Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Аси национальный рейтинг. Национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности регионов

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации.

В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них - Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь - оценивались вне рейтинга.

В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, по результатам которого 51 регион, в том числе Волгоградская область, продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом.

2 июня 2017 года на площадке Петербургского международного экономического форума был представлен топ-20 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Руководители всех регионов получили подробные «карточки» с данными Национального рейтинга по всем показателям.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».

Андрей Белоусов, Помощник Президента России

Комиссия (проектный офис) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Четыре рабочие группы при комиссии (проектном офисе) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлениям "регуляторная среда"; "институты для бизнеса"; "инфраструктура и ресурсы"; "поддержка малого и среднего предпринимательства".

В прошлую пятницу автор этих строк уже приготовился писать материал: «Только что объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Республика Карелия с сорок четвертого место опустилась на … Это стоит охарактеризовать как объективную оценку, данную федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), тем усилиям, которые предпринимались в республике по фактическому ухудшению условий ведения бизнеса. Будучи знакомым с процедурой ранжирования регионов, могу заключить, что выставленные оценки по ключевым факторам и интегральный ранжир беспристрастно представляют фактическое положение дел.»

Вот только АСИ решило фактически закрыть результаты нацрейтинга. Были объявлены всего лишь топ-20 регионов. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Эту новость стоит трактовать двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – администрация Александра Худилайнена показателей по Карелии не представила. Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Поэтому постараемся разобраться сами: что объективно сделано в Карелии?

До настоящего времени не утвержден план мероприятий («дорожная карта») Республики Карелия по внедрению лучших практик Национального рейтинга-2015! А ведь прошел ровно год с того момента, когда на площадке Петербургского международного экономического форума прошла его презентация.

В 2016 году Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия не собирался ни разу, что прямо противоречит требованию пункта 10 Положения о Совете (утвержденном Указом Главы РК от 17 июня 2013 года), в соответствии с которым «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца в соответствии с планом работы Совета».

Работа по четырем направлениям оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – оказалась за пределами приоритетов внедрения так называемого «проектного управления» в республике.


За внедрение «проектного управления» в Карелии отвечает вице-премьер Юрий Савельев, который также входит в Совет по улучшению инвестиционного климата в республике. Фото: gov.karelia.ru

Очевидно, что существуют определенные обстоятельства, направленные на установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми процессами. Превращая анализ данных обстоятельств во взаимосвязанные вопросы, их надлежит сформулировать следующим образом. Означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учетом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?

Для того, чтобы приступить к ответам на эти вопросы, в качестве начального положения стоит принять слова генерального директора АСИ Андрея Никитина: «Успешность региональной политики во многом зависит от того, насколько руководитель субъекта может сформулировать, каким он видит регион через десять лет. Наличие у региональной команды ясного образа будущего и доверие между бизнесом и властью – вот основные составляющие успешности инвестиционной политики».


Проблема доверия между бизнесом и властью – ключевой элемент предпринимательского климата в республике. И это не только лёгкость и простота ведения бизнеса. Невозможно недооценивать долгосрочные негативные последствия факта возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Анны Поздняковой, генерального директора «Корпорации развития РК».


Бесспорно, существует фактор регионального политического режима. В топе представленного рейтинга есть несколько регионов, в которых инвестиционный климат определяется, прямо говоря, возможностью заключения неформального контракта с лицами, принимающими первостепенные политические решения. Если инвестор договорился с таким губернатором, то длительность административных процедур занимает считанные дни. Однако очевидно, что в таком регионе доминирует режим «ручного управления» – ни регуляторная среда, ни качество институтов не нацелены на системную работу по привлечению и сопровождению инвестиций.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата создает дискурс. Правила высказывания. Он определяет не только то, что обсуждается сегодня и будет обсуждаться завтра, но и то, как проходят обсуждения. Ведь уже на следующей неделе будут составляться очередные правительственные планы с формулировками: обеспечить движение вверх по строчкам рейтинга-2017. Какой от них прок в отдельно взятой Карелии? – Национальный инвестрейтинг ориентируется на другое – на так называемое «доверие инвестора», и республике понадобятся годы и годы очень интенсивной работы большого количества людей по формированию новой институциональной среды, заточенной под обеспечение этого доверия.

Национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности регионов был представлен на Петербургском международном экономическом форуме. Напомним, что рейтинг – совместный проект Агентства стратегических инициатив, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и «Опоры России». Рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все регионы и позволил оценить качество инвестклимата в динамике.

Петербургский международный экономический форум – ведущая мировая площадка для общения деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов.

Так, в 2017 году рейтинг охватил более 400 тыс. предпринимателей во всех субъектах Федерации, в том числе 47 тыс. предпринимателей приняли участие в опросах по общим вопросам, 31,5 тыс. – в специальных вопросах и более 3,6 тыс. – в экспертных. Таким образом, 8 % предпринимателей страны были вовлечены в процесс управления изменениями и информирования об изменениях.

Важно, что составление рейтинга не является самоцелью. Существует значимая зависимость между результатами рейтинга и ключевыми макропоказателями регионов. По данным АСИ, рост рейтинга на 1 пункт, например, при снижении сроков подключения к электросетям со 108 до 94 дней соответствует росту ВРП на 1,1 %. При снижении сроков со 108 до 86 дней рейтинг региона растет на 1,8 пункта, что соответствует росту частных инвестиций на 2 %.

Кстати, помощник президента Андрей Белоусов заявил, что национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России войдет в систему оценки губернаторов субъектов РФ.

«Сейчас и в Правительстве, и в Администрации президента РФ завершается работа по реформированию системы оценки губернаторов. Знаменитый указ президента будет пересматриваться. Он существенно упрощается, и рейтинг туда войдет», – сказал Андрей Белоусов по итогам презентации национального рейтинга 2017 года.

Также помощник президента предложил материально поощрять регионы, которые демонстрируют высокие результаты: «Показатели будут подкреплены существенными – хочу это подчеркнуть – материальными мотивациями».

На материальное поощрение, по словам Андрея Белоусова, могут рассчитывать не только регионы, но и губернаторы.

Первая двадцатка

Традиционно АСИ озвучивает только первую двадцатку регионов – лидеров рейтинга. Однако организаторы отмечают, что в 51 субъекте Федерации региональным и местным властям удалось улучшить показатели.

Лидерство в рейтинге инвестпривлекательности сохранил Татарстан. На втором месте – переместившаяся с шестой строки Республика Чувашия. Отметим, что регион уже второй год подряд укрепляет свои позиции в рейтинге. Третье место заняла Москва, которая также продемонстрировала продвижение – в 7 пунктов. Четвертую строку рейтинга, как и в прошлом году, занимает Тульская область. А вот Калужская область переместилась с третьей строки на пятую. Краснодарский край сохранил положение в рейтинговой таблице – 7-е место.

В первую двадцатку регионов по итогам рейтинга попала Воронежская область, прибавив сразу 15 пунктов и заняв восьмое место. Московская область переместилась с 21-го места на 9-е. 12-е место у Костромской области, которая выросла на 13 пунктов. Ростовская область также показала рост на 8 пунктов и заняла 16-е место. Вошел в первую двадцатку и Санкт-Петербург, заняв 17-е место, что на 5 пунктов выше предыдущего показателя. Ивановская и Ленинградская области прибавили по 14 пунктов и разместились соответственно на 19-й и 20-й позициях.

Ухудшение позиций в первой двадцатке регионов показала также Тюменская область, потерявшая 1 пункт. Владимирская область потеряла 7 пунктов по сравнению с итогами предыдущего года и разместилась на 15-й строке рейтинга. Республика Мордовия после потери 1 пункта на 18-м месте.

Глава АСИ Светлана Чупшева на презентации рейтинга на ПМЭФ подчеркнула, что в прошлом году отмечались эффективность и большой вклад федеральных органов власти, сейчас стал заметен существенный вклад региональных команд.

Новосибирская область

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Новосибирская область за год поднялась на 19 пунктов и заняла 27-е место. Комментируя итоги рейтинга, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил, что в регионе осуществляется внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности. Утверждены «дорожные карты» по внедрению в Новосибирской области всех 12 целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.

Важнейшее приоритетное направление инвестиционной политики Новосибирской области, обеспечивающее серьезные конкурентные преимущества региона в привлечении инвесторов, – формирование индустриальных парков и технопарков. Новосибирская область вошла в число регионов, которым федеральное правительство компенсирует затраты на создание инфраструктуры индустриальных парков за счет налогов резидентов.

Результаты этой работы находят отражение в ключевых рейтингах. В прошлом году Новосибирская область уже совершила рывок, улучшив свою позицию в Национальном рейтинге на 11 пунктов и заняв 46-е место. По некоторым показателям область вошла в число регионов с лучшими управленческими практиками. Так, Новосибирская область – один из лидеров по внедрению механизма государственно-частного партнерства. Наш регион дважды – в 2015 и 2017 годах – становился лауреатом Национальной премии «РОСИНФРА».

«Эти результаты являются итогом большой работы и, безусловно, повышают инвестиционную привлекательность нашего региона. Но останавливаться на достигнутом мы не имеем права. Сейчас нам предстоит проанализировать результаты рейтинга по всем показателям и понять, в каком направлении мы продвинулись вперед, а в каком, возможно, все еще стоим на месте», – обозначил направление дальнейшей работы губернатор.

Глава региона подчеркнул, что в регионе уже значительно улучшились показатели по времени регистрации новых предприятий, сократилось время получения разрешения на строительство и подключения к электрическим сетям.

«Тот факт, что год за годом Новосибирская область улучшает свою позицию в рейтинге, говорит о том, что в развитии благоприятного инвестиционного климата мы находимся на верном пути. Сегодня перед нами стоит задача подняться еще на несколько пунктов вверх и войти в двадцатку лучших регионов», – резюмировал Владимир Городецкий.

Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2017, обратился к главам российских регионов, призвав их постоянно наращивать усилия, открывая бизнесу новые возможности: «Обращаюсь ко всем главам российских регионов – здесь нужно постоянно наращивать усилия, открывать бизнесу новые возможности для успешной, свободной работы. Важнейшее, принципиальное значение для предпринимателей, для всех граждан имеет эффективная защита их прав, их бизнеса, их собственности».

Президент обратил внимание, что в формирование открытой, благоприятной деловой среды уже предметно включились регионы: Татарстан, Чувашия, Москва, Тульская и Калужская области. «Целый ряд субъектов РФ, такие как Московская и Калининградская области, Санкт-Петербург, добился резкого качественного улучшения деловой среды. Приятно отметить, что впервые среди лидеров изменений, изменений к лучшему, и наши дальневосточные регионы: Хабаровский край и Амурская область».