Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Закон о регистрации права собственности. Плюсы и минусы. Введена возможность электронной подачи документов

С 2017 года вступает в действие новый закон, регулирующий регистрацию недвижимости. Нововведения создадут единый механизм, в рамках которого будет осуществляться кадастровый учет и госрегистрация прав. В результате будет запущен механизм, позволяющий упростить процесс регистрации собственности.

Новый закон о регистрации недвижимости в 2017 году

В рамках нового закона создается Единый госреестр недвижимости (ЕГРН). Данный реестр объединит информацию из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимость. В результате ЕГРН будет включать:

  • кадастр и кадастровые карты;
  • реестр прав, книги учета и реестровые дела;
  • реестр границ (включая территории, которые имеют особое использование);

Функции регистрации прав и соответствующего учета объектов возлагаются на представителей Росреестра. При этом нововведения предусматривают одновременное прохождение всех процедур, что значительно упрощает процесс.

Подавать документы для прохождения необходимой процедуры можно в двух формах:

  1. Бумажной – лично или по почте в органы Росреестра; с использованием услуг многофункционального центра; уполномоченному лицу.
  2. Электронной – через сайт Росреестра или соответствующий портал госуслуг.

Реестр будет вестись преимущественно в электронном виде, что повысит защиту и сохранность сведений. Ранее внесенные данные не будут удаляться, в ЕГРН будут храниться все версии изменений и правок реестров. Данная норма распространяется и на реестровые дела. Реестр в неэлектронном виде возможен только в особых случаях – документы поданы в бумажной форме, при этом у представителей госорганов отсутствуют оригиналы.

Выписка из ЕГРН будет подтверждать кадастровый учет или госрегистрацию перехода прав. При этом соответствующая надпись на документе будет свидетельствовать о регистрации договора. Новый закон не предусматривает дополнительное удостоверение, которое подтверждает кадастровый учет или госрегистрацию.

Дополнительные преимущества

Законодатели предусмотрели механизм межведомственных взаимодействий, что сведет к минимуму участие правообладателя. Внесение изменений в реестр, которые осуществляются в силу закона (в т.ч. судебные акты), будут проходить без дополнительного уведомления. Информация в Росреестр поступит из соответствующего ведомства.

Новый закон позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения объекта. Желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в удобное подразделение Росреестра или МФК.

Еще одним изменением стало двукратное сокращение сроков для прохождения всех необходимых процедур. В течение 5 рабочих дней после подачи документов будет осуществляться кадастровый учет, аналогичный срок предусмотрен для госрегистрации прав. Данный период будет увеличен на 2 раб. дня для получения кадастра и на 4 раб. дня для госрегистрации прав, если сведения подаются не напрямую, а с помощью многофункционального центра. Существует возможность одновременно осуществить два процесса, при этом общий срок исполнения составит 10 раб. дней (12 раб. дней в случае оформления через МФЦ). Предельных срок оформления не зависит от формы подачи документов.

Закон уточняет ответственность Росреестра, если была допущена ошибка или незаконно отказано в регистрации. При этом Росреестр сможет выставить регресс, если виновником данной ситуации стал другой орган.

Кроме того, новый закон описывает условия для однократной компенсации собственнику жилья, который в силу объективных причин не может его истребовать от добросовестного приобретателя. Данная выплата будет финансироваться из средств федерального бюджета и не может превышать 1 млн руб.

Нововведения в законе о регистрации недвижимости в 2017 году

С 2017 года вносятся существенные изменения в процесс регистрации недвижимости, что отражается в новом законе. В результате создается ЕГРН, который объединит информацию по учету кадастра и реестру прав собственности. Нововведения упростят процесс прохождения регистрации:

  1. Вдвое сокращаются сроки регистрации и получения кадастра.
  2. Подать необходимые документы можно в бумажной или электронной форме. При этом не обязательно привязываться к месту расположения (при условии личного обращения), что делает подачу сведений более удобной.
  3. Взаимодействия между различными ведомствами позволят вносить изменения по судебным актам без уведомления со стороны правообладателя.
  4. Уточнена ответственность Росреестра в случае совершения ошибок или незаконного отказа в регистрации.
  5. Информация не удаляется из базы данных ЕГРН.

В результате регистрация недвижимости будет проходить по упрощенной процедуре, и станет доступнее для большего количества желающих воспользоваться данным механизмом.

​В 2017 г. вступает в силу новый закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому будет осуществляться регистрация недвижимости. Новые правила позволят упростить кадастровый учет и сократить процедуру государственной регистрации прав на недвижимость. До сих пор по некоторым данным в стране остается немало объектов недвижимости, не имеющих кадастровых номеров, соответственно право собственности на данные объекты также не зарегистрировано. Изменить ситуацию в сторону упрощения процедуры и предоставления гражданам всех условий для скорейшего ее прохождения и призван новый закон.

Основные положения нового закона о регистрации недвижимости 2017

С 01.01.2017 г. будет создан ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости. В него будут вноситься сведения из кадастра и Единого государственного реестра прав на недвижимость. Итого в состав ЕГРН войдут:

  1. Кадастр и его карты.
  2. Реестровая документация.
  3. Реестр границ всех без исключения территорий.

Представители Росреестра будут регистрировать права собственности и учитывать объекты недвижимости. Учет и регистрация будут происходить одновременно, что вдвое сократит продолжительность всех процедур.

Теперь граждане смогут выбрать на свое усмотрение форму подачи документов для регистрации:

  1. Бумажная форма. Бланки и документы можно передать сотруднику Росреестра в любом отделении, или же отправить почтой. Также можно обращаться в МФЦ.
  2. Электронная форма. Необходимо заполнить бланки на сайте Росреестра или на портале госуслуг.

Данные, поступающие в Росреестр, будут храниться в электронной форме, что сделает степень их защиты выше, а также позволит гарантировать сохранность информации. Все, что ранее было внесено в базу данных, так в ней и останется. Все правки, изменения будут сохраняться в ЕГРН. В неэлектронном виде данные будут поступать в реестр только при подаче гражданами бумажных бланков.

Документом, подтверждающим правильность кадастрового номера данного объекта недвижимости и право собственности на него, станет выписка из ЕГРН. Данные о договоре, на основании которого произошел переход права собственности, также будут содержаться в выписке. Никаких дополнительных документов для подтверждения своих прав на недвижимость более не потребуется.

Помимо самой процедуры регистрации прав, изменится в сторону упрощения механизм взаимодействия между профильными ведомствами. Если изменения в статусе объекта недвижимости произойдут в силу решения суда, то новые данные поступят в реестр без участия правообладателя. В Росреестр данные также будут переданы автоматически.

Важное нововведение отменяет обязанность подавать документы по месту нахождения объекта недвижимости . Теперь граждане и юридические лица могут подавать сведения в любое удобное подразделение Росреестра или в отделение МФЦ по месту пребывания.

Срок прохождения всех процедур сократятся вдвое . Объект недвижимости будет поставлен на кадастровый учет в течение 5 дней с момента подачи данных, и в тот же самый срок будет выполнена государственная регистрация права собственности. Для получения нового кадастрового номера срок увеличивается на 2 дня, а для тех, кто выполняет регистрацию через МФЦ, срок увеличивается на 4 дня. При желании выполнить обе процедуры разом, следует закладывать срок в 10 дней или 12 (при оформлении через МФЦ). Сроки не зависят от формы подачи данных - бумажная или электронная.

В случае, если Росреестр допустил ошибку, или же незаконно отказал в регистрации обратившемуся, возможно урегулирование возникшего спора в судебном порядке. Если же будет установлено, что спор возник по вине истца или третьего лица, то Росреестр будет вправе подать регрессный иск.

В случае утраты собственником права на объект недвижимости в процессе мошеннической сделки, закон описывает ряд условий, при соблюдении которых такой бывший собственник сможет получить однократную компенсацию. Данная ситуация распространяется на все случаи, когда недвижимость на момент возникновения спора оказалась зарегистрированной на имя добросовестного приобретателя. Финансировать такие выплаты станет государственный федеральный бюджет, но сумма компенсации не будет превышать 1 млн. руб.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что изменится в регистрации недвижимости с 2017 года

Резюмируя, можно подвести итоги изменений, которые произойдут с 01.01.2017 г. в регистрации объектов недвижимости. С созданием ЕГРН будет объединена база данных по кадастру и по реестру прав собственности. В итоге существенно упростятся следующие процедуры:

  1. Срок государственной регистрации и оформления нового кадастрового номера на данный объект недвижимости будет сокращен в 2 раза.
  2. Каждый вправе выбрать удобную ему форму подачи сведений в Росреестр - в бумажной форме или в электронной. Причем сделать это можно в любой точке страны, если податель документов желает сделать это лично. Все это сделано для удобства граждан, в особенности тех, кто проживает в сельской местности.
  3. Если объект недвижимости становится объектом судебного разбирательства, в результате судебного решения изменяется его собственник и/или кадастровый номер, тогда эти данные поступают в базу данных реестра без участия собственника, автоматически.
  4. За совершение ошибок и за незаконный отказ Росреестра в регистрации права собственности закон предусматривает ответственность.
  5. База данных ЕГРН хранит все сведения об объекте недвижимости, все изменения, уточнения, исправления. Ничто не стирается и не удаляется из базы данных.

Таким образом, законодатель с вступлением в силу нового закона «О регистрации» дает гражданам и юридическим лицам возможность в самые короткие сроки и с максимальным комфортом провести процедуру регистрации прав на недвижимость. Всем, кто ранее не желал стоять в очередях и оформлять документы, теперь можно подать сведения в электронной форме не выходя из дома на портале госуслуг.

Вступившие в силу новые правила регистрации недвижимости с 2017 года меняют подход к сделкам и уточняют само понятие некоторых объектов.

Объединение Росреестра и Кадастровой палаты

С 1 января вступил в силу ФЗ-218 «О госрегистрации недвижимости» , который регламентирует новые правила регистрации недвижимости 2017. Отныне поставить квартиру или загородный дом на учет и зарегистрировать право собственности на имущество при сделках купли-продажи или дарения можно в одном учреждении. Еще совсем недавно приходилось посещать Росреестр, а затем Кадастровую палату.

Отмечается, что слияние двух структур уже вызвало проблемы. В некоторых регионах в декабре Росреестр перестал принимать документы. Причина – переход на новую электронную систему регистрации, которая стала еще одним нововведением наступившего года.

Единый государственный росреестр

Новые правила регистрации недвижимости с 2017 года закрепляют норму, по которой все сделки фиксируются в ЕГРН – Едином государственном реестре недвижимости. Бумажные копии документов составляться не будут.

Цели ЕГРН:

    архивирование всей информации по сделкам с недвижимостью;

    закрепление прав собственников и контроль за соблюдением их прав;

    снижение бюрократической волокиты;

    отсутствие проблем, вызванных потерей документов в бумажном виде.

Но главное – документы теперь должны выдавать быстрее:

    оформление сделки – вместо 10 рабочих дней 5;

    регистрация прав собственности – вместо 10 – 7;

    выписка из ЕГРН – вместо 5 за 3.

На заметку! При заказе сразу двух услуг (регистрация сделки и прав собственности) срок оформления составит 10 дней (через МФЦ – 12 суток).

Документы с доставкой

Вступившие в силу правила регистрации недвижимости в 2017 году позволяют воспользоваться нововведением – курьерской доставкой бумаг на указанный адрес. Ранее за ними нужно было приезжать лично или оформлять у нотариуса доверенность. В бланки Росреестра добавили отдельную строку «доставка курьером», которая за дополнительную плату избавляет от траты времени.

Оформить и распорядиться имуществом удаленно

Заработала и экстерриториальная система документооборота. Для оформления имущества в собственность не придется выезжать по фактическому адресу нахождения объекта. Сделать это можно из любой точки страны. То же касается ситуаций, при которых имущество продается, покупается или дарится.

Машиноместа стали недвижимым имуществом

Изменено понимание термина «машиноместо». Если до 2017 г. они считались составляющей общедомового имущества и не могли быть оформлены в частную собственность, то с 1 января:

    в Гражданском кодексе появилось само понятие «машиноместо» (изменения внесены в ФЗ-315);

    места на парковках и в подземных гаражах можно оформлять в собственность, продавать, обменивать и дарить без получения согласия остальных владельцев машиномест.

На заметку! Нововведение не распространяется на места во дворах, наземных стоянках и обочинах – стать их владельцем по-прежнему нельзя.

Интересно, что с момента вступления закона в силу стать владельцем машиноместа в московских паркингах новостроек не захотел пока ни один автовладелец. Ранее девелоперы отмечали, что спрос на места для автостоянки в новостройках Москвы крайне низок.

Бессрочная приватизация

Последняя дата завершения бесплатной приватизации, запланированная на 1 марта 2017 г., вновь оказалась неактуальной. Продлить ее до 2020 г. изначально хотели только для жителей Крыма, но в конце февраля Владимир Путин подписал закон о бессрочной приватизации на территории всей страны.

По двойному тарифу

Двойные расходы ожидают тех, кто до сих пор не оформил загородные дома, возведенные на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Если граждане не заявят о своих правах в 2017 году, то получат квитанцию на оплату земельного налога , рассчитанного по двойному тарифу.

Важно, что теперь вместо декларации основанием для регистрации домов, бань и гаражей в садовых товариществах стал технический план. Если раньше было достаточно заполнить декларацию, заплатить госпошлину в 350 рублей и отдать вместе с заявлением в Росреестр, то теперь для оформления технического плана необходимо вызвать БТИ и кадастровых инженеров, которые зафиксируют точные координаты дома, обмерят строение и изготовят в течение недели техплан. В Росреестре обещают, что новшество не должно осложнить жизнь россиянам.

Напомним, что «дачная амнистия » (ФЗ № 93), предполагающая упрощенную процедуру оформления недвижимости, продлена до 1 марта 2018 г., но только в отношении домов, выстроенных на участках для ИЖС.

Федеральный закон от "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 02.01.2017
  • вступил в силу 01.01.2017

В последней действующей редакции от 2 января 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку "Сравнить". Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Редакция закона от 02.01.2017 Редакция закона от 01.01.2017 Редакция закона от 02.01.2017 Редакция закона от 01.01.2017

Даже не пытайтесь искать новее - это последняя редакция

Закон проверен вчера в 11:37:00

Постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию - нет.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (218-ФЗ) регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обозначено, что единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным ФЗ сведений.

В законе "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Нормы 218-ФЗ не распространяются на государственный учёт и государственную регистрацию прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

  • Глава 1. Общие положения

  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

  • Глава 3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

  • Глава 4. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия

  • Глава 5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке

  • С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - новый Закон о госрегистрации), который пришел на смену двум другим: Федеральному закону от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - старый Закон о госрегистрации) и Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - старый Закон о кадастре).

    Зачем нужен новый Закон о госрегистрации недвижимости? Какие изменения ждут оборот в связи с его принятием? Об этом - в материале «ЭЖ».

    С 1 января 2017 г. старый Закон о госрегистрации утратил силу, за исключением одной статьи - 31.1, которая прекращает действие с 1 января 2020 г. Старый Закон о кадастре продолжает действовать в существенно обновленной редакции - из него исключены все нормы о кадастровом учете, и теперь этот закон, как сказано в его ч. 1 ст. 1, «регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».

    Причины появления нового Закона о госрегистрации заключаются прежде всего в необходимости устранить недостатки ранее действовавшей регистрационно-учетной системы: неудобство и дороговизну двух реестров, дублирование и противоречивость их сведений. Результатом реформы должно стать устранение разрыва между кадастровым учетом как учетом объекта и регистрационным учетом как учетом прав на объекты, упрощение и ускорение регистрационных и учетных процедур, снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

    Что нового, важного и полезного появилось в новом Законе по сравнению с предыдущими?

    Появляется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Этот реестр объединяет ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.

    ЕГРН состоит из:

      реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

      реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

      реестра границ (сведения о них ранее содержались в кадастре недвижимости). Прежние реестры велись на электронных и бумажных носителях. ЕГРН ведется в электронном виде. В бумажном виде будут храниться только реестровые дела.

    Появляются новые объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

    К таким объектам относятся: машино-места, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.

    Машино-места учитываются в ЕГРН и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в двух случаях: (1) завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса, (2) объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав (ст. 46 нового Закона о госрегистрации).

    В ЕГРН, в отличие от прежних реестров, включается информация о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, лесничествах, лесопарках, охотничьих угодьях. Кроме того, в ЕГРН будет содержаться история операций с объектами. Все внесенные в реестр изменения будут сохраняться, эти данные будут отражаться в выписке из ЕГРН. Это будет полезно для проверки юридической чистоты объекта при совершении сделки с ним.

    Учетом объектов и регистрацией прав занимается только Росреестр

    Кадастровых палат, которые ранее занимались кадастровым учетом, больше нет (ст. 3 нового Закона о госрегистрации).

    Кадастровый учет объектов и регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно

    Старые законы одновременное осуществление учета и регистрации не предусматривали. Согласно новому Закону о госрегистрации, если сведений об объекте нет в ЕГРН, его учет в кадастре и регистрация прав осуществляются одновременно в случае создания объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации. Без проведения одновременного кадастрового учета происходят регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.

    Новый Закон о госрегистрации также содержит ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав. К ним относятся, в частности, создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, изменение основных характеристик объекта недвижимости (ч. 5 ст. 14 нового Закона о госрегистрации).

    Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

    Ранее заявление о постановке на учет могло подать любое лицо. В новом Законе о госрегистрации перечень заявителей зависит от того, как проводятся учет и регистрация - одновременно или раздельно. Например, при одновременном осуществлении учета и регистрации заявление в отношении построенного объекта может подать собственник или законный владелец земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, а при учете в кадастре без одновременной госрегистрации - орган государственной власти, местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 15 нового Закона о госрегистрации). Ранее заявления о кадастровом учете и регистрации подавались по месту расположения объекта в пределах кадастрового и регистрационного округа. По новому закону при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 нового Закона о госрегистрации).

    По старому Закону о госрегистрации основанием для отказа в приеме являлось наличие в поданных на регистрацию документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, подача документов, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. В новом Законе о госрегистрации эти обстоятельства являются основанием для возврата документов без рассмотрения. Помимо этого, оставить заявление без рассмотрения регистратор может в случае неправильного формата электронных документов, отсутствия подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или регистрации прав.

    Отказ в приеме документов в старом Законе о кадастре не был предусмотрен, а в старом Законе о госрегистрации был запрещен. По новому Закону о госрегистрации в приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

    Ранее при отправке документов на регистрацию почтой заверить у нотариуса было необходимо только подпись гражданина на заявлении. Новый Закон о госрегистрации обязывает заверять у нотариуса весь пакет посылаемых документов.

    Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению регистратора

    Ранее старые законы предусматривали каждый свой перечень оснований для приостановки и отказа в регистрации. Одним из оснований для отказа каждый закон называл неустранение причин приостановки. В новом Законе о госрегистрации все ранее существовавшие причины для приостановки и отказа объединены в один перечень оснований для приостановки (по сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен - в нем указано 55 оснований). Данный перечень объединил перечни, содержащиеся в старых законах, уточнил эти основания, а кроме того, добавил новые (ст. 26 нового Закона о госрегистрации).

    Основание для отказа в регистрации или учете по новому Закону о госрегистрации только одно - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 нового Закона о госрегистрации). Среди новых оснований для приостановки стоит отметить следующие:

      ничтожность сделки, на основании которой возникает регистрируемое право;

      созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту;

      земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

      помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

    Следует также обратить внимание на увеличение сроков приостановления. Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Новый Закон о госрегистрации эти сроки увеличил. Они составят: три месяца - по решению регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления) и шесть месяцев - по инициативе заявителя.

    Новые основания для прекращения учета и регистрации

    Новый Закон о госрегистрации предусматривает новое основание для прекращения кадастрового учета и регистрации прав: прекращение регистрации возможно по заявлению нотариуса, если документы на регистрацию подавал он сам. Если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, то прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

    Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

    Ранее общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав на него составлял десять рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составлял 20 рабочих дней. Согласно новому Закону о госрегистрации (ч. 1 ст. 16) общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

      пять рабочих дней - для кадастрового учета;

      десять рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

      семь рабочих дней - для госрегистрации прав.

    Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

    Представление сведений из Реестра

    Здесь есть два новшества. Первое: если по старым законам о госрегистрации и кадастре сведения из реестров предоставлялись в срок пять рабочих дней, то по новому Закону о госрегистрации - в три рабочих дня со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Второе: увеличился объем информации, который предоставляется арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Если раньше им предоставлялись сведения только о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные сведения о правах должника на объекты недвижимого имущества, то новый Закон о госрегистрации дополнил этот список сведениями в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, причем теперь такие сведения предоставляются не только в отношении должника, но также в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, и лиц, контролирующих должника. Это поможет арбитражным управляющим бороться с выводом активов должников.

    Новые правила исправления ошибок, содержащихся в Реестре

    Указанные в старом Законе о кадастре «ошибки в сведениях» теперь называются «реестровыми ошибками». Стоит отметить новые правила: исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Это означает запрет снятия земельного участка с кадастрового учета, что всегда признавалось недопустимым в практике арбитражных судов, однако было широко распространено в практике судов общей юрисдикции. Отдельно, ввиду ее особой значимости, закон выделил порядок исправления самой распространенной и конфликтной реестровой ошибки - ошибки в описании местоположения границ земельного участка, что на практике чаще всего имеет место в виде пересечения и наложения границ. Теперь суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 нового Закона о госрегистрации).

    Нововведения в части ответственности за нарушения в ходе регистрации

    Таких нововведений два. Первое: по старому Закону при госрегистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки. По новому Закону о госрегистрации орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате госрегистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

    Второе: ограничен размер ответственности за неисполнение решения суда (эта норма будет действовать с 1 января 2020 г.). По старому Закону о госрегистрации собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации в случае, если по не зависящим от них причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. По новому Закону о госрегистрации это право принадлежит не всем субъектам права, а только гражданам, утратившим не любое жилое помещение, а только единственное, при условии, что взыскание не производилось не по любой причине, а только в случае прекращения существования должника (смерть гражданина или исключение юридического лица из ЕГРЮЛ). Как следствие, отпала необходимость ждать год, как было положено по старому Закону о госрегистрации.

    Основные выводы

    В новом Законе о госрегистрации:

      ощутимо снизилось количество препятствий для регистрации и кадастрового учета: уменьшилось число представляемых документов, ускорены регистрационно-учетные процедуры, они более подробно регламентированы для того, чтобы меньше вопросов оставалось на усмотрение чиновникам. Новый Закон о госрегистрации ввел более подробные и систематизированные правила, которые раньше были разбросаны по различным нормативным актам или отражались только в судебной практике: о кадастровом учете при уточнении границ земельного участка, учете части объекта. Все больше документов Росреестр обязан запрашивать самостоятельно;

      увеличена ценность обращения к нотариусу: быстрее регистрация, нет проверки Росреестром юридической чистоты документов, что снижает риск приостановки и отказа в регистрации;

      усилен контроль Росреестра за строительством: подробно прописаны основания для приостановки при нарушении порядка возведения объектов, предусмотрена обязанность информировать компетентные органы о выявленных нарушениях при строительстве;

      выражена ориентация на электронный документооборот. Это позволит ускорить регистрационно-учетные процедуры и разгрузить бумажные архивы.

    В целом новый Закон о госрегистрации заслуживает положительной оценки. Как он будет работать, покажет практика.