Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф. Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое эту функцию возлагает на Министерство финансов РФ.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в России сформирована четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

Второй уровень - нормативные акты президента и правительства РФ, других представительных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.

Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является центральным с точки зрения методики бухгалтерского учета. По этому уровню издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Наиболее важными в этом направлении являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета - совокупность норм федерального законодательства России и Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством финансов РФ, которые регулируютправила бухгалтерского учета .

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Рабочие документы самой организации образуют внутреннюю нормативную базу и определяют особенности организации и ведения учета в нем.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации:

Объектами бухгалтерского учета явялются

- активы - имущество организации (хозяйственные средства),

Ее капитал и обязательства (источники хозяйственных средств),

- хозяйственные операции , связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

- финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

Приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

Находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

Являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права.

К материальным активам относят:

Землю или право на ее использование;

Здания и сооружения производственного назначения;

Здания и сооружения непроизводственного назначения;

Административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

Производственное оборудование;

Движимое имущество непроизводственного назначения;

Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

Финансовые активы - часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

Кассовую наличность;

Депозиты в банках;

Страховые полисы;

Вложения в ценные бумаги;

Обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

Портфельные вложения в акции иных предприятий;

Пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

Паи или долевые участия в других предприятиях.

Нематериальные (неосязаемые) активы - это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

Отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

Возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

Возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

Невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

Наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловая репутация организации и организационные расходы в связи с образованием юридического лица, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Не относятся к нематериальным активам:

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, разработка которых не завершена и не оформлена в установленном порядке;

Материальные объекты (носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Для целей бухгалтерского учета единицей измерения нематериальных активов служит инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих после оформления одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. и связанных с выполнением самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ, услуг.

Обязательства - это задолженность организации на отчетную дату, результат свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Пассив - источник происхождения активов, отражающий, являются ли они полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

Пассив баланса состоит из трех частей:

- капитал и резервы (отражает состав и структуру собственного капитала);

- долгосрочные обязательства (отражает задолженность на отчетную дату);

- краткосрочные обязательства (содержат информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам).

Обязательства предприятия, срок исполнения которых наступает в ближайшее время, и обязательства со сроком исполнения через год или позднее, являются неравноценными. Для организации имеет принципиальное значение, потребуют кредиторы возврата долгов сейчас или это случится, например, через год. Обычно крупные займы предприятия берут на длительный срок. Это может случиться, например, при покупке дорогостоящего оборудования.

Структура бухгалтерского баланса

Метод бухгалтерского учета - совокупность правил и технических приемов, используемых в бухгалтерском учете для решения задач учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны оформляться документами. Это документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документирование - оформление каждой хозяйственной операции первичным учетным документом.

Инвентаризация - установление фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются, и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных о состоянии финансов организации;

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате совершения хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходов и расходов на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись на счетах – метод регистрации хозяйственных операции в системе бухгалтерских счетов. Сумму хозяйственной операций на бухгалтерских счетах учитываются дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов.

Бухгалтерский баланс - финансовый отчет, отражающий состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженная в форме таблиц и характеризующая финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные .

Ведение бухучета должно осуществляться на основе определенных правил, принципов и требований, установленных законодательством страны. Подробнее о нормативном регулировании бухгалтерского учета вы можете узнать из данной статьи.

Осуществление регулирования бух. учета позволяет государству устанавливать принципы и требования, которые должны соблюдать все лица, осуществляющие хоз. деятельность (предприниматели и юрлица).

Общее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется правительством страны, разрабатывающим и утверждающим принципы документального оформления различных операций и отображения их в учете.

Конституция РФ сообщает, что бухучет находится в ведении государства. Его методологическим регулированием занимается Минфин и правительство. Регулированием некоторых положений осуществления учета занимаются Банк России, ФСФР и другие органы.

Уровни бухучета с позиции регулирования

Существует четыре уровня бухгалтерского учета с точки зрения значимости нормативно-правовой документации. Рассмотрим подробно каждый из этих уровней.

1-ый уровень

Этот уровень – нормативно-правовой. Он включает в себя регулирование бухучета на основании ФЗ, постановлений правительства и президентских указов. Эти документы определяют единые нормы осуществления бухучета в РФ.

Основным нормативным документом бухгалтерского учета этого уровня является ФЗ №402. Его целью является определение требований, которые предъявляются к ведению учета и формированию отчетов, а также создания механизма для осуществления регулирования учета.

Также, к этому уровню можно отнести ФЗ №208 и другие законы, которые прямым или косвенным образом регулируют ведение бухучета.

2-ой уровень

Он ориентирован на стандартизацию учета совершаемых хоз. операций, а также формирование единых требований по их оформлению. Регулирование этого нормативного уровня бухгалтерского учета исполняется при помощи положений по осуществлению учета, разрабатываемых органами исполнительной власти.

К этому уровню можно отнести следующие документы:

  • План бух. счетов;
  • МСФО;
  • Положение об обороте документов в учете.

3-ий уровень

  • Методические рекомендации и указания по ведению учета объектов ОС и МПЗ;
  • Письма Министерства Финансов, несмотря на то, что их нельзя признать нормативными актами, и их применение осуществляется компаниями на добровольной основе. Они могут оказать помощь работнику бухгалтерии в решении практического учетного вопроса.

4-ый уровень

На данном уровне решаются детальные вопросы организационного характера. В документации этого уровня содержатся инструкции по построению учета. Эти инструкции обязательно должны соблюдаться всеми предпринимателя и юрлицами. Документация этого уровня иногда может противоречить рекомендациям из предыдущих уровней, но построены на их основании.

Основным документом является учетная политика фирмы. Она является локальным документом и утверждается управляющим фирмы.

Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?

Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно .

Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.

Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.

Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.

Рабочее наименование проекта стандарта

Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта

Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения

Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов)

1. Разработка ФСБУ

1.1 Запасы представлено

II кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»*

1.2 Нематериальные активы представлено

II кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.3 Аренда II кв. 2017 г.

III кв. 2017 г.

Минфин России

1.4 Основные средства представлено

IV кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.5 Незавершенные капитальные вложения III кв. 2017 г.

IV кв. 2017 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) III кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Минфин России

1.8 Бухгалтерская отчетность I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

1.9 Некоммерческая деятельность II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.10 Доходы II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

НП «ИПБ России»***

1.11 Расходы II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

НП «ИПБ России»

1.12 Финансовые инструменты IV кв. 2018 г.

II кв. 2019 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.13 Добыча полезных ископаемых I кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

Фонд «НСФО»****

1.14 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность II кв. 2019 г.

III кв. 2019 г.

Минфин России

2. Внесение изменений в ПБУ

Наименование

Срок представления уведомления о разработке проекта

Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления в силу

Ответственные исполнители

2.1 Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» представлено

II кв. 2017 г.

Минфин России

2.2 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

Минфин России

2.3 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

Минфин России

2.4 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

Минфин России

Примечания.

* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».

*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»

Изменения в ПБУ

Помимо введения новых стандартов предполагается, что в 2017 - 2020 гг. будут внесены изменения в действующие ПБУ.

Сейчас готовятся проекты изменений в , .

А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.

Что, скорее всего, примут вначале

Три федеральных стандарта - «Основные средства», «Запасы», «Нематериальные активы», ответственными разработчиками которых заявлен БМЦ, уже представлены на обсуждение.

Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.

Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.

Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:

Что бухгалтерам сделать сейчас

Новость об утверждении программы разработки федеральных стандартов имеет практическое значение. Поскольку не планируется изменять порядок представления в годовой бухотчетности сопоставимых данных, то предлагаю посмотреть на баланс 2019 года с этой точки зрения. В 2018 году организации должны будут представить данные об активах и обязательствах на три отчетные даты: на 31.12.2019, 31.12.2018 и... именно так - на 31.12.2017!

Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.

Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.

Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.

Представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.