Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги организации оплачивает директор. Может ли директор оплатить налог компании

Еще в 2016 году, а если быть точнее, 30 ноября вступил в силу «сенсационный» закон №401-ФЗ, исходя из которого, появилась некоторая свобода в уплате налогов. Нет, конечно, речь не идет об их послаблении, а скорее о новых возможностях перечисления платежей. В частности, за организацию налоги могут быть уплачены «третьими лицами». Кто они такие эти «третьи лица»? Мы решили разобраться в этом вопросе, и нам удалось выяснить, что речь идет как о компаниях, так и простых гражданах страны. Спрашивается, зачем это стало нужно государству?

Нет ничего удивительно в том, что фискальный аппарат заинтересован в регулярных платежах со стороны юридических лиц. Нередки случаи, когда на расчетном счете организации просто не оказывается необходимой для этого суммы. В этой ситуации приходится прибегать к сторонней помощи, например, «выбивать» деньги со своих контрагентов, которым отгружался товар или оказывались услуги в долг. Или, что еще более неприятно, брать кредиты в банках. Не платить - вариант, предполагающий неблагоприятные перспективы на будущее. Ныне же можно кого-то «попросить» помочь. Мол, заплатите за нас налоги, а мы потом в долгу не останемся. «Свои люди - сочтемся», прям, как у Островского. В это разве можно поверить? Какие должны быть отношения между двумя юридическими лицами, которые не имеют между собой других связей, кроме деловых? Представить себе сложно. У нас же есть немного другая теория по этому вопросу.

Из истории одного бухгалтера

Один хорошо знакомый нам бухгалтер рассказал занимательную историю по поводу уплаты налогов третьими лицами. Ситуация такова, что у директора есть множество юридических лиц, которыми фактически управляет он сам. Более того, у него есть статус индивидуального предпринимателя. Раньше, если требовалось заплатить налоговые сборы, ему приходилось через нашего бухгалтера выводить средства с одной фирмы, а далее вносить их на расчетный счет другой организации. Затем они благополучно платили все начисленные им налоги. Теперь же ему не требуется проводить никаких сложных операций. Он просто поручает нашему бухгалтеру проводить платежи, скажет от ООО «Яблочко» в пользу ООО «ГрунтПластИнвест» и в назначении платежа прописать что-то похожее на «Налог на доходы физических лиц с зарплаты за май 2017 года за Общество с ограниченной ответственностью «ГрунтПластИнвест»» . В общем-то все, проблемы решены. Или же бывает другой случай, когда директор сам переводит деньги в счет оплаты налоговых начислений со своих личных средств (не со счета ИП). Такой вариант тоже возможен. «Государству выгодно, когда налоги платятся вовремя и штрафы начисляются большие за ошибки» - шутит наше контактное лицо. Собственно, поэтому ФНС стала более лояльна к подобным действиям. Кстати, раньше в статье 45 НК РФ еще до всех изменений, уплата налогов третьими лицами была категорически запрещена.

Мы смеем предположить, что текущими новшествами будут пользоваться руководители организаций для выполнения своих долговых обязательств в рамках пула «родственных» фирм, т.е. один «самый главный человек» будет платить налоги за свои фирмы и при этом помогать своим коллегам или контрагентам он вряд ли станет. Хотя… Но нам все же такие истории пока за более, чем полгода еще не встречались. Более того, нам не так уж часто попадаются истории коллег, в которых вообще встречается эта тема. Как спросишь: «Марья Ивановна, а ваша компания платит налоги за ваших контрагентов»? Слышим ответ: «За нас бы кто заплатил»! Ладно, хоть воспринимают вопросы с улыбкой. Значит, не все потеряно.

Правовые нюансы

Если обратиться к информации, поступившей от ФНС России от 20 декабря 2016 года, то становится понятным, что плательщиком налогов в нашем случае становится все-таки не лицо, фактически производящее уплату, а сам налоговый агент, на которого возложена такая обязанность . Для того, чтобы корректно оформить платежное поручение необходимо соблюсти следующие указания:

    ИНН плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется;

    КПП плательщика;

    "Плательщик". Здесь указывается информация о лице, которое вносит деньги в счет уплаты налога (для юридических лиц – это наименование организации, для физических лиц – ФИО);

    «Назначение платежа». Указывается ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//";

    «Статус плательщика». Здесь указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. Для юрлица статус "01", для ИП – "09", нотариуса, занимающийся частной практикой – "10", адвоката, учредившего адвокатский кабинет – "11", главы крестьянского (фермерского) хозяйства – "12", физлица – "13", ИП производящего выплаты физлицам – "14".

Соблюдение вышеуказанных требований должно стать гарантией того, что платеж будет учтен ФНС и необходимости возвращать или уточнять платеж не придется.

Более детально с предписаниями Налоговой по данному вопросу можно ознакомиться у них на сайте:

Кто и за что платит?

Выяснилось, что не все платежи и взносы третьих лицам можно уплатить за основного плательщика. По факту такая возможно сохраняется за всеми теми налогами, которые находятся в ведомстве ФНС. К ним относятся: НДС, НДФЛ, Налог на прибыль, Водный налог, на добычу полезных ископаемых, госпошлины, ЕСХН, единый налог на УСН, налог на ПСН, ЕНВД, страховые взносы, Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог, Земельный налог, Налог на имущество физических лиц, Торговый сбор. Кажется, мы никого не пропустили.

Обратите внимание на то, что из этого списка выпадают взносы «на травматизм». Их уплата третьими лицами пока невозможна ввиду того, что они подведомственны ФСС. Что касается других страховых взносов, то платежи по ним уже принимает ФНС, следовательно, платить вашему товарищу за вас по ним можно, если соблюдать все правила, которые мы указали выше.

На самом деле платежи от третьих лиц – достаточно вариативная методика расчета с ФНС. Мы со своей стороны можем предложить несколько возможных ситуаций для наглядности, чтобы понимать, как эти правила могут работать на практике:

    К примеру, организация может заплатить налоги и сборы за другую организацию, ИП или физическое лицо;

    Или же индивидуальный предприниматель может перечислить налоги и сборы за другого ИП, организацию или физическое лицо;

    Также физическое лицо вправе оплатить налоги и сборы за другое физическое лицо, организацию или ИП.

Другими словами ФНС дает нам больше свободы в этом вопросе и это, надо признаться, должно быть удобным. Т.к, во-первых, от налоговых платежей нас все равно никто не освобождает, а, во-вторых, дает возможность помочь «своему ближнему» или чтобы он помог тебе, когда в этом будет прямая необходимость. Однако при этом при всем возникает вполне себе логичный вопрос: «Может ли лицо, совершившее платеж за другую организацию, требовать от нее компенсации»? Выяснилось, что права она такого не имеет, т.к. предполагается, что такая «благотворительность» была абсолютно безвозмездной услугой . Есть еще один: «Можно ли уточнить платеж на обязательное пенсионное страхование, если ПФР успело учесть на лицевых счетах застрахованных уплаченные суммы»? Опять-таки, нельзя. Если суммы были учтены, то считайте, что ваш поезд давно уехал и уточнять никто ничего не даст.

У каждой медали есть…

…ее обратная сторона. Да, и касаемо нашей темы это утверждение также применимо. Если поразмыслить над этим вопросом, то остается твердое ощущение того, что регулярные платы третьими лица налогов, начисляемых компании, могут вызвать некоторые подозрения со стороны ФНС. Основной причиной подозрений может стать явная «взаимозависимость» между предприятиями, что в теории может стать поводом для очередной налоговой проверки. Инспекторы ФНС, скорее всего, заходят уточнить, почему вроде бы самостоятельная фирма, у которой предполагаются хотя бы «средние» обороты по региону не в состоянии выполнить свои налоговые обязательства? Более того, на сегодняшний день мы имеем дело с «не обкатанной» методикой, к которой прибегают пока только в крайних случаях. Юридические лица и ФНС пока не успели «набить шишки» в этом деле, следовательно, пока остается высокая вероятность того, что платежи могут уйти «не туда». Все-таки все новшества у нас воспринимаются с опаской и прорабатываются с трудом, но это скорее наша национальная черта и от этого, к сожалению, пока никуда не деться.

Выводы

Если проанализировать всю подготовленную нами информацию, то получится, что данное новшество носит достаточно положительных характер. Возможность платить налоги третьим лицам позволит лишний раз не попасть в ту ситуацию, когда из-за никчемной просрочки по платежам будет заблокирован счет или когда руководителю организации приходится «собирать» деньги отовсюду лишь бы только рассчитаться по своим налоговым обязательствам. Хорошо, когда такая возможность есть. При этом при всем стоит помнить и о нежелательных последствиях злоупотребления такой возможностью, которые могут принести немало хлопот хозяйствующему субъекту и его руководству. Все же рекомендуем компаниям хотя бы один раз воспользоваться этой «опцией», дабы на практике проверить работоспособность этой методики. Если получится, считайте, что вы уже точно знаете, как поступить в критической ситуации.

Желаем Вам удачи и до новых встреч!

Как оплатить налоги и страховые взносы за организацию? И вообще, можно ли это сделать? И может ли директор оплатить взносы за свою компанию? Данный вопрос рассматривался в суде, и было вынесено Постановление АС СКО от 12.02.2015 № А32-40589-2013, из которого следует, что директор может оплатить страховые взносы за компанию, но платеж должен быть идентифицирован и должен производиться из средств компании.

Суть дела была следующая. Организация не могла оплатить страховые взносы по причине блокировки счета налоговиками, и директор оплатил взносы наличными средствами по квитанциям формы ПД-4У за счет средств компании.

Инспекторы фонда отнесли данные платежи в разряд невыясненных, поскольку уплата взносов должна производиться только плательщиками страховых взносов, а не другими лицами, в том числе и руководителем. К тому же из квитанции не видно, что взносы были оплачены именно за организацию и именно из ее собственных средств. Как следствие, ПФР выставил организации недоимку и обязал ее уплатить.

Судебное решение было следующим: директор вправе оплатить взносы за организацию в случае, если данный платеж можно идентифицировать. Свое решение судьи оправдали следующими законодательными актами.

На основании ст. 5 Федерального закона № 212 ФЗобщество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу положений ч. 1 ст. 18 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212 ФЗ в обязанность плательщиков страховых взносов входит правильное исчисление, своевременная уплата в полном объеме страховых взносов.
На основании п. 4, 5 ч. 6 ст. 18 Федерального закона № 212 ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в следующих случаях:

– при неправильном указании в поручении на перечисление суммы взносов номера счета Федерального казначейства, КБК и (или) наименования банка получателя, что привело к неперечислению суммы взносов;

– при отсутствии денежных средств на расчетном счете для оплаты данного поручения или их недостаточном количестве на момент уплаты.

В статье 18 Федерального закона № 212 ФЗ нет четкого указания на то, в какой форме (безналичной или наличной) может производиться уплата денежных средств.

На основании ст. 5.1 Федерального закона № 212 ФЗ определено, что плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых данным законом, через законного или уполномоченного представителя, которому предоставлено право представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ч. 4 ст. 5.1 закона). Действия (бездействие) законных представителей страхователя на основании Федерального закона № 212 ФЗ признаются действиями (бездействием) этого страхователя.

По данному делу определено, что лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, является директор.

Платежные квитанции были заполнены следующим образом. В графе «Плательщик» указан директор (его фамилия и инициалы), в других графах прописаны юридический адрес и ИНН организации, реквизиты органа ПФР (номер счета, КПП, БИК, КБК), наименование платежа, а также регистрационный номер плательщика в ПФР. Все эти данные позволяют идентифицировать плательщика страховых взносов.

Что же касается подтверждения принадлежности денежных средств к организации, то эти данные подтверждены расходными кассовыми ордерами, на основании которых руководителю из кассы были выданы суммы на уплату страховых взносов.

Проверяющие установили, что суммы страховых взносов, оплаченные директором за организацию, по квитанциям формы ф. ПД-4, в органы ПФР не поступают, и, соответственно, не могут подтвердить, что оплата производилась именно организацией, поскольку в качестве плательщика был указан директор. К тому же, инспекторы не могут установить, что платеж осуществлен именно из средств компании.

Суд строил свое мнение на том, что все реквизиты в квитанциях были проставлены верно, платеж был зачислен по назначению. Проблема возникла лишь в отношении плательщика, данные по которому инспекторы ПФР могли получить по запросу платежных квитанций по форме ПД-4 (ч.10 ст. 18 Федерального закона № 212 ФЗ).
Поскольку ПФР все-таки мог идентифицировать данные платежи, обязанность по уплате страховых взносов для компании считается исполненной своевременно и в полном объеме.

Суд установил, что компания постоянно практиковала такую систему оплату страховых взносов, и все они попадали по назначению. Тому же на момент оплаты взносов у компании действительно были заблокированы счета, и возможности оплатить взносы с расчетного счета не было.

Можно ли оплатить налоги за организацию по квитанциям? Судебной практики на этот счет очень мало. К тому же законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ оплата налогов наличным путем не предусмотрена (письмо Минфина 03 02 08/17543 от 20.05.2013).

ФНС в своем письме № БС-4-11/5231@ от 31.03.2015 разъяснила, что юридическими лицами уплата налогов и сборов должна производиться только в безналичной форме путем предъявления в банк платежного поручения. Следовательно, денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое, не принимаются налоговиками в счет уплаты налоговых платежей или задолженности.

На практике, естественно, такие случаи нередки. Во избежание споров лучше всего дополнительно к данному платежу, чтобы не просрочить платеж, нужно написать письмо в налоговую с просьбой перенести уплату с физического лица на юридическое и отдать его секретарю либо передать через программу, по которой вы отчитываетесь, заверив его электронной подписью. В письме нужно обязательно указать все реквизиты, по которым вы уплатили налоги, сумму платежа, и реквизиты организации, за которую вы платите, и приложить копии оплаченных квитанций.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговый кодекс предусматривает, что налог может быть уплачен в безналичной форме, а также наличными денежными средствами (п. 4 ст. 58 НК РФ). Никаких условий для применения в каждой конкретной ситуации того или иного способа уплаты налога не установлено.

Однако контролирующие ведомства считают, что должна производиться только в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. Наличная форма уплаты налога Налоговым кодексом и банковским законодательством РФ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-02-07/1/44732).

Чиновники, акцентируя внимание на требовании ст. 45 НК РФ самостоятельно уплатить налоги в бюджет, указывают, что в силу пп. 1 п. 3 статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. При этом уплата налогов юридическими лицами должна производиться только в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации. Наличная форма уплаты налога Налоговым кодексом и банковским законодательством РФ не предусмотрена (Письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, от 24.10.2013 N 03-02-07/1/44732).

При проведении банковских операций допускаются переводы денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. Расчеты по поручению юридических лиц осуществляются по их банковским счетам (ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" предписывает принимать наличные денежные средства в уплату налоговых платежей только от физических лиц.

К сведению. В силу ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут осуществляться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

В пункте 3 ст. 45 НК РФ также сказано, что возможность внесения наличных денежных средств на уплату налогов в банк предусмотрена только для физических лиц. В связи с этим ФНС в недавнем письме указывает на необходимость применения организациями именно безналичной формы уплаты налогов в бюджет (Письмо от 28.09.2016 N ЗН-4-1/18184@). Более того, денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены налоговым органом в счет уплаты налоговых платежей за организацию. Данные платежи не подлежат уточнению. Для их налоговое ведомство рекомендует физическому лицу обратиться с заявлением в налоговый орган по месту своего жительства (см. также Письмо ФНС России от 11.12.2013 N ЗН-4-1/22320@).

В то же время компетентные органы допускают возможность уплаты налогов законным или (см., к примеру, Письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, ФНС России от 18.09.2015 N СА-4-8/16492@).

Положения гл. 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (п. 1 ст. 29 НК РФ). Он осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Из пункта 1 ст. 45 НК РФ во взаимосвязи с вышеназванными положениями вытекает следующее: по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в установленном ГК РФ порядке. При этом само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика.

Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Этот вывод вытекает также из положений п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк.

Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно (от своего имени и за счет собственных средств) уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

Как указал КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О, на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет форма (безналичная или наличная), в которой происходит уплата денежных средств.

Именно так, по мнению Конституционного суда, нужно толковать понятие "самостоятельное исполнение обязанности по уплате налога", названное в п. 1 ст. 45 НК РФ. При этом вмешательство третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком недопустимо. Причины называются следующие:

  • препятствие результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога;
  • создание выгодной ситуации для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Надо отметить, что арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции, указывая, что обязанность налогоплательщика по уплате налога может быть исполнена как лично налогоплательщиком, так и через его законного или уполномоченного им представителя. При этом не важна форма (наличная или безналичная), в которой будет произведена уплата. Главным здесь является то, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств (Постановления ФАС СКО от 11.06.2009 по делу N А32-16433/2008-3/278 (Определением ВАС РФ от 04.09.2009 N ВАС-11399/08 в передаче дела в Президиум ВАС отказано), ФАС ПО от 11.03.2010 по делу N А72-10616/2009).

Согласно ст. 58 НК РФ уплата налога возможна как в безналичной форме, так и наличными денежными средствами. Однако для организаций выбор последней из названных форм уплаты налога не является бесспорным. Высшее налоговое ведомство убеждено, что денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены инспекцией в счет уплаты налоговых платежей за организацию. ФНС предлагает допустимый компромисс: физическое лицо вправе перечислить денежные средства на счет организации, а уже с него они могут быть уплачены в бюджет (Письмо N ЗН-4-1/22320@). Иной способ уплаты налогов за организацию недопустим. Суды же, напротив, указывают, что на признание обязанности по уплате налога исполненной не влияет форма оплаты. А сама обязанность может быть исполнена как лично налогоплательщиком, так и через его законного или уполномоченного им представителя.

С ноября 2016 года Налоговый кодекс допускает внесение налоговых платежей за любыми лицами. То есть одна организация может заплатить за другую, равно как за ИП или физическое лицо. И наоборот: физическое лицо может погасить налоговую задолженность организации или ИП. Если лицо, совершающее платеж, и лицо, чья задолженность погашается, имеют одинаковый статус (организация платит за организацию, ИП за ИП, физлицо за физлицо), проблем в совершении платежа не возникает. Если статусы разные, в частности физическое лицо оплачивает налоги организации, то появляются технические сложности, которые препятствуют уплате налога. О сути проблемы и ее временном решении читайте в материале.

Зачем физлицу оплачивать долги организации?

Ситуации бывают разные, однако чаще всего необходимость внести налоговый платеж за организацию возникает при блокировке ее счетов. В этом случае учредитель или могут быть заинтересованы в погашении задолженности по налогам предприятия из личных средств путем перечисления нужной суммы с карты. Еще одна причина, по которой может понадобиться уплатить налоги за организацию, – проблемы с банком. Так, если у банка отзывалась лицензия в тот момент, когда операции по счетам определенных юрлиц были приостановлены, данные юрлица фактически лишились возможности открытия новых расчетных счетов в других банках. Поэтому единственный шанс не усугублять ситуацию – оплатить налоги со счета иного лица (учредителя или директора).

Конкретная проблема

Клиент обратился с просьбой помочь сделать налоговый платеж за организацию с использованием платежной карты директора через онлайн-систему банка. Описание проблемы приводим ниже.

Есть ограничение на расчетном счете, поэтому за организацию налог платит директор через интернет-банк с личной карты. Выбираем через поиск номер ИФНС, КБК, куда и какой налог перечислять, ОКТМО, индекс документа – «0». Когда доходим до ИНН плательщика, нужно указать ИНН организации, за которую вносится сумма, система банка не пропускает данную комбинацию цифр, ведь ИНН юрлица состоит из 10 цифр, а ИНН физлица – из 12. Следующая преграда – поле «Статус плательщика». Необходимо выбрать статус «01» (налогоплательщик – юридическое лицо), а в справочнике, который предлагает банк физлицу, такого статуса просто нет. Получается, что налоговый кодекс разрешает директору производить уплату налогов за организацию, а в банковской платежной системе это реализовать невозможно.

Как видим, на данный момент существует техническая проблема в реализации прав физических лиц по внесению налоговых платежей за юридических лиц, несмотря на то что:

    указанная возможность п. 1 ст. 45 НК РФ, Письмом Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918;

    во исполнение положений ст. 45 НК РФ (в том числе) внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н;

    ФНС выпустила разъяснения по заполнению налоговых «платежек» за третьих лиц – см. Информацию «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» (размещена на сайте www.nalog.ru), Письмо от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@.

По правилам поля 60 («ИНН»), 102 («КПП») и 101 («Статус») должны быть заполнены реквизитами лица, за которое уплачивается налог. А в поле 24 («Назначение платежа») сначала указываются ИНН и КПП (для физических лиц – только ИНН) лица, осуществляющего платеж, затем через двойную дробь («//») – наименование (Ф. И. О.) плательщика, чья обязанность исполняется, затем через двойную дробь («//») – иная необходимая информация.

Читайте также

  • Заполняем платежки на перечисление страховых взносов
  • ФНС уточнила порядок представления уточненного расчета по форме 6-НДФЛ
  • Заполняем платежное поручение на уплату чужих налогов

При этом шаблоны поручений банковских систем не дают возможности физическому лицу указать в поле «ИНН плательщика» реквизиты юридического лица (ввиду несоответствия по количеству цифр), а в поле «Статус плательщика» проставить код 01.

Временное решение проблемы

На практике описанную выше техническую загвоздку (до ее системного решения, которое остается за банком) можно обойти так.

Шаг 1. Оформляем платеж

Физическое лицо уплачивает налоги юридического лица от собственного имени (желательно для проверки работоспособности предлагаемого варианта сделать платеж на небольшую сумму). В назначении платежа указывается следующее: «Название, ИНН, КПП юридического лица, за которое совершен платеж» // «Название налога».

Если по такому платежному поручению налог не будет зачислен в счет погашения задолженности юридического лица и будет значиться как невыясненный, физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Шаг 2. Уточняем платеж

В заявлении можно уточнить реквизиты платежа, полагаясь при этом на разъяснения ФНС о налоговых платежах в пользу третьих лиц. В частности, акцентировать внимание, что платеж совершен во исполнение обязанности юридического лица по уплате соответствующей суммы налога, указать ИНН и КПП организации, ее статус – «01».

Технические сложности в уплате «чужих» налогов (физическим лицом за организацию) в очередной раз доказали неготовность организаций к реализации новых возможностей и требований, установленных налоговым законодательством. Так было с уплатой страховых взносов в I квартале 2017 года, так есть с налоговыми платежами за третьих лиц. Предложенная в нашей консультации схема уплаты налогов физическими лицами за юридических лиц временная, но работоспособная, поскольку она практиковалась и до внесения поправок в ст. 45 НК РФ (в связи с массовым отзывом у банков лицензий). Однако тогда лицу, осуществлявшему платеж, нужно было оформлять доверенность на совершение платежа. Сейчас этой необходимости нет.