Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Новые налоги на недвижимость в году ставки. Новый налог на недвижимость. Новая ставка налога на недвижимость

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 "Налог на имущество физических лиц" (), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I " " (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

Объект налогообложения

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день , прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Налоговая база

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " ", далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости . Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней ( ; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд ().

МНЕНИЕ

"Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе".

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы () :

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

МНЕНИЕ

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании "Хренов и Партнеры":

"Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги".

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в "Личном кабинете налогоплательщика " на сайте ФНС России.

Ставка налога

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные ().

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов ().

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы "О налоге на имущество физических лиц", внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):

Описание

Для имущества, кадастровая стоимость которого меньше или равна 10 млн руб., а также для гаражей и машино-мест

Для объектов с кадастровой стоимостью от 10 млн руб. до 20 млн руб. включительно

Для имущества, чья кадастровая стоимость будет в диапазоне от 20 млн руб. до 50 млн руб. включительно

Для тех объектов недвижимости, у которых кадастровая стоимость превышает 50 млн руб., но меньше 300 млн руб. включительно, а также для незавершенных жилых домов

Для административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.

В отношении прочих объектов

Налоговые льготы

ВАЖНО ЗНАТЬ

В соответствии с НК РФ налог должен уплачиваться по месту нахождения самого имущества (п. 2 ст. 409 НК РФ). А значит, при расчете налога должны применяться ставки, установленные муниципалитетом, на территории которого находится имущество. При этом место жительства самого налогоплательщика значения не имеет.

Новый закон предусматривает также применение различных вычетов, льгот и понижающих коэффициентов. Так, вне зависимости от того, кто является собственником имущества, налогом не облагается 20 кв. м от общей площади квартиры, 10 кв. м от площади комнаты и 50 кв. м от площади дома (количество собственников значения не имеет) (п. 3-5 ст. 403 НК РФ). Что касается единого недвижимого комплекса, то для него предусмотрен денежный вычет – налогоплательщики смогут уменьшить налоговую базу на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Категории льготников, которые полностью освобождены от уплаты налога, не изменились – к ним по-прежнему относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды, военнослужащие и члены их семей, пенсионеры и другие. Но от обложения налогом освобождается только один объект имущества каждого вида, который находится в собственности налогоплательщика и не используется в предпринимательской деятельности (сегодня количество объектов в собственности одного льготника не ограничено). При этом определять, в отношении какого именно объекта будет использоваться освобождение, будет сам налогоплательщик (п. 3 ст. 407 НК РФ). Так, например, если пенсионер владеет гаражом и двумя квартирами, то налогом будет облагаться только одна квартира.

Также на первые четыре года действия новых правил законодатели предусмотрели применение понижающих коэффициентов. Так, для исчисления налога за 2015 год налоговую базу нужно будет умножить на 0,2, за 2016 год – на 0,4, за 2017 год – на 0,6, а за 2018 год – на 0,8 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Разные ситуации уплаты налога

Сам налог должны рассчитывать налоговые органы и присылать уже готовые уведомления на его оплату. Но иногда бывает, что инспекторы не учли каких-либо особенностей – например, льгот, на которые имеет право налогоплательщик, – поэтому нелишним будет перепроверить их расчет.

Рассчитаем налог на имущество для двух ситуаций: при долевом владении имуществом, а также в случае покупки/продажи имущества в отчетном году.

ПРИМЕР 1

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании Хренов и Партнеры.

В столичной квартире площадью 49 кв. м прописана семья из трех человек: отец (инвалид II группы, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 2/3), мать (не является пенсионером, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 1/3), а также совершеннолетний сын (прописан в квартире, но не имеет доли в праве собственности на нее). Кадастровая стоимость квартиры составляет 7,5 млн руб., инвентаризационная стоимость – 250 тыс. руб.

Рассчитаем налог на имущество за 2014 год. Напомним, в этом случае сумма платежа рассчитывается еще из инвентаризационной стоимости

При инвентаризационной стоимости квартиры 250 тыс. руб. налоговая ставка составит 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 " "; далее – Закон № 47).

Отец как инвалид имеет льготу в соответствии с в виде освобождения от уплаты налога. Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог. Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности, по следующей формуле:

Сумма налога = Инвентаризационная стоимость недвижимости х Размер доли х Ставка налога ()

Подставив данные из примера, получим сумму налога:

250 тыс. руб. х 1/3 х 0,1% = 83,33 руб.

Следовательно, сумма налога на имущество, которую должна будет уплатить мать за 2014 год, составит 83,33 руб.

Посмотрим, как изменится сумма налога, исчисленного за 2015 год.

Налоговая база будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости квартиры. При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры налогом не облагаются.

Налог рассчитывается по следующей формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога = (Сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости с учетом льгот – Сумма налога, рассчитанная, исходя из инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости

49 - 20 = 29 кв. м

7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.

3 Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:

29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.

По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения (подп. 2 п. 1 ст. 407 НК РФ). Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.

4 Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):

1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.

5

1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.

6 По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016 и 2017 года, поскольку НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года (п. 8 ст. 408 НК РФ).

За 2015 год:

(1479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб.

За 2016 год:

(1479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб.

За 2017 год:

(1479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб.

Если налогоплательщик в течение года приобрел или продал имущество либо у него изменилась доля владения имуществом, то при расчете налога должен использоваться специальный коэффициент. Рассчитывается он по следующей формуле (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

Коэффициент = Количество месяцев владения имуществом / Общее число месяцев в отчетном периоде

При этом если покупка произошла до 15 числа месяца включительно, а продажа после 15 числа включительно, то этот месяц в расчет принимается. Если же наоборот, имущество было приобретено после 15 числа или продано до 15 числа, то при расчете налога этот месяц не учитывается (п. 5 ст. 408 НК РФ).

ПРИМЕР 2

10 мая 2015 года налогоплательщик приобрел квартиру в Москве площадью 70 кв. м. Кадастровая стоимость квартиры составляет 8,7 млн руб. Инвентаризационная стоимость – 300 тыс. руб. Рассчитаем налог за 2015 год.

При расчете используется та же формула, что и в примере 1.

1 Рассчитываем площадь квартиры с которой будет уплачиваться налог, применяя налоговый вычет (п. 3 ст. 403 НК РФ):

70 - 20 = 50 кв. м

2 Определяем кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:

8 700 000 руб. / 70 кв. м = 124 285,71 руб.

3 Находим налоговую базу для расчета налога:

50 кв. м х 124 285,71 руб. = 6 214 285,50 руб.

4 Определяем инвентаризационную стоимость квартиры:

300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.

5 Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.

6 214 285,50 руб. х 0,1% = 6214,29 руб.

6 Определяем сумму налога за 2015 год:

(6214,29 руб. - 300 руб.) х 0,2 + 300 руб. = 1482,86 руб.

7 Рассчитываем период, за который будет уплачиваться налог как отношение числа месяцев владения имуществом к общему числу месяцев отчетного года (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

8 мес. / 12 мес. = 0,67

1482,86 руб. х 0,67 = 993,52 руб.

04.06.2015

Реформирование системы налогообложения, а более конкретно - введение обновленного налога на имущество физических лиц (также называемого в народе налогом на недвижимость) стало одним из самых заметных событий в законодательной жизни России прошлого года. Пока специалисты строят прогнозы и размышляют о грядущем влиянии нового налога на рынок, собственников квартир, апартаментов и загородных домов заботит гораздо более прозаический вопрос: какой налог на недвижимость им предстоит платить с 2015 года? Попробуем разобраться.

Что изменилось?

Главная и самая неприятная для собственников недвижимого имущества новость заключается в изменении налогооблагаемой базы. Прежде налог на недвижимость рассчитывался, исходя из ее инвентаризационной стоимости, которая определялась на момент постройки дома и лишь незначительно корректировалась впоследствии. Таким образом, например, стоимость комфортабельной «сталинки» в престижном центральном районе по БТИ не превышала 500 тыс. рублей, тогда как ее рыночная стоимость была больше в несколько десятков раз. Теперь же налог будет исчисляться по кадастровой стоимости – а она, по заверениям властей, максимально приближена к реальной.

Кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости была установлена индивидуально или методами массовой оценки независимыми оценщиками по заказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При оценке учитывались такие факторы, как местоположение объекта недвижимости, индивидуальные характеристики (время и материал постройки, этажность, техническое состояние) и его тип. Кадастровую стоимость принадлежащего вам объекта недвижимости можно узнать, заказав соответствующие сведения на сайте Росреестра или через публичную кадастровую карту .

Несмотря на «независимость» кадастровой оценки стоимости недвижимости, не исключено, что собственнику она может показаться завышенной. В этом случае пересмотра оценки можно требовать через суд, хотя этот процесс может оказаться очень длительным и сложным.

Что же касается ставок налога на недвижимость, то в 2015 году они практически не изменились. Прежде для недвижимости стоимостью до 300 тыс. рублей ставка составляла 0,1 %, для объектов стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей – 0,3 %, для недвижимости дороже 500 тыс. рублей – до 2 %. Сейчас для обычных квартир, загородных домов, гаражей и машиномест минимальная ставка составляет 0,1 %, для коммерческой, офисной и жилой недвижимости стоимостью свыше 300 млн рублей – 2 %, а для всех остальных объектов – 0,5 %. Обозначенная в законе ставка может корректироваться местными органами власти, как в сторону уменьшения (вплоть до нуля), так и в сторону увеличения (не более чем в три раза).

Отдельно стоит сказать об апартаментах. Как известно, данный тип жилья официально принадлежит к коммерческой недвижимости, поэтому будет облагаться налогом на тех же основаниях, а налоговые вычеты для него не предусмотрены. Собственникам апартаментов в торгово-офисных зданиях придется раскошелиться на 2-процентный налог. При этом имеет значение не статус здания, а его фактическое использование: если более 20 % площадей отданы под офисы и торговые площади, то строение автоматически считается коммерческим. А вот для апартаментов, которые находятся в здании с гостиничным статусом, ставка составит 0,5 %. Разумеется, это выше, чем для квартир, однако, с учетом значительного дисконта, который обычно предлагается на апартаменты, налоговое бремя для их собственников может оказаться даже меньше, чем для обитателей «обычного» жилья.

Помимо реформы налога на имущество физлиц, правительство рассматривает и возможность введения новой схемы налогообложения купли-продажи недвижимости. Однако в 2015 году налог на покупку недвижимости еще остается прежним.

Вычеты и льготы

Новый закон сохраняет льготы для социально незащищенных категорий граждан: пенсионеров, инвалидов 1 и 2 групп, участников ВОВ и некоторых других категорий. Они освобождаются от уплаты налога на один объект каждого из пяти установленных в законе видов (квартира, жилой дом, творческая мастерская или студия, хозпостройка на участке, гараж). Другими словами, если пенсионер является собственником одной квартиры и одной дачи, то платить налог ему будет не нужно. Если же в его собственности окажется две квартиры, то с одной из них он уже будет обязан уплатить налог.

Кроме того, закон предусматривает налоговый вычет для жилых помещений, составляющий 20 кв. м для городской квартиры, 50 кв. м для частного дома и 10 кв. м для комнаты. Вычет предоставляется каждому собственнику (например, если у квартиры 2 собственника, то суммарный налоговый вычет для нее составит 40 кв. м).

Хотя начисление налога на недвижимость начнется уже в 2015 году, первые выплаты по новой схеме гражданам придется сделать только в 2016 году. При этом налог будет вводиться постепенно и все его «прелести» налогоплательщики почувствуют лишь четыре года спустя, а до 2020 года при расчете выплат будет применяться специальный понижающий коэффициент (от 0,2 в 2016 до 0,8 в 2019 году).

Таким образом, для того чтобы рассчитать сумму налога до 2020 года необходимо вычислить разницу между суммами налога по кадастровой и инвентаризационной стоимости, применить к ней понижающий коэффициент и добавить к сумме платежа по инвентаризационной стоимости.

Возьмем для примера абстрактную квартиру в престижном районе, площадь которой равна 100 м, а кадастровая стоимость – 30 млн рублей. Налоговый платеж начисляется за вычетом 20 кв. м, то есть на площадь 80 кв. м или кадастровую стоимость 24 млн рублей. Предположим, что инвентаризационная стоимость этой квартиры составляет 300 тыс. рублей. При минимальной ставке налога 0,1 % полная сумма «кадастровой» выплаты составит 24 тыс. рублей, а «инвентаризационной» – 300 рублей. Итого в 2016 году в качестве налога на недвижимость придется уплатить (24000-300) х 0,2 + 300 = 5040 рублей.

Хотя считается, что сильнее всего новый налог на недвижимость ударит по собственникам элитных квартир, незамеченным он не пройдет ни для кого. Впрочем, до вступления законодательства в полную силу у собственников еще есть время все обдумать и, возможно, перебраться в квартиру подешевле.

Полемики по вопросу введения нового налога на недвижимость достаточно много: одни эксперты считают, что это позволит более правильно рассредоточить налоговую нагрузку, другие – что увеличит давление на налогоплательщиков в 3-5 раз. Имеет смысл разобраться, что же в реальности принесет новый налог на недвижимость в 2018 году?

Основные положения

Думой РФ утверждена новая 32-я глава Налогового кодекса страны, которая подробно описывает налог на имущество физических лиц, а также обновленный порядок его расчета и взимания. Основными положениями нововведения можно считать:

  • Расчет платежа по кадастровой стоимости дома или квартиры, в то время как прежний рассчитывался по инвентаризационной цене;
  • Промежуточный период сроком на 5 лет с 2015 до 2020 года, в течение которого будет осуществляться мягкий переход он старого налога к новому;
  • Передача полномочий по установлению суммы налога на отдельные объекты недвижимости муниципальным властям.

Стоит отметить, что вопрос о введении нового налога на недвижимость обсуждался ещё в 2004 году. Однако на тот момент кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости в РФ оставалась неизвестной, а ведь именно она в большей степени приближена к рыночной цене жилья.

Во многих регионах прежняя система налогообложения и вовсе будет действовать до 2020 года, поскольку именно этот срок считается крайним, а все остальное – на усмотрение муниципальных властей.

Налогом на недвижимость будут облагаться такие виды имущества, как:

  • Квартиры и частные жилые дома;
  • Дачные участки;
  • Гаражи и иные нежилые объекты;
  • Торговые и офисные комплексы;
  • Незавершенное строительство.

Обязанность уплачивать налог будет возложена на собственников имущества. Процесс его взимания начнется с того момента, как региональные чиновники установят обновленный порядок расчета и взимания налога. Тем не менее, к 2020 году вся Россия должна перейти на новую систему.

Особенности расчета

Расчет суммы, как и ранее, будут осуществлять налоговые инспекторы на местном уровне, и рассылать уведомления налогоплательщикам. Что касается налоговых ставок, то в новом варианте они определились на следующем уровне:

  • Дома, квартиры, в том числе и являющиеся объектами незавершенного строительства, а также гаражи, места на парковках, дачные постройки и участки – 0,1% от кадастровой стоимости;
  • Торговые и офисные помещения, кадастровая цена которых составляет более 300 миллионов рублей – 2%;
  • Прочие объекты – 0,5%.

Данные ставки считаются базовыми. В свою очередь, местные власти имеют право снижать их до нуля или повышать – но не более чем в 3 раза (например они могут повышать в 10 раз).

Предполагаются и некоторые обязательные вычеты из площади:

  • квартиры – 20 квадратных метров;
  • частного дома – 50 квадратных метров;
  • комнаты – 10 квадратных метров.

Очевидно, что если площадь жилья оказывается в пределах указанных вычетов, такой объект недвижимости и вовсе не облагается налогом. Кроме того, если на одного собственника оформлено срезу несколько объектов, то вычеты будут распространяться на каждый из них.

Пример расчета

В собственности у налогоплательщика имеется квартира, площадью 60 квадратных метров. Что касается кадастровой цены, то она составляет 5 миллионов рублей. Общая сумма обязательного платежа в казну по данному объекту недвижимости будет определяться следующим образом:

  • Облагаемая площадь = 60 – 20 (обязательный вычет) = 40 квадратных метров
  • Кадастровая стоимость 40 кв. метров = 5 000 000*40/60 = 3 333 333 рубля
  • Налог на недвижимость = 3 333 333 * 0,001 = 3 333 рубля в год.

Получается, что в месяц владелец такой квартиры заплатит в казну всего 277 рублей, что немногим отличается от налога на имущество, рассчитываемого по инвентаризационной стоимости.

Льготы

Предполагается, что в льготах физические лица будут ограничены. К примеру, такие категории граждан, как пенсионеры, многодетные семьи и военные смогут рассчитывать на снижение налога только по одному объекту принадлежащей им недвижимости. Так, если у пенсионера имеется квартира и дачный участок, то льготы коснуться только одного из объектов.

В списки льготников попадут такие категории граждан, как:

  • герои СССР;
  • инвалиды I и II групп;
  • участники войн и устранения взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • военнослужащие.

Следует также отметить, что региональные власти вправе самостоятельно определять ставку налога и формировать дополнительные льготы по нему. Кроме того, в течение первых пяти лет предполагается поэтапное введение нового обязательного платежа в бюджет. В частности, в первый год налоговые инспектора обязаны вывести разницу между кадастровой и инвентаризационной стоимостью и умножить её на специальный коэффициент равный 0,2. В последующие годы он будет постепенно увеличиваться и составит 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. Это обеспечит более мягкий переход к новой системе налогообложения.

Таким образом, к 2020 году будет реализован полный переход к взиманию нового налога на недвижимость. Ближайшие несколько лет покажут состоятельность и эффективность этого обязательного платежа. Главной же целью, которая должна быть достигнута реформой системы налогообложения в России должно стать формирование более эффективного механизма распределения налоговой нагрузки.

Дата публикации: 02.12.2014 12:32

Законодательным собранием Владимирской области 18.11.2014 принят Закон №134-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Владимирской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц».

С нового календарного года начинается новая эпоха исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сейчас налог исчисляется от инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.

Несмотря на то, что Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, уведомления и извещения об уплате суммы налога за 2015 год, определенной по кадастровой стоимости, жители получат только в 2016 году – таков порядок начисления налога. К этому времени будет отменен земельный налог под многоквартирными домами. Так что, если рассматривать общую налоговую нагрузку, то она не станет существенно обременительней, чем сейчас.

Кроме того, новый Закон имеет социальную ориентированность, т.к. предусматривает систему вычетов: не будет облагаться налогом 20 кв. м. квартир, 50 кв. метров индивидуальных домов и 10 кв. метров комнат. Ставки налога таковы: 0,5% для нежилых помещений, 0,1% для основной массы жилья и 2% для объектов дороже 300 млн. рублей.

Сохраняются действующие льготы для социально - незащищенных категорий. Пенсионеры не будет уплачивать налог с одного объекта недвижимости каждого вида (квартира, жилой дом, гараж).

Важно, что Закон предусматривает поэтапное повышение платежей – не более 20% в год. То есть в стопроцентном объеме жители Владимирской области заплатят налог только в 2020 году.
Закон прописан таким образом, что максимально увеличится налог для владельцев большой и дорогой недвижимости, а хозяев скромного жилья повышение затронет в меньшей степени, а зачастую сумма налога уменьшится.

Допустим, двухкомнатная типовая квартира имеет следующие характеристики: площадь 50,5 кв.м., инвентаризационная стоимость 186 534 рублей, кадастровая стоимость этой же квартиры, по данным Росреестра, 196 014 рублей, ставка налога до 01.01.2015 составляет 0,08%, а с 01.01.2015 – 0,1%.

Сумма налога до 01.01.2015 за данную квартиру, исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 149 рублей (186 534*0,08%).
Сумма налога с 01.01.2015 исходя из кадастровой стоимости будет рассчитана следующим образом: кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры –3 881 руб. (196 014: 50,5), размер налогового вычета составит 77 629 рублей (3 881 х 20). В результате налоговая база будет равняться 118 385 рублей (196 014 – 77 629). Рассчитываем налог – 118 385 х 0,1% = 118 рублей.

Если разница между суммой налога, исчисленного с кадастровой стоимости (118 руб.) и суммой налога, исчисленной с инвентаризационной стоимости (149 руб.) принимает отрицательное (как в нашем примере) или нулевое значение, то понижающий коэффициент не применяется.

В противоположном случае при исчислении налога будет применен понижающий коэффициент: для первого года 0,2, а для последующих лет 0,4, 0,6 и 0,8 соответственно.

Налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местные бюджеты и имеет целевое назначение - на благоустройство. С введением нового законодательства муниципальные образования дополнительно получат налог с тех объектов, которые сейчас выпали из налогообложения. Например, согласно действующему законодательству, застройщики вводят в эксплуатацию жилые дома без проведения технической инвентаризации, аналогичная ситуация и по объектам незавершенного строительства. В связи с этим отсутствует база для начисления налога, а в местных бюджетах возникают значительные выпадающие доходы.

Для сведения налогоплательщиков:

Информацию о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости можно получить на официальном сайте Росреестра: rosreestr.ru.

Если налог на добавленную стоимость и страховые взносы касаются каждого россиянина опосредованно (главным образом, через работодателей), то сегодня речь будет идти о налоге, уплачиваемом непосредственно каждым гражданином ежегодно из семейного бюджета – налог на имущество (дом, квартира, комната, гараж, дачные постройки).

С момента введения данного налога до настоящего времени в основу расчёта его суммы берётся инвентаризационная стоимость недвижимости, которая, как известно, значительно ниже рыночной.

История повышения налога на недвижимость

В 2004 году Правительство предложило сделать переоценку всего имущества, находящегося в собственности россиян, приблизив стоимость этого имущества к рыночной цене, с целью увеличения данного вида платежей и пополнения государственной казны.

Однако провести переоценку частной собственности оказалось делом непростым, поскольку ранее в России не велось квалифицированного кадастрового учёта недвижимости. Кроме того, вновь проводимая оценщиками Росреестра работа не всегда была качественной, методика расчётов – объективной, понятной и безошибочной, а результат – некоррумпированным.

Счётная палата РФ проверила в 2013 году деятельность Росреестра, в результате проверки были возбуждены уголовные дела против высокопоставленных сотрудников данного учреждения. Десятки миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для создания Единого кадастра недвижимости России, были использованы не по назначению, то есть попросту разворованы, а система Госкадастра не создана. На фоне публичных коррупционных скандалов в учреждении некоторые чиновники бежали за границу.

Следует подчеркнуть, что в тех 12 регионах, которые были выбраны в качестве пилотных для нового исчисления налога, до сих пор не утихают споры, тяжбы и судебные разбирательства, связанные с установленной (новой) завышенной кадастровой стоимостью имущества.

Тем не менее, в 2014 году формирование Росреестра приблизилось к завершающей фазе, что позволило Минфину, депутатам Госдумы, общественным организациям более детально проработать будущий налоговый механизм.

Всё же на летние каникулы российские законотворцы (Госдума) ушли, не приняв окончательного решения по предложенному проекту Закона. Ожидается, что в осеннюю сессию 2014 года они вернутся к рассмотрению данного проекта. Времени на его доработку осталось совсем немного: чтобы Закон вступил в силу очень скоро, то есть с 1 января 2019 года, необходимо, чтобы он прошёл все согласования и утверждения до 1 декабря 2018 года.

Авторами законопроекта планировалось, что вводимый единый налог на недвижимость заменит действующие в настоящее время два налога – и . Однако последними внесёнными поправками Минфин предлагает налог на недвижимость ограничить лишь налогом на имущество.

Последние нововведения по налогу на недвижимость в 2019 году

В результате затянувшегося обсуждения налога на недвижимость закон содержит многочисленные поправки и корректировки. Какие последние нововведения предлагает Минфин?

Предельную налоговую ставку планируется установить в размере 0,1% от кадастровой стоимости объектов жилья и гаражей; для иных строений – 0,5%. Ставка налога для недвижимости физических лиц стоимостью свыше 300 млн рублей будет увеличена до 2%.

Инициатива Минфина, предусматривающая в будущем отказ в льготах инвалидам и пенсионерам (по действующему закону они освобождены от налога), была раскритикована Правительством и общественными организациями. В Минфине сделали корректировку позиции по данному вопросу. Предложено сохранить дотации льготным категориям россиян, но по отношению не ко всем имеющимся объектам недвижимости, а лишь в отношении единственного вида имущества, это будет по выбору льготника или квартира, или гараж, или дача.

Проектом закона предусматривается, что не будет подлежать налогообложению следующее количество квадратных метров жилья:

  • 50 кв. м – льгота для дома;
  • 20 кв. м – для квартиры;
  • 10 кв. м – для комнаты.

Таким образом, эти «минимальные квадраты» будут вычитаться, что в общем-то хорошо, из площади жилья при расчётах налогового бремени.

Окончательное решение по величине ставки налога и по льготам населению будут принимать местные, региональные органы власти, поскольку средства, полученные от сбора данного налога, в полном объёме будут поступать в региональные бюджеты.

Расчёт возможной «грузоподъёмности»

В свете последних изменений, внесённых в законопроект, возникает очень острый социальный вопрос: будет ли подъёмной сумма вновь рассчитанного налога для рядовых граждан России?

Рыночная стоимость однокомнатной квартиры в российских городах (исключение делаем для Москвы и Московской области) составляет порядка 1,5 — 3 миллиона рублей. При этом, возможности интернета вполне позволяют более точно проследить цены на жильё в любом регионе России.

Ставка налога – 0,1%. Налог за год:

  • 1 500 000 * 0,001 = 1 500 рублей;
  • 3 000 000 * 0,001 = 3 000 рублей.

До сих пор максимальная сумма данного налога на «однушку» не превышала 1 тысячи рублей. Очевидно, что размер будущих сборов в бюджет увеличивается в разы.

  • Расчёт для двухкомнатной типовой квартиры:
  • 2 000 000 * 0,001 = 2 000 рублей;
  • 4 500 000 * 0,001 = 4 500 рублей.

В настоящее время сумма собираемого налога за типовые «двушки» не превышает 1,5 — 2 тысячи рублей. Следовательно, и при этом варианте расчёта гражданам будет необходимо дополнительно раскошелиться.

Подобными расчётами можно высчитать предполагаемое увеличение трат из семейного бюджета на конкретную, имеющуюся в собственности, квартиру. Здесь весьма ощутимо встаёт вопрос адекватности определения стоимости квартир, осуществляемого оценщиками Росреестра.

В проекте заложено увеличение сроков введения данного вида налоговой нагрузки до 5 лет, то есть в течение 5 лет сумма налога будет постепенно возрастать — на 20% ежегодно.

Комментарии официальных лиц

О. Голодец, вице-премьер Правительства РФ по социальным вопросам:

комментируя проект представленных Минфином поправок, выразила свои сомнения в проработанности всех вопросов и в просчитанности социальных последствий в результате их возможной реализации. Особое внимание вице-премьер уделила механизму оценки стоимости имущества по кадастру, который до сих пор не содержит достаточной ясности и чёткости, а зачастую несёт в себе значительные коррупционные риски.

М. Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов РФ:

выразил особую озабоченность умышленным завышением кадастровой стоимости жилья в регионах. Стремясь пополнить местные бюджеты, оценщики зачастую устанавливают такую завышенную цену на жилые помещения, что она становится выше рыночной. Кроме того, ситуация усугубляется тем фактом, что суды практически никогда не идут против решений местных властей, если собственники жилья пытаются оспорить кадастровую цену.

А. Шохин, глава «Российского Союза промышленников и предпринимателей»:

считает, что некоторые поправки откровенно «сырые», и совместно с представителями профсоюзов разрабатывает замечания, а также предложения в части расчёта и введения данного налога.

О. Дмитриева, зам. председателя комитета по бюджету Госдумы:

констатирует, что в настоящее время в обществе существует вопиющее социальное и, более того, региональное неравенство россиян: с одной стороны, — нищета и социально-экономическая отсталость населения, а с другой, — концентрация богатства и роскоши (до астрономических величин) у отдельных граждан. Было бы вполне справедливым решение Правительства, по мнению многочисленных депутатов Госдумы, не вводить данный налог на недвижимость для абсолютно всего населения страны, а, что вполне логично, ввести его только как непосредственно, налог на роскошь для сверхбогатых россиян по дорогим объектам недвижимости. Следует заметить, что будущие суммарные поступления в бюджеты только от платежей с элитного жилья не уменьшатся, но при этом появится возможность освободить от уплаты данного налога социально незащищённых граждан и тех, кто проживает в так называемых «хрущёвках» или в подобных малогабаритных квартирах.

Рассматриваемым законопроектом предлагается, к сожалению, одинаковую ставку налога применять и для «Рублёвки», и для «хрущёвки». Если бы владельцы роскоши платили по прогрессивной повышенной ставке, то пенсионеры, проживающие в обычных квартирах, могли бы быть освобождены от уплаты данного налога со своих скромных пенсий.

Специалисты Общероссийского народного фронта также разработали альтернативную концепцию данного вида налога. Они предлагают считать роскошью жилые помещения площадью свыше 500 кв. метров и вводить на такое жильё повышенную ставку налога.

Однако при переходе на оценку элитной недвижимости «с квадрата» существуют справедливые опасения, что повышенного налога с роскоши плательщикам можно будет избежать, формально разделив особняк на несколько строений.

Очевидное преимущество введения налога на роскошную недвижимость – это неотвратимость налоговых платежей: налогом будет облагаться любой дорогостоящий объект, даже если он оформлен на подставных «бедных родственников».

Заключение

Эксперты полагают, что введение налога на имущество в новой редакции может вновь затянуться ввиду спорности и неоднозначности его ключевых положений. В Госдуме сейчас находятся многочисленные альтернативные предложения расчёта налога, например: увеличить необлагаемую налогом жилую площадь до величины 55 квадратных метров, а земельных участков – до 6 соток. Есть предложение ввести налоговый вычет для россиян в сумме 3 миллиона рублей.

Дебаты по представленным предложениям предстоят уже в ближайшее время. С одной стороны, необходимо увеличить сборы в бюджет, с другой стороны, и законодатели, и налоговики, и эксперты понимают, что если налоговое бремя станет для граждан неподъёмным, то они будут просто уклоняться от уплаты налога.

Хочется заметить, что планируемое введение повышенной доходной статьи бюджета на местах (от сбора данного налога), по мнению экономистов, не будет способствовать развитию экономики регионов, так как местные власти будут стремиться залатать полученными дополнительными средствами имеющиеся в казне дыры, а не направлять их в новые экономические программы.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Резюмируя всё, сказанное выше, можно достаточно чётко выделить «болезненные» моменты рассматриваемого законопроекта, которые, безусловно, требуют внимательного к себе отношения:

  • Создаваемый механизм определения кадастровой стоимости имущества должен быть абсолютно прозрачным и доступным для понимания не только «ведомственным гуру от налогов», но и собственникам этого имущества.
  • Необходимо тщательно просчитать весь комплекс возможных юридических, экономических и социальных последствий реализации на практике такого чувствительного для граждан закона. В расчётах должны быть учтены, как минимум, следующие важные моменты:
  1. выверенная шкала платежей и предоставление льгот с учётом реального имущественного расслоения общества;
  2. неодномоментность срока уплаты возросшей суммы налога, позволяющий налогоплательщикам постепенно (в течение 5 лет) адаптироваться к его конечной величине;
  3. посильность уплаты новой суммы налога для большинства россиян;
  4. минимизация возможных коррупционных «лазеек» при переходе на кадастровую оценку недвижимости.