Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Слияние «Яндекс.Такси» и Uber — сделка года по версии Forbes. Компании объединяют сервисы такси в россии и соседних странах

Хештег #DeleteUber («сотри Uber») вышел в топ Twitter, после того как в январе 2017-го компания саботировала забастовку профсоюза таксистов в нью-йоркском аэропорту. Водители протестовали против запрета на въезд в США граждан семи мусульманских стран, принятого администрацией Дональда Трампа. Uber не только продолжил перевозить пассажиров, но и демонстративно не стал поднимать цены, несмотря на повышенный спрос. И это было только начало не слишком успешного года. Последовавшая череда скандалов, связанная с сексуальными домогательствами в отношении сотрудников, слежкой за пользователями и сокрытием факта кражи хакерами клиентских данных, вынудила уйти в отставку генерального директора и основателя Uber Трэвиса Каланика.

Вслед за репутационными потерями пришли известия о потерях материальных. В апреле Uber впервые раскрыл финансовые показатели, и выяснилось, что при выручке $6,5 млрд компания завершила 2016 год с убытком $2,8 млрд. Убыточной стала главным образом международная экспансия Uber. При этом капитализация компании оценивалась в $69 млрд в сентябре 2017 года.

Во Франции протесты таксистов против Uber переросли в массовые беспорядки. По решению суда сервис был вынужден покинуть Данию. Власти Венгрии приняли закон, блокирующий деятельность агрегатора. В других странах изнурительная конкуренция с местными игроками привела к слиянию с ними. «Как мы видим, у Uber не хватает сил и возможностей для самостоятельной конкуренции на сложных рынках: компания ушла из Китая, а в России была вынуждена пойти на партнерство с «Яндексом», чтобы не потерять рынок», - отмечает директор «ФРИИ Инвест» Сергей Негодяев. 24 ноября ФАС одобрила слияние компаний, днем позже аналогичное решение вынес белорусский регулятор МАРТ. Сделка будет закрыта в начале 2018 года, чтобы не создавать проблем пользователям и водителям во время новогодних праздников. Объединенный бизнес оценивается в $3,725 млрд.

Как «Яндексу» удалось одолеть американского конкурента?

Разбор поездок

У Uber была простая бизнес-модель: привлекать инвестиции и тратить их на субсидирование поездок. Это помогало агрессивно захватывать рынки по всему миру, но в последнее время агрегатор встречал все более серьезный отпор. «Стратегия дает сбой», - констатировал председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.

Завоевание жизненного пространства действительно было убыточно: в феврале 2016 года Трэвис Каланик рассказал канадскому изданию Betakit, что, пытаясь конкурировать с местными сервисами, компания теряет в Китае около $1 млрд ежегодно. И все зря: к 2016 году гигант Didi Chuxing занимал, по словам его руководства, более 87% рынка, а Uber пытался освоить оставшийся сегмент, увеличивая субсидирование поездок. К концу III квартала стало ясно, что такая стратегия не работает, и 1 августа Uber China объявила о слиянии с Didi Chuxing Technology.

В Россию Uber пришел в 2013 году, спустя два года после запуска «Яндекс.Такси». На старте к отечественной системе было подключено около 1000 водителей, через год их число увеличилось вдвое, а к 2013 году доля «Яндекс.Такси» на московском рынке легальных перевозок приближалась к 20% и продолжала расти (выручка составила $4,2 млн). Меньше чем через полгода началась «санкционная война», осложнившая положение американской компании в России. В сентябре 2014 года заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обвинил Uber в обвале национального рынка такси и призвал запретить сервис.

«Российское правительство внимательно отслеживает ситуацию с пассажирскими перевозками - сложившаяся вольница, когда на отечественном рынке Uber работал фактически по нидерландскому законодательству, никому не нравилась», - вспоминает Станислав Швагерус.

В России Uber начал привычную игру, используя демпинг для увеличения рыночной доли. В сентябре 2014 года запустился сервис UberX, где стоимость минимального заказа составляет 99 рублей - вдвое меньше, чем у конкурентов. Общественное движение «Форум Такси», проводившее в начале 2015 года мониторинг рынка такси, отводило Uber 10–15% от общего числа онлайн-заказов в России.

Но, несмотря на все усилия, догнать «Яндекс.Такси» не удавалось. К концу II квартала 2015 года, по данным Bloomberg, «Яндекс» располагал в Москве 15 000 машин, в распоряжении Uber было в пять раз меньше. Медленнее росла и сеть компании: когда руководитель таксомоторного подразделения «Яндекса» Тигран Худавердян сообщил иностранным журналистам о планах до конца года запустить сервис еще в 14 городах, Uber присутствовал лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.

В 2016 году отставание сохранилось: согласно отчету Credit Suisse, самым популярным сервисом оставался «Яндекс.Такси» - 500 000 поездок в сутки. Uber хотя и занял второе место, обойдя Gett, его показатели были втрое меньше, чем у лидера, - 150 000–170 000 поездок.

«Яндекс.Такси» оставался лидером онлайн-сегмента и в 2017 году, занимая в нем до 50%, тогда как на Uber приходилось вдвое меньше - 23%. При этом от общего объема пассажирских перевозок заказы через интернет составляли, по оценке Credit Suisse, от 13% до 17%. Конкурентная гонка в России и СНГ стоила Uber $170 млн за три года.

Uber попросту опоздал на российский рынок и уже не мог догнать лидера. «У Uber изначально не было шансов. Они продолжили бы впустую сжигать деньги, конкурируя с «Яндексом», - сказал Financial Times партнер фонда East Capital Джейкоб Грапенгиссер.

Uber 2.0

Сделку с «Яндексом» называют первым стратегическим решением нового руководства Uber. Дара Хосровшахи, возглавивший компанию в конце августа, получил в наследство не преуспевающий стартап, задающий моду в Кремниевой долине, а убыточную компанию с багажом скандалов и расследований. В беседе с журналистами он заявил, что намеревается строить «Uber 2.0» и постарается не повторить ошибок предыдущего руководства.

Но решение о сделке с «Яндексом» принимал, очевидно, не Хосровшахи. О договоренностях впервые объявили 13 июля, в промежутке между уходом старого CEO и назначением нового, когда компанией управлял совет директоров. Создание совместного предприятия выглядит логичным продолжением действий Каланика в Китае: Uber проводит слияние с наиболее крупным конкурентом, чтобы безболезненно покинуть неудачный для себя рынок. Это подтверждают источники Bloomberg: именно основатель Uber и вице-президент Эмиль Майкл (также покинувший компанию летом) были главными участниками переговоров с «Яндексом». Предприятие объединит бизнесы «Яндекс.Такси» и Uber в России и нескольких странах бывшего СССР, где присутствовали компании, кроме Украины, что, вероятно, связано с санкциями против российского IT-гиганта.

«Сейчас и у «Яндекса», и у Uber есть свои IT-площадки. Насколько мне известно, работа после объединения будет продолжаться на площадке «Яндекса». И для пользователей «Яндекс.Такси» ничего не изменится, а вот водители Uber уже будут работать на отечественной платформе», - считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Объединенная платформа затронет 127 городов и шесть стран (Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию и Казахстан), писал гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян в блоге «Яндекса». В июне совместная компания выглядела бы так: 35 млн поездок на общую сумму 7,9 млрд рублей.

Если рассматривать эту оценку как прогноз, то он кажется немного заниженным в сравнении с теми цифрами, которые приводит Bloomberg, ссылаясь на презентацию для инвесторов новой компании: объем пассажирских перевозок в год только по России составляет $1,1 млрд у «Яндекс.Такси» и $566 млн у Uber. Пересчет суммарного объема на месяц дает схожий результат (7,9 млрд рублей), но это без учета перевозок в других странах, которые являются объектом сделки.

В сообщении Комиссии по ценным бумагам, опубликованном в день объявления о сделке, говорится, что Yandex N.V и Uber International C.V передадут свои бизнесы в новую компанию MLU B.V, зарегистрированную в Нидерландах. MLU получит $100 млн от «Яндекса» и $225 млн от Uber и сможет использовать их товарные знаки. Доли в совместном предприятии распределятся в иной пропорции: «Яндекс» получит 59,3%, Uber - 36,6%, оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам. Также за российской стороной остается право продать Uber 2% акций объединенной компании в обмен на пакет акций Uber класса А.

Помимо стран, перечисленных в официальном заявлении, MLU также сможет работать в Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане «при получении соответствующих разрешений».

Таким образом, сделка закрепляет за объединенным бизнесом права практически на все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии и Украины.

Объединенный бизнес, оцененный сторонами в $3,725 млрд, по мнению создателей и аналитиков, имеет хорошее будущее. Представители «Яндекса» ориентируются на мнение «ВТБ Капитала», оценившего в 2016 году объем российского рынка легальных перевозок в 501 млрд рублей, и данные Аналитического центра при правительстве России по «теневому сегменту» за 2015 год - 116 млрд рублей. Исходя из этих цифр, Худавердян надеется, что после закрытия сделки на новую компанию будет приходиться около 5–6% от всего объема пассажирских перевозок в России. В отчете Credit Suisse говорится, что после слияния компания сможет претендовать на 69% онлайн-заказов такси, то есть 75% онлайн-рынка в стоимостном выражении.

О долгосрочных перспективах свидетельствует отчет UBS. По мнению его экспертов, в последние годы доли офлайн-такси и «теневого сегмента» в рынке перевозок снижаются и к 2021 году онлайн-сегмент на рынке легального такси в России вырастет до 80% с нынешних 20%. MLU будет выполнять около 80% онлайн-заказов.

Многообещающе выглядит грядущее выведение совместного предприятия на IPO в США. Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский сообщил об этом в интервью Bloomberg, добавив, что первичное размещение акций может состояться в начале 2019 года.

- При участии Александра Баулина

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.

На этой неделе клиенты много спрашивали об первичном размещении акций (IPO) компании Uber. Есть ли возможность купить? Отвечаю: есть. Будем ли мы это делать? Навряд ли.

В Uber инвестирует такое количество private equity, и стоимость растёт от раунда к раунду. Может быть, это действительно не самая устойчивая компания, но точно меняющая мир.

Политика Uber в новых городах - это активная экспансия, основанная на глубоком исследовании рынка компьютерными методами. Если заказ такси стоит 250 рублей, Uber готов компенсировать водителю из своего кармана 50 рублей для того, чтобы он возил за 200.

Капитализация сервиса Uber на 42% превышает стоимость «Газпрома» (GAZP ). Почему? Потому что стратегия больно современная для рынка перевозок.

Uber следит за транспортным потоком в самых мелких городах и приезжает туда в часы пик и в дни разъездов. Потом сокращает время прибытия такси до втрое и даже в четыре раза лучше, чем у конкурентов. Всё продуманно, глубоко.

С учётом новых услуг, предлагаемых Uber, мировой рынок, к которому апеллирует эта компания, можно оценить ближе к 230 млрд долларов. Через 10 лет это могут быть 600-700 млрд долларов. Каршеринг, карпулинг, мототакси - это очень перспективные направления. В прессе широко циркулирует информация о том, что в Uber вкладывались г-да Фридман, Хан, Кузьмичёв, Усманов. Тем не менее, наш взгляд, несмотря на возможность купить бумаги Uber до IPO, для розничных клиентов инвестировать в Uber лучше через покупку акций компаний, которые в него вкладываются (Amazon (AMZN ), Google, Fidelity). К такому выводу подталкивает изучение финансовых показателей и долей инвесторов, а также предположения относительно сроков возможного IPO.

Купить большую долю в Uber пока хотят единицы. По нашим оценкам, инвестиции Goldman Sachs и Джеффа Безоса из Amazon, в совокупности, составляют около 11% от капитализации Uber, Google и Fidelity - по 7%, Алишера Усманова и Baidu (BIDU ) - не менее 2%. Vanguard, Альфы (L1), Hartford, Desjardins - меньше 1%.

У Uber есть большая разница между чистой и валовой выручкой. Чистая выручка составила 673 млн долларов в 1 полугодии 2015 (против 495 млн за весь 2014-й финансовый год). Совсем по-другому валовая выручка, к которой плюсуются всевозможные вычеты НДС, скидок, отказов. По некоторым сведениям, валовая выручка за 2-й квартал 2015 составляла 2,1 млрд долларов, против 2,9 млрд за 2014 финансовый год. Намного более внушительные темпы роста. На них и ориентируются крупные инвесторы.

Убытки Uber намного больше его чистой выручки. Например, за первые полгода 2015 Uber потерял около 1 млрд долларов против 671 млн за тот же период годом ранее. За первые 9 месяцев 2015-го чистая выручка, по данным Business Insider, составила $1,16 млрд, тогда как чистый убыток - $1,68 млрд.

По срокам размещения тоже сохраняется неопределённость. Пока ходят слухи, что это будет или 2016, или 2017-й год. Хотя участники рынка говорят, что после массового расстрела со стороны одного из водителей в Мичигане (заметим, что стрелял он в рабочее время) у Uber стало меньше шансов на IPO.

В любом случае, прямо сейчас для размещения Uber пока рано, резко меняется даже число объявленных акций. Раньше у Uber было 3,35 млрд объявленных акций, из них 2,55 млрд обыкновенных и 0,8 млрд привилегированных, теперь у них 753 млн объявленных акций, из которых 588 млн обыкновенных и 165 млн привилегированных (по тем же формам отчётности).

Уже сейчас понятно, что у Uber полно конкурентов, которые уже объединяются в мощную сеть, включая, например, GrabTaxi. Рынок такси имеет в большинстве развивающихся стран очень низкий порог входа, поэтому расходов скоро станет ещё больше.

Пока можно говорить о большой базе фондирования Uber, популярности транспортных услуг (естественно, это же такси), а также солидном запасе прочности. По данным источников, у компании было около 4 млрд долларов денежных средств по состоянию на конец 1-го полугодия 2015-го. Но инвестиции в Uber - это вложения в рост выручки и в расширение охвата рынка, который достигается на фоне громадных убытков. Розничным клиентам не посоветуешь ни в коем случае.

Каршеринг, карпулинг и мототакси, и главное - транспортные приложения, представляются очень перспективными направлениями, но поддерживать дисконтный формат компании будет сложновато. На локальном уровне тоже могут образоваться мощные альянсы такси, и рост доли Uber на рынке перевозок, по физическим объёмам, зависит целиком от этого процесса. Будет это рост на 10% или 25% в год пока пари. Попытка захватить долю рынка неизбежно уменьшит долю Uber в мировом объёме денежных поступлений от услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Завоюет ли Uber 20% или 10% от рынка такси, пока не скажешь. Успешный старт только сбивает стоимость финансирования.

Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills - КапиталЪ АМ»

Стоит дороже, чем GM, Ford, Honda и другие автопроизводители, за исключением Toyota, Daimler, Volkswagen и BMW. Также Uber стоит больше многих интернет-компаний с внушительной капитализацией, среди которых такие титаны рынка, как ($50 млрд), ($50 млрд), ($58 млрд) и ($32 млрд). Если объяснять еще яснее, то в США есть всего шесть публичных интернет-компаний, стоящих дороже Uber. Это ($578 млрд), ($525 млрд), ($462 млрд), ($350 млрд), ($350 млрд) и Priceline ($71 млрд).

Uber растет невероятно быстро, но такими же темпами растут и убытки. Используя только информацию из публичных источников, я собрал данные о доходе и убытках Uber, полученные в ходе нескольких утечек. Разумеется, эти данные не открывали полной картины, так что кое-где мне пришлось сделать собственные расчеты, чтобы примерно понимать состояние доходов Uber. Зная картину прибыли и расходов компании и траекторию ее роста, можно примерно понять, как бы выглядело IPO Uber в 2017 году. Но сначала посмотрим на распределение чистого дохода компании по кварталам.

Вот это рост! Помним, что Uber платит из своей прибыли водителям, так что реальная валовая рыночная стоимость на самом деле примерно в пять раз выше (маржа чистого дохода в ~20%). Большая часть статистики Uber за 2012 и 2013 годы была слита в сеть, как и показатели за отдельные кварталы 2014-2016 годов. Темпы роста всегда были достаточно высоки, но наибольший скачок наблюдался в 2014-2015, в основном благодаря международной экспансии компании. В первом квартале 2016 года Uber получила $960 млн дохода, а затем показала «умеренный» рост на 15% до $1,1 млрд во втором квартале. Тем не менее эти впечатляющие показатели были достигнуты благодаря немалым усилиям.

О показателях чистой прибыли (или чистого убытка) информации доступно меньше. В то время как чистый доход Uber рос достаточно плавно, объем затрат мог резко меняться и зависеть от таких факторов, как конкуренция, расширение рынка, расходы на маркетинг и так далее. Тем не менее общие тенденции показаны выше. В этом году Uber потеряла $570 млн в первом квартале и $750 млн во втором. Сложно говорить, вырастут или сократятся эти показатели за вторую половину года, так что я оставил их на уровне $750 млн.

Рассмотрим показатели, пересчитанные по годам:

Темпы роста в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах составили примерно 537%, 332%, 280% и 194% соответственно. За 2015 год чистый доход вырос почти в четыре раза до $1,7 млрд, но убытки составили $1,9 млрд. Во втором квартале 2016 года чистый доход вырос на 15%, и я предположил, что за третий и четвертый квартал рост составит оптимистичные 20%. Таким образом, я оценил чистый доход за 2016 год примерно в $5 млрд – то есть каждый год он увеличивается примерно втрое. По оценкам чистой прибыли затраты будут в пределах $2,5-3 млрд.

Если брать во внимание темпы роста, то можно ожидать увеличения чистого дохода на 100-150% в 2017 году. Таким образом, он составит $10-12,5 млрд, а об убытках можно только догадываться. Самый большой мультипликатор выручки на 2017 год среди интернет-компаний составляет около 9,0 у Facebook – компании, которая заработает почти $37 млрд с рентабельностью по EBITDA в 63%. Лучшие коммерческие компании на 2017 год имеют мультипликатор в 6,0-8,0 и в большинстве своем являются прибыльными. Конечно, Uber растет намного быстрее этих публичных компаний, но то же самое можно сказать и о Facebook с ее 50-процентным ростом за 2016 год.

Предположим, что Uber получит чистый доход в $12,5 млрд в 2017 году. При очень оптимистичном мультипликаторе в 10 раз стоимость Uber составит $125 млрд. Даже при более скромном шестикратном мультипликаторе компания все равно будет стоить $75 млрд – ощутимо дороже своей нынешней частной оценки.

Крайне тяжело оценивать компании, растущие так же быстро, как Uber. Их оценка зависит не только от роста, но и от того, насколько хорошо пойдет их бизнес в долгосрочной перспективе. Я бы поставил на то, что о компании сейчас достаточно много говорят, и инвесторам вполне хватит этих показателей роста. Тем не менее это означает, что Uber придется поддерживать такие же мощные темпы без каких-либо заминок и убеждать инвесторов, что добиться прибыльности компании реально. Мировой рынок найма частных водителей насыщен конкуренцией, вынужден мириться с ограничениями законодательства и изначально невысокой рентабельностью (с этим могут помочь беспилотные автомобили). Учитывая динамику, интересно было бы увидеть, как Uber будет предлагать свои акции людям и оправдывать свою многообещающую оценку на бумаге.

«Яндекс» и Uber договорились о создании нового крупнейшего участника российского рынка онлайн-такси. Объединенный бизнес, контроль в котором получит «Яндекс», оценивается в $3,725 млрд, Uber вложит $225 млн, «Яндекс» - $100 млн. Эксперты отмечают, что продолжение острой конкуренции могло привести стороны к катастрофе, а теперь в перспективе они могут повысить снизившиеся в ходе борьбы цены на поездки.


«Яндекс» и Uber объявили, что объединяют бизнесы по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в новой компании. В нее также перейдет сервис доставки еды UberEats в этих странах. Украинский бизнес Uber в сделку не вошел. Uber и «Яндекс» инвестируют в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая ее в $3,725 млрд с учетом инвестиций. Финансирование пойдет на развитие, региональную экспансию и маркетинг. Предполагается, что 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам. Возглавит ее гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Сделку, закрытие которой ожидается в конце года, предстоит согласовать с регулирующими органами. В ФАС уточнили, что ходатайства еще не поступало.

Исходя из данных на июнь 2017 года, объединенная платформа сервисов будет насчитывать 127 городов и 35 млн поездок в месяц общей стоимостью 7,9 млрд руб. Свою долю на рынке такси партнеры оценивают в 5–6%. Количество поездок в год с «Яндекс.Такси» более чем вдвое превышает число поездок Uber - 285 млн против 134 млн соответственно, следует из презентации для инвестаналитиков (есть у “Ъ”). Выручка российского сервиса при этом тоже почти вдвое выше - $1 млрд против $566 млн. Пользователям по-прежнему будут доступны оба приложения для заказа поездок. При этом таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что, по мнению сторон, позволит увеличить количество доступных для заказа машин, сократить время подачи, снизить холостой пробег.

Сделка завершает конкурентную войну, которую вели компании, полагает Сергей Либин из Райффайзенбанка: «Компенсации водителям, поездки дешевле 100 руб.- все это сжигало деньги, и долгосрочно стратегия ни к чему хорошему бы не привела». Аналогично Uber поступил в Китае: слияние Uber China и Didi Chuxing Technology летом 2016 года привело к созданию монополиста стоимостью в $35 млрд. «В мире есть несколько рынков - Китай, РФ, Индия - с сильным локальным конкурентом, с которым Uber выгоднее дружить, чем воевать»,- поясняет аналитик.

Практика показывает, что подобные сделки почти всегда в среднесрочной перспективе приводят к стабилизации или даже повышению цен на рынке, отмечает управляющий партнер фонда Inventure Partners (инвестор сервиса такси Gett) Антон Иншутин. По его мнению, в случае с «Яндекс» и Uber могут вырасти комиссии с таксопарков. Сейчас «Яндекс.Такси» берет с водителей 12–19%, Uber - 20%, указывали аналитики «Ренессанс Капитала» в апреле. «Зато может снизиться ожидаемое время прибытия, и с этим конкурировать уже сложно»,- признает господин Иншутин. Гендиректор «Формулы такси» Богдан Коношенко не ждет от новой компании резких движений в тарифной политике. По его мнению, на таком высоколиквидном рынке любое закручивание гаек моментально приведет к переходу водителей и пассажиров к конкурентам. «Думаю, они продолжат двигаться вместе с рынком, чтобы не отпугнуть пользователей и сохранить партнерскую базу»,- считает господин Коношенко.

Инвесторы «Яндекса» крайне положительно отреагировали на сделку: 13 июля на открытии торгов на NASDAQ ADR «Яндекса» подорожали на 18,7%, до $32,44 за бумагу - максимального значения с 15 июля 2014 года. К 20:30 по Москве котировки закрепились возле отметки $31,58, что на 15,55% выше закрытия среды. Капитализация компании выросла почти на $1,4 млрд, до $10,2 млрд. На Московской бирже акции «Яндекса» подскочили на 25%, достигнув максимального уровня за всю историю торгов - 2,04 тыс. руб. за бумагу. Для рынка стало полной неожиданностью не только привлечение крупного иностранного инвестора, но и оценка «Яндекс.Такси», отмечает директор по инвестициям April Capital Дмитрий Скворцов. «Этот некогда венчурный проект многие аналитики и инвесторы не учитывали в стоимости “Яндекса”. Поэтому сразу после появления оценок капитализация материнской структуры выросла на сопоставимую величину»,- поясняет господин Скворцов. Он подчеркивает знаковость сделки для всего российского фондового рынка, как подтверждения сохранения интереса иностранных инвесторов к бизнесу в стране.

Роман Рожков, Владислав Новый, Денис Скоробогатько, Виталий Гайдаев