Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Занятости населения индонезии в промышленности. Горнодобывающая промышленность индонезии и место в ней никелевой отрасли. Экономика индонезии

Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.

К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.

В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.

В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.

Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.

Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.

Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.

В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.

Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.

В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.

Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)

Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.

Промышленность Индонезии

Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.

Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.

Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.

На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.

Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.

В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.

Сельское хозяйство Индонезии

Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.

Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.

Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.

Транспорт Индонезии

Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.

Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.

Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.

Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.

Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,

Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.

Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.

Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.

Сырая нефть и природный газ являются самыми важными природными ресурсами для экономики Индонезии, и они уже долгое время являются одними из крупнейших экспортируемых товаров, но их добыча уменьшилась, а внутреннее потребление выросло, начиная с 1990-х годов. Сельское хозяйство Индонезии составляет 13% от ВВП, и в нем занято около 40% рабочей силы страны. Индонезия является одним из крупнейших мировых производителей резины, другие плантационные и важные для экономики Индонезии культуры включают какао, кофе, пальмовое масло, кокосы, сахарный тростник, чай, табак, хину, гвоздику, сизаль, и специи. Основным урожаем является рис; также выращивается маниок, кукуруза, ямс, соевые бобы, арахис, и фрукты. На некоторых островах Индонезии разводят лошадей и скот. В близлежащих водах островов Индонезии в больших количествах водится рыба.

По природно-ресурсному потенциалу Индонезия является одной из самых богатейших стран мира. На ее территории есть большие лесные угодья; обширные дождевые леса, в которых растут гигантские деревья (одни из самых высоких в мире), покрывают горные склоны, и в стране производится срубка тика, сандалового дерева, железного дерева, камфора, и эбенового дерева. На территории Индонезии в изобилии растут пальмы, ротанг, и бамбук, и производится большое количество разнообразной лесопродукции. Индонезия является одним из крупнейших экспортеров древесины.

В Индонезии добываются олово, никель, бокситы, медь, марганец, железо и серебро, а также в стране много залежей соли, расположенных в неглубоких прибрежных лагунах. Будучи в первую очередь экспортером сырья, Индонезия начала быструю индустриализацию и развитие промышленности в 1990-х годах. Промышленный сектор, важный для экономики Индонезии, включает производство текстиля и одежды, строительных материалов, химических удобрений, резиновых шин, и электрических и электронных товаров; также в стране развита обработка пищи, минералов, и дерева. Государство также развивает туризм, который становится все более важным для экономики Индонезии, и одним из популярнейших туристических направлений является остров Бали.

В последние годы Индонезия привлекла значительные иностранные инвестиции, но в стране широко распространена коррупция. Экономика Индонезии была сильно задета азиатским финансовым кризисов 1997-1998 годов, и до сих пор страна испытывает высокую инфляцию, и в стране высокий уровень безработицы, хотя в 2000 году началось восстановление экономики Индонезии. Основные эскортируемыми товарами являются природный газ и нефть, бытовая техника, текстиль, дерево и изделия из дерева, и резина. Импортируемые товары включают технику и оборудование, химикаты, топливо, и продукты питания. Основными торговыми партнерами Индонезии являются Япония, Сингапур, Соединенные Штаты, Китай, и Южная Корея.


В Индонезии сосуществуют ислам, христианство (протестантизм и католицизм), буддизм, индуизм, анимизм, конфуцианство, охватывающие различные языковые и социальные группы населения. Подавляющее большинство индонезийцев (почти 90%) являются мусульманами. Хотя в некоторых частях Индонезии (на Суматре, на западе Явы и юго-востоке Калимантана) мусульмане строго соблюдают каноны ислама, в остальных местах эта религия находится, как правило, под сильным влиянием буддизма и анимистических верований. Почти все без исключения жители о.Бали исповедуют индуизм, подвергшийся влиянию буддизма, в то время как большинство китайцев остаются приверженцами буддизма и конфуцианства. Во внутренних районах островов широко распространен анимизм – вера в то, что мир наполнен всевозможными духами, скрывающимися в вулканах, ветре, реках, деревьях, скалах, могилах, кинжалах, гонгах, барабанах и т.д.

Христиане разбросаны по всей стране, но сосредоточены преимущественно в провинциях Северная Суматра, Северный Сулавеси, Восточная Нуса-Тенгара, Центральная Ява, Ириан-Джая, а также в столичном округе. ,,

2.3 Демографическая ситуация.

Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала 19 в. По данным переписей, в 1930 в стране проживало 60,6 млн. человек, в 1961 – 97 млн., в 1971 – 119,2 млн., в 1980 – 147,5 млн. человек и в 1990 – 179,3 млн. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. Согласно оценке на 2004, в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США.

Увеличение численности населения происходит за счет естественного прироста, характеризуемого высокой рождаемостью и постепенно снижающейся смертностью. Ежегодные темпы прироста в 1963–1970 оценивались в 0,28% в год, в 1970–1980 – 0,23% , в 1985 – 0,29% , но благодаря успешному осуществлению программы планирования семьи в 1990–1995 снизились до 0,17% . Сейчас прирост населения равен 0,15% . Рождаемость (2008) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни 65года. При сохранении нынешних темпов роста ожидаемая численность населения в 2025 должна достигнуть 287 млн. человек.

В отличие от других мусульманских стран в Индонезии примерно равное число мужчин и женщин. Возрастная структура населения- лица до 14 лет 0,3% , с 15 до 64 лет – 0,65% , старше 65 лет – 4,9% .

2.4 Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы.

Урбанизация и миграция в Индонезии, как и в большинстве развивающихся стран, наблюдается тенденция к ускоренному оттоку населения из деревень. За последние годы суммарная численность населения крупнейших городов увеличилась в 10 раз. Этот процесс особенно выражен на Яве. Согласно оценке, в Джакарте проживает около 11 млн. человек, в Сурабае – 4,5 млн., Бандунге – свыше 3,5 млн., в Семаранге – 2,6 млн. человек. В когорту ведущих центров урбанизации на Суматре входят Медан (на севере), Палембанг (самый большой город на острове) и Паданг (главный порт на западном побережье). На Сулавеси наибольшее значение имеет Уджунгпанданг (бывший Макасар), а на Калимантане – Банджармасин.

Начиная с 1980 экономически активное население возросло на 45 млн. человек. Контингент самодеятельного населения ежегодно пополняется приблизительно на 2,5–3 млн. за счет притока молодежи. Только часть их трудоустраивается в больших городах на предприятиях и стройках. Большинство индонезийцев, которые не сумели найти себе место в рамках формального сектора, ищут работу в неформальных структурах, характерных для центров урбанизации.

По оценкам на 2009, экономически активное население Индонезии составляет 105,7 млн. человек, из них 41,2% – женщины. Крупные государственные инвестиции в развитие народного образования отозвались подъемом уровня грамотности взрослого населения с 47% до 89%. Однако в процессе индустриализации был обнаружен недостаток квалифицированных рабочих кадров. Полностью занятых в производстве – около 60 млн. человек. По официальным данным, уровень безработицы снизился с 10,6% в 2006 до 8,7% в 2009, при этом в середине 1990-х безработица была особенно высокой среди лиц с высшим образованием. Число лиц за чертой бедности 27%. Несмотря на отлив рабочей силы из сельского хозяйства в другие отрасли, большая часть населения (44%) занята в аграрном хозяйстве; в сфере услуг работает 38%, в промышленности – 17%.

В горнодобывающей промышленности занято менее одного процента всей рабочей силы, но она вносит более 10% ВВП и дает более 2/3 экспортного дохода. Основные минеральные ресурсы Индонезии – нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. , ,

3 Хозяйство

3.1 Место страны на экономической карте мира.

Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн. тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд. т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.

В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд. долларов.

По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).

Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.

3.2 Промышленность и сельское хозяйство.

Обрабатывающая промышленность. В конце 1960-х – начале 1970-х годов активно наращивался выпуск потребительских товаров. Приток нефтедолларов в 1974–1981 позволил правительству сосредоточиться на стимулировании ряда отраслей тяжелой промышленности, например автомобилестроения, черной металлургии и производства цемента. Частный сектор отдает предпочтение капиталовложениям в трудоемкие отрасли: текстильную, швейную, обувную, а также в мебельные, целлюлозно-бумажные и т.п. предприятия, опирающиеся на отечественную сырьевую базу.

В отраслях тяжелой индустрии, связанных с использованием нерудных полезных ископаемых и химического сырья, оказались три направления хозяйственной активности: переработка нефти, производство минеральных удобрений и цемента. В черной и цветной металлургии ведущее положение заняли два крупных комплекса – сталеплавильный комбинат в Чилегоне и алюминиевый завод в Асахане. В середине 1990-х годов был введен в эксплуатацию первый в стране нефтехимический комплекс, размещенный близ Чилегона, и началось сооружение второго комплекса в Тубане. В 1990-х годах быстро увеличивалось производство цемента, что диктовалось растущими потребностями строительной отрасли. Действует несколько заводов по производству автопокрышек из местного каучука. Несмотря на межотраслевые сдвиги, почти половина стоимости продукции обрабатывающей промышленности Индонезии в 1990-х годах приходилась на пищевкусовую отрасль (продовольствие, напитки, табачные изделия).

Сельское хозяйство – основная отрасль индонезийской экономики. Для возделывания в стране пригодно менее 25% всей площади. На острова Ява, Мадура и Бали, суммарно занимающие лишь 7% территории Индонезии, приходится около 40% обрабатываемых земель. Для внутреннего потребления выращивают прежде всего рис, маниок и кукурузу, а на экспорт идут в первую очередь пальмовое масло, каучук, кофе, какао и чай. Кроме того, в крупных размерах на внешние рынки поставляются также сахар, пряности и лес. В Индонезии выращивают сою, арахис, просо, саговую пальму, батат, табак и многочисленные фрукты (около 300 сортов бананов, ананасы, манго, папайю, дуриан и другие местные виды). Правительство потратило немалые средства на стимулирование сельскохозяйственного производства страны, уделив особое внимание развитию орошения, созданию инфраструктуры и распространению среди крестьян новых сортов культурных растений.

Уже в конце 1960-х годов Индонезия превратилась в одного из ведущих мировых экспортеров древесины. Концессии предоставлялись дружески настроенным к власти бизнесменам и охватили миллионы гектаров на Суматре, Калимантане, Молуккских о-вах и в Ириан-Джая. В 1979 правительство запретило продажу за границу круглого леса, была одобрена линия на строительство предприятий по производству пиломатериалов. В 1990-х годах в стране насчитывалось свыше 200 предприятий по выпуску фанеры. Их мощности превысили размеры ежегодного прироста древесных ресурсов, и из-за отсутствия действенного государственного надзора частные компании свели миллионы гектаров лесов, особенно на Суматре, Калимантане и в Ириан-Джая. ,

3.3 Инфраструктура.

На архипелаге отлично развита туристская инфраструктура. Центрами туризма считается острова Бинтан, Ломбок, Бали и его районы Джимбаран, Нуса-Дуа, Убуд. Именно здесь расположились лучшие курорты и отели. Для туристов, предпочитающих пляжный отдых Индонезия станет идеальным выбором. Поскольку пляжи здесь действительно потрясающие. Они притягивают чистейшим мелким песком, шумом волн и окружающей буйной тропической растительностью. Ну и конечно, великолепный сервис, истинное восточное гостеприимство – вот, что является девизом индонезийских курортов.

Связь между островами осуществляются с помощью лодок и катеров, а так же авиаперевозчиками компаний Garuda, Mandala, Merpati и другие. На островах один из наиболее дешевых способов перемещения – автобус и железнодорожное сообщение, повсеместно есть возможность арендовать автомобиль, мотоцикл и велосипед

Страна отличается относительно низким уровнем цен, в сувенирных магазинах можно недорого приобрести качественные и разнообразные поделки из камня, дерева, серебра, батика, ювелирные, кожаные и текстильные изделия, а так же плетенные изделия.

3.4 Место туризма в экономике страны.

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 Индонезию посетило 5,1 млн. туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в Индонезию, и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд. долл. Индонезия упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В настоящее время ндонезийцы стараются поддерживать уровень экономики страны, ведь доходы от туризма составляют весомую статью доходов государственной казны. Не смотря на то, что индустрия туризма здесь довольно активно развивается в последнее десятилетие, все же Индонезия по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. А ведь в Индонезии есть почти все, что может заинтересовать путешественника с другой страны: прекрасные пляжи, нетронутые человеком леса, заповедники, красивейшие водопады, чистейшие озера, бурные реки, идеально подходящие для любителей каякинга (сплав по реке на лодке), горы, коралловые рифы, экзотическая индонезийская кухня, приветливый народ и, наконец, низкие цены.

Наиболее развита индустрия туризма на острове Бали, который активно стал посещаться и нашими соотечественниками. Другие туристские центры - Ява, Ломбок, Мадура и, пожалуй, все. Другие места и острова совсем не используются в развитии такой выгодной отрасли, как туризм. Наиболее посещают эту республику люди из таких стран: Япония, Китай, Сингапур, Малайзия, Австралия, США, Южная Корея, Англия и Германия. В последнее время увеличился поток туристов из России и Украины. Наибольшее количество туров наши турфирмы предлагают на Бали. В большом отставании Ява и Мадура. Русские в Индонезии встречаются не так уж и часто и в основном только на Бали и в Джакарте.

3.5 Перспективы развития туризма в Индонезии.

Правительство страны стремится развивать туристскую инфраструктуру острова, привлекая новые категории туристов. В 2007-2008 годах на строительство современного порта на острове было потрачено больше 3 млн. дол. Кроме того власти планируют построить новый международный аэропорт в провинции Джембрана на западе Бали. В марте 2010 года министерством туризма Индонезии представило план развития туристической отрасли на период с 2010 по 2014 годы.

В 2010 году непосредственно на остров Бали планируется привлечь не меньше 2,1 млн. туристов. Директор по маркетингу туристического представительства страны отмечает, что Индонезия в состоянии принимать 10 млн. туристов. В 2011 году планируется принять – 7,1 млн., в 2012м – 7,5 млн., в 2013м – 8 млн., в 2014м – 8,5 млн. человек.

Правительство Индонезии приняло ряд шагов для стимулирования турпотока из России. В апреле 2010 года Республика Индонезия открыла туристический офис в Москве. Власти рассчитывают, что это поможет увеличить количество российских туристов на 30%. В 2010 году индонезийское правительство разработало 8 типов туристских продуктов в надежде увеличить численность туристов из России до 85 тыс. человек. , , ,

Заключение

В подведении итогов работы следует отметить, что Индонезия является развивающейся страной с довольно большим количеством минеральных ресурсов таких как: нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. Благодаря добыче и переработке ресурсов, страна занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии. По развитию и экспорту продукции сельского хозяйства Индонезия так же занимает ведущее место, так как это является одной из основных отраслей экономики страны. Но хотелось бы отметить, что это не единственные достоинства Индонезии.

Туристская инфраструктура была и остается одной из самых доходных отраслей. Для большего посещения туристами страны, упрощается визовый режим и таможенные процедуры, координируется туристская политика с другими странами АСЕАН. Несмотря на то, что туризм здесь активно развивается, он еще не достиг должного уровня, потому как по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. В перспективе, правительство планирует развивать туристскую инфраструктуру острова, его привлекательность, хотя здесь одни из самых прекрасных и живописных мест с лазурными берегами и золотистыми от песка пляжами. А так же будут привлекаться все новые категории туристов.

К сожалению, из-за отсутствия достаточной рекламы до этого времени тур маршрут в Индонезию не пользовался популярностью у российских туристов. В настоящее время приток российских туристов увеличился за счет расширения предоставляемых тур услуг на территории курорта.

Библиографический список

    Американский журнал путешествий «Трэвл энд лэжа» РИА Новости, 2002.

    Амиров В. Страны АСЕАН: разные пути выхода из кризиса.

[Текст]/ В Амиров Мировая экономика и международные отношения, 2003. - № 5.

    Бандиленко Г.Г. История Индонезии: Учебник для вузов. [Текст]/ Г.Г. Бандиленко - М.: Издательство московского университета,2001. - 304 с.

    Володин А; Михалев П. Балийский индуизм. [Текст]/ А Володин;

П Михалев – СПБ.: Айрис, 2001. - 98 с.

    Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. [Текст]/ В.В Вольский - М.: Дрофа, 2001. - 558 с.

    Другов А.Ю. Доктрина национальной целостности Индонезии - испытание прогрессом. [Текст]/ А.Ю. Другов - Восток: Афро-азиатские острова, 2003. - № 1.

    Индонезия. – Энциклопедия «Кругосвет»

    Коваленко Д. Индонезия: мозаика из воды и островов. [Текст]/

Д Коваленко – Украинская Туристическая газета, 2003.

    Костюнина Г.М. Система подготовки кадров в Индонезии. Труд за рубежом. [Текст]/ Г.М. Костюнина, 2002. - № 1.

    Кузнецова Н.П. Экономический рост в Индонезии: исторический контекст. [Текст]/ Н.П. Кузнецова - Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5 – Экономика,2001. - № 13.

    Лавров, С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. – М.: Знание, 1997. – 312 с.

    Новиков, Э. А. Клады земли. – М.: Просвещение, 2003. – 130 с.

    Нуген Зуи Куй. Региональное сотрудничество стран АСЕАН. [Текст]/ Нуген Зуи Куй. - Азия и Африка сегодня, 2002. - № 3-4.

    Обширная база данных по 193 странам, словарь экономических терминов, сравнение национальных экономик, обзор мировой прессы - 2005.

    Покшишевский В.В. Население и география. [Текст]/ В.В. Покшишевский – М.: Мысль,2002г.

    Современное состояние экономики стран АСЕАН. Экономика и управление в зарубежных странах,2000. - № 10.

    Страны и регионы мира: экономико-политический справочник.

    Шестакова Е.С. Материальная поддержка безработных в странах Юго-Восточной Азии. [Текст]/ Е.С. Шестакова - Труд за рубежом, 2001. - №4.

Преобразование колониальной структуры экономики началось в 1950. В основу государственной экономической политики были положены курсы либеральной экономики (1950-57), направляемой экономики (1957-65), экономической демократии (1966-98) и реформирования развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70-1994/95) включал пять взаимосвязанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950-65 2-3%, в 1975-84 - 7,2% , в 1985-95 - 7,1%, в 1996 - 7,8%. В результате финансового кризиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до -13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшился с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. И. переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промышленности - 13,59, обрабатывающей промышленности - 26,11, торговли, отелей, ресторанов - 16,09, электро, газо, водоснабжения - 1,16, строительства - 5,64, транспорта и связи - 5,35, финансов и деловых услуг - 6,20, услуг - 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аграрном секторе, включая рыболовство, лесное хозяйство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей промышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отраслях 11,56.

В И. имеется около 350 горнодобывающих предприятий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостояния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Разрабатываются месторождения олова, бокситов, медной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприятий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный сталелитейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (Западная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает необходимой инфраструктурой, включая самый крупный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим предприятием является японо-индонезийское предприятие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности имеется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сут- ки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую И. 1-е место по поставкам сжиженного газа на мировой рыноколо В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключения контрактов от имени правительства. К 2005 предполагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и нефтепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промышленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, мебельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промышленности - электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Бе-лаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Обшая площадь земли, находящейся в сельскохозяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадебными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный тростник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% - на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государственными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантационные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и кокосовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

И. занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2-3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место - по производству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства производят 95% всего кофе.

И. сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незаконная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7-7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хорошо развита автодорожная сеть. Общая протяжённость автодорог составляла св. 360 тыс. км, из которых 57% - с асфальтовым покрытием (2001). Дороги подразделяются на государственные, провинциальные, районные. Перед кризисом 1997-98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Суматру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её реализация осуществляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначительное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между собой участки железных дорог в совокупности составляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модернизации имеющихся дорог и сооружения новых на Суматре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Межостровное сообщение обслуживают 2793 судна местного производства и огромный традиционный флот.

В И. имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» - 112. Крупнейшие порты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых терминала и более 40 верфей. Другой порт - в Макасаре - является морскими воротами в Восточную И.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и частных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 вертолёта (2001). В И. имеется около 180 коммерческих аэропортов, из них 41 крупный. Главный международный аэропорт - имени Сукарно-Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной И. - Сам Ратуланги в Манадо, имени Хас-сануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов - 6,7 млн. Монопольное положение в охватывающей всю страну телекоммуникационной связи занимают государственные компании «ПТ. Индо-сат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателин-до». Планируется создание инфраструктуры мультимедийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 И. посетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в И., и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд долл. И. упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исходит из необходимости повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких предприятий позволяет решать проблемы занятости, развития импортозамещения. Модернизация перерабатывающих предприятий должна содействовать увеличению добавленной стоимости и укреплению позиций И. на мировом рынке как одного из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослабление зависимости промышленности от импортных компонентов - одна из центральных задач.

И. продолжает политику либерализации инвестиционного климата. Иностранным компаниям предоставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Разрешается открытие компаний со 100%-м иностранным капиталом. Для иностранных инвестиций открыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются особые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

И. подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней торговле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании.

Разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997-99 выявил структурную слабость банковской системы. В 1997 было образовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и рекапитализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших частных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению банковской системы.

И. придерживается политики строгой бюджетной дисциплины. Финансовый год совпадает с календарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономического прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации центрального банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превышает 80%. Около 40% расходной части бюджета выделено для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие молодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хозяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транспорт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здравоохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги частного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и рекапитализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990- 96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и ответственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанавливаться после кризиса. Доходы от экспорта составили 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сектор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор пришлось 24,8 млрд долл. Объём торговли И. с РФ около 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ И. отказалась в 2003. И. вошла в процесс формирования асеанов-ской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010-15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает участие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по борьбе с международным терроризмом и обеспечению безопасности региональных торгово-экономических контактов. Выступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО И. поддерживает либерализацию торговли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внутреннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту добычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглашение РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей кофе, И. участвует в совместных мерах по предотвращению падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёхстороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли И., Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум производителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.

Португальские, а потом и голландские колонизаторы вплоть до конца XIX в. рассматривали будущую Индонезию как аграрную страну - поставщика пряностей, экзотических фруктов, кофе, копры, коры хинного дерева. Первая мощная и механизированная промышленность на острове Ява возникла также в связи с сельским хозяйством - это было производство сахара из сахарного тростника.
К 1949 г., когда Индонезия стала независимой, это была страна с очень неравномерным развитием разных секторов экономики. С одной стороны - крупные плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и промышленные предприятия, где применялись все передовые по тому времени достижения технического прогресса. С другой стороны - десятки миллионов людей работали в примитивных мелких аграрных хозяйствах и надомных мастерских.
В 1968 г. генерал Сухарто (1921-2008) был избран президентом и начал экономические реформы.
После 1969 г. была принята 25-летняя программа развития. Сухарто удалось привлечь в страну иностранные инвестиции и получить поддержку МВФ. Способствовал росту экономики и рост цен на нефть, произошедший в конце 60-х гг XX в.
Монополизация нефтяной промышленности позволила Сухарто не только удовлетворить верхушку общества и армию, но и инвестировать значительные средства в социальную сферу, образование, создание современной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства. Быстро росли финансовый сектор и строительство, обрабатывающая промышленность.
В 1968 г., по оценкам Всемирного банка, более половины жителей Индонезии находились за чертой бедности. Доход на душу населения в 1966 г. составлял 75 долл. В 1996 г. он вырос до 1013 долл. Вдвое уменьшилась детская смертность. Возросло количество людей с высшим и средним специальным образованием.
Однако все эти положительные явления сопровождались бесконтрольным разрушением природной среды компаниями, занимающимися заготовкой леса и добычей полезных ископаемых.
Экономический кризис, охвативший Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997-1998 гг., оказался крайне тяжелым для Индонезии. С августа 1997 г. по февраль 1998 г. рупия девальвировалась на 80%, резко выросли цены на продовольствие, топливо и товары первой необходимости, в одночасье лишились работы 4 млн человек, в некоторых регионах начался голод. Народные волнения привели к тому, что Сухарто был вынужден покинуть свой пост.
Последствия кризиса оказались велики объем ВВП сократился с 227 млрд долл. в 1996 г до 160 млрд долл. в 2000 г. В последующие годы ситуация стала стабилизироваться.
В 2004 г. в Индонезии прошли первые прямые президентские выборы, которые выиграл генерал в отставке и бывший министр безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно. Но 26 декабря 2004 г. случилось страшное: у острова Суматра произошло подводное землетрясение магнитудой более 9 баллов по шкале Рихтера. Поднялась гигантская волна цунами, достигавшая высоты 15 м. Она обрушилась также на Шри-Ланку, Индию, Малайзию, Таиланд, Бангладеш, Мьянму, Мальдивские и Сейшельские острова, докатилась до Сомали. Погибло около 230 000 человек. Ущерб экономике этих стран в целом составил 13,7 млрд долл. По прогнозам АСЕАН (ASEAN), на восстановление разрушенного может уйти до 10 лет. С помощью мирового сообщества индонезийцы ведут эту работу не жалея сил, и многое уже сделано.

Открытие месторождений нефти на Северной Суматре в 1883 г. дало толчок развитию добывающей промышленности - но вначале, разумеется, принадлежавшей иностранцам. С 1907 г. основную добычу и разведку нефти на Суматре, Яве и Калимантане вела компания «Ройял Датч-Шелл», получившая концессии. Наиболее крупные месторождения - нефтяные поля Дури и Минас на Центральной Суматре были обнаружены незадолго до Второй мировой войны - и одной из причин захвата японцами будущей Индонезии в 1941 г. называют нефтяные богатства Суматры.
Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.
В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд долларов.
По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).
Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.
После кризиса 1997-98 гг. правительство Индонезии старается контролировать основные сферы экономики. Так, нефтехимическая отрасль контролируется государственной компанией Pertamina. Государству также принадлежат заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений.
Ведущие отрасли промышленности - пищевая и текстильная, в них работают две трети всех занятых в производстве. Наряду с этим все равно сохраняется значительное количество хозяйств, занимающихся кустарным производством. Так, традиционное для Индонезии изготовление батика часто базируется на домашних мастерских.
Согласно Конституции Индонезии почти все леса - собственность государства. Бездумное уничтожение лесов, отдаваемых в концессию, продолжалось до 1979 г. Тогда правительство запретило вывоз круглого леса за границу - стимулировалось строительство предприятий, производящих пиломатериалы. Сегодня Индонезия один из крупнейших экспортеров обработанной древесины - пиломатериалов, фанеры, мебели и т. д.
Но лесные богатства Индонезии, среди которых - тиковое, черное, сандаловое, палисандровое дерево, находятся под угрозой. По оценкам экспертов, более 70% объемов сырья, поступающего на деревообрабатывающие предприятия, - результат незаконной вырубки. Уничтожены миллионы гектаров лесов - специалисты предрекают их полное исчезновение уже в ближайшие годы. Пока этот процесс остановить не удается.

Общая информация

Форма правления: президентская республика.

Административно-территориальное деление: 31 провинция и 2 особые административные единицы.

Язык: индонезийский, местные языки.

Религия: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм, иные религии.
Денежная единица: индонезийская рупия.

Крупнейшие города: Джакарта, Сурабая, Бандунг Тангеранг Семаранг, Медан, Палембанг
Главные морские порты: Танджунг Приок (г. Джакарта), Перак (г. Сурабая), Палембанг (о-в Суматра), Уджунг-панданг (о-в Сулавеси), Белаван (г. Медан).

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Сукарно-Хатта (Джакарта), международный аэропорт Джуанда (Сурабая), аэропорт Денпасар-Нгура-Рай (остров Бали).

Крупнейшие реки: Капуас. Махакам. Мартапутра, Барито, Хари, Мамберамо, Тарум, Манук, Серанг
Крупнейшие озера: Тоба. Манинджау, Темпе, Товути, Сиденренг, Посо, Паниаи.
Соседние страны: Малайзия, Папуа - Новая Гвинея, Восточный Тимор.

Цифры

Площадь: 1 919 440 км 2 .
Население: 242 970 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 126,6 чел./км 2 .
Экономически активное население: 105 700 000 чел.
Занятость населения по секторам: 42% - сельское хозяйство, 39% - сфера услуг, 19% - промышленность.
Урбанизация: 43%.
Самая высокая точка: г. Пунчак-Джая, 5030 м.

Каучук, кокосы, пальмовое масло, чай, кофе, табак, пряности, кора хинного дерева, рис, кукуруза, кассава, батат, арахис, соя; рыболовство, добыча морепродуктов; лесозаготовка.

Сфера услуг: туризм, банковские операции.

Особенности экономики: огромный социальный разрыв между наиболее богатым и бедным населением, трудности в управлении страной - высокие транспортные расходы, неравномерное заселение территорий, большие различия в укладах жизни разных национальных групп, политическая нестабильность.

Любопытные факты

■ В 2009 г. число туристов, посетивших Индонезию, составило 6,4 млн человек, доходы от туристической деятельности увеличились на 8% по отношению к 2008 г. и достигли 6,5 млрд долларов.

■ В 1830 г. голландский генерал-губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел «систему принудительных культур», которая отменяла земельный налог с крестьян. При этом все земледельцы Явы и Западной Суматры (кроме иностранных подданных) должны были пятую часть обрабатываемой площади отдать под выращивание сельскохозяйственных культур, идущих на экспорт, - индигоносных растений, кофе, сахарного тростника. В результате реформы к 1840 г. доход от экспорта увеличился почти на 500%. Но сокращение производства риса в 1848-1850 гг. привело к голоду и ряду восстаний. Однако система принудительных культур» была отменена (за исключением кофе) только в 1870 г.