Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Крайслер-Билдинг — небоскреб автомобильной компании «Крайслер. Неповторимый крайслер билдинг в нью-йорке

Крайслер-билдинг – манхэттенский небоскрёб в стиле ар-деко. Архитектурные достоинства здания таковы, что оно признано одним из самых красивых в Нью-Йорке и США. Кроме того, это самое высокое в мире кирпичное строение.

Великолепный небоскрёб явился на свет по воле одного из легендарных американских менеджеров, Уолтера Крайслера. Начав карьеру учеником машиниста на железной дороге, он вскоре заинтересовался автомобилями. Компания «Бьюик» увидела в нём перспективного управленца и не обманулась – Крайслер проявил себя блестяще. В 1925 году он основал собственную корпорацию «Крайслер» и приступил к выпуску революционных для своего времени автомобилей – с двигателями высокой компрессии, масляным и воздушным фильтрами.

В конце двадцатых годов Уолтер Крайслер решил построить для своей корпорации самое высокое здание в мире. Проект разработал Уильям ван Ален, для которого небоскрёб оказался венцом карьеры: по окончании строительства архитектор выставил Крайслеру счёт за услуги – 6 процентов от сметы (стандартные расценки того времени), но Крайслер счёл, что это много. Ван Ален выиграл суд, однако новых заказов уже не получил, а вскоре грянула Великая депрессия, и об архитектуре ему пришлось забыть.

Крайслер-билдинг строили с бешеной быстротой: четыре этажа в неделю. Для крепления стального каркаса использовали 400 тысяч заклёпок, в стены вручную уложили почти четыре миллиона кирпичей. Однако рядом, на Уолл-стрит, 40, строилось здание Банка Манхэттена высотой 283 метра, и Крайслер мог битву за высоту проиграть. Но ван Ален использовал секретное оружие: добился разрешения поставить на здании 38-метровый шпиль с тем, чтобы его детище достигло высоты 319 метров. В глубокой тайне сооружение было смонтировано внутри небоскрёба. Ван Аллен наблюдал за его подъёмом, стоя на углу Пятой авеню и дрожа от страха: люди на улице не знали, что происходило над их головами. Но монтаж прошёл успешно и занял всего 90 минут. Крайслер-билдинг выиграл гонку за звание самого высокого здания планеты.

Торжество оказалось недолгим: через одиннадцать месяцев приз перешёл к 102-этажному Эмпайр Стейт Билдинг. Тем не менее Крайслер-билдинг и сегодня остаётся одним из высочайших зданий мира и уж точно – одним из самых стильных. Стекло и полированная сталь делают его визуально лёгким, как бы парящим в воздухе. Коническая корона из крупповской нержавеющей стали сверкает в любую погоду. На шестьдесят первом этаже с углов здания смотрят гигантские орлы. На уровне тридцать первого этажа небоскрёб украшен блестящими крыльями – такие устанавливались на крышках радиаторов «крайслеров» 1929 года.

Крайслер-билдинг на углу 42-й улицы и Лексингтон Авеню в паре шагов от вокзала Гранд Централ — это, пожалуй, самое известное здание Нью-Йорка наряду с Эмпайр Стэйт Билдинг . А в течение 11 месяцев в 1930-31 годах Крайслер-билдинг успел побывать в звании высочайшего небоскреба на свете, уступив это звание тому же Эмпайр Стэйт. Высота 77-этажного здания — 319 метров. При этом стоит сразу подчеркнуть, что оно славится не столько размерами, сколько впечатляющей элегантностью и органичностью. На свете найдется не так уж много небоскребов, в которых так потрясающе сочетаются стиль и масштаб. Именно это, пожалуй, и обеспечило Крайслер-билдинг славу одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, которой в 1976 году было присвоено звание Национального исторического памятника США.

Являясь настоящим образцом стиля Ар-Деко, властвовавшего в Нью-Йорке в 30-е годы прошлого века, Крайслер-билдинг был создан архитектором Вильямом ван Аленом по заказу Вальтера Крайслера. Причем бизнесмен платил сам, не выступая от лица автомобильной корпорации, так что здание никогда не принадлежало компании, хотя и было её штаб-квартирой до середины 50-х. Можно добавить, что на сегодняшний день здание на 90 процентов принадлежит арабской инвестиционной компании Abu Dhabi Investment Council. Строительство началось в 1928 году и сразу набрало гигантский темп — в неделю строилось в среднем по четыре этажа, причем за все время не погиб ни один рабочий. Изначальным заказчиком проекта был бывший сенатор Уильям Рейнольдс, который отверг план ван Алена как слишком дорогостоящий. Тогда же его перекупил Вальтер Крайслер, и ван Ален увеличил высоту здания, добавив еще несколько этажей. В постройке здание было использовано 3 826 000 кирпичей, что, видимо, уже навсегда превратило Крайслер-билдинг в высочайший кирпичный небоскреб на свете. Само строительство было отмечено соревнованием ван Алена со своим бывшим коллегой, ставшим заклятым врагом, архитектором Х. Крейгом Северансом, который построил на Уолл-стрит, 40 здание на 2 фута выше, чем у ван Алена. Однако последний не растерялся и втайне от широкой публики получил разрешение установить на крыше здания 38-метровый шпиль, который был собран прямо внутри уже готового сооружения. Шпиль был изготовлен из специальной нержавеющей стали и превратил Крайслер в высочайшее сооружение на свете, обогнавшее по высоте Эйфелеву башню. Здание было в итоге открыто 27 мая 1930 года. Правда, ван Ален вряд ли был очень обрадован, узнав, что Крайслер решил не выплачивать ему причитающийся гонорар. А уже меньше чем через год лавры высочайшего здания планеты перехватил Эмпайр Стэйт Билдинг.

В любом случае, ван Ален сумел создать один из самых потрясающих образцов стиля Ар-Деко со своими специфическими чертами. Особенного внимания заслуживает крыша здания, состоящая из семи радиальных сводов в виде террас, повторявших рисунок автомобильных дисков «Крайслера». Ребристая облицовка из нержавеющей стали расходится своеобразными лучами наподобие солнца. Немалую роль в создании этого эффекта играют и многочисленные треугольные окна. Важными элементами фасада являются загадочные на первый взгляд скульптуры, расположенные по углам здания. На самом деле, на уровне 31 этажа по углам можно видеть большие копии эмблем «Крайслера», а на уровне 61-го этажа — пугающие горгульи в виде орлов, по паре на каждом углу. Однако без этих элементов Крайслер-билдинг наверняка бы не имел статуса абсолютного шедевра стиля Ар-Деко, которым может похвастаться сегодня.

Крайслер-билдинг стоит в деловом центре Манхэттена на пересечении 42 улицы и Лексингтон-авеню, всего в одном квартале от знаменитого Большого центрального вокзала, построенного по инициативе железнодорожного короля Корнелиуса Вандербильта, бывшего одним из «принцев города». Открытие вокзала состоялось в 1913 году.

  • Объект:
  • Месторасположение: Нью-Йорк, США
  • Проект: Уильям Ван Ален
  • Высота: 319 м.
  • Материалы: сталь, стекло, кирпич и хром
  • Год постройки: 1930
  • Стиль: Ар-деко
  • Небоскреб считался самым высоким в мире всего 12 месяцев – в 1931 году его превзошли

Над деловым центром Манхэттена доминирует коническая громада Крайслер-билдинга, увенчанная сверкающим шпилем, декорированным в экстравагантном стиле, навеянном эстетикой автомобильного дизайна.

Небоскреб компании «Крайслер» с 1930 года высится в небе над Манхэттеном, это образец стиля ар-деко с блестящими арками и лучами, торжество машинного века, и самый подходящий маяк для «города, который никогда не спит». Днем тонкая стальная вершина небоскреба сияет на солнце, ночью яркие фонари обеспечивают удивительное освещение в центре бурного мегаполиса по имени Нью-Йорк.

Здание создали и воплотили в период всеобщего помешательства на небоскребах, которое достигло апогея в период между двумя мировыми войнами. Рынок акций процветал, pi поэтому архитекторы, разработчики и состоятельные спонсоры все вместе устремились в бешеной гонке вверх, стараясь пронзить небо.

Среди них был и Уолтер Крайслер, основатель и глава недавно созданной корпорации «Крайслер-моторс». Крайслер безумно хотел построить такое огромное и роскошное здание, которое стало бы настоящим символом его империи. Он купил участок земли на углу 42-й улицы и Лексингтон-авеню, в двух шагах от Большого Центрального вокзала, и сообщил архитектору Уильяму ван Алену, чего хочет: «Пусть это здание будет выше, чем Эйфелева башня».

Коническая громада небоскреба покоится на трехэтажном основании, занимающем площадь целого квартала; средняя основная часть небоскреба поднимается уступами, сужаясь по мере набора высоты. Центральную секцию небоскреба образуют многочисленные этажи, над которыми нависают подобия карнизов, декорированных орлиными головами; продолжая подниматься выше, она постепенно переходит в сверкающий шпиль.

Его символика очевидна корона города, сияющее солнце прогресса, образы, навеянные эстетикой дизайна автомобилей, и футуристические идеи, типичные для Нью-Йорка 1940-х годов с дирижаблями, парящими над остальными небоскребами Манхэттена Крайслер был первым из трех гигантов, построенных в Нью-Йорке между 1920 и 1930 годами, благодаря благоприятному стечению обстоятельств, которые, как это ни парадоксально, проявились именно во время экономического кризиса.

Пока в 1931 году не был построен Эмлайр-стейт-билдинг, Крайслер обладал титулом “высочайшего сооружения в мире”, отобрав его у Эйфелевой башни и перенеся этот символ прогресса из Старого Света в Новый. Три гиганта всегда будут занимать почетное место среди основных достопримечательностей Манхэттена, как и среди самых высоких и самых удивительных в художественном отношении небоскребов мира.

Каноническая архитектура Крайслера, выраженная в элегантных, строго очерченных образах, всегда позволяла ему занимать первое место среди зданий, славящихся своей «женственной» красотой. Его также рассматривали в качестве «объекта», построенного в соответствии с (новыми для того времени) принципами «макродизайна», когда архитектурная конструкция поднимается до уровня планетарного символа, что подтверждается его постоянным появлением как одного из символов США в рекламных проектах, а также в фильмах, посвященных Нью-Йорку и Соединенным Штатам.

Памятник веку машин

Ван Ален предложил простой проект в стиле ар-деко. Проект был одобрен, но архитектор столкнулся со сложной задачей – как же построить самое высокое здание в мире?

Крейг Северанс, бывший партнер, и к тому времени уже противник ван Алена, шел на шаг впереди. Он уже начат строить огромную башню банка на Уолл-стрит, 40, и именно она должна была стать самой высокой в мире. Архитекторы-соперники постоянно дополняли проекты и пытались превзойти друг друга еще на стадии разработки.

Но когда башня на Уолл-стрит высотой 282,5 метра была уже достроена, ван Ален нанес решающий сокрушительный удар: он тайно построил внутри своего небоскреба 56-метровый шпиль и шокировал прессу и публику – шпиль подняли прямо через отверстие в крыше и установили наверху.

Так 77-этажный небоскреб Крайслер-билдинг достиг высоты 319 метров, и, наконец, стал самым высоким в мире. Творение ван Алена потом признали одним из главных достижений архитектуры в стиле ар-деко.

Творческий конкурс на лучший проект чикагского Трибюн-билдинга, в котором приняли участие представители европейского культурного авангарда (такие как Вальтер Гропиус и Адольф Лоос), ясно показал, что в Соединенных Штатах ищут новые системы образов, отличные от модернизма.

Он также указал на новые пути развития американской архитектуры небоскребов: исключительно вертикальная ориентация стен; подчеркивание геометрических элементов, декорирование, шпили, выполненные в классическом или готическом стиле с романтическим налетом; заимствование стилистических элементов, присущих буржуазному эклектизму, и образы неевропейской архитектуры, такие как вавилонские зиккураты, монументальные конструкции неоклассицизма и встраивание в окружающие исторические и архитектурные ландшафты (пересмотренные на «сверхчеловеческом» уровне).

Архитектурные особенности Крайслер-билдинг:

  • Внутренние пространство Крайслер-билдинг декорированы с такой же элегантностью, что и фасад. Потолок украшен изображением самого здания, тогда как остальные части интерьера расписаны в основном изображениями новейших средств передвижения.
  • Каркас небоскреба собирался из стальных горизонтальных и вертикальных конструкций.
  • Выставочный зал, расположенный на первом этаже и обновленный в 1978 году, и роскошные двери зала, богато декорированные стоянии – мраморными и гранитными элементами, свидетельствуют о том, с какой тщательностью разрабатывались даже мельчайшие детали здание чтобы оно стало лучшим в мире.
  • Являясь памятником золотому веку автомобилестроения, Крайслер-билдинг обладает уникальным стилем, воплощенным в элементах оформления, напоминающих различные части автомобиля – радиаторы, колеса, детали кузова.
  • Уильям вон Ален втайне занимался сборкой шпиля, но установил его только после того, кок было завершено строительство здания банка Манхэттена. Он появился над вершиной небоскреба, словно чудное видение, знаменующее очередную победу в «войне небоскребов»
  • Наверху небоскреб украшен арками и лучами, это распространенные мотивы в стиле ар-деко, в них отражен оптимизм того времени.
  • Самой известной и важнейшей частью Крайслер-билдинг является его шпиль, выполненный в эстетике автомобильного дизайна, он символизирует сияющее солнце прогресса, взошедшее вместе с ним над Нью-Йорком.

И только в послевоенный период международный стиль обрел окончательные формы в небоскребах нового поколения – “стеклянных призмах современного города”.

Правила, регулирующие гражданское строительство, изменились в сторону защиты городских улиц от подпирающих их со всех сторон высотных зданий. Поэтому возникла необходимость в стимулировании строительства таких зданий, верхние уровни которых будут как бы нависать над улицами, что позволит им подниматься на какую угодно высоту над строительной площадкой. Так начала развиваться тенденция к увеличению фактической строительной площади, чтобы иметь достаточно пространства для центральной секции.

Таким образом, возник новый тип небоскребов, вступивший в соревнование за обладание мировым рекордом высоты. Конструкция из стальных горизонтальных и вертикальных несущих элементов со встроенным в нее центральным стержнем (где устанавливались лифты) успешно противостояла горизонтальным потокам воздуха, что освобождало фасад от выполнения статических функций.

Новые технологии также внедрялись в подъемные системы, системы вентиляции, центрального отопления, звукоизоляции, сбора и уничтожения мусора и другие. При выборе материалов большое значение придавалось их прочности, а также внешнему виду. Так, шпили собирались из прочной и блестящей нержавеющей стали.

По некоторым мнениям, Крайслер-билдинг являлся воплощением небоскребов этого типа, однако вскоре появляется третий городской гигант – – чрезвычайно выделяющийся своими разнообразными структурами, имеющими внутренние и внешние секции, в совокупности формирующими многофункциональное сооружение, в большей степени открытое городу.

В недавние годы количество небоскребов этого типа увеличилось. Утопические и футуристические идеи, которые последовали за изменениями в правилах строительства, нашли яркое отражение в знаменитых видах идеального города Хью Ферриса, а также в комиксах и кинофильмах. Заметное сходство можно обнаружить в огромном дворце (вершина которого напоминала Статую Свободы) из фильма Фрица Ланга «Метрополис» (1927), на подготовку и съемки которого ушло два года. Метрополис состоял из двух частей: подземного города для рабочих и «воздушного» города из высоких и величественных зданий, опутанных сетью многоуровневых автомобильных и пешеходных дорог и виадуков.

Рост безработицы, последовавший за финансовым крахом 1929 года, продолжался в течение десятилетий – тогда количество производимых автомобилей упало до рекордно низкого уровня. Автомобильная промышленность была фундаментом американской экономики, достигнув наивысших темпов развития в первом десятилетии двадцатого века. Генри Форд построил народный автомобиль – модель Т. В условиях экономического спада Уолтер Крайслер строит небоскреб, который носит имя его компании. Едва экономический кризис начинает сказываться на доходах всех автомобильных предприятий, Крайслер (который основал свою автомобильную компанию в 1926 году) решает возвести монумент золотому веку автомобилестроения. Его решение было воплощено в сооружении, элементы оформления которого напоминали различные части автомобиля, – радиаторы, колеса, декоративные детали кузова.

Строительство началось в 1929 году. Этот небоскреб тридцать с лишним лет держал мировой рекорд высоты, пока по инициативе Дэвида Рокфеллера не был построен Центр международной торговли.

Тактическая уловка, к которой прибег Уильям ван Ален, архитектор Крайслера, была вызвана «войной небоскребов», которая в те годы велась в Нью-Йорке. На последних этажах здания он втайне собрал знаменитый шпиль, который в невиданно сжатые сроки был установлен на свое место только после того, как было завершено строительство здания Банка Манхэттена, проект которого принадлежал его сопернику архитектору Крейгу Северенсу.

Другим проявлением «войны небоскребов» стало какое-то проклятие, преследовавшее великих архитекторов: так, финансовые скандалы, разразившиеся над компанией ван Алена, покрыли его имя позором, от которого он так и не оправился. Однако это не помешало ему принять участие в великосветском бале-маскараде, на котором он появился в костюме Крайслер-билдинга со шпилем на голове.

Вместе с другими знаменитыми архитекторами Нью-Йорка, одетыми в костюмы собственного дизайна, он был запечатлен на групповой фотографии. Головной офис компании Крайслер никогда не переезжал в это здание, ей принадлежал здесь только выставочный зал на первом этаже. Здание подверглось обновлению в 1978 году – тогда на его первом этаже был построен гостеприимный и роскошный выставочный зал, декорированный стальными, мраморными и гранитными элементами, собранными со всего мира.

Ар-деко – это обтекаемые и геометрические формы, стилизованные орнаменты и блестящие детали, современная утонченность эры машин и промышленности. Знаменитая стальная корона Крайслера поражает нас своей геометрией, арками и треугольниками, которые постепенно сходятся к острому сверкающему шпилю. Это одно из первых зданий, где сталь была так широко использована для внешней отделки. Его стены, облицованные белым глазурованным кирпичом с темной отделкой, сочетают традиционные вертикали и современные горизонтальные линии. Фасад украшен так, что заметна одержимость орнаментами, характерная для стиля ар-деко, и общая «тема» здания: фриз с колесами, несколько абстрактных автомобилей, крылатые крышки радиаторов, и огромные горгульи в виде головы орла, такой же, как на капотах «Крайслеров».

Эти необычные новомодные горгульи из стали смотрят с углов здания, они, пожалуй, самое странное его украшение.

Внутри небоскреба все тоже необычно и ярко. Когда проходишь через вход из черного гранита высотой в три этажа, то кажется, что внезапно очутился в угольной шахте. Внутренняя обстановка затемненная, напоминает подземелье и очень сильно контрастирует с фасадом.

Стены выложены узорчатым темно-красным марокканским мрамором, от ониксовых панелей возле ламп льется приглушенный свет. Двери 32 лифтов в небоскребе украшены экзотическим деревом, а роспись на высоких потолках изображает самолеты, процесс сборки автомобилей и само здание.

Дух состязания

Крайслер в то время выпустил брошюру, где с гордостью говорится, что в здании есть «все для удобства чистоты, комфорта и даже вдохновения, что только может придумать, создать и купить за деньги человек». Но всего через год после того как построили Крайслер-билдинг, самым высоким зданием стал другой небоскреб, Эмпайр-стейт-билдинг.

В 1995 году был отреставрирован хромовый шпиль, названный «Нироста», который заблестел еще ярче и стал хорошо виден по ночам, как и Эмпайр-стейт-билдинг, озаряющий ночное небо разноцветной иллюминацией верхних этажей.

Здание в стиле арт-деко за свою историю успело побывать и самым высоким в мире и самым красивым небоскрёбом в США.

История строительства Крайслер Билдинг

Строительство небоскреба началось в 1928 года. В те времена Нью-Йорк обрастал высотками, каждая из которых стремилась стать самым высотным сооружением в мире. Сначала заказчиком строительства был бывший сенатор США Уильям Х. Рейнольдс. Однако вскоре проект здания выкупил автомобилестроитель Уолтер П. Крайслер. Магнат планировать сделать сооружение штаб-квартирой своей корпорации.


Темпы строительства небоскреба шли со скоростью 4 этажа в 7-10 дней, и уже через 2 года он был открыт для публики. Строительство велось архитектором Уильямом Ван Эленом.

Архитектура

Архитектура здания как внутри, так и снаружи выполнена в типичном для того времени стиле арт-деко. Тогда и на сегодняшнее время это здание является одним из самых красивых в мире.


Снаружи здания украшают металлические скульптуры орлов на 31 этаже. Такие же фигурки в те времена использовались на капотах автомобилей марки Крайслер. Немного выше на 61 этаже высотного здания расположены фигуры горгульей, которые выполнены из нержавеющей стали. Из этого же материала изготовлен и шпиль здания, благодаря которому небоскреб хоть и на короткое время, но стал самым высоким в мире.


В темное время суток здание освещается множеством прожекторов, со всех его сторон. Внутренний дизайн небоскреба славится особой роскошью и элегантностью, включая холлы, вестибюли и лифты.

Предназначение небоскреба

Во время строительства небоскрёб задумывался как штаб-квартира автомобильного магната Уолтера П. Крайслера. Однако во владениях компании здание пробыло до 1957 года, после чего его купила Массачусетская компания по страхованию жизни, а поле них Инвестор из Вашингтона.


Каждый раз, меняя владельца, здание изменялось. До сегодняшнего дня в нем частично переделан фасад, практически полностью изменен вестибюль на первом этаже. Сейчас 90% акций здания владеет Совет инвестиций из ОАЭ.

Популярность

Этот небоскреб является одним из самых любимых среди жителей США. Его вносят в различные рейтинги, где он располагается далеко не на последних местах. На сегодняшний день ему принадлежит звание самого высокого кирпичного здания в мире.


Несколько фактов о небоскребе:

  1. В здании находится 34 лифта, которые обслуживают персонал, гостей и перевозят груз;
  2. Всего в небоскребе насчитывается 77 этажей;
  3. Стоимость высотки оценивается в 15 миллионов долларов;
  4. При строительстве было использовано около 400 тысяч заклепок;
  5. Высота вместе со шпилем составляет 319, 5 метров или 1048 футов;
  6. Попасть на верхние этажи здания невозможно, свободный доступ открыт лишь для некоторых вестибюлей на первом этаже;
  7. Площадь всех помещений здания составляет более 2 млн. квадратных футов.

Интересный факт

Во время возведения небоскреба рядом строилось еще одно высотное здание, претендующие идти на рекорд. Его архитектор знал про задумку сделать Крайслер самым высотным и поэтому добавил к своему сооружение несколько этажей, однако У. А. Элен втайне от всех добился установки на свой небоскреб шпиля и таким образом перехитрил конкурента.


405 Lexington Ave, New York, NY 10174, United States


В честь 75-летия небоскреба в 2005 году владельцы здания открыли доступ к знаменитым орлам и горгульям на 31 и 61 этаж. Это стало частью роскошного гала представления. Именно тогда и был полностью отреставрирован вестибюль здания.


Это один из главных и узнаваемых символов города и его визитная карточка. Крайслер Билдинг был замечен практически во всех фильмах, сериалах и компьютерных играх, где события развиваются в Нью-Йорке.