Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Чем понятие ресурсы отличается от факторов производства. Что такое ресурсы и факторы производства

Создавать духовные и материальные блага можно, используя ресурсы и факторы производства. Эти категории крайне важны в экономической теории. Ресурсы производства - это не что иное, как совокупность финансовых и материальных средств, социальных, духовных и природных сил, используемых в процессе создания услуг, товаров, а также прочих ценностей. Вот на какие разновидности экономическая теория делит ресурсы производства:

Первая группа - природные. Имеются в виду вещества и естественные силы, которые потенциально пригодны для дальнейшего применения в производстве. Среди них есть "исчерпаемые" и "неисчерпаемые".

Вторая группа - материальные. Это все которые были созданы человеком и сами по себе есть результат производства.

Третья группа - трудовые. Сюда входит население, которое находится в трудоспособном возрасте. Его в данном аспекте оценивают по некоторым параметрам: культурно-образовательному, профессионально-квалификационному и социально-демографическому.

Четвертая группа - финансовые. Подразумеваются денежные средства, выделяемые на организацию производства.

По мере того, как технология переходила от доиндустриальной к постиндустриальной, менялась и значимость ресурсов. Раньше приоритетными были трудовые и а сейчас - информационные и интеллектуальные.

Три группы ресурсов, которые присущи практически любому производству называются базовыми - это трудовые, материальные и природные. А вот финансовые, которые возникли лишь на "рыночной" ступени имеют название производных.

Но это не одна классификация ресурсов производства. Другие ученые предлагают разделить их на три группы: первая - общие, вторая - специфические и третья - интерспецифические. Общие - это те, ценность которых никак не зависит от того, находятся они в данной фирме или нет. Специфические - их ценность вне фирмы гораздо ниже, чем внутри нее. А интерспецифические - взаимоуникальные, взаимодополняемые ресурсы и их максимальная ценность достигается только в конкретной фирме и исключительно посредством нее.

Ресурсы и близкие понятия. Но есть в них и отличия. Ранее было замечено, что ресурсы есть те природные, социальные, материальные силы, которые только могут быть вовлеченными в производство. А факторы - одна из экономических категорий, которая обозначает ресурсы, уже вовлеченные в сам процесс производства. Таким образом, ресурсы и факторы производства - понятия близкие, но понятие "ресурсы производства" шире, чем понятие "факторы производства". То есть факторами производства являются производящие ресурсы.

Ресурсы и факторы производства имеют свои классификации. Первая была рассмотрена выше, а вот вторая:

1. Земля - так называют природные блага, которые принято использовать в процессе любого производства. Ими могут быть лес, воздух, и так далее. Земля считается ограниченным ресурсом, поэтому за него принято взимать плату, называемую рентой.

2. Труд - это умственные и физические усилия, используемые людьми в процессе производства услуг и товаров. Люди реализуют свои способности к труду за отдельную плату, называемую заработной.

3. Капитал - он обычно затрачивается именно в процессе производства. Поэтому капитал предоставляется в использование также за отдельную плату, которая называется "процент за капитал".

4. Предпринимательство. Его основная задача свести воедино в рамках капитал, труд и землю. А за усилия и риск, которые вкладываются в бизнес, он получает плату или по-другому - прибыль.

Факторами производства реально могут распоряжаться, владеть или пользоваться государство, фирмы или частные лица.

Экономические ресурсы производства - это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В экономической литературе приводятся разные классификации ресурсов, в частности есть такая:

1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые (например, тепло солнца, сила ветра) и исчерпаемые (нефть, руда, лес), а среди последних возобновляемые (рыба в водоемах, лесонасаждения) и невозобновляемые (полезные ископаемые);

2) материальные - все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые - население в трудоспособном возрасте;

4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми, а возникшие на “рыночной” ступени финансовые ресурсы стали называть производными.

Приведенная классификация экономических ресурсов не является застывшей, навсегда данной. Например, в современных условиях появились новые ресурсы (информационные, экологические и др.).

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, а от неё - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, а в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.

Наряду с понятием “ресурсы производства” экономическая теория оперирует также понятием факторы производства. В чём их отличие?

Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, что это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы. Следовательно, ресурсы производства - понятие более широкое, чем факторы производства.

В экономической теории существуют разные подходы к классификации факторов производства.

Немарксистская экономическая наука, используя теорию Ж.Б. Сэя, выделяет три фактора производства:

1) земля - в широком смысле все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

2) капитал - материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;

3) труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (экономически активное население), а также предпринимательская способность.

Правда, в западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность сегодня рассматривают как самостоятельный четвертый фактор производства.

Марксистская экономическая теория выделяет два фактора производства: вещественный, объединяющий капитал и землю, и личный (человек с его способностью к труду).

Различие в классификации факторов обусловлено классовым подходом к анализу общественного производства. Немарксистская теория рассматривает факторы производства как общие условия производства, без которых сам процесс производства невозможен. Марксизм исходит из того, что вещественные факторы производства принадлежат одним людям (капиталистам, земельным собственникам), а личный фактор - другим (рабочим). Чтобы вещественные и личный фактор производства соединились, необходима купля-продажа рабочей силы. В результате возникают капиталистические отношения, отношения эксплуатации наемного труда капиталом.

Все экономические ресурсы (факторы производства) в рыночной экономике находятся в собственности различных субъектов. Это имеет большое значение, так как обладание ресурсами, обеспечивает собственникам доходы. Эти доходы называют основными, или факторными доходами. Труд приносит доход в виде заработной платы, капитал - прибыли или процента, земля - в виде ренты.

Кроме того, закрепленность ресурсов обеспечивает их экономное, рациональное использование, сохранность, приумножение.

Все экономические ресурсы (факторы производства) обладают общими свойствами.

Во-первых, они взаимозаменяемы. Любое производство требует взаимодействия трех факторов, однако комбинация этих факторов может быть различной. Один и тот же продукт можно произвести, используя больше капитала, меньше труда, или, наоборот, меньше капитала, больше труда. Поскольку в рыночной экономике ресурсы (факторы производства) являются товарами, покупаются и продаются по разным ценам, то предприниматели всегда ищут такую комбинацию ресурсов, которая позволяет им производить товары с наименьшими издержками. Взаимозаменяемость ресурсов имеет пределы, так как невозможно один ресурс (например, труд) полностью заменить другим (например, капиталом).

Во-вторых, ресурсы (факторы производства) редки или имеются в ограниченном количестве.

Хотя ресурсы ограничены объективно, это не препятствует экономической теории различать их «абсолютную» и «относительную» ограниченность.

Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей, всех членов общества.

Но для удовлетворения каких-то выбранных, определённых потребностей ресурсов достаточно. Это и есть “относительная ограниченность ресурсов”.

Итак, при попытке одновременного удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов, - но если сузить круг потребностей, подлежащих удовлетворению, то ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсов относительно достаточно.

Абсолютная ограниченность ресурсов, превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.

2. Экономические ресурсы и факторы производства

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Производственные ресурсы – это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

К экономическим ресурсам относятся:

Природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно – земля. Земля – все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы;

Трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно – труд.

Труд – все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства;

Капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал). Капитал – все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это-то, с помощью чего человек воздействует на природу. При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:

Физический капитал (это и есть экономический ресурс) – запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.

Денежный капитал (не является экономически ресурсом) – пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации…), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал – это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно – предпринимательство;

Знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767–1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному – технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

3. Ограниченность ресурсов и выбор альтернатив использования ресурсов

Все материальные ресурсы, как естественные, так и произведенные человеком, ограничены. Действительно, когда речь идет о тех ресурсах, которые могут быть вовлечены в производство, встает проблема ограниченности пахотных земель, залежей полезных ископаемых, лесных угодий, пригодных к разведению рыб озер и рек. Лимитировано и использование в производстве станков и инструментов нужного ассортимента и качества, адекватных потребностям производства технологических характеристик, компьютеров необходимой производительности, программных средств, способных эффективно заменить человека на производстве. Несмотря на широкое развитие транспортных средств, всякий предприниматель ощущает определенную недостаточность их для целей своей деятельности.

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов. В самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы, в периодической печати постоянно публикуются объявления о приглашении на работу, о конкурсах на вакантные места. Это значит, что, наряду с проблемой занятости, существует дефицит определенных видов трудовых ресурсов. К примеру, при том, что выпускники педагогического института не трудоустроены, в школах городов ощущается острая нехватка педагогических кадров.

Нехватка людей, способных к цивилизованной предпринимательской деятельности, особенно остро ощущается в нашей экономике. Это связано с отсутствием, а точнее, забвением отечественных предпринимательских традиций, недостаточной квалификацией людей, занявшихся бизнесом, неадекватной потребностям современного бизнеса правовой, экономической и социально-политической средой.

Наряду с ограниченными, экономическими ресурсами, существуют и блага, не являющиеся ограниченными, распределяемыми и присваемыми определенными людьми (атмосферный воздух). Такие ресурсы, в отличие от экономических, называют свободными.

Учитывая, что ресурсы общества ограничены, встает вопрос о производственных возможностях, то есть проблема технологического выбора, решения вопроса о том, какие блага и в каких количествах производить, чтобы в максимальной степени удовлетворить общественные потребности. В этих целях необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности.

Ограниченность ресурсов не является абсолютной, она всегда относительна. Так, наличные освоенные ресурсы определенного хозяйства всегда зависят от:

Величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;

Величины функционирующих в процессе общественного воспроизводства средств производства, включая землю.

Величина функционирующих в процессе общественного воспроизводства средств производства определяется господствующим на данном этапе развития хозяйственной системы технологическим способом производства. Именно технологический способ производства является ограничителем для вовлечения в процесс общественного воспроизводства дополнительных ресурсов. Так, изменения, связанные с повышением уровня производительности труда на предприятии, благодаря технологическим изменениям, имеют следствием, как правило, рост объема производства, для достижения которого ранее потребовалось бы значительное увеличение числа занятых. В данном случае для предприятия (и для общества) произошло изменение величины таких экономических ресурсов, как труд и средства производства.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производства.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах (модель Кобба–Дугласа). Она выглядит следующим образом:

Прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе. 2. Рутинные и творческие потребности Помимо деления на биологические и социальные, материальные духовные, индивидуальные и...

Соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства. Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может...




Становления информационного общества сама ин­формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд. Социально-экономические потребности как движущий мотив экономической деятельности Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого...

Чтобы произвести экономические блага, нужны ресурсы и факторы производства. Под ресурсами понимаются запасы, источники, возможности, средства, к которым обращаются. Понятие «фактор» в переводе с латинского означает «делающий, производящий». Это движущая сила какого-либо процесса, существенное обстоятельство в нем. Следовательно, эти понятия близкие, но не тождественные. Экономические ресурсы это природные и социальные силы, еще не включенные в производство. Факторы - это ресурсы, вовлеченные в процесс производства или производящие ресурсы. Некоторые страны богаты ресурсами, но их экономика недостаточно развита, поскольку они вовлечены в производство не широко.

Обычно выделяются четыре группы ресурсов.

    Природные (естественные), в состав которых входят пахотные и другие земли, лес, вода, минеральное сырье, воздушный бассейн и т.д. Среди них различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые», а также «возобновляемые» и «невозобновляемые».

    Материальные (инвестиционные) − созданные человеком средства производства.

    Человеческие ресурсы, в том числе трудовые и предпринимательский слой.

    Финансовые − денежные средства, которыми располагает общество для решения стоящих перед ним задач.

В экономической науке выделяют четыре основных фактора производства.

    Земля как включенные в производственный процесс естественные ресурсы.

    Капитал − как используемые материальные и финансовые ресурсы.

    Труд или рабочая сила, занятая в процессе производства.

    Предпринимательская способность.

Совокупность ресурсов при их полном и эффективном использовании на основе данной технологии определяет производственные возможности страны и их границы. Возможный и желательный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Таким образом, рост потребностей при ограниченности ресурсов, возможность их альтернативного использования ставят проблему экономического выбора, поиска наилучшего сочетания факторов производства, определения приоритетов, т.е. очередности удовлетворения имеющихся потребностей.

Общественное производство и его виды

Использование ресурсов и факторов, т.е. производственных возможностей для получения материальных и духовных благ в целях удовлетворения потребностей людей есть процесс общественного производства.

Общественное производство включает воспроизводство самих людей и системы их экономических отношений и связей.

В развитых странах современное производство включает два взаимосвязанных и взаимодополняющих вида: материальное и нематериальное производство. Развитие материального производства создает условия для развития сферы услуг и, прежде всего, здравоохранения, науки, образования, культуры, быта и др. От него в решающей степени зависит техническая оснащенность сферы услуг.

Другой вид − нематериальное производство, которое создает духовные, культурные блага, оказывает медицинские, образовательные, консультационные и другие услуги. Рост сферы услуг, изменение соотношения между материальным и нематериальным производством являются одними из крупных качественных сдвигов в экономике. Удельный вес нематериального производства в США составляет примерно 3/4, в странах Западной Европы − 65%, в России он превысил 50% валового внутреннего продукта. На долю услуг приходится примерно 1/2 мирового валового продукта.

В современных условиях заметно усилилось взаимодействие материального и нематериального производства. Новые научные открытия, технические изобретения, высокие технологии, образование, культура оказывают возрастающее воздействие на развитие материального производства. Поскольку нематериальному производству принадлежит ведущая роль в обеспечении общественного прогресса, то выход России на передовые рубежи в мире следует связывать с развитием интеллектуального потенциала, оживлением на этой основе наукоемких и высокотехнологичных производств.

Практические и семинарские занятия – 4 часов.

Занятие 1. Предмет и метод экономической теории

Отрабатываемые вопросы:

    Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Определение предмета экономической теории.

    Рациональное экономическое поведение. Полная, ограниченная и органическая рациональность.

    Модели человека в экономической теории.

    Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория.

    Экономическая теория и экономическая политика.

    Важнейшие направления и школы в экономической теории. Понятие «основного направления» (mainstream) в экономической теории.

    Научные абстракции и модели. Экономические законы.

    Важнейшие принципы и допущения при исследовании экономической жизни общества: принцип «при прочих равных условиях», проблемы причины и следствия, части и целого (ошибка композиции). Понятие индукции и дедукции. «Бритва Оккама».

    Сущность функционального анализа. Значение и смысл графических построений.

    Возможности и пределы прогнозирования в экономической теории.

Занятие 2. Основные закономерности экономической организации общества

Форма проведения занятия: обсуждение теоретических вопросов

Отрабатываемые вопросы:

    Основные экономические проблемы общества: Что, Как и Для кого производить.

    Важнейшие факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательство.

    Закон редкости и необходимость технологического выбора. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации). Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей. Возрастающие издержки замещения и конфигурация кривой трансформации.

Управление самостоятельной работой студента

Консультации

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.

Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.

Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:

  1. недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
  2. долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
  3. настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
  4. будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
  5. прямые – это блага, направленные только на потребление;
  6. косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
  7. взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
  8. взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.

Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.

Существует несколько разновидностей ресурсов:

  1. природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
  2. человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
  3. капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги , расходуемые на их приобретение;
  4. предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.

Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.

В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.

Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.

Рассмотрим их основные виды:

  1. земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
  2. труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
  3. капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
  4. предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес , плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).

Наиболее наглядно виды ресурсов можно представить в виде рисунка.

Рис. 1. Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования

Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство .

Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.