Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Неожиданно: портреты на купюрах

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

На деньгах, которыми мы ежедневно расплачиваемся за покупки, изображены различные здания и события. Это нормальная практика, и многие страны также украшают свои деньги архитектурными достопримечательностями - например, архитектурные мотивы присутствуют на купюрах евро. Старшее поколение должно помнить, что на бумажных деньгах, кроме достопримечательностей Москвы, в частности Кремля, был изображен портрет человека - В. И. Ленина. Сегодня более детально рассмотрим интересные случаи изображения людей на купюрах.

Теоретически денежный знак хотя бы один раз может побывать в руках самого бедного жителя самой бедной страны. Соответственно, с давних времен для властителей размещение самого себя на банкноте - самый удобный способ заставить подданных лицезреть свое венценосное изображение. Сейчас это можно назвать модным зарубежным словом пиар. По этой причине среди прочих «денежных» портретов изображения царей, королей и властителей занимают первое место.

Например, портретные изображения на денежных знаках соседней России, банкноты которой встречались и на территории нашей страны, появились в 60-х годах XIX века. На обратной стороне знаков в овальном медальоне располагались портреты коронованных особ. На пятирублевой купюре - князя Дмитрия Донского, на десятирублевой - царя Михаила Федоровича, на двадцатипятирублевой - царя Алексея Михайловича. Пятидесятирублевый билет украсило изображение императора Петра I, сотенный - императрицы Екатерины.

Трудно сказать, в какой момент и кому вдруг стало понятно, что на купюрах нарушена историческая субординация портретов, но единожды выпущенную в 1866 году банкноту достоинством в 50 рублей на время перестали печатать, 5, 10, 100 рублей выходили до 1880 года, 25 рублей - до 1876 года. В 1898 году кредитные билеты выпустили в новом оформлении: 100-рублевая банкнота была с портретом Екатерины, 500-рублевая - с изображением Петра. В 1899 году в обращение был пущен билет достоинством в 50 рублей, на котором поместили портрет Николая I, а в 1909-м - 25 рублей с портретом Александра III. С тех пор этот порядок не менялся до самой революции.

Все эти банкноты, выпущенные в Российской империи, имели свои названия. Так, кредитный билет с портретом Петра I получил ласковое название «петруша». Сотенная бумажка, украшенная портретом Екатерины II, неофициально именовалась «катенькой». Кстати, едва знаки вышли в обращение, все заметили, что в тесном соседстве с надменной царицей оказался юноша с обнаженным торсом. Это событие было воспринято как намек на известную любвеобильность царствующей особы. В обществе даже появилась такая эпиграмма: «Не то чудно, что голый Геркулес в соседство близкое к императрице влез, а то чудно, что памятка о легком сем сюжете увековечена на сотенном билете».

Советские денежные знаки портретным разнообразием не баловали. Единственный лик, которым позволялось украшать их, был ленинский, и это изображение отличалось долгожительством. Впервые портрет Ленина украсил билеты государственного банка СССР номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев образца 1937 года.

Десять лет спустя, в 1947 году, в ходе денежной реформы изображения Ленина поместили на банковские билеты в 10, 25, 50 и 100 рублей. В 1961 году профильный портрет Ленина вновь сохранен на банкнотах в 10, 25, 50 и 100 рублей, в 1991 году перешел на купюры в 200, 500 и 1000 рублей, на которых сохранялся до 1992 года. Таким образом, изображение Ленина украшало советские денежные знаки в течение 55 лет.

Соединенные Штаты Америки не сразу пришли к существующему в настоящее время порядку размещения портретов в соответствии с номиналом доллара. Ни один из американских президентов и политиков высшего ранга не получил права быть запечатленным на банкнотах при жизни.

Предлагаем еще раз вспомнить, чьи портреты размещены на купюрах США. Люди на бонах США располагаются в следующем порядке:

  1. $1 - Джордж Вашингтон, 1-й президент США;
  2. $2 - Томас Джефферсон, 3-й президент США;
  3. $5 - Авраам Линкольн, 16-й президент США;
  4. $10 - Александр Гамильтон, финансист;
  5. $20 - Эндрю Джексон, 7-й президент США;
  6. $50 - Улисс Грант, 18-й президент США;
  7. $100 - Бенджамин Франклин, ученый.

Вообще же в долларовом ряду закреплены места банкнот достоинством до 100 000. До сих пор существуют поныне действительные банкноты номиналом в 500, 1000, 5000, 10 000 долларов.

На 500 долларов изображен, в зависимости от серии, 25-й президент США Уильям Мак-Кинли или председатель Верховного суда Джон Маршалл; на 1000 - первый министр финансов Александр Гамильтон или 22-й и 24-й президент США Гровер Кливленд; на 5000 - 4-й президент США Джеймс Мэдисон; на 10 000 - Саймон Чейз, финансист, один из основателей американского доллара.

Эти купюры выпускались до 1945 года, а с 1969 года официально изымаются из обращения, тем не менее еще до сих пор можно расплатиться такой купюрой. Например, на сегодня не изъято 130 купюр номиналом в 10 000 долларов. Денежный знак номиналом в 100 000 долларов с портретом 28-гo президента США Вудро Вильсона в обращение никогда не поступал. Выпускался он исключительно для обслуживания внутренних расчетов в учреждениях Федеральной резервной системы.

Президенты, не попавшие в так называемый «святой долларовый мавзолей», но высоко оцененные нацией, удостоены места на памятных монетах. В их числе - Дуайт Эйзенхауэр и Джон Кеннеди.

$500. Джон Маршалл

$500. Уильям Мак Кинли

$1000. Александр Гамильтон

Женские портреты на банкнотах встречались уже в XIX веке. Так, с 1891 по 1896 годы на однодолларовой купюре США можно было увидеть лицо Марты Вашингтон, супруги первого президента Джорджа Вашингтона.

Сегодня же встретить женское лицо на денежной банкноте удается нечасто. Но некоторые страны определенно стараются исправить эту ситуацию.

1 доллар 1896 года с изображением Марты Вашингтон

В заявлении Министерства финансов США сообщалось, что на новые 10-долларовые купюры будет помещен портрет женщины. По словам министра финансов США Джейка Лью (Jakob Lew), на банкноте, выпуск которой планируется в 2020 году, будет изображено лицо женщины, которая внесла большой вклад в развитие США и отражает ценности американской демократии. 2020 год был выбран неслучайно. Он связан с важной годовщиной: 100 лет назад слабый пол в США получил право голосования на выборах. Для изображения на купюре номиналом десять долларов рассматриваются кандидатуры многих женщин. Среди них правозащитница Роза Паркс (Rosa Parks), бывшая первая леди Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt), феминистка Сьюзен Энтони (Susan Anthony), борец против рабства Гарриет Табмен (Harriett Tubman) и другие.

С 1891 по 1896 годы на однодолларовой купюре США можно было увидеть лицо Марты Вашингтон (Martha Washington), супруги одного из бывших президентов США Джорджа Вашингтона. Тем не менее сегодня встретить женское лицо на денежной банкноте удается нечасто, хотя некоторые страны определенно стараются исправить эту ситуацию.

Великобритания


50 фунтов стерлингов с изображением королевы Елизаветы

На лицевой стороне каждой британской банкноты присутствует изображение королевы Елизаветы II, но, несмотря на это, британцы неоднократно критиковали купюры своей страны за то, что женщины на них представлены недостаточно широко. Поэтому в июле 2013 года Банк Англии решил заменить портрет Чарльза Дарвина на купюре номиналом 10 фунтов стерлингов на изображение Джейн Остин (Jane Austin), писательницы XIX века.

Сирия


500 сирийских фунтов

На 500-фунтовых банкнотах Сирии изображена царица Пальмиры Зенобия, которая в III веке объявила о независимости от Римской империи.

Швеция


50 шведских крон с изображением Йенни Линд

Швеция находится практически на вершине мирового рейтинга «Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума» и, конечно, отводит должное место женщинам на денежных купюрах. На банкноте 50 крон изображена оперная дива Йенни Линд (Jenny Lind), 20 крон – писательница Сельма Лагерлёф (Selma Lagerlöf), первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. К концу этого года на купюрах номиналом 20, 500 и 100 крон появятся портреты писательницы Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren), оперной певицы Биргит Нильссон (Birgit Nilsson) и кинозвезды Греты Гарбо (Greta Garbo).

Аргентина


100 песо с изображением Эвы Перон

На аргентинской 100-песовой купюре изображена Эва Перон (Eva Peron), или Эвита, которая была первой леди Аргентины в период с 1946 по 1952 годы до своей безвременной смерти.

Австралия


50 австралийских долларов с изображением Эдит Коуэн

Денежные купюры Австралии можно назвать, пожалуй, самыми справедливыми в мире. На «лице» каждой банкноты – портрет женщины. Среди них социальный реформатор Мэри Гилмор (Mary Gilmore), предпринимательница Мэри Рейби (Mary Reibey), Эдит Коуэн (Edith Cowan) – первая женщина, вошедшая в австралийский парламент, и обладательница знаменитого сопрано Нелли Мельба (Nellie Melba).

Новая Зеландия


10 новозеландских долларов с изображением Кейт Шеппард

На 10-долларовой купюре Новой Зеландии изображена Кейт Шеппард (Kate Sheppard), сыгравшая лидирующую роль в вопросе введения и защиты женского избирательного права. А на 20-долларовых банкнотах присутствует портрет королевы Елизаветы II.

Турция


50 турецких лир с изображением писательницы, колумнистки и правозащитницы Фатмы Алийе Топуз

Турецкую банкноту 50 лир украшает портрет писательницы, колумнистки и правозащитницы Фатмы Алийе Топуз (Fatma Aliye Topuz), скончавшейся в 1936 году.

Израиль


Старый шекель

Эта страна предпочитает уступать место на денежных купюрах писательницам. Согласно заявлению израильского правительства, на новой банкноте 20 шекелей появится портрет поэтессы Рахель Блувштейн (Rachel Bluwstein), 100 шекелей – поэтессы и литературоведа Леа Гольдберг (Leah Goldberg).

Мексика


На одной стороне банкноты 500 мексиканских песо вы увидите портрет всемирно известной художницы Фриды Кало (Frida Kahlo), на другой – ее супруга Диего Риверы (Diego Rivera). На 200-песовой купюре изображена писательница XVII века Хуана Инес де ла Крус (Juana Ines de la Cruz).

Филиппины


На филиппинских банкнотах 500 песо изображена первая женщина-президент на Филиппинах Корасон Акино (Corazon Aquino). В 2009 году ее начали изображать вместе с супругом Бениньо Акино-младшим. На 1000-песовой банкноте присутствует портрет еще одной женщины – правозащитницы Хосефы Льянес Эскода (Josefa Llanes Escoda).

Южная Корея


На крупнейшей банкноте Южной Кореи номиналом 50 тысяч вон изображена Син Саимдан (Shin Saimdang), каллиграфистка, писательница и поэтесса.

Украина


На украинской банкноте номиналом 200 гривен изображена поэтесса Леся Украинка, ушедшая из жизни в 1913 году.

Американские денежные купюры — доллары — это не просто средство оплаты и измерения стоимости. Банкноты таят в себе множество исторических и просто интересных фактов. Мало кто знает, что на купюрах изображены не только главы государств, но и просто выдающиеся люди, внесшие свой вклад в развитие страны. президенты США

Купюры всех достоинств имеют однотипный дизайн: центр лицевой стороны украшают президентские портреты или портреты каких-либо государственных деятелей. С двух сторон лика помещены следующие элементы государственной важности: подписи должностных лиц, печать казначейства, индексы эмиссионных банков, название страны, название типа банкноты. Обратная сторона оформлена разнообразнее: там изображены различные сюжеты.

Какие президенты представлены на купюрах? Один доллар США знаменит изображением первого президента и основателя Соединенных Штатов — Джорджа Вашингтона. Ежегодно в Америке печатают порядка 10 миллиардов банкнот разного достоинства, однодолларовая купюра составляет 50% из них. В США 1 доллар, будучи самым распространенным номиналом, стал наиболее популярным предметом коллекционирования.


На банкнотах в 5 долларов изображен Авраам Линкольн — 16-й по счету президент США, положивший конец рабству. В 1964 году дизайн этих банкнот был дополнен девизом «In God we trust».


Портрет Александра Гамильтона нарисован на купюре 10 долларов, хотя президентом он никогда не был. Александр Гамильтон являлся министром финансов Америки. Первая десятидолларовая банкнота вышла в 1861 году, и на ней был изображен Линкольн.


Двадцатидолларовая банкнота украшена портретом седьмого президента США Эндрю Джексона. К слову сказать, двадцатка является самой подделываемой купюрой.


Улисс Грант — лицо 50-долларовой банкноты. Восемнадцатый президент и генерал гражданской войны украсил впервые своим ликом купюру в 1913 году. Портрет Гранта в 2005 и в 2010 годах хотели заменить портретом Рейгана, но конгрессмены проголосовали против.


Американский президент Бенджамин Франклин появился на 100 долларах в 1914. Про него говорят так «единственный президент США, который никогда им не был».


2 доллара — отдельная история

На банкноте достоинством в 2 доллара нарисован президент Томас Джефферсон — соавтор Декларации о Независимости Америки. Эта купюра встречается в обороте довольно редко. Существует даже поверье, что она приносит счастье. Объяснить редкость купюры можно необычным отношением потребителей к выпуску 1976 года, который при осуществлении денежных операций оказался невостребованным.


На протяжении всей истории Соединенных Штатов двухдолларовая купюра входит в классический набор банкнот. В действительности же её практически не встретишь в свободном обороте денежных средств. Как только выпадает такая возможность, данная купюра, попадая в кошельки граждан, вывозится за пределы страны, затем перепродаётся коллекционерам старинных монет либо выставляется на аукционах. За этой купюрой охотятся многие бонисты, которые готовы купить ее за большие деньги.

Кто украшал банкноты крупных номиналов?

В настоящее время в наличном обороте имеются банкноты достоинством от 1 до 100 американских долларов. Раньше были бумажные купюры и большего номинала: в 500, 1 000, 5 000 и даже 10 000 долларов. Использовались они чаще всего при расчетах, осуществляемых представителями преступных группировок или в межбанковских операциях.

Первые три купюры украшали портреты таких президентов страны, как Уильям Мак-Кинли, Гровер Кливленд и Джеймс Медисон. На банкноте в 10 000 $ - портрет главы Верховного Суда Америки Сэлмона Чейза. Существовала также купюра в 100 000 $, на ней был изображен 28-ой президент США — Вудро Вильсон.


Интересен тот факт, что на долларах США не всегда были те лица, которые мы видим сегодня. Так, например, на однодолларовой купюре портрет не Джорджа Вашингтона был не с самого начала. Изначально на ней красовался Сэлмон Чейз, занимавший в то время должность Секретаря Казначейства.

Президенты на монетах

Портреты президентов и известных лиц страны нанесены не только на купюры, но даже на монеты США. Вот список монет всех номиналов и лиц, изображенных на них:


  • 1 цент (пенни) — Авраам Линкольн;
  • 5 центов (никель) — Томас Джефферсон;
  • 10 центов (дайм) — Франклин Д. Рузвельт;
  • 25 центов (квотер) — Джордж Вашингтон;
  • 1 доллар — Сьюзан Энтони — американская активистка и борец за гражданские права женщин.

Золотой доллар украшен изображением Сакагавеи — молодой женщины из индейского племени северных шошонов, которое проживало на территории нынешнего штата Айдахо.

Самой известной монетой считается монета достоинством в 2,5 доллара, выпущенная в 1911 году. Раньше она регулярно чеканилась, но в 21 веке встретить её практически невозможно ввиду низкого тиража.

Мечта коллекционера

За рубежом многие бонисты (люди, коллекционирующие бумажные денежные знаки) охотятся за так называемыми «счастливыми» номерами. Различные газеты и журналы периодически публикуют объявления, в которых коллекционеры сообщают, что готовы купить или продать банкноты того или иного достоинства с определенным номером.

Как показывают наблюдения, «счастливым» может являться любой номер. Так, в газетах встречаются объявления бонистов, пребывающих в поисках банкнот с номером, совпадающим с годом их рождения: 1 923. Бывают объявления и такого типа: «покупаю купюры с номером 1». Кого-то интересуют номера типа 10 000 000 и тому подобное. Известен случай, когда один канадский коллекционер сумел осуществить свою мечту, подобрав банкноты долларового достоинства с номерами 11 111 111, 22 222 222, и так до 99 999 999.