Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Глобальные проблемы мирового хозяйства. Глобальные проблемы мировой экономики

Одна из наиболее важных тенденций развития современного всемирного хозяйства – растущее воздействие на международное разделение труда (МРТ), на содержание международных экономических отношений, так называемых глобальных (общечеловеческих) проблем.

Глобальные проблемы мирового хозяйства - проблемы, имеющие планетарный характер, влияющие на все страны, проявляющиеся в качестве фактора развития общества во всех регионах мира, имеющие угрожающий характер. К глобальным относят следующие проблемы: а) разоружение и конверсию военного производства;

б) экологическую проблему

в) проблему обеспечения человечества энергетическими, сырьевыми, продовольственными ресурсами;

г) проблему освоения мирового океана и космоса;

д) демографическую проблему.

Возьмем к примеру экологическую проблему: загрязнение окружающей среды (ОС). Масштабы экологической опасности, тесная взаимозависимость стран в области природопользования обусловили развитие процесса экологизации мирового хозяйства.

Динамично развивается мировой “экорынок” - мировой рынок природо-сберегающих товаров и услуг. По имеющимся оценкам совокупный объем продаж на “экорынке” составляет сегодня в мире более 150 млрд. долл. в год и имеет тенденцию к устойчивому росту.

Экология сегодня - важный фактор, определяющий структуру МРТ, формирующий его новые направления. Однимиз них является утилизация отходов, превратившаяся в динамично развивающуюся отрасль промышленности (только в странах ЕС в ней занято более 2 млн. чел.) с растущим числом использующих самую передовую технологию крупных компаний. Деятельность последних приобретает в современных условиях транснациональный характер. Пример - западногерманская “Берцелиус Умвельт сервис”, действующая в США, Испании, Австрии, Италии и др. странах. Эта компания специализируется на вторичной переработке отходов производства с целью извлечения металлосодержащих компонентов (цинка, никеля, хрома). Остающиеся после этого шлаки используются в качестве строительного материала.

Экологические параметры оказывают все большее влияние на конкурентоспособность производимой продукции. В этих условиях многие представители международного бизнеса вынуждены уделять экологии повышенное внимание. Так, потребители в разных странах мира предпочитают дорогие, но экологически чистые продукты, а также модели дорогих машин, но с повторным использованием деталей (например, в новых моделях “БМВ” рецикличные части составляют до 80%). Появилось новое направление автомобилестроения - рециклинговая индустрия.

Природоохранные мероприятия осуществляются и совместными усилиями компаний ряда стран. Например, в 1989 г. производители аэрозолей в ЕС подписали соглашение о добровольном отказе от применения фреонов.


Мощным фактором экологизации мирового хозяйства служит регулирующая деятельность национальных государств. Современные формы экологического регулирования и контроля, в частности, введение многими индустриально развитыми странами жестких экологических стандартов, выступают как своеобразная разновидность протекционизма. Развивающиеся страны, напротив, используют свое льготное природоохранное законодательство для привлечения иностранного капитала. Возможность экономии на природоохранных издержках представляет для ТНК несомненный интерес. По имеющимся оценкам американские химические компании тратят на охрану ОС в своих зарубежных филиалах в среднем на 44% меньше средств, чем на аналогичных предприятиях на территории США. В этих условиях перенос за рубеж наиболее экологически опасных производств получил широкое распространение.

Вместе с тем постепенно начинает набирать силу и противоположная тенденция - к ужесточению природоохранных требований в сфере внешнеэкономической деятельности. В частности, в США при реализации крупных федеральных проектов за пределами страны предусматривается проведение специальной экологической экспертизы. Она все шире входит в практику крупнейших американских банков. Например, в экспортно-импортном банке она опосредует до 40% предоставляемых кредитов.

Вопросы охраны ОС стали неотъемлемой частью стратегических программ многих ведущих государств в области науки и техники. Так, важную роль в процессе экологической перестройки производственной базы западноевропейских стран играют научно-техническая и технологическая политика ЕС, являющегося организатором разработки и реализации крупномасштабных исследований, в которых природоохранные проекты являются приоритетными. В качестве примера следующие программы: “Защита окружающей среды. Климатология и природные катастрофы”, “Эврика”, где более трети проектов имеют природоохранную направленность, охватывая такие области, как экологический мониторинг и контроль, охрана природы и чистые технологии.

Вопросами охраны ОС занимаются и международные организации. НЕП - Программа Организации Объединенных Наций по ОС, функции которой: исследование проблем, разработка и реализация конкретных проектов охраны почв, вод, растительного и животного мира, градостроительства, энергетики, информации, экологического образования.

1.2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства

Материальной основой производственных, научно-технических, торгово-экономических связей между всеми странами мира является международное разделение труда (МРТ ). Оно представляет собой форму интернациональной организации производства, предполагающую специализацию отдельных стран на производстве тех или иных видов продуктов, их взаимный обмен.

Развитие МРТ обусловлено системой факторов.

Исторически и логически исходные факторы развития МРТ - природно-географические (климатические условия, запасы полезных ископаемых, плодородие ночвы, площадь территории, численность населения и т.д.). Каждая страна имеет различные природно-географические условия.

В современных условиях доминирующий фактор, предопределяющий участие стран в МРТ, - научно-техническая революция (НТР). Она ведет к нтернационализации исследований и разработок. Почему? Причина - удорожание НИОКР (научных исследований и в большей степени реализации научных разработок).

Участие стран в МРТ зависит также от уровня социально-экономических особенностей развития их национального хозяйства и внешнеэкономических отношений.

МРТ - сложный, диалектически противоречивый процесс. Он имеет временную и пространственную составляющие. Различные обособившиеся в ходе развития процесса труда виды трудовой деятельности сосуществуют и последовательно сменяют друг друга во времени. Это обусловливает производственно-функциональную дифференциацию производителей. Разделение труда в пространстве предполагает экономико-географическое, территориальное закрепление видов трудовой деятельности.

Главные компоненты МРТ: международная специализация и международное кооперирование.

Международная специализация производства - такая форма интернациональной организации производства, которая предполагает обособление, выделение видов производств и отраслей в международном масштабе.

Развитие специализации производства является следствием НТР. В современных условиях усиливается взаимовлияние специализации и развития техники. Оно происходит так. В структуре МРТ наиболее активную роль приобретает единичное разделение. Развитие комплексной механизации, автоматизации производства на базе использования ЭВМ, микропроцессорной и робототехники (в т.ч. внедрение гибких автоматизированных производственных систем) обусловливает углубление, в первую очередь, подетальной, поузловой и технологической международной специализации производства.

Одна из характерных тенденций развития современного производства - его диверсификация, сопровождаемая процессом ускоренной отраслевой дифференциации, отпочкованием все новых видов производств и отраслей. Это усиливает специализацию. Наряду с этой тенденцией проявляется и противоположная - возрастающая конструктивно‑технологическая общность выпускаемых видов продукции. Сегодня большая часть деталей и узлов всех машин (60-70%) сходна и даже тождественна. Разные комбинации одних и тех же технологических приемов, определенного набора узлов, деталей, комплектующих позволяют получать различные по своему функциональному назначению изделия.

По мере роста обособленных производств по выпуску узлов, деталей, комплектующих изделий и выявления их конструктивно-технологической общности происходит интеграция идентичных производственных единиц. Формируются самостоятельные предприятия и отрасли по выпуску продукции межотраслевого назначения. Поэтому характерная черта современной промышленности - специализация межотраслевых производств, как в национальных рамках, так и в международном масштабе. Использование агрегатных, функциональных, унифицированных блоков изделий позволяет быстрее создавать (перспективное направление развития современной промышленности) различные модификации продукции с помощью одних и тех же конструктивных частей и преодолевать противоречие между расширением номенклатуры продукции и низкой серийностью ее производства. Это также содействует активному развитию кооперационных связей.

Современная организационная структура производства в обрабатывающей промышленности предполагает оптимальное сочетание предметно-специализированных сборочных заводов с предприятиями, специализирующимися на изготовлении заготовок, деталей, узлов, агрегатов массового отраслевого и межотраслевого применения.

Таким образом, развитие специализации создает предпосылки для международного кооперирования. Разделение труда предполагает его кооперацию. Международное кооперирование производства - форма длительных рациональных производственных связей, которые устанавливаются между специализированными предприятиями.

В настоящее время многие крупные компании предпочитают иметь и мелких, и крупных субпоставщиков унифицированных комплектующих деталей, что повышает степень использования оборудования, позволяет совершенствовать технологию, увеличивать производительность труда. Так, в Англии из 5-ти тыс. компаний 6–ть крупных специализированных - “Лукас Индастриз”, “Смит”, “Данлоп-Пирелли”, “ГНК”, “Бармид” и “Отомэтив Продактс” контролируют поставки основной массы комплектующих изделий для автомобильных и др. компаний. Крупнейшая из них - фирма “Лукас Индастриз” производит комплектующие изделия широчайшей номенклатуры главным образом для предприятий автомобилестроения и тракторостроения. Она имеет 90 производственных предприятий в Англии и 42 - за границей. В Англии “Лукас” поставляет комплектующие изделия дочерним компаниям американских ТНК: “Дженерал Моторз”, “Форд”, “Крайслер” и др. “Лукас” реализует свою продукцию западноевропейским фирмам либо с предприятий в Англии, либо с дочерних предприятий в соответствующих странах. Она имеет кооперационные связи с фирмами “Фиат”, “Фольксваген”, “Вольво” и др.

Специализированные поставки комплектующих изделий другим фирмам осуществляют сегодня и крупнейшие ТНК. Например, “Дженерал Моторз” на основе кооперационных связей поставляет подшипники, “Локхид” - электронные детали, английская компания “Роллс Ройс” - авиационные двигатели, которыми оснащено свыше 5% парка гражданских самолетов западных стран.

Производственное кооперирование получило наибольшее развитие в таких отраслях, как автомобильная промышленность, судостроение, электроника и т.п. О росте масштабов международного производственного кооперирования в современных условиях свидетельствует увеличение более чем вдвое доли промежуточной продукции - компонентов, частей, деталей, поступающих в международный товарооборот. Эта доля уже в 80-е гг. составляла 40% от общей стоимости продукции машиностроения стран с рыночной экономикой.

По подсчетам экспертов ООН, международные соглашения о техническом сотрудничестве и обмене узлами, деталями на основе кооперации в среднем на 14-20 месяцев сокращают сроки налаживания производства новых видов продукции, на 50-70% снижают стоимость освоения производства, позволяют достигнуть 93-99%-го уровня качества продукций зарубежного партнера, тогда как освоение иностранной технологии своими силами дает возможность достигнуть лишь 70-80% этого уровня.

Наряду с производством, международная кооперация охватывает также его научно-техническую подготовку и сбытовую деятельность.

Формы кооперирования в международной практике:

1. Подрядное кооперирование. При этом одна сторона договора - “заказчик” - выдает другой стороне - “подрядчику” - заказ на производство деталей, частей, узлов и деталей, которые должны войти составной частью в продукт, реализуемый заказчиком.

2. Кооперирование на основе организации совместного производства. Оно предполагает организацию фирмами-кооперантами совместного производства нового единого конечного изделия (обычно технически сложного) путем объединения финансовых, научно-технических, материальных, трудовых ресурсов партнеров и закрепления за каждым из них полной ответственности за выпуск определенной части изделия.

3. Соглашения о разделе производственных программ на основе договорной специализации. Обычно они заключаются между конкурирующими компаниями с целью разграничения и закрепления за каждым участником определенного ассортимента конечной продукции и устранения дублирования производства. Одним из важных условий в таких соглашениях является положение о тесном сотрудничестве партнеров в форме субподрядных поставок, проведении совместных научных исследований и разработок.

4. Совместные предприятия (СП). Характерные черты этой формы кооперирования: соединение на долевой основе собственности взаимодействующих партнеров, совместное управление предприятием и несение производственного и коммерческих рисков, раздел прибыли между партнерами по условиям договора. Конкретными организационными формами СП могут быть общество с ограниченной ответственностью (данная форма распространена в международной практике) и акционерное общество.

На основе специализации и кооперирования производства переплетение производственных, научно-технических, финансовых связей средний и крупных фирм усилилось так, что речь идет о формировании непосредственного международного производства. Основным организующим началом в этом процессе выступают транснациональные корпорации (ТНК).

Проблема: глобальная продовольственная система.

Виды её проявления: нехватка продовольствия и голод в беднейших густонаселённых регионах мира.

Возможные экологические последствия: для получения большего количества продукции используется нерациональное земледелие, грязные виды производств.

Возможные социально-экономические последствия: нахождение части населения за чертой бедности, низкий уровень медицины, образования и т.д.

Возможные политические последствия: обострение региональных конфликтов в борьбе за ресурсы и продовольствие, беженство.

Предложения по урегулированию проблемы:

Экстенсивные и интенсивный. Первый путь ограничен возможностями природных условий, поэтому более применительным является путь интенсификации хозяйства.

2. На основе анализа схемы определите основные экологические последствия роста населения на Земле

Истощение ресурсов, деградация земли, рост антропогенной нагрузки на природные компоненты, сокращение биоразнообразия, проблема утилизации отходов жизнедеятельности и промышленности.

3. На основе анализа схемы определите основные экологические последствия вырубки лесов на Земле

Приводит к изменению микроклимата: уменьшение количества влаги, уменьшение ветров. В результате почвы высыхают, верхний плодородный слой развевается, видовой состав флоры и фауны обедняется. Территория подвергается опустыниванию - деградирует и становится непригодной для хозяйственного использования.

4. Проанализируйте предложенную схему и ответьте на вопросы

Какие изменения в природе Беларуси и вашей местности могут произойти в результате воздействия парникового эффекта?

Парниковый эффект является одной из причин продолжительных засух, что ведёт к учащению лесных пожаров, пыльных бурь.

Какие изменения социального и экономического характера в Беларуси и вашей местности могут произойти в результате воздействия парникового эффекта?

Могу возникнуть потери в урожае сельскохозяйственных культур.

5. Проанализируйте различия климатических условий крупного города и его окрестностей. Выявите геоэкологические последствия этих различий

В результате плотности городской застройки, загрязнённости атмосферы и т.д., в городе формируется особый микроклимат. Это отражается на здоровье людей, ведёт к изменению остальных компонентов природного климата.

6. Назовите и обоснуйте принципы, которые должны быть положены в основу разработки модели устойчивого развития современного общества

Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. развитие в гармонии с ОС. Максимальное использование в интересах населения ресурсов без ущерба для природы. Решение задач, связанных с развитием не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений.

7. Проведите тестовый самоконтроль по теме «Сущность глобальных проблем человечества»

Экологические проблемы территории - это результат:

  • деятельности только человека;
  • действия как природных, так и антропогенных факторов;
  • только природных катаклизмов;
  • работы только промышленных предприятий;

Для решения какого аспекта геоэкологических проблем прежде всего необходимы географические знания?

  • Разработка ресурсосберегающих технологий;
  • совершенствование природоохранного законодательства;
  • ужесточение штрафных санкций;
  • прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду.

Развитию парникового эффекта способствуют:

  • увеличение количества водяного пара и углекислого газа в атмосфере;
  • увеличение озоновой дыры;
  • уменьшение количества кислорода в атмосфере;
  • таяние ледников.

Кислотные дожди могут образовываться в результате:

  • соединения окислов железа с влагой облаков;
  • соединения окислов серы с влагой облаков;
  • радиоактивного загрязнения атмосферы;
  • чрезмерного промышленного запыления атмосферы.

Наиболее эффективным путём преодоления дефицита воды является:

  • рационального использование водных ресурсов;
  • опреснение вод Мирового океана;
  • транспортировка айсбергов;
  • сокращения численности населения Земли.

Какие из указанных мер наиболее способствуют сохранению качества водных ресурсов?

  • Прекращение сброса сточных вод в водоёмы;
  • сокращение расходов воды на орошение;
  • очищение сточных вод;
  • уменьшение расхода воды в коммунальном хозяйстве.

Какое из следующих утверждений является верным?

  • Из-за большого количества пыли в атмосфере крупных городов температура воздуха в них ниже, чем за городом.
  • Главной причиной сокращения площади лесов в мире является хозяйственная деятельность человека.
  • Уничтожение озонового слоя атмосферы - проблема, свойственная только странам умеренного климата.
  • Растениеводство - отрасль, не оказывающая отрицательного воздействия на природу.

Добыча угля и железной руды открытым способом:

  • нарушает только поверхность;
  • наносит большой ущерб всей окружающей природе;
  • не влияет на окружающую растительность;

Одной из экологических проблем является увеличение промышленных свалок. Какой путь решения этой проблемы более экологически правильный?

  • Засыпать толстым слоем грунта;
  • сжигать мусор;
  • запускать в контейнерах в космос;
  • сортировать и перерабатывать мусор.

Быстрый рост народонаселения в развивающихся странах приводит к нежелательным для них последствиям. Выберите из следующих положений верные:

  • изменение возрастной структура населения, резкое увеличение доли молодых возрастов;
  • повышение темпов экономического развития и уровня жизни населения;
  • возникновение социальных и этнических конфликтов в результате ухудшения социально-экономических условий;
  • увеличение нагрузок на природные системы, возникновение дефицита земли, воды и других ресурсов.

8. Приведите примеры, которые доказывают, что границы между локальными, региональными и глобальными проблемами являются весьма условными

Границы действительно условные, поскольку в географической оболочке все компоненты тесно взаимосвязаны, поэтому изменения в одной её части ведёт к негативным последствиям глобального уровня.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 4 ГЕОГРАФИЯ. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества ВВЕДЕНИЕ Мировое хозяйство как основа развития человеческой цивилизации. География мирового хозяйства со второй половины ХХ в. переживает коренные изменения, которые требуют изучения на качественно новом уровне. Действующие на протяжении длительной истории факторы развития мирового хозяйства приобрели глобальный характер. Интернационализация производства, углубление международной специализации, расширение интеграционных процессов и быстрое развитие международной торговли стали характерными для всех регионов мира. Современное мировое хозяйство невозможно представить без процесса транснационализации, который посредством создания филиалов транснациональных компаний (ТНК) в разных странах проникает во все отрасли и изменяет их географию. Скорость научно-технического прогресса, развитие информационно-коммуникационных технологий и быстрое внедрение научных разработок во все сектора мирового хозяйства в ХХІ в. привели к глубоким изменениям в его отраслевой структуре. В мировом хозяйстве появились новые виды производств, услуг и экономической деятельности. Увеличение потребности населения мира в разнообразных услугах определило переход человечества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Развитие энергосберегающих и безотходных технологий в высокоразвитых странах обусловило перенос отраслей, загрязняющих окружающую среду, в развивающиеся страны. Под влиянием новых факторов развития мирового хозяйства за короткий исторический период существенно изменилась география его секторов. Прежде всего индустриального. С конца ХХ в. произошёл географический сдвиг отдельных видов промышленного производ ства из развитых стран в развивающиеся. Исключение составляют только наиболее наукоёмкие производства. Это изменило мировую и региональную структуру мирового хозяйства. Углубление международного географического разделения труда способствовало расширению специализации стран на определённых видах экономической деятельности. Развитие постиндустриализации в развитых странах привело к появлению в мировом хозяйстве новых видов услуг. Например,

2 Введение 5 страховых, банковских, логистических, информационно-коммуникационных и др. Принцип системного изучения факторов развития и географической структуры мирового хозяйства конца ХХ начала ХХІ в. положен в основу первого раздела учебного пособия как логический переход к глобальным проблемам человечества. В отличие от предыдущих учебных пособий при изучении факторов мирового хозяйства рассмотрены вопросы, посвящённые современной структуре мирового хозяйства, процессу глобализации и глобальным городам. В связи с быстрым развитием процессов транснационализации при изучении отраслей мирового хозяйства выделяются крупнейшие ТНК. При рассмотрении секторов мирового хозяйства авторы руководствовались принципом изучения географии на трёх пространственных уровнях: мир, регионы, три ведущие страны. Наряду с этим они сделали попытку уйти от перечисления ведущих стран по отдельным видам производимой продукции и услуг. Дополнили учебное пособие региональными характеристиками отраслей мирового хозяйства, что будет способствовать формированию географического образа регионов в разделении труда. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Термины «глобальный» и «региональный» в географии символизируют два основных направления восприятия окружающего мира и практической деятельности человека. Широкое развитие глобального направления в географии отмечается с начала 70-х годов XX в. В это время усиливается осознание целостности окружающего мира, расширяются представления о глобальных проблемах развития человечества. Первоначально к ним относили в основном геоэкологические проблемы (изменение климата, биоразнообразие, экологическая политика и др.). Затем стали рассматривать также и глобальные явления общественного характера (политика, экономика, производство, технология, экономические системы и т. д.). Важность и необходимость глобального представления о Мире обусловлена глубоким кризисом развития человечества на рубеже тысячелетий. В связи с этим одной из главных задач современной географии является разработка научных основ и практических рекомендаций по оптимизации взаимоотношения общества и природы для решения глобальной проблемы устойчивого развития человечества.

3 6 ГЕОГРАФИЯ. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы совокупность природно-экологических и социально-экономических проблем, от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. В конце XX в. сформировались основные подходы к выявлению жизненно важных проблем человечества. Глобальными являются проблемы, которые: yносят планетарный характер и затрагивают интересы всех стран и народов; yугрожают всему человечеству гибелью цивилизации или серьёзным ухудшением условий жизни, значительным снижением мировых производительных сил, если не будет найдено их решение; yнуждаются в срочном решении и требуют совместных действий всех государств. В соответствии с этими положениями выделяют следующие группы проблем: 1. Наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле; обеспечение экономического развития государств; продовольственная проблема; преодоление отсталости слаборазвитых стран и др.). 2. Проблемы преимущественно природно-экономического характера (геоэкологическая; энергетическая; проблема Мирового океана; минерально-сырьевая и др.). 3. Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межнациональных отношений; кризис культуры, нравственности; проблемы здравоохранения и др.). 4. Проблемы смешанного характера, нерешённость которых часто приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты; терроризм, преступность; технологические аварии; стихийные бедствия и др.). 5. Проблемы научного характера (освоение космоса; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование погоды и др.). 6. Малые и глобальные проблемы смешанного характера (бюрократия; шум; падение остатков спутников и ракет-носителей и др.). Все планетарные проблемы в той или иной степени связаны с обострением противоречий между общественным развитием

4 Введение 7 и природными системами Земли. Они взаимосвязаны и имеют значительное географическое содержание. Глобальные проблемы имеют конкретное преломление в отдельных странах и районах. Поэтому важно рассматривать глобальные и региональные проблемы в тесной взаимосвязи, которая существует в действительности. Анализ глобальных проблем необходим для разработки конструктивных мер регионального характера. Чтобы решить эти задачи, требуется обязательное сотрудничество географов с представителями других наук общественных, естественных и технических. В начале ХХI в. географическая наука вышла на качественно новый уровень развития. Это обусловлено её возросшим значением для понимания сложных природных, социально-экономических и демографических процессов, происходящих на нашей планете, важной ролью в решении проблем оптимизации взаимодействия общества и природы. Рост численности населения Земли и увеличение его потребностей поставили перед человечеством задачи обеспечения людей: yпродовольствием необходимой калорийности и состава; yводой приемлемого количества и качества; yтерриторией, обеспечивающей возможность деятельности человека; yэнергией и продуктами индустриальной деятельности, не приводящей к значительному загрязнению окружающей среды. Большинство этих потребностей удовлетворяются благодаря надёжному функционированию географической оболочки. По отношению к задачам человечества в масштабах времени нескольких поколений географическая оболочка выполняет четыре основные функции: yподдержание систем жизнеобеспечения человека и общества; yпоглощение и переработка продуктов жизнедеятельности человечества; yвоспроизводство возобновляемых природных ресурсов; yобеспечение невозобновляемыми природными ресурсами. Трудно определить, какая из глобальных проблем человечества наиболее опасна и требует немедленного решения. Постоянно происходит усложнение и углубление глобальных проблем, что ухудшает состояние окружающей среды, разрушает ранее устойчивые политические, экономические и социальные системы, проводит к межнациональным конфликтам, голоду, военным столкновениям и т. д. Поэтому

5 8 ГЕОГРАФИЯ. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества любая из них может привести к глобальной катастрофе и уничтожению жизни на Земле. Решение глобальных проблем человечества должно осуществляться на основе гуманитарно-экологического подхода. Гуманитарно-экологический подход совокупность взглядов и действий, выражающихся в уважении достоинства и прав человека, его ценности как личности, заботе о его благе, всестороннем развитии, создании благоприятных условий среды жизнедеятельности с учётом экологических ограничений. Чтобы сохранить нашу планету, человечеству необходимо обеспечить устойчивое функционирование географической оболочки, разработать стратегию деятельности по разрешению взаимосвязанных глобальных проблем. 1. Какие качественные изменения произошли в отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства? 2. Какой принцип положен в основу изучения мирового хозяйства? 3. Каковы основные подходы к выявлению главных глобальных проблем среди жизненно важных проблем человечества? 4. В чём заключается основная задача современной географии? 5*. Почему в последние десятилетия XX в. стало уделяться больше внимания глобальным проблемам человечества? 6*. Почему важно совместно рассматривать глобальные и региональные проблемы человечества?


Рабочая программа по географии 10 класс Пояснительная записка Рабочая программа для 10 класса составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)

Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 138 Рассмотрена и согласована на заседании ШМО Протокол

Пояснительная записка 1. Учебная программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

1.Пояснительная записка. Статус документа. Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Балтийска Рабочая программа учебного предмета «География» 10-11 класс, ступень базовый уровень Балтийск 2017

Аннотация к программе по дисциплине «География» для специальности: 09.02.05 «Прикладная информатика» (по отраслям), 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 08.02.01«Строительство и эксплуатация

Лекция 21. Тема 19. Геополитика, глобальные проблемы и глобализация 1. Понятие и теоретические основы геополитики. 2. Понятие глобальных проблем и глобализации. Антиглобализм. Геополитика, глобальные проблемы

1 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного

Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по географии составлена на основе примерных программ для среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буретская средняя общеобразовательная школа», Боханского района, Иркутской области Рассмотрено на заседании НМС

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС- ЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Б Л О К: О Б Щ Е С Т В О Понятие общества в широком смысле: общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая собой формы организации и способы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа Наро-Фоминского района Московской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования (2004год), примерной программы среднего(полного)общего

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы М.Ю. Аскеров Приказ от 2016 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Практические занятия по "Мировая экономика и международные экономические отношения" Фрагмент ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ условиях. Вопросы для подготовки: 1. Основные тенденции развития

I. Требования к уровню подготовки учащихся 1. Знать: - методы географических исследований и уметь применять их на практике; - особенности размещения основных видов природных ресурсов; - динамику населения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 г. Иваново Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Руководитель МО Л.И. Безрукова Протокол 1 от «29» августа 2013

Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и инструктивно- методических документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г.

РП ПО ГЕОГРАФИИ 10-11 классы 1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего

Глобальные проблемы человечества. «Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда» А.де Сент.- Экзюпери «Мы унаследовали землю у наших предков. Мы берём её взаймы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 7 г. Химки «Утверждаю» Директор МБОУ Лицея 7 Самбур В. И. 2015год География (базовый уровень) для 10 класса Составитель: учитель географии Долгова

География 10 11 класс ФК ГОС (базовый уровень) Основное содержание учебного предмета Раздел 1. Политическая карта мира. Этапы формирования политической карты мира. Многообразие стран современного мира.

АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины «Мировая экономика» Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины:

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате обучения учащиеся должны Знать/понимать - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности

1. Требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету «География» В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать основные географические понятия и термины;

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение

География 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «География» является: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Приложение к образовательной программе среднего общего образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «География» Базовый уровень 10-11 класс среднего общего образования Составитель:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от 31.08.2016г. 122 Рабочая программа по географии 10Б КЛАСС

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 557 Невского района Санкт-Петербурга Р А ССМ ОТ Р Е Н О С О Г ЛАСОВАНО П Р И НЯТ О У Т ВЕ Р ЖД АЮ Председатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для средней школы составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по географии к УМК Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Экономическая и

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Мировая экономика» по направлению подготовки (специальности) 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» Семестр: очное отделение 4; заочное отделение 4 Зачетные

Приложение к Образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова" г. Ливны от 30.08.2016 г. 193 (раздел «Предметная область «Общественно-научные

Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа

Частное учреждение общеобразовательная организация «Солнечный ветер» (ЧУОО «Солнечный ветер») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» для 10 класса Составитель: Водолагина О.Г. г. Москва 2016-2017 уч.

Горнакова Д. 1, Фокина С. 2, Юстинович Ю. 3 1,2,3 Студент, специальность «Экономическая безопасность», Институт экономики управления и прикладной информатики ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный

Приложение 8 к Основной образовательной программе среднего общего образования (новая редакция) МБОУ СОШ 179, утверждённой приказом от «29»августа 2016г. 249 Муниципальное бюджетное общеобразовательное

1 Требования к уровню подготовки учащихся Знать. - основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ЙОШКАР-ОЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ««Лицей» г. Черногорска УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по географии 10-11 классы уровень среднего общего образования Пояснительная записка Учебная программа по

«Рассмотрено» На заседании методического совете учителей естественно-научного цикла А.Н. Мичурина Прот. 1от 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с.исаклы

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение

Приложение 6 Основной общеобразовательной программы образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом 40 от 30.08.06 Рабочая программа учебного предмета «География» 0- класс

Пояснительная записка Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном

Рабочая программа для 0 класса Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета. В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен: знать/понимать. Основные географические понятия

Аннотации к рабочим программам по предмету: «География» Название курса Физическая география Класс 5 Цель курса Познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов географией, пробудить интерес

Юй Сюетин магистрантка Юго-Западный университет (Китай) Глобализация и её проблемы Введение В настоящее время, глобализация оказывает большое влияние на мировую экономику, политику и культуру. А в процессе

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствием с требованием федерального государственного компонента среднего (полного) образования по географии, примерной

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для обучающихся по освоению дисциплины Географическая

Планируемые результаты: знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования; - Образовательной

УДК 504 А.Г. Качина СГГА, Новосибирск РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Природные ресурсы важнейший фактор, без которого невозможно существование человеческого общества.

Понятие об обществе. Общественные отношения и их виды. Общественные науки. Взаимодействие общества и природы. Экологический кризис. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальные институты.

На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что является лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и , а также моральные, религиозные и философские ценности.

Значение глобальных проблем особенно возросло во второй половине ХХ в. Именно они существенно воздействуют на структуру национального и . Исторически мировое хозяйство как единое целое сложилось к началу ХХ в. в результате втягивания в мирохозяйственные связи большей части стран мира. К этому времени был закончен территориальный раздел мира , в мировом хозяйстве сформировалось два полюса . На одном полюсе находились промышленно развитые страны , а на другом — их колонии — аграрно-сырьевые придатки . Последние были втянуты в задолго до становления там национальных рынков. Вовлечение этих стран в мировые хозяйственные отношения фактически произошло не в связи с потребностями их собственного развития, а явилось продуктом экспансии индустриально развитых стран. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство, даже после обретения независимости бывшими колониями, на долгие годы сохранило отношения центра и периферии. Вот откуда берут начало нынешние глобальные проблемы и противоречия.

Как правило, для решения глобальных проблем требуются огромные материальные и финансовые средства. Основными критериями отнесения той или иной проблемы к категории глобальных признано считать ее масштабность и необходимость совместных усилий для ее устранения.

Глобальные проблемы — несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Примеры глобальных проблем мира

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

Нарождаются и другие глобальные проблемы.

Классификация глобальных проблем

Исключительные трудности и большие затраты для решения глобальных проблем требуют их обоснованной классификации.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы, согласно принятой международными организациями классификации, делятся на три группы. Первую группу составляют проблемы, определяемые основными социально-экономическими и политическими задачами человечества. К ним относятся сохранение мира, прекращение гонки вооружений и разоружение, немилитаризация космоса, создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии стран с низкими доходами на душу населения.

Вторая группа охватывает комплекс проблем, раскрывающихся в триаде «человек — общество — техника». Эти проблемы должны учитывать эффективность использования НТП в интересах гармоничного социального развития и ликвидацию негативного влияния техники на человека, рост народонаселения, утверждение прав человека в государстве, его освобождение из-под чрезмерно усилившегося контроля государственных институтов, особенно над личной свободой как важнейшей составляющей прав человека.

Третья группа представлена проблемами, связанными с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т. е. проблемы отношений по линии общество — природа. Сюда входят решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды, охватывающего все новые и новые районы и способного разрушить жизнь человека.

Конец ХХ и начало XXI вв. привели к перерастанию ряда локальных, специфических вопросов развития стран и регионов в разряд глобальных. Однако следует признать, что решающую роль в этом процессе сыграла интернационализация.

Растет количество глобальных проблем, в отдельных публикациях последних лет называется более двадцати проблем современности, однако большинство авторов выделяют четыре основные глобальные проблемы: экологическую, сохранение мира и разоружение, демографическую, топливно-сырьевую.

Меняются масштабы, место и роль отдельных глобальных проблем. Экологическая проблема в настоящее время вышла на первое место, хотя еще недавно ее место занимала борьба за сохранение мира и разоружения. Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составляющие и появляются новые. Так, в проблеме борьбы за мир и разоружение основной упор стал делаться на сокращение средств массового поражения, нераспространение массового оружия, разработку и осуществление мер по конверсии военного производства; в топливно-сырьевой проблеме появилась реальная возможность исчерпываемости ряда невозобновляемых природных ресурсов, а в демографической — возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международной миграции населения, трудовых ресурсов и т. п.

Очевидно, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны . Например, острота продовольственной проблемы усугубляется опережающим ростом народонаселения по сравнению с ростом сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах. Для решения продовольственной проблемы необходимо использовать ресурсный потенциал промышленно развитых стран или международных организаций, разрабатывающих и осуществляющих специальные программы помощи. Рассмотрение воздействия глобальных проблем на формирование мирового хозяйства требует их детального анализа и оценки с позиций как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Особенности мирового развития второй половины
ХХ в. состоят в том, что стала постоянным фактором, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность распространилась на такие территории и в такие сферы, которые ранее не были доступны человеку (Мировой океан, полярные зоны, космос и т. д.).

Ускоренное развитие производительных сил, планомерный характер и глобальные масштабы технического прогресса, если не будут поддержаны совершенным механизмом управления, могут привести к необратимым отрицательным последствиям. В частности, еще больше возрастет неравномерность в экономическом развитии между странами, увеличится разрыв между уровнями материальной и духовной культуры человечества, произойдет нарушение равновесия биосферы, ухудшение экологии может привести к невозможности жизни на Земле.

Для выхода из этой кризисной ситуации в области продовольствия необходима разработка совместной международной стратегии по вопросам производства, перераспределения и потребления продовольствия. Даже при нынешних методах обработки земли, согласно расчетам английских экспертов, можно обеспечить продовольствием свыше 10 млрд. человек. Все это говорит о крайне непроизводительном использовании обрабатываемых земель.

Решение проблемы развивающихся стран требует преодоления их экономической и научно-технической отсталости, а это связано с эволюцией экономического пространства, которое приведет к радикальным социально-экономическим преобразованиям, ликвидации отсталых форм землепользования и подъему сельского хозяйства на основе внедрения научных методов его ведения.

В этой ситуации Россия и страны должны уделять внимание прежде всего сохранению и наращиванию потенциала плодородных сельскохозяйственных земель, повышению производительности сельскохозяйственного производства, а также систем хранения и распределения продукции.

Проблема военных расходов

После окончания Второй мировой войны мировым сообществом делаются гигантские усилия по сохранению мира и разоружению. Однако человечество до сих пор тратит на вооружение огромные средства. Военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие, увеличивают , способствуют росту инфляции, отвлекают людские и от решения насущных социальных проблем, увеличивают внешнюю задолженность, оказывают негативное воздействие на международные отношения и их стабильность.

Негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может носить длительный характер. Чрезмерные военные расходы прошлых лет тяжелым бременем ложатся на страны с низким уровнем развития экономического пространства, к которым на современном этапе мировой экономики относятся многие развивающиеся страны.

Вместе с тем возникли и расширяются зоны региональных и локальных конфликтов, провоцирующих внешнее вмешательство, все в большей степени с применением военной силы. Участники таких противостояний уже обладают или в ближайшем будущем могут стать обладателями оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия. Это заставляет многие страны поддерживать высокий уровень военных расходов в своих бюджетах.

В то же время сокращение военного потенциала, особенно в крупнейших государствах, например, России, сталкивается с многими сложными вопросами, ведь военно-промышленный комплекс представляет тысячи предприятий и миллионы людей, занятых на них. Кроме того, мировая торговля оружием пока является одним из самых прибыльных видов бизнеса, который ежегодно приносит нашей стране доходов на 3-4 млрд. долл.

В условиях экономической нестабильности, ограниченности и отсутствия нужных средств сокращение вооруженных сил и разоружение в России порождает дополнительные экономические и социальные проблемы. Разоружение и сокращение военного производства в ряде случаев не приводит к высвобождению средств, а требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, обеспечение безопасности и сохранение мира на планете возможно при тесном сотрудничестве между странами, разумном использовании имеющихся ресурсов, направленных на устранение всеобщей военной угрозы и ядерной войны.

Развитие производительных сил мирового хозяйства требует не только постоянного притока материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и использования значительных денежных и финансовых средств.

Превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов и знаний приводит к более высокой стадии интернационализации (глобализация). Единый мировой рынок создает объем экономического пространства и играет исключительно важную роль в обслуживании структурной перестройки национальных экономик. Вместе с тем он может содействовать углублению диспропорций в мировом хозяйстве.

Глобальные цели человечества

Приоритетные глобальные цели человечества следующие:

  • в политической сфере — уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической и экологической сферах — развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере — повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в культурно-духовной сфере — перестройка массового нравственного сознании в соответствии с сегодняшними реалиями.

Принятие мер в направлении реализации этих целей составляет стратегию выживания человечества.

Нарождающиеся глобальные проблемы

По мере развития мировой экономики возникают и будут возникать новые глобальные проблемы.

В современных условиях новой, уже сформировавшейся глобальной проблемой выступает освоение космического пространства . Выход человека в космос явился важным импульсом развития как фундаментальной науки, так и прикладных исследований. Современные системы связи, прогнозирование мног их природных катаклизмов, дистанционная разведка полезных ископаемых — это лишь малая часть того, что стало реальностью благодаря космическим полетам. Вместе с тем масштабы финансовых затрат, необходимых для дальнейшего освоения космическою пространства, сегодня уже превышают возможности не только отдельных государств, но и групп стран. Исключительно дорогостоящими компонентами исследований являются создание и запуск космических аппаратов, содержание космических станций. Так, стоимость изготовления и запуска грузового космического аппарата «Прогресс» составляет 22 млн долл., пилотируемого космического аппарата «Союз» — 26 млн долл., космического аппарата «Протон» — 80 млн долл., а космического челнока «Шаттл» — 500 млн долл. Годовая эксплуатация международной космической станции (МКС) обходится примерно в 6 млрд долл.

Колоссальные капиталовложения требуются для реализации проектов, связанных с разведкой и перспективным освоением других планет Солнечной системы. Как следствие, интересы освоения космического пространства объективно предполагают широкое межгосударственное взаимодействие в этой сфере, развитие масштабного международного кооперирования в подготовке и проведении космических исследований.

К числу зарождающихся глобальных проблем в настоящее время относят изучение строения Земли и управление погодой и климатом . Как и освоение космического пространства, решение этих двух проблем возможно лишь на основе широкого международного сотрудничества. Причем управление погодой и климатом требует, в числе прочего, глобального согласования поведенческих норм хозяйствующих субъектов с целью повсеместной минимизации вредного воздействия экономической деятельности на окружающую среду.