Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Процедуры программы аудита. Нюансы проведения внутреннего аудита на предприятии, его организация и оформление результатов

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и составление плана;

подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности (см. параграф 5.1 главы 5).

При разработке плана аудита системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. Д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем заплани-рованных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным разви-тием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета. Для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверить:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

Программа аудита - это документ, содержащий перечень задач в определенной последовательности их выполнения, с помощью которых получаются достаточные и надежные аудиторские доказательства в соответствии с целью проверки соответствующего клиента. Другими словами, программа аудита - это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других задач.

Для разработки программ можно использовать стандартные аудиторские программы или контрольные листы по проведению аудита, которые разрабатываются аудиторской фирмой. Стандартные аудиторские программы являются собственными разработками аудиторской фирмы, они воплощают в себе накопленный профессиональный опыт выполнения различных видов работ и поэтому является своеобразным ноу-хау.

Вместе с тем невозможно разработать универсальные программы проверки, потому что нет полностью похожих предприятий, даже если они работают в одной отрасли, имеют схожие производственные и организационные структуры. Всегда будут существовать обстоятельства по конкретному предприятию, которые формируют факторы свойственного риска и риска существенных искажений. Поэтому когда используются стандартные программы или контрольные листы, необходимо их дорабатывать в соответствии с условиями конкретной задачи.

При подготовке программы аудитору для выполнения работ по конкретному договору уместно учитывать следующие обстоятельства:

Определены оценки риска существенных искажений;

Уровень уверенности, который должен быть обеспечен при получении аудиторских доказательств в процессе выполнения процедур по существу;

Запланированные сроки выполнения тестов контроля и процедур по

существу;

Возможность координации любой позиции в плане проверки, например, замена одного работника на другого, оказание технической или методической помощи;

Количество ассистентов (т.е. работников аудиторской фирмы, которые имеют меньший опыт работы по сравнению со старшим персоналом);

Необходимость привлечения других аудиторов или экспертов. Программа аудита, как и другие документы, формируемые в процессе

проверки, является важным инструментом, который позволяет обеспечить качественное предоставление профессиональных услуг, а также уменьшить риск обнаружения существенных ошибок.

Итак, в программе конкретизируются процедуры, необходимо выполнить для получения аудиторских доказательств утверждений, которые содержат показатели и информация в финансовой отчетности.

Выполнение определенного комплекса процедур зависит от выбранного аудиторского подхода.

Во-первых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить относительно информации, систематизируется на счетах бухгалтерского учета и затем служит основанием для формирования соответствующего показателя финансовой отчетности.

Во-вторых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить для проверки информации о хозяйственных операциях в разрезе хозяйственных циклов, происходящих на предприятии, и связанных с ними счетов бухгалтерского учета.

Традиционно в теории аудита выделяют такие циклы хозяйственных операций:

Финансово-инвестиционный,

Цикл приобретения и расходов,

Производственный,

Цикл реализации и получения доходов.

В первом случае организация процесса выполнения аудиторских процедур привлекает своей простотой, но главным недостатком является то, что такой подход требует дублирования отдельных процедур, а также механическое подтверждение остатков на счетах без учета их взаимосвязи. Например, если исследуются операции, которые были зафиксированы на бухгалтерском счете 311 "Счета в банке в национальной валюте", то по дебету этого счета будут накапливаться суммы, связанные с получением выручки от погашения дебиторской задолженности покупателей. В то же время при исследовании операций по бухгалтерскому счету 361 "Расчеты с отечественными покупателями и заказчиками" по кредиту фиксируются соответствующие суммы погашения дебиторской задолженности.

При применении второго подхода к процессу организации выполнения аудиторских процедур всего привлекает системный характер и устранения главного недостатка, который существует в первом случае. Однако на практике иногда очень сложно бывает сделать группировки счетов бухгалтерского учета, участвующих в накоплении и систематизации последствий хозяйственных операций по циклам. Это связано, главным образом с тем, что не всегда рабочий план счетов на предприятии позволяет четко разделить информацию о хозяйственных операциях. Например, на бухгалтерском счете 361 "Расчеты с отечественными покупателями и заказчиками" по кредиту может учитываться кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и авансы полученные от покупателей. Кроме того, даже если предприятие корректно использует счета бухгалтерского учета, в их составе есть такие, которые используются для накопления информации о хозяйственных операциях разных циклов, например, бухгалтерский счет 311 "Счета в банке в национальной валюте" содержит операции движения денежных средств, эт "связаны с циклом приобретение, получение доходов и финансово-инвестиционным циклом. Поэтому каждая аудиторская фирма проводит распределение счетов, содержащиеся в рабочем плане

счетов предприятия исходя из условий конкретного предприятия, отчетность которого проверяется, и собственного профессионального опыта.

Независимо от выбранного подхода к организации процесса проведения аудиторских процедур, программа должна определять комплекс действий для получения доказательств в отношении отдельных утверждений, которые содержат финансовые

отчеты, а именно:

Существование,

Права и обязательства,

Полнота,

Оценка стоимости и распределение,

Наличие,

Точность,

Отсечки,

Операции и события, отраженные на соответствующих счетах,

Права и обязательства,

Классификация и понятность.

Один из вариантов программы аудита приведены в Приложении Е.5.

Программа может быть представлена в форме таблицы, содержащей перечень аудиторских процедур, необходимых для выполнения. Процедуры или тесты можно записывать под заголовками, отражающими утверждение руководства по финансовой отчетности (цели) и тесты для любой сферы аудита. Так, под определенным номером (кодом) указывают утверждение (цель) "Права и обязательства", после чего перечисляются под соответствующими порядковыми номерами (кодами) процедуры аудита, нацеленные на проверку соблюдения или несоблюдения данного утверждения (или достижения или недостижения данной цели) . Далее приводится следующее утверждение и т.д.

Программа аудита также может быть составлена в виде программы тестов контроля и тестов (процедур) по существу. Программа тестов контроля представляет собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля клиента. Программа тестов по сути - это детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и остатков по счетам, то есть перечень действий для детальных конкретных проверок. В этом случае аудитор определяет конкретные сферы аудита (разделы бухгалтерского учета), которые он будет проверять, и составляет программу по каждой из них.

С каждого раздела программы формируются документально подтверждены выводы, которые являются основой для формирования и выражения мнения аудитора в аудиторском отчете и заключении.

Программа аудита, как и общий план, следует просматривать в ходе проверки (если это необходимо). Причины всех изменений должны быть задокументированы.

Контрольные вопросы к главе

1. Определите место и роль планирования в аудите.

2. Классифицируйте процедуры планирования в зависимости от стадии аудиторской проверки.

3. Сравните цель, регламентации и результаты планирования деятельности аудиторской фирмы и конкретной проверки.

4. Перечислите основные документы, которые использует аудитор в при планировании, и документы, которые являются следствием планирования.

5. В чем состоит назначение бюджета затрат времени.

6. Назовите условия, при которых бюджет затрат времени может быть пересмотрено.

7. Дайте краткую характеристику циклам хозяйственных операций в контексте аудиторской проверки.

8. Назовите утверждение руководства и управленческого персонала, содержащиеся в отчетах.

9. Определите место программы аудита в процессе планирования и назовите основные требования к ее составлению.

10. Назовите возможные причины пересмотра плана и программы аудита.

Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты.

Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация может разработать более одной программы аудита.

Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита. Ответственные за управление программой аудита должны:

а) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита;

б) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.

На рисунке 2.1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Примечание 1. Рисунок иллюстрирует также применение методологии "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" в рамках настоящего международного стандарта.

Примечание 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего международного стандарта.

В проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнётся аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь - примеры программ аудита.

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объёме программы. Цели программы аудита.

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Эти цели могут основываться на:

а) приоритетах менеджмента;

б) коммерческих намерениях;

в) требованиях системы менеджмента;

г) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

д) необходимости оценивания поставщика;

е) требованиях потребителя;

ж) потребностях других заинтересованных сторон;

з) рисках организации.

Цели программ аудита могут включать:

а) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;

б) подтверждение соответствия требованиям контракта;

в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

г) содействие улучшению системы менеджмента. Объём программы аудита.

Объём программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:

а) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;

б) частоты проведения аудитов;

в) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

г) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;

д) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;

е) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

ж) языковых, культурных и социальных аспектов;

з) мнения заинтересованных сторон;

и) существенных изменений в организации или её деятельности.

Ответственность.

Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:

а) устанавливать цели и объём программы аудита;

б) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

в) обеспечивать выполнение программы аудита;

г) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;

д) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.

Ресурсы.

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:

а) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

б) методы аудита;

в) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их деятельности;

г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

д) объём программы аудита;

е) время для переездов, размещение и другие потребности аудита. Процедуры.

Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:

а) планирование и составление графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) проведение последующих аудитов, если это требуется;

е) ведение записей программы аудита;

ж) мониторинг выполнения программы аудита и её результативности;

з) отчёт высшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

Выполнение программы аудита.

Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:

а) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

б) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;

в) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального роста;

г) обеспечение подбора групп по аудиту;

д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

е) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

ж) обеспечение управления записями по аудиту;

з) обеспечение анализа и утверждение отчётов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

и) организацию последующих аудитов. Записи программы аудита.

Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее.

1) Записи, относящиеся к отдельным аудитам:

Планы аудита;

Отчёты по аудиту;

Отчёты о несоответствиях;

Отчёты по корректирующим и предупреждающим действиям;

Отчёты по последующим аудитам (при необходимости).

2) Результаты анализа программы аудита.

3) Записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит:

Оценка компетентности аудитора и его работы;

Формирование группы по аудиту;

Поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и должным образом быть защищены. Мониторинг и анализ программы аудита.

Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определённой периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.

Показатели эффективности (результативности) должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

Способность групп по аудиту выполнить план аудита;

Соответствие программам аудита и графикам;

Обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов. Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:

а) результаты и тенденции, получаемые путём мониторинга;

б) соответствие процедурам;

в) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;

г) записи программы аудита;

д) альтернативные или новые методики в области аудита;

е) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа аудита?

2. На чём основаны цели программы аудита?

3. Приведите пример программы аудита.

4. Что необходимо учитывать при анализе программы аудита?

5. На чём должны быть основаны цели аудита?

6. Какими факторами определяется объём программы аудита?

7. Каковы функции лица, ответственного за управление программой аудита?

8. Какие параметры следует учитывать при анализе программы аудита?

9. Как следует осуществлять мониторинг программы аудита?

10. Какие виды записей используются в программе аудита?

При подготовке программы аудита используются более 400 аудиторских процедур , включенных в методику аудита программы. В программу включены:

  • аналитические процедуры , формируемые на основе сводных таблиц, содержащих загруженные из 1С: Предприятие данные бухучета (например, анализ основных поставщиков, покупателей, отклонение по периодам цекупочных цент, анализ по периодам средних цен и т.д.)
  • процедуры по существу по различным разделам аудита
  • процедуры по оценке рисков по видам операций

Отсутствует необходимая процедура - добавьте ее самостоятельно

При необходимости выполнить процедуры, отсутствующие в методике аудита , аудитор может добавить необходимые процедуры и рабочие документы в программу аудита самостоятельно без привлечения разработчиков и программистов.

×

При документировании аудита в качестве первичных документов, подтверждающих выполнение аудиторской процедуры, предусмотрена возможность хранения любых файлов рабочих документов , включая отсканированные (сфотографированные) первичные документы клиента.

При необходимости все рабочие документы по проекту могут быть выгружены из программы с целью:

  • групповой печати документов


×

Однотипные группы операций - источник подготовки программы аудита

Подготовка программы аудита путем выбора необходимых аудиторских процедур - самый распространенный и привычный аудиторам способ подготовки программы аудита. Но у него есть один недостаток . Как правило, формируя программу аудита, аудитор еще порой не знает какие группы однотипных хозяйственных операций встречаются у клиента . А без наличия данной информации невозможно сформировать программу аудита аудируемого лица. Иначе она будет больше похожа на типовую программу аудита, а не на программу аудита аудируемого лица.

В основе предлагаемого варианта планирования аудита, реализованного в программе IT Аудит версии Профессионал, - систематизация операций на виды операций .

Термин “>виды операций” используется в следующих стандартах аудиторской деятельности:

  • МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"
  • МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"
  • МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"
  • МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"
  • МСА 500 "Аудиторские доказательства"
  • МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"
  • МСА 505 "Внешние подтверждения"


×

Перед подготовкой программы аудита клиента предварительной экспертизой не обойтись. Необходимо анализировать данные бухучета, а только потом составлять программу аудита. В большинстве своем аудиторы так и поступают, только не в полном объеме документируют ход планирования. А документировать есть что.

  • список видов операций (остатков по счетам), которые встречаются у аудируемого лица. Если этого не сделать, то подписывая аудиторское заключение руководитель фирмы, как правило, не владеет информацией о том, какие операции аудиторы не проверяли . Он может увидеть информацию только о проверенных операциях
  • оценка рисков по группе однотипных операций . Обычно аудиторы ограничиваются оценкой рисков в отношении отчетности в целом
  • закрепление исполнителей , ответственных за проверку групп однотипных операций
  • закрепление аудиторских процедур , подлежащих выполнению по группе операций. В зависимости от сути проверяемой операции, программа акцентирует внимание аудитора именно на тех процедурах, которые свойственны данной операции. При этом программа не ограничивает аудитора в выборе аудиторских процедур (это наш принципиальный подход). Аудитор имеет возможность выбрать необходимую процедуру из справочника или самостоятельно добавить новую аудиторскую процедуру.
  • документирование вопросов по операции . Порой руководителю группы достаточно обратить внимание коллег на конкретную проводку, а не давать задание на проверку целого раздела. В программе предусмотрена возможность документирования вопросов к членам аудиторской группы вплоть до отдельной проводки

Одной из особенностей программы IT Audit является возможность создания программы аудита на основании предварительного изучения однотопных видом операций клиента. Аудитор получает инструмент для изучения операций клиента на этапе планирования аудита и детализации программы аудита в части сопоставления подлежащих проведению аудиторских процедур с данными бухгалтерского учета аудируемого лица. Выбранные процедуры попадают в общую программу аудита.


Планирование является начальным этапом прове-
дения аудита. Оно включает в себя разработку ауди-
торской организацией общего плана аудита с указани-
ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также разработку аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективно-
го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно-
сти организации.
Аудиторская организация должна начать планиро-
вать аудит до написания письма-обязательства и до
заключения договора с экономическим субъектом
о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осу-
ществлении программы аудита. В общем плане ауди-
торская организация должна предусмотреть срок про-
ведения аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.
В общем плане аудиторская организация определяет
способ проведения аудита на основании результатов
предварительного анализа, оценки надежности
системы внутреннего контроля, оценки рисков ауди-
та. В случае решения провести выборочный аудит
аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1)формирование аудиторской группы, численность
и квалификацию аудиторов, привлекаемых к прове-
дению аудита;
2) распределение аудиторов по конкретным участкам
аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обя-
занностях;
4) контроль руководителя за выполнением плана
и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень
содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита. Программа
служит подробной инструкцией для ассистентов ауди-
тора, а для руководителей аудиторской организации
и аудиторской группы - одновременно и средством
контроля качества работы. Аудиторскую программу
следует составлять в виде программы тестов средств
контроля и в виде программы аудиторских процедур
по существу.
Программа тестов средств контроля - это перечень
совокупности действий, предназначенных для сбора
информации о функционировании системы внутренне-
го контроля и учета. Тесты помогают выявить сущест-
венные недостатки средств контроля экономического
субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это
детальная проверка правильного отражения в бухгал-
терском учете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и ре-
зультатов аудиторских процедур программа может
пересматриваться. Причины и результаты изменений
следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные в рабочих доку-
ментах, являются фактическим материалом для состав-
ления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита общий
план и программа аудита должны быть оформлены доку-
ментально и завизированы в установленном порядке.
Подготовка и составление программы аудита регу-
лируются правилом (стандартом) аудиторской дея-
тельности «Планирование аудита».

  • По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены доку- ментально и завизированы в установленном порядке.


  • Планирование и программа аудита . Планирование аудита . Оно включает в себя разработку ауди- торской организацией общего плана аудита с указани- ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита , а также...


  • ...и планирования аудита план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор... подробнее ».


  • Планирование и программа аудита . Аудитор - ская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.


  • ...и планирования аудита произ- водится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оцениваются существенность и ауди- торский риск, система бухгалтерского учета и сис- тема внутреннего контроля, разрабатываются об- щий план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор.


  • Подготовка и планирование проведения ревизии. По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.
    На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план .


  • Планирование и программа аудита .
    Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессио- нальной этики, регулирующих предоставление та- ких услуг.


  • Вся документация аудитора , подготавливаемая пе- ред началом и в ходе проверки , относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита , контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Найдено похожих страниц:10