Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лицензия на осуществление аудиторской. Лицензирование аудиторской деятельности

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоя­тельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятель­ностью только после получения лицензии на ее осуществление. Поря­док лицензирования аудиторской деятельности в Российской Феде­рации утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 (см. табл. 2.1).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Мин­фином РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается по заявлению соискателя на 5 лет. По заявлению соискателя срок дей­ствия лицензии может быть продлен на 5 лет неограниченное количе­ство раз.

Соискателями лицензии могут быть аттестованный аудитор, зарегист­рированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудитор­ская фирма.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) за­явление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетель­ство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), кви­танцию об оплате, справку с места жительства.

Аудиторская фирма представляет в лицензирующий орган заявле­ние, учредительные документы, свидетельство о государственной ре­гистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), доку­мент об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заве­ренных копий аттестатов, о кадровом составе фирмы. При этом учре­дительные документы аудиторской фирмы должны соответствовать следующим требованиям:

По организационно-правовой форме не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;

Уставный капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);

Доля граждан Российской Федерации, постоянно в Российской Федерации проживающих, должна составлять не менее 50% кад­рового состава фирмы (а если руководитель иностранец - не ме­нее 75%);

Предусмотренные уставом виды деятельности - только аудитор­ская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 300 руб.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы и в течение 60 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок уведомить об этом соискателя и выдать ли­цензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензионного сбора (1 тыс. руб.).

В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата- аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата - аудиторской фирмы лицензиат обязан не­замедлительно подать заявление в лицензирующий орган на пере­оформление лицензии.

Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осущест­влять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.:

Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее со­ответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоя­тельно либо через общественную аудиторскую организацию, чле­ном которой является лицензиат);

Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и докумен­ты при проведении проверок; ,

Составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;

" выносить решения об устранении лицензиатом выявленных на­- рушений в установленный срок;

;■ выносить лицензиату предупреждение;

Приостанавливать действие лицензии в случае выявления неод­нократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более 6 месяцев);

Аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицен­зионного сбора в течение 3 месяцев;

Направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в слу­чае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостанов­лено, в установленный срок не устранил выявленные лицензиру­ющим органом нарушения.

К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, на­пример, могут относиться:

Предоставление аудиторского заключения без проведения про­верки;

Систематическое нарушение требований законодательных, нор­мативных актов, федеральных стандартов;

Уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;

Наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;

Неквалифицированное проведение аудиторских проверок и ока­зание сопутствующих услуг;

Нарушение принципа конфиденциальности;

Проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих та­кую возможность;

Осуществление предпринимательской деятельности, не связан­ной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутству­ющих услуг.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распрост­раняется только на проведение аудиторских проверок.

Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информа­ционные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требу­ют наличия какой-либо лицензии.

Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские фир­мы могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оцен­ка активов.

Осуществление аудиторской фирмой деятельности без соответству­ющей лицензии влечет за собой взыскание штрафа от 400 до 500 МРОТ с юридического лица и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.

Деятельность без лицензии, осуществляемая аудитором - индиви­дуальным предпринимателем, влечет за собой штраф от 20 до 25 МРОТ.

На данное время лицензированию обязательная аудиторская проверка не подлежит напрямую государством, но для официального оформления отчетности аудита компаниям требуется обязательное подтверждение того, что качество услуг соответствует стандартам. Ранее Министерство финансов РФ выдавало лицензию на обязательный аудит сроком на пять лет, а наиболее существенным критерием в законодательстве было обязательное наличие не менее пяти аттестованных аудиторов в организации. Сегодня центр тяжести контроля смещен в сторону инициативного регулирования. Упростилась ли жизнь аудиторских фирм с введением данных новшеств? Нам кажется, что надзор только усилился. Если ранее лишить лицензии в течение срока ее действия могли только в случае наличия жалоб с доказательством злостного нарушения отчетности и стандартов (например, выдачи подложного аудиторского заключения). Сейчас не только обязательная, но и любая становится объектом изучения общественных организаций (СРО), для каждой фирмы формируется специальная рабочая документация. Для нас настоящим завершением аудиторских проверок является подтверждение результатов за три года специальной ревизионной комиссией МоАП (Московской аудиторской палаты).

Проверять финансовую (налоговую, бухгалтерскую) отчетность можно не только заказав , но и индивидуального аудитора. Не секрет, что крупные предприятия используют внутренних аудиторов, которые могут быть просто хорошими аналитиками или обладать кредитом доверия учредителей. Даже проверку правильности бухгалтерского учета кассиром в табличках 1С со стороны главного бухгалтера, ради смеха, называют аудиторской проверкой. Если анализ носит подобный инициативный характер, то придираться к личности проверяющих может только ее инициатор. Как говорится, за Ваши деньги возможен любой каприз. Но вот представить в ИФНС или суд выводы в качестве весомого мнения не получится. Поскольку в установленном порядке надзор за такой «самопальной» ревизией налогового и бухгалтерского учета не осуществлялся, то и настоящую ценность полученной информации может знать только сам заказчик. Без объективной верификации (подтверждения) возникает асимметричный взгляд, который не позволяет получить истинное представление о финансовом состоянии компании, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Чтобы обязательное аудиторское заключение не стало «филькиной грамотой», выдающая его организация должна:

регулярно проверяться аудиторским сообществом (через отчетность лицензионных организаций СРО);

быть занесена в реестр аудиторских фирм (иметь номер ОРНЗ);

предоставлять обязательный сертификат качества аудиторских проверок (лицензирования нет, есть независимая сертификация).

Проверяйте их у потенциальных аудиторов, прежде чем подписывать договор на обязательный или инициативный аудит ведения налогового учета и бухгалтерской отчетности.

Лицензирования деятельности по аудиторской проверке нет ни в одном виде обязательного аудита:

  • страховом;

    банковском;

    инвестиционном.

    Недобросовестные аудиторские компании и откровенные временщики выжимаются из нашего бизнеса, что особенно заметно по результатам 2011 года. Вступают в действие новые правила обязательного получения аудиторских аттестатов, уменьшен круг организаций, которые обязаны предоставлять заключения в составе сводной годовой бухгалтерской отчетности. Даже без лицензирования обязательных аудиторских проверок рынок сужается, но на нем выживают лучшие. Мягкий передел коснется всех, кто в каком-либо виде получает аудиторские услуги, поскольку дешевых предложений от конкурентов, чудом получивших в свое распоряжение фирму с лицензией на аудиторские проверки, больше не будет.

    Хотя деятельность по выдаче аудиторских заключений не подпадает под обязательное лицензирование, ее значимость только повысилась. Подтверждая проведенную аудиторскую проверку, мы обосновываем перед своими коллегами, собранными в профессиональные организации, компетентность и соблюдение кодекса этики. Например, каждый аудитор во время работы с клиентом подтверждает отсутствие мер дисциплинарного и прочего воздействия на него аккредитованным при Минфине аудиторской организацией, членом которого он по собственному выбору является. Собираются сведения о фактах судебных решений по подписанию аудиторских заключений без проведения аудита, наличия приговоров суда, предусматривающих наказание в виде лишения на время права аудитора заниматься профессиональной деятельностью.

    Это маленькая толика обязательной отчетности, необходимой для оценки качества аудиторских проверок без лицензии. В нашем деле лучше исходить из презумпции виновности, чтобы все проверяющие доказывали свою чистоту и независимость. Иначе не будет доверия, без которого бухгалтерские услуги превратится в пшик. Одним из назначений правил внутреннего контроля качества аудита выступает противодействие «отмыванию» (легализации) доходов, нажитых преступным путем. Вся работа ведется не только ради живущих поколений, но и для будущего страны.

    Как бы пафосно не звучали сказанные слова, они относятся только к недобросовестным аудиторам и нелегальному бизнесу. Для добропорядочных компаний мы оказываем аудиторские услуги, то есть предлагаем помощь в проверке финансового учета и налогов. Никаких негативных эмоций от общения в период обязательного лицензирования аудиторов с проверяемой организацией и честным бизнесом за 10 лет не возникало. Уверяем Вас, мы этого никогда не допустим и впредь.

    Организация контроля после того, как было отменено лицензирование обязательной аудиторской проверки, считается более прогрессивной и соответствует международным стандартам. Сами аудиторские компании в состоянии отслеживать жалобы и принимать меры при содействии финансового министерства. Но мы горды тем, что лицензия на аудиторские проверки у нас была и храним ее как «знамя полка».


    Для занятия аудиторской деятельностью аудитор-
    ская фирма (аудитор) должна получить лицензию. Ли-
    цензирование аудиторской деятельности производит-
    ся с целью обеспечения государственного контроля
    за соблюдением требований законодательства РФ,
    предъявляемых к аудиторской деятельности.
    Лицензии выдаются по следующим направлениям
    аудиторской деятельности:
    1) банковский аудит;
    2) аудит страховых организаций;
    3)аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестицион-
    ных институтов;
    4)общий аудит (иных экономических субъектов).
    Порядок лицензирования определен Правительством
    РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятель-ности при Президенте РФ. Комиссия выдает генераль-
    ные лицензии государственным органам - Минфину
    и ЦБ РФ. Их Центральные аттестационно-лицензионные
    аудиторские комиссии (ЦАЛАК) выдают лицензии еди-
    ного образца аудиторским фирмам и аудиторам. Лицен-
    зия выдается сроком на 1-5 лет после представле-
    ния необходимых документов и уплаты сбора для
    аудиторских фирм в сумме 150, а для аудиторов, за-
    регистрированных в качестве индивидуальных пред-
    принимателей, - в сумме 50 МРОТ в расчете на год.
    Лицензия может быть аннулирована в случаях:
    1)обнаружения факта представления аудитором не-
    достоверных сведений;
    2) осуществления аудитором деятельности, не пре-
    дусмотренной выданной ему лицензией;
    3) предоставления аудитором сведений, полученных
    им в ходе проверки, третьим лицам без разреше-
    ния собственника (руководителя) экономического
    субъекта;
    4)лишения аудитора права занимать определенные
    должности;
    5) неоднократного неквалифицированного проведе-
    ния аудиторских проверок и оказания аудиторских
    услуг;
    6 умышленного сокрытия аудитором обстоятельств,
    исключающих возможность проведения проверки
    экономического субъекта.
    Правила деятельности независимых аудиторов:
    1) свободный выбор аудитора хозяйствующим субъек-
    том;
    2) договорные отношения между аудитором и клиен-
    том, позволяющие аудитору выбирать клиента
    и быть независимым от указаний государственных
    органов;
    3) возможность отказать клиенту в выдаче аудитор-
    ского заключения до устранения отмеченных в ходе
    проверки недостатков;
    4) невозможность проведения проверки при род-
    ственных или деловых отношениях аудитора и кли-
    ента, превышающих рамки договора на оказание
    аудиторских услуг;
    5)запрещение аудиторам заниматься любой другой
    коммерческой деятельностью, не связанной с ока-
    занием аудиторских, консультационных и других
    услуг, разрешенных законодательством.
    Работа аудиторов постоянно усложняется в связи
    с часто меняющейся нормативной и законодательной
    базой. В современных условиях регулярно выходят
    новые законы, указы, постановления, инструкции,
    вносятся изменения и дополнения в ранее принятые
    нормативные документы, регламентирующие органи-
    зацию бухучета и налогообложения предприятий, по-
    этому аудиторы должны располагать полным банком
    данных действующей нормативной информации, от-
    носящейся к особенностям деятельности проверяе-
    мого предприятия.

    • Лицензирование аудиторской деятельности . Для занятия аудиторской деятельностью


    • Лицензирование аудиторской деятельности


    • Лицензирование аудиторской деятельности . Для занятия аудиторской деятельностью аудитор- ская фирма (аудитор) должна получить лицензию.


    • Лицензирование аудиторской деятельности . Для занятия аудиторской деятельностью аудитор- ская фирма (аудитор) должна получить лицензию.


    • Лицензирование аудиторской деятельности . Для занятия аудиторской деятельностью аудитор- ская фирма (аудитор) должна получить лицензию.


    • Лицензирование аудиторской деятельности , в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулиро- вания лицензии...
    Мадрих - Юридическая компания

    Закон «О лицензировании РФ» предусматривает выдачу лицензий при осуществлении каждого из таких видов деятельности:

    Кто имеет право на получение лицензии

    Закон «Об аудиторской деятельности» дает возможность стать аудитором физическому лицу, имеющему специальный сертификат, который подтверждает его квалификацию для осуществления такой деятельности.

    Претендовать на получение лицензии может физическое лицо, которое имеет:

    • диплом о наличии высшего экономического или юридического образования;
    • опыт работы юристом, экономистом, финансистом, бухгалтером или ассистентом аудитора не менее трех лет;
    • навыки сферы экономики, финансов, аудита в области хозяйственного права.

    Условия для получения сертификата

    Перед получением сертификата претендент должен сдать письменный квалификационный экзамен по утвержденной Аудиторской палатой программе.

    Важно! Выданный сертификат будет действовать в течение пяти лет, после чего его можно будет продлить, пройдя контрольное тестирование по специальности.

    Для получения сертификата следует подготовить и подать:

    • заявление установленной формы;
    • копию паспорта;
    • копию заверенного у нотариуса диплома об образовании и трудовой книжки;
    • квитанцию об уплате сбора за получение сертификата.

    Условия для получения лицензии

    Лицензию выдаёт Министерство финансов в зависимости от вида деятельности на несколько лет. По истечении срока действия она не продлевается автоматически, а претендент должен подать повторное заявление.
    Для получения лицензии аудиторская компания должна выполнить ряд установленных законом требований:

    • лицензию не может получить компания, функционирующая в форме ООО;
    • уставный фонд компании должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат;
    • доля аттестованных аудиторов в уставном капитале должна составлять не менее 51%;
    • наличие в компании не менее двух аудиторов, получивших лицензию в этой области.

    Если на получение лицензии претендует ИП, то ему необходимо иметь действующий квалификационный аттестат аудитора в соответствующей сфере аудиторской деятельности.

    Важно! Новые лицензии аудиторская компания и ИП может получить при строгом соблюдении требований лицензирования.

    Качество проведения аудиторских проверок и соблюдение лицензионных требований контролируется комиссией по аудиторской деятельности.

    Порядок лицензирования аудиторской деятельности

    Лицензирование аудитора осуществляется на основании Правил и Порядка, утвержденных Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
    Генеральную лицензию выдают представители соответствующей комиссии. Они могут быть получены Минфином и Центробанком РФЦБ РФ. После этого проверяется пакет установленных законом документов. Затем уполномоченный Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии, производит выдачу лицензии единого образца аудитору или непосредственно аудиторской организации.

    Квалификационный аттестат выдается после уплаты аудитором ИП сбора 50 МРОТ, а аудиторской компании 150 МРОТ на один год деятельности.

    Чтобы наверняка получить сертификат и лицензию на осуществление аудиторской деятельности, необходимо тщательно изучить нормы законодательства, а лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к опытным юристам.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

    Лицензирование аудиторской деятельности – процедура оформления специального разрешения, которое дает право специалистам осуществлять внутренний и внешний аудит организаций.

    Рынок стремительно развивается. Спрос на профессионалов, которые смогут навести порядок в финансово-бюджетной сфере предприятия, неуклонно растет. Аудиторы – одна из самых престижных профессий. Это независимые эксперты, способные провести оценку финансовой эффективности компании, дать рекомендации по исправлению и устранению ошибок. Действующее законодательство к аудиторской деятельности предъявляет ряд требований. Одно из основных – лицензирование.

    Значение лицензирования аудиторов сложно переоценить. Ведь наличие у специалиста данного документа - гарантия предотвращения нанесения ущерба правам владельца финансовой отчетности непрофессиональными действиями. Лицензированием занимается Министерство Финансов России. Порядок получения документа определен Правительством РФ. Разрешение выдается сроком на 5 лет. Аудиторская компания вправе продлевать его неограниченное количество раз.

    Лицензии оформляются по нескольким направлениям деятельности:

    • банковский
    • общий аудит
    • инвестиционных институтов
    • внебюджетных фондов

    Чтобы получить разрешение должна соответствовать ряду требований: иметь соответствующие выполняемым проверкам типы аттестатов; для проведения обязательного аудита кредитных предприятий у аудиторской компании должен быть наработан стаж не менее двух лет; специалисты обязаны соблюдать аудиторскую тайну. Исключения – случаи, предусмотренные законодательством; в штате компании должно быть не менее пяти специалистов, у которых есть квалификационный аттестат; аудиторы обязаны придерживаться правил внутреннего контроля качества выполняемых проверок.

    Для оформления лицензии аудиторская компания должна предоставить пакет документов:

    • заявление
    • нотариально заверенные копии учредительных документов
    • свидетельство о государственной регистрации
    • расшифровка состава уставного капитала
    • информация об учредителях
    • данные о сотрудниках организации
    • свои реквизиты

    Решение об одобрении или отказе в получении разрешения лицензирующие органы принимают в срок, который не превышает 60 дней со дня подачи аудиторской компанией пакета документов. Помимо выдачи лицензий данная структура периодически проводит проверки деятельности аудиторов. Это необходимо чтобы контролировать соблюдение условий и требований, которые установлены законом. Такое инспектирование оформляется актом в двух экземплярах, а период его поведения не превышает 45 дней.

    В законодательстве указан ряд случаев, при наступлении которых действие лицензии аудиторской компании может быть приостановлено или полностью прекращено:

    • передача аудитором недостоверной информации
    • проведение деятельности, которая не отмечена в лицензии
    • некачественное и неквалифицированное выполнение аудита
    • предоставление информации, полученной в ходе работы, третьим лицам без согласия владельца экономического субъекта

    Приостановление действия лицензии, ее отзыв осуществляется в порядке, который зафиксирован в действующем законодательстве.

    Работу аудиторов регулирует законодательная и нормативная база. Власти принимают новые положения, постановления и указы, которые регламентируют формирование бухгалтерского учета и налогообложения организаций. Аудиторские компании должны обладать актуальной информацией, быть в курсе всех действующих нормативов, инструкций.

    Аудиторы – специалисты высокой квалификации, которые умеют быстро и эффективно понять, разобраться в особенностях деятельности проверяемой фирмы. Решение таких задач под силу только аудиторским компаниям, получившим лицензию. Ведь работа аудитора – предпринимательская деятельность по оценке, проверке финансовой отчетности, . Труд очень ответственный, требующий знаний и опыта.