Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Практикум по обществознанию - Важенин А.Г

⁠Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

  1. скромный
  2. умный
  3. честный
  4. откровенный
  5. искренний
  6. уверенный в себе
  7. решительный
  8. целеустремлённый
  9. собранный
  10. смелый, храбрый
  11. уравновешенный
  12. спокойный, хладнокровный
  13. добрый
  14. отходчивый
  15. щедрый, великодушный
  16. находчивый, сообразительный
  17. благоразумный, рассудительный
  18. здравый, здравомыслящий
  19. уступчивый, сговорчивый
  20. трудолюбивый
  21. кроткий, мягкий
  22. заботливый, внимательный к другим
  23. сочувствующий
  24. вежливый
  25. бескорыстный
  26. милосердный, сострадательный
  27. остроумный
  28. весёлый
  29. жизнерадостный, бодрый
  30. серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

  1. самодовольный, тщеславный
  2. глупый
  3. нечестный
  4. лживый, подлый
  5. хитрый, коварный
  6. неискренний
  7. неуверенный в себе,
  8. нерешительный
  9. рассеянный
  10. трусливый, малодушный
  11. вспыльчивый
  12. неуравновешенный
  13. злобный, жестокий
  14. злопамятный
  15. жадный
  16. скупой
  17. несообразительный, тупой
  18. неблагоразумный, безрассудный
  19. упрямый
  20. ленивый
  21. жесткий
  22. жестокий
  23. эгоистичный
  24. равнодушный, безучастный
  25. грубый, невежливый
  26. корыстолюбивый
  27. безжалостный, беспощадный
  28. cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

отходчивый

щедрый, великодушный

зобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злобный, жестокий

злопамятный

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Практикум по теме «Экономика» 8 класс

    Какие проблемы экономики являются универсальными?

1. Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

2. Дополните ряд

…… Распределение Обмен ……

    В перечне проблем, изучаемых экономической наукой лишнее:

    поведение людей в процессе производства и обмена материальных благ;

    пути повышения эффективности экономических процессов;

    стабилизация демографической ситуации;

    способы распределения производственных благ.

    Основные вопросы экономики:

    что производить? как производить? кто будет потреблять?

    что потреблять? как производить? кто будет производить?

    что производить? как производить? для кого производить?

    что потреблять? кто будет потреблять? кто будет производить?

    Экономика – наука, изучающая:

    мотивы поведения человека;

    методы рационального хозяйствования;

    способы внедрения достижений науки;

    формы повышения квалификации рабочих.

    Вопросы что, как, для кого производить решаются:

    в традиционной экономике;

    в рыночной экономике;

    в смешанной экономике;

    в любой экономической системе.

    Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда;

2) конкуренция;

3) рынок;

4)биржа.

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

10. Что такое командная экономика?

1) многообразие форм собственности;

2) высокая заинтересованность работников в результатах труда;

3) централизованное распределение ресурсов;

4) конкуренция товаропроизводителей.

11. Верны ли следующие суждения об издержках производства?

А.Величина постоянных издержек производства не связана с изменениями его объема

Б. К постоянным издержкам производства относятся затраты на сырье и материалы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Дополните фразы:

12. Земля, труд, капитал, предпринимательские способности – это ….

13. Право владеть, пользоваться, распоряжаться – это составляющие права ….

14. Результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени – это …

15. Обмен одного товара на другой товар посредством денег – это …

16. Результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей – это …

Вставьте недостающий элемент

17. Формы собственности в РФ

…… Государственная Муниципальная

18 . Производство

Интенсивное ……

19. Ресурсы

Природные Материальные ….. Финансовые

(Вещества и (Все рукотворные (Население (Денежные

силы природы) средства производства) трудоспособного средства)

возраста)

20. Типы экономических систем

Традиционная …. …. ….

Название : Практикум по обществознанию.

Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора "Обществознание". В нем содержатся задания разного типа - репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.
Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяюшую кругозор учащихся.
Практикум включает в себя различные типы заданий. Задания на установление соответствия между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным
ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки какого-
либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки понятия, которые приведены в задании.
Задания на исправление ошибок в определениях. В них при водятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.
Задания на заполнение различных таблиц.
Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.
Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании..

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие общества 5
1.2 Общество и природа 8
1.3. Сферы общества 11
1.4. Деятельность как способ существования общества 14
1.5. Развитие общества 17
1.6. Культура и цивилизация 20
1.7. Общественный прогресс 23
1.8. Глобализация человеческого общества 25
1.9. Типология обществ 28
Глава 2. ЧЕЛОВЕК
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 31
2.2. Бытие человека. Cooтношение бытия и сознания 34
2.3. Цель и смысл жизни человека 37
2.4. Труд и игра 40
2.5. Общение 43
2.6. Человек, индивид, личность 47
2.7. Духовный мир человека 51
2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества 53
Глава 3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Понятие познания 57
3.2. Истина 60
3.3. Научное познание 63
Глава 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
4.1. Культура 67
4.2. Мораль 69
4.3. Наука 72
4.4. Религия 75
4.5. Искусство 79
4.6. Образование 82
Глава 5. ЭКОНОМИКА
5.1. Понятие экономики 85
5.2. Собственность 88
Конституция Российской Федерации 91
Гражданский кодекс Российской Федерации 91
5.3. Производство 93
5.4. Рынок 95
5.5. Государство и экономика 99
Конституция Российской Федерации 101
5.6. Экономика потребителя 102
5.7 Мировая экономика. 108
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. Социальная стратификация 111
6.2. Социальное поведение 115
6.3. Этнические общности 119
6.4. Семья 123
6.5. Молодежь 127
Глава 7. ПОЛИТИКА
7.1. Государство и политическая система общества 131
7.2. Механизм государства 135
7.3. Форма правления 138
7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 141
7.5. Гражданское общество и правовое государство 146
7.6. Политическая идеология 149
Конституция Российской Федерации 152
7.7. Личность и политика 152
Глава 8. ПРАВО
8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 156
8.2. Норма права. Система права 159
8.3. Формы (источники) права 164
8.4. Правосознание. Правоотношение 167
8.5. Правонарушение и юридическая ответственность 172
8.6. Права и свободы человека и гражданина 177
Конституция США (1787) !78
8.7. Государственное право I 79
8.8. Административное право 183
Кодекс Российской Федерации 186
8.9. Гражданское право 188
8.10. Трудовое право 196
8.11. Уголовное право 200
Литература 205

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по обществознанию - Важенин А.Г. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Практику по теме: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Упражнение 1. Определите социальный состав русского общества в правлении Ярослава Мудрого.

«Русская правда» оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени – независимо от желаний христианского князя Ярослава. Первое место в этом обществе занимали бояре – главы старых дружинных родов, потомки варягов, пришедших вместе с Рорихом и Хельги. Бояре жили в обширных укреплённых усадьбах с высокими деревянными башнями – эти усадьбы занимали целые кварталы в городах, и в них обитали десятки и сотни людей: младшие родственники, рабы холопы, слуги, ремесленники, наложницы. У бояр были собственные небольшие дружины и свои корабли, которые каждой весной отправлялись в Константинополь, наполненные рабами, мехами, мёдом и воском. Князья давали боярам право на сбор дани с сёл или платили за службу серебром и шкурками куниц, «кунами», использовавшимися на Руси вместо денег. Среди бояр было много знатных викингов, херсиров и бондов, приходивших на Русь со своими «людьми», – они нанимались в дружину к князьям или отправлялись дальше, в Константинополь, служить «императору ромеев». Те, что оставались на Руси, брали славянских жён, и их потомки со временем становились славянами – так же, как стали славянами потомки Рориха.

Князья были вождями боярской дружины и жили с ней одной жизнью, вместе с дружиной пировали и вместе с ней «думу думали». Вместе с дружиной они ходили в походы и собирали дань с крестьян смердов. Все государства, рождённые завоеваниями, были похожи друг на друга, везде были бояре патриции, порабощённые холопы клиенты и сохранившие свободу, но платившие дань плебеи смерды. По «Русской правде» жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба холопа – в 5 гривен; это была цена двух лошадей. Так же как общество франков или англосаксов, русское общество было основано на силе и угнетении – и если кто то и возвышал голос в защиту справедливости, то это были священники и монахи. Монахи давали убежище беглым холопам и раздавали милостыню бедным, вдовам, сиротам.

Нефедов С.А. История средних веков. С. 261-262

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

Упражнение 2. Вопросы и задания

    Выберите правильные утверждения

    Свобода человека состоит в его способности жить вне общества.

    Нет человека – нет общества.

    Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.

    Жизнь человечества не подвержена изменениям.

    Знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития.

    Приведите в соответствие:

    1. Власть, государство, выборы президента, избирательное право;

      Производство материальных благ, финансы, банки, торговля;

      Классы, нации, первичные коллективы, неравенство;

      Театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности.

      1. Духовная сфера;

        Социальная сфера;

        Экономическая сфера;

        Политическая сфера.

    Назовите понятие, общее для приведенных ниже групп слов:

      1. Рабы, капиталисты, феодалы ____________________________

        Немцы, французы, русские _____________________________

        Палка-копалка, прялка, сверлильный станок ________________________

Упражнение 4. Заполни таблицу

Запишите явления, названные ниже, по сферам жизни общества, т.е. в соответствующих графах таблицы: 1) монархия; 2) физика; 3) семья; 4) рабы и рабовладельцы; 5) конфуцианство; 6) завод; 7) французы; 8) библиотека; 9) церковь; 10) крестьянское восстание; 11) законодательство; 12) торговля; 13) мораль; 14) картинная галерея; 15) правительство; 16) поликлиника; 17) парламент; 18) магазин; 19) полиция; 20) метро; 21) ярмарка; 22) молочная ферма; 23) таблица периодической системы химических элементов; 24) детский сад.

Духовная

сфера

Экономическая сфера

Социальная

сфера

Политическая

сфера

Упражнение 5. Заполни таблицу. На каком уровне развития находятся Россия, Аргентина, Бангладеш, Великобритания, Гватемала, Судан, Швеция, Япония, США

Вопросы для сравнения

Аграрное общество (доиндустриальное)

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Где живет население страны?

Что является основным занятием?

Кто управляет обществом?

Страны

Упражнение 6. Продолжи фразы:

Всё человечество и его истории, современности и перспективе - _____________________

Человек внутри общества вступает в _____________________________________________

Основными сферами жизни общества являются ___________________________________

______________________________________________________________________________

Ступени развития общества – это _______________________________________________

Если труд – отец богатства, то его мать - _________________________________________

Упражнение 7. Приведите в соответствие:

    Открытие закона земного тяготения, возникновение ислама;

    Внедрение машин в производство, возникновение земледелия;

    Учреждение ООН, принятие закона об образовании;

    Меры помощи пенсионерам, восстание У. Тайлера 1381 г.

    1. Политическая сфера;

      Экономическая сфера;

      Социальная сфера;

      Духовная сфера.

Упражнение 8. В какие виды общественных отношений вступает человек:

    Становясь членом партии _____________________________

    Давая нравственную оценку поступкам коллег____________________________

    Покупая акции предприятия_____________________________

Упражнение 9. Выберите правильные утверждения:

    Исходный элемент общества – первичный коллектив;

    Входящие в общество социальные группы обладают равным доступом к богатству;

    В современном российском обществе возникают новые социальные слои, которых в предыдущий период не существовало;

    Одной из острых проблем сегодняшней России является рост безработицы;

Упражнение 10. Назовите понятие общее для приведенных ниже групп слов:

    Дети, отцы, деды____________________________

    Имущественные различия, разные возможности получения образования, доступа к информации____________________________

    Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд______________________

_______________________

Упражнение 11. Вычеркните «лишнее».

    Владение, пользование, потребление;

    Капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне;

    Партия, государство, общество.

Упражнение 12. Напишите, в какой форме (дозволения, предписания, запрета) даны представленные в первой колонке таблицы нормы:

Социальные нормы

Форма, в которой дана норма

Принудительный труд запрещен

Каждый человек имеет право на образование

Основное общее образование обязательно

Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства

Не имеют право избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Каждый обязан беречь памятники истории и культуры

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию