Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности расселения рф. Характер размещения важнейших отраслей земледелия, животноводства и пищевой промышленности

Вопрос размещения производства является решающим и требует тщательного анализа. Дело в том, что каждая зависит от многих факторов. Задача экономиста - найти наиболее выгодное место развития деятельности, чтобы производство было максимально рентабельным.

размещения производства

Территориальное размещение отраслей промышленности определяется под совокупным влиянием многих факторов. Их количественное и качественное соотношения образуют разные варианты размещения производственных предприятий. Такая пространственная ориентация зависит от обеспеченности страны или отдельных ее регионов природными, трудовыми, материальными ресурсами, от уровня научно-технического и экономического развития местности, имеющейся инфраструктуры и исторической особенности территории.

В экономике существует несколько трактовок понятия «фактор размещения производства». Одни ученые под факторами подразумевают ресурсы и условия, необходимые для изготовления определенного типа продукции, набор которых отличается в разных географических зонах. Другие утверждают, что делятся на природные богатства и общественные ресурсы (капитал, международные отношения, государственное влияние, деятельность крупных компаний).

Основные закономерности размещения производственных сил

Размещение производства происходит по закономерностям, которые являют собой выявление тенденции в размещении предприятия.

Эти закономерности предполагают:

  • эффективное размещение, которое бы обеспечивало наиболее рациональное использование ресурсов;
  • существование тесной связи между размещением производства и уровнем экономики в регионе;
  • зависимость предприятия от специализации местных трудовых ресурсов;
  • оценку комплексного развития хозяйственных отношений в регионе.

Анализ факторов размещения производства

Размещение предприятия имеет ключевое значение для эффективности его деятельности. Оно является своего рода экономической выгодой, результат которой проявляется в сокращении и на ее сбыт.

Для выбора наиболее выгодного размещения предприятия требуется провести детальный анализ издержек на основе знаний про факторы, влияющие на размещение производства. Так, необходимо произвести расчет следующих показателей:

  1. Затраты на аренду или покупку земли.
  2. Стоимость основного капитала - оборудование, транспорт, здания.
  3. Издержки на сырье и материалы.
  4. Стоимость рабочей силы.
  5. Транспортные затраты.
  6. Процентная ставка на кредитование.
  7. Амортизация основного капитала.

Из перечисленных видов затрат на размещение производства в наибольшей мере влияют издержки на сырье, рабочую силу, транспорт и топливо.

Классификация факторов

В зависимости от выполняемых функций различают такие факторы размещения производства:

  1. Природные - степень обеспеченности региона природными ресурсами; климатические, орографические, геологические и другие условия.
  2. Социально-демографические - наличие трудовых ресурсов и состояние социальной инфраструктуры.
  3. Научно-технические - уровень технической и технологической оснащенности региона.
  4. Экономические - развитость транспортной сети, географическое положение региона, сроки строительства, суммы капитальных и поточных затрат.
  5. Экологические - возможность создания благоприятных условий для труда и проживания местного населения, степень использования природных благ без ущерба для окружающей среды.

Каждая отрасль промышленности имеет свой набор определенных факторов. Например, ключевые факторы размещения производств машиностроения - это научно-техническая база, кооперирование, специализация и наличие трудовых ресурсов.

Эксперты провели анализ ресурсоемкости всех направлений экономики и оценили, в какой мере влияют на них главные факторы размещения производства. Таблица иллюстрирует степень зависимости основных отраслей промышленности от различных ресурсов.

Отрасли промышленности Сырье Топливо и энергетика Трудовые ресурсы Потребительская база
Электроэнергетика 0 2 0 2
Химическое производство 2 2 0 2
Черная металлургия 2 2 0 0
Цветная металлургия 3 0 0 0
Машиностроение 1 0 2 1
Производство стройматериалов 2 0 0 2
Лесная промышленность 3 0 0 2
Легкая промышленность 1 0 2 3
Пищевая промышленность 2 0 0 2

Шкала оценок: 0 - отсутствие воздействия; 1 - слабое влияние; 2 - сильное действие; 3 - фактор играет решающую роль.

По количеству баллов видно, как на разные влияют одни и те же факторы размещения производства. Таблица показывает сильную зависимость легкой промышленности от места нахождения потребителя, хозяйственного производства от ресурсных и топливно-энергетических факторов, а машиностроения от региона. Чем больше развитая страна, тем выше доля отраслей промышленности, которые тяготеют к потребителю. Таким образом, можно говорить об общемировой тенденции возрастания степени влияния потребительского фактора.

Природные факторы

Природные факторы, влияющие на размещение производства, были решающими на ранних этапах индустриализации. И только в эпоху НТР эта связь немного ослабла. Но все же для отраслей добывающей промышленности эта группа факторов продолжает оставаться главной.

Многие месторождения и бассейны природных ресурсов практически опустошены, поэтому добывающие предприятия начали передвигаться в новые места освоения, которые в большинстве случаев труднодоступные и характеризуются экстремальными условиями. Например, добыча нефти и газа в море и заливах. Однако освоение и эксплуатация новых месторождений природных ресурсов требует немалых капиталовложений и грозит загрязнением окружающей среды.

Социально-демографический фактор размещения производства

К социально-демографическим факторам относят численность населения, состояние социальной инфраструктуры, анализ качества и количества трудовых ресурсов.

Фактор рабочей силы оценивается затратами рабочего времени на единицу изготовляемой продукции. Для сравнения используют показатели заработной платы и себестоимость готового товара. Различают три группы трудозатрат производства:

  • высокотрудоемкие - большие затраты человеческого труда на производство малого количества продукции (производство телевизоров и электроники, текстильная промышленность, станкостроение);
  • среднетрудоемкие - примерно одинаковое соотношение трудозатрат с другими издержками (химическая и легкая промышленность);
  • нетрудоемкие - минимальные затраты труда работника на единицу продукции (энергетическая промышленность, металлургия).

Научный фактор размещения производства

В эпоху НТР этот фактор выделили в отдельную группу из-за его сильного влияния на размещение производства. В первую очередь это относится к наукоемким отраслям промышленности, которые в основном концентрируются в больших городах. Например, во Франции большая часть научных сотрудников работают в Париже, в Японии - в Токио. В некоторых странах создаются целые «города науки», специализирующиеся на разных исследованиях.

В период стремительного научно-технического развития возникли новые формы территориальной локализации науки - технопарки и технополисы. Сначала они охватили США затем перешли на Западную Европу, Азию и другие страны.

Технопарк - соединение исследовательских фирм, которые возникают вокруг крупной лаборатории, института или университета. Основная цель такого парка состоит в сокращении сроков практичной реализации научных идей.

Технополис - специально созданный научный городок, который занимается разработкой новых инновационных технологий, подготовкой квалифицированных кадров и развитием наукоемких отраслей производства. Основательницей технополисов является Япония, но в скором времени эту идею подхватили другие страны.

размещения производства

Современные условия рынка требуют учитывать финансовые факторы при выборе места локализации предприятия: условия инвестирования и налогообложения, наличие производственных мощностей и инфраструктуры. Благодаря финансовым льготам многие города и страны мира укрепили свою экономику (Гонконг, Сингапур, Южная Корея). Сейчас этот фактор благоприятно влияет на развитие производства в Польше, Венгрии, Чехии.

Также к экономической группе факторов относятся технологическая развитость региона, возможность привлечения инвестиций и капитала со стороны, географическое положение, транспортное соединение, экономические отношения с крупными регионами и странами, международная активность. Очень влиятельным считается транспортный фактор размещения производства. Учитывая затраты на перевозки, предприятие тяготеет к источнику сырья или к потребителю. Если издержки на ресурсы и топливо являются меньшими стоимости готовой продукции, производство можно размещать на больших расстояниях от сырья. В противоположном случае локализацию предприятия следует выбирать вблизи ресурсов, чтобы сократить транспортные затраты.

Экологическая группа факторов

Из-за резкого увеличения объема мирового производства все чаще предприятия учитывают влияющие на размещение производства. Стремительное научно-техническое развитие, нарастание темпов добычи природных ресурсов в значительной мере увеличили нагрузку на окружающую среду. В результате в некоторых регионах возникли экологические проблемы, которые в любой момент могут перерасти в природную катастрофу.

К наиболее неблагоприятным производствам относятся химическая, цементная, металлургическая, атомная энергетика и другие. Размещение предприятий этих отраслей требует особо продуманного подхода.

Размещение населения характеризуется его плотностью. Плотность – число людей, проживающих на единице территории. Размещение определяется как равномерное , если значение плотности меняется в границах страны или региона несущественно (до 100%). Размещение населения определяется как неравномерное , если значение его плотности меняется в границах страны или региона в 2 ­­­- 4 раза. Размещение населения определяется как резконеравномерное , если значение плотности меняется в границах страны или региона в 10 и более раз. Если население располагается в пределах изучаемого региона равномерно – это сплошное размещение. Если основная масса населения сосредоточена в небольшом числе ограниченных ореолов, а остальная территория не заселена – очаговое или ореольное . В РФ сплошное размещение характерно для европейской части, а на территории Сибири, Европ. Севера и Дальнего востока – очаговое. Исторически, характер размещения населения земли менялся от резконеравномерного, микроочагового к постепенному расширению очагов расселения, соединялись между собой, очаги постепенно формировались в наиболее освоенных регионах сплошное население. В настоящее время освоена практически вся пригодная для жизни суша, кроме Антарктиды и высокогорных областей. Общая плотность за последние 200 лет увеличилась в 6 раз. В России в настоящее время плотность населения в среднем составляет 8,35 чел./км 2 . Это ниже, чем в Канаде и в Австралии на 3 человека, в Монголии на 2 человека. Наиболее высокая плотность населения в Китае – 23676 чел./км 2 , Бангладеш – 1000 чел./км 2 . Говоря о территориальных особенностях плотности населения в РФ отметим, что самая высокая плотность в СПб – 3272 ч./км 2 . Намного ниже в Московской области. Самая высокая плотность в центральном федеральном округе – 57,45 чел./км. кв., а самая низкая в Дальневосточном – 1,06 чел./км. кв. Неравномерность заселения континентов связана с их освоением. По современным данным, 90% людей проживает северном полушарии и только 10% в южном. В восточном – 80% населения, в западном – 20%. Таким образом, самая заселённая часть – северная половина восточного полушария. Староосвоенные части – Европа и Азия. Но в их пределах люди расселены неравномерно. В Азии на протяжение многих веков было не менее 60% населения. Есть страны с плотностью населения свыше 300 чел./км. кв., это Бангладеш, Индия, Ю. Корея, Япония. Слабо заселенные пространства Сибири, Тибета, Монголии, Казахстана – от 1 до 3 чел./км. кв. и даже меньше. В пределах Европы наиболее плотно заселены Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания (более 200 чел./км. кв.). Стары Скандинавии (15-20 чел./км. кв.) Малозаселёнными остаются регионы Африки и Ю. Америки. Россия относится к слабозаселённым странам, в силу того, что более 2/3 территории расположена в холодных северных регионах Европы. В наиболее благоприятных Ю.-З. районах страны, плотность на уровне среднемировой, сопоставимой с аналогичными по природе регионами С. и Ю. Америки.

20. Характеристика «расселения населения».

Расселение населения имеет 2 значения: 1) Процесс заселения людьми какой-либо территории. В ходе расселения по поверхности планеты, люди постепенно заселяли все материки, кроме Атлантиды. 2)Расселение – распределение людей по населённым пунктам разнообразных категорий, т. е. сложившийся на данный момент результат заселения территории. В процессе развития человечества сформировались 2 категории поселений: 1) городские, 2) сельские. В любой стране существуют 2 формы расселения: городское и сельское . Расселенческая структура населения представляет собой распределение жителей между городскими и сельскими населёнными пунктами; по поселениям разных размеров внутри этих основных категорий населённых пунктов.

Анализ расселенческой структуры является важным, т. к. оказывает большое влияние на все социальные процессы. Известно, что среди городского населения обычно ниже рождаемость и естественный прирост. Выше уровень образования, меньше размер семьи по сравнению с сельским населением. Первоначально, около 10 тыс. лет назад, по мере перехода человечества к оседлому образу жизни и сельскому хозяйству, появились сельские населения. Первые города – 5-6 тыс. лет назад, как пункты концентрации населения, основной вид – торговля, ремесло, оборона, административное управление. Города возникли в местах наиболее благоприятных для выполнения этих функций, т. е. с выгодным экологическо-географическим положением. Считается, что первые города возникли в Месопотамии, Египте, Индии, Китае (это были столицы государств) С момента возникновения городов, их количество и численность постоянно увеличивались. Города заметно влияли на развитие общества, способность создания государств, рост экономических отношений, развитие торговли. В средние века самыми большими считались: Париж (275 тыс.), Милан, Бюргер (125 тыс.), Венеция (110 тыс.), Генуя, Гренада (100 тыс.), Прага (95 тыс.), Флоренция (61 тыс.), Новгород (50 тыс.), Лондон (45 тыс.), Псков (35 тыс.), Москва (30 тыс.). Среди городов Азии крупными были Мамкин (400 тыс.), Виджаванка (350), Пекин (320), Самарканд (100), Киото (200). В Африке – Каир (450 тыс.)

Подавляющее число города возникло и получило развитие в более поздние периоды, а городской образ жизни получал всё более широкое распределение. Этот социально-экономический процесс называется ­– урбанизация . Особенно ускорилась она в 20в. На протяжении которого численность городского населения увеличилась в 15 раз, а сельское население выросло в 2 раза. Обобщённым показателем развития урбанизации является доля городского населения в составе жителей какой-либо территории, его называют уровнем урбанизации. В настоящее время уровень урбанизации составляет примерно 50 %. В развитых странах достигается 75-90%. В последнее время почти на одном уровне. В развивающихся странах урбанизация ниже, в наиболее отсталых странах Азии и Африки – 10%. В РФ – уровень урбанизации с 1999 по 2007 – 73%. В начале 2009 – 141,9 млн. человек. Городское население – 103,7 млн. человек. % урбанизации 73 составляет Примерно столько же, как и в большинстве европейских стран. Однако, по регионам (по субъектам РФ), уровень урбанизации варьируется от 0 (в Бурятском АО) до 93% в Магаданской области

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие демографии и её предмет

Демография происходит от греч демос народ графо пишу таким образом это понятие означает описание народа возникла из потребности общества.. на основе обработки данных дж вывел различия в смертности мужчин и женщин.. демографию в научный оборот ввел франц ученый а гейер в году в париже вышла его книга элементы статистики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методы демографии
В демографии используется широкий набор методов, таких как в др науках разрабатываемые самой демографией. Наиболее широка применяются статистические и математические и географические методы. то свя

История демографии как науки
Как наука возникла из потребностей общ-ва и своим началом имеет учет народонаселения, а именно записи об изменении населения, данных о численности, составе нас, и примитивный учет числ. рабов, мужс

Экономический и социальный состав населения
Экономический состав населения показывает распределение жителей по группам в зависимости от наличия источников средств сущ-я, записей и отраслей. В завис. от занятий различают экономически-активное

Городские и сельские поселения
Городские поселения – населённые пункты, отнесённые в соответствии с законодательством к категории городских. В разных странах критерии выделения го поселений различны. В некоторых государствах учи

Динамика интенсивности рождений в мире и в России
В макс. масштабе дем. взрыв на Земле произошел в 60-х гг. 20 в, когда население земли увеличилось более чем на 21 %. Это обусловлено низкой смертностьюи высокой рождаемостью. За 40 лет показ-ли рож

Факторы рождаемости и методы их изучения
Эволюция рождаемости связана с соц-эконом. разв. общ. По мере изменения роли женщины, повышения потенциала чел-ка, изменения функций семьи- происходит процесс сниж. рождаемости. Все страны

Репродуктивное поведение населения
Является частью общего поведения личности или группы людей, относящихся к определенной обл. жизни: рождение или нерождение детей. Репродуктивное поведение-семья. Оно представ собой систему действий

Детская и младенческая смертность как показатели социально-экономического развития страны
Младенческая(детская)смертность-это это смерть детей на первом году жизни. Смертность максимальна в первые сутки после рождения и имеет тенденцию снижения в первую неделю жизни. См

Шкала коэффициентов младенческой смертности
Коэф.млад.смертности в промиллях Оценка уровня млад. смертности До 20 промиллей 20-34 35-49 50-74 75 и выше -очень низкий

Шкала коэффициентов младенческой смертности исходя из тенденций начала ХХ I века
Коэф-т смертности в промиллях Оценка уровня млад.смертности До 5 промил. 5-10 10,1-15 15,1-20 20 и выше -очень низкий -низ

Качественная и количественная оценка миграционной подвижности населения
Миг-ные процессы харак-ся рядом количеств-ых показателей, кот. отражают масштаб мигр-ых процессов:1.кол-во прибывших,2.кол-во выбывших(за опред-ный отрезок времени)3.соотношение числа выбывших и пр

География миг в России
Географическое изучение миг включают анализ миг-ных потоков(их масштаб,интенсивность,направления,половозрастная,соц,этническая структура мигрантов,причины и соц-но-этнические перемещения нас-я по т

Методы демографических прогнозов
По численности населения - самый знаменитый вид прогнозирования, кот. регулярно разрабатывают в большинстве стран. Такие прогнозы рассчитывают для мира в целом, его континентам в рамках ООН, т.к. у

Виды и методы прогнозирования
I.Дем. прогноз классиф-ся по цели, которая преследуется при построении прогноза, поэтому по этому признаку выделяют и виды прогнозов: 1) реалистические, которые составляются для конкретных

Рост населения и мировая демографическая политика
современное население земли превсило 6млрд чел и продолжает увеличиваться. по данным ООН самый высок темп роста 2% в год был в 60е гг 20 века, но к концу века он снизился до 1,3%. По прогнозу темп

Демографическая политика России
Демогр. полит-ка –целеноправленная деятельность чел-ва в сфере регулирования процесса воспроизводства и миграции населения. Для современной России характерна слож.направл. админ. ситуация

Различные упорядоченные множества, которые отличаются лишь порядком элементов (т.е. могут быть получены из того же самого множества), называются перестановками этого множества. Число различных перестановок изn элементов равно

Произвольное k элементное подмножество n – элементного множества называется сочетанием из n элементов по k .

Число сочетаний изn элементов по k равно

Упорядоченные k элементные подмножества из n элементов называются размещением из n элементов по k .

Число размещений изn элементов по k равно

Методические указания к решению задач

Применяя формулы числа перестановок, сочетаний и размещений, следует исходить из определений этих понятий.

Пример 7. Задано множество
.

    Составить всевозможные перестановки этого множества.

    Всевозможные сочетания по два элемента.

    Всевозможные размещения по два элемента.

Решение:

Пример 8. Сколько существует способов выбора из 7 человек комиссии, состоящей из 3 человек?

Решение. Число возможных составов комиссии равно числу всевозможных трехэлементных подмножеств множества, состоящего из 7 человек, т.е.

Пример 9. Сколькими способами можно разместить на полке 4 книги?

Решение. Искомое число способов равно числу способов упорядочения множества, состоящего из 4 элементов, т.е.

Пример 10. В студенческой группе 25 человек. Надо выбрать старосту группы, академорга и профорга. Сколькими способами может быть сделан выбор, если каждый член группы может занимать только один пост?

Решение. В данном примере из множества в 25 элементов нужно выбрать 3 элемента, но среди выбранных 3 элементов имеет значение порядок, так как здесь играет роль то, кто какой пост займет.

Например, выбор:

староста – Иванова, академорг – Алексеева, профорг – Петров отличается от выбора:

староста – Алексеева, академорг – Иванова, профорг – Петров.

Следовательно, число различных способов выбора равно числу размещений из 25 элементов по 3,

Пример 11. На профсоюзном собрании присутствует 50 человек. Необходимо выбрать делегацию из 5 человек на профсоюзную конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

Решение. В данном примере из множества в 50 элементов нужно выбрать подмножество из 5, порядок которых не играет роли. Поэтому число способов выбора делегации равно

Пример 12. Сколькими способами можно упорядочить множество
так, чтобы каждое четное число имело четный номер?

Решение. Здесь можно рассматривать 2 объекта: четные и нечетные числа.

Мест с четными номерами n . Таким образом, четные числа можно расставить n ! способами. Общее число искомых перестановок по правилу умножения равно

    1. Перестановки и сочетания с повторениями Основные определения и обозначения

До сих пор мы рассматривали предметы, которые были попарно различны. А теперь рассмотрим совокупности, в которых имеются одинаковые предметы.

Пусть имеются предметы k различных типов, число предметов первого типа равно , второго типа -
k - го типа -

Число различных перестановок, которые можно сделать из даных элементов, равно

Число m элементарных подмножеств, порядок в которых не принимается во внимание, равно

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

ГОУВПО «АмГУ»

Кафедра Мировая экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Территориальная организация населения

Особенности размещения населения в мире и факторы, их определяющие

Благовещенск 2011


Введение

1. Особенности размещения населения в мире

2. Факторы, определяющие размещение населения в мире

2.1 Природный фактор

2.2 Исторический фактор

2.3 Демографический фактор

2.4 Социально-экономический фактор

2.5 Естественное движение (воспроизводство)

2.6 Миграция (механическое движение население)

2.7 Расовый и этнический (национальный) состав населения

2.8 Демографическая (половозрастная) структура населения, трудовые ресурсы, формы расселения людей

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Человек разумный (Homo sapiens) выделился из древнейших человекообразных обезьян примерно 50-100 тыс. лет назад. Произошло это событие в обширной зоне, охватывающей центральную и северо-восточную Африку, юго-западную Азию и юго-восточную Европу.

О численности людей в мире еще 200-300 лет назад было мало что известно. Она росла очень медленно из-за высокой смертности, которая объясняется низким уровнем развития производительных сил и большой зависимостью человека от природной среды; население нередко уменьшалось из-за массового голода, частых эпидемий и войн. Например, в середине XIV в. в Европе от эпидемии чумы - "черной смерти" - погибло около 15-20 млн. человек (1/6 часть всего населения). В результате крестовых походов население Европы и Ближнего Востока потеряло несколько миллионов человек.

Темпы роста населения, увеличиваясь по мере совершенствования производства, развития земледелия и животноводства, определялись улучшением условий жизни людей, успехами медицины. В результате численность населения Земли эволюционировала следующим образом (млн чел.): 15 тыс. лет до н. э. - 3; начало нашей эры - 230; 1000 г. - 305; 1500 г. - 440; 1650 г. - 550; 1800 г. - 952; 1900 г. - 1656.

Одна из важнейших задач географии населения - анализ его пространственного размещения. Расселены люди на планете крайне неравномерно. Более чем две трети человечества сконцентрировано примерно на 8% площади суши, а 10% ее до сих пор необитаемы (Антарктида, почти вся Гренландия и т. д.).

Другие особенности размещения населения на Земле таковы: около 72 % населения проживает в Евразии - области происхождения и формирования человека, 60% населения - в умеренном поясе северного полушария; больше половины людей сосредоточено на низменностях (до 200 м над уровнем моря), хотя последние составляют менее 30 % суши. Население как бы "сдвинуто" к морю - почти 1/3 людей проживает на расстоянии не более 50 км от моря, эта полоса занимает 12% суши. В целом на населенной части Земли средняя плотность населения - 45 человек на 1 кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 50 человек на 1 кв. км) сравнительно немного:

Европа (без северной ее части);

в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява;

в Африке - долина Нила и низовья Нигера;

в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине.

Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (930 человек на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия - по 330-395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км.


1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ

Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране - загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п.

Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер.

На протяжении всей истории человечества численность населения увеличивалась очень медленно. Это объяснялось большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, голодом. Только в XIX в. население Земли стало расти быстрее. Особенно быстрый рост его наступил в XX в. Если в 1850 году численность населения мира составляла 1 млрд. человек, то 1987 г. она преодолела пятимиллиардный рубеж, а в 2000 г. уже превысила 6 млрд. человек. Таким образом, за последние 150 лет человечество увеличило свою численность в 6 раз. По прогнозам, вплоть до 2015 г. абсолютный ежегодный прирост населения будет оставаться на прежнем, очень высоком уровне (примерно 90 млн. человек), а общая численность населения Земли на этом рубеже составит 7,5 млрд. человек, к 2025 году она достигнет 8 млрд. человек. Такое резкое увеличение численности населения, столь высокие темпы его роста получили название «демографического взрыва».

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% - в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на расстоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 13% - в Африке, 14,0% - в Америке (Северной и Южной), 0,6% - в Австралии и Океании (данные на 2000 г.).

Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн. человек: Китай (1 млрд. 272 млн. человек), Индия (1002 млн. человек), США (276 млн. человек), Индонезия (212), Бразилия (170), Пакистан (151), Россия (143), Япония (129), Бангладеш (128), Нигерия (123). На пороге 100-миллионников стоят Филиппины, Эфиопия, Иран, Конго (Заир).

Средняя плотность населения обитаемой суши - 45 человек на 1 кв. км, но около половины ее имеют плотность населения менее 5 человек на 1 кв. км, а 15% ее территории совершенно не освоено людьми (области с экстремальными природными условиями - приполярные зоны, пустыни, высокогорья).

Наиболее заселенными районами (200 человек на 1 кв. км и выше) мира являются:

Восточная и Юго-Восточная Азия (включает Восточный Китай, КНДР, Республику Корею, Японию, Тайвань, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Сингапур, Индонезию, Малайзию, Филиппины), где проживает около 2 млрд. человек, а плотность населения в отдельных местах (долина реки Янцзы, Японские острова, остров Ява и др.) превосходит 300 человек на 1 кв. км;

Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка) с численностью населения более 1,2 млрд. человек и сосредоточением населения в отдельных местах (долина Ганга и Брахмапутры) до 500 человек на 1 кв. км;

Западная Европа (Великобритания, север Франции, Германия, страны Бенилюкс);

Восточная Америка (юго-восток Канады и северо-восток США, острова Вест-Индии, приморские районы Бразилии и Аргентины);

Северо-Восточная Африка (долина Нижнего Нила).

Среди стран мира наиболее высокую плотность населения имеют Монако (15,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Сингапур (4,5 тыс. чел. на 1 кв. км), Бангладеш (более 800 чел. на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия (320-350 чел. на 1 кв. км), Индия (300), Китай (125). Для сравнения: средняя плотность населения США - 27 чел. на 1 кв. км, России - 8,7 чел., Канады и Австралии - 2 чел. на 1 кв. км.

В большинстве стран мира численность населения не достигает и 10 млн. человек. Более 80% населения проживает в развивающихся странах, на них же приходится и основная доля трудовых ресурсов мира.

население размещение движение состав


2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРЕ

Неравномерность размещения населения на земном шаре объясняется следующими факторами.

2.1 Природный фактор

Первая причина - влияние природного фактора. Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, ледовые пространства, тундра, высокогорья, тропические леса) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей. Это можно продемонстрировать на примере таблицы 60, которая хорошо показывает как общие закономерности, так и различия между отдельными регионами.

Главная общая закономерность заключается в том, что 80% всех людей живет на низменностях и возвышенностях высотой до 500 м, которые занимают всего 28% земной суши, в том числе в Европе, Австралии и Океании в таких районах живет более 90% всего населения, в Азии и Северной Америке - 80% или около этого. Но, с другой стороны, в Африке и Южной Америке 43-44% людей обитает на территориях, превышающих по высоте 500 м. Подобная неравномерность характерна и для отдельных стран: к самым «низменным» относятся, например, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Китай, США, а к самым «возвышенным» - Боливия, Афганистан, Эфиопия, Мексика, Иран, Перу. При этом большая часть населения концентрируется в субэкваторитальном и субтропическом климатических поясах Земли.

2.2 Исторический фактор

Вторая причина - воздействие исторических особенностей заселения земной суши. Ведь размещение населения по территории Земли складывалось на протяжении всей истории человечества. Процесс формирования людей современного вида, начавшийся 40-30 тыс. лет назад, происходил в Юго-Западной Азии, Северо-Восточной Африке и Южной Европе. Отсюда люди затем распространились по всему Старому Свету. Между тридцатым и десятым тысячелетиями до нашей эры они заселили Северную и Южную Америку, а в конце этого периода - и Австралию. Естественно, что время заселения в какой-то мере не могло не сказаться на численности населения.

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).