Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

На ваши вопросы отвечает эксперт агентства по страхованию вкладов. Глава АСВ: после отзыва лицензий мы должны ликвидировать банки быстро и жестко

Юрий Исаев

© Петр Ковалев/ТАСС

Юрий Исаев в интервью ТАСС - о роли агентства в создании и работе Банка плохих долгов

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) за последнее время анонсировало множество нововведений, которые сделают деятельность структуры более эффективной и усовершенствуют систему страхования вкладов. В частности, уже в этом году АСВ реализует реформу ликвидации рухнувших банков, которая позволит сократить издержки и сроки процедуры. Также продолжается работа над инициативой, позволяющей защитить вкладчиков, забравших деньги до краха банка. Обо всем этом, а также о том, чем будет заниматься АСВ после появления Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) и какой будет роль агентства в создании и работе Банка плохих долгов, в интервью ТАСС рассказал глава АСВ Юрий Исаев.

Юрий Олегович, сейчас идет активная дискуссия о новой концепции ликвидации банков. На какой стадии находится обсуждение, когда механизм будет запущен?

Говорим мы о реформе ликвидации не так давно, но думаем об этом, скрывать не буду, уже продолжительное время. Это связано с быстро растущим в последние годы объемом работы. И не в разы, а в десятки раз. Одно дело - ликвидировать одновременно 10–25 банков (базово АСВ было рассчитано на такие объемы), другое - участвовать в одновременной ликвидации, как сейчас, более 300 банков. Конечно, здесь есть особенности - и технологические, и структурные, и кадровые. Поэтому мы видим, что экстенсивное (расширение на прежней технологической базе) развитие ликвидационных процедур оправдано до определенного момента, а потом начинаются сложности. Мы внимательно проанализировали все процессы и увидели, где возникают "узкие места", как можно их "расшить" и какие базовые вопросы необходимо решить.

Ключевой момент - это скорость ликвидационных процедур. Сегодня АСВ ликвидирует банк в среднем за 3,5–4 года, и это долго. Скорость ликвидации влияет на наполнение конкурсной массы и удовлетворение требований кредиторов. Кроме того, чем дольше идут ликвидационные процедуры, тем выше издержки на их сопровождение. Поэтому, сократив сроки, мы уменьшим издержки, а кредиторы получат больше из конкурсной массы.

- Что тут можно сделать?

Мы предлагаем рассмотреть возможность избежать дублирования, которое возникает из-за особенностей российского законодательства. После отзыва лицензии сначала в банк заходит временная администрация Банка России, выполняет определенные задачи. Через три месяца, а иногда и больше - в зависимости от решения суда, который запускает процедуру банкротства, - уже приходит АСВ и начинает процесс конкурсного производства. Если же АСВ будет входить как временная администрация сразу после отзыва лицензии, сэкономим минимум три-четыре месяца. Мы оперативно начнем работу с активами по их предпродажной подготовке, чтобы с момента открытия процедур банкротства можно было приступить к реализации имущества.

Другое предложение связано с торгами. Сейчас мы в рамках законодательства о банкротстве выставляем активы на продажу по их максимальной цене и ждем появления покупателей. Но так как активы, как правило, на балансе банка переоценены, выставляя по максимальной стоимости, мы заранее обрекаем себя на долгую их продажу. Эта процедура зачастую растягивается на годы. В связи с этим предлагаем рассмотреть вариант использования так называемой голландской модели торгов, когда продажа начинается с верхней цены, но затем быстро идет вниз. И когда появляется покупатель - торги останавливаются, а цены идут вверх.

- Каковы ожидаемые результаты внедрения этих новаций?

Наша задача - быстро войти в банк, агрегировать активы, разобраться, какой актив мы можем быстро продать, а какой - нет

Два момента - другая модель торгов и удаление дублирующих функций - дают нам экономию времени от одного до полутора лет.

Соответственно, если это пересчитать в издержки, то можем сэкономить процентов 30 и увеличить наполняемость конкурсной массы. Но это прогнозные значения. В деле может оказаться сложнее, но базово - это те задачи, которые мы перед собой ставим.

- Сколько сейчас накоплено активов?

В настоящее время у нас около 60 тыс. наименований активов выставлено на продажу на сумму около 280 млрд рублей. При этом совокупная балансовая стоимость всех активов, находящихся под управлением агентства, составляет почти 4 трлн рублей - огромная масса и по номенклатуре, и по стоимости. Сейчас в рамках действующего законодательства на открытых процедурах мы выставляем на продажу все активы, публикуем всю информацию о них в интернете, печатных изданиях и т.д. Это большой объем информации, сложно воспринимаемый рынком. Сегодня нам нужен вариант более активной продажи, поэтому мы провели конкурс, выбрали одного из крупнейших операторов на рынке реализации активов - это Российский аукционный дом - компания, которая аккредитована при Росимуществе, Минобороны России, на муниципальных торгах. И мы совместно с представителями аукционного дома постараемся выстроить новую процедуру продаж. То есть наша задача - быстро войти в банк, агрегировать активы, разобраться, какой актив мы можем быстро продать, а какой - нет. Активы, связанные со сделками, имеющими противоправные признаки или другие сложные истории, предлагаться к продаже не будут. Коллеги из Российского аукционного дома будут делать промоушен продаваемых активов и станут единой витриной активов, находящихся в управлении агентства.

- Правильно ли я поняла, что вы в принципе хотите перейти на голландский аукцион?

Да, планируем.

- И больше других вариантов аукционов не будет?

Мы исходим из того, что российское законодательство оставляет все-таки окончательный выбор модели торгов на рассмотрение комитета кредиторов. Вообще такая практика в мире достаточно редка. В основном во многих развитых системах все решает ликвидатор непосредственно сам, а у кредиторов есть возможность оспаривать решение ликвидаторов в судах.

Если у кредиторов того или иного банка возникнет желание продавать по-другому, мы препятствовать этому не будем. Но хотим прописать в законодательстве базовую модель и предлагать ее. Считаем, что, в общем, это имущество кредиторов, наша функция - чисто административная. Мы будем мотивированно подводить кредиторов к тому, что лучше, если все будет продаваться по такой системе торгов и через одну площадку. Потому что одна независимая площадка гарантированно дает возможность увидеть все активы, что гораздо удобнее для потенциальных покупателей. В этом состоит наша идея. Но опять же, повторюсь специально, если у кредиторов будет какое-то другое видение, мы будем учитывать это.

Вы будете пользоваться именно площадкой Российского аукционного дома? Или будет создаваться какая-то отдельная совместная площадка?

Мы будем пользоваться их площадкой, их сервисом. Потому что считаем, что нам ни к чему тратить дополнительные ресурсы на создание чего-то своего. И логика взаимоотношений с Российским аукционным домом состоит в том, что чем дороже они продадут имущество, тем большую комиссию они получат. У них должна быть мотивация на то, чтобы делать это эффективно.

- А когда первые торги имуществом банков, которые вы ликвидируете, появятся в Российском аукционном доме?

Мы сейчас начинаем с того, что предлагаем на продажу Российскому аукционному дому имущество, которое непосредственно находится на балансе АСВ, то есть имущество, которое мы получили в рамках процедур санации. В данном случае мы продемонстрируем рынку, что этот механизм рабочий и эффективный. На следующем этапе, как только опробуем эту процедуру на своем имуществе, сможем предложить это кредиторам банков. На мой взгляд, мы вполне можем к этому прийти в течение лета или осени этого года.

- То есть уже осенью могут пройти первые торги имуществом банков по новой схеме?

Я на это рассчитываю. Базовые изменения в законодательство, которые мы готовим, - торги по голландской системе, по временной администрации - должны пройти еще окончательный круг согласования, поступить в Государственную думу, должны быть рассмотрены там и приняты. И от момента утверждения этого закона Государственной думой до момента начала уже непосредственно новых процедур, я думаю, пройдет минимум полгода. Но ничего не мешает нам сейчас начать обкатывать процедуру единой витрины продаж. Она, конечно, будет проводиться в существующих юридических рамках, но тем не менее будет более публичной, более сконцентрированной для контроля и, мы считаем, более эффективной по результату.

Другая обсуждаемая тема - законопроект, который должен защитить вкладчиков, забравших деньги до краха банка. Говорилось, что ведутся консультации с АСВ. На каком этапе сейчас находится разработка данного законопроекта?

Мы обсуждали эту инициативу с Ассоциацией банков России, профильный комитет Государственной думы работает над этим вопросом. Здесь сложная история, потому что любые механизмы, связанные с ликвидацией, должны защищать большинство кредиторов. Количество исков, связанных с оспариванием сомнительных сделок по физическим лицам, невелико - около 1% от всей массы. И здесь возникает опасность скатиться либо в сторону популизма, либо в сторону излишней жесткости.

Сейчас по факту что получается? Мы оспариваем те сомнительные сделки, которые, на наш взгляд, обладают признаками предпочтительности, то есть когда какая-то узкая группа кредиторов забрала свои деньги в ущерб всем кредиторам в целом. Это сложные вопросы, трудно доказываемые. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы законодатель более четко прописал критерии того, что должны оспаривать, иначе мы подпадаем под огонь критики. Возможно, стоит изменить уровень оспариваемости по сумме. Сейчас в законе сказано, что если это больше 1 млн рублей, то требует пристального анализа и при наличии оснований подлежит оспариванию. Давайте поднимем сумму, условно говоря, до 10 млн рублей и тем самым большинство ситуаций выведем из-под оспаривания.

- Вы сейчас 10 млн рублей гипотетически назвали?

Гипотетически, хотя это вполне может быть предложением. Его сложно обосновать математически, какую-то формулу под это подвести. Просто здесь законодатель может исходя из нашей статистики, а мы всю статистику предоставили, определиться, какие рамки жесткости он хочет получить. АСВ не является заинтересованной стороной в том, чтобы максимально распространять процедуры оспаривания. Мы считаем, это механизм узкого направленного действия, и чем четче и понятнее будет написано в законодательстве, тем будет легче и нам, и судам. В конечном итоге и людям будет легче понимать, какие действия попадают в зону риска, а какие - нет.

Не могу не задать вопрос про Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). С его появлением возникает вопрос: чем будет заниматься АСВ в области санации? Поскольку прошло определенное время, хочется подвести некую черту и разобраться, как вы делите с ним полномочия.

ФКБС был создан как новый механизм санации, как альтернатива тому механизму, который использовался раньше. На то были соответствующие предпосылки. Сегодня перед ФКБС стоит новая задача - помимо развития банков, которые туда попали, поработать с их активами, которые иногда являются обременительными в силу их плохого качества либо непрофильными. Можно сказать, что и наша работа в этом направлении ничем не отличается. Другое дело, что механизмы разные. АСВ действует по законодательству о банкротстве, когда возникают уголовные истории - в рамках уголовного законодательства. У ФКБС гораздо больше рыночных возможностей. В ряде случаев, когда имеем дело с такими сложными активами, как, например, инвестиционный контракт на строительство, мы как ликвидатор должны это дело оценить и постараться продать. Но покупать инвестиционный контракт без дополнительного финансирования - это безумная затея. Мы же не можем предложить дофинансирование. А у создаваемого Фонда плохих и непрофильных активов и ФКБС такая возможность есть. Они могут использовать средства банка и продать актив на рынке дороже, когда сложится соответствующая рыночная ситуация. Поэтому это непересекающиеся задачи, они взаимодополняемые.

Василий Поздышев (зампред ЦБ - прим. ТАСС) заявил, что Фонд плохих и непрофильных активов будет работать с АСВ. Это возможно в двух встречных направлениях. В АСВ есть понятные сложившиеся компетенции, скажем, по уголовным разбирательствам, по преследованию недобросовестных собственников и менеджеров. Мы можем предоставить коллегам такой сервис, потому что те активы, которые однозначно уже носят характер фрода, мошенничества и так далее, могли бы забирать и уже жестко с ними работать. А часть активов, которые, как мы считаем, на сегодня рынком недооценены, и те, которые можно было бы дофинансировать и реализовать, с радостью отдали бы в Фонд плохих и непрофильных активов.

- Это очень хорошо сочетается с тем, что говорил глава "Открытия " Михаил Задорнов. Он сказал: "Не считайте это Банком плохих активов. Скорее это Банк непрофильных активов. То есть это не то, что никому не нужно, а именно - раз не нужно, надо доработать ".

Если мы найдем юридически возможную форму такого сотрудничества, было бы здорово. Но это не так легко, потому что, подчеркну, ликвидационные процедуры жестко вписаны в рамки законодательства о банкротстве. А банковский бизнес - это банковский бизнес.

Получается, по всей этой системе "Банк плохих долгов - Фонд консолидации банковского сектора - АСВ" вы берете на себя роль жесткого ликвидатора. Правильно я понимаю?

Так законодательство устроено, что мы должны ликвидировать быстро и жестко. Опять же, хочу еще раз обратить внимание на то, что, если у нас появится юридически корректная возможность, часть активов можно будет дофинансировать, ждать, когда по стоимости они вырастут, и продавать. В этом смысле, конечно, создание такого инструмента, как Фонд плохих и непрофильных активов (условно называю), - это хорошо. Как это все сейчас увязать - надо еще осмыслить, потому что простых решений нет. Наш японский коллега из корпорации по страхованию депозитов сказал так: "Слушайте, что бы вы ни сделали, продавали бы активы быстрее или продавали бы медленнее, в любом случае вас будут ругать", - и привел примеры из международной практики, когда кто-то пытался продать быстрее, его обвиняли в спешке.
И наоборот, того, кто продавал медленнее, обвиняли в задержке. Поэтому здесь всегда очень важно найти золотую середину.

Беседовала Лана Самарина

АСВ (Агентство по страхованию вкладов) осуществляет выплату вкладчикам компенсаций по вкладам в случае лишения банка, в котором хранились сбережения, лицензии ЦБ (наступления страхового случая). Необходимое условие возврата денежных средств - участие банка в Системе страхования вкладов.

АСВ также является администратором "Системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования" (пенсионных накоплений).

В настоящее время АСВ выплачивает проценты по вкладам так же, как и сам депозит.

Максимальная гарантированная АСВ сумма выплат составляет 1,4 млн рублей (для страховых случаев, наступивших после 29 декабря 2014 г.)

Ликвидация банков

Основная функция Агентство страхования вкладов - управление процедурами ликвидации и банкротства (конкурсного производства) разорившихся банков.

Для вкладчиков принципиально важно, какая процедура проводится в отношении его разорившегося банка (при наступлении страхового случая).

В случае ликвидации - у банка достаточно имущества для погашения всех его обязательств, и кредиторы достаточно скоро смогут получить свои средства в полном объеме.

В случае банкротства - обязательства (долги) банка распродаются, а вырученные средства направляются на выплаты кредиторам в порядке установленной законом очередности. Размер страхового возмещения может оказаться меньше вложенных в проблемный банк средств (для сумм больших 1 млн 400 тыс. руб.).

За время деятельности АСВ деятельности было осуществлено более 600 ликвидационных процедур. Из них полностью завершены около половины.

С полной и подробной информацией о наступивших страховых случаях, повлекших процедуры банкротства банков, и выплатах вкладчикам можно ознакомится на официальном сайте АСВ:

Ликвидация банков (процедуры в процессе и уже завершенные)

Гарантии вкладчикам от АСВ могут отменить?

Периодически поднимается тема об изменении принципа работы агентства. Предлагается или сократить размер выплат, или отменить их совсем. MoneyInformer сохраняет существенные "новости" по этому вопросу.

Из архива

19.07.2015

Для вкладчиков прогноз опять хороший

По информации газеты «Коммерсантъ» 14 июля в правительстве состоялось совещание, на котором обсуждалась возможность изменения порядка страхования вкладов агентством АСВ. Главный итог — ни одно из рассматривавшихся предложений, в том числе ранее предлагавшиеся Германом Грефом, не нашли поддержки. Система гарантирования вкладов остается без изменений. И что не менее приятно будет услышать вкладчикам банков - на совещании было решено к данному вопросу больше не возвращаться.

Выгоду от изменений в законе о компенсациях вкладчикам потерявших лицензии кредитных организаций могли получить наиболее крупные банки. Так, именно Сбербанк, на долю которого приходится около половины всех розничных вкладов населения, вносит около 50% взносов в фонд АСВ.

Предложения по реформированию обязательств АСВ перед вкладчиками с самого начала настороженно восприняли и в Центральном банке и в Министерстве финансов. Существует большая вероятность того, что у населения понизится уровень доверия к банковской системе в целом, и средства с депозитов будут переводится не в «надежные» банки, а «под подушку».

11.06.2015

Туманные перспективы

Перспективы гарантирования (правильнее - страхования) вкладов агентством АСВ в последние недели оказались очень туманными.

Влиятельное банковское лобби, представляющее интересы крупных банков, выступает за его полную или частичную отмену. Недавно эти предложения были прямо сформулированы главой Сбербанка Германом Грефом.

Напомним суть появлявшихся в последнее время предложений об изменении системы гарантирования вкладов:

Отменить страхование полностью.

Ограничить количество выплат вкладчику (один раз в пять лет или один раз за все время).

Ограничить сумму, которую вкладчик может получить в результате страховых возмещений в разных банках, где у него хранятся сбережения (в настоящее время она никак не лимитируется).

Объективные причины для возникновения таких предложений имеются, в частности это критическое сокращение средств на балансе АСВ.

Но, как мы уже писали, и возражений тоже должно было возникнуть достаточно, поскольку ограничения в таком вопросе могут привести к резкому оттоку средств населения из банков или перевод их из рублей в валюту (что пока не произошло, как считают многие эксперты, именно благодаря гарантиям АСВ).

Как известно, премьер Дмитрий Медведев, дал указание "разобраться" в этой проблеме. Возможно, именно ответом на эту директиву можно считать прозвучавшие на этой неделе заявления руководителей Центрального Банка и Министерства финансов, что они не поддерживают планы отмены ССВ.

Таким образом, получается что пока вкладчикам, в том числе и "серийным" (как их обозвал Греф) можно не беспокоиться.

Подтверждением этому могут служить еще и обнародованный план ЦБ по укреплению системы санации обанкротившихся кредитных учреждений с помощью банка «Российский капитал», а также заявление главы АСВ Юрия Исаева, что агентство готово при первой необходимости обратиться в Центральный Банк за 110-миллиардным кредитом.

25.09.2018 банк был признан банкротом. С этого момента должна была начаться активная работа по реализации активов и залогов банка «Югра» для погашения задолженности перед вкладчиками банка. Но в связи с принятием ФЗ от 12.11.2018 № 419-ФЗ «об ограничении в правах АСВ в делах о банкротстве банков» все решения по продаже имущества будут принимать люди, которые войдут в комитет кредиторов. Однако складывается такая ситуация, при которой вкладчики банка «Югра» могут лишиться существенных выплат в ходе банкротства банка, т.к. в комитет кредиторов банка хотят войти Н.Н. Николаев и М.М. Долматов. Это люди, которые ведут активную деятельность, на стороне бывших собственников банка, а не вкладчиков банка.
Если здраво проанализировать информацию, которая размещается в группе ВК «Превышенцы банк ЮГРА и пострадавшие юр. лица» можно сделать вывод, что руководитель группы Н.Н. Николаев действует в интересах бывших собственников банка, которые выделяют ему существенное финансирование. С помощью этих средств он выступает от имени вкладчиков в СМИ, летает на собрания, судебные заседания, митинги, нанимает провокаторов, угрожает и размещает клевету в отношения других вкладчиков банка. Эта группа не отражает реальные интересы всех вкладчиков банка. В ней могут писать только те люди, которые выбрали позицию защиты бывших собственников банка и так же множественные фейки! Мнения всех остальных вкладчиков банка не согласных с «самопровозглашенным руководителем Н.Н. Николаевым» удаляются, а их аккаунты блокируются. Таким образом, создается иллюзия единого мнение большинства вкладчиков банка.
«Руководитель вкладчиков» Н.Н. Николаев защищает интересы бывших собственников и нескольких сотен вкладчиков банка, которые выдали на него доверенности. Фактически он выступает против остальных вкладчиков банка, а это преимущественно люди пожилого возраста, которым тяжело разобраться в происходящей ситуации. А ситуация такова, что действия Н.Н. Николаева ведут к потере 34000 вкладчиками своих сбережений при этом не более 1000 человек получат свои сбережения, т.к. работали в интересах бывших собственников банка.
Н.Н. Николаев собирает доверенности от вкладчиков банка для представления их интересов в комитете кредиторов банка. Вкладчикам, выдавшим доверенности на него, обещан возврат 100% суммы их требований вне очереди кредиторов, в нарушение закона о банкротстве, после его успешного вхождения в КК.
Эти вкладчики и формируют якобы мнение всех вкладчиков банка, защищая Н.Н. Николаева от других вкладчиков банка, которые в случае реализации его планов останутся без выплат.
Для вкладчиков, написавших доверенности на Н.Н. Николаева, специально создана закрытая группа в ВК , где их психологически обрабатывают и обещают вернуть их вклады впереди остальных вкладчиков банка.
Также в распоряжении Н.Н. Николаева имеется база вкладчиков банка, был создан целый колл-центр, который обзванивал вкладчиков банка с предложением выдать доверенность на Н.Н. Николаева для представления их интересов в комитете кредиторов банка и многие вкладчики, не понимая истинные цели, Н.Н. Николаева выдавали доверенности на него.
Для представления интересов вкладчика банка на собрании кредиторов, также достаточно доверенности в простой письменной форме, т.к. Н.Н. Николаев имеет базу вкладчиков банка, у него имеется возможность сделать поддельные доверенности от любого количества вкладчиков. На собрание кредиторов АСВ регистрировало доверенности от вкладчиков, которые уже даже умерли.
Когда я начал рассказывать вкладчикам о том, что Н.Н. Николаев работает в интересах бывших собственников банка, в отношении меня Н.Н. Николаев и М.М. Долматов начали распространять клевету, о якобы совершенных мною преступлениях, мне начали поступать угрозы.
25.02.2019года с моей помощью было отменено постановление об отказе в возбуждении углового дела в отношении бывших собственников банка и уже с 27.02.2019года в отношении меня начала активно размещаться клевета в СМИ, вышли уже десятки публикаций, вот лишь некоторые статьи:
«Новое произведение Шевченко» по адресу:
«Обнальный подряд» по адресу: .
«Клеймо Шевченко» по адресу: .

Второе собрание кредиторов банка «Югра» было фактически сорвано Н.Н. Николаевым при попустительстве АСВ, т.к. в здание, где проводилось собрание, пускали всех, этим воспользовались нанятые провокаторы. АСВ не проверяло достоверность, как нотариальных доверенностей, так и доверенностей в простой письменной форме. А количество поддельных доверенностей было большим.
В итоге все поддельные доверенности были зарегистрированы на собрание и в здание собрания проникли десятки провокаторов, которые в дальнейшем управляли поведением зала и просто заглушили своим криком доклады сотрудников АСВ, которые были к этому плохо подготовлены.
Лично Н.Н. Николаев на собрании позволил публично обвинить меня в преступлении, которое я не совершал, и судимости, которой у меня никогда не было.
Его сподвижник М.М. Долматов угрожал мне на собрании.
Дошло до того, что когда конкурсный управляющий банка Хализев А.В. озвучил предложение заемщиков банка, связанных с бывшими собственниками банка, по погашению имеющейся у них задолженности перед банком - мировое соглашение в виде выплаты 20-30% имеющейся задолженности в течение 10 лет, а оплату остальной задолженности после 10 лет. Зал одобрительно зашумел, т.е. люди присутствующие в зале проголосовали бы за такое мировое соглашение!
Вопреки воли реальных вкладчиков банка, т.к. в зале присутствовали в основном либо провокаторы, либо вкладчики, написавшие доверенности на Н.Н. Николаева, и которым пообещали, в случае реализации его плана, скорейшие выплаты в размере 100% от суммы их требований.
Фактически мнение небольшой группы вкладчиков банка, действующих против всех остальных вкладчиков банка, выдается за мнение всех вкладчиков банка, которые останутся без реальных выплат, в результате реализации плана Н.Н. Николаева.
Прошу Вас оценить сложившуюся ситуацию и принять реальные меры для помощи всем вкладчикам банка, защитите нас от Н.Н. Николаева, действующего в интересах бывших собственников банка.

АСВ необходимо:
- разработать механизм, пресекающий возможности выплат вне очереди кредиторов вкладчикам, выдавшим доверенности в интересах бывших собственников банка, в том числе по договорам цессии;
- обеспечить проверку достоверности как нотариальных, так в простой письменной форме доверенностей при регистрации представителей кредиторов на собрание кредиторов;
- организовать контроль доступа в здание, где проводится собрание кредиторов, с целью пресечения проникновения в здание провокаторов, нанятых бывшими собственниками банка;
- провести полноценную подготовку докладчиков от АСВ по вопросам повестки собрания кредиторов, чтобы они могли оперативно отвечать на возникающие вопросы у кредиторов банка, а не отправляли кредиторов писать запросы в АСВ для получения разъяснений.

Понимая, как происходит ликвидация банков с АСВ, в 2018 году можно с минимальными временными затратами закончить процесс возвращения собственных сбережений. Иногда люди не знают свои права, из-за чего не могут ими воспользоваться в полной мере. Предлагаем ознакомиться с самыми распространенными вопросами касательно этой темы.

1. В чем заключается банковская проблема, которую решает АСВ?

Агентство по страхованию регулирует процедуру, по которой банковские учреждения проходят процесс ликвидации. Основная задача агентства заключается в контроле средств. Это распространяется также на организации, лицензия которых была отозвана.

Переход РФ на основы рыночной экономики оказал прямое влияние на статус банков в глазах населения. Их репутация значительно ухудшилась, в результате чего количество вкладчиков снижается на регулярной основе.

Процесс ликвидации рухнувших банков помогает справиться с проблемой, когда деятельность банковского учреждения ассоциируется у вкладчиков с потерей денежных средств.

Из-за такого недоверия, как показывает официальная статистика, население предпочитает хранить свои денежные средства альтернативными способами, путем приобретая:

  • недвижимость;
  • изделия из золота;
  • драгоценные металлы.

При этом снижение количества вкладчиков усугубляет положение. Официальный сайт АСВ предлагает регулирование банковской системы, которое интересно всем без исключения организациям. Деятельность возвращает доверие вкладчиков, путем их уверенности в возврате денежных средств по страховым случаям.

2. Какие ситуации можно считать страховыми?

Страховой случай представляет ситуацию, наступление которой гарантирует гражданину компенсацию в денежном эквиваленте. По актуальному законодательству такими случаями можно считать:

Из законодательных норм следует, что при ликвидации банков вклады возвращаются в их 100% размере. Но при этом нельзя рассчитывать на полную компенсацию, если сумма превышает законное ограничение в 700 000 руб.

Когда депозиты открываются в иностранной валюте, выплаты по компенсациям осуществляется в национальной валюте. Курсом при этом считается актуальный курс НБ.

3. Какие конкретные предложения от АСВ по ускоренной ликвидации банков?

АСВ готовит реформу, которая позволит ускорить процесс ликвидации банковских учреждений. Одно из основных направлений реформы заключается в получении права АСВ на проведение администрации банка на временной основе. Это также касается:

  • негосударственного пенсионного фонда;
  • компаний по выплатам страхования.

На данный момент инициатива пребывает на согласовании с ЦБ, идет ее подготовка для внесения в Государственную думу.

АСВ нашло способ ускорения процесса ликвидации в проведении временного администрирования. На данный момент этот процесс находится в руках ЦБ. Его переход к АСВ поможет существенно снизить издержки в процессе передачи дела от временной администрации к организации, занимающейся ликвидацией.

Этот шаг поможет ускорить ликвидацию банков еще из-за устранения повторного проделывания работы, что и приведет к более быстрому закрытию дела.

Особенности ликвидации заключаются в проведении специалистами из АСВ:

  • анализирования финансовой обстановки учреждения;
  • проведения инвентаризации имущества;
  • обработки требований со стороны кредиторов;
  • поиска и возврат активов, что считаются пропавшими;
  • подготовки активов к реализации (например, поиск потенциального покупателя, разработка лота).

При этом сотрудниками будет передаваться отчетность в ЦБ, регулятор будет обладать правами на проверку работы по каждому пункту. Результат: процесс ликвидации будет составлять не 3 года, а 1,5.

Деятельность АСВ затронет вопросы с НПФ. Агентство будет вправе отозвать лицензию при условии, что они не проводят обязательные пенсионные выплаты.

4. Какие основные принципы работы агентства?

На данный момент суммы проблемного страхового возмещения составляют несколько трлн руб. Участники системы регулируются положением Федерального закона под номером 117. Орган, проводящий контроль операции при этом ЦБ (он также занимается вопросами выдачи или отзыва лицензии). Роль основного страховщика в этой ситуации берет на себя агентство по страхованию.

В поле ответственности агентства по страхованию находится:

  • укрепление экономического положения организации, включительно путем назначения конкурсного управления;
  • разработка фонда для вклада финансов;
  • контроль реестра участников в ССВ;
  • оплата по компенсациям в при случае, что относится к страховому.

При отсутствии кредиторов, функционирование механизма невозможно (их участие обязательно). Одно из основных требований заключается в проведении выплат вкладчикам от финансовой организации.

Обязательно оповещение от финансовой организации про вхождении в ССВ. В числе прочих участников находятся банки-агенты. Среди их функций могут приемы заявок со стороны вкладчика и проведение компенсационных выплат по утраченному активу.

Процесс принудительной ликвидации

Запуск ликвидации в принудительном порядке возможно исключительно при подаче заявления со стороны ЦБ (до проведения выплат по компенсациям в результате утраты актива). При этом принять соответствующее решение может только Арбитражный суд.

Такое развитие событий возможно, если оформленного на организацию имущества будет достаточно для полноценного проведения выплат по долговым обязательствам (исключительно в их полном объеме).

5. Какие особенности имеет конкурсное производство?

Среди ситуаций, которые считаются особенно актуальными для начала конкурсного производства:

  • Арбитражный суд принял решение про отстранение управляющего;
  • при судебных разбирательствах актуальная кандидатура управляющего не представлялась;
  • ранее полученная компанией лицензия, по которой она может осуществлять привлечение финансов, права на которые закрепляются за физическим лицом.

Важно осознавать, что проведение ликвидации означает, что АСВ будет пытаться всеми способами возобновить тесный контакт с органами контроля, включительно с ЦБ.

Под ответственность АСВ также определение сделок, вредящих организациям. Дополнительно проводится поиск имущества, удерживаемого без законного основания.

6. Какие базовые особенности по вкладам физических лиц?

В Москве и других регионах по актуальной судебной практике, происходит полноценная (100%) компенсация от положенного депозита (при случаях, которые идентифицируются как страховой случай).

Актуальная информация также говорит про изменения в предельном значении проводимых выплат. После наступления 2014 года, они предполагают лимит на сумму в 1 500 000 руб.

Важно знать : при внесении более одного вклада по депозиту в одну финансовую организацию, денежные средства должны быть возвращены по каждому из них. Знание этого факта сохраняет вкладчикам множество денежных средств, которые ранее были недополучены.

Предвидя нехватку собственных кадров, АСВ намерено привлекать к ликвидации и банкротству банков частных конкурсных управляющих и оставшихся без работы банкиров. Эти меры позволят АСВ оперативно реагировать на действия Банка России по отзыву лицензий, однако увеличат репутационные риски агентства, указывают эксперты.

Вчера АСВ объявило о начале отбора кандидатов на включение в "кадровый резерв агентства, из которого будет производиться прием работников для выполнения функций представителя конкурсного управляющего банков в субъектах РФ". Согласно законодательству, АСВ становится конкурсным управляющим или ликвидатором банков, имевших до отзыва лицензии право на работу с вкладами граждан. Как пояснил "Ъ" первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников, из-за вступления в силу новых требований к минимальному размеру капитала банков (90 млн руб. с 1 января 2010 года) ожидается рост числа отзывов лицензий у мелких банков. "Уже сейчас понятно, что собственного кадрового ресурса для их ликвидации у АСВ, особенно в регионах, недостаточно,— указывает господин Мирошников.— А набирать людей в штат заранее экономически нецелесообразно".

Претендовать на участие в кадровом резерве АСВ по ликвидации банков смогут арбитражные управляющие. В агентстве также рассчитывают на привлечение к сотрудничеству топ-менеджеров банков. "Из-за сокращений в кризис многие топ-менеджеры банков остались без работы",— указывает Валерий Мирошников, не исключая, что предложением АСВ смогут воспользоваться и топ-менеджеры тех самых банков, которые не смогут докапитализироваться, "если у них все в порядке с опытом и деловой репутацией". Претенденты на участие в кадровом резерве АСВ не должны иметь в своей биографии фактов дисквалификации и судимости.

Точный масштаб кадрового расширения АСВ в агентстве не называют, предпочитая сначала оценить спрос на свое предложение. В Банке России воздержались от прогнозов по предстоящему сокращению банковского сектора, но действия АСВ оценили как своевременные. "Количество действующих банков сокращается, соответственно, нагрузка на корпоративного конкурсного управляющего растет",— заявил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. По его словам, на 1 сентября банков с капиталом до 90 млн руб. (без учета банков, у которых после этой даты была отозвана лицензия, а также банков, находящихся под финансовым оздоровлением) было 123. Из них в Москве — 36 банков, в 37 регионах — 87. Банков с капиталом больше 60 млн руб. в Москве насчитывалось 17, в регионах — 33. В самом Банке России уже подготовились к предстоящему сокращению рынка. "В ходе недавней переподготовки мы увеличили число сотрудников, которые могут входить в состав временных администраций банков, еще на 30 человек",— сообщил господин Сухов.

Опрошенные "Ъ" арбитражные управляющие и экс-банкиры предложением АСВ заинтересовались. "Было бы интересно поучаствовать в этой работе,— заявил "Ъ" арбитражный управляющий Эдуард Ребгун.— Тем более что в случае с банками не стоит задачи восстановить платежеспособность, для чего требуются навыки антикризисного управляющего, а необходимо всего лишь провести инвентаризацию, оценить и продать имеющееся имущество".

Банкиры, в кризис лишившиеся работы, также не прочь поработать на АСВ. "Из-за серьезных увольнений и возросшей конкуренции сейчас даже работа в регионах была бы интересна",— считает бывший директор департамента продаж Русского ипотечного банка Алексей Дорош.

Впрочем, для самого АСВ расширение круга работников, занимающихся ликвидацией банков, чревато серьезными репутационными рисками, указывает бывший конкурсный управляющий банка "Павелецкий" Карен Мартиросов. "Понятно, что на любого конкурсного управляющего оказывается давление, и в регионах, в силу особенностей ведения бизнеса, оно больше,— отмечает эксперт.— Без специальной системы подготовки и жесткого контроля за деятельностью таких сотрудников репутационные риски АСВ серьезно возрастут". Впрочем, арбитражные управляющие не исключают, что отбор кандидатов в кадровый резерв АСВ будет жестким и его основу составят не "люди с рынка", а уже проверенные контрагенты агентства из числа компаний, аккредитованных при АСВ.