Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Первый небоскреб чикаго. Первые небоскребы. Самые высокие здания и сооружения древности

Первый небоскреб в мире. Изобретатель первого небоскреба.

Назвать какое-либо здание первым небоскребом сложно по многим причинам:

    никогда не было, нет, и вряд ли будет, четкое определение понятия "небоскреб".

    никогда не было, нет, и никогда не будет четкого критерия той высоты здания, выше которой его можно считать небоскребом;

    многие архитекторы высотных зданий навсегда остались неизвестными.

Чтобы это понять, надо вспомнить:

    кто был строителем Вавилонской башни?

    кто был строителем Египетских пирамид?

    кто был строителем многоэтажных зданий древнего Рима и т.д.

Во всех случаях архитектор нам неизвестен.

Первые высотные здания были просто очень высокими домами. Многоэтажные здания строились на массивном цельном фундаменте и держались за счет толстых стен толщиной несколько метров.

Под высотными зданиями во второй половине XIX века понимали все постройки выше шести-семи этажей.

Архитекторы не без основания полагали, что никому не захочется подниматься по ступеням дальше.

Психологический барьер был сломан только в 1874 году, когда в Нью-Йорке появился десятиэтажный небоскреб Нью-Йорк Трибьюн-билдинг, в котором работали лифты.

    Первым небоскребом было здание страховой компании (The Home Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года.

    Первоначально здание имело 10 этажей.

    Позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два этажа. Автор проекта - американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William LeBaron Jenney) .

    Считается, что впервые в этом здании архитектор использовал несущий стальной каркас.

    Раньше роль несущей конструкции выполняли внешние стены.

В данном случае здание опиралось на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены.

Благодаря несущему каркасу общий вес сооружения удалось уменьшить почти на треть.

Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны.

Понятие "небоскреб" возникло вместе с появление сортового металлопроката .

Самый первый небоскреб в мире

Луис Генри Салливан

Louis Henri Sullivan

Важно

В полной мере переход на несущий стальной каркас был осуществлен при строительстве в 1891 году 11-этажной башни Уэйнрайта (англ. Wainwright Building) в Сент-Луисе по проекту американского архитектора Луиса Генри Салливана (03.09.1856, Бостон, - 14.04.1924, Чикаго) .

    Башня Уэйнрайта может претендовать на звание первого небоскрёба .

    Сегодня большинство высотных зданий имеет несущий стальной каркас, но заметен переход на строительство небоскрёбов с использованием усиленного бетона.

А рхитектурным элементом, без которого невозможно представить себе современный небоскрёб, является лифт.

Впервые лифты в офисном здании появились в 1870 году в Эквитабл Лайф Билдинг (англ. Equitable Life Building) в Нью Йорке.

На заметку

Луис Генри Салливан сформулировал принципы небоскребостроения , и этим принципам архитекторы, в целом, следуют до сих пор.

    Первое - небоскребу нужен подземный этаж, в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом.

    Второе - первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы.

    Третье - второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц.

    Четвертое - между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке.

    Пятое - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. Здесь располагаются системы вентиляции.

Все пять принципов были использованы Салливаном при строительстве Уэйнрайт-билдинг.

Воплощение получил главный принцип всей новой архитектуры, который архитектор сформулировал так: "Форма соответствует предназначению ".

    В приложении к другим постройкам Салливана этот принцип мог означать, что заводскому корпусу необязательно иметь коринфские колонны, а вокзалу - готические шпили.

    В случае же с небоскребом функциональность понималась особым образом. В понимании Салливана, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь.

Сегодня все чаще появляются сообщения о строительстве первого небоскреба в той или иной стране, или в том или ином городе.

Пример

    Строительство первого в Болгарии небоскреба высотой 150 метров началось в октябре 2007 года.

    Строительство китайцами первого пакистанского небоскреба началось в 2007 году.

    Первый на Кавказе небоскреб в Северной Осетии начал строиться в 2008 году.

    В Новосибирске с 2008 года строятся первые в Сибири небоскрёбы.

За разработкой высокоэффективных сайтов "под ключ" по продаже и сдаче в аренду самых высоких небоскребов, их поддержкой и раскруткой, обращайтесь в веб-студию "Антула".

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

Мы поговорили о самых высоких и и , но не сильно углубились в их историю. Поэтому в этот раз предлагаю заглянуть на сотни лет назад – в тот период, когда небоскрёбов со стальными каркасами не было, но люди пытались строить здания, которые даже сейчас поражают своими масштабами, и в ближайшее прошлое - во времена первых небоскрёбов.

Самые высокие здания и сооружения древности

Первыми на ум при разговоре о самых высоких сооружениях древности приходят египетские пирамиды. Великая пирамида Гизы возрастом в 4 500 лет было самой высокой постройкой на Земле до 1300 года, то есть 3 900 лет.

140-метровую пирамиду построили по указанию фараона Хеопса. Если бы она была больше похожа на жилое здание, она и сейчас подпадала бы под определение небоскрёба с точки зрения высоты. Для сравнения: высотное здание на площади Красных ворот, одна из «Сталинских сестёр», достигает 138 метров.

На острове Сардиния к XV века до н. э. воздвигли целый комплекс оборонительных башен-нураг , имевших, возможно, и религиозное предназначение. Высота самой высокой из башен изначально составляла около 19 метров, сейчас разрушенные сооружения стали гораздо ниже. 19 метров – это больше пятиэтажной хрущёвки.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал, великолепное здание в Агре, Индия, был построен в 1653 году. Сейчас Тадж-Махал – музей, привлекающий огромное количество туристов. К сожалению, как и в случае с Пирамидой Хеопса, огромную часть изначальной красоты это здание потеряло из-за разграбления. Например, мы не увидим 10-метровый золотой шпиль, спиленный британскими колонизаторами. Гиды также рассказывают о жемчужных нитях, соединявшие четыре башни с центральным куполом.

Высота мавзолея - 73 метра. Для сравнения: первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. К этому размеру ближе другой мавзолей - 46-метровый Галикарнасский мавзолей.

Стоит сказать, что в 1870 году, до строительства вышеупомянутых небоскрёбов, в Нью-Йорке построили 40-метровое офисное здание Equitable Life Building . Иногда именно его называют первым небоскрёбом – только из-за каркаса оно не попадает в общую классификацию. Это было первое офисное здание с пассажирским лифтами - гидравлическими моделями от компании Отиса.


Equitable Life Building

Критерий по наличию стального каркаса на данный момент уже не является абсолютно необходимым. В 1998 году в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвели два 88-этажных , соединённые между собой мостом на шаровых опорах. Для строительства использовали эластичный бетон, усиленный кварцем и сравнимый по прочности со сталью. Но масса небоскрёба - вдвое больше, чем у зданий аналогичного размера. Высота строений - 451 метр, включая шпиль.

Более того, самое высокое здание в мире построено не на стальном каркасе. Для возведения Бурдж-Халифа в Дубае, ОАЭ, также использовали специально разработанный бетон, способный выдерживать температуру до 48 градусов Цельсия. Бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд.

Строила башню Бурдж-Халифа та же компания, что возвела одну из Башен Петронас – Samsung.


Башни Петронас, Малайзия


Том Круз на небоскрёбе Бурдж-Халифа, Дубай, ОАЭ


Бурдж-Халифа

Преодоление преград

В 1912 году в Москве построили «тучерез» – Дом дешёвых квартир Нирнзее высотой более 40 метров. В 1908 году самым высоким гражданским сооружением в городе была 78-метровая Телефонная станция в Милютинском переулке. Но полёт инженерной мысли в России искусственно сдерживался эстетическими и религиозными соображениями – эти высокие здания были ниже колокольни Ивана Великого. Всё изменили «Сталинские сёстры».

Если говорить о США, то у строителей были и некоторые другие проблемы, такие как несовершенные лифты и насосы, не позволявшие поднимать воду на самые высокие этажи. С этими задачами вскоре справились, но с ростом зданий возникали новые вызовы.

В США в 1913-1915 годах построили 40-этажный Equitable Building . 164-метровый небоскрёб отбрасывал на город такую тень, что в полдень лишал солнечного света дома на площади в 30 тысяч квадратных метров. Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, в Нью-Йорке приняли закон, по которому здание должно было подниматься уступами. Так появились небоскрёбы с уступчатыми очертаниями.


Манхэттен, 1932 год. Результаты Закона о зонировании

Чем выше здание – тем больше оно подвержено влиянию природных условий. Высота Тайбэй 101 в столице Тайваня – более полукилометра. Для Юго-Восточной Азии характерны тайфуны и землетрясения. Башня уже выдержала несколько землетрясений и спокойно стоит при любых порывах ветра. Более того, люди в этой башне не страдают от «воздушной болезни», они не чувствуют качки на большой высоте.

Опасность обрушения снижает шар-маятник, установленный между 87 и 91 этажами 101-этажного здания. Шар весит 660 тонн и позволяет компенсировать порывы ветра. А каркас здания - очень прочный, но не жёсткий, поэтому оно не может просто «сломаться».


Тайбэй 101, Тайвань

Каждое высотное здание - это новые сложности. Шанхайская башня имеет закрученную конструкцию для борьбы с ветром и двойную оболочку для сохранения температуры. Площадку для башен Петронас пришлось передвинуть на 60 метров, чтобы близнецы стояли на одном виде грунта, а материал для них нужно было производить исключительно на территории Малайзии – потому для них создали специальный сорт бетона.

Из сложных российских проектов нужно отметить небоскрёб на площади Красных ворот. Под одним из корпусов 138-метровой высотки расположен вестибюль метро, который строили одновременно с домом. Какое-то время «тучерез» должен был стоять под наклоном на краю котлована, а после осадки грунта он бы обязательно накренился. Чтобы избежать этого, здание строили с наклоном, а грунт заморозили по технологии, используемой при строительстве метро. Грунт растаял, здание просело и встало строго (почти) вертикально. Задача была настолько сложной для просчёта, что подобный метод более нигде не применяли.

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.