Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проблемы развития камчатского края. Жилищный фонд Камчатского края. в городской местности

О «трех китах» экономики Камчатки, об инновационных удобрениях из рыбьих отходов и почему в Москве практически нет камчаткой икры – EastRussia рассказала врио заместителя председателя правительства Камчатского края Марина Суббота.

Марина Анатольевна, Камчатка имеет дотационный бюджет, это не секрет. Как вы работаете над тем, чтобы увеличить долю собственных средств?

Да, если общий бюджет региона где-то 50 млрд рублей, то собственных доходов в нем около 20. Мы стремимся увеличить долю собственных поступлений в бюджет, но пока это происходит не так быстро, как бы нам хотелось.

Рыбная, пищевая и горнодобывающая промышленность – это наша основа.

Рыбная отрасль приносит существенный объем налоговых поступлений в бюджет и уже несколько лет является лидирующей по добыче рыбы в стране (Камчатка добывает более 20% рыбы). Благодаря инвестициям в рыбную отрасль эта тенденция будет сохраняться. Мы очень много построили современных рыбоперерабатывающих заводов, вложив в них за последние три года более 10 млрд рублей. Это все частные инвестиции. Поддержка отрасли осуществляется только субсидированием процентной ставки – и это важно.

До недавнего времени много рыбы уходило у нас за рубеж, но из-за сегодняшней ситуации с импортозамещением мы готовы поставлять рыбу в европейскую часть страны, в том числе по Северному морскому пути. У нас уже были такие опыты, когда мы отправляли пароходы, и рыба спокойно доходила до Мурманска и дальше попадала в нашу европейскую часть.

Помимо этого, мы работаем с предпринимателями, чтобы открыть магазины в Москве и области. Мы стремимся к тому, чтобы у нас были отдельные магазины с нашим брендом, потому что очень трудно донести до покупателя разницу и добиться узнаваемости, когда на прилавке представлена вся рыбопродукция, в том числе искусственно выращенная.

Кроме того, мы готовы вывести на отечественный рынок нашу минеральную воду. Бывая в столице, я не нашла такой, как наша «Малкинская» (это не мой патриотизм). Мы готовы предложить колбасные изделия и кондитерские изделия – например, «Птичье молоко», «Голубое озеро», «Метеорит» Камчатского пищекомбината.

В Москве около некоторых станций метро есть небольшие магазинчики, где продают сахалинскую икру и морепродукты. Будете ли вы перенимать опыт соседей и создавать в столице специализированные сети?

Пока в Москве специализированных магазинов, где бы продавалась камчатская икра, нет. В прошлом году на ярмарке «Золотая осень» в Москве мы увидели вывеску «Камчатская икра». Подошли - лежит белорыбица, совершенно не наша, икра тоже. Лишь в одном месте икра оказалась камчатской. Поэтому с уверенностью сказать, насколько то, что продается в столице, имеет отношение к Камчатке, я не могу. Организованной торговлей мы еще не зашли, лишь с кое-какими сетевыми магазинами договорились о поставках. Но доля все равно очень маленькая.

- Как развиваются горнодобывающая и обрабатывающая отрасли?

Даже при кризисе в экономике страны в целом эти направления показывают темпы роста. На Камчатке, помимо ТОРа, формируются инвестиционные проекты. По этой линии мы заявили четыре проекта. Инвестпроект по добыче золота на Озерновском месторождении стал первым камчатским проектом, получившим господдержку на развитие инфраструктуры. Еще один значимый для развития горной промышленности Камчатки проект – «Строительство ГОК «Аметистовый».

Проект строительства ГОК на золоторудном месторождении «Бараньевское» проходит стадию проектной документации. Почему мы заявляемся в Минвостокразвития? У нас сложности в регионе с инфраструктурой - это дороги и электроэнергия. Каждый из этих проектов получит поддержку на строительство, например, или дороги, или линии электропередачи. Это для нас очень важно, так как создание инфраструктуры стимулирует не только экономический рост, но влияет на развитие близлежащих поселков.

- Проект «Сокоч» - только животноводческий комплекс или пищевая промышленность?

Сегодня на Камчатке как таковой непереработанной продукции в сельском хозяйстве очень мало. Предприятия имеют свои заводы по переработке. Поэтому это вторая отрасль, которая в прошлом году у нас дала 11% роста, и на сегодняшний день к уровню прошлого года она тоже 10% плюсует. Это серьезные темпы, тем более если считать, что в стране кризис. Поэтому отрасль тоже признана приоритетной. Мы говорим не только об импортозамещении, но и об обеспечении Камчатки собственным продовольствием. На данный момент мы сами производим 30% молока, 12-13% мяса, 70-80% яйца и практически полностью обеспечиваем себя картофелем и овощами (разница только на раннюю продукцию).

Сейчас у нас в Сокоче построена первая очередь агрофермы «Сокоч» В дальнейшем там будет воспроизводство свиней, а в поселке Лесном выделена земля под строительство животноводческого комплекса на 36 тыс. голов. У нас завезена канадская порода свиней. Мы их переправляли самолетом из Канады.

В числе важных для Камчатки проектов - реконструкция бройлерной птицефабрики в Елизовском районе. Практически 8,5 тыс. тонн мяса птицы – потребление на Камчатке. Бройлерная птицефабрика - тот проект, который обеспечит 5 тыс.тонн.

Нельзя не сказать о тепличном хозяйстве. Сегодня на Камчатке нет организованного крупного промышленного тепличного хозяйства, а только частные. И первые проекты у нас появятся в рамках территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка». Это агропромышленный парк «Зеленовские озерки», где мы планируем возвести два тепличных комплекса, уже есть инвесторы. Выделена земля под строительство тепличного комплекса на 5 га в районе Вулканного. Везти огурцы и помидоры дорого, тем более, что мы сами можем выращивать овощи. Это достаточно перспективное направление. До введения эмбарго на Камчатке были испанские овощи, сейчас много китайских. Но мы уверены, что наше качество будет выше.

- Как вы собираетесь добиться высокой урожайности? Одни термальные воды вряд ли помогут…

В развитии сельского хозяйства мы задействовали еще и науку. Фирма «Биотехнология» разработала инновационное удобрение из рыбных отходов, пытается получить документы на изобретение. Предприятие уже построило небольшую теплицу, выращивает салаты, овощи и грибы. Сейчас действие этих удобрений исследуется на кормовых культурах в Камчатских условиях. Мы завозим твердые удобрения из центральной части страны, где развито химпроизводство. Понятно, что транспортные расходы не очень комфортно отражаются на стоимости удобрений (нам приходится их субсидировать) и последующей продукции.

Наше удобрение – органическое и по составу соответствует комплексным добавкам. Оно также может использоваться как гидропоника в теплицах для выращивания овощей. Первые салаты в горшочках, огурцы и помидоры подтверждают эффективность. Кроме того, производство нового удобрения решит экологическую проблему: из рыбных отходов в крае, конечно, готовят рыбную муку на комбикорм, но часть все равно идет на утилизацию. А здесь получится практически безотходное производство.

- Где планируется реализовывать местную продукцию?

Помимо продажи в супермаркетах, мы работаем над созданием сети магазинов местных товаропроизводителей. Это инициатива бизнеса – создавать площадки для реализации своей продукции. В таких магазинах гораздо ниже цены, потому что поставки идут без посредников. Плюс мы берем на себя часть арендной платы. Ну и, соответственно, за счет этого диктуем производителям условие, чтобы продукция была процентов на 20 точно ниже, чем в других магазинах. Сегодня в этом проекте участвуют рыбоперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, фермеры крупные заходят. По такой схеме у нас уже работает четыре магазина в городе, ведем переговоры об открытии магазина в Елизово. Эти точки с натуральной продукцией пользуются популярностью, поэтому проблем с реализацией товара у нас нет. Мы даже думаем о переходе на другой формат – о создании супермаркетов местной продукции.

- Вы рассказали о животноводстве и овощеводстве. А как представлена молочная отрасль в крае?

Молоко у нас натуральное. Совхоз «Заречный» в прошлом году построил новый завод, где выпускает в современных «тетрапаках» кефир, ацидофилин, ряженку. Продукция, конечно, не хранится месяц, потому что без добавок.

Новый завод у нас построен и в Мильковском районе. В Быстринском и Усть-Камчатском районах - небольшие модульные комплексы по переработке. База создана, мы работаем над реконструкцией животноводческих помещений. В черте города находится бывший совхоз «Петропавловский» (мы его так с советских времен называем), сейчас кооператив «Заозерный» - у него кооперация с городским молокозаводом: на молокозаводе устанавливается современное оборудование, чтобы перерабатывать продукцию животноводческого комплекса. А животноводческий комплекс реконструирован, как говорится, «по последнему слову»: установлены роботы, будет осуществляться беспривязное содержание коров.

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году, который был подготовлен Агентством стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями, Камчатский край оказался первым по Дальнему Востоку и 32-ым по стране. Стали ли для вас такие позиции неожиданностью?

Безусловно. Но нам приятно, что бизнес оценил наши усилия по созданию инвестиционного климата в регионе. На сегодняшний день бума инвестиций в абсолютных цифрах не случилось. Мы больше работали над законодательством о налоговых льготах, вводили оценку регулирующего воздействия, все нормативные акты мы обсуждаем вместе с бизнесом. При том, что мы регион дотационный, нам это сложно делать.

- Каким же образом привлечь в край инвестиции?

Инвестиции в один день не зайдут в край, тем более при нашем жестком ограничении в инфраструктуре. Когда мы обсуждали туристско-рекреационную площадку по Паратунке, то главная проблема заключалась в воде, так как нынешний водовод на пределе, и нужно строительство нового с Верхнепаратунских источников. Наконец, принято решение, что эта инфраструктура будет строиться - и у нас появилась еще куча резидентов, желающих рядом создавать проекты. Поэтому ожидания во многом связаны со снятием инфраструктурных ограничений.

Если говорить о горнорудной промышленности, то на территории края много еще не подтвержденных запасов месторождений. Инвестиции в отрасль идут. А это крупные проекты, в том числе и по созданию рабочих мест.

В сельском хозяйстве мощные, в плане стоимостном, тепличные комплексы. Но мы не чураемся и мелких проектов, и реконструкции делаем поэтапные – это же тоже инвестиции. Поэтому я думаю, что, наверное, ощутимый рост по инвестициям начнется у нас со следующего года.

В последние годы объем инвестиций у нас снижался. Но уже в этом году за полугодие мы получили рост более 8%.

Мы и прежде большое внимание уделяли инфраструктуре, строили взлетную полосу, газопровод, мосты. Это та артерия, которая дает жизнь нашим регионам. Сегодня, пожалуйста, открыто нормальное сообщение, доступное в любое время года, с Усть-Камчатским - это тот район, где у нас очень много рыбных предприятий.

Большие надежды мы связываем с территорией опережающего развития, в рамках которой будет построена инфраструктура, а инвесторам предоставлены льготы. ТОР «Камчатка», состоящий из нескольких площадок, единственный ТОР такого плана на Дальнем Востоке.

Вы назвали ТОР «Камчатка», четыре инвестиционных проекта. Понятно, что российские компании становятся участниками многих проектов. Иностранные инвесторы проявляют интерес к площадкам?

В прошлом году проводили Инвестиционный форум на Камчатке, и я все время вспоминаю одного японца, который сказал: «Я очень много слышал про Камчатку. Ее надо видеть. Вы должны привозить сюда людей, должны привозить иностранцев и показывать им ее. Действительно, впечатление совершенно другое».

Например, к нам приезжали индийцы, им интересен уголь. Корпорация развития Камчатского края сейчас с ними работает.

У нас очень много связей с китайцами. Они несколько лет посещают нашу «Золотую осень», мы у них были на российско-китайском ЭКСПО в прошлом году. И в этом году у нас очень много делегаций из Китая, которые в том числе рассматривают площадки и в порту, и в ТОР «Камчатка».

С корейцами у Камчатки заключено соглашение (у нас и у Приморья), они проводят анализ нашей экономики и дадут нам рекомендации, как преподносить ее бизнесменам Кореи, так как они лучше понимают своих инвесторов.

У японцев в силу охлажденных отношений немножко, так скажем, дело «застопорилось». Но пару лет назад интерес их бизнеса к нам был большой.

И в Амурской области, и в Приморье много инвесторов-иностранцев, но там свободной земли практически не осталось. А мы долго оставались закрытым регионом, и поэтому теперь, я думаю, мы самая перспективная площадка при том внимании, которое государство уделяет Дальнему Востоку.

- Хватит ли трудовых ресурсов, чтобы воплотить в жизнь масштабные проекты?

Специалистов придется привлекать и готовить. Несмотря на все экономические кризисы, показатели на рынке труда у нас стабильные, уровень безработицы низкий. Мы работаем над привлечением специалистов: в рамках госпрограммы существует поддержка по приобретению жилья, какие-то подъемные. Так, в прошлом году к нам приехало более 80 врачей. Плюс идет строительство крупной краевой больницы, она тоже потребует высококвалифицированных специалистов.

Сейчас мы говорим о подготовке кадров для экономики в целом. Безусловно, наши местные техникумы и вузы - Технический университет - готовят профессионалов. Но их не хватает.

На Петербургском экономическом форуме я встречалась с первым проректором Политехнического университета Санкт-Петербурга. Мы обсудили несколько вариантов сотрудничества. Можно найти в Ленинградской области уже готовые кадры, привлекать студентов на практику или заключать с выпускниками договора, предложив им нормальные условия, а можно, понимая, что проект запустится приблизительно через 3-4-5 лет, производить целевой набор в вуз, и этот механизм государство готово поддержать. К образовательной программе мы подтягиваем предпринимателей. У нас создано «одно окно», куда любой инициатор с бизнес-планом может заявиться. Когда мы пускаем этот проект в работу, то видим, сколько и какие кадры ему нужны. Если это реальный проект, то бизнесмен «растит» кадры для себя. Здесь целевой набор играет определенную роль, а предприниматель обеспечивает практику и, может быть, даже проезд оплачивает. Доступность перелета должна быть. Это один из факторов, который мешает привлечению специалистов из других регионов.

Очень много выпускников в разных частях страны, которые работают не по специальности. И если сегодня на Камчатке будут современные производства и социальные гарантии, то к нам поедут. Камчатка уже другая: те, кто здесь не был лет десять, приезжают и удивляются.

2.1. Показатели социально-экономического развития Камчатского края

По итогам 2017 года в Камчатском крае отмечаются как тенденции роста макроэкономических показателей, так и снижение темпов развития отдельных отраслей.

Номинальный объем валового регионального продукта по Камчатскому краю за 2017 год оценивается на уровне 205,7 млрд рублей (индекс физического объема 102,4% к уровню 2016 года).

Общий вылов водных биологических ресурсов составил 1 202,8 тыс. тонн (112,8 % к уровню 2016 года).

Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году сложился в размере 37 110,9 млн рублей (индекс физического объема 98,0 % к уровню 2016 года).

Развивается жилищное строительство. В 2017 году в крае построено 197 жилых домов общей площадью 66,7 тыс. кв. метров (в 2015 году - 221 жилых домов общей площадью 75,0 тыс. кв. метров). Населением за счет собственных и заемных средств построено 183 дома общей площадью 29,5 тыс. кв. метров, что на 8,9 % ниже уровня 2016 года (в 2016 году - 203 жилых дома общей площадью 32,4 тыс. кв. метров).

Величина прожиточного минимума, сложившаяся в Камчатском крае за 2017 год в расчете на душу населения, составила 19 438 рублей (для трудоспособного населения - 20 290 рублей, для пенсионеров - 15 428 рублей, для детей - 20 952 рубля).

Индекс потребительских цен в декабре 2017 года относительно декабря 2016 года сложился на уровне 102,1 %, в том числе на продовольственные товары - 99,99 %, непродовольственные товары - 102,8%, услуги - 103,9 %.

Показатели социально-экономического развития Камчатского края в 2014 - 2017 годах

Численность населения (на конец года), тыс. человек

Естественный прирост (+), убыль (-) населения, человек:

на 1000 человек населения

Миграционный прирост (+), убыль (-) населения, человек:

на 1000 человек населения

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

Среднегодовая численность безработных по методологии МОТ, тыс. человек

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), тыс. человек

Численность пенсионеров (на конец года), тыс. человек

Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц

Средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей

Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей

Валовой региональный продукт, млрд рублей

на душу населения, тыс. рублей

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

Индекс производства по видам деятельности, в % к предыдущему году:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) по видам деятельности, млн рублей:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Улов рыбы и добыча морепродуктов, тыс. тонн

Продукция сельского хозяйства, млн рублей

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. метров

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн пассажиро-км1

Оборот розничной торговли, млн рублей

Платные услуги населению, млн рублей

Доходы консолидированного бюджета, млн рублей*

Расходы консолидированного бюджета, млн рублей2

Профицит (+), дефицит (-) территориального бюджета, млн рублей2

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн рублей**

Инвестиции в основной капитал, млн рублей

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), в %

Внешнеторговый оборот (без учета экспорта и импорта услуг), млн долларов США

в том числе:

2.2. Место Камчатского края в экономике Российской Федерации

В отраслевой структуре региона, по оценке, за 2016 год ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: рыболовство и рыбоводство (17,5 %), государственное управление и обеспечение военной безопасности (13,4 %), обрабатывающие производства (10,7 %); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (8,2 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,9 %), добыча полезных ископаемых (7,5 %). В совокупности названные виды экономической деятельности произвели 65,2 % валового регионального продукта Камчатского края. Доминирующую позицию в экономике Камчатского края занимает рыболовство.

Прикамчатские воды Охотского, Берингова морей и Тихого океана относятся к наиболее продуктивным рыбопромышленным зонам Мирового океана, здесь обеспечивается естественное воспроизводство свыше 1,5 миллионов тонн биологических ресурсов морей.

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальневосточного Бассейна - более 38 %, России - более 25,0 %).

В объемах промышленного производства Российской Федерации доля Камчатского края незначительна, и составила в 2017 году 0,1 %, по Дальневосточному федеральному округу - 4,4 %.

В общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции в 2017 году доля Камчатского края составила 0,2 %. Доля Камчатского края в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции составляет: по картофелю - 0,1 %, по овощам - 0,1 %, по молоку - 0,1 %.

По объему оборота розничной торговли среди регионов Дальневосточного федерального округа в 2017 году Камчатский край занимал 6 место (53 971,0 млн рублей). Доля Камчатского края в общероссийском обороте розничной торговли составила 0,2 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2017 году в Камчатском крае составила 65 807,0 рублей, что соответствует 4 месту среди субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в Камчатском крае в среднем за 2017 год самая высокая по Российской Федерации - 19 438 рублей.

2.3. Биоресурсный комплекс

Биологические ресурсы - разновидность природных ресурсов, которые могут быть использованы человеком прямо или косвенно для потребления (животные, растительные, лесные, рыбные ресурсы).

Рыбная отрасль является основным звеном в хозяйственной структуре Камчатского края. На долю рыбохозяйственного комплекса в экономике региона приходится более 50 % объемов промышленного производства и около 90 % экспортного потенциала края. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, изучения, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов она включает в себя целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также институты производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетеснастное производство.

Морские границы Камчатского края охватывают пять рыбопромысловых районов: зона Западно-Беринговоморская; подзоны Карагинская и Петропавловско-Командорская Восточно-Камчатской зоны, подзоны Западно-Камчатская и Камчатско-Курильская зоны Охотского моря.

В промысловых районах, прилегающих к Камчатскому краю добываются 5 видов тихоокеанских лососей и более сорока видов морских объектов. Практически все реки на территории Камчатского края имеют рыбохозяйственное значение, обеспечивая нерестовый фонд тихоокеанских лососей и других видов рыб.

В настоящее время состояние запасов водных биологических ресурсов позволяет изымать в водах камчатских рек и прилегающих морей ежегодно без ущерба для естественного воспроизводства более 1,5 млн тонн водных биологических ресурсов. В том числе 1,2 млн тонн морских рыб, 150-250 тыс. тонн тихоокеанских лососей, 20 тыс. тонн беспозвоночных, включая 15 тыс. тонн краба, и около 30 тыс. тонн водорослей.

Рыбохозяйственная отрасль является градо- и поселкообразующей отраслью Камчатки, одним из основных источников занятости населения, источником пополнения краевого бюджета, а также играет важную роль в обеспечении населения края и других регионов страны экологически чистой и высококачественной рыбной продукцией.

В 2017 году Камчатский край, как и в предыдущие 10 лет, стал лидером по объемам добычи (вылова) водных биоресурсов среди регионов не только Дальнего Востока (его доля превысила 38 %), но и России в целом (доля - более 25 %). Вылов стал рекордным за весь постсоветский период осуществления промысла, в четвертый раз превысив «миллионную» отметку, и составил 1 203 тыс. тонн или 112,8 % к уровню 2016 года.

Возобновлен промысел дальневосточной сардины (иваси), ранее известной под брендом «сельдь иваси». Хотя объемы ее вылова пока незначительные, данный промысловый объект является весьма перспективным для рыбной отрасли региона.

На сегодняшний день в Камчатском крае функционируют свыше 500 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность, из которых около 200 осуществляют вылов водных биологических ресурсов.

Основой рыбной отрасли края является добывающий флот: это более 650 крупно-, средне- и малотоннажных рыбодобывающих судов.

Крупнейшими компаниями, ведущими хозяйственную деятельность на территории края и обладающими самыми большими добывающими и перерабатывающими судовыми мощностями, являются: ПАО «Океанрыбфлот», АО «Акрос», «РК им. В.И. Ленина», ООО «Витязь-Авто», ООО «Тымлатский рыбокомбинат», ООО «Поллукс», АО «Озерновский РКЗ № 55», ООО «Устькамчатрыба» и другие.

Неотъемлемой частью рыбохозяйственного комплекса Камчатского края являются береговые перерабатывающие предприятия. В крае построено и действует более 190 рыбоперерабатывающих заводов с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, из которых 17 осуществляют выпуск рыбных консервов. Суммарная суточная мощность заводов составляет более 15,1 тыс. тонн мороженой продукции, 1,4 млн условных банок консервов, емкости для хранения мороженой продукции составляют более 145 тыс. тонн. Перерабатывающие мощности в основном сконцентрированы в г. Петропавловске-камчатском, Усть-Большерецком, Соболевском и Карагинском районах края.

Часть произведенной рыбопродукции поставляется на экспорт в страны Дальнего Зарубежья. Основными потребителями камчатской рыбной продукции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Республика Корея, Китай, Япония. За рубеж в 2017 году камчатские производители поставили 309 тыс. тонн продукции из водных биоресурсов, что составляет 121 % к уровню 2016 года. Основными статьями экспорта являются рыба мороженая, мороженые ракообразные и моллюски.

Камчатский край поставляет пищевую рыбную продукцию и на внутренний рынок страны. Среди российских регионов-партнеров необходимо отметить г. Санкт-Петербург, г. Москва, Калининградскую, Мурманскую, Московскую, Ленинградскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Свердловскую области, Краснодарский, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края и др.

Заключены и успешно реализуются межрегиональные соглашения между Правительством края и Правительством Амурской области, администрацией Алтайского края, Правительством Сахалинской области, Правительством Хабаровского края, Правительством Москвы, Республикой Саха (Якутия) по организации поставок и доставки рыбопродукции в центральные регионы России.

В Камчатском крае получило свое развитие искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей на пяти лососевых рыбоводных заводах ФГБУ «Севвострыбвод». Тихоокеанские лососи являются ценнейшим восполняемым природным ресурсом и национальным достоянием России. Для Камчатки - это биологический ресурс, имеющий ключевое значение для сбалансированного функционирования природных экосистем и устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса, как основы стабильного социально-экономического положения региона.

Камчатка является лидером по стране и по объему инвестиций в рыбохозяйственный комплекс.

Во многом, повышению инвестиционной активности предприятий способствовала реализация мероприятий принятой в регионе отраслевой программы, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов.

Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края располагает хорошим научно-техническим потенциалом. В его составе функционируют научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (ФГУП «КамчатНИРО», ООО «Технологический центр «Интехкам» и Экспериментальный инженерно-технический центр), а также специальные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов и рабочих кадров (ФГБОУ ВПО «КамчатГТУ», КГАОУ СПО «Камчатский политехнический техникум», АО «Учебно-курсовой комбинат Камчатского края).

Животный мир Камчатского края разнообразен и насчитывает 45 видов наземных млекопитающих и порядка 224 видов птиц. Среди них 21 вид зверей и 39 видов птиц относятся к охотничьим видам, в отношении которых в установленном законом порядке может осуществляться охота. Наиболее ценными и значимыми в хозяйственном отношении видами являются бурый медведь, лось, снежный баран, соболь. Численность их в настоящее время достаточно стабильна, и насчитывает более 24 тыс. медведей, порядка 13 тыс. лосей, 14 тыс. снежных баранов и около 59 тыс. соболей.

23 вида наземных и морских млекопитающих и 60 видов птиц занесены в Красную Книгу Камчатки.

Основными лесообразующими породами Камчатского края являются: берёза каменная, береза белая, кедровый стланик, ольховый стланик, лиственница курильская (камчатская), ель аянская.

Лесной фонд занимает 95,3 % общей земельной площади Камчатского края, в том числе покрытые лесом 19,0 млн гектаров, непокрытые лесом - 26,2 млн га.

В 2017 году общий объем заготовки древесины на территории Камчатского края составил 151,57 тыс. м3 (48,66 тыс. м3 заготовлено арендаторами). Расчетная лесосека (допустимый ежегодный объем изъятия древесины по всем видам древесных пород) использована на 7,2 %.

2.4. Природно-ресурсный комплекс

Развитие минерально-сырьевой отрасли на территории края обусловлено наличием разведанных месторождений природного газа и конденсата, благородных, цветных и черных металлов, бурого и каменного угля, общераспространённых полезных ископаемых, используемых для производства строительных материалов.

В 2017 году на территории Камчатского края добычу драгоценных металлов (платина, золото коренное и рассыпное, попутное серебро) осуществляли предприятия: АО «Корякгеолдобыча», АО «Камголд», АО «Камчатское золото», ЗАО «Тревожное Зарево», АО «Аметистовое», ООО «Артель старателей «Вектор плюс», ООО «Артель старателей Камчатки», ООО «Пенжинская горная компания», ООО «Аурум».

За 2017 год в Камчатском крае добыто: серебра - 17,8 тонн (289,0 %), платины - 389 кг (104,8 % к уровню 2016 года), золота - 6 841 кг (106,5 % к уровню 2016 года), в том числе, коренного - 6 710 кг, россыпного - 131 кг. Увеличение объемов добычи золота и попутного серебра связано с наращиванием объемов производства горно-обогатительного комбината на Аметистовом золоторудном месторождении, а также введением в разработку месторождения рассыпного золота на р. Дымная.

Добыча и первичное обогащение цветных металлов (никель, медь, кобальт, ртуть, олово) в Камчатском крае производится на Шанучском медно-никелевом месторождении (ЗАО НПК «Геотехнология»), переработка обогащенной руды осуществляется за пределами региона.

Добыча газа осуществляется на Кшукском и Нижне-Квакчикском газоконденсатных месторождениях (АО «Газпром добыча Ноябрьск»). В настоящее время в регионе продолжаются мероприятия по газификации населенных пунктов и объектов энергетики.

Добыча угля в крае ведется только на Паланском месторождении в Тигильском муниципальном районе предприятием ООО «Палана-Уголь».

Подземные воды представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, широко распространенное на территории края. На запасах пароводяной смеси Мутновского и Паужетского месторождений работают геотермальные электростанции мощностью соответственно 62 МВт и 12 МВт, на геотермальное теплоснабжение переведены отдельные населённые пункты, ряд лечебных, оздоровительных и рекреационных учреждений, частных тепличных хозяйств. Термальная вода Паратунского и Малкинского месторождений используется в производственном цикле по воспроизводству лосося на одноименных лососевых рыбоводных заводах ФГУ «Дирекция ЛРЗ». На базе запасов Малкинского месторождения углекислых вод осуществляется бутилирование лечебно-столовых вод с попутным извлечением углекислого газа.

В настоящее время уровень эксплуатации большинства месторождений термоминеральных подземных вод не превышает 40,0 % от утвержденных запасов. Вместе с тем в целях ускоренного развития Камчатского края и реализации проекта территории опережающего развития «Камчатка» (ТОР «Камчатка») на базе запасов данных месторождений предполагается создание современных туристских зон «Паратунка» и «Зеленовские озерки».

Новым направлением в использовании питьевых подземных вод Камчатского края, отличающихся высоким качеством, является их бутилирование и вывоз за пределы региона. Камчатские предприниматели готовы развивать производство в объеме более 60 миллионов бутылок питьевой воды в год.

Камчатский край обеспечен практически всеми видами строительных материалов. На территории региона разведано 200 месторождений общераспространённых полезных ископаемых, в том числе 106 - месторождений торфа. В распределенном фонде недр числится 38 месторождений и используются при строительстве.

2.5. Топливно-энергетический комплекс

Энергетика имеет важное значение для экономики Камчатского края. Сегодня Камчатская энергосистема - это теплоэлектроцентраль с оборудованием высокого давления (Камчатские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2), линии электропередач, дизельные и газодизельные электростанции, работающие изолированно в отдалённых административных районах Камчатского края, три геотермальные электростанции, четыре малые гидроэлектростанции и ветроэлектростанции.

Камчатский край располагает значительным потенциалом возобновляемых (гидроэнергетика рек, морских приливов, тепло земли) и невозобновляемых источников энергии (бурый уголь, торф, газ).

В Камчатский край завозятся 100,0 % потребляемых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут топочный, мазут флотский) и большая часть (90,0 %) каменного угля.

В целом по энергосистеме Камчатского края на 01 января 2018 года структура топлива, потребленного электростанциями, котельными и бойлерными, следующая:

28 % - нефтепродукты;

43 % - возобновляемые источники энергии;

20 % - природный газ;

8 % - уголь;

1 % - прочее твердое топливо.

Энергосистема Камчатского края полностью покрывает потребность региона в электроэнергии.

Основной задачей развития энергетики края является переход на местные виды топлива и снижение тарифов. С этой целью в крае с 1995 года реализуется региональная «Программа перевода электро- и теплоснабжения Камчатской области на нетрадиционные возобновляемые источники энергии и местные виды топлива».

В рамках данной задачи введены в эксплуатацию две геотермальные электростанции на Мутновском месторождении парогидротерм, установленной мощностью 62 МВт, четыре гидроэлектростанции в Усть-Большерецком и Быстринском районах суммарной мощностью 46,9 МВт, ветровые электростанции в Алеутском и Усть-Камчатском районах мощностью 550 кВт и 900 кВт, магистральный газопровод Соболево - Петропавловск-Камчатский протяженностью 392 км, переведены на потребление газа Камчатские ТЭЦ - 1 и ТЭЦ - 2, котельная № 1 в г. Петропавловск-Камчатский.

Одним из важнейших направлений для Камчатского края является газификация региона.

С переводом Камчатских ТЭЦ на газ 56% электрической мощности в Камчатском крае производится на местном топливе (природный газ Нижне-Квакчикского месторождения).

Объем завозного топлива (мазута), расходуемого ранее на производство электрической и тепловой энергии Камчатскими ТЭЦ и замещенного газом, составляет в среднем порядка более 300 тыс. тонн в год, что в денежном выражении позволило снизить расходы бюджета Камчатского края на компенсацию разницы между установленными и экономически-обоснованными тарифами за весь период потребления газа порядка 16 млрд руб.

В крае успешно реализуется крупный инвестиционный проект «Обеспечение энергоснабжения изолированных территорий Камчатского края на основе возобновляемых источников энергии», инвестором которого выступает ПАО «РАО Энергетические системы Востока»/ПАО «Передвижная энергетика».

Целями реализации данного проекта являются:

Снижение затрат на привозное дизельное топливо за счет замещения выработки дизельных электростанций выработкой энергии ветроэнергетическими станциями (далее - ВЭС);

Снижение уровня тарифов на электроэнергию за счет экономии затрат на привозное дизельное топливо;

Повышение надежности электро- и теплоснабжения потребителей;

Улучшение экологической обстановки.

В настоящее время проект проходит демонстрационный этап, включающий в себя сбор данных по работе ВЭС.

В рамках соглашения между Правительством Камчатского края и ПАО «РАО Энергетические системы Востока» о взаимодействии в сфере развития возобновляемых источников энергии планируется строительство ветродизельных комплексов в населенных пунктах: Тиличики, Оссора, Палана, Манилы, Каменское, Пахачи и Усть-Хайрюзово, а также в других муниципальных образованиях (по согласованию сторон).

2.6. Туристско - рекреационные возможности

Камчатка - уникальный полуостров, который является одной из богатейших территорий на планете по рекреационным и природным ресурсам.

Ледники и вулканы, минеральные и термальные источники, легендарная Долина гейзеров и не тронутая цивилизацией в большинстве мест фауна и флора создали предпосылки к развитию туризма: экологического и экстремального, пешеходного и конного, горнолыжного и альпинизма, организации морских круизов, наблюдений за дикими животными в естественной среде обитания.

Интерес у российских и зарубежных путешественников на Камчатке вызывают чистейшие бурные реки и активная деятельность вулканов, горные вершины высотой более четырёх тысяч метров и воды прибрежных морей с богатой ихтиофауной.

Туристский продукт, предлагаемый представителями отрасли на Камчатке, очень разнообразен: от стационарного отдыха с насыщенной экскурсионной программой до эксклюзивных туров, включая вертолетные и морские путешествия по Камчатке.

В зимнем сезоне для туристов доступны экскурсионные и этнографические маршруты, круиз по Авачинской бухте, вертолётные и наземные путешествия к вулканам, купание в термальных источниках, поездки на снегоходах и собачьих упряжках, лыжные походы, катание на горных лыжах и сноубордах, хели-ски, зимняя рыбалка, катание на собачьих упряжках и последний вид туризма вызывает всё больший интерес - в крае открываются новые питомники. Экстремальная камчатская традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия-2018» вошла в Книгу рекордов России как самая протяженная гонка в мире. Правительством Камчатского края направлена заявка на включение гонки в Книгу рекордов Гиннеса.

В последние годы в Камчатском крае активно развивается инфраструктура туризма. В Петропавловске-Камчатском возводятся современные отели и аэропорт, в самых живописных местах полуострова - на реках, горячих источниках, в охотничьих угодьях - обустраиваются туристские базы-кемпинги, приюты, стоянки и стационарные лагеря. Правительством Камчатского края разработан порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере туризма. В рамках особых налоговых режимов (ТОР и Свободный порт Владивосток) инвесторы в настоящее время реализуют инвестиционные проекты в сфере туризма на сумму около 6 млрд рублей.

Камчатский край обладает рядом безусловных конкурентных преимуществ для развития туризма. Это близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, благоприятная экологическая обстановка, наличие всемирно известных памятников культурного и природного наследия ЮНЕСКО, разнообразие туристско-рекреационных ресурсов.

В последние годы растёт туристический поток, так в 2017 году Камчатский край посетило около 15 000 иностранных туристов, внутренний туристический поток российских туристов составил порядка 185 000 человек.

В 2018 году Правительство Камчатского края и один из крупнейших туроператоров страны - компания TUI Россия - заключили соглашение о взаимодействии в сфере развития въездного и внутреннего туризма. В рамках Соглашения туристы могут воспользоваться пакетными турами на Камчатку. Стоимость такого путешествия на полуостров без перелёта начинается от 64 000 рублей на двоих и включает размещение в отеле, страховку, трансфер, экскурсии и питание.

Развитию отрасли в ближайшие годы будет способствовать и упрощённый порядок въезда иностранных граждан по электронным визам через Морской порт Петропавловск-Камчатский и аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово).

В 2017 году туристический поток на Камчатку достиг 200 тысяч человек в год (в том числе более 10 тысяч иностранных туристов). Для сравнения: в 2014 году регион посетили около 60 тысяч.

Реализации туристских проектов и программ на территории полуострова, укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры, продвижению туристских возможностей Камчатского края на международном и внутреннем рынках способствуют камчатские туристический портал www.visitkamchatka.ru и Туристский информационный центр.

2.7. Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Камчатского края - обеспечивающая отрасль, направленная на удовлетворение потребностей населения края в сельскохозяйственной продукции высокого качества: продукцией растениеводства (картофель и овощи открытого грунта) в полном объеме, продукцией животноводства (молоко, яйцо, мясо) - частично.

Сельскохозяйственное производство Камчатского края функционирует в сложных природных и экономических условиях, обусловленных особенностями климата, географическим положением, удалённостью от других регионов России.

В сельской местности Камчатского края на начало 2018 года проживало 68,7 тыс. человек (21,8 % от общей численности населения Камчатского края).

В Камчатском крае производством сельскохозяйственной продукции занимаются 67 сельскохозяйственных организаций различных форм хозяйствования, 328 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателя. В регионе осуществляют хозяйственную деятельность 9 оленеводческих предприятий различных организационно-правовых форм собственности.

Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями (сельхозорганизациями, хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами) за 2017 год составил 7 708,0 млн рублей, что в сопоставимой оценке составляет 102,5 % к уровню 2016 года.

Животноводство Камчатского края представлено молочным скотоводством, свиноводством, яичным птицеводством и оленеводством - традиционной отраслью природопользования коренных малочисленных народов края. Приоритетная цель в области животноводства - обеспечение детских учреждений и учреждений социальной сферы диетической продукцией местного производства.

На начало 2018 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозтоваропроизводителей составило 10,2 тыс. голов (из них коров - 4,6 тыс. голов), свиней - 19,5 тыс., овец и коз - 3,0 тыс. голов, поголовье северных оленей составляет 47,1 тыс. голов.

В 2017 году производство молока составило 20,5 тыс. тонн (111,1 % к 2016 году), яиц - 53,5 млн штук (99,4 % к 2016 году), мяса - 6,9 тыс. тонн (130,6 к 2016 году).

Растениеводство Камчатского края - основной блок сельскохозяйственного производства, его продукция обеспечивает кормовую базу для животноводства.

В 2017 году валовый сбор продукции растениеводства составил: картофеля - 46,2 тыс. тонн, овощей - 17,4 тыс. тонн, зерна - 0,2 тыс. тонн.

Для увеличения объемов производства овощей закрытого грунта ведется работа по реализации инвестиционных проектов, направленных на круглогодичное обеспечение население Камчатского края свежими зелеными и овощными культурами:

- «Организация тепличного комплекса для выращивания огурцов и томатов в п. Вулканный Елизовского муниципального района». Инициатор проекта ООО «АгроДар»;

- «Тепличный комплекс Зеленая Ферма». Инициатор проекта ООО «Зеленая ферма». Планируемый тепличный комплекс будет располагаться на территории агропромышленного парка «Зеленовские озерки» в рамках территории опережающего развития «Камчатка».

За последние три года наблюдается устойчивая тенденция роста объема производства комбикормов, что является следствием роста основных отраслей-потребителей - свиноводства, молочного животноводства и птицеводства. По итогам 2017 года АО «Камчатская мельница» произведено 23,8 тыс. тонн комбикормов, что составило 130,9 % к 2016 году.

Отмечается рост объемов производства пищевой и перерабатывающей промышленности. Индекс производства пищевой и перерабатывающей промышленности за 2017 год составил 114,6 %.

Увеличилось производство цельномолочной продукции на 4,5 %, напитков - на 19,1%, кормов для животных - на 33,2%, хлебобулочных изделий - на 2,7 %.

В 2017 году ООО «Агротек» завершил строительство корпуса № 1 (содержание свиней). Продолжается строительство вспомогательных зданий и корпуса № 2.

В ООО «Возрождение развития оленеводства» в цех переработки мяса северного оленя приобретена линия глубокой переработки мяса и мясопродуктов производительностью 10 тыс. банок в смену.

Завершена реконструкция дополнительных производственных помещений на 400 голов коров в СХА «Апачинская», где установлено новое оборудование для доения и привязного содержания скота. Получено положительное заключение по проектной документации «Строительство нового высокотехнологического животноводческого комплекса на 1199 голов».

Введены в эксплуатацию: цех по переработке мяса и выпуску готовых мясных изделий ООО «Свинокомплекс Камчатский», убойные цеха в п. Раздольный Елизовского района и с. Крутоберегово Усть-Камчатского района; два птичника для содержания 40 тыс. голов бройлеров ООО «Камчатпищепром».

В 2017 году завершен первый этап модернизации единственного в регионе комбикормового завода АО «Камчатская мельница». С запуском нового объекта предприятие намерено увеличить объемы производства, обеспечив все сельхозпредприятия Камчатского края бесперебойным снабжением комбикормами высокого качества.

В 2017 году выдано 25 свидетельств на строительство (приобретение) жилья, в том числе 13 свидетельств выдано молодым семьям и молодым специалистам.

Продолжается инженерное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности Камчатского края. В 2017 году введен в эксплуатацию 40-квартирный дом (с. Мильково), завершено строительство 12-квартирного дома (с. Никольское Алеутского муниципального района).

2.8. Строительство

В Камчатском крае на начало 2018 года зарегистрировано 1 136 строительных организаций различных форм собственности. В 2017 году индекс физического объема строительства составил 97,9 %, объем выполненных работ - 22,75 млрд рублей.

Производственные мощности проектных, строительных и изыскательских организаций объективно сконцентрированы в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском городском поселении. В 2017 году в Камчатском крае построено 197 жилых домов (828 квартир). Площадь введенного жилья составила 66,7 тыс. кв. метров.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Камчатском крае» Государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014-2018 годы» в 2017 году свои жилищные условия улучшили 47 семей. Ими приобретено 2, 480 тыс. метров жилья на сумму финансовой поддержки 29,8 млн рублей, в том числе 2 многодетных семей улучшили жилищные условия на сумму финансовой поддержки 2,4 млн рублей.

В рамках государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014-2018 годы» в 2017 году в г. Петропавловск-Камчатский построено и введено в эксплуатацию 2 жилых дома на 60 квартир общей площадью 3,2 тыс. кв. метров.

Всего за 2017 год 614 камчатских граждан переселено из аварийного жилого фонда (из 312 квартир).

2.9. Транспортная инфраструктура

В Камчатском крае транспортная инфраструктура представлена водным, воздушным и автомобильным видами транспорта. Расстояние до ближайших крупных морских портов и аэропортов составляет соответственно 2 500 км (Владивосток) и 1 700 км (Хабаровск).

Морским транспортом осуществляется перевозка всех видов продовольствия, материально-технического снабжения, топлива.

Авиационный транспорт обеспечивает пассажирские и грузовые межмуниципальные и межрегиональные перевозки.

Автомобильный транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров в Петропавловске-Камчатском, Вилючинском городских округах, обеспечивает межмуниципальные перевозки в Быстринском, Елизовском, Мильковском, Тигильском, Усть-Большерецком и Усть-Камчатском муниципальных районах, в городском округе «п. Палана».

Железнодорожное сообщение на территории края отсутствует.

Морской транспорт

Предприятия морского транспорта являются важнейшим звеном транспортного комплекса Камчатского края. Завоз основной массы грузов на территорию края осуществляется из морских портов Приморского края через морской порт, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском. Морской порт Петропавловск - Камчатский обеспечивает переработку не только каботажных грузов и экспортно-импортных грузов. В границы морского порта Петропавловск-Камчатский входят терминалы, расположенные в портовых пунктах на побережье полуострова Камчатка. Предприятия морского транспорта, расположенные в границах порта Петропавловск-Камчатский перерабатывают более 2,5 млн тонн грузов в год, в том числе около 300 тысяч тонн рыбопродукции, более 350 тысяч тонн экспортно-импортных грузов.

Ведущее положение среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортной обработке грузов в регионе занимает ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Основными международными направлениями морских сообщений являются: Республика Корея, Япония, Китай, США, Канада.

Наиболее крупной судоходной компанией в Камчатском крае является ООО «Камчатское морское пароходство», имеющей в своем составе 5 морских судов.

С 2014 года возобновлены пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном сообщении на грузопассажирском судне «Василий Завойко».

В целях развития водного транспорта в регионе на 2018 год запланирована поставка двух грузопассажирских барж, которые будут задействованы для работы в режиме паромной переправы и рейдовой разгрузки на необорудованный берег, каждое судно предназначено для перевозки до 25 пассажиров или 40 тонн грузов. Кроме того для развития пассажирских перевозок водным транспортом в муниципальных районах в 2018 году запланирована поставка трёх судов на воздушной подушке, два из которых могут перевозить до 26 пассажиров (Нептун-23) и одно судно на 12 пассажиров (Нептун-15).

В 2017 году введен в эксплуатацию Морской вокзал в морском порту Петропавловск-Камчатский. Новое здание морского вокзала рассчитано на одновременное обслуживание 200 пассажиров, оборудовано зоной таможенного контроля и пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Приоритетными проектами в сфере морского транспорта являются реконструкция причалов в морском порту Петропавловск-Камчатский, морского пункта пропуска в г. Петропавловск-Камчатский и сезонных пунктов пропуска в портопунктах, обновление флота региона, развитие морских грузопассажирских линий по побережью полуострова Камчатка, а так же морских пассажирских перевозок между морскими портами Дальневосточного федерального округа.

Основными задачами проектов является стимулирование внутреннего и внешнего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, создание современного грузопассажирского флота, совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры региона.

Авиационный транспорт

Авиационный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связанности районов Камчатского края.

Авиатранспортная система Камчатского края состоит из аэропорта федерального значения «Петропавловск-Камчатский» и сети аэропортов местных воздушных линий, расположенных в населенных пунктах Камчатского края.

Аэропорт «Петропавловск-Камчатский» - единственный на Камчатке, способный принимать все типы воздушных судов и обеспечивает функционирование регулярных авиапассажирских и грузовых перевозок всех видов: международных, межрегиональных и местных.

На территории Камчатского края в государственном реестре зарегистрированы 12 аэродромов местных воздушных линий (МВЛ), 4 вертодрома, 8 посадочных площадок.

В настоящее время на территории Камчатского края основными перевозчиками пассажиров и грузов являются два основных предприятия: АО «Камчатское авиационное предприятие», ООО АК «ВИТЯЗЬ-АЭРО».

Управление воздушным движением и радиотехническое обеспечение полетов в воздушном пространстве Камчатского края осуществляет ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация».

На межмуниципальных маршрутах края эксплуатируются 6 типов воздушных судов (далее - ВС), из них 4 типа самолетов (Як-40, Л-410, Ан-28, Ан-26) и 2 типа вертолетов (Ми-8, Ми-2). Общий парк ВС насчитывает 37 единиц. Самолетный парк составляет 14 единиц, вертолетный - 31 единицу.

Сеть аэропортов местных воздушных линий обслуживается федеральным казенным предприятием «Аэропорты Камчатки». В рамках модернизации сети аэропортов на территории Камчатского края в завершено строительство взлётно-посадочной полосы в аэропорту «Палана». Ведутся работы по строительству аэропорта Оссора, с реконструкцией взлётно-посадочной полосы.

В целях развития аэропортовой сети Камчатского края, в соответствии с Перечнем поручений Президента от 26.07.20017 № Пр-1449, а также решением Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 28.11.2017 № 1 проведена работа по включению в Государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» мероприятий по строительству (реконструкции) аэропортов: Никольское, Тигиль, Усть-Хайрюзово, Усть-Камчатск, Соболево, Мильково, Пахачи, Озерная, Тиличики.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров, безопасности и доступности пассажирских перевозок авиационным транспортом запланировано строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово). Для реализации данного проекта в 2017 году подписано инвестиционное соглашение с АО «УК «Аэропорты Регионов», в рамках которого предусмотрено строительство нового пассажирского терминала, расширение перрона, строительство иных объектов аэропортового комплекса.

Аэропортовый комплекс в Петропавловске-Камчатском будет включать в себя терминал, гостиницу, бизнес-центр и торговые площадки. Это будет сделано в рамках единой архитектурной концепции и займет площадь примерно 35 тысяч квадратных метров. Завершить строительство планируется к 2021 году.

Автомобильный транспорт

В Камчатском крае перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на 37 городских, 13 пригородных и 6 междугородних маршрутах. В 2017 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 50,6 тыс. пассажиров по сравнению с 2016 годом количество перевезенных пассажиров снизилось на 6,1%.

Сформировавшаяся сеть автомобильных дорог в Камчатском крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Камчатского края (включая данные муниципальных образований) составляет 3 060,78 км, из них:

Федерального значения - 38 км;

Регионального значения - 1 843,71 км;

Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть местного значения -
1 179,07 км.

Согласно статистической отчетности суммарная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2 033 километра.

В целях реализации единой транспортной стратегии Камчатского края в 2017 году в рамках государственной программы Камчатского края «Развитие транспортной системы в Камчатском крае» Подпрограммы 1 «Развитие дорожного хозяйства» реализованы следующие мероприятия:

Строительство мостового перехода через р. Кирганик на 16 км автомобильной дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск. Мощность 2,2 км/128,9 п. м.;

Строительство линии наружного освещения на автомобильной дороге Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 12 - км 24;

Реконструкция автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково на участке км 231 - км 249. Мощность 18,01 км, 4 мостовых перехода;

Реконструкция моста через р. Половинка в Елизовском городском поселении (первый этап).

В течение 2017 года завершены работы на объектах ТОР «Камчатка»:

Строительство автомобильной дороги «Подъезд к агропарку» площадка № 3 «Зеленовские озерки». Мощность объекта 1,0 км с устройством тротуаров;

Строительство автомобильной дороги «Подъезд к б/о «Зеленовские озерки» площадка № 3 «Зеленовские озерки». Мощность объекта 1,54 км, с устройством тротуаров;

Строительство линии наружного освещения автомобильной дороги «Подъезд к б/о «Зеленовские озерки» площадка № 3 «Зеленовские озерки». Мощность объекта 1,54 км.

Выполнена реконструкция следующих 3-х участков автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский - Мильково: км 171 - км 181; км 220 - км 230; км 208 - км 219. Окончание работ на данных участках будет завершено в 2018 году.

Продолжено строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана со стороны п. Анавгай на участке км 0 - км 16, окончание строительства планируется завершить в 2018 году при наличии федерального финансирования.

Выполняются программы ремонта автомобильных дорог, а именно:

Капитальный ремонт автомобильной дороги Елизово - Паратунка на участке км 13+000 - км 13+700 (площадка пункта весового контроля), протяженностью 0,42 км.;

Ремонт 12 участков автомобильной дороги с переходным типом покрытия Мильково - Ключи - Усть-Камчатск общей протяжённостью 34 км;

Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог Петропавловск-Камчатский - Мильково и Елизово - Паратунка протяженностью 4,5 км.

При проведении работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения выполнено устройство защитного слоя асфальтобетонного покрытия протяженностью 5,5 км.

Всего в 2017 году отремонтировано 44,87 км автомобильных дорог регионального значения.

Продолжалась работа по благоустройству населенных пунктов.

Общая площадь отремонтированных дорог составила 292,3 тыс. кв.м.

Общая площадь отремонтированных проездов к придомовым территориям составила 72,0 тыс. кв.м.

* Без внутреннего оборота;

** По данным бухгалтерской отчетности.

*** Данные отсутствуют в связи с тем, что с 1 января 2017 года осуществлен переход на применение в статистической практике новых версий ОКВЭД2 и ОКПД2

2.2 Проблемы развития Камчатского края

Исторически сложившаяся моноструктурная экономическая специализация. Доля объема продукции рыбной отрасли в объеме промышленного производства Камчатского края наиболее высокая среди регионов Дальневосточного федерального округа и в Российской Федерации. На долю рыбной промышленности приходится до 60 процентов объема промышленного производства. Камчатские рыбаки осваивают до 20 процентов общей добычи рыбы и морепродуктов по России и более 30 процентов вылова по Дальневосточному региону. Диверсификация экономики края требует комплексных проработок, инвестиций и времени.

Наличие неэффективной энергетики. Выбранная с момента создания отрасли технология основана на использовании исключительно привозного топлива (котельный мазут, дизельное топливо и частично угли). В результате, под воздействием региональных удорожающих факторов (высокие транспортные расходы), на Камчатке сложились самые высокие тарифы на электрическую и тепловую энергию, делающие продукцию территории неконкурентоспособной. Непомерно высокие тарифы на энергоресурсы и транспортные тарифы препятствуют развитию альтернативных рыбной промышленности отраслей экономики, равно как и развитию береговых рыбообрабатывающих предприятий, осложняют эффективное и комплексное использование ресурсного потенциала полуострова.

Незначительная плотностью расселения населения края и транспортная неосвоенность территории. Территория малообжитая, плотность населения составляет 0,7 чел./км 2 , что в 12 раз ниже, чем в целом по России. Население размещено по территории области крайне неравномерно – от 0,02 человека на 1 кв. километр в Пенжинском районе до 487 человек – в краевом центре. В Петропавловско-Елизовской агломерации проживает 86% населения региона, в районах края расселение носит очаговый характер и сосредоточено в основном в устьях нерестовых рек. Плотность автомобильных дорог незначительна и составляет 0,46 км на 100 км 2 . Город Петропавловск-Камчатский связан асфальтированной дорогой с центром Елизовского района (г. Елизово) и с г. Вилючинск. С остальными районными центрами (с. Усть – Большерецк, с. Мильково, с. Эссо), а также с населенными пунктами, находящимися вдоль этих трасс, имеются грунтовые дороги. С п. Лазо и п. Таежный Мильковского района в летнее время транспортное сообщение осуществляется посредством паромной переправы через р. Камчатка, в зимнее время – по зимнику. Отсутствует автомобильное сообщение между областным центром и р. п. Озерновский и с. Запорожье, с Никольское, с. Соболево, населенными пунктами Соболевского района и Корякского автономного округа.

Наличие сложных экстремальных природных факторов, усложняющих развитие и размещение производительных сил и жизнеобеспечения населения. Климат полуострова более суровый, чем климат областей европейской части России, находящихся в тех же широтах. Для полуострова характерно проявление таких природных явлений как изобилие океанических тайфунов, большое количество осадков, извержения вулканов, высокая сейсмичность, цунами, что негативно влияет на климат и условия проживания населения. На горных склонах обычны снежные лавины, оползни.

В транспортном отношении край является, по сути, островным регионом, не имеющим сухопутных связей с метрополией, что вызывает отдаленность от промышленно развитых районов России и ограниченную транспортную доступность. Чрезвычайная удаленность региона от наиболее развитых частей государства – слабое звено в его геополитическом положении. Ситуация еще более усугубляется соседством мощных государств (Китай, США, Япония, Республика Корея), находящихся в непосредственной близости от региона и являющихся основными торговыми партнерами. Это убедительно показывает, что Камчатка во внутренней политике России должна занимать особое место, необходимо укреплять ее экономические позиции, создавать условия для расширения ее связей с другими регионами Российского государства. Рост транспортных и энергетических тарифов неуклонно приведет ко все большему экономическому отрыву Камчатки от западных районов России.

Наличие неэкономического сектора общегосударственного значения, значительного по объему, но недостаточно финансируемого государством, вследствие чего оказывающего непосильное давление на экономику края.

Система собственности на природные ресурсы исключительной экономической зоны и шельфа, отторгающая прибрежные регионы от управления пользованием жизненно безальтернативными для Камчатской экономики водными биологическими ресурсами в прикамчатских морских акваториях.

Сложившаяся система налоговых, таможенных, других правовых и экономических механизмов, выталкивающих обслуживание рыбохозяйственного и транспортного флота из Камчатского края в другие страны.

Значительный миграционный отток трудоспособного населения, связанный с утратой преимуществ северных регионов в уровне реальных доходов, снабжении продовольственными и промышленными товарами, что вызывает более резкое, чем в целом по Российской Федерации, старение населения края.


Часть ресурсов, которые обеспечивают не только сам район, но и остальную часть России. Крупные запасы природных богатств и благоприятные условия их эксплуатации обуславливают высокую эффективность их вовлечения в хозяйственный оборот. 2. Водные ресурсы и проблемы их рационального использования Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 80% приходится на Сибирь и...



Условиях окружающей среды привело к образованию подвидов у ряда животных. Это самый крупный подвид бурого медведя, соболь с наиболее пышным и красивым мехом. Камчатская область относится к Дальневосточному экономическому району, который протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного океана и имеет самую большую береговую линию. В хозяйственно- ...

Промышленным категориям полезных ископаемых относятся изученные и разведанные запасы, подготовленные к эксплуатации. В качестве суммарной величины, отражающей размер природно-ресурсного богатства территории и используют понятие "природно-ресурсный потенциал". Он имеет достаточно условную стоимостную оценку, отражающую сумму стоимостных показателей для каждого вида ресурсов (рассчитывается, исходя...

В охране государственных, в том числе морских, границ. Свободный выход в Тихий океан, особенности геополитического положения, обширность и разнообразие территории делают географическое положение Приморского края выгодным. РЕЛЬЕФ, ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ Территория Приморья на три четверти занята горами Сихотэ-Алинской и Восточно-Маньчжурской горных областей. Остальная часть территории...