Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономический выбор в экономике кратко. Современный российский рынок и особенности его государственного регулирования. Экономика и выбор

Какие две сто­ро­ны эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра от­ме­ти­ли авторы? В чём со­сто­ит про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го выбора? При­ве­ди­те при­мер си­ту­а­ции эко­но­ми­че­ско­го выбора.


За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона - человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, - это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар - сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно - для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Стороны: по­тре­би­тель­ский спрос и из­держ­ки производства.

2. Проблема: ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов для про­из­вод­ства какого-либо од­но­го то­ва­ра вы­нуж­да­ет от­ка­зы­вать­ся от дру­гих товаров, ко­то­рые могли бы быть про­из­ве­де­ны в иной ситуации.

Стороны и про­бле­ма могут быть ука­за­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

3. Пример: если на гряд­ке по­са­же­ны кабачки, то вы­ра­щи­вать на этой же гряд­ке клуб­ни­ку не удастся.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

1. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши в каждую графу таблицы номера соответствующих потребностей.

1) пища; 2) общение с другими людьми; 3) сон; 4) воздух; 5) признание со стороны других людей; 6) познание; 7) труд; 8) комфортный температурный режим; 9) успех в делах; 10) занятия музыкой


Понятия:

А) потребность
Б) ресурсы
В) блага

Определения:

1) всё, что является полезным для человека, ценится им
2) средства, необходимые для удовлетворения различных нужд
3) нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А-3 Б-2 В-1


3. Используя текст учебника, заполни пропуски в приведённом ниже тексте.

При организации различной деятельности люди сталкиваются с проблемой ОГРАНИЧЕННОСТИ ресурсов. Человеческие ПОТРЕБНОСТИ постоянно растут и практически безграничны, а РЕСУРСОВ для их удовлетворения всегда недостаточно. Это одна из главных ЭКОНОМИЧЕСКИХ проблем, определяющая во многом жизнь общества. Ресурсы необходимы для производства БЛАГА.


4. В регионе Z крайне низкая плотность населения, поэтому фирма, начавшая там разработку газового месторождения, вынуждена приглашать рабочих из других регионов на полугодовые вахты. Как этот факт соотносится с проблемой ограниченности ресурсов?

Ограниченность рабочих ресурсов в регионе Z- Недостаток рабочей силы.


5. Прочитай текст учебника и заполни схему.


6. В чём заключается проблема экономического выбора? Объясни и проиллюстрируй примером её сущность. Человек, делая свой экономический выбор, делает важный шаг. К примеру: выбор института для дальнейшей работы. Сам выбирает куда тратить свои ресурсы.
7. Анна решила заниматься восточными танцами. Сами занятия, приобретение костюмов и аксессуаров — удовольствие не из дешёвых. Вполне вероятно, что Анне придётся отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в данном случае может выступить в качестве альтернативной стоимости? Обведи номера правильных ответов.

1) затраты на еду
2) затраты на посещение бассейна
3) затраты на одежду
4) затраты на изучение иностранного языка


8. Вспомни, какой была последняя крупная покупка твоей семьи.

Телевизор

Что являлось её альтернативной стоимостью?

Ноутбук

Объясни мотивы экономического выбора своей семьи.

Телевизор в зал, нужда.

2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Если вы учились в школе бизнеса, то наверняка рассматривали примеры ведения бизнеса в крупных компаниях. Реальные истории помогают студентам лучше понять успешные и неудачные стратегии.

Имеются классические примеры, в число которых входят решение Apple сменить название и победа Ryanair над более мощными конкурентами. Интернет-издание Business Insider с помощью преподавателей из американских школ бизнеса составило список 15 примеров, которые должны знать студенты программы MBA.

Почему Apple сменила название

  • Пример: Apple Inc.
  • Основной вывод: иногда невозможно в лоб одержать победу над конкурентом, не изменившись самому.
  • Что произошло: Apple сменила название Apple Computers на Apple Inc. в 2007 г. Этот шаг отразил фундаментальное изменение приоритетов: от культовых компьютеров Mac к принципиально новым видам электроники iPod и iPhone, которые сегодня приносят американской компании более половины прибыли. Трансформация компании произошла вовремя и чрезвычайно успешно.

Как Lululemon сохранила репутацию культовой компании

  • Пример: менеджмент, культура и изменения в Lululemon.
  • Основной вывод: вместо вражды найти возможность объединить основателей компании.
  • Что произошло: в середине 2008 г. управление компанией перешло от ее основателя Дениса Уилсона к новому президенту Кристине Дэй. Тогда же Уилсон высказал тревогу по поводу угрозы традициям и стоимости фирмы в связи с новым руководством. Между тем Дэй унаследовала массу проблем, в том числе плохие результаты сетевых кафе, неудачную стратегию в недвижимости и плохую коммуникацию между подразделениями компании. Используя свой опыт и новую стратегию, она сделала все, чтобы расширить присутствие Starbucks в мире. Более того, она убедила основателей компании пройти курс управления в Гарварде и Стэнфорде, чтобы лучше понимать необходимость перемен. За 4 года стоимость компании выросла с $350 млн до $10,59 млрд.

Как Cisco вновь стала конкурентоспособной

  • Пример: Cisco Systems - развитие стратегии человеческого капитала.
  • Основной вывод: выращенные внутри компании таланты могут помочь пережить трудные времена.
  • Что произошло: Cisco развивалась чрезвычайно быстро в период пузыря hi-tech, купив в это время 70 фирм и увеличив в 2 раза численность сотрудников корпорации. После того как пузырь лопнул, Cisco пришлось изменить стратегию развития и вместо быстрого роста заняться воспитанием собственных талантов. Для наиболее перспективных специалистов компания создала университет Cisco. В течение трех лет ситуация в корпорации кардинально изменилась, что позволило ей вновь стать лидером на рынке.

Как газета USA Today вновь стала прибыльной

  • Пример: развитие новой стратегии в USA Today
  • Основной вывод: иногда старые лидеры не могут успешно руководить компанией в новых условиях.
  • Что произошло: когда тираж газеты резко пошел вниз, президент USA Today Том Кюрли решил интегрировать различные подразделения компании, в том числе интернет-сайты, телеканалы и печатные издания, и эффективнее использовать содержание новостей. При этом многие старые руководители в его команде выступали против новой стратегии. В итоге Кюрли пришлось заменить пятерых из семи высокопоставленных менеджеров.

Как Dreyer пережил катастрофу

  • Пример: сеть кафе-мороженых Dreyer
  • Основной вывод: не пытайтесь вводить в заблуждение сотрудников.
  • Что произошло: многочисленные проблемы, в том числе высокая стоимость сырья, падение продаж и завершение контрактных отношений с Ben & Jerry"s, заставили компанию провести срочную реструктуризацию. Во время ее проведения руководители лично встречались с каждым работником и обсуждали предстоящий план действий, а также внимательно слушали их советы. Стратегия доверия, открытости и веры в собственных сотрудников помогла компании в течение двух лет вновь стать прибыльной.

Как Microsoft решила конкурировать с Google

  • Пример: поисковик Microsoft
  • Основной вывод: нет чудесных методов, необходимо вовлекать всю компанию и все ее ресурсы.
  • Что произошло: через 10 лет после своего основания Google смогла стать ведущим поисковиком в интернете. Microsoft занимала третью строчку, уступая даже Yahoo!. Но компания мобилизовалась и решила кардинально изменить ситуацию, создав в 2009 г. поисковик Bing!, который смог бросить серьезный вызов лидеру рынка.

Как Ryanair обошла более крупных конкурентов

  • Пример: Ryanair - борьба за небо Европы
  • Основной вывод: ограниченная в ресурсах компания может мобилизоваться и обойти более богатых конкурентов.
  • Что произошло: в 1986 г. два брата Райан объявили о создании новой компании, которая не побоится бросить вызов таким гигантам индустрии, как British Airways и Aer Lingus, на маршруте Лондон – Дублин. Предложив билеты по рекордно низким ценам, Ryanair смогли привлечь пассажиров, которые раньше пользовались поездом или паромом.

Этические вопросы воспринимаются по-разному в мире

  • Пример: Merck Sharp & Dohme Argentina, Inc.
  • Основной вывод: этические решения не всегда бывают легкими.
  • Что произошло: новому президенту аргентинской "дочки" Merck была поставлена задача сделать компанию современной и профессиональной. Через некоторое время у него возникла этическая дилемма. Один из кандидатов на престижное место в программе стажеров был сын высокопоставленного чиновника в Министерстве здравоохранения Аргентины. Президенту недвусмысленно дали понять: если студент будет взят в компанию, то лекарства Merck будут включены в государственную программу распространения, что, безусловно, приведет к росту продаж. Это был реальный конфликт между желанием Москера реформировать компанию и реальностью ведения бизнеса в развивающейся стране.

Почему Cirque du Soleil решил отказаться от привычного комфорта

  • Пример: Cirque du Soleil – новое здание привело к новому партнерству
  • Основной вывод: иногда следует отказаться от старых партнеров для роста
  • Что произошло: Cirque du Soleil имел взаимовыгодные отношения с казино MGM Mirage. Казино сделало значительные инвестиции в специально построенное здание для уникальных выступлений цирка. Но появившиеся возможности в Азии и на Ближнем Востоке заставили президента Cirque du Soleil Даниэля Ламэрра начать переговоры о новых партнерских отношениях.

Почему Airborne Express проиграл конкуренцию

  • Пример: Airborne Express
  • Основной вывод: узкая специализация может дать преимущество, но только на непродолжительное время.
  • Что произошло: Airborne Express, небольшой конкурент FedEx и UPS, смогла добиться значительных результатов, несмотря на свой размер. Успех объясняется продолжительной забастовкой сотрудников UPS, чем умело воспользовалась Airborne Express. Новая компания решила стать узкоспециализированной, предлагая сервис по низким ценам лишь в больших городах. Однако эта стратегия оказалась малоуспешной, и компанию в итоге приобрела DHL.

Как плохая коммуникация чуть не уничтожила менеджера

  • Пример: Эрик Петерсон
  • Основной вывод: порой трудно преодолеть бюрократические барьеры
  • Что произошло: недавний выпускник школы бизнеса был назначен директором региональной "дочки" крупной телефонной компании в конце 1980-х гг. Фирма под управлением Петерсона начала масштабную работу по развитию мобильного сервиса в штатах Вермонт и Нью-Гемпшир. Однако новый проект отставал по срокам, и Петерсон предложил руководству пересмотреть даты. Но он не смог быстро и своевременно связаться с начальством, что в итоге привело к многочисленным проблемам.

Как Уильям Авери стал легендой

  • Пример: Crown Cork & Seal в 1989 г.
  • Основной вывод: не бойся думать о себе
  • Что произошло: Уильям Авери стал президентом Crown в 1989 г., когда на рынке появились новые конкуренты, а подразделение по выпуску металла становилось все более убыточным. Первое, что Авери сделал, – начал разработку долгосрочной стратегии развития компании, которая включала в себя покупку конкурентов и освоение производства новых упаковок. Успех не заставил себя долго ждать: сегодня компания выпускает одну из пяти банок/бутылок для прохладительных напитков по всему миру.

Почему Cisco решила играть по-крупному

  • Пример: новые приобретения Cisco
  • Основной вывод: компаниям нужны разные вещи в разное время
  • Что произошло: примерно в 2006 г Cisco решила отказаться от стратегии приобретения небольших инновационных стартапов, концентрируя внимание лишь на редких покупках больших игроков. Старая стратегия была оптимальной на фоне быстрого развития интернета. Но ситуация на рынке изменилась, а значит, стали необходимы и новые модели ведения бизнеса.

Как Lincoln Electric добилась успеха с необычной стратегией

  • Пример: Lincoln Electric Co
  • Основной вывод: делай все просто
  • Что произошло: это один из классических примеров американского бизнеса. Крупнейший производитель изделий электродуговой сварки с 1975 г. не имеет профсоюза и не предлагает дополнительные бонусы сотрудникам. В то же время Lincoln Electric гарантирует каждому сотруднику пожизненное трудоустройство и возможность стать акционером компании. Размер зарплаты напрямую зависит от уровня прибыли фирмы. Столь необычные методы до сих пор не мешают Lincoln Electric оставаться конкурентоспособной и прибыльной компанией. Стратегия Lincoln убедительно подтверждает важность мотивации сотрудников.

Почему Nucor Steel решила рискнуть

  • Пример: Nucor на распутье
  • Основной вывод: инвестиции определяют размер нового проекта
  • Что произошло: в 1986 г. перед президентом Nucor Кенес Иверсон был непростой выбор: принять или нет новую технологию отливки стали. Технология позволила бы компании получить много преимуществ, в том числе значительное снижение расходов. Но для ее внедрения необходимы значительные инвестиции, а технология не была еще одобрена контролирующими органами. В итоге Nucor все же решила построить в 1989 г. первый завод с использованием новой технологии. С тех пор компания остается крупнейшим производителем стали в США.

Экономический выбор -- это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.

Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:

«Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т. д. Неслучайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше хочется!».

Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает, что объясняется истощением невоспроизводимых природных ресурсов и ростом потребностей общества в потребительских товарах и инвестициях.

Экономика - это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство - в экономику.

Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим государством, капиталистической индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса), представленные на рис.

Рис.1.

Эти три вопроса - основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? - можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.

Таким образом, рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить - с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Экономический выбор (economic choice) - выбор наилучшего варианта среди альтернативных, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах, или максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Он проявляется в эффективном использовании ресурсов.

Экономический выбор проявляется в эффективном использовании ресурсов. В обычной жизни вы смотрите в кошелек и выбираете, что вам купить: кроссовки или мороженое? Точно так же экономика в целом решает вопросы: что и сколько производить? Если объединить все товары в две группы - средства производства (например, станки) и предметы потребления (например, хлеб), то общество должно решить: сколько производить станков и сколько хлеба? Иначе говоря, отдельный индивидуум, организация и общество в целом решают одну и ту же проблему - проблему выбора: что и сколько производить. В этом случае фирма преследует свой собственный интерес, основанный на рациональном эгоизме, - получение максимума прибыли. Компания определяет оптимальный вариант из множества имеющихся на основе анализа ограниченных производственных возможностей1 и исследования доступной информации с целью эффективной реализации выбранного варианта за определенный период времени.

Зададимся вопросом: зачем нужно решать проблему выбора? Ответ очевиден - из-за ограниченности ресурсов. Таким образом, суть проблемы выбора - в эффективном использовании ресурсов. Отсюда новое определение микроэкономики.

Микроэкономика - это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Эффективность характеризует связь между количеством редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и количеством и качеством какого-либо произведенного продукта. Чем больше производится продукта отданного объема затрат, тем эффективнее производство, а точнее, воспроизводство.

Типы воспроизводства в хозяйственной жизни

Воспроизводство (англ. reproduction) в хозяйственной жизни - непрерывно продолжающийся (незатухающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.

В количественном аспекте воспроизводство исследуется с позиции трех его типов:

  • o простое воспроизводство (simple reproduction) - возобновляющееся в неизменном объеме;
  • o суженное воспроизводство (contracted reproduction) - возобновляющееся в сокращенном объеме, фактически недопроизводство;
  • o расширенное воспроизводство (expanded reproduction) - возобновляющееся в возрастающем объеме, рассматриваемое как "норма", синоним прогресса.

В комплексном социально-экономическом анализе воспроизводство общественного продукта представляется как предпосылка существования человечества и как системообразующий фактор условий его бытия, изменяющийся в зависимости от конкретных исторических условий. В классической экономической теории оно рассматривается как единый процесс воспроизводства:

  • o материальных благ;
  • o рабочей силы;
  • o производственных (экономических) отношений.

Вот что интересно. Все мы хотим иметь хорошую квартиру, машину, дачу и т.д. Но что получается? Да, кто-то имеет все это, но далеко не все желающие. Причина заключается в том, что из-за недостаточности освоения ресурсов и их редкости воспроизводство не обеспечивает население достаточным количеством благ. Экономика не может предложить неограниченный выпуск товаров и услуг, обеспечить всех нормальным жильем, поэтому экономисты принимают решения, какие и в каком количестве товары и услуги следует производить, а от каких временно отказаться.

Рассмотрим пример. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства, скажем, промышленных роботов, потребует переключения части ресурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (табл. 1.2). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии.

Таблица 1.2.

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X (пиццы), чтобы получить больше продукта У (роботов). Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать обе позиции одновременно.

Чтобы углубить наше понимание производственных возможностей, рассмотрим приведенные в таблице данные в их графическом отображении (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Из рисунка 1.6 видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей АВСйЕ представляет максимальный объем производства двух продуктов. Точка Л", расположенная внутри области производственных возможностей, означает, что ресурсы не используются полностью. Это возможно в условиях спада производства. Точка М, расположенная за пределами кривой, характеризует такой объем продукции, который хотя и желателен, но недостижим, так как нет достаточных ресурсов. Следовательно, только точки, лежащие на кривой АВСйЕ, представляют одновременно возможный объем производства.

Итак, кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Если улучшается технология или увеличивается количество ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх.