Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Встречная проверка в рамках камеральных проверок. Что делать и как себя вести при встречной налоговой проверке? Как могут проверять

Одним из популярных среди инспекторов и, что уж говорить, нелюбимых среди представителей бизнеса, методов налогового контроля является налоговая проверка. Статья 87 Налогового кодекса выделяет камеральные и выездные проверки . Первые проводятся по факту подачи фактически любого отчета – контролеры просто изучают содержащиеся в нем данные, и иногда могут запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные цифры. Второй вид проверки проводится непосредственно в самой компании, где изучаются все бухгалтерские документы, относящиеся к проверяемой ситуации. Несколько лет назад в этой же статье кодекса выделялся еще один вид ревизий – встречная налоговая проверка. Это термин, который на данный момент из главного налогового документа страны исключен, однако сами мероприятия подобного типа вполне проводятся, как в рамках выездной, так и при камеральной проверке.

Использование метода встречной проверки

Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.

Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами. Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов. Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.

Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1. Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках. То есть сам термин «встречная проверка» - это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Сроки запроса документов по встречной проверке

Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия. Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено. Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.

Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Интересно, что отказ от сотрудничества в подобной ситуации и непредставление истребуемых документов либо же нарушение 5-дневного срока признается налоговым правонарушением, несмотря на тот факт, что налогоплательщик в данном случае сам проверке не подвергается. Размеры штрафов, предусмотренных в подобном случае, составляют 10 000 рублей при непредставлении документов в положенный срок (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ), 5000 рублей – при представлении документов, содержащих недостоверные сведения (п. 6 ст 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ), и 20 000 рублей – при повторном в течение календарного года несообщении требуемых сведений (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Встречная проверка: представлять ли документы?

Многие компании сталкивались с требованиями налоговой о представлении документов или информации при проведении проверки их контрагента. Но мало кто задумывался, что иногда фирма вправе смело отказать инспекторам.

Компаниям известна ситуация — внезапно (в отсутствие какой-либо проверки) получено требование о представлении документов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса. Чаще всего это означает, что проверка проходит у одного из контрагентов и налоговики запрашивают документы по взаимоотношениям с ним. Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученное требование. И в первую очередь обратить внимание на последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, то есть мероприятия, которые проводятся в отношении контрагента.

Основания для «встречки»

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)*(1):

— во-первых, по пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);
— во-вторых, по пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля).

Намеренно или нет, но налоговики отождествляют эти два понятия, указанные в разных подпунктах одной статьи. Они считают, что вне зависимости от того, проводится ли в отношении контрагента фирмы налоговая проверка, у них есть право требовать от нее любые документы. В частности, такой вывод следует из письма Минфина России*(2).

Иными словами, по обоим пунктам можно потребовать все что угодно. Однако это не так.

В первом случае, то есть в рамках проводимой у партнера проверки, налоговики действительно могут потребовать любые документы, перечислив их в требовании. Один нюанс — истребуемые документы должны касаться отношений с проверяемой фирмой. Так, к примеру, нельзя истребовать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, договоры с субподрядчиками и т.п.), поскольку непосредственной связи с конкретным контрагентом они не имеют.

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки (которая должна быть идентифицирована), ни о каких документах здесь речи не идет. Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Например, провести допрос сотрудника, заключившего соответствующий договор либо иным образом участвующего в сделке.

Еще в 2008 году ФАС Западно-Сибирского округа*(3) пояснил, что понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Поэтому в отсутствие налоговой проверки в отношении контрагента фирмы с нее нельзя требовать какие-либо документы, можно запрашивать только информацию о конкретной сделке.

Таким образом, для истребования документов относительно контрагентов компании инспекция должна в соответствующем требовании четко указать, какие мероприятия проводятся в отношении этого партнера.

Нарушил — получи!

Итак, инспекция требует представления документов по одному из партнеров в рамках встречной проверки. Это могут быть договоры и акты, выписки по счетам, накладные и т.п.

Для решения вопроса о том, надо ли их представлять, компании следует изучить основание для этого, указанное в требовании. Если соответствующая строчка не заполнена, можно смело откреститься от требований налоговиков. Также их можно игнорировать, если документы требуются «в связи с проведением мероприятий налогового контроля» либо иных мероприятий, проводимых вне рамок налоговой проверки. Обязанность представить какие-либо документы возникает только тогда, когда в требовании есть прямое указание на проведение проверки либо на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

На это же обращает внимание и ВАС РФ. Он указывает, что вне рамок проверки контрагента налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке, но не сами первичные документы (договор, платежные документы), касающиеся этой сделки*(4).

К тому же можно оспорить требование, в котором не обоснована причина для истребования документов или информации (т.е. отсутствует информация о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля выставлено требование). В дальнейшем это не позволит инспекции оштрафовать фирму за непредставление документов. Вывод, что необоснованное требование не подлежит исполнению, сделал, в частности, ФАС Дальневосточного округа*(5).
Понятно, что в целях получения нужных документов любым путем инспекторы могут приврать и написать, что они требуются в целях проведения налоговой проверки. Что делать тогда?

Узнайте о проверке партнера больше

Получив «нормальное» требование с указанием на проведение налоговой проверки у контрагента, на всякий случай можно поинтересоваться у него, действительно ли она проходит. При отрицательном ответе можно не делать ненужной работы и игнорировать требование налоговиков.

Именно так поступила одна неслабонервная компания*(6). Суть дела была в следующем.

Инспекция 20 апреля 2010 года вручила компании требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом, указав в качестве основания «проведение налоговой проверки за период с 01.01.2008 по 31.12.2009». Та не пошла на поводу у инспекторов и не стала сразу же выполнять требование. Фирма выяснила, что никакая проверка в данный момент у ее контрагента не проводится, и отказалась представить документы, сообщив об этом инспекции в письменном виде. Налоговики не сдались и выставили новое требование, в котором было указано, что документы требуются в связи «с проведением мероприятий налогового контроля». Но и на это они получили отказ, поскольку истребовать документы можно только в связи с проведением налоговой проверки. Обиженные налоговики решили наложить штраф, что и было оспорено в суде.

Суды всех инстанций встали на защиту компании, выяснив, что проверка контрагента началась только в ноябре 2010 года, соответственно, до этого момента не было никаких законных оснований требовать документы. Представители инспекции настаивали на том, что они вправе в любом случае (даже если не проводится проверка) истребовать информацию по конкретной сделке в силу пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса. Суд же разъяснил, что понятия «документы» (которые можно истребовать в рамках проверки) и «информация» (которую можно истребовать при проведении любых мероприятий налогового контроля) не тождественны. Вне рамок проверки требовать можно только информацию, причем по конкретной сделке, а не вообще любую. Документы в этом случае запрашивать нельзя.

М. Пархачева,
член научно-экспертного совета при Палате налоговых
консультантов России, руководитель компании
"Консалтинговая группа «Экон-Профи»

Мнение. Когда инспекция может запрашивать информацию, а когда — документы?
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Состав документов (информации) ограничен теми, которые имеют прямую либо косвенную связь с налогообложением проверяемой компании.

Налоговым кодексом предусмотрены три отдельных случая, когда истребуются документы (информация) от третьих лиц.
Первый. Когда проводится налоговая проверка лица, документы и (или) информация о деятельности которого необходимы инспекции. Если проверка камеральная, то состав документов дополнительно ограничивается только теми, которые статья 88 Налогового кодекса прямо называет. Это документы, подтверждающие вычеты по НДС, налоговые льготы; по налогам, связанным с природными ресурсами; документы, которые должны быть приложены к декларации. В отношении участников инвестиционного товарищества состав информации, которая может быть получена налоговым органом, дополнительно ограничивается их перечнем, приведенным в пункте 1.1 статьи 93.1 Налогового кодекса.

Второй. Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках процедуры рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении результатов камеральной проверки действуют те же ограничения, о которых я говорил выше.
Третий. Когда истребование осуществляется вне рамок налоговых проверок, документы запрашивать уже нельзя, а истребование информации ограничено сведениями о конкретных сделках.

Свою особенность имеет истребование документации в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В данном случае перечень истребуемой документации ограничен статьей 105.15 Налогового кодекса, эта документация должна касаться конкретной сделки (группы однородных сделок). При этом под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если формирование таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Мнение. Встречная проверка: как надо поступать?
Ирина Черник, старший партнер юридической компании «Черник, Джаарбеков и партнеры», к.ю.н.
Компания получила требование о представлении документов в связи с проведением встречной проверки в отношении контрагента.

Как надо поступать — соглашаться и давать документы или отказываться? Почему-то в последнее время на практике все время возникает этот вопрос. При этом не вполне понятно, с чем связаны сомнения или опасения.

Обязанность налогоплательщиков представлять документы по запросам инспекций установлена Налоговым кодексом. Оспорить тот факт, что налоговики имеют право затребовать информацию в связи с проведением проверок вряд ли удастся.

Подпункт 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса указал на то, что налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты должны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности сторон налоговых отношений при проведении встречных проверок установлены в том числе в статье 93.1 Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой нормы должностное лицо инспекции, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов может проводиться также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Более того, пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса дает право инспекциям истребовать документы по конкретным сделкам у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Встречная обязанность лица, получившего требование о представлении документов (информации), установлена пунктом 5 указанной статьи. Такое требование должно быть исполнено в течение пяти рабочих дней со дня получения. Либо в тот же срок необходимо направить сообщение в инспекцию о том, что запрашиваемый не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если же документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, то можно обратиться с ходатайством о продлении срока представления документов. Правда, продление этого срока является не обязанностью, а правом налогового органа, который может данное продление и не предоставить.

За непредставление документов установлена ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса. Но помимо ответственности налоговой есть еще и ответственность административная, предусмотренная для компаний и физических лиц частью 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. Часть 2 статьи 15.6 Кодекса устанавливает дополнительную ответственность для должностных лиц уполномоченных государством органов и нотариусов, поэтому в данном комментарии для целей указанной темы она не рассматривается.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что отказ компании от выполнения требований ИФНС с высокой степенью вероятности повлечет налоговую и потенциально административную ответственность.

*(1) ст. 93.1 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225
*(3) пост. ФАС ЗСО от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008 (6766-А75-14)
*(4) п. 27 проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ»
*(5) пост. ФАС ДВО от 06.03.2012 N Ф03-306/12
*(6) пост. ФАС ПО от 06.09.2011 N Ф06-7328/11

Регулярно работники ФНС проводят разные проверки по отношению к многочисленным налогоплательщикам. Основной их целью выступает выявление разных нарушений законодательства, совершаемых разными компаниями или индивидуальными предпринимателями. Проверки могут быть выездными или камеральными, причем в любом случае они вызывают негативную реакцию у руководителей и бухгалтеров компании. Нередко проводятся дополнительные исследования, к которым относится и встречная проверка. Она проводится по отношению к контрагентам проверяемой компании. Основной ее целью выступает уточнение разных сложных вопросов.

Понятие исследования

Встречная налоговая проверка проводится в ситуации, когда в процессе изучения какой-либо организации возникают дополнительные вопросы к контрагентам.

Проверке обычно подвергаются документы, имеющие отношение к какой-либо сделке, поэтому запрашивается ограниченное количество документации.

Цель проведения

Суть встречной проверки заключается в том, чтобы уточнить разные обстоятельства и подробности конкретной сделки, которая по разным признакам может признаваться незаконной. По результатам такой сделки обычно значительно увеличивается или уменьшается выручка компании. Поэтому возникают сомнения у проверяющих относительно того, является ли такая операция правомерной. Нередко она приводит к тому, что снижаются налоговые отчисления компании.

Инициируется встречная проверка для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • проверка подлинности и законности переданных фирмой документов;
  • изучение сведений в аналогичных документах разных компаний, чтобы убедиться, что отсутствуют намеренные исправления;
  • сверка сведений о разных финансовых операциях, совершаемых компанией и ее партнерами;
  • подтверждение существования конкретных контрагентов, а также того, что они действительно занимаются предпринимательской деятельностью.

При выявлении разных серьезных нарушений во время встречной проверки привлекаются к ответственности обе компании. Обычно такое исследование проводится в случае, если сделка совершается на сумму, превышающую 100 млн руб.

Когда еще проводится мероприятие?

Исследование реализуется обычно в нескольких ситуациях:

  • фирмой была заключена крупная сделка, на основании которой уменьшился размер разных налогов;
  • возникают подозрения у проверяющих инспекторов относительно того, насколько достоверной и качественной является отчетность компании;
  • во время инвентаризации выявляются разные товары, которые не были правильно оприходованы работниками предприятия;
  • во время расчетов устанавливается, что имеются в компании поддельные документы;
  • обнаруживается, что в документации указываются недостоверные сведения;
  • отсутствуют разные контракты с другими фирмами, которым при этом перечислялись средства или отправлялись товары;
  • неправильно оформлены в компании разные соглашения с другими предприятиями, например, имеются исправления в документации или же все оттиски являются нечеткими;
  • в фирмы и ее контрагентов выявляются расхождения.

Даже незначительные нарушения и расхождения в документах могут стать основанием для проведения встречной налоговой проверки по отношению к многочисленным контрагентам организации. Поэтому все руководители фирм должны следить за тем, чтобы отсутствовали ошибки в документации.

Этапы процедуры

Проведение встречных проверок должно осуществляться только при учете многочисленных требований. Поэтому сами налоговые инспекторы должны следовать некоторым условиям. Процедура делится на последовательные этапы:

  • первоначально выявляются разные ошибки или сомнительные сведения относительно разных сделок, совершаемых проверяемой фирмой с другими компаниями;
  • инспектор направляет запрос контрагенту, на основании которого руководитель организации должен подготовить определенный пакет документов, имеющий отношение к сотрудничеству между компаниями;
  • документация должна подготавливаться предприятием в течение пяти дней, после чего ответственный представитель фирмы должен привезти лично в отделение ФНС эти бумаги, а также они могут быть отправлены по почте с помощью ценного письма с описью вложения;
  • далее инспектором проверяется документация, полученная от контрагента;
  • сравниваются данные, имеющиеся в документах разных предприятий;
  • по результатам проверки формируется заключение работниками ФНС, причем оно должно передаваться обеим компаниям.

Если во время проведения проверки выявляются разные нарушения, то привлекаются проверяемые компании к административной ответственности, а также может начинаться судебное разбирательство.

Во время встречной проверки ФНС может наказать контрагентов только за нарушение сроков, в течение которых фирма должна передать документы. Это приводит к тому, что бухгалтерский отдел предприятия перед отправкой бумаг не проводит их предварительную проверку, что может привести к негативным последствиям для обеих организаций. Если выявляются серьезные ошибки, то инспекторы могут инициировать внеплановую выездную проверку такого контрагента. Поэтому фирма не сможет уйти от наказания.

Проводится проверка только при наличии объективных причин, поэтому при их отсутствии контрагент может отказаться в предоставлении необходимой документации.

Сроки проведения

Сроки встречной проверки должны соблюдаться компаниями в обязательном порядке. Как только будет получен запрос от работников ФНС, фирма должна подготовить документацию, имеющую отношение к конкретному контрагенту или сделке, в течение 5 дней.

Учитываются именно рабочие дни, причем в этот же срок может фирма сообщить, что у нее отсутствуют запрашиваемые документы. Если нарушаются сроки, то компания привлекается к административной ответственности.

Какой проверяется период?

Период, за который запрашиваются документы, должен совпадать с тем сроком, в рамках которого проверяется первоначальная компания. Если же работники ФНС требуют документы, не имеющие отношения к этому периоду, то это является нарушением, поэтому компания может отказать в подготовке этой документации.

Фирма может отказать в передаче бумаг, которые имеют отношение исключительно к ее предпринимательской деятельности, а при этом не касаются проверяемой компании. В этом случае не может контрагент привлекаться к административной ответственности.

Какие запрашиваются документы?

Встречная проверка контрагента считается достаточно распространенной. В рамках ее проведения могут запрашиваться разные документы у организаций, причем в законодательстве отсутствуют точные сведения о перечне и объеме этих бумаг, что нередко приводит к возникновению споров между инспекторами и руководителями разных предприятий.

Работники ФНС должны запрашивать только документы, имеющие отношение к контрагенту, но нередко включаются в пакет документов бумаги:

Некоторые документы действительно позволяют получить множество информации о непосредственной проверяемой компании, но некоторые бумаги не должны запрашиваться в рамках такого исследования.

Нередко проведение встречной налоговой проверки приводит к тому, что начинаются судебные разбирательства относительно того, правильно ли были запрошены те или иные документы. Судебная практика показывает, что наиболее часто суды становятся на сторону налоговой инспекции, так как в законодательстве отсутствуют сведения о том, какие точно документы могут запрашиваться.

При каких условиях исследование считается правомерным?

Встречная проверка документов будет законной только при удовлетворении определенных значимых условий. К этим требованиям относятся следующие:

  • запрос, на основании которого требуются документы от компании, вручается непосредственно представителю компании под расписку или отправляется с помощью почты с применением уведомления о вручении, что позволяет доказать, что фирма действительно получила эту документацию;
  • если контрагент состоит на учете в другом отделении ФНС, то направляется запрос из соответствующего подразделения, так как от чужого отделения фирма может не принимать разные запросы;
  • в запросе должны содержаться только оптимальные документы, имеющие отношение к проверяемому контрагенту компании;
  • в документе должна указываться причина для проведения исследования, поэтому если сведения в нем являются расплывчатыми, неясными или общими, то фирма может отказать в подготовке документации;
  • нередко у компании отсутствуют необходимые документы, поэтому она должна в течение пяти дней оповестить об этом работников ФНС, причем отказ должен обосновываться значимыми причинами.

Только при таких условиях встречная камеральная проверка является легитимной, поэтому не получится по суду оспорить ее результаты.

Ответственность за нарушения

Контрагенты, отказывающиеся передать документы или нарушающие сроки подготовки бумаг, привлекаются к административной ответственности. В этом случае проводится по отношению к ним встречная выездная проверка, а также назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Уполномоченные лица уплачивают штраф в размере от 300 до 500 руб. Дополнительно работники ФНС направляют повторный запрос. Поэтому фирмам в любом случае придется подготовить и передать для изучения нужную документацию.

Как правильно удовлетворяются требования инспекторов?

Чтобы требования по встречной проверке были полностью удовлетворены, контрагентом проверяемой организации должны соблюдаться определенные условия:

  • передается проверяющим запрашиваемый пакет документов, причем процедура выполняется в течение пяти дней после получения запроса любым доступным способом, например, по почте или при личном общении с инспектором ФНС;
  • передаваться должны копии оригиналов, которые заверяются печатью компании и подписью руководителя;
  • не могут инспекторы требовать нотариального заверения документации;
  • если имеется в указанном перечне многостраничный документ, то его требуется прошить и подписать на месте сшива;
  • каждая страница должна быть хорошо пропечатана и пронумерована;
  • на обороте последнего листа требуется поставить печать, а также расписывается руководитель или ответственное лицо компании.

Если документация будет подготовлена грамотно, то все требования ФНС будут удовлетворены, поэтому будут отсутствовать разные нарушения или ошибки. Компания не будет привлекаться к административной ответственности.

Можно ли отказать в передаче документации?

В законодательстве не регламентирован точный перечень бумаг, который может быть запрошен работниками ФНС от контрагентов проверяемой компании. Это нередко приводит к разногласиям между инспекторами и руководителями фирм, так как запрашиваются бумаги, не имеющие отношения к разным важным сделкам.

Нередко запрашиваются личные документы компаний, штатное расписание или другие бумаги. За счет них инспекторы проверяют наличие отношений между разными компаниями. Если отказывает фирма в подготовке такой документации, то она может привлекаться к ответственности. В этом случае придется обращаться в суд, но обычно судьи становятся на сторону ФНС.

Если нарушаются сроки предоставления бумаг, то назначается штраф в размере 5 тыс. руб.

Как поступить, если ранее передавались запрашиваемые документы?

На основании ст. 93 НК не могут работники ФНС требовать от контрагентов проверяемой компании повторной подготовки определенной документации, которая ранее требовалась во время проведения камеральной или выездной проверки.

Но хотя имеются данные сведения в законодательстве, желательно все же подготовить документы, чтобы предотвратить подачи иска в суд проверяющими инспекторами.

Последствия встречной проверки

Каждая компания должна учитывать требования инспекторов, чтобы по итогам проверки контрагента не возникла такая ситуация, когда будет проводиться внеплановое исследование фирмы.

Часто возникает ситуация, когда отсутствуют необходимые документы, запрашиваемые в рамках встречной проверки. Пояснительная записка составляется работниками компании при таких условиях. Она содержит информацию о том, что конкретные документы были утеряны или просто отсутствуют в фирме.

К последствиям такого исследования для контрагентов относятся следующие:

  • при обнаружении расхождений в документах может проводиться проверка контрагента;
  • может привлекаться компания к административной ответственности, если действительно выявляются нарушения;
  • если вовсе обнаруживаются признаки мошенничества, основным назначением которого является сокрытие доходов, то может привлекаться фирма и должностные лица к уголовной ответственности.

Поэтому фирмы должны ответственно подходить к формированию и хранению различной документации, формирующейся в процессе сотрудничества с другими организациями.

Как оформляются результаты?

Встречная проверка считается достаточно оперативным процессом, по окончании которого формируется промежуточный акт. В нем фиксируются все обнаруженные нарушения и расхождения в документации.

Дополнительно вносится информация из неофициальных бухгалтерских записей. Могут приводиться показания лиц, занимающихся внесением данных в документацию компаний.

Заключение

В рамках проверки какой-либо компании налоговая инспекция может осуществлять встречную проверку разной документации у контрагентов этой организации. В рамках данной процедуры запрашиваются разные документы за конкретные периоды времени.

Для многих предприятий такая проверка может приводить к негативным последствиям, представленным привлечением к административной ответственности или проведением внеплановой выездной проверки. Поэтому все документы, имеющие отношение к сотрудничеству с другими компаниями, должны содержать актуальную информацию.

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас. Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках . Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Обсуждаем с руководителем
Непредставление документов (информации) налоговикам при "встречке" может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут "прибыльные" расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:
(или ) написать письмо, описав условия сделки;
(или ) просто представить документы по этой сделке.
Кстати, получив требование о представлении информации, можете "обрадовать" контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

Ситуация 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции
В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы "чужим" инспекторам (Пункты 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Отказ можно оформить так.

ООО "Космос"
г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 N 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента
Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерным (Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010), в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.
Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО "Круг" Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО "Круг" в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования
Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересует (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей стороне (Постановления ФАС МО от 30.04.2009 N КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А27-4698/2010).
Ситуация 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации
Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документы (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519). Если ваши операции с проверяемым контрагентом "чистые", отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно их (Постановление ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09). Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры N 105 от 09.04.2010, N 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО "Круг" Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

Ситуация 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении
Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ), а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны. Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы "подправили" перечень истребуемых документов:
(или ) в поручении документов указано больше, чем в требовании . Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного - они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
(или ) в требовании указано больше документов, чем в поручении . Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за это (Постановление ФАС УО от 27.01.2012 N Ф09-8983/11). Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи N 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 N 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.
Ситуация 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующие проверке
Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010 - 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010 - 2011 гг.) (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008 - 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г. (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
Ситуация 2. Вы получили требование по "встречке" в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП
Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНП (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.