Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Гсм от приобретения и до списания. Для выполнения работ заправку транспорта топливом осуществляет заказчик

Добрый день! Нашему предприятию необходимы услуги по уборке урожая зерновых культур. В связи с этим у меня вопрос: Можно ли в договоре на оказание услуг по уборке урожая зерновых, где мы являемся Заказчиком, а сторонняя организация Исполнителем указать такие условия, как заправка комбайнов ГСМ за счет Заказчика? Как оформить такую операцию документально и в бухгалтерском учете? Не повлечет ли это операция отражения как реализация ГСМ? При каких условиях можно производить отпуск-реализацию ГСМ (наличие страховки на опасные объекты, налог на реализацию ГСМ)? Предприятие применяет режим ЕСХН.

: Как следует из Вашего вопроса, организация заправляет своим бензином машину подрядчика. В договор подряда может быть включено условие о том, что заказчик должен компенсировать подрядчику стоимость ГСМ. В этом случае данная операция считается реализацией. Деятельность по реализации ГСМ лицензированию не подлежит. В бухгалтерском учете заказчика делается проводка: Дебет 91-2 Кредит 10. Перечень расходов, которые можно признать при ЕСХН, является закрытым. В налоговом учете более безопасно стоимость ГСМ не учитывать.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Статья: Возмещение расходов подрядчика заказчиком

Договор подряда может предусматривать различные условия. Например, обязательство заказчика не только уплатить подрядчику причитающееся вознаграждение за выполненные работы, но и возместить расходы, понесенные им в связи с исполнением условий договора* (на проезд, проживание работников и др.). Каков порядок оформления сумм компенсаций, возмещаемых заказчиком?

Дополнительные расходы

На практике часто можно встретить случаи, когда при заключении договора подряда стороны, помимо цены договора, предусматривают компенсацию заказчиком каких-то иных расходов подрядчика* (например, затрат на страхование строительных рисков).

Трактоваться такая ситуация должна следующим образом: любая установленная договором компенсация рассматривается как составная часть цены договора подряда.

При этом величина этой части цены договора подряда может рассчитываться по фактическим расходам подрядчика в том периоде, в котором такие расходы были понесены. Порядок оплаты данной части цены договора определяется условиями договора.

А. Ю. Дементьев

Генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:*

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

Бухучет

В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками*:

Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:*

Экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ*.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке*. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4.Статья: Налоговые последствия разных вариантовкомпенсации расходов заказчика или исполнителя

Минус в риске признания затрат, если заказчик является «упрощенцем». Если заказчик применяет «упрощенку» с объектом доходы минус расходы, учесть дополнительные затраты, возмещенные исполнителю, он вправе только при условии, что они отвечают требованиям статьи 346.16 НК РФ. А поскольку перечень расходов, предусмотренный этой статьей, является закрытым, то может возникнуть ситуация, когда заказчик не вправе будет учесть для целей налогообложения какие-либо расходы*.

Организация Заказчик заключила договор на транспортные услуги с транспортной компанией, по условиям договора ГСМ за счет заказчика. Правомерность признания в расходах затрат на ГСМ, не имея техники.

Вопрос: Организация Заказчик заключила договор на транспортные услуги с транспортной компанией. Исполнитель оказывает услуги на спецавтотехнике. ГСМ за счет заказчика.1 Правомерно ли организация - заказчик спишет на расходы ГСМ, не имея спецтехнику и, соответственно, нормы списания ГСМ?2 Можно ли оформить ГСМ как давальческое сырье?3. Возможна ли переквалификация договора на транспортные услуги в договор аренды транспортных средств с экипажем? Какие при этом могут быть правовые последствия?

Ответ:
Условиями договора (в описанной Вами ситуации это может быть и Договор на оказание транспортных услуг, и Договор по аренде автомобиля с экипажем) может быть предусмотрено, что расходы по ГСМ несет заказчик услуг.

В таком случае израсходованные ГСМ возможно рассматривать как давальческие материалы. То есть, по факту их расходования исполнитель должен представить заказчику Отчет об израсходованных материалах. А также, так как ГСМ расходовались на проведение определенных перевозочных работ, затраты по ним должны быть подтверждены путевыми листами, копии которых по факту выполнения услуг перевозки исполнитель предъявляет заказчику.

Следовательно, на основании условия в договоре и оформленных вышеуказанных документов, заказчик сможет учесть затраты на приобретение ГСМ в составе налоговых расходов.

Обоснование

Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя

Чтобы подстраховать себя от повышения цен на материалы, исполнители нередко настаивают, чтобы заказчик возместил им расходы сверх суммы вознаграждения. Однако это не самый выгодный вариант для обеих сторон

На практике к возмещаемым расходам исполнителя или подрядчика относят расходы на наем жилья, проезд, сборы за услуги аэропортов, оплату материалов, услуг субподрядчиков и т. д. Заказчик вправе самостоятельно определить наиболее выгодный для него вариант оплаты таких услуг исполнителю, к примеру:

в общую цену договора может входить как вознаграждение исполнителя, так и компенсация его затрат;

помимо оплаты стоимости работ или услуг заказчик может отдельно компенсировать расходы исполнителя;

заказчик может напрямую оплачивать третьим лицам расходы, понесенные исполнителем.

В зависимости от выбранного варианта различаются налоговые последствия для обеих сторон.

Вариант второй — помимо вознаграждения исполнителя заказчик компенсирует сумму затрат

Этот вариант достаточно рискованный для обеих сторон в силу того, что возникают спорные моменты по налогу на прибыль и НДС.

Неясность по налогу на прибыль у исполнителя. В этом случае у исполнителя доходом может быть признана только сумма вознаграждения. При получении компенсации затрат, подтвержденных документально, он не получает никакой экономической выгоды, что согласно статье 41 НК РФ является обязательным признаком дохода. Соответственно суммы возмещенных расходов также не признаются в налоговом учете исполнителя.

Однако контролирующие ведомства могут выступить против такого порядка учета. В довольно давних разъяснениях они указывают, что исполнитель должен определять доход от сделки с учетом всех поступлений от заказчика (письма Минфина России от 04.08.05 № 03-03-04/2/41 и УФНС России по г. Москве от 19.12.07 № 20-12/121656). Вместе с тем в случае признания дохода он сможет признать и соответствующие расходы, которые ему компенсирует заказчик. В этом случае налоговая база будет той же.

Плюс в возможности признать расходы заказчиком. У него обе суммы (и вознаграждение, и компенсация затрат) признаются в составе затрат в общем порядке (см. врезку ниже). Однако в интересах заказчика необходимо предусмотреть обязанность исполнителя приложить заверенные подписью и печатью подрядчика копии первичных документов. Имея на руках копии расходных документов, заказчик может признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.08.09 № Ф04-4093/2009(12642-А67-39) и Московского от 13.08.08 № КА-А40/7595-08 округов).

Причем в договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.08 № А42-6681/2005). Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3 , оставленное в силе определением ВАС РФ от 31.07.09 № ВАС-9188/09).

Кроме того, стороны должны четко прописывать наименование возмещаемых затрат. К примеру, часто заказчик в своем налоговом учете отражает командировочные расходы по сотрудникам организации-исполнителя. При таком оформлении в признании затрат будет отказано, так как юрлицо имеет право направлять в командировки только своих работников (письмо Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 № А03-3375/2010).

В этом случае безопаснее отражать затраты как возмещение командировочных расходов организации-исполнителя по проезду его сотрудников к месту выполнения работ (постановления ФАС Московского от 08.10.10 № А40-96191/09-108-586 и Поволжского от 20.11.07 № А55-19546/2006 округов).

Вариант третий — заказчик напрямую оплачивает третьим лицам расходы, понесенные подрядчиком

При данном варианте возможны те же претензии налоговиков, которые перечислены при рассмотрении второго варианта возмещения расходов. Ведь, по сути, в этой ситуации затраты также являются расходами подрядчика или исполнителя.

Отличия возникают, если в отношении работ такой вариант признается давальческой переработкой. В этом случае заказчик, получив право собственности на изготовленную продукцию, возмещает подрядной организации стоимость работ.

Плюс в возможности принятия к вычету НДС. Заказчик самостоятельно приобретает материалы для подрядчика и получает от продавца счет-фактуру. Соответственно при давальческой переработке у него не возникает проблем с вычетом НДС.

Плюс в том, что право собственности остается у заказчика. Право собственности на приобретенные материалы, которые предоставляет заказчик, не переходит к подрядчику. Стоимость материалов не является частью цены переработки и не относится к расходам подрядчика.

Плюс в признании затрат по налогу на прибыль. Заказчику проще учесть затраты в целях исчисления налога на прибыль. Так как расходные документы на покупку материалов будут на руках у заказчика, он сможет признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС

Каким в данном случае должен быть документооборот у заказчика и как необходимо оформить передачу ГСМ, топливных карт исполнителю?

Как заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика? Приобретение и списание ГСМ. Чтобы списать расходы нужен будет путевой лист и кассовые чеки.

Вопрос: ООО на общей системе налогообложения плательщик НДС, покупает транспортные услуги у ИП (вмененный доход). Могут ли они заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика. Сможет ли на основании данного договора ООО включать затраты на ГСМ в ВР (списывать согласно норм), не будет ли данная операция рассматриваться как реализация. Каким в данном случае должен быть документооборот у заказчика и как необходимо оформить передачу ГСМ, топливных карт исполнителю? как правильно оформить взаиморасчеты?

Ответ: Да, Вы можете заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика, это позволяет сделать ст. 421 ГК РФ.

В данной ситуации возможны два варианта:

Поставщик предоставляет транспортные услуги, несет при этом определенные расходы (ГСМ), а заказчик возмещает ему эти затраты.

Для того, чтобы возместить затраты поставщик должен будет предоставить отчет по расходам, а также приложить к нему копии документов, подтверждающие расходы (копии путевого листа, кассовые чеки). В этом случае заказчик учтет расходы на основании предоставленного отчета и копий документов. Однако расходы будут учтены не как на ГСМ, а как компенсация по договору транспортных услуг:

Дебет 20,44… Кредит 76 отражены затраты, которые нужно возместить поставщику;

Дебет 76 Кредит 51 возмещены расходы поставщику.

В налоговом учете расходы включите в состав прочих расходов.

Входного НДС не будет.

Поставщик эту операцию отразит у себя как реализацию.

Заказчик приобретает ГСМ и передает его перевозчику для оказания услуг.

Приобретение и списание ГСМ отразите в общем порядке.

Чтобы списать расходы нужен будет путевой лист и кассовые чеки. Если организация оплачивает ГСМ по безналичному расчету, то путевой лист, товарная накладная, счет-фактура. Передачу ГСМ исполнителю оформите первичным документом. Установленной формы первичного документа законодательством для этого не предусмотрено. Поэтому организация должна разработать такой документ самостоятельно, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты (ст. 9 ФЗ-402 от 06.12.11 г.).

ГСМ отразите в составе материалов:

Дебет 10 Кредит 60 отражено приобретение ГСМ;

Дебет 19 Кредит 60 отражен входной НДС;

Дебет 68 Кредит 19 входной НДС принят к вычету.

В налоговом учете затраты включите в состав материальных расходов.

Обоснование

Можно не возмещать расходы поставщика

«…Торгуем оптом рыбой. Поставщики, у которых мы приобретаем товар, отдельной строкой записывают в накладных стоимость ветеринарной справки. Вправе ли они требовать от нас возместить эти расходы?..»

- Из письма главного бухгалтера

Мы считаем, что это зависит от условий договора.

По общему правилу компания вправе продавать мясо, рыбу, молочные и некоторые другие продукты только с ветеринарными сопроводительными документами: ветеринарной справкой, свидетельством, сертификатом. Это следует из приказа Минсельхоза России от 16.11.06 № 422 . Ветеринарная справка необходима, в частности, при перевозке грузов (п. 1.3 приказа № 422). Она подтверждает, что продукция прошла ветеринарно-санитарную экспертизу на качество и безопасность. То есть оформление такого документа - это сопутствующая услуга, неразрывно связанная с торговлей (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Оформить ее - прямая обязанность продавца. А значит, он не вправе требовать дополнительную плату за нее, если в договоре нет никаких оговорок на этот счет.

В то же время стороны могут предусмотреть в договоре, что покупатель компенсирует эти затраты. Тогда поставщик вправе предъявить их к возмещению.*

Путевой лист оформляет компания, которая по договору аренды машины с экипажем оплачивает бензин

Наша фирма арендует у другой компании автомобиль с экипажем. Водитель является штатным сотрудником арендодателя. По условиям договора мы оплачиваем расходы на бензин. Кто должен выписывать путевые листы – наша компания или арендодатель? И если мы, то надо ли нам указывать данные водителя, который не является нашим работником?

Выписывать путевые листы должна ваша организация. Ведь по условиям договора вы оплачиваете бензин. А значит, чтобы списать такие расходы при расчете налога на прибыль, вам понадобятся первичные документы, подтверждающие экономическую обоснованность (). Таким документом как раз является путевой лист.

Что касается второго вопроса, то в путевом листе следует указывать Ф.И.О. водителя. При этом не важно, что он состоит в штате арендодателя. Это следует из Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов , утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 .*

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам ().*

Как при налогообложении учесть НДС, предъявленный продавцом ГСМ. Организация приобретает ГСМ за наличный расчет через подотчетное лицо

Порядок учета НДС зависит от того, как оформлены расчетные документы, выданные АЗС.

Возможны три варианта.

Помимо кассового чека, АЗС выдает сотруднику счет-фактуру, выписанный на организацию. Если сотрудник действует на основании доверенности , то АЗС обязана выдать ему счет-фактуру. Об этом сказано в письме МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 . При наличии счета-фактуры сумму НДС, выделенную в нем, можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, из которого следует, что в стоимость ГСМ включен НДС.

По мнению контролирующих ведомств, в этом случае принять НДС к вычету нельзя (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51). Такая позиция основана на том, что получить вычет по НДС можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом в отдельных случаях Налоговый кодекс РФ допускает применение вычетов по НДС на основании иных (помимо счетов-фактур) документов (в т. ч. кассовых чеков) (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Налоговая служба считает, что в отношении розничных торговых операций этот порядок не применяется, поскольку договор розничной торговли не предусматривает продажу товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (). Поэтому при таком оформлении покупки ГСМ воспользоваться налоговым вычетом организации не удастся. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. № А66-7929/2004).

Перечень случаев, в которых сумму предъявленного НДС можно включить в состав расходов (учесть в стоимости приобретенного имущества), приведен в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Ситуация, когда нет документов, подтверждающих право на вычет, в этот перечень не входит (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 03-07-11/126). Поэтому в налоговом учете сумму НДС, указанную в кассовом чеке (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС – 18 руб.»), в состав расходов не включайте. Если точная сумма налога не указана (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС»), ее нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать без уменьшения налоговой базы.

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, в котором указана стоимость ГСМ, а НДС не упоминается. В этом случае материалы можно учесть по цене приобретения, которая равна сумме, указанной в чеке (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).*

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Бухучет: приобретение ГСМ

В бухучете выдачу наличных денег отразите проводкой:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет либо по унифицированной форме АО-1 , либо по той, что организация разработала самостоятельно. К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п. Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо .

В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на субсчете 10-3 «Топливо», открытом к счету 10 «Материалы» . Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

На сумму входного НДС сделайте проводку:
Дебет 19 Кредит 71
– учтен НДС по расходам на ГСМ на основании счета-фактуры.

Если счета-фактуры нет, входной НДС спишите за счет собственных средств:

Дебет 91-2 Кредит 19
– списан НДС за счет собственных средств организации.

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).*

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (, ).*

Должен ли подрядчик платить НДС с компенсации дополнительных расходов, которую заказчик выплатил сверх цены основного договора

Пример отражения в бухучете и при налогообложении компенсации дополнительных расходов, понесенных исполнителем (подрядчиком)*

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с ООО «Производственная фирма "Мастер"» (исполнитель) договор на выполнение пусконаладочных работ газового оборудования. Цена договора – 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Кроме того, стороны заключили соглашение о том, что заказчик возмещает исполнителю командировочные расходы сверх цены основного договора. Сумма командировочных расходов сотрудников «Мастера», привлеченных к исполнению договора, составила 30 000 руб. (в т. ч. НДС – 4000 руб. (часть расходов НДС не облагается)).

После подписания акта приемки-передачи выполненных работ «Альфа» перечислила «Мастеру» оплату в размере 118 000 руб. и возместила командировочные расходы в сумме 30 000 руб.*

При начислении НДС с компенсации командировочных расходов бухгалтер «Мастера» руководствовался позицией Минфина России.

В бухучете организации сделаны следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
– 30 000 руб. – выданы сотруднику деньги под отчет;

Дебет 20 Кредит 71
– 26 000 руб. (30 000 руб. – 4000 руб.) – учтены командировочные расходы;

Дебет 19 Кредит 71
– 4000 руб. – учтен НДС по командировочным расходам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 4000 руб. – принят к вычету НДС по командировочным расходам;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации выполненных работ;


– 18 000 руб. – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 30 000 руб. – отражена стоимость командировок, возмещаемая заказчиком*;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4576 руб. (30 000 руб. х 18/118) – начислен НДС со стоимости возмещения;

Дебет 51 Кредит 62
– 148 000 руб. – поступила от заказчика оплата выполненных работ с учетом компенсации командировочных расходов.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Мастера» включил в состав доходов выручку от реализации выполненных работ (с учетом компенсации командировочных расходов) за вычетом НДС – 125 424 руб. (148 000 руб. – 18 000 руб. – 4576 руб.).

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Организация (Заказчик) заключила договор на оказание услуг спецтехникой. В договоре прописано, что заправка техники осуществляется за счет собственных средств Заказчика.Вопрос:1) на основании каких документов Заказчику списать ГСМ в БУ и НУ и по каким нормам?2) в баке спецтехники на момент начала оказания услуг был остаток ГСМ. Как учитывать его Заказчику? Возможна ли продажа этих остатков ГСМ Заказчику(в рамках договора оказания услуг)? Или есть другие варианты учета?

Списывать ГСМ организация может по самостоятельно разработанным нормам, правильнее будет согласовать их в договоре. В качестве документов, подтверждающих расходы на ГСМ, можно, например, использовать путевые листы и отчеты исполнителя.

Из формулировки вопроса следует, что по условиям договора возмездного оказания услуг обеспечение исполнителя ГСМ для работы спецтехники возложено на заказчика.

Порядок передачи заказчиком и использования ГСМ исполнителем нужно прописать в договоре, так как законодательно правила оформления и учета таких операций не регламентированы.

Поскольку в данном случае идет речь об оказании услуг иждивением заказчика, а не о предоставлении техники в аренду, учитывать расход ГСМ и предоставлять отчет об их использовании должен исполнитель. В договоре стороны могут также утвердить нормы расхода топлива и порядок возмещения стоимости остатков ГСМ в баках автомашин.

Например, передачу исполнителю приобретенных ГСМ, принадлежащих заказчику, можно оформить накладной № М-15 или на основании самостоятельно разработанной формы, содержащей необходимые реквизиты. Исполнитель по факту оказания услуг составляет отчет об использовании материалов заказчика. Причем отчет и данные об остатках ГСМ нужно подтвердить копией или дополнительным экземпляром путевого листа. На основании этих документов заказчик отражает в бухучете списание ГСМ. В налоговом учете также можно признать документально подтвержденные экономически обоснованные расходы в полном объеме.

Порядок взаиморасчетов между сторонами за неизрасходованные остатки ГСМ нужно предусмотреть в договоре об оказании услуг. Например, можно оформить это как отдельную компенсацию расходов заказчика или исполнителя и подтвердить первичными документами и счетами-фактурами.

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Главбух советует : если организация не является автотранспортным предприятием, то подтверждать расходы на бензин необязательно строго путевыми листами. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими. А аргументы тут могут быть следующими.

Использовать путевой лист обязаны только специализированные автотранспортные организации, автохозяйства. Об этом сказано в Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Для остальных же организаций обязанность использовать путевой лист законодательством не предусмотрена. Поэтому организовать учет ГСМ можно на основании других первичных документов бухгалтерского и налогового учета. Например, это приказы, отчеты, акты, оборотные ведомости движения ГСМ и т. п. Аналогичной позиции придерживаются в своих решениях и судьи (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60 , от 25 октября 2012 г. № А40-13623/12-75-66 , Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2010 г. № А74-3569/2009).

Организация может использовать:

  • унифицированные формы;
  • самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице . Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано.

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 . При этом они не являются обязательными к применению .

Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.

Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен проверить (показания одометра, расход топлива и т. д.) и заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом .

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Главбух советует : Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08 , постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007 , от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13 , постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5 , Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности одометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания одометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания одометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным одометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой . В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848 .

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354 .

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО , по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета , , , , ).

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам ().

Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации (например, для перевозки сотрудников), то расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письмах , .

Для расчета налога на прибыль топливо принимайте к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, выделенную в чеке, исключите из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ отнесли к материальным расходам, то списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяете в организации (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Когда же речь идет о прочих расходах, стоимость учтенного бензина списывайте по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы , которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие ), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12 .

Главбух советует : для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы , рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России . Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р .

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве , утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180 .

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011 .

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы . Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71 , от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57 , от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61 , УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

ВИП-версии Системы Главбух

Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя

На практике к возмещаемым расходам исполнителя или подрядчика относят расходы на наем жилья, проезд, сборы за услуги аэропортов, оплату материалов, услуг субподрядчиков и т. д. Заказчик вправе самостоятельно определить наиболее выгодный для него вариант оплаты таких услуг исполнителю, к примеру:

  • в общую цену договора может входить как вознаграждение исполнителя, так и компенсация его затрат;
  • помимо оплаты стоимости работ или услуг заказчик может отдельно компенсировать расходы исполнителя;
  • заказчик может напрямую оплачивать третьим лицам расходы, понесенные исполнителем.

В зависимости от выбранного варианта различаются налоговые последствия для обеих сторон. Причем положения, касающиеся определения цены, применимы к договорам возмездного оказания услуг, а также договорам подряда.

Вариант первый - общая цена договора включает вознаграждение исполнителя с учетом его затрат

В этом случае общую стоимость договора на практике стороны определяют как:

  • твердую, которая не меняется из-за понесенных исполнителем расходов;
  • плавающую, состоящую из двух частей: собственно вознаграждения исполнителя и суммы, эквивалентной понесенным им расходам, которая подтверждается первичными документами.

Независимо от выбранного подварианта (см. врезку ниже) у исполнителя вся сумма признается доходом для целей налога на прибыль и облагается НДС, если он является плательщиком этого налога. Заказчик в свою очередь всю сумму по договору признает в расходах в общем порядке. Однако если выбран вариант с плавающей ценой, то сумму, эквивалентную понесенным затратам, необходимо подтвердить документально.

Порядок такого подтверждения стороны устанавливают в договоре. Распространенный вариант - исполнитель представляет копии первичных документов, заверенные им самим, а также общую смету затрат.

Плюс в неизменности цены, указанной в договоре. Если стороны определили в договоре твердую цену, изменить ее можно только по соглашению сторон, в том числе в случае, когда корректировка цены происходит по видам работ в пределах сметной стоимости (постановление ФАС Московского округа от 13.10.09 № КГ-А41/10355-09). При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда не было возможности предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (определение ВАС РФ от 13.05.10 № А73-5195/2009).

Плюс в том, что заказчик сможет принять вычет НДС со всей стоимости договора. Заказчик вправе принять к вычету НДС не только с суммы выплаченного вознаграждения, но и с суммы, эквивалентной понесенным затратам исполнителя. Конечно, если последний является плательщиком НДС и выполнены иные условия для предъявления вычета (ст. 170-172 НК РФ, постановления ФАС Московского округа от 05.09.08 № КА-А40/8211-08 и от 11.09.08 № КА-А40/8600-08).

Минус, если договор заключается с лицом, не являющимся плательщиком НДС. Если подрядчиком или исполнителем выступает физическое лицо или «упрощенец», заказчик не сможет принять к вычету НДС даже по материалам. То же самое ожидает заказчика при использовании второго варианта - компенсации суммы затрат. Принять к вычету НДС при таких условиях он сможет, только если приобретет товар, работы или услуги, самостоятельно оплачивая их третьим лицам.

Вариант второй - помимо вознаграждения исполнителя заказчик компенсирует сумму затрат

Этот вариант достаточно рискованный для обеих сторон в силу того, что возникают спорные моменты по налогу на прибыль и НДС.

Неясность по налогу на прибыль у исполнителя. В этом случае у исполнителя доходом может быть признана только сумма вознаграждения. При получении компенсации затрат, подтвержденных документально, он не получает никакой экономической выгоды, что согласно статье 41 НК РФ является обязательным признаком дохода. Соответственно суммы возмещенных расходов также не признаются в налоговом учете исполнителя.

Однако контролирующие ведомства могут выступить против такого порядка учета. В довольно давних разъяснениях они указывают, что исполнитель должен определять доход от сделки с учетом всех поступлений от заказчика (письма Минфина России от 04.08.05 № 03-03-04/2/41 и УФНС России по г. Москве от 19.12.07 № 20-12/121656). Вместе с тем в случае признания дохода он сможет признать и соответствующие расходы, которые ему компенсирует заказчик. В этом случае налоговая база будет той же.

Плюс в возможности признать расходы заказчиком. У него обе суммы (и вознаграждение, и компенсация затрат) признаются в составе затрат в общем порядке (см. врезку ниже). Однако в интересах заказчика необходимо предусмотреть обязанность исполнителя приложить заверенные подписью и печатью подрядчика копии первичных документов. Имея на руках копии расходных документов, заказчик может признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС и округов).

Причем в договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.08 № А42-6681/2005). Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3 , оставленное в силе определением ВАС РФ от 31.07.09 № ВАС-9188/09).

Кроме того, стороны должны четко прописывать наименование возмещаемых затрат. К примеру, часто заказчик в своем налоговом учете отражает командировочные расходы по сотрудникам организации-исполнителя. При таком оформлении в признании затрат будет отказано, так как юрлицо имеет право направлять в командировки только своих работников (письмо Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 № А03-3375/2010).

В этом случае безопаснее отражать затраты как возмещение командировочных расходов организации-исполнителя по проезду его сотрудников к месту выполнения работ (постановления ФАС Московского от 08.10.10 № А40-96191/09-108-586 и Поволжского от 20.11.07 № А55-19546/2006 округов).

Минус в риске признания затрат, если заказчик является «упрощенцем». Если заказчик применяет «упрощенку» с объектом доходы минус расходы, учесть дополнительные затраты, возмещенные исполнителю, он вправе только при условии, что они отвечают требованиям статьи 346.16 НК РФ. А поскольку перечень расходов, предусмотренный этой статьей, является закрытым, то может возникнуть ситуация, когда заказчик не вправе будет учесть для целей налогообложения какие-либо расходы.

Неясность в вопросе, должен ли исполнитель включать суммы возмещения в налоговую базу по НДС. Фактически возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Кроме того, денежные средства, полученные исполнителем в качестве компенсации затрат, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер. Следовательно, эти суммы не должны увеличивать налоговую базу по НДС у исполнителя.

Есть и решения судов в пользу этого мнения (постановления ФАС Северо-Западного от 25.08.08 № А42-7064/2007 , Ф04-1010/2009(961-А27-31) , Ф04-1010/2009(962-А27-31), оставлено в силе определением ВАС РФ от 19.06.09 № ВАС-7272/09 , и Московского от 05.09.08 № КА-А40/8211-08 округов).

Неясность в вопросе, кто из сторон может предъявлять к вычету «входной» НДС по возмещенным расходам. Если исполнитель не облагает НДС сумму полученной компенсации, то у него нет никаких оснований для предъявления к вычету «входного» НДС по понесенным затратам. В этом случае он перевыставляет их заказчику от своего имени, который и предъявляет НДС к вычету.

Но налоговики могут предъявить претензии уже заказчику. Так, по аналогичной ситуации давно ведется спор, может ли арендатор предъявить к вычету НДС по электроэнергии по счетам-фактурам, которые ему перевыставил арендодатель. И инспекторы на местах указывали, что не может. Конечно, есть решения и в пользу налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08 и ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009), однако такой вариант является очень рискованным.

Если же исполнитель облагает полученную компенсацию НДС, то заказчик предъявляет его к вычету в общем порядке, так же как и в варианте с плавающей ценой договора.

Неясность в вопросе удержания НДФЛ с суммы компенсации, если исполнителем выступает физлицо. Единого мнения о необходимости удержания налога с суммы возмещаемых физлицу расходов пока нет.

По мнению Минфина России, компенсационные выплаты по гражданско-правовым договорам являются частью вознаграждения исполнителя. Суммы возмещения расходов в перечне доходов, не облагаемых НДФЛ, не поименованы, следовательно, их сумма должна облагаться налогом (письма от 20.03.12 № 03-04-05/9-329 и от 05.03.11 № 03-04-05/8-121).

Некоторые арбитры также поддерживают позицию финансового ведомства по этому вопросу, считая, что командировочные выплаты лицам, не являющимся работниками, следует квалифицировать как их доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ (постановления ФАС Северо-Кавказского от 25.03.11 № А63-3539/2010 и Поволжского от 01.06.09 № А12-15743/2008 , от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22 округов).

Однако в письме ФНС России высказала иное мнение. Оно основано на положениях пункта 2 статьи 709 ГК РФ, в котором указано, что выплаты по договору подряда делятся на две части: вознаграждение и компенсация расходов, связанных с исполнением работ или оказанием услуг. Следовательно, компенсация расходов подрядчика не является вознаграждением, также такая выплата не влечет получение исполнителем экономической выгоды. По мнению налоговых органов, такие суммы не будут облагаться НДФЛ (письмо ФНС России от 25.03.11 № КЕ-3-3/926).

Организации, скорее всего, свою позицию придется отстаивать в судебном порядке. Отметим, что некоторые судьи принимают сторону налогоплательщика (определение ВАС РФ от 26.03.09 № ВАС-3334/09).

Вариант третий - заказчик напрямую оплачивает третьим лицам расходы, понесенные подрядчиком

При данном варианте возможны те же претензии налоговиков, которые перечислены при рассмотрении второго варианта возмещения расходов. Ведь, по сути, в этой ситуации затраты также являются расходами подрядчика или исполнителя.

Отличия возникают, если в отношении работ такой вариант признается давальческой переработкой. В этом случае заказчик, получив право собственности на изготовленную продукцию, возмещает подрядной организации стоимость работ.

Плюс в возможности принятия к вычету НДС. Заказчик самостоятельно приобретает материалы для подрядчика и получает от продавца счет-фактуру. Соответственно при давальческой переработке у него не возникает проблем с вычетом НДС.

Плюс в том, что право собственности остается у заказчика. Право собственности на приобретенные материалы, которые предоставляет заказчик, не переходит к подрядчику. Стоимость материалов не является частью цены переработки и не относится к расходам подрядчика.

Плюс в признании затрат по налогу на прибыль. Заказчику проще учесть затраты в целях исчисления налога на прибыль. Так как расходные документы на покупку материалов будут на руках у заказчика, он сможет признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.08.09 № Ф04-4093/2009(12642-А67-39) и Московского от 13.08.08 № КА-А40/7595-08 округов).

Спорность в предоставлении отчета об израсходованных материалах. Подрядчик обязан использовать материал экономно, а после окончания своей работы предоставить отчет об израсходовании материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ). Ведь при работах подрядчик может использовать не весь представленный заказчиком материал.

Также отсутствие отчета о расходе давальческих материалов и операций по возврату неиспользованных остатков - это одно из оснований для претензий со стороны налоговиков. Кроме того, если излишки давальческого сырья подрядчик не возвращает, они будут являться безвозмездно полученным имуществом, с рыночной стоимости которого придется заплатить налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Однако некоторые суды считают, что представление отчета о расходовании материала не обязательно. Например ФАС Московского округа в постановлении от 03.09.08 № А40-67911/07-129-404 указал, что форма отчета об использовании материала законодательно не установлена, также как и не предусмотрена унифицированная форма для этого документа. Поэтому указание в акте приемки выполненных работ количества исходного материала и количества полученной готовой продукции является достаточным отчетом подрядчика об использовании материала.

Таким образом, заказчику в договоре лучше прописать обязанность подрядчика отчитаться за предоставленные средства (постановление ФАС Московского округа от 15.01.10 № А40-51820/08-14-203).

Минус в том, что подрядчик может не вернуть неиспользованный материал. Иногда, чтобы получить свое неиспользованное имущество, заказчику приходится обращаться в суд, который в первую очередь рассматривает документальные доказательства, а именно «первичку» - акты о приемке-передаче товаров и о приемке выполненных работ. При наличии указанных документов суд, скорее всего, примет сторону заказчика (

Предприятие заказывает транспортные услуги по доставке товара. Можно ли сделать так, чтобы перевозчик при этом использовал талоны на топливо, принадлежащие заказчику? Как правильно оформить такие взаимоотношения? Как отразить их в бухгалтерском учете и какие будут налоговые последствия? Возникнет ли здесь объект обложения акцизным налогом? Такие вопросы озвучил наш читатель, позвонивший на «горячую линию». Давайте разбираться вместе.

Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено. Понятно, что при таких взаимоотношениях сторонам необходимо согласовать не только условия перевозки груза, но и условия передачи и использования топлива (талонов на топливо). Именно последние окажут решающее влияние на порядок оформления и отражения таких операций в бухгалтерском учете, а, следовательно, и на их налогообложение. Но прежде чем перейти к рассмотрению основных вариантов оформления таких «топливно-транспортных» взаимоотношений, закроем вопрос по акцизному налогу. Причем, поговорим и о розничном акцизе ( п.п. 213.1.9 НКУ ), и о так называемом левотопливном ( п.п. 213.1.12 НКУ ).

Передача талонов и акцизный налог

Независимо от того, каким образом будут оформлены взаимоотношения сторон, необходимость уплаты розничного акцизного налога заказчиком транспортной услуги в рассматриваемом случае не возникнет . Причина в том, что физически передачу топлива заказчик не осуществляет - он передает только талоны. В то время как отпуск топлива осуществляет АЗС. Налоговики неоднократно подтверждали, что плательщиком розничного акцизного налога в таком случае является именно АЗС, а субъект хозяйствования, осуществляющий операции с топливными картами/талонами, платить розничный акциз не должен (см., например, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5315/6/99-99-03-03-15 , № 5311/6/99-95-42-01-16-01 ).

А вот в отношении «левотопливного» акциза все не так однозначно. Ведь в случае, когда право собственности на топливо перешло заказчику сразу при получении талонов, юридически передачу топлива перевозчику (при получении его на АЗС) будет осуществлять именно заказчик. И эта операция (юридическая передача) вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.202 НКУ .

Правда, здесь обнадеживает позиция налоговиков, озвученная в письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 (ср. 025069200). В нем они заявляют, что реализацией топлива для целей обложения «левотопливным» акцизом (так же, как и розничным) следует считать фактический отпуск топлива. Если так, то юридическая передача топлива не приведет к необходимости регистрироваться и платить «левотопливный» акциз (при наличии объекта). Хотя справедливости ради отметим, что речь в этом письме шла о продаже топлива с использованием смарт-карт, а не талонов. Поэтому полагаться только на это письмо мы ни в коем случае не советуем и считаем, что без индивидуальной налоговой консультации тут не обойтись.

Если же по условиям договора с АЗС право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов, риск оказаться в «левотоп­ливных» плательщиках для заказчика не усматривается. Ведь ни физической, ни юридической передачи топлива он в этом случае не осуществляет.

В то же время отметим: в случае, если заказчик передает не талоны, а топливо, отвертеться от необходимости уплаты розничного акцизного налога ему не удастся. Уплатить «левотопливный» акциз (конечно, только при возникновении объекта обложения согласно п.п. 213.1.12 НКУ ), по всей видимости, тоже придется. Причем, независимо от того, каким образом будут оформлены «топливно-транспортные» отношения. Ведь налоговики считают, что передача топлива для заправки техники, используемой для оказания услуг собственнику топлива (даже если право собственности на топливо при этом исполнителю не переходит!), для целей разде­ла VI НКУ является его реализацией (см. письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3). А значит, независимо от варианта оформления, налоговики будут настаивать на том, что уплатить акцизный налог в таком случае должен именно заказчик, передающий топливо. Хотя здесь тоже ситуация вовсе не однозначная (об этом мы писали в комментарии).

Теперь - о вариантах оформления «топливно-транспортных» отношений. Сразу скажем: ключевую роль здесь сыграет условие о переходе права собственности на топливо от заказчика (а иногда и от АЗС!) к перевозчику. Поэтому рассмотрим эти варианты отдельно.

Если право собственности на топливо к перевозчику переходит

Если заказчик и перевозчик договорились о том, что право собственности на топливо (талоны на топливо) переходит к перевозчику, то оформить взаимоотношения в таком случае можно как отдельными договорами (купли-продажи топлива (талонов на топливо) и перевозки), так и одним договором, который будет содержать условия обоих договоров (так называемый смешанный договор - право на его заключение закреплено в ч. 2 ст. 628 ГКУ ).

Учтите также:

если право собственности на топливо перешло к заказчику транспортной услуги при получении талонов, то предметом договора купли-продажи будет именно топливо, обеспеченное талонами

Если же право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов - уместнее говорить о продаже прав требования определенного количества топлива. Напомним, что право требования может быть предметом договора купли-продажи ( ч. 3 ст. 656 ГКУ ) и согласие должника (в данном случае - АЗС) на заключение такого договора не требуется ( ч. 1 ст. 516 ГКУ ). Правда, уведомить АЗС о смене кредитора всё же стоит ( ч. 2 ст. 516 ГКУ ). При продаже прав требования право собственности на топливо перейдет перевозчику напрямую от АЗС .

От того, что будет предметом договора купли-продажи (топливо или право его требования), будет зависеть и бухгалтерский, и «налоговоприбыльный» результат. К возникновению разниц между ними ни операция продажи прав требования, ни операция продажи топлива не приведет. Поэтому все доходы и расходы, сформированные по бухгалтерским правилам, без каких-либо корректировок отразятся в декларации по прибыли.

Порядок обложения НДС также будет отличаться. Так, операция по продаже топлива подлежит обложению НДС в обычном порядке (согласно п.п. «а» п. 185.1 НКУ ). А вот продажа прав требования по своей сути является продажей долгового обязательства за денежные средства, а потому не является объектом налогообложения (согласно п.п. 196.1.5 НКУ ). В то же время, на дату заключения договора заказчик теряет право на налоговый кредит по налоговой накладной, которая была выписана на сумму предоплаты, обеспеченную талонами, которые сейчас продаются. Ведь поставка топлива заказчику так и не произошла. Поэтому АЗС должна составить к такой налоговой накладной корректировку и выписать новую налоговую накладную на перевозчика (подробнее о связанных с этим сложностях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 34). Впрочем, именно по уступке требования налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО. Тогда новый кредитор вообще лишается права на НК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70, с. 19).

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие заказало перевозку товара стоимостью 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.) с использованием принадлежащих ему талонов на топливо стоимостью 21000 грн. (1000 л.). Взаимоотношения были оформлены следующим образом:

1) заключен договор перевозки на сумму 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.);

2) заключен договор купли-продажи прав требования на сумму 21000 грн.;

3) произведен зачет однородных требований на сумму 21000 грн.

Таблица 1. Транспортные услуги и продажа прав требования

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа прав требования:

Отражена реализация прав требования

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит (НК) по НДС*

* Налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО.

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная налоговая накладная (НН) и отражена в составе НК

Пример 2. Возьмем условия из примера 1. Изменим только предмет договора купли-продажи. В этом примере им является топливо, обеспеченное талонами.

Обратите внимание: стоимость талонов в таком случае будет другой. Причина: база по НДС включает сумму акцизного налога, уплаченного при приобретении топлива и включенного в его первоначальную стоимость. Это следует учесть при заключении договора.

Таблица 2. Транспортные услуги и продажа топлива

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа топлива:

Реализовано топливо

Начислены НО по НДС

Списано топливо

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

Произведена оплата за транспортные услуги

Если право собственности на топливо к перевозчику не переходит

В случае, если право собственности на топливо к перевозчику не переходит, его передача неразрывно связана с оказанием услуги. Поэтому оформить такие взаимоотношения отдельными договорами не получится. Здесь следует заключить один договор. Причем то, что глава 64 ГКУ не предусматривает возможность предоставления транспортной услуги с использованием материала заказчика (как это предус­мотрено главой 61 ГКУ , регулирующей порядок выполнения подрядных работ), не должно смущать. Часть 1 ст. 6 ГКУ дает в этом отношении полную свободу действий. В ней сказано:

стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий общим его принципам

В таком договоре следует установить нормы расхода бензина, сроки возврата его остатка, обязанность перевозчика предоставить заказчику отчет об использовании бензина, его ответственность за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором обязанностей. Также заказчик должен поручить перевозчику получить топливо. С этой целью он обеспечивает перевозчика талонами. Передачу талонов следует оформить актом приема-передачи. Кроме того, в договоре обязательно следует сакцентировать внимание на том, что право собственности на топливо перевозчику не переходит .

Отразим порядок отражения таких взаимоотношений на примере.

Пример 3. Используем условия из примера 1. Но учтем, что стоимость транспортных услуг, определенная в договоре, составила 9000 грн., поскольку из нее сразу вычли стоимость предоставленных заказчиком материалов.

Таблица 3. Транспортные услуги с использованием топлива заказчика

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Получение и передача топлива:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Оприходовано топливо (получены расчетные документы от перевозчика)

Отражен НК по НДС

Отражен зачет задолженностей

Передано топливо перевозчику

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражен НК

Отражено использование бензина (согласно отчету перевозчика)

Все расходы, отраженные в бухгалтерском учете, в полном объеме попадут в декларацию по прибыли.

    Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено.

    При передаче талонов на топливо необходимость уплаты розничного акцизного налога не возникает.

    Если право собственности на топливо перешло заказчику при получении талонов, то передача топлива по таким талонам вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.212 НКУ , что может привести к необходимости зарегистрироваться плательщиком акцизного налога.

    Условие о переходе права собственности на топливо (талоны на топливо) перевозчику - основное условие, определяющее порядок оформления и отражения таких взаимоотношений в бухгалтерском и налоговом учете.

    Если право собственности переходит перевозчику, взаимоотношения следует оформлять договором купли-продажи и договором перевозки, либо одним смешанным договором, включающим условия обоих договоров.

    В зависимости от того, перешло ли заказчику право собственности на топливо, предметом договора купли-продажи может быть топливо, обеспеченное талонами или право требования.

    Если право собственности на топливо перевозчику не переходит, заключают один договор, в котором устанавливают порядок получения, использования и возврата неиспользованного топлива.