Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические блага, их классификация

Благо (Good) — это какой-либо предмет, который может быть материальным и нематериальным, способный удовлетворить существующие потребности, свойственные потребителям или же может быть использованным для определенных целей производителем.

Блага рыночной экономики

В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов (труд, капитал, земля) к человеческим потребностям, а также создание тех благ, которые удовлетворяют различные потребности людей. Все эти потребности удовлетворяются не только теми продуктами, которые были созданы в процессе производства.

Карл Менгер в работе "Основание политической экономии" рассматривал условия превращения вещи в благо :

  • наличие потребностей;
  • способность вещи удовлетворить потребность;
  • познание человеком причинно-следственной связи;
  • возможность распоряжаться вещью для удовлетворения потребностей.

Если выполняются все эти четыре условия, то вещь становится благом.

Некоторые блага имеются почти в неограниченном количестве и масштабах (например, воздух), другие же лишь в ограниченном размере. Эти ограниченные блага называются экономическими благами.

Производство благ в экономике

Все блага можно разделить на два таких типа, как производственные ресурсы и производимые на основе этих ресурсов потребительские блага.

Потребительские блага в свою очередь делятся на долговременные, которые предполагают многоразовое их использование (например, автомобиль, книга, бытовая техника и пр.) и недолговременные, которые исчезают в процессе их разового потребления (например, хлеб, сок и пр.). Среди благ выделяются также взаимозаменяемые, или субституты (например, чай и кофе, шариковая ручка и гелевая ручка и т.д.) и взаимодополняемые, или комплементарные (например, чай и сахар, автомобиль и бензин и т.д.).

Экономическое благо обладает тремя главными свойствами:

  1. ограниченность;
  2. полезность;
  3. ценность.

Как писал в своей работе "Основание политической экономии" Карл Менгер: "Ценность благ более высокого порядка регулируются ожидаемой ценностью благ более низкого для производства которых их предназначили или предназначают участники экономического процесса". Например, зерно имеет ценность лишь в том случае, если из него в конечном счете будет испечен хлеб. В данном примере благо является благом 3-го порядка, мука - 2-го порядка, хлеб - 1-го порядка.

Блага более низкого порядка идут на удовлетворение человеческих потребностей. Таким образом, блага 1-го порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны для удовлетворения человеческих потребностей. В этой идее заключается теория вменения. Ценность вменяется производственным благам в силу их необходимости для создания потребительских благ.

Соотношение между потребностью и количеством данного блага определяет ценность этого блага. Ценность - это то, что люди предписывают благам в зависимости от соотношения между количеством блага и степенью удовлетворения потребностей. Поэтому каждая дополнительная единица данного блага получает все меньшую и меньшую ценность.

Следовательно, полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы блага, по мере насыщения данным благом будет снижаться.

Предельная полезность любого блага представляет собой прирост общей полезности, получаемой в результате потребления дополнительной единицы блага. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности) гласит: величина удовлетворения потребности от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.

Экономические блага, готовые к продаже, безотносительно к их материальности, мобильности, их свойствам как продуктов труда и независимо от того, кто их выставляет на продажу, называются товарами.

-
ценность, которая определяется
полезностью предельного
экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную
потребность.


Смотреть значение Ценность Блага в других словарях

Ценность — ценности, ж. 1. только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего-н., цена. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью. 2. перен., только........
Толковый словарь Ушакова

Блага Мн. — 1. То, что служит удовлетворению потребностей человека, дает материальный достаток, доставляет удовольствие, моральное удовлетворение.
Толковый словарь Ефремовой

Ценность Ж. — 1. Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. // Высокая стоимость чего-л. // разг. Соотношение по курсу; достоинство (о деньгах, ценных бумагах). 2. То, что имеет высокую........
Толковый словарь Ефремовой

Ценность Подкрепления — (REINFORCEMENT VALUE). Термин, используемый Роттером для отражения того, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если вероятность получить каждое равна.........
Политический словарь

Ценность Потребности — (NEED VALUE). В теории Роттера - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей. (Фрейджер, Фейдимен Дж. Личность. Теории.........
Политический словарь

Даровые Блага — - блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что их цена равна нулю, например........
Юридический словарь

Ценность — -и; ж.
1. Соотношение по курсу (о деньгах, ценных бумагах); достоинство (3 зн.). Ц. фунта, марки. Ц. рубля по отношению к доллару.
2. Стоимость пересылаемых товаров, вещей.........
Толковый словарь Кузнецова

Индивидуальные Блага — - блага, предоставление которых отдельному лицу возможно без предоставления их другим лицам в связи с тем, что они обладают свойством исключительности или конкурентности.
Юридический словарь

Комплементарные Блага — - взаимодополняющие друг друга товары, например, телевизор и электрический ток.
Юридический словарь

Культурные Блага — - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими........
Юридический словарь

Нематериальные Блага — - самостоятельная группа объектов гражданских прав, охраняемых гражданским законодательством РФ. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная........
Юридический словарь

Племенная Ценность — - по определению ФЗ "О племенном животноводстве" от 12 июля 1995 г. "уровень генетического потенциала племенного животного и влияние данного генетического потенциала на........
Юридический словарь

Биологическая Ценность Пищи — (син. пищевая ценность) степень соответствия состава пищи потребностям организма в факторах питания (напр., в аминокислотах, белках, жирах).
Большой медицинский словарь

Хищение Предметов, Имеющих Особую Ценность — - преступление против собственности, предусмотренное ст. 164 УК РФ и представляющее собой хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную........
Юридический словарь

Блага — (Blaga) Лучиан (1895-1961) - румынский писатель ифилософ-иррационалист. Экспрессионистские поэтические сборники ("У враттоски душевной", 1938) и исторические драмы ("Ноев ковчег",........

Пищевая Ценность
Большой медицинский словарь

Пищевая Ценность — основная характеристика пищевого продукта: количествосодержащихся в нем пищевых веществ (белков, жиров и др.) и их соотношение.
Большой энциклопедический словарь

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающегомира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не ихсвойствами самими по себе,........
Большой энциклопедический словарь

Лига Общественного Блага — (франц. Ligue du Bien publique) - коалиция феод. знати, поднявшая мятеж против политики централизации гос-ва, к-рую проводил франц. король Людовик XI. Образовалась в кон. 1464-65. Возглавлял........
Советская историческая энциклопедия

Биологи́ческая Це́нность Пи́щи — (син. пищевая ценность)
степень соответствия состава пищи потребностям организма в факторах питания (например, в аминокислотах, белках, жирах).
Медицинская энциклопедия

Социальная Ценность — См ценность (2).
Психологическая энциклопедия

Ценность — 1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении;........
Психологическая энциклопедия

Ценность Подкрепления — (Reinforcement value). Предпочтение, оказываемое человеком определенному подкреплению; степень предпочтения, оказываемая каждому из подкреплений, если вероятности их получения равны.
Психологическая энциклопедия

Ценность Потребности — (Need value). Степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой, среднее значение предпочтения набора функционально связанных подкреплений. В общей формуле........
Психологическая энциклопедия

Пищева́я Це́нность — см. Биологическая ценность пищи.
Медицинская энциклопедия

Блага — - англ. goods; нем. Gut. Совокупность предметов, услуг, условий, служащих удовлетворению материальных потребностей индивидов и коллективов.
Социологический словарь

Блага Иноценс Арношт — (1870-1960) - чешский социолог, основатель т.н. брненской социологич. школы, ориентировавшейся на эмпирич. исследования острых соц. проблем (безработица, жизнь в большом........
Социологический словарь

Аксиология (от Греч. - Ценность) — - учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании - раздел филос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования........
Философский словарь

Блага — все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд.
Философский словарь

Даровые Блага — блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми н« приводит к возникновению нехватки этих благ для других.
Философский словарь


КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Экономика»

по теме: «Экономические блага: экономическая ценность и альтернативная стоимость»

Введение 3

1. Общая характеристика экономических благ 5

1.1 Понятие экономических потребностей и благ 5

1.2 Экономические блага в общей классификации благ 10

1.3 Экономические блага в народнохозяйственном кругообороте. 14

2. Ценность и альтернативная стоимость 17

2.1 Товар и его свойства 17

2.2 Проблемы соизмерения благ 21

2.3 Концепция альтернативной стоимости 26

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

В основе жизнедеятельности человека лежат потребности.

Потребность – это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая выражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества в целом составляют экономические потребности. Потребности людей безграничны и постоянно растут. Экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности.

Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.

Блага – это продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага – это свободные блага, не предмет производства, в отличие от экономических они, как правило, имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого человека вне всякого обмена.

Актуальность работы обусловлена необходимостью осознания блага как цели труда, исходного момента для достижения благосостояния и, тем самым, как детерминатора человеческого благосостояния. В связи с этим блага заслуживают системной трактовки и теоретического объяснения.

Цель работы – понять сущность, экономических благ и связанных с ними экономических категорий. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Общая характеристика экономических благ

1.1 Понятие экономических потребностей и благ

Экономические блага (товары и услуги) создаются в процессе производства, экономическими ресурсами.

Экономические ресурсы – это элементы, используемые для производства экономических благ. Выделяют природные (естественные), материальные, финансовые, информационные, трудовые ресурсы.

К природным ресурсам относятся природные дары, используемые человечеством в производстве товаров и услуг (собственно земля, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, кислород, благоприятные климатические условия и т.д.).

К материальным ресурсам относится всё то, что создано руками человека (здания, сооружения, оборудование, машины и т.д.).

Трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (способность к организации производства, умение рисковать, интеллект, талант и т.д.).

Финансовыми ресурсами являются денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности. К информационным ресурсам относятся данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления ими с помощью компьютерной техники.

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.

На заре человечества, люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы (неэкономических благ). В дальнейшем, когда на земле практически не осталось мест, где бы человек смог выжить за счёт природных благ, абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Это объясняется законом (принципом) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности, прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.

В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.

Другой вывод – экономические блага ограничены (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

Все виды экономических ресурсов рассматриваются с точки зрения редкости и ограниченности. Вследствие редкости ресурсов объём производства ограничен. Ограниченность ресурсов и безграничный характер потребностей создают как для индивида, фирмы, так и общества в целом ситуацию выбора.

Ограниченные блага – это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара (см. 2.1.).

Рассмотрим свойства экономических благ по следующей схеме 1

Экономические блага

┌──────┬────────┴───┬──────────────┐

редкость ограниченность дефицитность  дискриминация

Редкость ресурсов и благ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкость – это отношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. Это относительная редкость: если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будут редкими, если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могут встречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью. Благо перестает быть редким, только когда люди могут получить любое его желаемое количество без каких бы, то ни было затрат. Денежные цены предоставляют информацию об относительной редкости. Когда благо становится более редким, а его цена не может быть повышена, образуется дефицит: величина спроса при преобладающей цене превышает величину предложения. Если ресурсов и (или) благ в данном обществе нет или почти нет, то образуется редкость.

Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предполагает использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.

Все экономические ресурсы на Земле редки или имеются в ограниченном количестве. Экономикс – наука, которая выявляет наиболее эффективный метод использования редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо потребного продукта.

В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов.

Формулировка закона относительной редкости подчеркивает, что ресурсов всегда недостаточно для того, чтобы удовлетворить безгранично растущие потребности и желания людей. Редкость ресурсов порождается самой психологией человека. Именно связь с человеческой природой определяет и «универсальный», всеобщий характер закона редкости. Таким образом, исходным в системе экономических противоречий является противоречие между постоянно растущими потребностями и ограниченностью производства экономических благ для их удовлетворения. Оно разрешается путем производства благ, необходимых для удовлетворения возникших новых потребностей. Разрешаясь на одном этапе развития общества, оно вновь возникает на другом. Постоянно воспроизводясь, именно это противоречие является импульсом, как совершенствования производства, так и появления новых потребностей.

Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита  недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит  общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а кому-то  черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. В общественном сознании идет борьба о том, какой дефицит гуманнее: товаров или денег? Популистские мнения, чаще всего, склонны оправдывать дефицит товаров, но рациональнее дефицит денег. Конкретный экономический анализ позволяет выяснить в каждом конкретном случае должную пропорцию между этими двумя формами дефицита. полезности блага и экономических затрат на его производство. В условиях товарного производства экономическая ценность принимает форму стоимости ...

  • Экономическая теория. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    Пр-ва – альтернативны . Стоимость пр-ва блага , измеряемая с точки... экономики. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы. Объектами являются экономические блага . Это средство... полезным эффектом, имеет ценность , а ценность – понятие субъективное. ...

  • ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БЛАГЕ

    1. О сущности благ

    2. О причинном соотношении благ

    3. Законы, которым подчиняются блага, в отношении характера их как таковых

    4. Время-заблуждение

    5. О причинах прогрессирующего благосостояния людей

    6. Совокупность благ, находящихся в распоряжении индивида для удовлетворения его потребностей

    О СУЩНОСТИ БЛАГ

    Все явления подчинены закону причины и следствия. Этот великий принцип не имеет исключения, и было бы напрасно искать в пределах, доступных нашему опыту, чего-либо ему противоречащего. Прогрессирующее развитие человечества не обнаруживает тенденции поколебать этот принцип, а, напротив, стремится утвердить его, все более расширить познание области его применения, и, таким образом, непоколебимое и возрастающее признание его связано с человеческим прогрессом. Точно так же наша собственная личность и всякое ее состояние являются членами этой великой мировой связи, и переход нашей личности из одного состояния в другое, от него отличное, немыслим иначе, как только под действием закона причинности. Поэтому когда человек переходит из состояния ощущения потребности в состояние удовлетворения ее, должны быть налицо достаточные для того причины, т. е. или действующие в нашем организме силы должны устранить наше неприятное состояние, или же на нас должны подействовать внешние предметы, способные по своей природе вызвать состояние, называемое нами удовлетворением наших потребностей.

    Те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применить данные предметы к удовлетворению наших потребностей, мы называем их благами.

    Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того чтобы он приобрел характер блага, необходимо совпадение следующих четырех условий:

    1) человеческой потребности;



    2) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности;

    3) познания человеком этой причинной связи;

    4) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

    Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом. Если бы даже предмет уже обладал характером блага, то как только отпало хотя бы одно из этих четырех условий, он утратил бы характер блага [из предыдущего ясно, что характер благ не есть нечто присущее благам, не есть их свойство, но представляется нам просто как отношение, в котором находятся некоторые предметы к человеку и с исчезновением которого они, разумеется, тотчас перестают быть благами].

    Следовательно, предмет теряет характер блага, во-первых, когда изменение в сфере потребностей человека имеет следствием то, что нет потребности, к удовлетворению которой предмет был бы пригоден.

    Во-вторых, такое же следствие наступит во всех тех случаях, где благодаря переменам в свойствах предмета теряется годность последнего быть поставленным в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей. В-третьих, предмет теряет характер блага в силу того, что исчезает познание причинной связи между ним и удовлетворением человеческих потребностей. Наконец, в-четвертых, благо теряет свой характер как таковое, когда исчезает возможность распоряжаться им, а именно когда люди не только не могут непосредственно употреблять предмет для удовлетворения своих потребностей, но и не имеют в своем обладании средств для того, чтобы опять подчинить его своей власти.

    Особого рода явление можно наблюдать везде, где предметы, которые не могут быть поставлены ни в какую причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, признаются тем не менее людьми за блага. Такого рода явление наступает тогда, когда предметам ошибочно приписываются свойства, а вследствие этого и действия, им в действительности не присущие, или же ошибочно предполагаются потребности, которых на самом деле нет. В обоих случаях нашему суждению подлежат предметы, которые хотя и не в действительности, а лишь во мнении людей, но все же находятся в том именно отношении, которое создает характер благ. К предметам первого рода принадлежат большинство украшений, амулеты, большая часть лекарств, применяемых у народов, стоящих на низкой ступени культуры, даже еще в настоящее время, волшебные жезлы, любовные зелья и т. п.; все эти вещи в действительности не годны для удовлетворения тех человеческих потребностей, которым они предназначены служить. К предметам второго рода относятся лекарства от несуществующих в действительности болезней, утварь, статуи, постройки и т. д., служащие языческим народам для идолопоклонства, орудия пыток и т. п. Такие предметы, которым приписывается характер благ только благодаря воображаемым их свойствам или благодаря воображаемым потребностям людей, можно назвать воображаемыми благами.

    Чем выше уровень культуры народа и чем глубже люди проникают в действительную сущность вещей и своей собственной природы, тем больше число истинных и тем меньше становится, как оно и понятно, число воображаемых благ, и немалым доказательством соотношения между истинным познанием, т. е. наукой, и благополучием людей служит то, что, как показывает опыт, у тех народов, которые наиболее бедны действительными благами, количество так называемых воображаемых благ наиболее велико.

    Особенный научный интерес представляют еще те блага, которые некоторыми исследователями нашей науки объединяются в особую категорию благ под названием "отношений". Сюда принадлежат: фирмы, круг покупателей, монополии, права издания, патенты, вещно-промысловые права [права на промыслы, соединенные с владением недвижимостью.], авторские права; некоторые писатели причисляют сюда отношения семьи, дружбы, любви, церковные и научные сообщества и т. д. Должно во всяком случае сознаться, что отнесение к благам некоторых из этих отношений не выдерживает строгой критики, но другая часть их - как, например, фирмы, монополии, права издания, круг покупателей и т. п. - действительно представляет собой блага, в пользу чего говорит то обстоятельство, что мы встречаем их в большом изобилии в обороте. Если же тем не менее теоретик, наиболее основательно занимавшийся этим предметом {причисляет к благам не только адвокатские конторы, круг покупателей купца и газетные предприятия, но также славу военного предводителя и т. д), признает, что существование таких отношений как благ представляет собой нечто выходящее из ряда и беспристрастному зрителю кажется аномалией, то, как я думаю, причина этого в действительности лежит несколько глубже, нежели в бессознательно проявляющихся и здесь реалистических чертах нашего времени, признающего вещами, а затем и благами лишь материи и силы (материальные блага и труд).

    Уже неоднократно делались указания со стороны юристов на то, что наш язык не имеет выражения для "полезных действий" вообще, а лишь для "трудовых услуг" Между тем существует целый ряд действий и даже бездействий которые хотя и не могут быть названы трудовыми услугами, тем не менее для известных людей, безусловно, полезны и даже представляют весьма значительную хозяйственную ценность. То, что кто-либо покупает у меня товары или пользуется моими услугами в качестве адвоката, не представляет собой, конечно, проявления труда с его стороны, но для меня это полезное действие, а если состоятельный врач, живущий в маленьком городе, где, кроме него, находится еще один врач, перестает заниматься практикой, это с его стороны еще менее представляет собой проявление труда, но во всяком случае весьма полезное бездействие, благодаря которому второй врач становится монополистом. То, что большее или меньшее количество людей (например, некоторое количество покупателей) регулярно совершают полезные действия по отношению к какому-нибудь лицу (например, к торговцу), не изменяет природы этих действий; точно так же некоторое, полезное для одного лица бездействие нескольких или всех жителей какого-либо места, допустим государства, добровольно или в силу правового принуждения (естественные или правом установленные монополии, права издания, охрана торгового клейма) не изменяет нисколько сущности этих полезных бездействий. Поэтому то, что называют кругом покупателей, публикой, монополиями и т. д., представляет собой с хозяйственной точки зрения совершаемые другими лицами полезные действия, или их полезное бездействие, или же, как это бывает, например, при фирмах, совокупность материальных благ, труда и других полезных действий, а в соответствующих случаях и полезного бездействия. Даже отношения дружбы и любви, религиозные союзы и т. п. состоят из таких полезных для нас действий или бездействия других лиц. Если эти полезные действия или бездействие такого рода, что мы в состоянии распоряжаться ими, как это, например, действительно имеет место по отношению к кругу покупателей, фирмам, монопольным правам и т. д., то нет основания не приписывать им характера благ, не прибегая вместе с тем к темному понятию отношений и не противопоставляя последних прочим благам как особой категории. Я думаю, что всю совокупность благ должно скорее разделить на следующие две категории: с одной стороны, материальные блага (включая сюда и все силы природы, поскольку они являются благами) и, с другой стороны, полезные человеческие действия (в соответствующем случае бездействие), из которых наибольшую важность представляет труд. <...>

    Глава 3

    Учение о ценности

    О СУЩНОСТИ И ИСТОЧНИКЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЦЕННОСТИ БЛАГ

    Если в пределах времени, на которое простирается предусмотрительная деятельность людей, надобность их в благе превышает количество последнего, доступное на то же время их распоряжению, то люди в своем стремлении удовлетворить потребности настолько полно, насколько это возможно при данном положении вещей, ощущают по отношению к данному благу побуждение к деятельности, сущность которой мы изложили выше и назвали хозяйством. Познание указанного отношения создает в то же время еще одно явление, более глубокое понимание которого имеет весьма важное значение для нашей науки, - мы имеем в виду ценность благ.

    Если надобность в благе превышает доступное распоряжению количество последнего, то ввиду того, что часть соответственных потребностей и без того должна оставаться неудовлетворенной, количество данного блага, доступное распоряжению, не может быть уменьшено ни на какую долю, имеющую хотя какое-либо практическое значение; в противном случае останется неудовлетворенной вовсе или лишь частью какая-нибудь потребность, до этого времени удовлетворявшаяся. Поэтому при всех благах, находящихся в таком количественном отношении, от каждой конкретной части их, доступной распоряжению и имеющей еще практическое значение, зависит удовлетворение какой-либо человеческой потребности. Когда хозяйствующие лица приходят к сознанию этого обстоятельства, т. е. когда они познают, что от каждой доступной их распоряжению доли количества данных благ, иными словами, от каждого конкретного блага, находящегося в таком количественном отношении, зависит удовлетворение одной из их потребностей или по крайней мере большая или меньшая полнота удовлетворения, то эти блага для них получают значение, называемое нами ценностью. Следовательно, ценность есть значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении [стремление установить общие элементы для всех форм явлений ценности благ, т. е. дойти до общего понятия ценности, свойственно новейшим немецким писателям, самостоятельно исследовавшим учение о ценности. Они также стремятся отличать потребительную ценность благ от простой полезности. Фридлендер определяет ценность как "познанное человеческим суждением отношение, в котором вещь может стать средством для достижения цели, заслуживающей стремления". Так как указанное отношение есть именно основание полезности (поскольку заслуживающая стремления цель есть удовлетворение человеческой потребности или же стоит в соотношении с последней), то предыдущее определение имеет такое же значение, как и то, по которому ценность благ понимается как признанная пригодность их к достижению цели, т. е. как признанная полезность вещи. Однако эта полезность является общим предположением характера благ, и потому определение Фридлендера независимо от того, что оно не касается сущности ценности, слишком широко. Действительно, последний приходит к заключению, что неэкономические блага суть такие же объекты человеческой оценки, как и экономические. Книс), как и многие из его предшественников, видит в ценности степень годности блага для целей людей, - взгляд, которому я все же не могу следовать, потому что хотя ценность и величина измеримая, однако мера ее столь же мало принадлежит к ее сущности, как мера места или времени к сущности последних. Книс сам чувствует затруднения, к которым ведет такое понятие ценности в своих дальнейших следствиях, так как он признает определение понятия ценности также в смысле годности, полезности, даже просто блага и замечает, что действительно в своем целом теория ценности в отдельных местах построена на комбинации обоих значений слова "ценность ", и, таким образом, не приходит к единому принципу. Шеффле исходит из такого взгляда: "Всегда, когда должна идти речь о хозяйстве и хозяйственных благах, требуется наличие потенциального или актуального, сознательной волей человека установленного отношения между лицом и внешним предметом. Это отношение может быть принимаемо как с точки зрения хозяйственного объекта, так и с точки зрения хозяйственного субъекта. Объективно оно годность блага, субъективно - ценность его. Годность (полезность) - это способность вещи служить человеческой цели. Ценность же - это значение, которое благо имеет благодаря своей пригодности для экономического целесознания хозяйственной личности". Между тем и это определение ценности, безусловно, слишком широко, так как и неэкономические блага обладают годностью и стоят в вышеуказанном отношении к целесознанию людей, не обладая, однако, ценностью, как это признает сам Шеффле в своих позднейших трудах), определяя ценность как "значение блага вследствие жертв, которые должны быть ради него принесены". Следовательно, старое определение Шеффле не ограничивает ценности экономическими благами, хотя этот остроумный исследователь вполне сознает, что явления ценности не может быть у неэкономических благ. Наоборот, новейшее определение Шеффле, безусловно, слишком узко, так как нет сомнения, что весьма многие неэкономические блага попадают в распоряжение людей без малейших жертв (например, наносная земля и т. д.), тогда как другие не могут быть добыты путем экономических жертв (например, природные дарования). Однако здесь уже находит полное освещение существенный момент более глубокого понимания сущности ценности: не объективная годность сама по себе, но значение блага для хозяйствующего субъекта составляет сущность ценности благ, согласно мнению Шеффле. Интересное добавление к правильному пониманию ценности благ дает Рёслер. Он приходит к выводу, "что обычное различие между потребительной и меновой ценностью неправильно и понятие ценности абсолютно не может быть связано с моментом полезного употребления вещей, что, наоборот, понятие ценности едино, что оно обозначает имущественный характер предметов и путем осуществления имущественного правопорядка становится конкретным явлением". Особенность точки зрения Рёслера явствует из сравнения с предыдущим изложением; точно так же ясен и шаг вперед в его учении, заключающийся в правильном ограничении круга объектов ценности и строгом различии полезности благ с их ценностью. Однако я не могу согласиться с тем, что Рёслер делает имущественный характер блага, являющийся таким же следствием вышеизложенного количественного отношении, как и сама ценность, принципом последней; мне кажется неправильным и то, что Рёслер заимствует понятие имущественного характера из юриспруденции. Ценность благ, как и экономический характер их, не зависит от человеческого хозяйства в его общественной форме, не зависит и от правопорядка, и далее от существования общества. Она наблюдается и в изолированном хозяйстве, и поэтому не может корениться в правопорядке. Из старых попыток установить общее понятие ценности должны быть упомянуты попытки Монтанар. Особенно же следует упомянуть Кондилъяка, у которого определение понятия ценности имеет немало сходства с некоторыми новыми направлениями этого учения в Германии].

    Поэтому явление жизни, называемое нами ценностью благ, происходит из того же источника, что и экономический характер благ, т. е. из вышеизложенного отношения между надобностью и количеством благ, доступным распоряжению [в предыдущей главе мы более подробно рассмотрели попытки свести различие между экономическими и неэкономическими благами к тому, что первые являются продуктами труда, а вторые суть "добровольные дары природы", что первые являются объектами менового оборота, а вторые не являются ими, причем пришли к результату, что экономический характер благ не зависит от только что указанных моментов. То же относится и к ценности. Последняя, как и экономический характер благ, является следствием многократно упоминавшегося отношения между надобностью и количеством благ, доступным распоряжению, и те же основания, которые говорят против определения экономических благ как продуктов труда или меновых благ, исключают эти же критерии везде, где речь идет о различии между благами, имеющими для нас ценность, и теми, которые таковой не обладают]. Различие между обоими явлениями заключается в том, что познание количественного отношения является побуждением для нашей предусмотрительной деятельности, благодаря чему блага, стоящие в таком отношении, делаются предметами нашего хозяйства, т. е. экономическими благами; с другой стороны, познание этого отношения приводит нас к осознанию значения, которое имеет для нашей жизни и для нашего благосостояния наличие в распоряжении каждой конкретной [из смешения понятий потребительной ценности с полезностью или первой со степенью полезности или признанною полезностью вытекает учение об абстрактной ценности.. Род может обладать полезными свойствами, делающими конкретные блага годными для удовлетворения человеческих потребностей, степень полезности может быть различной по отношению к определенным целям употребления (буковое и ивовое дерево для целей отопления и т. п.), но ни полезность рода, ни различная степень полезности в различных родах или видах благ не могут быть названы ценностью. Не родовые, но конкретные блага всегда доступны распоряжению хозяйствующих индивидов, и поэтому только они являются благами и только они - объекты нашего хозяйства и нашей оценки] части всего доступного распоряжению количества благ. Поэтому блага, стоящие в вышеуказанном отношении, получают для нас ценность [подобно тому как при более глубоком исследовании душевных процессов предметы внешнего мира познаются нами, как проникшее в наше сознание воздействие вещей на нас самих, т. е. в конечном результате являются познанием состояния нашей собственной личности, так и всякое значение, которое мы приписываем предметам внешнего мира, представляет собой в конечном результате отражение того же значения, какое имеет для нас поддержание существа и развития нашей природы, т. е. нашей жизни и нашего благосостояния. Поэтому ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но наоборот, - лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей, т. е. нашей жизни и нашему благосостоянию, а затем переносим на экономические блага как на исключительные причины этого удовлетворения]. <...>

    У. С. Джевонс

    Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.

    Блага можно подразделить на следующие разделы:

    1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться

    2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага

    3. Взаимозаменяемые (субституты)

    4. Взаимодополняемые (комплиментарные)

    5. Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

    6. Будущие – создание которых ожидается.

    7. Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

    8. Косвенные или производительные – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.)

    Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.

    Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

    Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.

    Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. В любой момент времени вооружённые силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги. Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на содержание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исключить из потребления услуг вооружённых сил всех остальных граждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты всё население, а не только богачей; либо не защитит никого, если не будет произведена вовсе. Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Её услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.

    Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2 .,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а p1,p2 .,pn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана, как S piqi , где i = 1, .n.

    Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага - ресурсы.

    2.2 Ограниченность благ.

    Как уже было сказано, для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, как мы уже выяснили, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется ввиду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению, то и количество благ, получаемых из этих ресурсов будет относительно ограничено, а не абсолютно.

    Понятно, что блага не могут служить вечно, ведь если бы не нужно было заменять вышедшие из строя блага на новые, то не вставала так остро проблема ограниченности благ. Замена старых благ, на новые происходит в процессе общественного воспроизводства. Это процесс постоянного повторения и возобновления производства. В любом обществе процесс воспроизводства включает в себя следующие основные моменты:

    1. Воспроизводство материальных благ.

    Средства труда в процессе производства изнашиваются, предметы труда потребляются, предметы потребления тоже потребляются. Поэтому одна часть общественного продукта направляется на возобновление и расширение средств производства, другая - на восстановление потребленных предметов потребления.

    2. Воспроизводство рабочей силы.

    Чтобы участвовать в процессе производства, работник должен постоянно восстанавливать свою способность к труду. Воспроизводство рабочей силы в широком смысле означает подготовку нового поколения работников, которые обладают профессиональными качествами. Воспроизводство рабочей силы необходимо для воспроизводства благ.