Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предоставление специализированных жилых помещений. Предоставление жилых помещений

Служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях являются специализированными жилыми помещениями и предоставляются на основании решений собственников таких помещений (государственных или местных органов власти) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).

Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях регламентируется нормативными актами соответствующих органов власти или локальными актами образовательных организаций (п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103; п. 4 п. 7 п. 5 п. 3 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н; п. 1 ст. 39 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Таким образом, в зависимости от характера трудовых отношений граждан с соответствующими органами власти или организациями порядок предоставления жилых помещений различен.

Порядок предоставления служебных жилых помещений

Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93 , ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346).

Для предоставления служебного жилья могут потребоваться следующие документы (п. 10 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104; п. 22 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346; п. 8 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490; п. 7 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198):

  • личное заявление;
  • копия трудовой книжки;
  • справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы;
  • документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака);
  • копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи;
  • ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица;
  • документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости);
  • выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Примечание. Указанный перечень документов не является исчерпывающим, и в зависимости от условий предоставления жилого помещения могут потребоваться иные документы.

Копии указанных выше документов должны быть заверены надлежащим образом или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 9

Данные документы представляются в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный рассматривать вопросы о предоставлении специализированного служебного помещения (п. 6 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490).

Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется приказом или постановлением, после чего заключается договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ). До заключения договора может выдаваться смотровой ордер (п. 11

Само жилое помещение, как правило, передается нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояния жилого помещения, а принимается от него на основании данного акта и справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (п. 34 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346; п. 9 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198).

В нормативных актах, регламентирующих порядок предоставления служебных жилых помещений, как правило, предусмотрено, что служебное жилье не подлежит отчуждению, приватизации, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке (п. 11 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198; п. 20 Порядка предоставления служебных жилых помещений, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н).

Приобретение нанимателем или членами его семьи другого жилого помещения в собственность само по себе не является основанием для расторжения договора найма и не влечет утраты права пользования служебным жилым помещением (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях

Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы или обучения из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. ст. 94 , ЖК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104).

Перечень необходимых документов для предоставления жилого помещения в общежитии примерно соответствует тому, который может потребоваться при предоставлении служебного жилого помещения.

После рассмотрения пакета документов заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

Гражданам при вселении в общежитие может выдаваться мебель и другой инвентарь (ч. 3 ст. 94 ЖК РФ).

Самостоятельное распоряжение жилыми помещениями в общежитиях также, как правило, не допускается.

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в соответствующем населенном пункте . Однако есть исключения, которые в этой статье не обозначены.
Обратимся к ст. 88 ЖК, согласно которой жилые помещения маневренного фонда предоставляются лицам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, где они занимают жилые помещения по договору социального найма, без расторжения этого договора.
Граждане пожилого возраста и инвалиды сохраняют занимаемые ими жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в учреждении (ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения (ст. 104- 108 ЖК). Исключением является предоставление жилья для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 109 ЖК). Такие помещения предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Порядок предоставления служебных жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ определяется органом государственной власти субъекта РФ, муниципального фонда - органом местного самоуправления (ст. 13 и 14 ЖК). Согласно ст. 104 ЖК служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.) (ст. 93 ЖК).
Хотелось бы обратить внимание на следующее. Статьей 101 ЖК РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения пред-

200 назначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него .
Жилищный кодекс не содержит такой нормы и, следовательно, расширяет основания, согласно которым может быть предоставлено служебное жилье (любые трудовые отношения обладают определенным характером - ст. 93 ЖК).
Служебные жилые помещения предоставляются по решениям собственников (действующих от их имени органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (ст. 99 ЖК). В качестве таких уполномоченных могут выступать администрации предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы, обучения. Под общежития выделяются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов (ст. 94, 105 ЖК).
Следует обратить внимание, что Жилищный кодекс РСФСР предусматривал использование под общежития специально построенных или переоборудованных для этих целей жилых домов. В 1988 г. Советом Министров РСФСР было утверждено Примерное положение об общежитиях (постановление от 11 августа 1988 г. № 328 ). Пунктом 3 Примерного положения было определено, что использование под общежития жилых помещений в домах, предназначенных для постоянного проживания, не допускается. Целесообразность такой позиции очевидна.
Согласно ч. 3 ст. 94 ЖК жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Основания предоставления жилых помещений маневренного фонда установлены ст. 95 и 106 ЖК.
Согласно ст. 95 ЖК жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции.

Помещение маневренного фонда в этом случае предоставляет 201 наймодатель жилого помещения того дома, который поставлен на капитальный ремонт или реконструкцию. С нанимателем жилья по договору социального найма в этом доме он (наймодатель) заключает договор найма жилого помещения маневренного фонда, т.е. обе стороны одновременно выступают (соответственно) наймодателем и нанимателем по двум договорам, поскольку, как уже отмечалось, договор социального найма не расторгается (ч. 1 ст. 88 ЖК). Наниматель и члены его семьи переселяются в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя (ч. 1 ст. 88 ЖК).
В случае отказа нанимателя и членов его семьи переселиться в жилое помещение маневренного фонда наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке (ст. 88 ЖК).
Следует отметить, что ст. 82 ЖК РСФСР предусматривала: в период проживания в другом жилом помещении в связи с капитальным ремонтом наниматель вносит плату лишь за помещение, предоставленное на время капитального ремонта.
Такого положения Жилищный кодекс РФ не содержит. Представляется необходимым уточнить вопрос оплаты жилья в сложившейся ситуации , имея в виду положения ч. 11 ст. 155 ЖК.
Было бы целесообразным использовать позицию упомянутой ст. 82 ЖК РСФСР.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, которые утратили жилье в связи с обращением на него взыскания, т.е. в связи с его продажей с торгов (п. 2 ст. 95, п. 2 ч. 2 ст. 106). Однако порядок такого предоставления Жилищный кодекс не определил.
Жилыми помещениями маневренного фонда согласно п. 3 ст. 95 ЖК обеспечиваются граждане, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Договор найма в этом случае заключается до завершения расчетов с гражданами либо до предоставления им жилых помещений публичных форм собственности (п. 3 ч. 2 ст. 106 ЖК). По вопросам расчетов с собственниками жилых помещений следует руководствоваться ст. 32 ЖК. Что касается предоставления жилых помещений, то оно в этом случае осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 87, 89 ЖК.
Согласно ст. 107 ЖК порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения

202 устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся установление основ федеральной политики, принятие федеральных законов и контроль за их исполнением и т.д. (ст. 20 Закона об основах социального обслуживания населения).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение реализации Закона об основах социального обслуживания населения; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 21 Закона об основах социального обслуживания населения).
Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины - старше 55, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи из-за частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (ст. 5 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
Граждане помещаются в стационарное учреждение социального обслуживания на основании личного письменного заявления, а лица, не достигшие 14 лет, и лица, признанные недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей. На администрацию такого учреждения возложена обязанность выделить супругам изолированное жилое помещение (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов); следовательно, остальным проживающим выделяются в основном комнаты на 2 и более человек.
Порядок предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и лицам, признанным беженцами, устанавливается федеральными законами (ст. 108 ЖК).
Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах» и Федеральному закону «О беженцах» жилые помещения указанным лицам предоставляются в порядке очередности, устанавливаемой территориальными органами миграционной службы. При этом учитываются члены семьи, также признанные вынужденными переселенцами или беженцами.
Жилые помещения предоставляются указанным гражданам в случаях: отсутствия возможности самостоятельно определить место жительства на территории Российской Федерации; если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения по договору жилищного найма или на праве собственности.

До принятия федеральных законов, устанавливающих порядок 203 предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и беженцам, указанные вопросы регламентируются ранее принятыми актами (см. ст. 4 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).
Порядок обеспечения указанных лиц жильем для временного поселения предусматривается Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845; Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами и его использовании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275, а также Положением о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД России для постоянного и временного проживания вынужденных переселенцев, утвержденным приказом МВД России от 10 августа 2002 г. № 758, и Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, утвержденным приказом Минфедерации России от 5 октября 2001 г. № 83 1.
Согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев фонд для временного поселения этих лиц представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие помещения), предназначенных для временного проживания лиц в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Подобным образом формируется и фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами.
Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания лиц, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98).
К числу актов, регламентирующих предоставление жилья лицам, нуждающимся в специальной социальной защите, следует отнести: постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий»; постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670, которым утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.
Предусматривается также создание специализированных учреждений для несовершеннолетних: центры помощи детям, оставшимся

204 без попечения родителей; центры социальной помощи; социальные приюты для детей и подростков и проч. (ст. 17 Закона об основах социального обслуживания населения, постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896).
Пункт 8 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий предусматривает предоставление этим лицам койко-места с комплектом постельных принадлежностей и принадлежностей личной гигиены (мыло, полотенце). Согласно Временному положению о доме ночного пребывания, утвержденному приказом Минсоцзащиты России от 25 января 1994 г. № 10, в таком доме предоставляется для ночлега койко-место с постельными принадлежностями на 12 часов. Ночлег предоставляется бесплатно не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году; для обеспечения общественного порядка действует круглосуточный пост милиции.
Представляется, что обеспечение подобным жильем и пользование им не может (не должно) регламентироваться жилищным законодательством. Такое жилье имеет особые социальные цели - поддержка лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, возможность выжить в этой ситуации.
Статья 99 ЖК устанавливает, что помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 98 и 109 ЖК) предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Вопросы безвозмездного пользования регулируются гражданским законодательством (ст. 689-701 ГК). Следует отметить, что в отношения безвозмездного пользования «не вписываются» отношения по использованию помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (см., в частности, ст. 695 ГК). Такие отношения требуют специального регулирования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ определено, что решение о предоставлении специализированного жилого помещения и соответственно договор найма могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия этого решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора найма специализированного жилого помещения, например: гражданин представил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначения на должность; у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте; гражданин не отнесен Законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14).

Договоры найма специализированных жилых помещений заключаются в письменной форме (ч. 7 ст. 100 ЖК).
Согласно ст. 162 ГК несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности сделки. Однако в случае спора стороны лишены права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение того, что такая сделка была совершена и что она не была заключена на определенных условиях. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК).
Право пользования специализированным жилым помещением возникает из юридического состава: решение о предоставлении жилого помещения; заключение договора найма .
Статья 100 ЖК определяет понятие договора найма специализированного жилого помещения, устанавливает существенные условия договора, очерчивает права и обязанности сторон. В соответствии с этой статьей пользование жилым помещением (согласно виду специализированного жилья) осуществляется:
по договору найма служебного жилого помещения (ст. 93 и ЖК);
по договору найма жилого помещения в общежитии (ст. 94 и ЖК);
по договору найма жилого помещения маневренного фонда (ст. 95 и 106 ЖК);
по договору найма жилого помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 97 и 108 ЖК).
Эти положения Жилищного кодекса применяются ко всем видам специализированного жилья, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 98 ЖК). Договор найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения отсутствует (ст. 96 и 107 ЖК).
Обратимся к актам, регламентирующим вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями в домах социального обслужи-

206 вания и из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев.
Условия проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, взаимные права и обязанности (в том числе и в жилищных отношениях) определяются договором о стационарном обслуживании граждан.
Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития предусмотрено принятие актов о порядке заключения, изменения, расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, входящих в состав собственности Российской Федерации; формы примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждением социального обслуживания и их законными представителями.
Следует также отметить, что права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, определены, в частности, Законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно ст. 108 ЖК вопросы предоставления жилых помещений из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, регламентируются федеральными законами. Указанные фонды создаются за счет федерального бюджета. Жилые помещения этих фондов являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов.
Изложенные позиции законодательства свидетельствуют о том, что предлагаемые Кодексом договоры найма жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания и найма жилого помещения из фондов временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, должны носить «подчиненный» характер, попадая в зависимость от регулируемых соответствующим законодательством отношений по социальному обслуживанию граждан, по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. Предмет договора найма - жилое помещение (см. ст. 16 ЖК).
По договору найма служебного жилого помещения предоставляется отдельная квартира (ст. 104 ЖК).
Что касается иных видов специализированного фонда, то жилье предоставляется:
в общежитии - из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 105 ЖК);
в маневренном фонде - из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 106 ЖК);
беженцам и вынужденным переселенцам - по нормам общежития (п. 18 Порядка учета лиц, признанных беженцами, нуждающих-

ся в жилых помещениях из фонда для временного поселения; п. 26 2 07 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев).

Предоставление жилых помещений

Жилые помещения предоставляютсяв порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет , за исключением случаев внеочередного предоставления жил. помещений.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются :

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания(напр., в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обст-ств) и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (см. Перечень в доп. к вопросу ).

(У Гаврилова также: детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей... по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях... а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения своб оды. ПРИМ. Ранее в ст. 57 ЖК был п. 2, предусматривающий данную категорию, но с 1 января 2013 года утратил силу. В настоящее время детям-сиротам предоставляется жилье по договору найма специализированного жилого помещения (ст. 98.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Раньше у них было право на первоочередное заключение договора социального найма, но учитывая, что через год после выхода из детдома около 30% бывших воспитанников теряют жилье, теперь им предоставляют специализированное жил.пом на срок 5 лет, потом договор может быть продлен на новый срок в 5 лет, а потом заключен договор соц. найма. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, находящимися во владении детей-сирот, то есть это один из способов избежать мошеннических действий с данным жильем – выделенное курсивом можно просто прочитать, не учить и не рассказывать)

Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основаниирешений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Данное решение является основаниемзаключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ЖК (часть 4 ст. 59. – в коммунальных квартирах, если освобождается комната и есть нуждающиеся )

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселениеодной комнаты лицами разного пола , за искл ючением супругов, допускается только с их согласия .

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Также у Гаврилова по данному вопросу: Пост. Прав. РФ от 22 ноября 2011 № 963: Выдача жилищных сертификат ов лицам, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайных сит уаций или тер. актов, должна осуществляться независимоот получ ения данными гражданами страховых выплат по договорам страхования таких помещений

Пост. Прав. РФ от 30 декабря 2011 г. № 1235 «О порядке предоставления жилого помещения в собствен ность отдельным категор иям граждан »: - как членам семьи погибшего сотрудн ика ОВД России получить квартиру в соб/сть

Жилое помещение должено предоставляться:

1. уполномоченным на то органом;

2. надлежащему лицу;

3. на помещение: а ) пригодное для постоянного (круглогодичного ) проживания; б ) которым орган, принявший решение, мог распоряжаться.↓↓

4. он должен быть выдан на юридически (2 решения на одно помещение ) и фактически свободное жильё


Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других, заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Это право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищных фондов. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или , подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, достигнув 18 лет, должны быть обеспечены жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает, что человек сам может обслуживать себя и вести самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Постановление Правительства России от 27 июля 1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривает порядок отнесения инвалидов к числу граждан, нуждающихся в специально оборудованных жилых помещениях.

Постановлением Правительства России от 25 ноября 1995 N 1151 определен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, который включает в себя предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания. Табель (перечень) технических средств и оборудования для жилых комнат стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определен в приложении N 2 к Рекомендациям по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием, утвержденным постановлением Минтруда России от 12 февраля 2001 N 18.

Правовое положение домов системы социального обслуживания определяется и законодательством, и другими нормативными правовыми актами.

Особенности правового положения, проживания и обслуживания в домах для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальным учреждениями, предназначенными для временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп (в том числе детей-инвалидов), нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, а детей-инвалидов — в обучении, воспитании, социально-трудовой адаптации, регулируются следующими документами: постановлением Правительства России от 15 апреля 1995 N 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов», постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 N 202 «Об утверждении Типового положения о доме для престарелых и инвалидов», приказом Минтруда России от 4 ноября 1997 N 283 «Об утверждении Примерного устава государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения», Методическими рекомендациями по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов», утвержденными постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 N 25, Положением о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 N 145. В зависимости от типа они имеют следующие названия: дом-интернат, пансионат ветеранов труда, психоневрологический интернат, детский дом-интернат.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 195-ФЗ «Об Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке вынужденными переселенцами и беженцами (ст. 97 ЖК РФ). Порядок предоставления жилых помещений данных фондов устанавливается федеральными законами (ст. 108 ЖК РФ). Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу тех, кто нуждается в специальной социальной защите (ч. 1 ст. 98 ЖК РФ).

Расторжение договора найма специализированного жилого помещения: Видео