Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Причины и последствия роста численности человечества на. Шесть мифов, связанных с ростом населения земли

Учебно-воспитательные задачи: показать, что география населения - одна из главных ветвей экономической и социальной географии, выявить закономерности динамики численности мирового населения, сформировать понятие «естественное движение населения» и представление об особенностях его динамики, понятие «демографическая политика», совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

«Человека забыли!» Н. Н. Баранский.

Дайте определения понятиям «этнология» и «демография».

Этнология (от греч. – племя, народ) то же, что этнография, наука, изучающая их характерные особенности. Быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.

Демография (от греч. – народ, пишу)- наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность. Естественный прирост возрастной и половой состав и т.д.

В результате какого процесса можно установить численность населения страны? (Перепись )

Что такое перепись? (Сбор данных разного характера о всём населении страны за определённый период ).

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Впервые учёт численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. Сегодня учёт проводится во всех странах мира кроме Катара и Омана. Переписи включают много вопросов, поэтому дают более подробную демографическую картину мира.

Рассмотрим график «Динамика численности населения мира с начала нашей эры» на стр. 62, рис. 10.

Что бросается в глаза? (до 17 в. население росло медленно. )

Почему? (Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина .)

В начале 20 в. Произошло резкое увеличение численности населения.

Как это называется? (Демографический взрыв .)

В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России.

Теперь рассмотрим таблицу 2 на стр.62 «Рост численности населения мира в 20 в.»

Какова общая тенденция? (Рост замедляется. )

В разных регионах мира увеличение численности идёт разными темпами. Рассчитайте численность населения мира по данным:

Что такое естественный прирост? (Рождаемость – смертность. )

Назовите единицы измерения.

Каким бывает естественный прирост?

Е +

Е - это демографический кризис убыль населения депопуляция (франц.).

Депопуляция – уменьшение населения страны, приводящее к его абсолютной убыли.

Какие проблемы вызывают высокие темпы роста населения в мире?

  1. Продовольственную- нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.) В целом по миру недоедает 500 млн. чел.
  2. Истощение земель из-за нерационального их использования.
  3. Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
  4. Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
  5. Проблема нехватки воды и т.д.

Итак! Никогда население земли не возрастало так быстро, как в середине 2-й половины 20 века.

1 час- 10.4 ТЫСЯЧ

1 МИНУТА- 175 ЧЕЛОВЕК

СУТКИ- 250 ТЫСЯЧ

ГОД- 140 МЛН. ЧЕЛ.

Сколько нас?

По таблице на партах назовите ведущие по численности населения страны мира.

1 м. – Китай (1300 МЛН ЧЕЛ.)

2 м. – Индия (1050 МЛН.ЧЕЛ.)

3 м. - США (290 МЛН. ЧЕЛ.)

НАЗОВИТЕ СТРАНЫ-РЕКОРДСМЕНЫ по среднегодовым темпам прироста населения (в % на конец 20 в.)

1 м. Катар- 5,8

2 м. ОАЭ – 5, 8

3 м. Либерия – 5,5

4 м. Фр. Гвиана-5,4

5 м. Джибути- 4, 8

Назовите страны с наибольшей убылью населения с 2005-2006 гг.

  1. Тринидат и Тобаго
  2. Болгария
  3. Латвия
  4. Эстония
  5. Украина

По рис. 13 назовите страны, относящиеся к данным типам воспроизводства населения.

Ответьте на вопрос на стр. 88: «Почему один из отчётов ООН был назван: «Наш демографически разделённый мир»?

Что для вас кажется необычным?

«Бедные бедны не, потому что они многочисленны, а они многочисленны потому, что они бедны.»

Сами процессы рождения, смертности, естественного прироста – биологические, но на них влияют социально-биологические факторы. А также взаимосвязи между ними в обществе и семье.

Назовём социально- экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости.

Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей).

Высокий уровень урбанизации = 75 %, быстрый рост доходов (в городах рождаемость ниже, чем на селе).

Эмансипация женщин (изменение статуса), появление новой системы ценностей.

Увеличение доли пожилых возрастов, «старение нации».

Последствия войн, конфликтов, терроризм.

Рост цены ребёнка.

Производственный травматизм, техногенные катастрофы (автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней).

Смертность от болезней (СПИД, рак).

Природные катастрофы.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения.

Низкий уровень развития экономики с преобладанием с/х.

Невысокий уровень урбанизации =41% (на селе рождаемость выше).

Своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

Подневольное положение женщин, ранние браки.

Запреты на планирование семьи в мусульманских странах.

В Китае создан комитет по планирование деторождения. Установлен поздний возраст вступления в брак: мужчины-22 года, женщины -20 лет, за одного ребёнка в семье государство доплачивает ежемесячно, политический девиз «Одна семья – один ребёнок»

Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов.

Схема перехода

1 этап охватывал почти всю историю человечества. Характеризуется высокой рождаемостью и смертностью. Поэтому низким естественным приростом (почти нигде не встречается)

2 этап имеет высокую рождаемость. Смертность резко снижена благодаря успехам медицины, резкий рост естественного прироста (демографический взрыв)

3 этап : смертность низка и даже увеличивается из-за постарения нации. Рождаемость снижается и становится больше смертности, естественный прирост положительный.

4 этап : рождаемость = смертности, естественный прирост = 0 и отрицательный. Стабилизация численности населения.

Есть такое понятие как качество жизни – комплексное понятие.

Качество жизни включает экономические, культурные социальные, экологические условия жизни людей.

В последнее время ООН и другие международные организации при определении качества жизни населения страны главное внимание обращают на состояние его здоровья, которое напрямую зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни.

Важным показателем является показатель младенческой смертности.

Другим важным показателем является показатель средней продолжительности жизни. (Определение зачитать на стр. 65.)

Определите по таблице 3 страны с наибольшем и наименьшем показателями

Показатели продолжительности предстоящей жизни

Страна

Средняя ожидаемая продолжительность жизни

1970-1975

2000-2005

Сянган (особый район Китая)

Исландия

Швейцария

Белоруссия

Гвинея-Бисау

Сьерра-Леоне

Практическое задание.

В материалах ЕГЭ уровня С последний вопрос всегда касается темы «Население мира», за который можно получить 3 балла. Выполните задания по рядам.

Задание для учащихся 1 ряда

Используя приведённые в таблице данные, определите в какой из стран А, Б или С будет выше численность населения к 2025 году (при условии, что темпы роста численности населения окажутся неизменными, а влияние других факторов окажется незначительно). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения.

Демографические показатели стран А, Б, С

Страна

Численность в 2003 г.
млн. чел.

Рождаемость в промил-ле

Смертность в промилле

Ожидаемая продолжительность жизни

Доля городского населения

Ответ :

  1. страна Б
  2. естественный прирост выше в стране Б:
    А 44 – 19= 25
    Б 39 – 4 =35
    В 25 - 27 = -2
  3. Ожидаемая продолжительность жизни в стране Б выше
    А 42 и 44
    Б 71 и 74
    В 68 и 69

2 ряд

За период с 1980 по 2005 г. Численность населения Аргентины увеличилась с 28, 4 до 39, 2 млн. чел. определите по возрастно-половым пирамидам, как изменились доли лиц до 15 лет и старше65 лет общей численности населения Аргентины за этот период. Объясните, чем вызваны эти изменения в возрастной структуре населения страны. Укажите 2 причины

Ответ : уменьшение лиц до 15 лет или увеличение доли лиц пожилого возраста.

Объяснение: снижение рождаемости, увеличение средней продолжительности жизни.

3 ряд

В таблице представлены статистические данные, характеризующие население стран, обозначенных условными буквами А, Б, В. Определите страну, в которой наибольший естественный прирост населения (на 1000 жителей). ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ В ЭТОЙ СТРАНЕ ДОЛЯ ЛИЦ СТАРШЕ 65 ЛЕТ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ НАИМЕНЬШАЯ? УКАЖИТЕ 2 ПРИЧИНЫ.

Ответ :

  1. страна А
  2. в стране А наибольшая рождаемость
  3. в стране А наименьшая средняя продолжительность жизни

Домашнее задание : стр. 57-66 . стр.88 «Знаете ли Вы?» №1,2.

  • Атом-сложная частица. Состав атомного ядра. Электронная оболочка атома.
  • Бандитизм. Состав этого преступления. Понятие банды. Отличие бандитизма от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
  • Билет 22. Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
  • Билет 30. Причины, характер и периодизация Первой мировой войны. Участие России в войне.
  • Вопросы со свободным ответом. Ответы даны по сборникам Петросовой и Манамшьяна.

    Манамшьян

    2. Объясните, как в процессе эволюции у насекомоопыляемых растений появились крупные яркие соцветия.

    Манамшьян

    3. Объясните, почему расчленение ареала вида географическими преградами может привести к образованию нового вида.

    Манамшьян

    4. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу?

    Петросова

    5. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

    Петросова

    6. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основании эволюционной теории появление мимикрии у этих насекомых.



    Петросова

    7. Растения мятлика лугового, произрастающие на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с представителями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.

    Петросова

    8. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях



    Петросова

    9. В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб?

    Петросова

    10. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

    Петросова

    11. Ученые считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

    Петросова

    12. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

    Петросова

    13. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

    На протяжении большей части человеческой истории рост чис­ленности народонаселения был малозаметен. Однако на протяже­нии XIX в. этот процесс стал набирать темпы и чрезвычайно резко ускорился в первой половине XX в. (рис. 5). Это дало повод ана­литикам говорить о «демографическом взрыве».

    Рис. 5. Рост населения Земли с начала новой эры до 2000 г. (по А. В. Михееву и В. М. Галушину)

    Среди главных причин, вызвавших столь бурное изменение демо­графической ситуации, обращают на себя внимание прежде всего достигнутые к этому моменту успехи профилактической и излечи­вающей медицины, способствовавшие существенному снижению относительных показателей смертности населения (в том числе детской), а также рост потребности производства в рабочей силе.

    Согласно данным, приводимым К.М.Петровым, население мира увеличивается сегодня примерно на 90 млн человек в год. Однако плотность населения в различных районах весьма неоди­накова. Это проявляется даже в пределах отдельных стран, где, как правило, большая часть населения концентрируется в городах. Основной прирост населения Земли приходится на развивающие­ся страны (рис. 6).

    Рис. 6. Рост численности народонаселения в развитых и развивающихся странах (по Thomas W . Merrick , из книги К. М. Петрова «Общая экология»)

    Быстрый рост населения в них провоцирует обострение эколо­гических и социальных проблем, такие, как дефицит продоволь­ствия, возникновение и распространение эпидемий инфекционных заболеваний, периодически вспыхивающие межэтнические, рели­гиозные и кастовые конфликты, возникающие вследствие ужесто­чения конкуренции за территории и расположенные там ресурсы, а также все более усугубляющееся отставание в уровне культурно­го развития.

    В.А.Красилов выделил и описал некоторые негативные послед­ствия роста численности населения Земли. Среди них заслуживают особого внимания рост материального потребления, рост город­ских агломераций, загрязнение среды, падение уровня жизни, из­менение структуры населения и его скученность.

    Рост потребления. Рост населения не пропорционален росту потребления, так как обычно сопровождается падением уровня жизни. Потребление возрастает прежде всего за счет тех областей, которые мало связаны с уровнем жизни (например, потребление зерна, риса и т.п.).

    Рост городов. В силу того что сельскохозяйственное производ­ство не предоставляет дополнительных рабочих мест, избыточное население сосредоточивается в городах. Рост городов происходит нередко за счет сельскохозяйственных угодий, что, в свою очередь, ведет к усилению оттока населения из сел в города.

    Загрязнение среды возрастает из-за увеличения объема бытовых отходов, роста городов как наиболее мощных источников загряз­нения, интенсификации сельскохозяйственного производства. За­грязнение провоцирует рост заболеваемости, запуская механизм естественного отбора, ведущего к изменению (ухудшению) гено­фонда. Борьба с загрязнением, в свою очередь, сопряжена со зна­чительным увеличением непроизводительных расходов.

    Падение уровня жизни. Основные факторы падения уровня жиз­ни связаны с ростом численности населения - многодетностью и обусловленным ею дефицитом семейного бюджета, ростом цен на землю, соответствующим удорожанием жилищного строительства, ресурсов, всех систем жизнеобеспечения, а также с ростом непро­изводительных расходов.

    Изменение структуры населения. Сдвиг в пользу городского населения с ростом его численности сопровождается:

    Изменением соотношения возрастных групп: омоложением населения, сопровождаемым ростом безработицы среди молоде­жи, преступности и общей социальной нестабильности;

    Изменением соотношения полов в младших возрастных груп­пах: число мальчиков превышает число девочек;

    Изменением соотношения полов в старших возрастных груп­пах: снижением продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами; увеличением числа одиноких женщин среднего и пожилого возрастов.

    Скученность. Скученность населения ускоряет процесс загряз­нения среды. Она провоцирует гормональные нарушения у чело­века, увеличивает степень конфликтности и агрессивности в семье и на производстве. Социально-психологические последствия ску­ченности - отчуждение, утрата социальной значимости личности, снижение ценности жизни, социальное безразличие и карьеризм (стремление обрести значимость любой ценой), саморазрушение (алкоголизм, наркомания, половые извращения, исключающие из репродуктивного процесса), преступность.

    Более детально последствия роста численности населения про­иллюстрированы на рис. 7.

    Рис. 7. Последствия роста населения (по В. А. Красилову)

    Демографическая емкость нашей планеты большинством эко­логов оценивается в 1,0-1,5 млрд человек (при идеальных общест­венно-экологических условиях). Фактическое ее население в конце XX в. вплотную приблизилось к рубежу в 6 млрд человек (по по­следним данным осенью 1999 г. этот рубеж был преодолен). Сего­дня Земля, по оценкам специалистов, перенаселена не менее чем в 3 раза. Однако рост населения, как отмечает П.Агесс, по-видимому, будет продолжаться, так как пищевые ресурсы вопреки регио­нально существующему голоду и недоеданию достаточны для жизни более 15 млрд человек.

    Так называемый демографический переход, знаменующий нача­ло снижения числа жителей Земли, произойдет по современным прогнозам не ранее середины XXI в., когда популяция людей может достигнуть 12 млрд человек. Десятикратное превышение оптиму­ма численности населения в соответствии с емкостью Земли чре­вато включением так называемых экологических факторов, зави­сящих от плотности населения. Высокая численность населения и его подвижность способствуют распространению опасных для здоровья и жизни людей болезней. Теоретически вероятны шква­лы заболеваний, например, пандемии гриппа, неконтролируемое лавинообразное распространение ВИЧ-инфекции и др. Многие специалисты отмечают, что чем выше будет численность и плот­ность населения, хуже состояние общего здоровья, тем катастро­фичнее будут последствия эпидемий и пандемий.

    Подобное развитие событий отнюдь не обязательно, если будут учтены экологические закономерности и ограничения, если чело­вечество вложит значительные силы и средства в сферу оптимиза­ции своего воспроизводства. Проблема народонаселения потен­циально вполне разрешима. Уже сегодня демографические про­цессы в мире имеют существенно различную региональную спе­цифику, вплоть до их противоположной направленности.

    По данным, приводимым В.М.Галушиным, во многих разви­тых странах Европы и Северной Америки годовой прирост насе­ления составляет примерно 1 % и продолжает сокращаться.

    Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран, где быстрый рост населения затрудняет повышение уровня его благосостояния, порождает сложные социально-экономиче­ские проблемы. Поэтому многие страны Азии и Африки реализуют программы ограничения рождаемости, осуществляя «планирова­ние семьи».

    К середине 70-х годов появились первые признаки снижения темпов прироста населения в таких крупнейших странах мира, как Китай, Индия и др. Это во многом стало возможным благодаря росту занятости женщин на производстве, возрастанию доли го­родского населения, повышению культурного уровня, ослаблению влияния религии и традиций, успехам здравоохранения, реализа­ции экономических мер, стимулирующих отказ от рождения детей и ряда других факторов.

    Как считают сегодня многие специалисты, комплексное дейст­вие социальных, экономических и культурных факторов, влияние системы просвещения приведут к заметному снижению темпов прироста населения в странах Азии и Африки еще до 2000 г. В этом случае общее народонаселение нашей планеты во второй полови­не XXI в., достигнув 10-12 млрд человек, стабилизируется на этом уровне, после чего, по-видимому, начнется постепенное сокраще­ние его численности. По мнению большинства ученых, обеспечение в будущем такого количества людей продовольствием и жильем -задача вполне реальная.

    Сложность современной демографической ситуации состоит, од­нако, в том, что экономически большинство стран мира с капита­листической рыночной экономикой по-прежнему заинтересовано в росте численности населения, в своеобразном «расширенном вос­производстве» рабочей силы. Необходимо отметить в связи с этим, что существенный прогресс в деле оптимизации процесса воспро­изводства населения достижим лишь при сокращении потребно­сти в трудовых ресурсах в условиях вывода человека из процесса непосредственного материального производства. Экономический рост должен идти за счет механизации и автоматизации производ­ства с сокращением числа занятых в нем людей. Все это, однако, даст положительный демографический эффект лишь в том слу­чае, если будет происходить на фоне планомерного повышения уровня жизни населения.

    Экологические проблемы современности.

    Взрывообразный рост численности населения и сопряженное с ним развитие экономики привели к беспрецедентному давлению на биосферу. В результате создалась ситуация, при которой появилась угроза существования жизни на Земле. Одними из наиболее острых экологических проблем современности можно считать следующие: рост численности населения, нехватка ресурсов и энергии, загрязнение биосферы и вероятность глобального экологического кризиса.

    Тема 8.

    Проблемы роста численности населения Земли.

        Факторы, влияющие на рост численности населения.

    Одна из серьезных проблем, которую человечество будет вынуждена решать в будущем, - рост численности населения.

    Большую часть времени своего существования человечество имело очень низкую численность. По оценкам специалистов, численность населения планеты до начала освоения сельскохозяйственных технологий колебалось на уровне около 10 млн. человек и только к 1830г. составила 1млрд. человек. Если для достижения первого миллиарда численности населения Земли потребовался очень большой промежуток времени, то на появление второго миллиарда ушло всего 100 лет, третьего – 30 лет, четвертого – 15 лет, а спустя еще 12 лет (1987) численность превысила 5 - миллиардную отметку. Для увеличения населения Земли на 1 млрд. требуется все меньше и меньше времени. Такой темп его роста сохраняется и в настоящее время. В мире каждую секунду рождается 21 ребенок и 18 человек умирает. При таком соотношении рождаемости и смертности население планеты ежедневно увеличивается на 250 тыс. человек, в год – 100 млн. человек (рис 3.1).

    рис 3.1 Увеличение численности населения Земли.

    Такой темп роста численности населения сохранится и в XXI в., и основная доля прироста будет по-прежнему приходиться на развивающиеся страны.

    Главным показателем, определяющим диспропорции в темпах прироста населения, является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который означает среднее число детей, рождаемое каждой женщиной в течение жизни.

    Если предположить, что все родившиеся дети выживут, то при СКР = 2 будет обеспечена постоянная численность населения, то есть два ребенка заменят отца и мать после их смерти. При СКР < 2 численность населения будет уменьшаться, а при СКР > 2 – увеличиваться.

    Анализ современной ситуации показывает, что в высокоразвитых странах СКР равен 1,9, то есть меньше простого воспроизводства. Однако численность населения в этих странах продолжает расти, так как в прошлом СКР был более высоким и смертность уступает рождаемости за счет увеличения продолжительности жизни. Со временем численность населения в этих странах стабилизируется и даже уменьшится, так как нынешнее поколение не полностью замещается детьми.

    В слаборазвитых странах СКР составляет 4,8, что приводит к удвоению численности населения в каждом последующем поколении.

        Причины быстрого роста численности населения.

    Рост численности населения возможен при увеличении рождаемости и снижении смертности. Начиная с середины XVIII в. смертность в развитых странах заметно снизилась за счет медицинской науки, что привело к увеличению численности населения. Однако с течением времени рождаемость в этих странах начала падать.

    В изменении численности населения планеты можно выделить следующие стадии (рис 3.2).

    I – высокая рождаемость и высокая смертность: численность населения невелика;

    II – рождаемость примерно на том же уровне, что и на предыдущей стадии, смертность уменьшается и возрастает продолжительность жизни: численность населения растет;

    III – рождаемость уменьшается при уменьшении смертности: численность населения остается на одном уровне;

    IV - низкая рождаемость и низкая смертность: численность населения незначительно увеличивается.

    Рис. 3.2. Стадии изменения роста численности населения.

    Уменьшение численности населения при низкой рождаемости и невысокой смертности называется демографическим сдвигом. В настоящее время рост численности населения некоторых развитых стран происходит по сценарию IV стадии, то есть при низких рождаемости и смертности численность населения стабилизировалась на низком уровне.

    Во всех странах причины снижения смертности одинаковы. Это развитие системы общественного здравоохранения, улучшение ухода за больными, повышение качества питания.

    Применение комплекса мер (улучшение медицинского обслуживания, использование инсектицидов, осушение болот – мест размножения комаров) способствовало тому, что были побеждены такие заболевания, как малярия и желтая лихорадка, которые уносили жизни многих людей. Мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды (фильтрация и хлорирование) привели к практической ликвидации тифа и холеры. Улучшение общего состояния пищевой промышленности (пастеризование молока, замораживание продуктов питания, улучшение качества питьевой воды) способствовало снижению заболеваемости. Появление антибиотиков спасло жизни многих людей, которые могли бы стать жертвами таких заболеваний, как пневмония и скарлатина. Вакцинация предотвратила угрозу заболеваний оспой, дифтерией, столбняком, коклюшем, полиомиелитом, корью.

    Достижения современной медицины привели к резкому падению смертности среди новорожденных и детей раннего возраста не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако, несмотря на то, что в развивающихся странах все большее число детей доживают до взрослого возраста, многие родители имеют столько детей, сколько их рождалось в семье и раньше.

    В развивающихся странах рождаемость составляет 30 – 50 на тысячу человек в год, а смертность – 15, в развитых – соответственно 10 – 15 и

    Разность между смертностью и рождаемостью составляет величину естественного прироста. В странах, относящихся к категории развивающихся, естественный прирост населения составляет 15 – 30 на 1000 человек в год, в развитых он значительно ниже и даже доходит до нуля.

    Темпы роста населения в различных странах неодинаковы. В Дании, Швеции, Германии, Австралии этот показатель колеблется около нуля, в Италии, Канаде, США рождаемость пока еще превышает смертность. Для большинства развитых стран ежегодный прирост населения составляет около 0,6 % в год, а в развивающихся – 2 %.

    Чтобы объяснить более высокий уровень рождаемости в развивающихся странах по сравнению с развитыми, нужно проанализировать роль детей в этих группах стран.

    Рождение и воспитание детей в семьях, проживающих в развитых странах, связано главным образом с удовлетворением психологических потребностей, а не с соображениями экономической выгоды. Удовлетворение таких потребностей может быть достигнуто наличием одного – двух детей.

    В развивающихся странах дети принимают участие в труде, увеличивают доход семьи, освобождают родителей от некоторых обязанностей и дают им уверенность в относительно обеспеченной старости. В аграрных африканских регионах более многочисленная семья может обработать больше земли и стать богаче.

    В африканских или азиатских регионах, в отличие от западных стран, дети не занимают центрального положения в семье. В развивающихся странах они начинают работать с пятилетнего возраста. При этом большая часть семейного бюджета используется на нужды взрослых. Дети служат надежной опорой родителям в старости, особенно в тех случаях, когда государство не берет на себя эти обязанности. Родители, которые в течение многих лет вкладывали средства в воспитание детей, надеются, что в старости их труд будет вознагражден. В таких семьях понимают, что с развитием здравоохранения необходимость в такой большой семье отпадает. Однако африканцы, проживающие в городах, не столь уверены в том, что старые ценности во взаимоотношениях между родителями и детьми останутся в силе, поэтому стремятся иметь как можно больше детей в надежде, что хоть кто – то из них позаботится о родителях в старости.

    Выделяют и такие факторы роста численности населения, как наследование собственности и получения образования.

    Смысл, который вкладывается в понятие “семья” в развитых и развивающихся странах, неодинаков. Во многих регионах Африки отец, его сыновья с женами и детьми часто проживают совместно или трудятся сообща. Кроме того, многие мужчины имеют не одну, а несколько семей, и при отсутствии частной собственности на землю она не делится между сыновьями и наследниками. В отдельных случаях для максимального обеспечения всем необходимым организуют производство товаров и услуг, что требует дополнительного количества рабочих рук. Это также является стимулом иметь много детей; вопрос об их обеспечении в будущем при этом игнорируется.

    В развитых странах родители имеют возможность выбирать, какое образование дать детям. Они могут, разделив капитал, дать образование всем детям или предпочесть более способных и продвигать их в дальнейшем, либо не дать образования никому. В государствах с достаточно развитой экономикой родители предпочитают иметь немного детей, но дать им хорошее образование. Такие дети, как правило, достигают высокого положения в обществе, повышая тем самым престиж и благосостояние семьи.

    В большинстве развитых стран приняты законы, запрещающие использовать детский труд и обязывающие родителей давать детям определенный уровень образования. Эти обстоятельства побуждают родителей ограничивать размер семьи, чтобы иметь возможность обеспечить ее только за счет собственного труда.

    В слаборазвитых странах у родителей часто нет такого выбора. Семьи, как правило, настолько ограничены в средствах, что их недостаточно даже для того, чтобы дать образование одному ребенку, а в отдельных случаях школы вообще отсутствуют. В этом случае единственным источником богатства являются дети.

    Таким образом, в развивающихся странах дети служат дополнительным источником дохода и гарантией для родителей в старости.