Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Порядок назначения и проведения ревизий. Порядок составления акта. Ревизия: понятие и виды

Виды ревизий принято классифицировать по следующим признакам:

I. По субъекту контроля:

- ревизии государственных органов ;

- внутрихозяйственные ревизии ;

Ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

II. По организационному признаку:

- плановые ревизии – проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организацией или органом управления, но, как правило, не реже одного раза в год;

- внеплановые ревизии – проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера);

III. По объему проверки:

- сплошные;

- выборочные ревизии : методика рациональной выборки разработана достаточно слабо. Во многих случаях даже опытный ревизор не может выделить для исследования нужную часть документов.

IV. По кругу вопросов, подлежащих проверке:

- тематические (частные) ревизии : могут быть сформулированы как ревизии сохранности и правильности использования ФОТ и расчётов с рабочими и служащими;

- сквозные ревизии – охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, целью здесь наряду с проверкой хозяйственной деятельности подразделений являются установление качества управления их деятельности;

- комплексные ревизии . Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексная ревизия – наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации;

- некомплексные ревизии проводятся, как правило, одним ревизором - бухгалтером по данным учетной информации.

Правила проведения ревизии: 1.Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.

2.Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т. п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).

3. Непрерывность . Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т. е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

16. Права и обязанности ревизора. Планирование ревизии. Права и обязанности ревизора регламентируется нормативными актами об экономическом контроле.

Ревизору предоставлено право проверять все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а именно:

1) проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и другие первичные документы (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты, наряды, отчеты, путевые листы и пр.), наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухгалтерского учета; 2) осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования, автопарки; проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц;

3) в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы и другие места хранения материальных ценностей и документов; при этом печать (пломбир) должна находиться у ревизора, а ключи - у материально ответственного лица; 4) проводить контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ и незавершенного строительного производства, проверять качество выполненных строительно-монтажных работ и выпускаемой промышленной продукции, соблюдение норм расхода и правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей; 5) привлекать по согласованию с администрацией работников ревизуемой организации к выполнению работ и заданий по ревизии;

6) производить с ведома следственных органов, а при крайней необходимости самостоятельно изъятие подлинных документов, вызывающих сомнение или подтверждающих выявляемые факты подделок, подлогов и других злоупотреблений;

7) пользоваться всеми видами связи для взаимодействия по делам ревизии с вышестоящей организацией и другими организациями, а также служебной пересылкой корреспонденции, имеющимися у ревизуемой организации транспортными средствами для передвижения по объектам с целью их обследования; 8) проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии; 9) проверять законность финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемой организацией, обеспечение, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских записей и материального учета складского хозяйства;

10) точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений и хищений, неправильного составления или умышленного искажения бухгалтерской и другой отчетности, нарушения сметно-финансовой и штатной дисциплины,} излишеств в расходовании средств и всякого рода бесхозяйственных потерь с указанием виновных в этом лиц и размеров причиненного ущерба; обязательно подтверждать все обнаруженные факты документами или ссылками на них, а также требовать объяснения от виновных лиц;

11) проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность (эффективность) их действий; 12) соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии; 13) ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме; 14) следить за безопасностью и в случае возникновения опасности немедленно покинуть ревизуемый объект.

Планирование ревизии-

должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:

а)комплексности планирования - обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного исследования до заключительного акта ревизии.;

б)непрерывности планирования - установление сопряженных заданий группе контролеров и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам;

в)оптимальности планирования - обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта программы контроля на основании критериев, определенных законом или контролирующим органом;

г)действенности планирования - содержание в плане точных указаний исполнителей и сроков.;

д)конкретности плановых заданий- конкретизация вопросов программы, подлежащих проверке, до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей;

е)реальности планирования- проверка плана с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов и предусматривание возможности привлечения к ревизии дополнительных ресурсов;

ж)гибкости и мобильности планирования- совершенствование, дополнение и уточнение плана в ходе ревизии.

17. Оформление окончательных итогов ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и удостоверения, указание на плановый характер ревизии или сев на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации, и кто являлся главным бухгалтером; кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

18. Методы исследования отдельного документа. При исследовании документов используют несколько видов проверок:

1)Формальная проверка - можно определить как оценка внешнего вида документа: заполнение реквизитов, наличие номера, даты, подписей, наличие исправлений и других визуально различимых признаков.

В данном случае документы изучают в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия не оговоренных исправлений, правильности присвоения нумерации, тождественности дат (например, на расходном кассовом ордере - даты оформления и даты получения средств) подчисток, дописок текста и цифр, соответствия документа действующей типовой форме и т.д.

2)Арифметическая проверка - это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления ошибок или злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Типичным способом мошеннических действий является искажение суммы. С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, стоимостном выражении).

3)Логическая проверка - это рассмотрение сущности операции, оценка соответствия сущности и формы документа, бухгалтерской записи, проверка полномочий должностных лиц, подписавших документы и т.д. Применение данного метода позволяет установить оформленные соответствующим образом, но искаженные по своему содержанию документы. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций. Логическая проверка проводится способами сличения, сравнения, сопоставления и т.д.

Специалисты выделяют из логической нормативную проверку содержания отдельного документа, которая предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции.

Отдельное место занимает процедура прослеживания. Если перечисленные виды проверки применяются к одному документу, то прослеживание предполагает изучение последовательно подготавливаемых документов и анализ их на предмет сохранения сущности и параметров операции.

19. Методы исследования взаимосвязанных документов. Методы исследования взаимосвязанных документов включают встречную проверку и взаимный контроль.

Встречная проверка предусматривает сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Проведение встречных проверок ревизорами регламентируется п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н. Данный вид проверок проводится также Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают:

При внутренних операциях - в разные подразделения одного предприятия;

При внешних операциях - в разные организации.

Применять названный метод целесообразно только в двух ситуациях:

Когда проверяемые лица уничтожили находящийся только у них экземпляр документа, но в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;

Когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.

Проверяющими лицами может производиться сверка взаимных расчетов (поступления и расходования денежных средств), о чем также составляется акт, подписываемый руководителями обеих проверяемых организаций.

Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета. С помощью этого метода решаются две основные задачи: выявляются подложные документы; определяется круг лиц, причастных к совершению противоправного деяния.

О наличии в документах подлога могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:

Отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);

Противоречия в содержании взаимосвязанных документов.

Данный метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время более трудоемким и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов.

Преимущество метода взаимного контроля документов наиболее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегиональный и межотраслевой характер.

20. Инвентаризация -основной метод контроля. Инвентаризация -это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Нормативным документом , регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в Российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49

Инвентаризация может являться объектом аутсорсинга . Сторонние специализированные компании имеют свою технологию и методологию проведения инвентаризации, специализированное дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, а также профессионально обученный штат специалистов, оплата труда которых бывает ниже, чем оплата складских и офисных сотрудников, которые часто привлекаются на инвентаризации.

Обычно инвентаризации подразделяются по различным объектам учета на:

1.Инвентаризацию основных средств;

2.Инвентаризацию капитальных вложений, незавершенных капитального строительства и капитального ремонта;

3.Инвентаризацию незавершенного производства;

4.Инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

5.Инвентаризацию денежных средств;

6.Инвентаризацию расчетов и других статей баланса.

1. Порядок проведения инвентаризации денежных средств Организации располагают денежными средствами, необходимыми для их финансово- хозяйственной деятельности. Денежные средства в основном должны храниться в учреждениях банка и незначительные суммы - в кассе организации.

Ведение операций с наличными денежными средствами возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить наличность в пределах лимита, согласованного с обслуживающей банковской организацией.

Ревизия денежных средств является традиционным направлением, с которого начинается проверка. Прежде всего такой интерес связан с тем, что наличные денежные средства представляют собой наиболее рисковый объект потенциальных искажений официальных данных.

Как правило, раз в месяц выполняется ревизия в магазине розничной торговли. Обычно выбирается определенный день. Например, это может быть последняя пятница. Рассмотрим далее, как проходит ревизия в магазине.

Документация

Перед тем, как будет выполняться проверка, необходимо приготовить ведомость учета. Все листы в ней должны быть пронумерованы. Желательно, чтобы ревизия в магазине проводилась в присутствии независимого лица. Записи по проверке необходимо вести в двух экземплярах. Это могут делать владелец точки и независимый представитель либо последний с продавцом. Для более точного контроля работник может вести записи отдельно, не в ведомость.

Специфика

Чтобы определить, какой результат должна дать ревизия в магазине, необходимо посчитать приход (поступление продукции). К полученному показателю прибавляется остаток с предыдущей проверки. После этого вычитается расход товара за контрольный период. Если ранее ревизия магазина не выполнялась, тогда из прихода просто вычитается количество проданного товара. Проверка в небольшой точке может продолжаться около 5-6 часов. В этой связи целесообразно начинать ее утром. Некоторые владельцы доверяют проведение проверки работникам. Однако в этом случае продавцы могут скрыть какую-либо информацию.

Плановые мероприятия

Ревизия в магазине может проводиться в несколько этапов. Их количество зависит от размеров точки, объема товара, ассортимента. Перед началом проверки составляется план. При этом учитывается возможность вносить в него коррективы и дополнения по мере выявления нарушений. Если не изменять ход проверочных мероприятий, ревизия в магазине может быть неэффективной. В некоторых случаях план, даже хорошо продуманный, приходится корректировать после выявления некоторых фактов. Вместе с этим дополнение и внесение изменений в ход контрольных мероприятий должны быть обоснованными. Корректировки проводятся до того момента, пока не будут собраны все материалы, необходимые для правильного представления о состоянии дел.

Программа проверки

Она предусматривает время, в течение которого будут выполняться контрольные мероприятия, список основных вопросов и объектов, подлежащих ревизии. В программе могут присутствовать следующие разделы:

  1. Цель.
  2. Вопросы для проверки.
  3. Условия и средства, которые необходимы для выполнения мероприятий.
  4. Место и сроки выполнения.
  5. Субъектный состав.
  6. Формы документирования.

Цель

В этом разделе описываются основные задачи, которые будут решены посредством проверки. Они зависят от масштаба предприятия. Так, например, в крупной точке проверяется состояние складов, соблюдение правил хранения продукции, правильность проведения кассовых операций и так далее. Несколько иные цели преследует ревизия в магазине. Недостача, как правило, является основной причиной начала проверки. Поэтому в небольшой точке внимание акцентируется на соответствие количества проданной продукции объему выручки за нее.

Участники проверки

В зависимости от масштабов магазина к ревизии могут привлекаться различные специалисты. Например, это могут быть технологи, снабженцы, финансисты, бухгалтера. Руководителю проверки необходимо правильно распределить задачи между привлеченными лицами, проследить за полнотой контроля отдельных участков в магазине. Он также организует надлежащее оформление результатов, оказывает практическое содействие участникам. В соответствии с составленной программой определяются возможность и необходимость использовать те или иные ревизионные средства, способы и приемы получения и обработки сведений. Перед началом проверки проводится совещание с лицами, привлеченными к ней.

Ход проверки

В магазине, осуществляющем продажу широкого ассортимента продукции, участники проверки распределяются по отделам. Каждый из них ведет учет и вносит записи в свою ведомость. Обязательно проверяется и состояние склада. Финансисты проводят ревизию по кассам. Они устанавливают отклонения, выявляют несоответствия остатка денежных средств сумме поступлений. Бухгалтеры осуществляют проверку документации предприятия. Они смотрят правильность заполнения, полноту отражения операций, достоверность сведений в журналах.

Все привлеченные лица следуют разработанной программе проверки. Выявленные нарушения документируются в соответствующем акте. После проверки всех отделов составляется ревизионная ведомость. В ней указываются мероприятия, которые были проведены, результаты контроля. Если были выявлены нарушения, руководитель ревизионной комиссии и директор предприятия выявляют виновных лиц. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности. Зачастую ревизии проводятся надзорными органами без предупреждения (внепланово). Чтобы у предприятия не возникло никаких проблем с контрольными структурами, целесообразно проводить регулярные внутренние проверки.

К основным правилам проведения ревизии относятся внезапность,

активность, непрерывность, обоснованность, гласность.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для

контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим

условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее

подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и

средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки,

так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения,

например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности,

оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять

опрометчивость и делать поспешные выводы.

3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись

активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов,

возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е.

до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть

документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого

факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору

нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо

ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные

обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц.

Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и

остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности

является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских

экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников

организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих

переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты



ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них

информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника,

руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии

способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и

ориентирует их на объективную оценку материалов.

Виды ревизии

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают

несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным

признакам:

1. По субъекту контроля:

1) ревизии государственных органов;

2) внутрихозяйственные ревизии;

3) ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

1) плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы

вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;

2) внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные

планом (например, при ухудшении результатов работы по основным

производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или

главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов).

3. По объему проверки документооборота и записей в регистрах

бухгалтерского учета ревизии делятся на:

1) сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры

бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая

деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в

целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по

отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с

поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям

прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии

из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно

2) выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть

хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При

этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый

период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении

таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который

нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а

также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и

опыта ревизора;

3) полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной

деятельности организации;

4) частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей

деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации

(ревизия товарно-материальных ценностей);

5) комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по

объему проверки.

4. По кругу вопросов, подлежащих проверке:

1) тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по

отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков

деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую

характеристику состояния дел по данному вопросу;

2) при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и

входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с

проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации

установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма

трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о

недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации

со стороны вышестоящего органа управления;

3) комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме

бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие

специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная

проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с

проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль

организации и технологии производства, изучение технической, социальной и

других сторон деятельности ревизуемого объекта.

4) некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем

проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской

документации, учетных регистров и отчетности.

5. По способу контроля за результатами ревизионной работы:

1) дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при

проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений

финансово-хозяйственной деятельности организации;

2) повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях

некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных

возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях.

Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. № 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Кого будут проверять на основании этой инструкции? Какие новшества внесены в порядок проведения проверок с ее принятием? Рассмотрим наиболее существенные нововведения.
Кого будут проверять?

Инструкция уточняет объекты контроля Росфиннадзора. Это бюджетополучатели федерального бюджета различных уровней власти, государственные внебюджетные фонды, а также организации любых форм собственности, использующие федеральное имущество.

В новой Инструкции из перечня объектов контроля исключены органы власти и бюджетополучатели субъектов России и местного самоуправления, которые раньше могли проверяться на договорных началах. За органами Росфиннадзора остается право проверки этих объектов. Однако только в случаях получения ими помощи из федерального бюджета.

Органы Росфиннадзора теперь не смогут проверять абсолютно все организации по мотивированным постановлениям и обращениям правоохранительных органов, в том числе в рамках расследуемых уголовных дел. Здесь их компетенция также ограничивается контролем за использованием федеральных средств и имущества. Однако в ходе такого контроля ревизоры Росфиннадзора имеют право проведения встречных проверок в любых организациях независимо от их организационно-правовых форм.

Следует отметить, что Инструкция не устанавливает порядок проведения проверок исполнения валютного законодательства. Проведение данных проверок и оформление их результатов по-прежнему не формализовано.

В числе вопросов проведения ревизии и проверки Инструкцией предусмотрено проведение контрольных действий по изучению использования средств федерального бюджета на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд. То есть проверка выполнения законодательства о госзакупках. При этом выявляются факты размещения заказов без проведения обязательных процедур и необоснованного увеличения цен товаров, работ и услуг в ходе заключения и выполнения государственных контрактов.

Как долго проверяют?

Прежде чем говорить о сроках, отметим следующую особенность проведения контрольных мероприятий. Ранее проведение ревизии предполагало полный и всесторонний охват финансово-хозяйственной дея-тельности организации, а проверка представляла собой единичное контрольное действие.

В новой Инструкции отсутствуют определения ревизии и проверки. Более того, решение об использовании сплошного или выборочного метода проведения контроля принимает на месте руководитель ревизионной группы (п. 21 Инструкции). Все это делает различия между такими видами контрольных мероприятий, как ревизия и проверка, весьма условными.

В отличие от ранее существовавшего порядка новой Инструкцией установлен жесткий срок проведения контрольного мероприятия — не более 45 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение проверки до дня подписания акта.

Достаточно четко определены процедуры продления первоначально установленного срока и приостановления контрольного мероприятия. Продлить срок проверки или приостановить ее проведение может лицо, ее назначившее. О таком решении теперь в обязательном порядке уведомляется руководитель проверяемой организации.

В случае, если ревизоры превысят срок проведения контрольного мероприятия, нарушат порядок ее продления или приостановления, руководитель имеет право не допускать ревизионную группу к проверке своей организации.

Процедура проверки

Перед началом ревизии руководитель ревизионной группы представляет ее участников руководителю проверяемой организации. Новой Инструкцией предусмотрено не только ознакомление руководителя организации с удостоверением на право проведения проверки, но и с ее программой. В программе проверки должен содержаться перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа будет проводить контрольные действия.

При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями (п. 22 Инструкции). Причем операции с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетные операции проверяются сплошным методом.

По мнению автора, проверка сплошным методом не только денежных, но и всех расчетных операций в бюджетном учреждении потребует значительного увеличения срока проведения контрольного мероприятия. Поэтому на практике такая проверка будет трудновыполнима для ревизоров.

Инструкцией предусмотрены контрольные действия по изучению:
— учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по форме и содержанию;
— полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций;
— фактического наличия, сохранности и правильного использования денежных средств, достоверности расчетов и др.;
— постановки и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
— состояния системы внутреннего контроля проверяемого бюджетного учреждения.

Особое внимание в Инструкции уделено встречным проверкам. В частности, впервые определен порядок их проведения, в том числе в организациях, расположенных на территории других субъектов РФ.

Следует отметить, что в новой Инструкции отсутствует существовавшая ранее обязанность руководителя проверяемой организации предоставления ревизорам помещения, оргтехники, услуг связи, канцеляр-ских принадлежностей, обеспечения машинописными работами.

Оформление результатов контрольного мероприятия

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт попрежнему должен содержать вводную и описательную части. Кроме того, Инструкцией введен новый заключительный раздел акта — информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.

Необходимо отметить, что теперь в описании каждого нарушения в тексте итогового акта кроме положений законодательных и нормативных актов, которые были нарушены, содержания, периода и суммы нарушения в обязательном порядке указывается должностное лицо, его допустившее.

Изменяется и процедура подписания самого акта. Инструкцией, регулирующей проведение ревизий КРУ Минфина России, было преду-смотрено его подписание представителями Росфиннадзора, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Теперь главный бухгалтер акт не подписывает.

Предельный срок ознакомления руководства проверяемой организации с актом контрольного мероприятия и подготовки возражений по нему не меняется и составляет пять дней. Но по новой Инструкции срок ознакомления с актом для проверяемой организации будет устанавливать руководитель ревизионной группы.

С введением новой Инструкции в значительной степени изменился порядок реализации материалов контрольного мероприятия. Срок рассмотрения возражений по акту руководителем ревизионной группы увеличится с 5 до 30 рабочих дней.

В то же время в новом документе не решены многие существующие принципиальные проблемы. По-прежнему не установлена периодичность контроля, недостаточно регламентирована методология планирования и проведения ревизий и проверок, не определен порядок разрешения возникающих во время их проведения спорных ситуаций, отсутствует классификация выявленных финансовых нарушений.

Порядок составления акта

Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу, установленному Банком России на дату совершения соответствую-щих операций.

Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.

Результаты ревизии должны подтверждаться документами (их копиями), объяснениями должностных, материально ответственных лиц проверенной организации и др.

Инструкцией не предусмотрено обязательное направление предписания об устранении выявленных нарушений руководителю проверяемой организации, а также информирование о результатах проверки выше-стоящих управляющих органов.

Вопрос 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.
Рубрика (тематическая категория) Бухгалтерия

Документальная ревизия назначается руководителœем предприятия организации) или руководителœем вышестоящей организации по отношению к проверяемой. В приказе о производстве ревизии указывается:

· где будет проводится ревизия;

· за какой период времени деятельности предприятия и в какой срок.

Перед проведением ревизии ревизору дается письменное задание с указанием в нем вопросов, подлежащих обязательной проверке, объёма ревизий и порядка проведения ревизионных действий. По общему правилу продолжительность ревизии не может превышать одного месяца. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя организации назначившего ревизию.

1. Проверка законности и экономической целœесообразности хозяйственных операций, произведенных, данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой, сметной, штатной дисциплины.

2. Выявление факто в ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. При этом ревизор обязан не только выявлять данные факты, но и выяснять причины их возникновения, устанавливать конкретных лиц виновных в нарушениях.

3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные хозяйственные операции и правильности ведения бухгалтерских записей.

4. Проверка правильности учета материалов на складах, условий хранения материальных ценностей, правильности документального оформления хозяйственных операций по поступлению и отпуску материальных ценностей.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выда­ется специальное удостоверение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подписывается руководителœем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им упол­номоченным, и заверяется печатью указанного органа.

Работники контрольно-ревизионного органа должны так же иметь посто­янные служебные удостоверения установленного образца. В случае если они посто­янно проживают и осуществляют свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удален­ность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установлен­ном порядке.

Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководи­тель (контролер-ревизор) определяются руководителœем контрольно-ревизи­онного органа с учетом объёма предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществля­ется руководителœем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем базовых вопросов ревизии.

Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень базовых объектов и вопросов, подлежащих ре­визии, и утверждается руководителœем контрольно-ревизионного органа.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшество­вать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характе­ризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии орга­низации.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча­стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и учас­тки работы между ее исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи­мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха­рактеризующих ревизуемую организацию, должна быть изменена и дополнена.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъя­вить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить уча­ствующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопро­сы проведения ревизии и составить рабочий план.

По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и мате­риальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителœем ревизионной группы (контролером-ревизо­ром) по согласованию с руководителœем ревизуемой организации.

Получив задание на проведение ревизии, ревизор, прежде чем приступить к проверке, обязательно подготовится к ее проведению. Для этого он должен изучить акты предшествующих ревизий, материалы отчетности. На базе изученных материалов ревизор составляет программу (план) предстоящей ревизии. При подготовке к проведению ревизии ревизор может снимать копии отчетных документов, которые может брать с собой, так как возможна их подмена (нередки случаи, когда в вышестоящую инстанцию организации представляют один вариант отчетности, а ревизору дают другой). Подготовка к проведению ревизии для ревизора обычно совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется ревизионная группа и сроки проведения ревизией. При проведении ревизии ревизор руководствуется законодательством постановлениями правительства, а также приказами, инструкциями и иными нормативными актами, действующими в системе соответствующего ведомства.

Ревизор обязан:

Разработать конкретную программу на каждую ревизию с указани­ем базовых вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные рас­писания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателœем комиссии (ревизором), утверждается руководителœем или заместителœем руководителя министерства;

Проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии; добиваться, чтобы всœе нарушения по мере их обнаружения были устранены. В случае если это невозможно, то ревизор на основании акта͵ с учетом объяснений составляет проект предложений по устране­нию выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всœеми материалами по ревизии на рассмотрение руко­водителю, назначившему ревизию;

Кроме этого ревизор во время проведения ревизии обязан не только выявлять, факты нарушений, но и оказывать всœемерную помощь проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков и нарушений;

При ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопро­сам достоверности предоставления соответствующих документов и др.

В процессе проведения ревизии ревизор не должен, давать оценку действиям соответствующих должностных лиц, а тем более угрожать им наказанием. Вместе с тем, ревизор не должен допускать неделовых отношений с сотрудниками проверяемой организации. При осуществлении своих функций ревизор может привлекать актив и общественность данного предприятия.

Наряду с обязанностями, ревизор наделœен широкими правами.

Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Как правило, ревизор, проводящий ревизию, вправе:

1. Осматривать всœе помещения, склады, хранилища, в которых

находятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации, а также проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, и применять всœе другие методы фактического контроля.

2. В случаях обнаружения хищений и злоупотреблений по согласованию с руководителœем ревизуемой организации опечатывать помещения.

3. Требовать от ревизуемых организаций представления первичной бухгалтерской документации, составления необходимых справок и расчетов, а также брать письменные и устные объяснения от работников проверяемого предприятия по вопросам, вытекающим из проводимой проверки.

4. Ревизор вправе опечатывать места хранения документов ревизуемой организации, а также изымать документы, содержащие подтверждение выявленных фактов нарушений и злоупотреблений, оформляя изъятие двухсторонним актом и оставляя в делах предприятия копии изъятых документов, подписанным главным бухгалтером и ревизором.

5. Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой, а также запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов.

7. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководи­телями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности и неэффективного исполь­зования средств, а также давать обязательные указания об устра­нении этих нарушений, о возмещении причинœенного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.

8. Привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций.

9. Направлять предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансировании ревизуемых организаций при выявлении нецелœевого использования бюджетных средств, а так­же в случае непредставления или бухгалтерских и финансовых до­кументов, связанных с использованием этих средств.

10. Вносить по результатам ревизии и проверки предложения о взыс­кании с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целœевому назначению, и доходов от их использования.

11. В случаях выявления нарушения законодательства, фактов хище­ния денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

12. Информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить воп­рос о принятии мер по устранению этих нарушений и их послед­ствий, а также наказанию виновных лиц.

13. Ревизор, на его усмотрение, в ходе проведения ревизии может применять всœе доступные ему методы исследования учетных документов.

В процессе проведения ревизии и после ее окончания, ревизор может нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.

Дисциплинарную ответственность ревизор несет за полноту и качество ревизии и инвентаризации, проведения их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизии.

Ревизор может нести уголовную ответственность при сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денеж­ных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправле­ний, искажающих содержание документов (к примеру, ст.292 УК РФ - служебный подлог и др.).

По прибытии на место проверки ревизор немедленно организует проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей. В первую очередь он проверяет фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе, а затем остатки других ценностей. После проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ревизор приступает к проверке хозяйственной деятельности предприятия. Путем анализа счетов синтетического и аналитического учета он изучает данные последнего бухгалтерского баланса, а также первичные документы; проверяет их доброкачественность как по форме, так и по существу отраженных в них операций. Результаты своей деятельности ревизор оформляет актом документальной ревизии.

Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ре­визором) ревизии: предоставить крайне важно е помещение, оргтехнику, услу­ги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.

В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не­обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяю­щих провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сооб­щает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителœем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ре­визуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осу­ществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверя­емой организации. Дальнейшее проведение ревизии возможно только после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

Руководитель контрольно-ревизионного органа по предоставлению ма­териалов ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их реализации. По результатам проведенной ревизии проверенной органи­зации направляется представление для принятия мер по пресечению выяв­ленных нарушений, возмещению причинœенного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц.

Организация контроля за выполнением представления по результатам ревизии, проводимой в рамках финансового контроля, не только заключи­тельный этап проверочных мероприятий, но и важный участок контрольно-ревизионной работы, который способствует своевременному устранению выявленных недостатков и способствует эффективности хозяйственной дея­тельности.

Вопрос 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора." 2017, 2018.