Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое план счетов бухучета. Структура и краткие пояснения

Любая хозяйственная операция в жизнедеятельности предприятия должна найти соответствующее отражение в бухгалтерском учете. Для этого бухгалтеры организации составляют специальные бухгалтерские записи - проводки, которые, в свою очередь, формируются из действующих счетов бухучета. В статье расскажем, какой план счетов использовать в зависимости от типа организации.

Общие положения

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.

Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

Действующий план счетов бухгалтерского учета 2019, таблица по типам экономических субъектов:

Нормативно-правовой акт

Государственные и муниципальные учреждения

Раздел II
А

Животные на выращивании и откорме

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

Раздел III
А

Полуфабрикаты собственного производства

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40 А-П
П

Торговая наценка

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V
А

Расчетные счета

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI
П

В начале 2018 года Минфин России приказом №255н от 27.12.2017г. внёс изменения в порядок применения КОСГУ (КЭК). Теперь время пришло для изменения самих кодов плана счетов для приведения в соответствие с этим приказом.

Итак, Приказом Минфина России от 31 марта 2018 г. № 64н вносятся изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета (Инструкция №157н от 01.12.2010г.). Вкратце, добавляются новые счета, соответствующие добавленным КОСГУ по 255 Приказу. Некоторые счета исключаются, ну и изменяются наименования счетов.

Данный документ опубликован и вступает в силу 08 мая 2018 года. А новые правила Инструкции начинают действовать, как всегда, с начала года, то есть с 01 января 2018 года .

Изменения конфигураций по ведению учета в бюджетных учреждениях стоит ожидать в ближайшие дни.

Теперь коротко об изменениях:

В учёте Основных средств (счет 101.00) исключили "Библиотечный фонд" (101.07) и заменили его на "Биологические ресурсы".

В составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются:

  • служебные собаки, лошади и другие животные;
  • многолетние насаждения и другие объекты растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию.

"Нежилые помещения" и "Сооружения" объединили в один счет (101.02). На счете 101.03 теперь учитывается Инвестиционная недвижимость. Аналогичные изменения в счетах амортизации.

Лизинг исключили из всех групп нефинансовых активов (101.40, 102.04, 104.40, 105.40, 106.40)

Детализировали группу счета 108.00 "Нефинансовые активы имущества казны"

Исключили счет 109.90 "Издержки обращения"

Новая группа счетов 114.00 "Обесценение нефинансовых активов" с детализацией по субсчетам, аналогично группе счетов 101.00. Предназначены для признания обесценения ОС, НМА и НПА согласно новому стандарту "Обесценение активов".

Детализируется группа счетов 205.00 "Расчеты по доходам", 208.00 "Расчеты с подотчетными лицами", 209.00 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам" . Субсчета приведены в соответствие с кодами КОСГУ по приказу 255н.

В группах счетов 304.04, 304.06, 401.10, 401.20 добавили счета учета расчетов по прошлым периодам.

Также следует заметить, что ввели уточнение, что по кодам поступлений и выбытий (КОСГУ) формируется аналитика у следующих счетов:

  • 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»;
  • 210.02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 304.84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 304.94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»;
  • 304.05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;3
  • 304.86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 304.96 «Иные расчеты прошлых лет»;
  • счета 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» (кроме счета 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»);
  • счета 500.00 «Санкционирование расходов». В счетах санкционирования аналитика формируется в структуре плана ФХД (бюджетной сметы).

Забалансовые счета:

Прочие изменения и уточнения.

Уточнили, что инвентарный номер не присваивается объектам до 10 000 руб. Можно не наносить инвентарный номер на объект, если он имеет уникальный номер. Например, кадастровый номер здания, гос.номер автомобиля, серийный номер единицы оружия и т. д.

Каждому объекту, который входит в инвентарный объект - комплекс объектов ОС, присваивается внутренний порядковый номер комплекса объектов. Этот номер состоит из инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объектов, входящих в данный комплекс.

Дополнили, что инвентарный номер объекта при реклассификации не изменяется, в том числе если меняется группа учета, принимаются объекты с забалансовых счетов.

Амортизация не приостанавливается ни в каких случаях.

Амортизация на основные средства начисляется по СГС «Основные средства». Амортизация права пользования активами начисляется по СГС «Аренда»

Учреждение исправляет ошибки прошлых лет на счетах:

  • 401.18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» - в части ошибок по доходам прошлого года;
  • 401.28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному» - в части ошибок по расходам прошлого года;
  • 401.19 «Доходы прошлых финансовых лет» - в части ошибок по доходам прошлых лет, которые не подлежат отражению по счету 401.18;
  • 401.29 «Расходы прошлых финансовых лет» - в части ошибок по расходам прошлых лет, которые не подлежат отражению по счету 401.28.

Исправительные записи отражаются в обособленном регистре бухгалтерского учета.

Дополнили счета, которые необходимо закрывать по завершении финансового года на счет 401.30 .

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций - Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Подробно об этих нововведениях читайте в статьях и .

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье .

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Отчетность казенного учреждения в 2019 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье .

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Актуальный бланк: пояснительная записка к балансу казенного учреждения за 2019 год

Вышестоящий распорядитель вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Такие требования должны быть доведены до КУ отдельным распорядительным актом.

Все синтетические счета, которые могут применяться в бухгалтерском учете, указываются в Плане счетов. ПЛАНОМ СЧЕТОВ или СЧЕТНЫМ ПЛАНОМ называется систематизированный пер е чень счетов бухгалтерского учета. По Плану счетов должен быть организован бухгалтерский учет на предприятиях всех о т раслей народного хозяйства РФ, независимо от подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение составляют банки, бюджетные и страховые организации, где действуют свои планы счетов. Применение Плана счетов обеспечивает: – единообразие в построении бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. – получение сопоставимой информации и, как следствие, обобщенных показателей в масштабах отдельных отраслей, объединений предприятий и народного хозяйства в целом. В Плане все счета сведены в восемь разделов: 1 – Внеоборотные активы 2 – Производственные запасы 3 – Затраты на производство 4 – Готовая продукция и товары 5 – Денежные средства 6 – Расчеты 7 – Капитал 8 – Финансовые результаты Видно, что в счетном плане сначала помещены счета активов и процессов, а затем обязательств и капитала. Завершающим является раздел, формирующий информацию о финансовых результатах как конечной цели деятельности предприятия. Таким образом, в каждый раздел объединены счета, связанные с определенной стадией кругооборота хозяйственных средств. Внутри каждого раздела счета расположены в определенной логической последовательности. Все синтетические счета, включенные в указанные разделы, называются балансовыми счетами – они участвуют в формировании статей баланса и служат для учета хозяйственных средств и их источников, принадлежащих предприятию и привлеченных им в оборот. Балансовым счетам в плане присвоен двузначный шифр (номер). Например, счету “Касса” присвоен номер 50. Это значит, что на л ю бом предприятии в любой точке страны счет 50 отражает информацию о наличии денежных средств в кассе предприятия и их движении. К каждому счету в Плане счетов имеется Инструкция (руководство) по его примен е нию. Она включает краткие характеристики экономического содержания и структуры всех счетов и общую схему их корреспонденции. После балансовых в Плане счетов приведен список забалансовых счетов , предназначенных для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение (например, арендованных основных средств; материалов, принятых в переработку; оборудования, приятого для монтажа; товаров, принятых на комиссию и т.п.). Забалансовым счетам присваивается трехзначный номер. На основании Плана счетов на предприятии разрабатывается рабочий план счетов с учетом специфики деятельности предприятия и решаемых управленческих задач. Рабочий план счетов утверждается в приказе об учетной политике. Для учета специфических операций предприятие может вводить дополнительные синтетические счета, закрепляя свое решение в учетной политике. Для этого в каждом разделе Плана счетов предусмотрены свободные кодовые номера, позволяющие по необходимости дополнять План новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Субсчета могут использоваться предприятием по своему усмотрению – можно уточнять их содержание, исключать, объединять их, вводить дополнительные счета. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Отношение к балансу Номер счета
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
А 01 Основные средства
П 02 Амортизация основных средств
А 03 Доходные вложения в материальные ценности
А 04 Нематериальные активы
П 05 Амортизация нематериальных активов
А 06 Отложенные налоговые активы
А 07 Оборудование к установке
А 08 Вложения во внеоборотные активы
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
А 10 Материалы
А 11 Животные на выращивании и откорме
П 14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
А-П 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
А-П 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
А 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
А 20 Основное производство
А 21 Полуфабрикаты собственного производства
А 23 Вспомогательные производства
А 25 Общепроизводственные расходы
А 26 Общехозяйственные расходы
А 28 Брак в производстве
А 29 Обслуживающие производства и хозяйства
Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
А-П 40 Выпуск продукции (работ, услуг)
А 41 Товары
П 42 Торговая наценка
А 43 Готовая продукция
А 44 Расходы на продажу
А 45 Товары отгруженные
А 46 Выполненные этапы по незавершенным работам
Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
А 50 Касса
А 51 Расчетные счета
А 52 Валютные счета
А 55 Специальные счета в банках
А 57 Переводы в пути
А 58 Финансовые вложения
П 59 Резервы под обесценение финансовых вложений
Отношение к балансу Номер счета Название синтетического счета
Раздел VI. РАСЧЕТЫ
П 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
А 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
П 63 Резервы по сомнительным долгам
П 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
П 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
П 68 Расчеты по налогам и сборам
П 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
П 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
А-П 71 Расчеты с подотчетными лицами
А-П 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
А-П 75 Расчеты с учредителями
А-П 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
П 77 Отложенные налоговые обязательства
А-П 79 Внутрихозяйственные расчеты
Раздел VII. КАПИТАЛ
П 80 Уставный капитал
А 81 Собственные акции (доли)
П 82 Резервный капитал
П 83 Добавочный капитал
А-П 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
П 86 Целевое финансирование
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
А-П 90 Продажи
А-П 91 Прочие доходы и расходы
А 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
П 96 Резервы предстоящих расходов
А 97 Расходы будущих периодов
П 98 Доходы будущих периодов
А-П 99 Прибыли и убытки
Забалансовые счета
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
010 Износ основных средств
011 Основные средства, сданные в аренду

Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

Переход на план счетов, доведенный приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» ожидаемо вызвал много вопросов наших читателей, и мы решили сделать отдельный материал с готовыми решениями по переходу, заодно и ответив на все заданные вопросы.

Готовим приказ

Мы уже писали о последних изменениях в Инструкции о порядке применения Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), их действительно много, но самое важное изменение – откорректирован Единый план счетов. В соответствии с уже упомянутым приказом от 31.03.2018 № 64н новый план счетов применяется с 1 января 2018 года, хотя сам приказ вступил в силу 8 мая 2018 года. Начиная с этой даты субъектам учета необходимо осуществить переход по мере своей технической готовности.
Самое первое действие по переходу – подготовка приказа о внесении изменений в учетную политику учреждения, в раздел «Рабочий план счетов». Напомним, что в данном разделе должны быть перечислены не все счета инструкций по учету, а тот перечень синтетических и аналитических счетов, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета и действительно применяются в учреждении, а также те, применение которых планируется в ближайшем будущем.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно