Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как высчитать естественный прирост населения в промилле. Демографические задачи

Задача 12 . Показатели естественного движения населения округа (в промилле) составили за прошедший год: коэффициент рождаемости - 26, коэффици­ент смертности - 10, коэффициент механического прироста - 5.

Определите численность населения округа на нача­ло года, темп его роста и прироста, если в округе на конец года проживали 500 тыс. человек.

Решение.

N – число родившихся в году t, чел.;

M – число умерших в году t, чел.;

П– число механического прироста в году t, чел.

Численность населения на конец и начало года S t +1 иS t - измеряем в тыс. чел.

k N =26% 0 k N =(N/S)N=k N *(S t+1 + S t)/2 = 26*(500+ S t)/2

k M =10% 0 k M =(N/S)M=k M *(S t+1 + S t)/2 =10*(500+ S t)/2

k П =5% 0 k M =(П/S)П=k П *(S t+1 + S t)/2 =5*(500+ S t)/2

где S – среднегодовая численность населенияS = (S t +1 +S t)/2

Численность населения на начало каждого года можно определить с помощью балансового уравнения:

S t +1 = S t + N t M t + П t

Подставляем данные в уравнение:

500000 =1000S t +26*(500+ S t)/2-10*(500+ S t)/2 + 5*(500+ S t)/2

Из этого уравнения получаем S t =494,8 тыс. чел. – численность населения на начало года.

    базисные темпы роста численности населения , характеризующие во сколько раз показатель численности населения в каждом последующем периоде больше или меньше его базисного уровня S0 :

S t +1 -S t =500-494, 8 = 5, 2 тыс.чел.

    цепные темпы роста численности населения , характеризующие, во сколько раз каждый последующий показатель численности населения больше или меньше своего предыдущего значения:

S t +1 / S t =500/494, 8 = 1, 0105 = 101, 05%

    темп прироста или относительный прирост численности населения:

(S t +1 -S t)/S t = 5,2/494,8 = 0,0105 = 1,05%

Задача 14 . Численность населения города составила на начало года203480 человек, на конец года - 211305. Коэффициент естественного прироста населения города составил за год 9.8 промилле. Определите:

1) механический прирост и коэффициент механиче­ского прироста населения за год,

2) коэффициент жизнеспособности, если коэффици­енты смертности и механического прироста равны.

Решение: S=(203480+211305)/2=207393 человек – среднегодовая численность населения. Общий приростнаселения = численность населения на конец года – численность населения наначало года = 211 305 – 203 480 = 7825 человек.

Коэффициентестественного прироста (k) = (число родившихся – число умерших) / среднегодоваячисленность населения × 1000 = 9,8 ‰.

Естественный прирост населения = S*(k/1000) = 2032 человек.

Механический прирост = Общий приростнаселения – Естественный прирост = 7825 – 2032 = 5793 чел.

Коэффициент механического прироста населения за год = (Механический прирост / S)*1000 = 5793/ 207393)*1000 = 27,93 ‰. Коэффициент механического прироста населения 27,93 ‰ Коэффициент смертности 27,93 ‰ (т.к. по условию задачи он равен коэффициенту механического прироста населения) Коэффициент жизнеспособности считается по 5-бальной шкале.

Если коэффициент смертности равен коэффициенту механического прироста населения, то коэффициент жизнеспособности равен 1,35.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Практикум Демографические задачи

Решение задач на основе статистических материалов дает возможность делать самостоятельные выводы о развитии демографических процессов. Коэффициент рождаемости Кр = Р:Чн х 1000 Р – численность родившихся за определённый период времени, Чн - численность населения. Единица измерения- промилле % 0 (т.е. на 1000 жителей). Коэффициент смертности вычисляется путем деления числа умерших (Чс) за год на среднегодовую численность н аселения Чн, выражают в промилле: Кс =Чс:Чн х 1000

Коэффициент естественного прироста (Кеп). Первый способ. Его можно рассчитать как отношение разности между числом рожденных (Р) и умерших (Чс) к общей численности населения (Чн), выраженное в промилле: Кеп= (Кр-Кс): Чн х 1000 Второй способ. Кеп= Кр-Кс

Пример: Рассчитать величину годового естественного прироста населения, если в стране с численностью населения 1596 тыс. человек за год родились 18,5 тыс. человек, а смертность составила 8,3 % 0 Определим коэффициент рождаемости: Кр=Р:Чн х1000 Кр = 18,5: 1596 х1000 = 11,6% 0 Зная коэффициенты рождаемости и смертности, рассчитаем коэффициент естественного прироста за год: Кеп= Кр-Кс Кеп= 11,6- 8,3=3,3 % 0 Вывод: для данной страны характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Субъект Средне годовая числен- ность населения (тыс.чел) Число родивших- ся (чел.) Число умерших (чел.) Естествен- ный прирост в % 0 А 2931 54646 16872 Б 607 12 950 -9,8 В 55950 54404 0,38 Рассчитайте показатели, которые пропущены в таблице (для субъектов АБВ).

Субъект Средне- годовая численность населения (тыс.чел.) Число родившихся (человек) Число умерших (человек) Естествен ный прирост в % 0 А 2931 54646 16872 12,9 Б 607 7001 12950 -9,8 В 4068 55950 54404 0,38 Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому...


Варианты заданий части С и способы их решений На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.


Варианты заданий части С и способы их решений На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи. Год Численность постоянного населения на 1 января, чел Среднегодовая численность населения, человек Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год


Алгоритм решения 1. Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле: ЕП (в промилле) = 2. Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним. 3. Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000 Н (численность постоянного населения)


Решение задачи: × 1000 = - 10 промилле = (-14430)= 1383 (человека) Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.


Условия задачи Используя данные таблицы, объясните, почему за последние 45 лет доля лиц, старше лет 65 в возрастной структуре населения Мексики значительно увеличилось. Демографические показатели Мексики. Показатели Численность населения, млн. чел.76,5110, 6 Доля лиц старше 65 лет, в %36 Рождаемость, в промилле 3119 Смертность, в промилле 66 Сальдо миграций, в промилле Средняя продолжительность жизни, лет 6976 Доля городского населения, в %7577


Алгоритм решения 1. Для решения данного задания не обязательно анализировать все пункты таблицы. Нужно выбрать необходимые. 2. Необходимо проанализировать вторую (Доля лиц старше 65 лет, в %), третью (Рождаемость, в промилле), четвёртую (Смертность, в промилле) и пятую строки (Средняя продолжительность жизни, лет). Проанализировать тенденции в изменении показателей и сделать вывод.


Решение задачи 1. Сравнивая рождаемость, видим значительное сокращение (31 против 19), значит уменьшилась доля детей. 2. Сравнивая продолжительность жизни, видим существенное увеличение (76 против 69), значит в структуре населения Мексики значительно увеличилась доля лиц старше 65 лет.

Демографические задачи

С.А. Сухинин
учитель географии гимназии № 2
г. Бендеры г. Тирасполь, Молдавия

Сущность демографических показателей можно доступно объяснить учащимся на примерах из начального курса физической географии (6-й класс), используя понятие солености вод Мирового океана. Школьникам известно, что количество граммов вещества, растворенных в 1 литре морской воды, вес которой, как известно, составляет 1 кг, называют соленостью. При этом соленость выражается в тысячных долях числа, которые называют промилле и обозначают ‰. Аналогичным образом и демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост), которые обычно рассчитываются на 1000 человек населения, также выражают в промилле. Коэффициент естественного прироста - это разность коэффициентов рождаемости и смертности. Положительное значение этого коэффициента указывает на прирост, а отрицательное - на убыль населения. Для более четкого восприятия названных показателей можно представить их в виде формул:

где КР, КС, КЕП - общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
Р - число родившихся за год;
С - число умерших за год;
ЕП - естественный прирост населения за год;
ЧН - среднегодовая численность населения.

Данные показатели называются общими коэффициентами, поскольку они выражают величину демографических процессов относительно всей (общей) численности населения. Значения этих коэффициентов в странах мира дают возможность определять типы воспроизводства населения. Этот прием использован В.П. Максаковским в учебнике по экономической и социальной географии мира для 10-го класса для характеристики воспроизводства населения различных регионов.

Для закрепления материала учащимся можно предложить решить ряд демографических задач. Такие задачи связаны с расчетами относительных величин процессов, слагающих естественное движение населения, исходя из абсолютных значений, а также с определением изменения численности населения в ходе воспроизводства.

Примеры задач:

1. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200 человек, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Ответ: 3,3‰.

2. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Ответ: 10,2‰.

3. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составляла 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Ответ: 10 497 тыс.

4. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составляла 136 млн человек, а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Ответ: на 762 тыс.

Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения, в школьном курсе социально-экономической географии также используются количественные показатели. В отличие от показателей естественного движения населения, все они относятся к группе абсолютных и характеризуют размеры миграции. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую - эмигрантов) - Э, притока - числом прибывших (иммигрантов) - И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, то есть на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения.

Введение в курс школьной экономической и социальной географии анализа миграции позволяет усложнить типы демографических задач, включив в них элементы как естественного, так и механического движения населения. Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ,

где ЧН1 - численность населения на начало рассматриваемого периода;

ЧН2 - численность населения на конец рассматриваемого периода.

Важно также объяснить учащимся, что сальдо миграции, как и естественный прирост, может принимать и положительные, и отрицательные значения.

Примерными задачами такого типа являются следующие:

1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн человек, в конце года - 11,5 млн человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.
Ответ: +1,25 млн.

2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн человек, в конце года - 6,2 млн человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.
Ответ: 10‰.

3. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность - 800 человек, количество выбывших - 1 200 человек, количество прибывших - 700 человек.
Ответ: уменьшится на 700 человек.

4. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн человек, в конце года - 8,5 млн человек, а естественный прирост населения за год составил 26‰.
Ответ: +1 318 тыс.

5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.
Ответ: 53 800 человек.

Применение демографических задач - средство закрепления знаний учащихся по географии населения в 9-10-м классах и навыков расчета и анализа демографических показателей. Наиболее эффективно демографические задачи применять в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них могут быть использованы для проведения факультативных занятий или в качестве заданий на школьных географических олимпиадах.