Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как проверить программу аудита. Планирование и программа аудита


Планирование является начальным этапом прове-
дения аудита. Оно включает в себя разработку ауди-
торской организацией общего плана аудита с указани-
ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также разработку аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективно-
го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно-
сти организации.
Аудиторская организация должна начать планиро-
вать аудит до написания письма-обязательства и до
заключения договора с экономическим субъектом
о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осу-
ществлении программы аудита. В общем плане ауди-
торская организация должна предусмотреть срок про-
ведения аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.
В общем плане аудиторская организация определяет
способ проведения аудита на основании результатов
предварительного анализа, оценки надежности
системы внутреннего контроля, оценки рисков ауди-
та. В случае решения провести выборочный аудит
аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1)формирование аудиторской группы, численность
и квалификацию аудиторов, привлекаемых к прове-
дению аудита;
2) распределение аудиторов по конкретным участкам
аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обя-
занностях;
4) контроль руководителя за выполнением плана
и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень
содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита. Программа
служит подробной инструкцией для ассистентов ауди-
тора, а для руководителей аудиторской организации
и аудиторской группы - одновременно и средством
контроля качества работы. Аудиторскую программу
следует составлять в виде программы тестов средств
контроля и в виде программы аудиторских процедур
по существу.
Программа тестов средств контроля - это перечень
совокупности действий, предназначенных для сбора
информации о функционировании системы внутренне-
го контроля и учета. Тесты помогают выявить сущест-
венные недостатки средств контроля экономического
субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это
детальная проверка правильного отражения в бухгал-
терском учете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и ре-
зультатов аудиторских процедур программа может
пересматриваться. Причины и результаты изменений
следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные в рабочих доку-
ментах, являются фактическим материалом для состав-
ления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита общий
план и программа аудита должны быть оформлены доку-
ментально и завизированы в установленном порядке.
Подготовка и составление программы аудита регу-
лируются правилом (стандартом) аудиторской дея-
тельности «Планирование аудита».

  • По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены доку- ментально и завизированы в установленном порядке.


  • Планирование и программа аудита . Планирование аудита . Оно включает в себя разработку ауди- торской организацией общего плана аудита с указани- ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита , а также...


  • ...и планирования аудита план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор... подробнее ».


  • Планирование и программа аудита . Аудитор - ская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.


  • ...и планирования аудита произ- водится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оцениваются существенность и ауди- торский риск, система бухгалтерского учета и сис- тема внутреннего контроля, разрабатываются об- щий план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор.


  • Подготовка и планирование проведения ревизии. По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.
    На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план .


  • Планирование и программа аудита .
    Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессио- нальной этики, регулирующих предоставление та- ких услуг.


  • Вся документация аудитора , подготавливаемая пе- ред началом и в ходе проверки , относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита , контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Найдено похожих страниц:10


При подготовке программы аудита используются более 400 аудиторских процедур , включенных в методику аудита программы. В программу включены:

  • аналитические процедуры , формируемые на основе сводных таблиц, содержащих загруженные из 1С: Предприятие данные бухучета (например, анализ основных поставщиков, покупателей, отклонение по периодам цекупочных цент, анализ по периодам средних цен и т.д.)
  • процедуры по существу по различным разделам аудита
  • процедуры по оценке рисков по видам операций

Отсутствует необходимая процедура - добавьте ее самостоятельно

При необходимости выполнить процедуры, отсутствующие в методике аудита , аудитор может добавить необходимые процедуры и рабочие документы в программу аудита самостоятельно без привлечения разработчиков и программистов.

×

При документировании аудита в качестве первичных документов, подтверждающих выполнение аудиторской процедуры, предусмотрена возможность хранения любых файлов рабочих документов , включая отсканированные (сфотографированные) первичные документы клиента.

При необходимости все рабочие документы по проекту могут быть выгружены из программы с целью:

  • групповой печати документов


×

Однотипные группы операций - источник подготовки программы аудита

Подготовка программы аудита путем выбора необходимых аудиторских процедур - самый распространенный и привычный аудиторам способ подготовки программы аудита. Но у него есть один недостаток . Как правило, формируя программу аудита, аудитор еще порой не знает какие группы однотипных хозяйственных операций встречаются у клиента . А без наличия данной информации невозможно сформировать программу аудита аудируемого лица. Иначе она будет больше похожа на типовую программу аудита, а не на программу аудита аудируемого лица.

В основе предлагаемого варианта планирования аудита, реализованного в программе IT Аудит версии Профессионал, - систематизация операций на виды операций .

Термин “>виды операций” используется в следующих стандартах аудиторской деятельности:

  • МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"
  • МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"
  • МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"
  • МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"
  • МСА 500 "Аудиторские доказательства"
  • МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"
  • МСА 505 "Внешние подтверждения"


×

Перед подготовкой программы аудита клиента предварительной экспертизой не обойтись. Необходимо анализировать данные бухучета, а только потом составлять программу аудита. В большинстве своем аудиторы так и поступают, только не в полном объеме документируют ход планирования. А документировать есть что.

  • список видов операций (остатков по счетам), которые встречаются у аудируемого лица. Если этого не сделать, то подписывая аудиторское заключение руководитель фирмы, как правило, не владеет информацией о том, какие операции аудиторы не проверяли . Он может увидеть информацию только о проверенных операциях
  • оценка рисков по группе однотипных операций . Обычно аудиторы ограничиваются оценкой рисков в отношении отчетности в целом
  • закрепление исполнителей , ответственных за проверку групп однотипных операций
  • закрепление аудиторских процедур , подлежащих выполнению по группе операций. В зависимости от сути проверяемой операции, программа акцентирует внимание аудитора именно на тех процедурах, которые свойственны данной операции. При этом программа не ограничивает аудитора в выборе аудиторских процедур (это наш принципиальный подход). Аудитор имеет возможность выбрать необходимую процедуру из справочника или самостоятельно добавить новую аудиторскую процедуру.
  • документирование вопросов по операции . Порой руководителю группы достаточно обратить внимание коллег на конкретную проводку, а не давать задание на проверку целого раздела. В программе предусмотрена возможность документирования вопросов к членам аудиторской группы вплоть до отдельной проводки

Одной из особенностей программы IT Audit является возможность создания программы аудита на основании предварительного изучения однотопных видом операций клиента. Аудитор получает инструмент для изучения операций клиента на этапе планирования аудита и детализации программы аудита в части сопоставления подлежащих проведению аудиторских процедур с данными бухгалтерского учета аудируемого лица. Выбранные процедуры попадают в общую программу аудита.

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования . Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования .

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.



Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

  1. Цель аудита финансовой отчетности.
  2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.
  3. Масштаб аудита, включая ссылки на действующее законодательство, нормативные акты или специальные документы профессиональных органов, которые аудитор соблюдает в своей работе.
  4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.
  5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
  6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита , являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита , предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской группы средством контроля качества аудита.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень действий предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля. Назначение теста в том, что он может выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя проверку правильности отражения по счетам в бух. учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору, следует определить, какие именно разделы он будет проверять, и составить программу по каждому разделу бухгалтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу программы документально отраженные в рабочих документах являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

2. Аудиторская выборка. Виды и методы выборки

Аудиторская выборка - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.

Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Термин «ошибка» означает либо отклоне­ние от нормального функционирования средства контроля при выполнении тестов средств контроля, либо искажение при вы­полнении процедур проверки по существу.

Аналогичным образом термин «полная ошибка» означает либо степень отклонения, либо суммарное искажение.

Аномальная ошибка - это ошибка, являющаяся следствием единичного случая, которая не может произойти повторно, за ис­ключением специфических определенных ситуаций, и которая, таким образом, не является репрезентативной ошибкой с точки зрения данной генеральной совокупности.

Генеральная совокупность - это полный набор данных, из кото­рых аудитор набирает совокупность, в отношении которой хочет сделать выводы. Генеральная совокупность разделяется на страты или подсовокупности, и каждая страта проверяется отдельно.

Риск, связанный с использованием выборочного метода, воз­никает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобран­ной совокупности, может отличаться от вывода, который мог бы быть сделан, если бы ко всей генеральной совокупности в целом были применены те же процедуры аудита. Имеется два типа риска, связанного с использованием выборочного метода:

а) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля ниже, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что существенная ошибка отсут­ствует, тогда как в действительности она есть;

б) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля выше, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности она отсутствует.

Элементы выборки - это индивидуальные статьи учета, состав­ляющие генеральную совокупность, например счета-фактуры.

Стратификация - это процесс деления генеральной совокупности на подсовокупности, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками (часто - со сходной денежной стоимостью).

Допустимая ошибка – это максимальный размер ошибки гене­ральной совокупности, который готов принять аудитор.

Основная причина использования выборочного метода проверки – невозможность и экономическая нецелесообразность сплошной проверки всех хозяйственных операций крупной организации.

Правильно организованная выборочная проверка не только обеспечивает необходимую обоснованность выводов, но и повышает ее за счет более глубокого контроля минимально допустимого объема операций. Вместе с тем, при выборочной проверки возникает дополнительный риск в связи с возрастанием возможностей пропуска неточностей и ошибок.

Аудиторской выборке должен предшествовать экспресс анализ учетных регистров и отчетов, в ходе которого выявляются необычные и вызывающие сомнения хоз. операции.

Снижение размера выборки возможно, если аудитор предполагает, что проверяемая информация свободна от ошибок.

Факторы, влияющие на объем выборки:

    Чем ниже дополнительный риск, тем больше объем выборки.

    Чем выше доверие к внутреннему контролю, тем меньше объем выборки.

    Наличие группировки однородной информации снижает объем выборки.

    Чем выше предполагаемый размер ошибок и частота их возникновения, тем больше объем выборки.

При аудиторской выборке может использоваться как статистичес­кий, так и нестатистический подход. Статистическая выборка харак­теризуется случайным отбором элементов и использованием теории вероятности для оценки результатов; а выборки, не имеющие этих ха­рактеристик, относятся к нестатистическим.

Аудитор должен отбирать элементы для подлежащей проверке совокупности исходя из того, чтобы каждый отдельный элемент выборки в генеральной совокупности имел вероятность быть отобранным. Статистическая выборка требует, чтобы элементы отбирались случайным образом, то есть так, чтобы у каждого элемента была некоторая ненулевая вероятность быть избранным. Элементы выборки могут представлять собой натуральные объекты (такие, как счета-фактуры) или показатели в денежном выражении. При нестатистической выборке аудитор для отбора статей опирается на профессиональное суждение.

Расчет объема выборки на основе статистических методов может быть произведен по формуле:

Объем коэффициент надежности * сумму совокупностей

выборки допустимый размер ошибки

Под суммой совокупностей понимается общая совокупность данных, из которой производится отбор для проверки.

Для обеспечения представительности выборки используют следующие методы:

1. Случная выборка, предполагающая, что все элементы проверяемой совокупности могут быть выбраны в равной степени.

Для случайного отбора используется генератор случайных чисел (как программный продукт в электронно-вычислительной технике) или таблицы случайных чисел.

2. Систематическая выборка, при которой элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.

Для систематического отбора число элементов в генеральной совокупности делится на объем отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, равный 50), и после определения исходной точки в пределах первых 50 элементов затем отбирается каждый 50-й элемент выборки.

Отобранная совокупность носит более случайный характер, если исходная точка определяется путем использования генератора случайных чисел в компьютере или таблиц случайных чисел.

3. Бессистемный отбор (отобранная совокупность формируется не следуя какой-либо систематизации).

4. Отбор элементов для проверки блоками.

Представительность выборки, так называемая репрезентативность, т.е. все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы проверит, что общая величина таких ошибок в совокупности не превысит размера допустимой ошибки.

Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок.

Для любой выборки аудиторская организация обязана:

1) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку,

2) экстраполировать (распространять) полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность,

3) оценить риски выборки.

Анализируя найденные ошибки, аудиторская организация может прийти к выводу, что они носят общие черты связанные с типами операций, производственными единицами и подразделениями, для которых найдены ошибки, временем возникновения ошибок. В этом случаи аудиторская организация может разбить проверяемую совокупность на подсовокупности по соответствующим признакам и проверять каждую из них раздельно, что позволяет ей достичь более точных результатов.

Аудиторская организация обязана в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные этапы выделяют при планировании проверки?

2. В чем состоит суть предварительного планирования проверки?

3. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана проверки.

4. В чем смысл подготовки и составления программы проверки?

5. Что такое аудиторская выборка?

6. В каких случаях применяется выборочный метод проверки?

7. Что такое статистический подход к выборочной проверке?

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и составление плана;

подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности (см. параграф 5.1 главы 5).

При разработке плана аудита системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. Д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем заплани-рованных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным разви-тием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета. Для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверить:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;