (особенно в Сен-Дени), а отнюдь не в Германии получил развитие цикл легенд, связанных с Дагобером. Монахи этого аббатства не щадили сил для того, чтобы славить деяния своего благодетеля. Они были

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Возникновение городов и княжеств В скандинавских источниках 10–11 вв. Русь называли «гардарики», что обозначало «страна городов». Наиболее часто это название встречается в скандинавских сагах в эпоху Ярослава Мудрого, который был женат на шведской принцессе Ингигерде

автора Гудавичюс Эдвардас

в. Возникновение городов Литовская общественная модель, характерная для одальной европейской периферии, фактически повторяла путь, проделанный этой периферией. Даже в пору политической изоляции литовское общество пребывало в зависимости как от военных, так и от

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

б. Возникновение цеховой структуры городов Развитие городских и поместных ремесел, для которого было характерно выделение ремесленников, работавших исключительно на рынок, когда их ученики и подмастерья путешествовали по городам окрестных стран и широко

Из книги Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.) автора Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 34. Римское право в средневековой Европе Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и

Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

Папство в средневековой Европе Католическая церковь в средние века была мощной экономической и политической организацией. Ее сила была основана на крупном землевладении. Вот что писал Фридрих Энгельс о том, как папы получили эти земли: «Короли соперничали между собой в

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

4.10. Западная Европа: возникновение городов Радикальное движение вперед имело место лишь в западноевропейской зоне центрального исторического пространства - единственной, где возник феодализм. Практически одновременно с "феодальной революцией", начиная с X-XI вв. (в Италии

автора

Глава I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ ДО КОНЦА XV в. В государственной жизни средневековой Европы, как и во всем экономическом и социальном развитии, проявились и общие для континента черты, и значительные региональные особенности. Первые были связаны

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II КЛАССОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Материал региональных глав данного тома показывает, что революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде

В раннее средневековье в странах, входивших до этого в состав Римской империи, сохранились уцелевшие от варварских вторжений города. Но многие из них потеряли свое былое значение торгово-ремесленных центров и служили только резиденциями епископов, королей и светской знати. Лишь в Византии, Италии и арабской Испании города продолжали играть роль центров торговли, в частности со странами Востока, а в отдельных случаях и центров ремесла.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. В Х-XI вв. произошли существенные сдвиги в развитии производительных сил стран Западной Европы, прежде всего в сельском хозяйстве: осваивались необработанные земли, улучшилась обработка земли, распространялось трехполье, расширялась площадь культивированных земель, увеличились посевы технических культур — льна, конопли, вайды; все это привело к повышению урожайности, увеличению сельскохозяйственной продукции. Большую роль стало играть овцеводство, улучшались породы скота. Появились новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, выращивание масличных культур; развивалось виноделие и маслоделие. У крестьянина стали скапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые он мог обменять на изделия ремесла, вместо того чтобы изготавливать эти изделия самому.

Возрастала производительность ремесленного труда, совершенствовалась его техника и технология. Особеннно заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле, выделке тканей, особенно шерстяных. Постепенно по всей Европе стали носить шерстяную одежду, которая вытесняла меховую и льняную. Сукноделие выделялось в особую самостоятельную отрасль.

Главными очагами сукноделия были Северная Италия и Фландрия. Постепенно сукноделие и железоделательное ремесло обособились от сельского хозяйства и стали основным занятием ремесленников этих специальностей. Позднее отделились от сельского хозяйства обработка кожи, гончарное и строительное дело.

Ремесленное производство, таким образом, выделилось в особую форму трудовой деятельности, изделия стали производить для торгового обмена. Ремесленник превратился в мелкого товаропроизводителя, обладающего высокой квалификацией. Отделение ремесла от сельского хозяйства создало предпосылки для возникновения средневекового города.

Возникновение средневекового города. «С разделением производства на две крупные основные отрасли, земледелие и ремесло, — писал Ф. Энгельс, — возникает производство непосредственно для обмена, — товарное производство, а вместе с ним и торговля...»". Но в деревне рынок сбыта ремесленных изделий был узким, возможность для развития товарного производства была ограниченной, поэтому сельские ремесленники покидали поместья и уходили в такие места, где можно было найти лучшие возможности для сбыта своей продукции и приобретения необходимого для работы сырья. Деревенские ремесленники составили первоначальное население средневековых городов, где ремесло получило свое самостоятельное развитие.

Новые города появлялись в различных местах (о чем свидетельствуют их названия): около замков и крепостей, где стены могли служить защитой (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей, где собиралось большое количество народа — богомольцы, паломники (Сент Олбанс, Сен Жермен, Сант Яго), около мостов (Брюгге-искаженное слово «брюкке» (мост), Кембридж), около переправ через реки (Оксфорд — «бычий брод»). Постепенно города приобретали большое экономическое значение, становясь центрами ремесла и торговли. Городские ремесленники снабжали своими изделиями крестьян, приезжавших на городской рынок, и покупали у них сельскохозяйственные продукты и сырье. Деревня втягивалась в торговый оборот, тем самым усиливалось развитие товарно-денежных отношений. Рост городов был тесно связан с притоком в них крестьянского населения, которое бежало из поместий, спасаясь от феодальной эксплуатации. Города росли крайне неравномерно в разных странах Западной Европы. Раньше всего города поднялись в Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Неаполь) и несколько позже на юге Франции (Марсель, Арль, Тулуза). Факторами, способствовавшими раннему подъему городов и их быстрому росту в этих двух регионах, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, а также преемственность городского развития со времен античности. С Х в. начали возникать города на территории Англии, Германии и Нидерландец; особенно быстро росли города во Фландрии (Брюгге, Гент, Лилль, Аррас). В XII—XIII вв. появились города на севере: в Скандинавских странах, Ирландии.

Критика буржуазных теорий происхождения средневековых городов. Буржуазные историки выдвинули ряд теорий происхождения средневековых городов. Так, «романистическая» теория (Тьер-ри, Гизо, Фюстель де Куланж, Савиньи) утверждала, что средневековые города в Западной Европе были продолжением развития городов поздней Римской империи. Это утверждение строилось на том, что некоторые города выросли на территории староримских городских поселений и что средневековое муниципальное устройство имело прямую преемственность от римского. Эта теория неправильна уже потому, что в Англии и Северной Германии средневековые города возникли там, где никогда не было римских городов.

Многие буржуазные историки Англии и Германии видели коренную причину возникновения средневековых городов в правовых явлениях феодальной вотчины или сельской общины, оставляя в стороне социально-экономические предпосылки. Некоторые немецкие историки (Эйхгорн, Нич) полагали, что город возник из феодальной вотчины, а городские учреждения — из вотчинного права, не замечая того факта, что до отделения ремесла от сельского хозяйства вотчинное право не вызвало к жизни особое городское право. То же самое можно сказать о сторонниках «марковой» теории (Маурер, фон-Белов), которые выводили город и городское право из свободной сельской общины-марки и ее обычаев. Другие немецкие и английские историки (Кейтген, Мет-ланд) выдвинули «бурговую» теорию, согласно которой город вырос из крепости-бурга, хотя крепость становилась городом только с превращением возникшего у его стен поселения в центр ремесла и торговли. Не менее ошибочной является «рыночная» теория (Зом, Шредер), которая выводила городское право из рыночного права, регулировавшего торговые сделки. Известно, что было немало торговых местечек и ярмарок, где существовало рыночное право, но они так и не стали городами. Разновидность этой теории, также ошибочной, — «торговая теория» бельгийского историка Пиренна, который выводит возникновение города из поселений купцов, занимающихся посреднической торговлей. Немецкий историк Ритчель пытался объединить «рыночную» и «бурговую» теории, утверждая, что город возник из поселения купцов вокруг крепости. «Торговая теория» Пиренна и Ритчеля не объясняет, почему большинство вотчин, замков, сельских общин и рыночных местечек не превратилось в города. Она зачеркивает ремесленную основу возникающих в середине века городов. В наши дни эта теория подвергается критике (Бутрюш, Луццато), но в то же время буржуазные историки не дают достаточного научного объяснения происхождения средневекового города.

Все буржуазные теории отличаются стремлением положить в основу происхождения средневекового города формально-юридический принцип. Большинство теорий страдает односторонностью, выдвигая один-единственный путь возникновения городов, не учитывая многообразия конкретных социально-экономических условий.

Население и топография города. Население средневекового города было чрезвычайно разнородным по своему составу. Здесь жили ремесленники самых разнообразных специальностей, которые в ранний период развития средневекового города сами продавали свои изделия, соединяя в одном лице ремесленника и торговца.

В городах было много людей, не занятых в сфере производства, — трактирщики, содержатели постоялых дворов, возчики, матросы торговых судов. В XIII—XIV вв. в больших городах значительную часть населения составляли поденщики, чернорабочие, люди, жившие случайными заработками, нищие. В крупных городах жили и феодалы со своими вассалами и слугами. Значительную прослойку составляло духовенство. С XIII в. в некоторых городах возникли университеты; магистры и студенты тоже вошли в состав городского населения (Париж, Оксфорд, Кембридж). Постепенно в городах появились купцы, сосредоточившие в своих руках внутреннюю и внешнюю торговлю.

По численности населения средневековые города Западной Европы были невелики. В XIV—XV вв. города с населением в 20 тыс. человек считались крупными. Средние города насчитывали 4—6 тыс. населения, но были и небольшие местечки, с населением в 1—2 тыс. человек. Очень немногие города имели население, превышающее 80 тыс. человек (Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Севилья).

Жители средневекового города наряду с ремеслом и торговлей продолжали первое время заниматься и сельским хозяйством. Это наблюдалось чаще в мелких городах, но в целом связь средневекового горожанина с сельским хозяйством сохранялась довольно долго. Горожане имели сады, огороды, держали домашний скот; за стенами города находились пастбища и даже наделы пахотной земли. Однако все это имело подсобный характер, что подтверждается чрезвычайно малым размером земельного надела горожанина.

По внешнему виду средневековые города весьма сильно отличались от современных. Город был окружен высокими стенами (каменными или деревянными) с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений; городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей города эта территория становилась тесной; она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая вокруг первоначальной основной территории (бург, ситэ) новые стены и укрепления; возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники. По мере дальнейшего развития города и роста населения возникало второе кольцо городских стен и укреплений. Ремесленники вместе с купцами несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение; они должны были знать военное дело и иметь в своем доме необходимое оружие.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем часто верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак, даже в солнечные дни. Архитектура домов была несложной и однообразной; основные материалы — дерево, камень, солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади — кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности, о чем говорили названия улиц (кожевников, сапожников, ткачей) и вывески около каждой мастерской (сапог, калач, оружие и т. д.). Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя опускалась и становилась прилавком, на котором располагались предназначенные для продажи товары; здесь же совершались торговые сделки; помимо этого, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было; улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью очень грязно; с трудом можно было пройти и проехать по улице; лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было проехать на лошади. Отбросы пищи, мусор выбрасывали прямо на улицу. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие здравоохранения превращала город в рассадник всяких болезней и эпидемий, от которых умирало иногда от 1/3 до 1/2 населения, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

Борьба городов с феодальными сеньорами. Средневековые города возникали на земле королей, а также светских и духовных феодалов. Короли и феодалы были заинтересованы в появлении на их территории городов, так как ремесло и торговля давали им немалые доходы. Большинство городского населения первоначально составляли крестьяне, проживавшие здесь раньше, бежавшие от своих господ или отпущенные на оброк. Городские жители оставались в поземельной, личной или судебной зависимости от сеньора. Они начали борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения сеньориального города в вольный, а его жителей — в свободных горожан. Горожане требовали также ограничения поборов: освобождения от пошлин, приобретения рыночного права и др. Позднее города стали бороться за политические привилегии: право на самоуправление и собственную юрисдикцию. Исход борьбы определялся конкретными историческими условиями.

Порой горожанам удавалось откупаться от сеньоров крупными суммами денег. Но это было по силам только очень богатым городам (французским, английским). Город получал за деньги хартию (грамоту), в которой перечислялись все приобретенные вольности и привилегии.

Но во многих случаях городам приходилось добывать свою свободу силой, с помощью вооруженного восстания. Именно так добывали свободу многие северо-восточные города Франции. Их борьба была длительной и упорной и продолжалась с конца XI до XIII в. Многое зависело от позиции королевской власти.

В Северной и Средней Италии, где не было централизованной государственной власти, многие значительные города добились независимости уже в IX—XI вв. Такие города, как Генуя, Венеция, уже в XII в. стали городами-государствами, обладавшими правом объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Позже некоторые имперские и епископские города в Германии (Любек, Бремен, Нюрнберг, Майнц) приобрели те же права. Города Южной Франции по сути дела были такими же коммунами (Тулуза, Монпелье), не зависели от центральной государственной власти и управлялись своими выборными магистратами.

Города Северной Франции тоже вели успешную борьбу за коммунальные вольности, и многие из них стали полуавтономными коммунами с выборными магистратами (Амьен, Бовэ, Реймс, Лан). Горожане освободились от барщины и других сеньориальных повинностей. В таком же положении находились и города Фландрии (Брюгге, Гент, Лилль, Аррас).

Мелкие города Северной Франции (Дрё, Корби и др.) получили в XII в. коммунальные хартии, но не были освобождены от уплаты оброка, барщины и баналитетов. Они не имели своего суда и самоуправления, а подчинялись королевским и сеньориальным чиновникам.

Не было коммун и в Англии, но английские города, особенно крупные и значительные, с помощью выкупа добились в XII- XIII вв. многих вольностей и привилегий. Около 50% английских городов к концу XIII в. имели свое самоуправление, городской со-

| вет, мэра и свой суд. Они распоряжались налогами и финансами и расплачивались непосредственно с казначейством. 18 городов имели право «возвращенного указа», по которому даже шериф не

мог вмешиваться в городские дела.

Настоящими городами-республиками являются коммуны Италии и вольные имперские города в Германии; в других государствах были вольные города с различным уровнем прав в зависимости от конкретно-исторических условий. Большинство городов Западной Европы добилось упразднения крепостной зависимости своих жителей. В городах Италии, Франции, Англии и Германии беглый крестьянин, проживший в городе год и день, становился свободным. Справедлива была средневековая поговорка «Городской воздух делает человека свободным».

Многие мелкие города, не обладавшие силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами, оставались под управлением служащих сеньора. Это было особенно характерно для городов духовных сеньоров, которые давали ограниченные права и привилегии своим горожанам. Некоторые города не смогли добиться для своих жителей даже статуса свободного горожанина — барщина, оброк, баналитеты и тяжелая личная зависимость (посмертный побор), брачная повинность сохранялись в них до XVI в.

Городское ремесло, цехи. Ремесленники одной специальности обычно объединялись в особую корпорацию — цех. Первые цеховые организации упоминаются в Италии в Х в., во Франции, Англии и Германии — в XI—XII вв. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что возникновение цехов было вызвано потребностями ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и охраны собственности ремесленников, а также установления контроля над производством и продажей ремесленных изделий.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Наибольшее число цехов возникло во второй половине XII и в XIII в. Цеховая организация преследовала цели обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке, защитить городское ремесло от конкуренции приходивших в город деревенских ремесленников.

Сначала цехов было немного, но со временем количество их возросло; возникали цехи по узким специальностям — в текстильной промышленности появились цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков, сукновалов, чесальщиков шерсти и др. Из цеха кузнецов выделились цехи оружейников, ножовщиков и др. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В Париже в XIV в. было 350 цехов, в Лондоне —60, в Кельне —50.

Основным лицом в цехе был мастер — мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали 1—2 подмастерья и один или несколько учеников. Мастер, по выражению К. Маркса, «срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной»". Для того чтобы стать мастером, нужно было пройти через ученичество. В XI—XII вв. каждый ученик (после прохождения срока ученичества) мог сдать экзамен и получить звание мастера, а также право вести свое дело.

Внутри мастерской не было разделения труда, но оно существовало между ремесленными специальностями. Для того чтобы выработать шерстяную ткань, изделие должно было пройти около 20 операций, выполнявшихся нередко в разных цехах.

Одной из существенных функций средневекового цеха был контроль за производством изделий и их продажей, т.е. цеховая регламентация в области ремесла и торговли. Цех следил за тем, чтобы мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Например, цех ткачей устанавливал размеры изделия, ширину, узор, расцветку, даже количество нитей в основе. Регламентация имела своей целью не только удовлетворение интересов потребителей, но и устранение конкуренции, среди мастеров. Цеховая регламентация определяла и количество выпускаемой продукции, что диктовалось узостью городского рынка. С этой целью ограничивалось число учеников и подмастерьев у мастера, число станков, запасы сырья, регулировались цены на ремесленные изделия, запрещалась работа в ночное время, в праздничные дни и сокращался рабочий день накануне праздников.

Цеховая организация была тесно связана во всей жизнью городского ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране и защите города. Он одновременно был и религиозной организацией, братством: каждый цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свою часовню или церковь и свои праздники. Цех помогал своим членам и их семьям в случае болезни или смерти мастера.

Цехи в первые века своего существования играли прогрессивную роль — они способствовали повышению качества изделий, совершенствованию инструментов, смягчению конкуренции между товаропроизводителями, обеспечивали их существование и защищали от феодалов.

Борьба цехов с патрициатом. Завоеванной в тяжелой борьбе с феодалами свободой воспользовались городские богачи, которых принято называть патрициями (отцами) города. Патрициат представлял собой замкнутую группу наследственной земельной аристократии и некоторого числа богатых купцов и ростовщиков. Из них обычно составлялось городское самоуправление (мэр, совет города, суд, высшие должностные лица, распоряжавшиеся финансами). Патриции использовали в своих интересах суд и налогообложение в ущерб широким массам городских ремесленников.

Цеховая организация распространилась не во всех городах Западной Европы. Наряду с ней существовало и нецеховое «свободное» ремесло.

В XIII в. в ряде стран Западной Европы началась борьба цехов против патрициата, но далеко не везде она привела к победе цехов: в одних городах, где существовало высокоразвитое ремесленное производство, патрициат был вынужден делить свою власть с цеховой верхушкой, в других патрициат сохранил власть в своих руках (ганзейские города Германии, купеческие республики Италии). Но даже там, где побеждали цехи, зажиточная цеховая верхушка объединялась с частью патрициата. Новое управление действовало в интересах богатых горожан. Однако борьба городского бюргерства с патрициатом носила для того времени прогрессивный характер, поскольку она создавала более благоприятные условия для развития ремесла и торговли.

Начало разложения цехового строя в XIV—XV вв. Если в XII- XIII вв. цехи играли положительную роль: охраняли ремесло от внешней конкуренции, способствовали техническому усовершенствованию и являлись школой производственного опыта, то в середине XIV в. значение цехов резко изменилось. Исчезло равенство между цехами; более богатые «старшие цехи» подчиняли себе слабые «младшие цехи». Нередко цехи попадали в зависимость от купца — владельца сырья или скупщика, который сбывал товары цеховых ремесленников на отдаленных рынках.

Изменилось положение учеников и подмастерьев. Следует иметь в виду, что средневековое ремесло, основанное на ручном труде, требовало продолжительного обучения. Этот срок в разных цехах колебался от 4 до 7 лет (в некоторых цехах он доходил до 10—12 лет). При таком длительном сроке обучения мастер мог использовать ученика в качестве бесплатной рабочей силы, притом достаточно квалифицированной. После окончания срока ученичества он должен был поработать подмастерьем, прежде чем открыть свое дело; удлинялись также сроки ученичества; по окончании срока ученик должен был сдать экзамен на звание мастера, уплатив крупный вступительный взнос в кассу цеха, а кроме этого, устроить дорогостоящую пирушку для всех членов цеха и изготовить шедевр, т.е. работу, которая должна была показать, что ученик овладел всеми секретами и тонкостями своего ремесла. Изделие должно было быть высокого качества и сделано из дорогого материала. Такие же преграды стояли и перед подмастерьем, если он хотел стать мастером. В Германии, например, подмастерье должен был побывать в других странах, чтобы познакомиться там с постановкой дела. Если ученик или подмастерье был должником мастера, он не имел права его покинуть. Особенно тяжело это было для ученика, который не получал заработной платы и за долгий срок ученичества вынужден был брать деньги взаймы у своего мастера.

Борьба подмастерьев и городского плебса против эксплуатации. Доступ к званию мастера фактически закрывался и для ученика, и для подмастерья; начался период замыкания цехов. Образовался слой «вечных подмастерьев». Звание мастера становилось доступным только для сына или зятя мастера.

Мастера усиливали эксплуатацию подмастерьев — удлиняли рабочий день, устанавливали за ними постоянный контроль.

Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — гильдии подмастерьев или братства; во Франции они назывались компаньонажами. Целью этих организаций была борьба с мастерами за улучшение условий труда и его оплаты. Выдвигались требования преимущественно экономического характера: перевод на сдельную оплату вместо поденной, повышение заработной платы. В выступлениях подмастерьев принимали участие обедневшие ремесленники, работавшие в своих ма-стерских на разбогатевших мастеров, а также неорганизованные рабочие, не имеющие специальности, которые пришли из деревень в город в поисках работы.

Возникал слой городского плебса, к которому принадлежали люди, живущие случайными заработками, не имеющие ни работы, ни постоянного места жительства. Низшие слои городского населения в XIV—XV вв. поднимали восстания против цеховой верхушки и городской олигархии.

Таким образом, за период XII—XV вв. средневековые города Западной Европы пережили три этапа острой социальной и классовой борьбы. Сначала все горожане боролись за свободу и независимость своего города от светских и духовных феодалов. Затем цеховые ремесленники поднялись против городской олигархии за право участия в политической жизни города (так называемые «цеховые революции»). Третий этап борьбы — это выступление городских плебейских масс (обедневшие мелкие ремесленники, подмастерья и ученики) против цеховой верхушки. Наиболее ярким примером подобного движения было восстание чомпи во Флоренции в 1378 г.

Развитие торговли. Рост городов в XI—XV вв. способствовал развитию внешней и внутренней торговли. В городах существовали местные рынки, где совершался обмен между городским ремеслом и деревней. В XIV—XV вв. начали складываться единые рынки как экономические центры феодальных государств — Лондон (в Англии), Париж (во Франции). Большое значение имела внешняя торговля, которая была сосредоточена в двух основных районах Европы: в бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях. Средиземноморская торговля связывала Испанию, Францию, и Италию с Византией и Востоком. В результате крестовых походов первенство в этой торговле перешло к купцам Генуи и Венеции, Марселя и Барселоны. С Востока везли в Европу предметы роскоши, вино, пряности, фрукты. Бассейн Северного и Балтийского морей связывал северо"ерманские города с Нидерландами, Скандинавскими странами и западными областями Русского государства (Новгород, Полоцк, Псков). Руководящая роль в этой торговле принадлежала ганзейским городам. Особенно выделялись Любек, Бремен и Гамбург. Ганзейские купцы везли из Северной и Восточной Европы хлеб, рыбу, мед, пеньку, строевой лес, смолу, деготь, меха в обмен на сукно из Англии и Фландрии, немецкие металлические изделия, французские вина и товары Леванта. Венеция и Генуя вели торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозились товары из Китая и Индии. Они основали фактории в Феодосии и Азове, ставшие центрами торговли с Россией и Польшей. Венецианцы и генуэзцы привозили сукно и другие изделия, покупали русские, восточные товары и рабов.

Эти морские пути связывались речными и сухопутными. Речные пути шли по Рейну и Эльбе в Германию, по Сене и Роне во Францию. Сухопутные дороги шли через альпийские перевалы: Сен-Бернар, Сент-Готтард и Бренпер. Наиболее оживленным местом торговли, куда привозили товары из разных стран, было графство Шампань; в городах Шампани в XIII—XIV вв. ярмарки проходили в течение круглого года. Во второй половине XIV в. они потеряли свое значение в связи со Столетней войной, и ярмарочные центры- переместились в Лпон и Женеву. В Германии большую роль играли ярмарки во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге. В XV в. центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Развитие торговли очень осложняла социально-экономическая и политическая обстановка того времени. Тормозило торговлю и отсутствие единой денежной системы. Торговля в Европе в XII- XV вв. была делом сложным и опасным. Купцам приходилось сталкиваться с пиратами на морях и разбойничьими нападениями на суше, в которых участвовали рыцари и крупные феодалы. Но все же рост товарно-денежных отношений создавал возможность накопления денежных капиталов в руках купцов. Для защиты своих интересов купцы создавали гильдии и межгородские союзы — ганзы.

Появление банков в Западной Европе. В связи с развитием международной торговли в Западной Европе появились банки, которые вели денежные операции. Большую роль в развитии банковского дела в средние века сыграли менялы. Отсутствие единой денежной системы и разнообразие монеты, которую в те времена чеканили не только короли, но и феодалы, делали совершенно необходимой профессию менялы. Менялы производили обмен монеты и перевод из одного города в другой (система паритета), они определяли ее качество и полноценность, что было крайне важно в условиях постоянной порчи монеты королями и феодалами.

Менялы выполняли банковские операции — брали на сохранение свободные капиталы купцов, а в нужное время предоставляли им кредит. Первыми банкирами были итальянцы; ранние банкирские конторы возникли в городах Ломбардии и Средней Италии. Банковское дело во Флоренции было связано с деятельностью Римской курии. Папы поручали банкирам Флоренции собирать свои доходы в разных странах в возмещение предоставляемых курии кредитов. В качестве банкиров-ростовщиков часто выступали евреи, предоставлявшие займы королям и феодалам; это объяснялось тем, что ростовщические операции официально запрещались людям, исповедующим христианскую религию. Банкиры и ростовщики располагали крупными денежными суммами. Но нередко короли и феодалы отказывались платить по займам, что приводило к банкротству многих банкирских домов.

Перемены в положении деревни. Товарное производство, сложившееся в городах, способствовало развитию производительных сил в сельском хозяйстве. Натуральное хозяйство деревни постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения; создавались условия для развития внутреннего рынка и специализации хозяйства. Особенностью этого товарного производства являлось то, что оно было основано на труде мелких товаропроизводителей, не эксплуатировавших чужой труд для получения прибавочной стоимости. Этим оно отличалось от капиталистического товарного производства, с которым его пытаются отождествлять некоторые буржуазные историки (Пиренн, Допш).

Вовлечение крестьян в торговые связи способствовало росту сельскохозяйственного производства. Шел процесс внутренней колонизации — расчистка лесов и пустошей и превращение их в пахотные земли. Феодалы, стремясь увеличить свои доходы, поощряли внутреннюю колонизацию. Они охотно принимали беглых крестьян и заселяли ими необработанные земли. В рыночные связи втягивались феодальные поместья. В частности, английские феодальные поместья (маноры) в XIII—XIV вв. вели обширную торговлю шерстью, хлебом и скотом, отправляя свою продукцию в Лондон и на континент. В результате этого в натуральное хозяйство поместья и деревни проникали товарно-денежные отношения, изменявшие формы феодальной ренты (коммутация), что привело к ослаблению, а затем и ликвидации личной феодальной зависимости. Процесс коммутации в некоторых странах шел очень быстро. Так, в Англии в XV в. оставалось незначительное количество лично зависимых крестьян. Такой же процесс наблюдался в Италии, Нидерландах и Франции.

Однако в восточных областях Европы в XIV—XV вв. (северо-восточная Германия и Польша) втягивание поместья в товарно-денежные связи привело к усилению крепостнических отношений (увеличение барщины). Это объясняется тем, что помещики сами торговали сельскохозяйственными продуктами, производимыми трудом крепостных крестьян, вывозя их в развитые в промышленном отношении страны.

Развитие товарно-денежных отношений в деревне и коммутация крестьянских повинностей привели к имущественному расслоению среди крестьянства. Появились зажиточные крестьяне, которые арендовали землю у помещика и обрабатывали ее с помощью наемного труда своих же соседей. С другой стороны, выделялись малоземельные и безземельные семьи, которые эксплуатировались помещиками и богатыми крестьянами в качестве батраков.