Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Генеральный страховой полис подтверждает факт. Страховая стоимость. Страховая сумма

Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса.

Генеральный полис – это разновидность договора страхования имущества, он должен отвечать всем правилам этого вида страхования.

Отличительная особенность генерального полиса состоит в том, что условия договора страхования (о страхуемом грузе, страховой сумме, страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного груза или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью которых соответствующие условия определяются для каждой партии грузов на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении этой партии груза. Поэтому в отношении каждой партии груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен – сообщать немедленно по получении груза. Перечень таких сведений является существенным условием генерального полиса, и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий грузов, соответствующих приведенному в нем описанию. Однако неисполнение этой обязанности страхователем может вызвать у страховщика убытки. Поэтому страхователь не освобождается от обязанности сообщать сведения, даже если к моменту получения их угроза убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала.

Страховщик же в свою очередь по требованию страхователя обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. При этом генеральный полис является договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию груза, договорами не являются, а служат подтверждением существования генерального договора страхования грузов.

Обычно в генеральном полисе оговариваются: 1) груз или виды груза; 2) маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies); 3) лимит страховой суммы по одному транспортному средству; 4) примерный график поставок; 5) планируемый грузооборот страхователя в течение года.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел. упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет стабильные заказы, установившиеся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный объем перевозок. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после работы страховщика и страхователя в течение какого-то времени по единоличным полисам.

Комментарий к статье 941 Гражданского кодекса РФ

1. Генеральный полис является разновидностью договора страхования имущества и к нему применяются все правила, относящиеся к этому виду страхования, в частности, правило п.2 ст.930 ГК о наличии интереса у лица, в пользу которого заключен договор.

По генеральному полису чаще всего страхуются перевозимые грузы и в течение действия договора страхования интерес в сохранении имущества может переходить от одного лица к другому (см. комментарий к ст.930). Поэтому страхование грузов по генеральному полису целесообразно проводить в форме страхования "за счет кого следует" (п.3 ст.930 ГК) и на каждую партию выдавать полис на предъявителя. Предъявлять полис будет либо покупатель либо продавец в зависимости от того, на какой из сторон договора купли-продажи (поставки) лежал риск утраты или повреждения перевозимого товара при наступлении страхового случая.

При страховании грузов по генеральному полису следует также соблюдать важное правило о страхователе. В соответствии со ст.965 ГК к страховщику, выплатившему возмещение должно перейти право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за вред, т.е. в данном случае, к перевозчику. Право требования включает в себя в качестве одного из элементов и право на предъявление иска (см. п.15 Приложения к Информационному письму ВАС РФ #29 от 16.02.98 (Вестник ВАС РФ, #4, 1998 г.)). В соответствии с п.2 ст.797 ГК иск к перевозчику может быть предъявлен либо грузоотправителем либо грузополучателем, но грузоотправителем (грузополучателем) часто бывают лица, не являющиеся ни продавцом ни покупателем товара. Таким образом, часто при перевозке материальная часть права требования к перевозчику в связи с утратой или повреждением груза имеется у одного лица, а процессуальная - у другого. Но суброгация (ст.965 ГК) предусматривает переход права требования от страхователя (выгодоприобретателя) полностью. Выгодоприобретателем при страховании грузов по генеральному полису всегда является лицо, обладающее материальной частью права требования. Следовательно, страховщик при заключении генерального полиса на страхование груза должен позаботиться о том, чтобы процессуальная часть права требования безусловно имелась у страхователя. Поэтому страхователем должен выступать либо грузоотправитель либо грузополучатель, хотя в соответствующих транспортных уставах и кодексах конкретно указано каким образом и с оформлением какого документа это право может быть передано (например, ст.135 Транспортного устава железных дорог РФ (СЗ РФ, #2, 1998, ст. 218.), п.161 Устава автомобильного транспорта РСФСР (Утв. Постановлением Совмина РСФСР #12 от 08.01.69) и др.).

Таким образом, генеральный полис на страхование грузов лучше всего заключать с грузоотправителем либо с грузополучателем в пользу третьего лица, не указанного в договоре, выдавая на каждую партию груза полис на предъявителя. Иначе страховщик не будет гарантирован в получении права требования к перевозчику в порядке суброгации (см. Постановление Президиума ВАС РФ #5723/95 от 09.11.95 (Вестник ВАС РФ #1, 1996 г.)). Кроме того, целесообразно в самом генеральном полисе возложить обязанность по уплате премии на выгодоприобретателя, освободив от этой обязанности страхователя, как это предусмотрено в ст.939 ГК .

2. Отличительная особенность генерального полиса состоит в том, что условия договора страхования (о страхуемом имуществе, о страховой сумме, о страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного имущества или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью которых соответствующие условия определяются для каждой партии имущества на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении этой партии имущества.

Признаки, по которым определяются партии имущества, попадающие под страховую защиту и условия страхования описываются в генеральном полисе.

Партии имущества, которые страхуются по генеральному полису должны быть в такой степени однородными, а условия страхования для каждой из них до такой степени сходными, чтобы было возможным недвусмысленно описать в генеральном полисе способы определения существенных условий договора страхования относительно каждой партии из сведений о ней, получаемых страховщиком.

3. Обязанность сообщать необходимые сведения о каждой партии имущества является одной из главных обязанностей страхователя по генеральному полису, так как именно от надлежащего исполнения этой обязанности зависит возможность определения конкретных имущества, страховой суммы и премии (а возможно и других условий) для конкретной партии.

Перечень таких сведений является существенным условием генерального полиса и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора. Желательно также согласовывать в полисе и сроки, в которые эти сведения должны быть сообщены. Например, сведения о каждой партии могут содержаться в товарно-транспортных накладных на груз, копии которых должны предоставляться страховщику не позднее, чем на следующий день после отгрузки. В отношении этих сроков не действует правило п.2 ст.314 ГК - если сроки не установлены, сведения должны сообщаться немедленно по их получении.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий имущества, соответствующих приведенному в нем описанию. Однако, неисполнение этой обязанности может вызвать у страховщика убытки, связанные финансовым механизмом формирования резервов. Поэтому страхователь должен сообщать информацию страховщику вовремя и даже в том случае, если он не нуждается больше в страховой защите в отношении данной партии.

4. Генеральный полис, как и любой другой договор страхования не может быть бессрочным (ст.942 ГК). Однако, кроме срока действия договора - существенного условия, общего для всех договоров страхования, генеральный полис должен содержать еще одно существенное условие - о сроке в течение которого партиям имущества будет предоставляться страховая защита. Например, договор может действовать год, а страховая защита предоставляться только в отношении партий груза, отправленных не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия договора.

Возможность предусмотреть такое условие в договоре страхования предусмотрена в п.2 ст.957 ГК , но для генерального полиса согласование этого условия является обязательным. Это не означает, что согласованный срок действия страховой защиты должен обязательно отличаться от срока действия договора, но он обязательно должен быть согласован, иначе генеральный полис не может считаться заключенным.

5. Генеральный полис является договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию имущества не являются договорами, а лишь подтверждают существование договора. Однако, если страхователь потребовал, страховщик выдал, а страхователь принял полис (п.2 ст.940) на конкретную партию с условиями, отличными от условий генерального полиса, то законодатель рассматривает полис на партию как своего рода дополнительное соглашение, меняющее условия генерального полиса в отношении данной партии.

Полис на партию может менять условия генерального полиса только если требование о выдаче полиса и его принятие от страховщика осуществлены страхователем, но ни кем иным, поскольку менять условия заключенного договора могут только его стороны.

Формы договора страхования могут быть разными: договор, подписанный двумя сторонами, либо страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция), подписанный страховщиком и оформленный на основе письменного или устного заявления страхователя.

Страховой полис на предъявителя

В соответствии со ст. 930 ГК теперь возможно появление полисов на предъявителя, которые, хотя и не являютсяценными бумагами, могут обращаться на вторичном рынке и тем самым играть роль объекта инвестиций. Страховщикам следует, однако, с осторожностью размещать такие полисы среди граждан, так как п. 2 Указа Президента РФ "О защите интересов инвесторов" от 11 июня 1994 г.запрещает подобную деятельность без соответствующей лицензии.

Генеральный полис

Один из видов полисов, который прямо определен в ГК как договор страхования, - это генеральный полис (ст. 941). Представим ситуацию, когда требуется систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для разных партий идентичны, а различаются только сам объект страхования (партия каждый раз другая) и страховая сумма, а следовательно, платеж. Для подобных случаев разработан генеральный полис или генеральный договор страхования, в котором определены все условия страхования, кроме страховой суммы и платежа. Объект страхования в генеральном договоре описывается общими признаками, так как на этом этапе он еще не может быть индивидуально определен. Страховая сумма, платеж и индивидуальная характеристика объекта страхования определяются полисами или свидетельствами, которые выдаются на каждую партию.

Соглашение страхователя и страховщика, выраженное генеральным полисом, в большинстве случаев не может содержать всех существенных условий договора страхования, так как важнейшие из них - страховая сумма и индивидуальная определенность объекта страхования - становятся известными только для конкретной партии имущества.

Публичный характер договора личного страхования

Ст. 927 ГК указывает, что договор личного страхования является публичным. Это означает, что страховщик, имеющий лицензию на какой-либо из видов личного страхования, обязан заключать этот договор с любым, кто к нему обратится "при наличии возможности" (ст. 426 ГК).

Условия договора страхования

Существенные условия необходимы для договоров определенного вида. Договор считается заключенным только при наличии соглашения сторон по всем существенным пунктам. Если хотя бы по одному из существенных условий стороны не пришли к соглашению, то договор не может быть заключен.

Существенными считаются те условия договора, которые признаются таковыми в соответствующих законодательных и нормативных актах.

В российском страховом праве перечень существенных условий несколько отличен.

Ст. 942 ГК устанавливает четыре существенных условия договора страхования, три из которых - общие для имущественного и личного страхования: характер страхового случая; страховая сумма; срок действия договора страхования. Четвертое условие необходимо для имущественного страхования: имущество или имущественный интерес, который страхуется. Для личного страхования: застрахованное лицо.

Следует помнить, что при недостижении соглашения между сторонами хотя бы по одному из этих условий договор считается незаключенным.

Договор, в котором нет страховой суммы, считается незаключенным, так как в соответствии со ст. 942 ГК страховая сумма относится к существенным условиям договора страхования.

Как правило, договор вступает в силу с момента оплаты страховой премии страхователем, если в нем не предусмотрено иное.

Индивидуальные соглашения в договорах страхования касаются отдельного конкретного риска. Причем такое индивидуальное соглашение всегда имеет преимущества перед общим содержанием договора. На практике в таких случаях рекомендуется пользоваться следующим правилом: условия, выработанные на основе индивидуального соглашения, предшествуют типовым условиям.

Для удобства и упрощения работы, связанной со страхованием грузов, в случае, если грузоперевозки имеют регулярный, постоянный характер, наиболее удобным и адекватным (как для страховщика, так и для страхователя) является режим работы по генеральному полису страхования грузов. Но работа по такому полису имеет свои тонкости, чему и посвящена данная статья.

В соответствии со статьей 942 ГК РФ генеральный полис, как и договор страхования, как и любой другой договор, не может быть бессрочным. Однако, поскольку норма статьи 941 ГК РФ, где закреплено, что «систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса», является диспозитивной, то стороны вправе отходить от ее требований, а следовательно, и от требований статьи 942 ГК РФ, где в подпункте 4 пункта 1 указано, что срок действия договора является одним из существенных условий, по которому стороны должны договориться при заключении договора страхования. Таким образом, в практике страхования действие генеральных полисов часто не ограничивается определенным сроком.

Страхователем по генеральному полису может выступать любое юридическое или физическое лицо (грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, перевозчик и т.д., и т.п.).

В этом случае генеральный полис заключается в пользу выгодоприобретателя. Кроме того, наименование выгодоприобретателя может не указываться в генеральном полисе (страхование «за счет кого следует» в соответствии со ст. 930 ГК РФ). Наличие такой нормы позволяет избежать сбора лишних документов, подтверждающих право того или иного юридического или физического лица называться выгодоприобретателем при совершении перевозок в рамках генерального полиса. Подтверждение наличия у соответствующего лица права быть выгодоприобретателем по той или иной перевозке, как правило, необходимо только тогда, когда происходит страховое событие.

Выгодоприобретателем может выступать юридическое или физическое лицо, имеющее основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза (ст. 930 ГК РФ). В практике страхования принято, что выгодоприобретателем по такому генеральному полису может являться либо продавец, либо покупатель груза (в зависимости от условий договора поставки, купли-продажи).

При страховании грузов по генеральному полису следует соблюдать важное правило. В соответствии со статьей 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему возмещение, должно перейти право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за вред, то есть в данном случае к перевозчику.

В соответствии со статьей 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен либо грузоотправителем, либо грузополучателем, но грузоотправителем (грузополучателем) часто бывают лица, не являющиеся ни продавцом, ни покупателем товара. Таким образом, при перевозке материальная часть права требования к перевозчику в связи с утратой или повреждением груза имеется у одного лица, а процессуальная - у другого. Однако суброгация (ст. 965 ГК РФ) предусматривает переход права требования от страхователя (выгодоприобретателя) полностью. Выгодоприобретателем при страховании грузов по генеральному полису является лицо, обладающее материальной частью права требования. Следовательно, страховщик при заключении генерального полиса на страхование груза должен предвидеть ситуацию, что у страхователя и выгодоприобретателя может не быть процессуальных прав требования. Поэтому в практике страхования страхователем или выгодоприобретателем, как правило, выступают либо грузоотправитель, либо грузополучатель, хотя в соответствующих транспортных уставах и кодексах указано, каким образом и с оформлением какого документа это право на предъявление претензий и исков может быть передано.

Если выгодоприобретатель назван в генеральном полисе, интерес, который страхуется по соответствующему договору страхования, должен существовать у него в момент заключения договора страхования. Если генеральный полис заключен «за счет кого следует», интерес у лица, предъявившего полис, должен существовать в момент наступления страхового случая, так как в момент заключения договора неизвестно лицо, у которого есть наличие интереса.

Генеральный полис на предъявителя очень удобен для того, чтобы страховать интересы тех лиц, у которых при заключении договора они отсутствовали, но появились во время перевозки, а также для того, чтобы сохранить страховое покрытие и после перехода права собственности к покупателю.

Существенным условием генерального полиса являются сведения о страхуемых грузах. Однако при заключении генерального полиса точное описание имущества, как правило, неизвестно. В этом случае в графе «Объект страхования» (или «Наименование груза») должен быть отражен примерный перечень грузов, подлежащих перевозке. Необходимо отметить, что упомянутый перечень может быть подробным, детальным (при наличии полной информации), а также, еще раз отметим, - возможен вариант указания укрупненных групп перевозимых товаров (при большом количестве наименований единиц товаров либо при отсутствии полной информации о возможных грузах).

Так как по генеральному полису невозможно определить абсолютные значения страховой премии, то в нем, как правило, определяются ставки страховой премии. Они могут быть установлены несколькими способами, например:

  • определяется ставка по каждому наименованию товара, подлежащего транспортировке, или по каждой укрупненной группе перевозимых грузов;
  • определяется единая ставка страховой премии по генеральному полису.
Франшиза, как правило, устанавливается по каждому наименованию или по каждой укрупненной группе перевозимых грузов по одному транспортному средству на один страховой случай. Чаще всего применяется безусловная франшиза. Необходимо отметить, что при перевозках грузов, требующих соблюдения определенных температурных режимов, рекомендуется (кроме безусловной франшизы) применять и временную франшизу, так как, даже после поломки, рефрижератор должен сохранить температурный режим (в зависимости от типа установки, погодных условий и вида продукции), который не должен привести к порче груза.

В генеральном полисе должны быть указаны соответствующие виды транспорта, которые будут использованы в процессе перевозок соответствующих грузов.

Помимо срока действия, генеральный полис должен содержать еще одно существенное условие - информацию о сроке, в течение которого партиям имущества будет предоставляться страховая защита, или период ответственности страховщика.

Период ответственности страховщика формулируется в генеральном полисе в соответствии с лицензированными Правилами страхования и договоренностью со страхователем. Например, «ответственность по генеральному полису начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в договоре страхования, но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки или после начала грузоперевозки воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом».

В соответствии со статьей 957 ГК РФ и правилами страхования большинства российских страховых компаний договор страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Но расчеты по генеральному полису, как правило, происходят после окончания перевозки. Поэтому в генеральном полисе страхования грузов определяется момент начала страхования (например, момент подписания договора или начало первой отправки груза).

Условия страхования
Большинство отечественных страховщиков предоставляют страховую защиту на условиях:
  • «С ответственностью за все риски»;
  • «С ответственностью за частную аварию»;
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».
Эти условия основаны на оговорках Института лондонских страховщиков и являются наиболее широко распространенными в страховой практике всего мира.

Необходимо отметить, что формулировки соответствующих условий страхования могут немного отличаться у различных страховщиков, но в основном риски, включаемые в покрытие, - одинаковы. Также подчеркнем, что страхование на условиях «С ответственностью за все риски» предоставляет, соответственно, наиболее полную страховую защиту перевозимых грузов.

Страховая сумма В страховую сумму могут быть включены:

  • действительная стоимость груза;
  • сумма фрахта;
  • ожидаемая прибыль (в соответствии с общепринятой практикой, основанной на положениях ГК РФ и Правил ИНКОТЕРМС, составляет не более 10% от общей стоимости груза и фрахта);
  • комиссии;
  • иные расходы, связанные с перевозкой груза (в том числе и таможенные расходы).
Существенным условием генерального полиса страхования грузов является лимит ответственности страховщика. Данный лимит может быть двух видов:
  • максимальный лимит ответственности страховщика по одному страховому случаю (одному транспортному средству). В процессе переговоров со страхователем определяется максимально возможная стоимость груза, перевозимого за один раз одним транспортным средством, которая и ложится в основу данного показателя;
  • максимальный агрегатный лимит ответственности страховщика по генеральному полису (может не применяться). Смысл данного показателя в том, что стороны оговаривают сумму максимально возможных выплат, которые может произвести страховщик страхователю в течение действия генерального полиса.
Обязанностью страхователя по генеральному полису является сообщение им в обусловленные сроки сведений о страхуемом имуществе, включая его наименование и стоимость. Даже когда возможность убытков миновала, он обязан предоставлять эти сведения, поскольку они являются основанием для начисления страховой премии, которую оплачивает страхователь. Генеральным полисом предусматривается порядок предоставления таких сведений. Они сообщаются либо путем передачи заявлений на страхование каждой партии имущества, либо посредством сводных ведомостей и пр.
Порядок заявления грузов на страхование
Наиболее удобный для страхователя вариант - когда последний сообщает страховщику информацию о соответствующей перевозке в виде короткого, упрощенного извещения, разработанного страховщиком, которое может быть передано любыми видами электронной связи (с обязательством предоставить впоследствии оригиналы таких извещений).

По желанию страхователя (или выгодоприобретателя) на разовую перевозку в рамках генерального полиса могут выдаваться страховые сертификаты (полисы).

Генеральный полис является договором, а страховые сертификаты (полисы), выдаваемые на конкретную партию перевозимых грузов, не являются договорами, а лишь подтверждают существование договора. Но если страховой сертификат (полис) выдан с условиями, отличными от условий генерального полиса, он является дополнительным соглашением, положения которого имеют приоритет над положениями генерального полиса.

Существует практика, когда выдача разовых сертификатов (полисов) по согласованию со страховщиком производится самим страхователем (например, экспедитором). Однако такой полис всегда должен быть подписан страховщиком. Страхователь отвечает за правильность внесенных в полис данных об имуществе. Такой способ выдачи страховых сертификатов (полисов) возможен только в рамках генерального полиса.

Оплата страховой премии
Как правило, наиболее удобным вариантом для сторон является следующий: в конце месяца (это наиболее адекватный отчетный период) страховщик или страхователь (как удобно сторонам) составляет отчет (бордеро) о перевозках, совершенных за прошедший период, на основании которого, после акцепта сторон, страховщик выставляет страхователю счет, который страхователь оплачивает в указанные страховщиком сроки.

При возникновении страхового события страхователь (выгодоприобретатель) должен действовать в соответствии с инструкцией (или набором требований), которая, как правило, содержится в генеральном полисе, в которой описаны все необходимые действия, а также документы, запрашиваемые страховщиком. Страховщик возмещает страхователю ущерб (в случае признания события страховым случаем) в сроки, оговоренные в генеральном полисе, после получения всех необходимых документов.

Необходимо также упомянуть, что наличие выгодоприобретателя не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по генеральному полису. Кроме того, страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей по генеральному полису.

В заключение, в качестве некоего итога, кратко сформулируем основные положительные стороны работы в режиме генерального полиса:
1. Сокращение документооборота.
2. Более выгодные для страхователя (нежели при разовых перевозках) ставки страховых премий.
3. Удобные графики платежей страховых премий.
4. Оперативность работы сторон.

Л.В. Белокобыльская, заместитель генерального директора ООО «ИФД КапиталЪ ЕСП»
А.А. Туманов, начальник управления страхования имущества ООО «ИФД КапиталЪ ЕСП»

Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса.

Генеральный полис – ϶ᴛᴏ разновидность договора страхования имущества, он должен отвечать всем правилам ϶ᴛᴏго вида страхования.

Отличительная особенность генерального полиса состоит по сути в том, что условия договора страхования (о страхуемом грузе, страховой сумме, страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного груза или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие условия определяются для каждой партии грузов на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении ϶ᴛᴏй партии груза. По϶ᴛᴏму в отношении каждой партии груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен – сообщать немедленно по получении груза. Перечень таких сведений будет существенным условием генерального полиса, и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий грузов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих приведенному в нем описанию. При этом неисполнение ϶ᴛᴏй обязанности страхователем может вызвать у страховщика убытки. По϶ᴛᴏму страхователь не оϲʙᴏбождается от обязанности сообщать сведения, даже если к моменту получения их угроза убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала.

Страховщик же в ϲʙᴏю очередь по требованию страхователя обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. При ϶ᴛᴏм генеральный полис будет договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию груза, договорами не будут, а служат подтверждением существования генерального договора страхования грузов.

Обычно в генеральном полисе оговариваются:

  1. груз или виды груза;
  2. маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы, страховое покрытие кᴏᴛᴏᴩых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies); 3) лимит страховой суммы по одному транспортному средству;
  3. примерный график поставок;
  4. планируемый грузооборот страхователя в течение года.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет стабильные заказы, установившиеся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный объем перевозок. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после работы страховщика и страхователя в течение какого-то времени по единоличным полисам.