Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проект здания мгу. Главное здание московского государственного университета

З дание Московского государственного университета - одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма . Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе - лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше - жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды . На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен - 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х . Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта главного здания . Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания - два километра; той, что короче, - 850 метров.

Целый город в одной высотке . В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы» . При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок - ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города - арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина» , Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа . Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя , собор Василия Блаженного , памятник Петру I и Шуховскую телебашню .

Альтернативные варианты скульптурного оформления . Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались - посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной , как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница» , но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны . Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени - около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе - создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса - Михаилу Ломоносову - выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций . При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание - результат труда десятка тысяч человек . Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.

На Воробьевых горах бывал каждый, кто хоть раз посещал Москву. Так же, как все дороги ведут в Рим, - туристические тропы приводят посетителей столицы прямиком к главному зданию МГУ.

Образ высотки МГУ знаком каждому россиянину: недаром именно она изображена на знамени Москвы среди остальных ее символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя.



Сложно поверить, но всего 60 лет назад на Воробьевых горах было пустынно: никакой высотки там не было и в помине. Главное здание МГУ было построено всего через 8 лет после окончания страшной, кровопролитной войны, - и стало символом нового, просвещенного времени.

Как и все высотки, главное здание МГУ планировалось как строение с замкнутой бытовой инфраструктурой: в нем должно было быть все необходимое для осуществления жизнедеятельности без отрыва от учебного (и преподавательского) процесса. Сама идея высотки имела и своеобразный социально-философский смысл – посредством проживания в одном пространстве студентов, докторов наук и ректора она представляла собой «вертикаль знаний» и символизировала все те высоты, которые можно достичь.
Все известные московские высотки того времени в числе семи были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой восьмисотый юбилей. "Отец народов" счел символичным то, что столица пересекает рубеж девятого столетия, устремляясь в небеса. Но это, так сказать, «романтическая» часть истории, а факты же говорят о том, что в 1948 году московский горком партии посмел вступить в полемику с самим Сталиным: по мнению представителей ЦК, возведение высотки требовало большого количества лифтов, а это, дескать, нерационально, дорого и неэффективно. Сотрудники ЦК настаивали на здании не выше четырех этажей, архитекторы стояли на том, что высотка на возвышении Воробьевых гор будет смотреться выигрышнее, нежели приземистое, растянутое вширь здание. Спор рассудил Сталин, который объявил, что здание на Воробьевых горах должно быть в высоту не менее двадцати этажей – «издалека чтоб его видели». Спорить с отцом народов было опасно, - и вскоре появился первый проект здания под авторством Бориса Иофана.

Иофан предложил построить высотку над самым обрывом Ленинских гор, - а это было весьма опасно по причине возможных оползней. Архитектор был отстранен и на его место заступил Руднев, который просто перенес проект вглубь территории. Кстати, то место, на котором настаивал Иофан – это широко известная сегодня смотровая площадка.

В одном из первых эскизов здание МГУ предлагалось увенчать статуей человека с поднятыми в небо руками: по мнению архитекторов, это должно было символизировать тягу к знаниям. Но Сталин распорядился, чтобы вместо статуи был сооружен высокий шпиль: это должно было связать здание МГУ с оставшимися шестью высотками, строительство которых велось примерно в то же время.

Первый камень высотки был заложен ровно за 12 лет до первого полета в космос – 12 апреля 1949 года. Найдено интереснейшее архивное видео о строительстве МГУ. Если у вас есть полчаса, выделите время:

Над строительством здания МГУ трудились заключенные: для этого был выпущен специальный приказ о досрочном освобождении зэков, которые сидели по бытовым статьям. Главным требованием освобождения было наличие строительной специальности. «Счастливчики», кстати, освобождались условно: они отбывали все тот же размер срока заключения, но в иной форме.

Для проживания заключенных в районе Раменок был построен трудовой лагерь со сторожевыми вышками; уже позднее, в конце строительства, для минимизации транспортных затрат, заключенных поселили на 24 и 25 этажах высотки. Естественно, многие пытались сбежать: так, в народе ходит байка о зэке, который соорудил дельтаплан из фанеры, забрался с ним на вершину недостроя и улетел в направлении Лужников.

Здание МГУ вплоть до 1990 года держало пальму первенства по высоте: оно являлось самым высоким строением Европы, с учетом шпиля имея высоту в 240 метров. После 90-го года его сменил знаменитый франкфуртский небоскреб «Мессетурм». В Москве здание выше МГУ было построено только в 2006 году: им стал высотный жилой дом «Триумф-палас», высота которого равнялась 264,1 метра.

Сегодня именно на главном здании МГУ находятся самые большие в столице часы: они располагаются на боковой башне. Диаметр циферблата составляет почти девять метров, а длина минутной стрелки превышает четыре метра: это в два раза больше, чем стрелка кремлевских курантов. Кстати, уже в 1957 году все часы на высотке МГУ были переведены на работу от электрического двигателя.

Может казаться, что шпиль с звездой и колосьями имеют позолоченное покрытие; однако это не так. От осадков и ветра позолота бы очень быстро пришла в негодность. На самом деле навершие главного здания МГУ покрыто пластинами желтого стекла, внутренняя сторона которых облицована алюминием.

Есть история, гласящая, что на одном из многочисленных подземных этажей высотки лежит пятиметровая статуя Сталина, отлитая из бронзы: она должна была стоять перед входом в Главное здание. Но ввиду событий 1953 года монумент так и остался лежать в закромах строения.

Еще одна байка рассказывает о том, что изначально на месте МГУ в царское время планировалось строительство Храма Христа Спасителя, - но проект не был реализован, так как слабые грунты не могли удержать столь крупное здание.

Решение якобы нашли сталинские архитекторы: они вырыли яму под фундамент, залили ее жидким азотом и смонтировали в подвалах здания холодильные установки. Этот слух нашел множество опровержений в первую очередь из-за нецелесообразности подобных действий.

Кстати, у Храма Христа Спасителя есть еще кое-что общее с высоткой МГУ: снятые при разрушении собора колонны из малахита были подарены Берией Московскому университету. Сейчас они находятся в кабинете ректора; впрочем, говорят, что малахитовые колонны – это не единственное, что МГУ унаследовало от Храма Христа Спасителя.

Есть множество интересных историй, связанных с высоткой МГУ, некоторые из них основаны на реальных событиях, другие – не более чем плод воображения. К примеру, совсем недавно был рассекречена существующая линия метрополитена, ведущая в аэропорт Внуково. Наверняка МГУ таит в себе еще много загадок, - и удивит нас еще не раз.

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.

Возведение главного здания МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах в 1949-1953 гг., было одной из самых больших строек послевоенного СССР.
Здание МГУ являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве до появления «Триумф-Паласа», и самым высоким в Европе, до постройки в 1990 г. Мессетурма во Франкфурте.
Высота - 182 м, со шпилем - 240 м, этажность центрального корпуса - 36.
Учащиеся школы рабочей молодежи на фоне строящегося главного здания МГУ (1951 г)

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа».

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и он объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно.

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание крупнейшей из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.

Причиной столь неожиданной замены считают неуступчивость Иофана. Он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор. Но к осени 1948-го специалисты сумели убедить Сталина, что такое расположение огромного сооружения чревато катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и новый Университет попросту сползет в реку! Сталин согласился с необходимостью переноса главного корпуса МГУ подальше от кромки Ленинских гор, а вот Иофана такой вариант совершенно не устраивал, и его отстранили. Руднев перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранным Иофаном, создал смотровую площадку.

В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный – фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Хотя архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Сталин распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.

В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности здесь работало гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим зэкам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.

В системе ГУЛАГа существовало «Строительство-560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки. Курировал стройку генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от «объекта», рядом с деревней Раменки, в районе нынешнего Мичуринского проспекта.

Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволоке – все равно некуда деваться.

Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере, так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.

С уникальной «высотной лагерной зоной» связана еще одна необычная история. Это происшествие даже считали тогда попыткой покушения на вождя народов. В один прекрасный день бдительная охрана, проверяя территорию «ближней дачи» Сталина в Кунцеве, вдруг обнаружила на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Переполох был серьезный. Провели баллистическую экспертизу и выяснили, что злополучная пуля прилетела… со строящегося Университета. В ходе дальнейшего расследования стала ясна картина произошедшего. При очередной смене караула, сторожившего заключенных, кто-то из конвоиров, сдавая пост, нажал на курок винтовки, в стволе которой оказался боевой патрон. Прогремел выстрел. По закону подлости оружие оказалось направлено в сторону находящегося вдалеке правительственного объекта, и пуля все-таки «дотянула» до сталинской дачи.

Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длину 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

Вид со здания МГУ, 1952 г.:

Частный сектор в окрестностях стройки.

Главное здание МГУ - одна из семи сталинских высоток. Но идея передать советский небоскреб студентам возникла не сразу: изначально в высотке на Ленинских горах хотели разместить гостиницу и квартиры. В 1948 году Иосиф Сталин подписал указ о строительстве нового здания для Московского университета. Автором проекта вначале стал архитектор Борис Иофан, благодаря которому в Москве появился Дом на набережной и станция метро «Бауманская». Он спроектировал здание в виде гигантского постамента: по задумке архитектора, наверху должен был располагаться монумент Михаилу Ломоносову.

Спустя несколько месяцев Сталин отстранил Иофана от работы над университетским зданием. Заново созданную проектную группу возглавил архитектор Лев Руднев. Проект доработали, решив завершить здание шпилем с пятиконечной звездой. Архитекторы старались подчеркнуть советскость здания: шпиль, звезда и колосья, скульптуры рабочих с молотами и колхозниц с серпами. Однако новая доминанта Ленинских гор все равно вышла похожей на небоскреб Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке.

Все московские высотки были заложены в день 800-летия Москвы - 7 сентября 1947 года. Во время строительства студенты могли посмотреть, в каких условиях будут жить: на стройке работали первые советские шоу-румы. Об этапах строительства сообщали оригинально: по праздникам в самой высокой точке возведенного здания зажигали звезду. Сначала на шестом этаже, потом на 12-м, 20-м и 26-м. 1 сентября 1953 года студенты пришли учиться в новое здание. The Village побывал в МГУ в начале очередного учебного года и узнал, как здесь работается и живется.

Расположение: Ленинские горы, 1

Годы постройки: 1949–1953 годы

Архитекторы: Борис Иофан, группа Льва Руднева

Екатерина Лаптева

научный сотрудник Музея землеведения МГУ

Про себя

Можно сказать, что я практически родилась в университете - мои родители работали на научной станции МГУ по изучению лавин в Хибинах. Пять лет мы жили на Кольском полуострове, а потом уехали в Москву. Здесь получили кооперативную квартиру в одном из двух университетских домов в Коньково, где я до сих пор живу. Сама училась в МГУ, окончила географический факультет по специальности «Картография». Раньше до университета можно было добраться за полчаса, сейчас путь занимает больше - приходится менять три автобуса и метро. Но это настолько привычный путь, что я с закрытыми глазами его могу пройти.

В музее землеведения я работаю с 1991 года. Пришла сюда на должность картографа: делала музейные карты, оформляла большие стенды, еще у меня хорошо получалось вести экскурсии. Так что уже почти 20 лет каждый день что-то рассказываю школьникам и студентам.

Про работу

По постановлению правительства 1948 года, которое было подписано Сталиным, в Главном здании было предусмотрено создание музея. За два года почти 700 ученых, академиков, профессоров создали и оформили это удивительное место. В Главном здании учатся только три факультета: геологический, механико-математический и географический, а музей занимает семь верхних этажей. Чаще всего я работаю на 24-м, 25-м или 32-м этаже - иногда мы почти касаемся облаков, настолько это высоко.

Я всегда прихожу на работу с радостью, здесь мне очень комфортно. К нам почти каждый день приходят заниматься студенты: изучают коллекцию почвенных монолитов, геологические образцы, гербарии, карты. Тут даже мебель приспособлена для занятий групп. Еще к нам приезжают школьники. Темы экскурсий самые разные: природа материков, океаны, растения, почвы. Музей сделан по принципу гиперссылок: одна тема как бы переходит в другую, раскрываясь и углубляясь. А вот без организованной группы попасть к нам можно только во время фестиваля науки Nauka+0.

Моя работа - это оформление экспозиций, подготовка выставок и проведение экскурсий. Но ни один день не похож на другой - настолько разные материалы, факультеты и гости. На обеденный перерыв предпочитаю ходить в студенческую столовую в секторе Б или в диетическую. Но иногда выбраться просто некогда, поэтому пьем чай с коллегами. Иногда покупаю домой знаменитые университетские пирожки. Здесь есть и другие магазины, при необходимости пользуюсь аптекой и домом быта.

Про место

Мне приходится много ходить по зданию, я знаю, где находятся самые красивые и самые уютные места. Очень люблю аудитории географического факультета, залы библиотеки. В читальном зале на шестом этаже, например, до сих пор работают лампы с зелеными абажурами, как в Ленинке. В актовом зале на втором этаже мне нравится мозаика в римском стиле художника Павла Корина, который участвовал в оформлении самых красивых станций метро. На входе в здание со стороны дворца культуры стоят скульптуры юношей и девушек. Один юноша держит в руках книгу, и только этим летом я прочитала, что написано на обложке. Думала, что он держит учебник физики, а оказалось, там написано «Ленин». Кстати, символов советской власти здесь очень много. Это крошечные звездочки на ручках дверей, где их почти никто не видит. На барельефах изображены рабочие и студенты. Еще здесь очень много симметрий и символов естественных наук. Это физические и химические приборы, кристаллы минералов, глобусы. С четырех сторон здание украшают гербы из стали, за одним из них находится гнездо нашего знаменитого сокола.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна. Хотя есть и грузовые лифты. Кстати, в здании около 60 лифтов, и когда в начале 2000-х их меняли на новые, нам почти два года приходилось часть этажей подниматься пешком. И ничего, никто не жаловался. Мы все равно проводили экскурсии, хотя дорога наверх занимает почти час.

Соколов сапсанов завезли сюда больше десяти лет назад, но в итоге осталась одна пара, которая вывела в этом году трех птенцов. Семейству здесь очень нравится, несмотря на лазерные шоу и стритрейсеров. Иногда сокол летает мимо нас. Вообще через Главное здание МГУ пролетает много птиц - здесь зеленая зона Москвы, они иногда садятся отдохнуть на наш балкон.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна

Сергей Слободов

заместитель директора Музея землеведения

Про себя

В 1995 году я поступил на биологический факультет МГУ. В 2000-м стал дипломированным зоологом, потом защитил кандидатскую диссертацию. Круг моих интересов в зоологии составляют медузы и полипы. Ими я и занимался будучи студентом и аспирантом. В музей пришел как научный сотрудник, но вот уже семь лет занимаюсь чисто административными делами - вся текущая жизнь музея замыкается на заместителе.

Я работаю на 26-м этаже. Каждый день пользуюсь столовой. Их в Главном корпусе как минимум пять. Есть профессорские и студенческие, обычные и диетические. Мы с моими друзьями с биофака стараемся регулярно вместе обедать - собираемся и общаемся.

В Главном корпусе есть практически все: и прачечные, и столовые, и магазинчики. Здесь вполне можно прожить, не выходя, не одну неделю. Я иногда пользуюсь ремонтом одежды. Не так много, как хотелось бы, посещаю бассейн - можно прийти в семь утра и поплавать перед работой.

Про место

Выше нашего музея только шпиль. Музей расположен на большой высоте, и с этим связано несколько особенностей. Первая трудность - просто сюда попасть. В Московском университете есть даже специальная служба вертикального транспорта, которая заведует всем лифтовым хозяйством. Когда люди приходят в Главный корпус, то сразу сталкиваются с вопросом, как попасть на тот или иной этаж. Надо не заблудиться, поскольку все лифты распределены по маршрутам. К нам ведут только два лифта.

Следующая особенность - сложные инженерные коммуникации. И ими тоже занимается отдельная служба. Могу сказать, что практически все здесь аутентичное. Конечно, пожарная сигнализация, например, современная, но еще сохранились старые красные кнопки вызова диспетчера. Вообще инженерные коммуникации сделаны достаточно интересно. Жаль, что не действует централизованная система пылеудаления, хотя в стенах до сих пор есть порты для подключения к пылесосным шлангам. Не действует и общая система поддержания температуры в здании. Хотя я точно не знаю, как она была устроена, в некоторых кабинетах еще можно увидеть специальные устройства.

Инженерные коммуникации занимают большие пространства. И над нами, и под нами есть целые технические этажи. Из других недоступных помещений - подвал под зданием. Самый глупый слух - о том, что в фундаменте заложены морозильные установки для заморозки грунта. На самом деле помещения там были оборудованы на случай чрезвычайных ситуаций. В 50-е годы была устроена целая система жизнеобеспечения, правда, не знаю, может ли она работать сейчас.

Интерьеры тоже аутентичные. Мы стараемся их оберегать. Например, под моими ногами паркет 1953 года. Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие.

Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие

Марина Кузнецова

замдиректора по производству комбината питания МГУ

Про работу

Я попала сюда очень давно. Сначала была технологом и заместителем заведующей шестой столовой, потом стала заведующей восьмой столовой, потом стала отвечать за весь комбинат питания. Он устроен очень интересно: это 13 столовых и 12 буфетов, которые находятся в разных учебных корпусах. Есть отдельные столовые для профессорско-преподавательского состава.

В целом у нас одинаковый ассортимент блюд. Немного отличается только диетическая столовая - там в рационе обязательно присутствует отварное мясо, птица, бульоны и супы. Но вообще мы люди творческие и не работаем строго по сборнику рецептуры. Каждый завпроизводством вносит свою лепту. Часто у нас проводятся дни национальных кухонь.

Я живу далеко от МГУ и добираюсь до работы на автомобиле. Рабочий день у меня ненормированный. Если проходит какое-то мероприятие, то можем и в шесть утра начать. Кстати, медовуху в День студента тоже готовим мы. Это целая история. Мы берем за основу рецепт с разными травами, который нам в свое время привез из Германии Виктор Антонович Садовничий. Начинаем готовить ее за два-три месяца.

У комбината есть сайт, где мы рассказываем студентам о новостях - что придумали новое пирожное или другие блюда. Инициативная группа МГУ регулярно встречается с нашим директором. Поэтому все вопросы, в том числе недовольства, решаются в рабочем порядке.

Про место

Университет - это целая жизнь. Я провожу здесь каждый день с утра и до позднего вечера. Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно. И не я одна это говорю. Мое любимое место здесь - восьмая столовая около спортплощадки. А еще Ботанический сад. В пору цветения сирени или пионов просто глаз не оторвать.

Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно

Как здесь живется

Константин Романенко

аспирант факультета почвоведения МГУ

Про себя

Первый раз я попал в МГУ в восьмом классе в день открытых дверей. Я не очень хорошо помню детали, но помню, что был впечатлен: мрамор, дубовые панели, большие помещения. Уже тогда я обозначил родителям свою цель. Я хотел поступать на химфак, но туда не прошел. В итоге поступил на почвоведение.

Первые два года учился в Главном здании раз или два в неделю. А дальше бывал здесь только по каким-то административным нуждам, не так уж часто. После окончания специалитета решил пойти в аспирантуру, но поступил только с третьего раза. Все это время работал и работаю минимум на двух работах: сейчас я еще и инженер в межкафедральной лаборатории электронной микроскопии на биофаке.

Про место

Аспирантов обычно селят в общежитие Главного здания МГУ. Вообще Главное здание - это на 80 % жилые помещения и только на 20 % - учебно-научные. И поэтому, когда всякие гады, которые любят стритрейсинг, начинают в два часа ночи звенеть шинами, это ужасно всех бесит. Мы, конечно, вызываем полицию, но это не помогает.

В аспирантской комнате живут два человека. Это такие «гробики» 3,3 метра в высоту и площадью восемь квадратных метров. Там помещается стол, два стула, кровать, секретер, встроенный шкаф. В блоке на две комнаты есть душевая и туалет.

Самое ужасное - это площадь комнаты. Тараканы есть, но их не так уж много. Бывает грибок в ванной на потолках. Еще есть специфический запах Главного здания. Это смесь запаха горелой проводки и гнилой фанеры. Мы его уже не чувствуем, хотя все остальные чувствуют. Я стараюсь всю одежду хранить в шкафу - так она не сильно пропитывается, но легкий флер все равно остается.

Периодически комнаты проверяет начальник участка. Смотрит, есть ли крошки на полу, помыта ли посуда, выброшен ли мусор. Если есть систематические замечания, то пишется записка на факультет. Там тебя журят.

Все это компенсирует стоимость: проживание стоит 3 тысячи рублей в год. Но есть условие: аспирантам обязательно нужно посещать пары. При этом успевать работать: стипендия составляет 7 тысяч рублей, и многие трудоустраиваются инженерами или лаборантами в МГУ или другие институты, занимаются репетиторством.

В Главном здании действительно можно жить, не выходя наружу, если найти внешние источники финансирования. Здесь есть столовая, прачечная, ларьки со сладостями, бассейн, парикмахерская. Если бы еще «Ашан» на территории открыли, было бы очень удобно. Хотя хлеб, молоко, фрукты можно купить и в местных магазинах.

Мое любимое место в МГУ - Оранжерейный корпус. Я работаю в нем, и, чтобы добраться от дома до работы, мне нужно 15 минут. Выйти, спуститься, пройти через внутренний двор и чуть-чуть по улице.