Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Второй этап экономической реформы 1987 года. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной

В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.

В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.

Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.

Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.

В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Экономическая реформа 1987 г.

Летом 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял первую за годы «перестройки» экономическую реформу с целью перехода от административных к экономическим методам управления, обеспечения оптимального сочетания централизма и самоуправления. В рамках социализма призналось допущение смешанной экономики и частновладельческого хозяйства. Для реализации цели в июне 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в мае 1988 г. – «Закон о кооперации в СССР» и ряд других постановлений.

Согласно Закону о предприятии, последние переводились на новые принципы работы: самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия получили права сами определять число рабочих, устанавливать заработную плату, самостоятельно выходить на внешний рынок, выбирать партнеров, сотрудничать с иностранными фирмами. После выполнения обязательств перед государством они могли сами распоряжаться прибылью. Всю продукцию, произведенную сверх госзаказа (фиксированная норма выпускаемой продукции), разрешалось реализовывать по рыночным ценам. Предусматривалось ежегодное снижение объема госзаказа, а следовательно, расширение рыночных механизмов. Уменьшался контроль над планированием производства. Предприятиям предоставлялась возможность самостоятельно составлять планы производства, исходя из собственных интересов. Предприятия могли заключать прямые договоры с поставщиками, потребителями, другими предприятиями, минуя Госплан СССР, министерства.

Самоуправление на предприятии предусматривало создание советов трудовых коллективов, наделение их широкими полномочиями по производственным, социальным, кадровым вопросам, введение выборности руководителей, их отчетности перед трудовыми коллективами и т. д.

Все эти меры, по мнению руководства, должны были в условиях оживления рыночных отношений улучшить показатели развития производства и финансовое положение предприятий, сократить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Однако при сохранении административного управления эти меры не дали ожидаемых результатов. Расширению самостоятельности предприятий препятствовали обязательные плановые задания, выразившиеся в форме «госзаказов». Контроль министерств над расходованием фондов предприятий, деятельность государственных органов снабжения мешали предприятиям свободно выбирать поставщиков и потребителей.

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) положил начало процессу развития частного сектора с целью насыщения рынка товарами и услугами. Этот и последующие постановления, а также «Закон о кооперации в СССР» (1988 г.) разрешили открывать частные предприятия по некоторым видам производства, развивать кооперативы с предоставлением им льготных кредитов, внедрять арендные договоры, расширять самостоятельность колхозов, снижали налог на доходы, составлявший 65%. Снимались все ограничения колхозов на подсобную деятельность. Коллектив колхоза мог сам определять площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном хозяйстве. Колхозы получали право решать вопросы передачи части земли в аренду другим предприятиям и отдельным гражданам. Колхозам разрешалось образовывать кооперативы. Одна или несколько семей могли взять землю в аренду на длительный срок и самостоятельно распоряжаться полученной продукцией. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования: фермерских хозяйств, арендных кооперативов, агрокомбинатов, колхозов и совхозов.

Экономическая реформа М.С. Горбачева осуществлялась с большим трудом. Механизм реализации реформ не соответствовал заявленным целям. Не были затронуты основы административно-командной системы управления, бюрократический аппарат сопротивлялся изменениям, опасаясь потерять свои позиции. Нормативные документы министерств и ведомств иногда искажали постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, что мешало осуществлению прогрессивных идей. Экономическая перестройка носила формальный характер, не создавала стимулов для обновления производства и постепенного вхождения экономики в рынок.

Государство по-прежнему являлось главным заказчиком в промышленности и навязывало предприятиям нереальные размеры «госзаказов», выполнение которых заставляло загружать все производственные мощности. Так, в 1988 г. госзаказ составлял в среднем 85% объема производственной программы. Следовательно, для свободного рынка оставалось 15% продукции. Кроме того, государство продолжало определять список той продукции, которую предприятия должны были производить «на склад», т. е. независимо от того, пользовались эти изделия спросом или нет.

В 1988 г. третьпредприятий была убыточной, а еще четверть – получала небольшую прибыль. Государство по-прежнему выделяло нерентабельным предприятиям субсидии на покрытие убытков, чтобы избежать банкротства и взрывов безработицы. На таких предприятиях хозрасчет практически не действовал.

Отсутствие рыночных отношений в стране, в том числе оптовой торговли и посреднических организаций, привело к тому, что предприятия столкнулись с большими трудностями. В частности, они не имели возможность выбирать себе поставщиков, их коммерческую деятельность контролировали министерства. Большинство предприятий слабо использовали рыночные механизмы, так как у них отсутствовал опыт эффективного предпринимательства. Предприятия просили увеличить госзаказ, поскольку он обеспечивал гарантированное государственное снабжение и реализацию.

Министерства, устанавливая размеры премий руководителям предприятий, их заместителям, главным бухгалтерам, оценивали их работу независимо от ее итогов. Это противоречило Закону о государственном предприятии, согласно которому оценивать работу руководства должен был коллектив.

На хорошо работающих предприятиях прибыль направлялась не в развитие производства и его техническое совершенствование, а в фонд заработной платы рабочих с целью экономического стимулирования. Предприятия вместо заботы о повышении эффективности производства сокращали выпуск дешевых товаров, повышали цены и зарплату. Таким образом, предназначенные для технической реконструкции средства, стали «проедаться».

Хозрасчет и самофинансирование могли быть эффективными, если предприятия заработают прибыль. В действительности директора многих предприятий выбрали легкий путь. Они стали закладывать прибыль в цену, в результате чего цены на продукцию значительно поднялись.

Кооперативное движение в стране тоже столкнулось с множеством проблем. Некоторые успешные кооперативы устанавливали цены на продукцию и услуги ниже, чем у государства. Такие кооперативы выполняли социальную функцию, например, брали шефство над детскими домами, ветеранами и т. д. Но основная часть кооперативов стремилась получить быструю и большую прибыль. Для этого кооперативы скупали и перепродавали в 2–3 раза дороже дешевые государственные товары, оказывали дорогие услуги. В условиях растущего дефицита товаров открывались кооперативные кафе, парикмахерские и тому подобные заведения, цены в которых были значительно выше, чем в государственных. Это вызывало недовольство в обществе, социальную напряженность.



Создатели кооперативов испытывали ряд проблем, которые не позволили обеспечить рынок товарами народного потребления в условиях их дефицита. Во-первых, кооперацию и государственный сектор поставили в неравные стартовые условия, что мешало честной конкуренции. Кооперативным предприятиям в несколько раз дороже обходилась закупка топлива, автомобилей и т. д. Поэтому кооператоры вынуждены были поднимать цены на свою продукцию. Во-вторых, кооператоры столкнулись с произволом чиновников и с отсутствием эффективных форм защиты своих прав. Например, в соответствии с существовавшими инструкциями членами кооперативов могли быть только пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты, учащиеся. Гражданам, занятым в государственном секторе, разрешалось работать в кооперативных предприятиях только в свободное от основной работы время. Такие правила привели к обманам и обходам законов. В-третьих, местные власти имели свои представления о законе о кооперации и пытались навязать их кооператорам. Чиновники на местах неохотно занимались организацией кооперативов и индивидуально-трудовой деятельностью, были плохо подготовлены юридически.

Внедрение арендных отношений также сопровождалось множеством проблем. Арендатор оказался в сложном финансовом положении, так как у него отсутствовала сельскохозяйственная техника. Власти в любой момент могли расторгнуть арендный договор. Государство проводило политику повышения налогов на кооперативы. Арендные отношения вводились при отсутствии частной собственности на землю. Поэтому фермерские хозяйства становились подконтрольными государству.

Закон «О государственном предприятии/объединении», вступивший в силу 1 января 1991 г., расширил права производителей, предоставляя возможность приватизировать арендные предприятия, однако это не привело к положительным изменениям. В конце 1980-х гг. страна перешла к нормированному распределению продуктов, заработная плата на многих предприятиях стала выдаваться производимой на них продукцией.

Экономическая политика М.С. Горбачева привела к обострению финансового положения страны. Отрицательно сказались на бюджете государства такие явления, как снижение мировых цен на экспорт нефти и газа, сокращение доходов от продажи спиртных напитков в период антиалкогольной кампании, непредвиденные расходы на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и землетрясения в Армении. В результате правительство стало искать внешние займы и кредиты для закупки импортного оборудования, что вело к зависимости от внешних долгов. Кроме того, государство увеличило выпуск денежной массы, в результате чего усилилась инфляция. Для решения платежных проблем правительство стало продавать золотые запасы государства, которые к 1991 г. сократились в 10 раз.

1. Каковы цели экономической реформы 1987 г.?

2. Какие законы были приняты в рамках экономической реформы, в чем их суть?

3. Каковы результаты реформы 1987 г.? Согласны ли вы с положением о том, что экономическая перестройка носила противоречивый характер, предполагала только частичные перемены? Ответ аргументируйте.

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ус­корение социально-экономического развития страны. Его рыча­гами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это приве­ло не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличе­нию числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две адми­нистративные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Рез­кое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка вино­градников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуля­ции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к оче­редному наступлению сельских властей на личные подсобные хо­зяйства.

К собственно экономической реформе власти обратились ле­том 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В част­ности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностран­ными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следстви­ем этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сель­ским жителям брать землю в аренду в наследственное пользова­ние на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полу­ченной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на се­ле сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулирова­ны верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.

Следующим шагом хозяйственной реформы было постановле­ние Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируе­мой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринима­тельства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер бы­ли намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущ­но необходимых для оптимизации производства вопросов рефор­мирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энерго­носителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена аль­тернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллекти­вом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шатали­ным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой пере­ход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличива­ло кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непри­вычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополу­чию и существованию.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в це­лом, с 1990 г. - в промышленности. Сильно увеличились инфля­ционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая для про­стых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслу­живающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стра­не прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».

49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г

В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.

В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.

Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.

Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.

В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней» В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение

Из книги Финансовое цунами автора Энгдаль Уильям Фредерик

Гринспеновская парадигма 1987 года В октябре 1987 года, Гринспен возглавил аварийную спасательную операцию на фондовом рынке после краха 20 октября при помощи вкачивания огромные вливаний ликвидности для удержания рынка на плаву, и при помощи закулисных манипуляций на

Из книги История экономической мысли [Курс лекций] автора Агапова Ирина Ивановна

1. Классическая экономическая теория - истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

66. Экономические реформы в Российской Федерации Реформирование российской экономики проходило поэтапно. На ранних стадиях претворения в жизнь курса перехода к рынку была допущена масса просчетов как экономического, так и политического характера. Не сразу получилось

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ» В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс,

Из книги Экономическая теория. автора

79. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. В. С. ПАВЛОВ И ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА В конце 1990 г. главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. И. Рыжкова В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Режим гения. Распорядок дня великих людей автора Карри Мейсон

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Мортон Фельдман (1926–1987) В 1971 г. французский журналист посетил Фельдмана в маленькой деревушке в часе езды от Парижа. Американский композитор уединился там на месяц, чтобы поработать. «Я живу здесь отшельником, – сказал ему Фельдман. – Встаю в шесть утра, сочиняю до

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

Энди Уорхол (1928–1987) Каждое утро с 1976 г. и до своей смерти в 1987-м Уорхол звонил своему давнему другу и соавтору Пэт Хэккет и отчитывался обо всех событиях за прошедшие сутки: кого видел, сколько денег потратил, какие сплетни слышал, у кого побывал в гостях. Дневник, который

Из книги The Intel [Как Роберт Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув создали самую влиятельную компанию в мире] автора Мэлоун Майкл

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные

Из книги автора

9.1. Крах 1987 года Как и кризис финансового рынка в 2007–2009 годах, крах 1987 года начался в США. В отличие от кризиса XXI века, который имел сходство с крушением поезда в режиме замедленной съемки, крах рынка 1987 года распространился по миру со скоростью света.Крах был одним

Из книги автора

9. Крах 1987 года, регулирование и центральные контрагенты 1. Беседа с автором, 26 сентября 2008 года.2. Луврское соглашение от 22 февраля 1987 года названо в честь дворца в Париже, в котором в то время размещались часть подразделений Министерства финансов Франции, а также

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 Вторая Валютная война (1967–1987) «Доллар – наша валюта, но ваша проблема». Министр финансов США Джон Конналли – зарубежным министрам финансов, 1971 г. «Мне плевать на лиру». Президент США Ричард Никсон, 1972 г. Когда на горизонте обозначилось завершение Второй мировой