Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Воспитательское занятие на тему: Беседа "Что такое экономика". "Кто использует в работе?". Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики

Цели урока:

– знакомство детей с экономическими понятиями: собственности, капитала, себестоимости, прибыли;

– повторение основных понятий, связанных с деньгами;

– развитие логического мышления, смекалки;

– воспитание уверенности в себе, деловых качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, мел, плакат-игра “Успех”, кроссворд, ребус на листочках, тест..

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие гостей и деловой настрой на работу.

II. Проверка основных понятий, пройденных на предыдущих занятиях по экономике. На доске дан кроссворд:

По горизонтали:

  1. Финансовое учреждение, собирающее и дающее в долг денежные средства.
  2. Металлический денежный знак.
  3. Всеобщее средство расчёта платежа и накопления.
  4. Долговое обязательство.
  5. Процесс повышения уровня цен в стране.
  6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемые банком %.
  7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.

По вертикали:

  1. Бумажный денежный знак.

III. Логическая минутка

– Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений,

– установить соответствие:

  • “Малыш и Карлосон” – эро
  • “Приключение Буратино” – сольдо
  • “Али-Баба и 40 разбойников” – динар

IV. Тестирование

– Как вы себя чувствовали, когда отвечали на вопросы?

– Боялись ошибиться?

– Были уверены в себе?

– Сегодня мы побываем в городе Деловых людей – Бизнес Сити и прежде, чем туда отправиться, мы проверим, а как же мы знаем самих себя. Посмотрите внимательно на фигуры и выберите ту, которая больше всего вам нравится.

– Из 4 символов (круги, квадраты, треугольники, линии) выберите тот, который подходит вам больше всего и запишите его буквой, потом подпишем цифры и подсчитаем результат.

Деятельный
Спокойный
Уверенный
Неуверенный

От 8 до 13 баллов: ваше поведение зависит от окружающих, легко падаете духом, нельзя сказать, что вы хозяева своего слова, слишком эмоциональны.

От 14 до 20 баллов: вы практически относитесь к себе, стремитесь найти свой стиль. Если чувствуете, что не правы, вы отказываетесь от неправильной позиции.

От 21 до 27 баллов: считаете себя непогрешимым, но всё же подвержены внешнему влиянию. Стремитесь во всём найти золотую середину.

От 28 до 34 баллов: вы нелегко отказываетесь от своих взглядов. Чем больше на вас влияют, тем больше вы сопротивляетесь. Вы боитесь попасть в неприятную ситуацию.

От 35 до 40 баллов: если вам что-то придёт в голову, то вас никто не переубедит. Всегда идёте к выбранной цели. Вам надо поменьше упрямиться.

V. Физкультпауза (под музыку).

VI. Ну, а сейчас мы отправимся в путешествие:

Оля и папа взяли напрокат машину и поехали осматривать город, дорога привела их к громадной стене посредине города, на обочине высился дорожный указатель “стена собственности”. Такой серьёзной охраны в стране Экономика мы с вами не встречали.

– здесь хранятся документы, которые подтверждают право жителей Бизнес – Сити владеть, пользоваться и распоряжаться землёй, машинами, фабриками, магазинами, права жителей на частную собственность.

Экономика: – станки, машины, заводские корпуса, портовые краны, железные дороги – т.е. то, что создали сами люди и что помогает им создавать всё необходимое.

Нет капитала и трудиться не на чем!

Заработать много может тот, кто обладает большим капиталом (и для людей и для стран). Многие страны Африки и Азии живут в нищете – у них мало капитала. Поэтому в богатых странах живут более 70 лет, а в Бангладеш – 50 лет.

Проспект – дорога уперлась в решётку, за ней были фонтаны разноцветных денег, стены из мрамора, украшенные золотыми знаками, а в самом центре находился бассейн, в котором плавали люди с экскурсантами.

– Как вы думаете, что захотели сделать Оля с папой?

– Конечно же оказаться внутри.

А для этого надо разгадать ребус-пословицу делового человека:

– разгадывание ребуса,

– решение задачи,

фирма изготавливает кроссовки, она несёт следующие затраты:

зарплата работникам,

– материал,

– электроэнергия,

износ оборудования,

– налоги,

на одни кроссовки уходит 250 рублей.

По какой цене ей лучше продать кроссовки оптовикам:

– 200 рублей,

– 250 рублей,

– 300 рублей.

250 рублей – это себестоимость товара, т.е. то, во что обходится производство товара самому производителю.

Если 200 рублей – то разорится.

50 рублей – прибыль – это выручка от продаж минус себестоимость.

ПРИБЫЛЬ – источник дохода деловых людей.

VII. Подведение итогов

– Что мы повстречали во время путешествия?

– С какими понятиями мы сегодня ознакомились.

VIII. Путь к успеху – игра (форзац книги Т.В.Смирновой “Белка и компания”)

Класс делится на 2 группы, дети по очереди выбрасывают кубик и передвигаются по кружочкам к финишу со словом “Успех”.

– Кто быстрее достигнет успеха.

IX. Домашнее задание

– повторить ключевые слова.

Ты познакомился с чудной страной
Не признающей застой и покой.
В этой стране крепко помни о том
Можешь всегда ты добиться трудом.

Литература:

  1. И.В.Липсиц “Удивительные приключения в стране Экономика”;
  2. Детская энциклопедия “Я познаю мир”;
  3. Т.В.Смирнова “Белка и компания”;
  4. Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева “Современный экономический словарь”.

Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, кото­рая изучает закономерности такой деятельности.

Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узе­лок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят полу­чить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы­стрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле­карств.

Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денеж­ная система.

Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом универси­тете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточ­ке которых будет написано «экономист». Что же это за профес­сия и чем занимаются люди с такой квалификацией?

Экономика - наука, которая исследует, как люди исполь­зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было созда­но путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «но­мос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

УМК «Азбука финансовой грамотности.
Экономика для младших школьников», 1-4 классы
(факультативный курс)

Как известно, экономика - это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества.

Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

О.С. Письменюк - 1 класс;
. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова - 2, 3 классы;
. Т.В. Смирнова - 4 класс.

В УМК входят учебные пособия:

. «Дом в Обычном переулке»;
. «Вокруг денег. Рабочая тетрадь для 1 класса»;
. «Белка и Компания»;
. Задачник - рабочая тетрадь «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (в 2 частях);
. «Новые приключения Белки и ее друзей»;
. справочное пособие «Экономический сказочный словарь»;
. методические рекомендации к курсу экономики для младших школьников;
. методические рекомендации, ответы и пояснения к Задачнику - рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей».

Цели курса:

С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

Способствовать общему развитию ребенка.

Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Одним из важнейших направлений программы курса является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

Патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
. ценностного отношения к природе, окружающей среде;
. нравственных отношений в экономическом поведении.

Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Справочное пособие «Экономический сказочный словарь» дает представление об основных экономических понятиях, наиболее интересных и доступных для детского восприятия. Автор в привлекательной для ребенка сказочной форме объясняет основные экономические категории. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.

Задачник-рабочая тетрадь по экономике (в 2 частях) «Путешествие в компании Белки и ее друзей» предлагает различные задачи и задания экономического содержания к учебному пособию «Белка и компания» . Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать различные экономические ситуации. Представлены ребусы, головоломки, загадки на экономические темы.

ПРОГРАММА курса «Экономика и мы» (автор Е.А. Мухина)

Вариант КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ курса по экономике (автор
С.В. Бржезинская), в котором выделены предметные и метапредметные результаты, а также намечены возможные формы организации деятельности учащихся. Ознакомившись с этим вариантом, вы сможете составить свой, учитывая индивидуальные особенности детей вашего класса.

Посмотреть запись обучающего вебинара О.С. Письменюк «РАБОТАЕМ ПО КУРСУ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)».

Адьбина Якубова
Внеклассное занятие по экономике на тему: «Твой вклад в школьную экономику»

ГБОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель : Якубова Альбина Сагидуллаевна

Класс : 7

Тема : «»

Цель :

Продолжать формировать у воспитанников экономное отношение к расходованию воды, электроэнергии, тепла и бережное отношение к школьному имуществу .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и закрепить знания воспитанников об экономических понятиях

«экономика » , «коммунальные услуги» ;

Учить воспитанников самостоятельно составлять правила экономного и бережливого хозяина;

Коррекционно-развивающие :

Способствовать развитию и коррекции устной связной речи, внимания, мышления, восприятия на основе выполнения заданий («Выбери самое нужное» , «Какому прибору нужна электроэнергия» , инсценировании басни «Обиженная парта» );

Развивать умения правильно обобщать данные и делать вывод.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать беречь школьное имущество ; экономить природные ресурсы (вода, свет, газ) ; любознательность и интерес к занятию .

Оборудование : презентация по теме; карточки со словами для игры «Выбери необходимое» ; правила экономного и бережливого хозяина; предметная картинка по индивидуальной работе; атрибуты для инсценировании басни; музыка-релакс «Тихое озеро» .

Предполагаемый результат :

Воспитанники знают и дают определения словам «экономика » , «коммунальные услуги» ;

Составляют правила экономного и бережливого хозяина.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(школа ) (слайд 1)

Воспитатель :

Ребята школу мы часто как называем? (домом) . А так как в любом доме есть хозяйство и хозяин, то школа является хозяйством , а вы – одни из ее хозяев. А чтобы правильно вести это хозяйство, какая наука может нам помочь? (экономика )

2. Основная часть. Введение в тему .

Воспитатель :

Как вы понимаете слово «экономика » ?

Вывод : Экономика – это ведение хозяйства по правилам. (2 слайд)

Воспитатель :

Тема нашего занятия «Твой вклад в школьную экономику » . (3 слайд)

Сегодня мы побеседуем, какой вклад мы можем внести в школьную экономику .

Нашей школе выделяется определенное количество денег на питание учащимся, на приобретение нового оборудования, учебников, на оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание и многое другое необходимое для хорошей жизни воспитанников школы-интерната . За всем расходованием денег ведется строгий учет. Директор школы планирует , что необходимо купить в первую очередь, а что можно будет приобрести на следующий год.

Воспитатель :

Ребята, почему следует расчетливо использовать деньги? (Деньги надо экономить , потому что может не хватить на что-то нужное. Все деньги израсходуешь, а где их взять)

Давайте поиграем в игру «Выбери самое нужное» . Нам выделили деньги и попросили приобрести самое необходимое для школы . (По методике Базарного воспитанники находят карточки со словами, выбирают самое необходимое, объясняют и вывешивают на доске : учебники, парты, музыкальный центр, тетради, игрушки, мороженое, компьютер, наушники, глобус, мел, портфели).

Поощрение воспитанников за правильные ответы.

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете, за что школа платит деньги ? (За воду, свет, газ, телефон, вывоз мусора) .

Как можно назвать оплату за свет, газ, воду, мусор двумя словами? (Коммунальные услуги) . (4 слайд)

Наша школа -интернат платит очень большие деньги за коммунальные услуги. За март месяц уплатили : (5 слайд)

за воду – 20000 рублей;

за свет – 5500 рублей;

за газ – 11500 рублей;

за вывоз мусора – 3000 рублей.

Давайте посчитаем сколько денег заплатила наша школа за коммунальные услуги в марте. (40000 рублей) (6 слайд)

А можно ли платить меньше, как вы думаете? Как сэкономить деньги ? (Нужно экономно расходовать воду , свет, газ) .

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в мир экономики нашей школы . Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте разомнемся.

Физминутка.

Мы руки поднимаем,

Носом - вдох, а выдох – ртом.

Мы руки опускаем, дышим глубже, а потом –

Все вместе приседаем,

Марш на месте не спеша.

И дружно все встаем.

Начинается игра.

Воспитатель :

Мы отправляемся в путешествие.

Первая наша станция «Комната Гигиены» . (7 слайд) .

Стихотворение рассказывает воспитанник.

Вода течет из крана

Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернем и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу ,

Ты дашь возможность потомкам напиться.

Воспитатель :

Как мы можем экономить воду ? (Моем руки не открывая сильно кран. Когда чистим зубы, закрываем кран, чтобы вода зря не текла).

Почему нужно экономить воду ? (За воду нужно платить. Экономно расходовать воду , потому что пресной воды в природе остается все меньше и меньше).

Воспитатель :

Вода из крана течет быстро. За 1 минуту из открытого крана вытекает 1-2 ведра воды. (8 слайд) . А ведь экономия – это дело привычки . Прочитайте народную поговорку о воде :

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей» . (9 слайд)

Ребята, на основе всего сказанного давайте попробуем сформулировать правила экономного хозяина .

1. Не забывайте выключать воду.

2. Когда моешь руки – не сильно включай струю. (10 слайд)

Два простых правила и за год мы с вами сможем сэкономить целое озеро пресной воды длиной 200 м и глубиной 2 метра.

Воспитатель :

Продолжим наше путешествие. А название нашей следующей станции вы узнаете, отгадав загадку.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое ее величество –

Это… (электричество) .

Воспитатель :

Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Электроэнергия» . (11 слайд)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Энергия – это сила, приводящая предметы в движения, она освещает и нагревает.

Задание :

Ребята, перед вами карточки. Отметьте стрелочками от лампочки, какому прибору нужна электроэнергия (объяснения воспитанников) .

Воспитатель :

Давайте представим ситуацию, когда в школе нет света . Что произойдет? (Не смогут приготовить еду. Не будут работать телевизоры, компьютеры. Не смогут стирать белье).

Итак, школе нужна электроэнергия. Но за нее надо платить. Поэтому, мы, как хозяева школы должны экономно расходовать электроэнергию. Как это сделать? (Выключать свет, когда он не нужен. Вовремя выключать телевизор, компьютер. В школе установлены энергосберегающие лампы).

Теперь сформулируем правила экономного хозяина .

1. Выключить свет, когда он не нужен.

2. Выключать телевизор, компьютер до полного выключения, чтобы сберечь электроэнергию и снизить опасность пожара.

3. Использовать энергосберегающие лампы. (Правила вывешиваются на доске) .

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон. Прыжок,

Улыбнись. давай, дружок.

Еще попрыгай : раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Воспитатель :

Продолжим наше путешествие. Следующая станция «Бережливых» . (12 слайд)

С наступлением холодов в здании становится прохладно. Необходимо тепло, которым нас обеспечивает котельная. Для работы котельной нужен газ и электроэнергия.

Ребята, как вы думаете, чтобы сэкономить деньги , что еще нужно сделать? (Беречь школьное имущество ) .

А что относится к школьному имуществу (ответы воспитанников?

Индивидуальная работа с Тимербаевой Марией.

Рассмотри рисунки и обведи те из них, где люди проявляют бережливость.

Ребята внимательно, послушайте басню и ответите, есть ли среди вас такие ученики.

Воспитанники инсценируют басню М. Ильина «Обиженная парта» .

Действующие лица : Парта, Глобус, автор.

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая.

Тут к Парте Глобус проявил участье :

О чем ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про свое несчастье.

Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдет.

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Воспитатель :

Почему Парта заплакала? Кто ее обидел и как? Как вы оцените поведение Вити? Вы так поступаете со своими партами и столами в школе ?

Теперь сформулируем правила бережливого хозяина.

1. Не пачкать, не портить школьное имущество .

2. Бережно относиться к учебным принадлежностям.

3. Сломанные предметы починить, отремонтировать. (13 слайд)

Рефлексия.

Звучит релаксационная музыка «Тихое озеро» .

Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называется «Тихое озеро» .

Закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе, что вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите стрекотание кузнечика и щебет птиц. Вы абсолютно спокойны. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.

А теперь откройте глаза. Мы снова в нашей школе . Мы хорошо отдохнули и у нас бодрое настроение.

Итак, о чем мы беседовали на занятии ? Что нового узнали для себя? Что относится к коммунальным услугам? Как мы можем помочь нашей школе , чтобы закупить еще больше компьютеров и интересных книг?

Молодцы ребята. Сегодня вы хорошо поработали.

В пособии для старших дошкольников и младших школьников в простой и доступной форме рассказывается об основных законах экономической науки. Дети узнают о том, зачем нужны деньги, как и когда они возникли, что такое товар и его цена, об экономических ресурсах, о потребностях человека, об экономике семьи и многом другом.
Пособие построено в форме бесед, включающие авторские сказки, рассказы, стихи, загадки, игры, помогающие лучше усвоить материал.
Предназначено для воспитателей, гувернеров, родителей, учителей начальных классов.

Что такое ресурсы?
Дорогие ребята! Слышали ли вы слово «ресурсы»? Если да, то попробуйте объяснить, что оно означает, а «тли нет, то о ресурсах я расскажу вам.

Представьте, вы с папой оказались в магазине игрушек. Вам очень понравилась заводная машинка, и вы просите папу ее купить.
- Что ж, мне, честно говоря, эта машинка тоже правится. Но, наверное, она дорогая. Сейчас посмотрим, хватит ли у нас ресурсов. - Говорит папа, открывает бумажник с деньгами и пересчитывает их.
- Что ж, ресурсов хватит! - замечает папа, узнав у продавца цену игрушки.

Он платит деньги в кассу, получает чек, и продавец выдает вам покупку - красную заводную машинку. Нот красота-то!
«Значит, ресурсы это деньги», - думаете вы и оказываетесь правы.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь
Понятие об экономике. Как жили первобытные
люди и каковы их потребности
Октябрь
Потребности современного человека
Ноябрь
Что такое ресурсы?
Декабрь
Труд и товар
Январь
Поговорим о профессиях
Февраль
Поговорим о профессиях (продолжение)
Март
Обмен и деньги
Апрель
Экономика семьи
Май
Мы с мамой идем в магазин
Июнь
Мы играем в магазин
Июль
Знаете ли вы экономику?
Список использованной и рекомендуемой
литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Беседы об экономике, Методические рекомендации, Шорыгина Т.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях, Королев Ю.Г., 1980
  • Математико-статистические методы экспертных оценок, Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г., 1980

Следующие учебники и книги:

  • Эконометрика, учебник, Елисеева И.И., Курышева С.В., Костеева Т.В., 2007
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, СОКОЛ П.В., 2013