Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кривая производственных возможностей и выбор альтернатив. Отдых с комфортом. Альтернативный выбор – Марокко

Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов?

Ограниченность распространяется даже на информацию, потребителей и деньги, находящихся у них. Каждый человек и общество в целом стоит перед выбором . Поскольку ресурсы ограничены, то возможность увеличения одного блага достигается за счет снижения производства другого. Отдельному лицу, предприятию, обществу постоянно приходится чем-то жертвовать, то есть платить определенную цену за сделанный выбор. Это противоречие разрешается на каждом конкретном этапе ростом объемов производства.

Проблема выбора бесконечна. Это значит, что мы не ограничены каким-то одним решением, а имеем их множество, между которыми и следует сделать выбор. Между чем идет выбор? Между экономическими (наилучшее соотношение результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурсов из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы. Экономическая наука и есть теория выбора оптимального экономического решения. Что же считать оптимальным выбором? В самом общем виде оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат. В экономике действуют только три субъекта: потребители (покупатели), производители (продавцы) и общество (правительство). Поэтому принято считать, что для покупателей оптимальный экономический результат – это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для продавцов – прирост прибыли; для правительства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и т.д.)

Выбирая то или иное решение, каждый из названных экономических субъектов решает множество вопросов. Покупатель должен как-то ранжировать свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Продавец должен решить не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, рассчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами.
Субъект экономических отношений так организует свою деятельность, чтобы добиваться наилучших результатов при имеющихся ресурсах. Неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед обществом три основных вопроса: что нужно производить и в каком количестве?; как и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?; для кого производятся товары и услуги, кем они будут потребляться?



На эти вопросы должно ответить любое общество независимо от его экономической и политической структуры. Перед каждым производителем и страной в целом стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары и услуги привлекут потребителя. Каждый производитель должен найти рыночную нишу неудовлетворенных потребностей. Он должен определит объем и структуру потребностей, которые он собирается удовлетворять причем необходимо знать не только текущие потребности, но и будущие. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товаров. Второй вопрос для производителя – как производить , то есть какие использовать технологии, сколько ресурсов и какие из них следует привлечь для создания необходимых благ. На практике это означает поиск путей снижения издержек и возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Наконец, чтобы ответить на вопрос, кто и в каких объемах будет получать продукцию , необходимо определить величину и уровень доходов потребителей, и реальные возможности производства.


Крива́я произво́дственных возмо́жностей - это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике - это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени.

Кривая, как правило, изображается как выпуклая вверх («выгнутая») от начала координат, но также может быть представлена как выпуклая вниз или линейная (прямая), в зависимости от ряда факторов. Кривая может быть использована для представления ряда экономических понятий, таких как нехватка ресурсов, альтернативные издержки, эффективность производства, эффективность распределения ресурсов, а также экономии за счёт масштабов. Кроме того, внешнее смещение кривой - результат роста доступности ресурсов, таких как физический капитал, рабочая сила и технический прогресс наших знаний. С другой стороны, кривая будет смещаться внутрь, если сокращается рабочая сила, запасы исходного сырья исчерпываются или стихийное бедствие уменьшит запас физического капитала. Комбинация представляет собой точку на кривой, где экономика работ показывает приоритеты или выбор экономики, как выбор между производством большего числа товаров производственного назначения и меньшего товаров народного потребления, или наоборот.


Альтернативный выбор наглядно показывает шкала производственных возможностей. В ней представлены разнообразные варианты изготовления выбранных видов благ при полном использовании ресурсов.  

Название альтернативный выбор (alternate select) объясняется наличием подфункции BL 20h выбора альтернативной процедуры печати экрана. Название функции альтернативный выбор сохранилось несмотря на то, что в последующем функция 12h была расширена дополнительными подфункциями.  

При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах. Осуществляя выбор систем складирования на практике, необходимо помнить, что в одном складском помещении возможно сочетание различных вариантов в зависимости от перерабатываемого груза.  

В условиях альтернативного выбора продукций проверяются все продукции, входящие в ту сферу S, в которой сейчас развивается процесс. Все те продукции из этой сферы, у которых условие С оказывается выполненным, образуют фронт готовых продукций. Выбор продукции из этого фронта должен определяться некоторцми правилами.  

Важное значение имеет возможность альтернативного выбора для предпринимателей, которая гарантируется на государственном уровне. Основой для этого является развитое антимонопольное законодательство, дающее значительные льготы мелким компаниям, а также компаниям, разрабатывающим передовые технологии и ведущим дорогостоящие программы инновационного характера. В ряде случаев используются законодательно принятые запреты на слияние или поглощение компаний. Продуктивная антимонопольная политика должна стать одной из основ экономической реформы в стране.  

Примерами операционных кадров с таким альтернативным выбором могут служить следующие.  


График позволяет представить себе множество вариантов альтернативного выбора между выпуском жизненных средств и технических изделий. Допустим, что правительство решило ускорить технический прогресс и увеличить изготовление новых средств труда с 70 до 120 млн. изделий.  

График позволяет представить себе множество вариантов альтернативного выбора (альтернатива - каждая из исключающих друг друга возможностей) потребностей, подлежащих удовлетворению. На нем наглядно видно, что если необходимо несколько увеличить выпуск одного блага, то это можно сделать за счет уменьшения производства другого продукта. Последняя величина точно определяет экономические последствия (своего рода цену) принятого решения. Западные экономисты назвали ее альтернативной стоимостью - то количество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, принести в жертву) в обмен на предметы, пользующиеся значительно большим предпочтением.  

Кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативный выбор.  

5.1. Рассмотрим теперь некоторые альтернативные программы действия, представляющиеся при осуществ­лении ЯП. Мы ограничимся здесь рамками вторичного языкового коллектива, в частности - нации, поскольку, как правильно подметил Фергюсон (Фергюсон 1962, 25), именно нация, объект, обычно не привлекавший вни­мания лингвистов, есть в конечном счете нормальная база для «коммуникативной сети, систем просвещения и язы­кового «планирования».

При этом существуют и субнацио- нальные группы, как валлийцы, и группы транснацио­нальные - как евреи, которые сталкиваются с языковыми проблемами того же порядка, что и нации, но, не имея официальных органов, на которые они могли бы опереться, они вынуждены сами заниматься ЯП, насколько это в их силах. Многое из сказанного мною здесь относится и к этим группам, и только недостаток места удерживает меня от более подробного обсуждения их специфической ситуации.

5.2. Рассматривая программы действия, следует прежде всего обратиться к некоторым целям языкового поведения. До сих пор мы молчаливо предполагали, что эта цель - быстрая и не требующая усилий коммуникация. Однако базисная модель коммуникации, намеченная Бюлером и разработанная Якобсоном (Якобсон 1960), ясно по­казывает, что коммуникация не ограничивается чисто референционной передачей информации. Существует также и функция выражения личности (ego), называемая Якоб­соном эмотивной, а также функция обращения к слуша­телю, которую он называет конативной. Различаются при этом и менее значимые функции - фатическая, мета- языковая и поэтическая. Понятие «ситуации социального общения» включает сложное взаимодействие говорящего и его слушателей, которые в целом могут рассматриваться как весь речевой коллектив. Говорящий выражает себя, однако выражено может быть лишь то, что его коллектив готов воспринять. Таким образом, язык не просто средство общественного взаимодействия, но и средство индивиду­ального самовыражения. Первое ведет к единообразию кода, второе - к разнообразию. Фактический результат этого - зыбкое равновесие между тем и другим.

5.3. Исходя из этих доводов мы уже не можем считать, как говорилось ранее, что целью языкового планирования обязательно является построение абсолютно единообраз­ного кода - как во времени, так и в пространстве. Именно в этом и состоит одно из заблуждений некоторых «нор­мализаторов»: они хотят утвердить данный язык на все времена или внедрить одну-единственную норму для всех людей, говорящих на самых различных диалектах. Но планирование можно рассматривать и как замену многого одним, и как замену одного - многим. Можно плани­ровать как разнообразие, так и унификацию, как изме­нения, так и стабильность. Гавранек, характеризуя стан­дартный язык, писал, что он обладает «стабильностью и изменчивостью» (Г авранек 1932, 1938, ср. Гар­вин 1959). В этом определении нет ничего специфиче­ского для стандартного языка; это определение любой языковой нормы, даже нормы первичного речевого кол­лектива. Стабильность - это диахронический коррелят единообразия, а изменяемость - диахронический коррелят разнообразия. Хотя нормы живого языка по преимуществу стабильны и единообразны, они все же обеспечивают носителям языка достаточно широкое поле для варьиро­вания. Как указывал Хёнигсвальд (Хёнигсвальд 1960, 27 и сл.), всякое языковое изменение может быть определено как замена, которая может быть либо расщеп­лением, либо слиянием. Оценка движется аналогично: можно высказаться в пользу многого в уще^б одному или же предпочесть одно многому.

6.1. Однако прежде чем принимать какое-либо из этих решений, необходимо установить границы изменения. Лицо, занимающееся ЯП, входит в ситуацию в определенной точке пространства и времени. Первая его задача - определить рассматриваемый язык, что совсем не просто. Когда реформатор норвежского языка Ивар Аасен воз­намерился возродить норвежский язык из того состояния упадка, в котором он находился со времен средневековья, ему пришлось определить его как норму, существующую только в некоторых сельских диалектах, которые многие считали вырожденными разновидностями датского языка. До начала деятельности Штура (примерно тогда же) сло­вацкие диалекты считались вариантами чешского языка - языка с гораздо более давней письменной традицией. Один из способов для нормализатора идентифицировать язык - это установить его историю. Комбинируя данные внутрен­ней реконструкции с данными сопоставительной лингви­стики, эти нормализаторы создали нормы, которые вы­глядят как прямые потомки более древних языков этой территории - письменных или устных. Таким образом, объединенные данные лингвистической географии и ис­тории языка определяют рамки возможных прогнозов.

6.2. Для нормализаторской деятельности существует и другое ограничение. Оно определяется состоянием тех устных и письменных традиций, которые собираются ре­формировать. В том случае, если языковой стандарт пред­лагается нации, ранее не имевшей письменности, норма­лизатор должен учитывать лишь речевые нормы своего языкового коллектива. Если существует только одна норма, его задача (как мы уже указывали ранее) сводится к со­зданию орфографии, то есть это задача в значительной степени техническая. Если же норм больше, чем одна, нормализатор сталкивается уже с некоторым множеством альтернативных решений, что в свою очередь вызывает массу проблем и потребность в каком-то методе оценок (который мы вкратце рассмотрим ниже). Если к тому же в данном коллективе уже существует одна или несколько орфографий, задача нормализатора становится еще слож­нее - разве что он предпочтет остановиться на одной из них и просто подлатать и подштопать ее тем или иным способом. Во всяком коллективе, обладающем письмен­ностью, за которой стоит хоть сколько-нибудь древняя традиция, существует целая система убеждений и рас- суждений относительно речи и письма, выступив против которых, нормализатор может оказаться бессильным, если только не сумеет приспособить их к своим собственным задачам. Как бы иррациональны ни казались эти убеж­дения, они, как правило, потом оказываются опорой и поддержкой для того, кто даст себе труд изучить традиции данного общества.

6.3. Эти жесткие ограничения альтернативных возмож­ностей могли бы заставить нас усомниться в шансе про­вести какие-либо изменения, если бы люди и общества не менялись, а вместе с ними не менялся бы и язык. Чтобы взвесить возможные решения поставленных нами здесь проблем, необходимо располагать процедурой принятия решений, которая бы обеспечивала классификацию аль­тернантов. Эти альтернанты должны поддаваться класси­фикации на основе каких-то объективных критериев - например, длинное ли это слово или короткое, старое или новое. А эти последние в свою очередь должны ассоцииро­ваться с задачами более высокого порядка, такими, как коммуникация, самоутверждение или стабильность группы.

Безграничность человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов ставят перед людьми проблему рационального экономического выбора направлений и способов использования ресурсов между различными конкурирующими целями. Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый ресурс, используемый для удовлетворения многообразных потребностей ограничен, то всегда существует проблема альтернативного его использования и поиска наилучшего сочетания имеющихся средств и возможностей.

Рациональный экономический выбор - это выбор, который делается на основе сопоставления выгод и альтернативных издержек (затрат) принимаемого решения. При этом выбирается тот вариант поведения (действия), который экономически наиболее выгоден, т.е. приносит наибольшие выгоды по сравнению с издержками.

Составляющими проблемы выбора, которая существует как на уровне отдельного индивида, так и на уровне общества в целом, являются:

  • 1) целесообразность. Для каждого субъекта экономики она разная. Для производителя в условиях рыночной экономики - это максимизация прибыли. Для потребителя - это максимизация полезности;
  • 2) вариативность. Для производителя она превращается в необходимость поиска ответа на следующие вопросы: "Что производить? Как производить? Для кого производить?". Вопросы, на которые должен найти ответ покупатель, похожи: "Что купить? Где купить? По какой цене купить?";
  • 3) выбор критериев. Рациональный человек действует в соответствии с двумя принципами. Первый принцип максимума - при данных затра

Рис. 2.1.

тах максимизировать результат. Второй принцип минимума - при заданном результате минимизировать затраты. Связь между результатом и затратами, как было сказано выше (рис. 2.1.), характеризует категория эффективность - основная категория экономической теории, изучение которой позволяет найти пути наилучшего использования ресурсов, чтобы максимально полно удовлетворить безграничные потребности общества;

4) цена выбора. Выбирая тот или иной вариант, человек (общество) от чего-то отказывается, т.е. платит за свой выбор. Эту цену экономисты называют по-разному: альтернативной стоимостью, альтернативными издержками, издержками отвергнутых возможностей, вмененными издержками и Др. Понятие "цена выбора", появляется, во-первых, тогда, когда появляется возможность выбора; во-вторых, это понятие имеет смысл при наличии ограниченности ресурсов и благ; в-третьих, оно предполагает наличие конкуренции (конкурирующих способов использования ресурсов, конкурирующих вариантов использования экономических благ).

Цена выбора, которую будем называть альтернативными издержками, может выражаться:

  • а) в другом благе, лучшем из невыбранных, от которого пришлось отказаться (в силу ограниченности ресурсов), когда выбор совершался по принципу "или - или";
  • б) в расходах на осуществление принятого решения и упущенных выгодах от лучшего из отвергнутых вариантов. Например, молодой человек может учиться на очном или заочном отделениях института, причем плата за очную форму обучения составляет 15 тыс. руб. в месяц, а на заочную - 7 тыс. руб. в месяц. При учебе на заочном отделении студент может работать и получать 20 тыс. руб. в месяц. Спрашивается: каковы в месяц альтернативные издержки очного обучения? При ответе на этот вопрос рассуждать следует так: учась па заочном отделении, в месяц в денежном выражении студсн"1 имел бы доход П тыс. руб. (20 тыс. руб. 7 тыс. руб.). Обучаясь на очном отделении, он должен платить за учебу 15 тыс. руб. При этом он не получает 13 тыс. руб., которые мог бы иметь, если бы сделал выбор в пользу заочного отделения. Следовательно, "цена" обучения на очном отделении для него складывается из фактической оплаты обучения (15 тыс. руб.) и неполученного дохода в 13 тыс. руб. Таким образом, альтернативные издержки очного обучения в месяц составляют 28 тыс. руб. (15 тыс. руб. + 13 тыс. руб.);
  • в) бывают ситуации, когда нельзя отказаться ни от одного из благ (товаров), но увеличение производства или потребления одного из них может произойти, если только сократить производство или потребление другого блага (товара). В этом случае альтернативная стоимость будет определяться тем количеством товара, от производства (потребления) которого пришлось отказаться, чтобы увеличить производство (потребление) другого товара (блага). Иллюстрацию этой ситуации дает экономическая модель кривая производственных возможностей.

является графическим изображением проблемы выбора, ограниченности экономических ресурсов и альтернативных издержек в экономике полной занятости. При построении модели делаются следующие допущения:

  • 1) в экономике выпускаются только два товара (две группы товаров);
  • 2) количество используемых ресурсов фиксировано и не изменяется;
  • 3) уровень технологии задан и не меняется;
  • 4) экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешние связи производителя с другими субъектами хозяйственной деятельности.

Предположим, что при существующей технологии производства и полном использовании ресурсов в некотором государстве производятся только два блага: хлеб и одежда. Существуют два крайних варианта: точка Л характеризует максимально возможное производство одежды при отказе от производства хлеба. Точка О означает производство исключительно одного хлеба. Возможны многочисленные промежуточные соотношения (точки В, С и т.д.). Соединив точки Л, В, С, О, мы получим кривую производственных возможностей. Эта кривая показывает комбинации производства двух благ, а также варианты "трансформации" хлеба в одежду, и наоборот. Общество исходит из разнообразных потребностей людей. Поэтому оно не может пойти на крайние варианты - производить либо одежд)", либо хлеб. Следовательно, оно выбирает производство, лежащее на кривой производственных возможностей (например, в точке В). Если же возникает необходимость увеличить производство хлеба (т.е. перейти в точку С), то при этом придется пожертвовать определенным количеством одежды (В,С|) ради увеличения производства хлеба на величину В2СГ Количество одежды (#,(?,), от которой приходится отказываться ради увеличения производства хлеба, и является альтернативными издержками производства хлеба. При этом обнаруживается, что издержки имеют тенденцию к возрастанию.

Каждая следующая тонна хлеба, произведенная вместо одежды, требует в качестве жертвы отказ от производства большего количества одежды. Графически эта закономерность проявляется в том, что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Двигаясь по границе производственных возможностей вниз и увеличивая производство хлеба, приходится вовлекать в его производство все больше и больше сравнительно малоэффективных (для производства хлеба) ресурсов.

Это связано со специализацией ресурсов, используемых в производстве альтернативных товаров и, как следствие, с понижающейся эффективностью их использовании в производстве "неродных" благ. Поэтому выпуск каждой дополнительной тонны хлеба будет "оплачиваться" все большим сокращением выпуска одежды. По мере приближения к оси абсцисс наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные издержки. Так, выпуклость кривой производственных возможностей иллюстрирует закон растущих альтернативных издержек, ценой равных приращений производства одних товаров (в пашем случае хлеба) является сокращение выпуска других товаров (в нашем случае одежды), при этом альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы первого вида товаров (хлеба) увеличиваются.

Уточним еще раз: любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, свидетельствует о рациональном выборе субъекта хозяйствования, о плате за сделанный выбор (альтернативных издержках), о полном и эффективном использовании экономических ресурсов.

А если на модели кривой производственных возможностей взять точку, которая лежит внутри сегмента, ограниченного кривой АВ? Например, точку Е (рис. 2.2). Что будет характеризовать она? Точка Е покажет, что, во-первых, можно увеличить производство одного блага без сокращения производства

Рис. 2.2.

другого, а во-вторых, что экономические ресурсы используются не полностью. В данной ситуации нет необходимости каким-либо образом жертвовать производством одного товара для увеличения производства другого. Это означает, что в точке Е производственные ресурсы используются неэффективно: не используется полностью заложенный в них потенциал. На практике такие ситуации встречаются довольно часто. А если рассмотреть точку, которая лежит правее кривой производственных возможностей? Например, точку К? Эта точка, как и любая другая, лежащая правее кривой производственных возможностей, предпочтительнее любой точки, лежащей на кривой. Однако в данный момент времени при имеющемся у производителя количестве ресурсов и применяемой технологии производства данная точка недостижима.

Однако со временем граница производственных возможностей может сместиться вправо и вверх, так что точка К станет досягаемой. Это будет возможно при использовании новых технологий организации производства, открытии новых способов использования факторов производства и (или) увеличении количества последних. При этом возможны разные варианты (рис. 2.3). Например, если нововведения будут осуществляться в отрасли, производящей блага X, то кривая ЛВ сместится в положение ЛВГ Сдвиг вправо кривой производственных возможностей будет означать экономический рост.

Выйти на более высокую кривую производственных возможностей можно и за счет увеличения накоплений. Пусть в некой виртуальной стране производятся средства производства (У) и предметы потребления (X) (рис. 2.4). Первоначально их производство находится в точке М на кривой ЛВ. Чтобы выйти на более высокую кривую Л1В], необходимо создать новые производственные мощности. Для этого нужно перейти из точки М в

Рис. 2.3. Кривая производственных возможностей: варианты экономического роста

Рис. 2.4.

точку Д т.е. сократить производство предметов потребления и направить высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства. В дальнейшем, вводя эти новые средства производства в эксплуатацию, экономика страны сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей, например к точке Р. Однако экономика может выйти и к точке С, т.е. продолжить накопление в ущерб текущему потреблению. В таком случае производство начинает работать на себя. Похожая ситуация имела место в советской экономике, когда огромные капитальные вложения направлялись на увеличение выпуска средств производства, в то время как производство потребительских товаров развивалось весьма недостаточно.

Сдвиг кривой производственных возможностей может иметь место и под воздействием так называемого положительного эффекта масштаба производства. Последний означает увеличение выпуска продукции (услуг) при одновременном снижении затрат на выпуск единицы изделия. Факторами положительного эффекта масштаба производства могут стать:

  • 1) использование более производительных машин и оборудования (например, если диаметр трубы газопровода увеличивается в 2 раза, то объем перекачиваемого газа возрастает в 4 раза);
  • 2) специализация производства, характеризующаяся дроблением производственного процесса на отдельные стадии, этапы, циклы, выполняемые работниками узких специальностей. Как правило, при этом используется профильное и специализированное оборудование. Следствием специализации становятся повышение производительности трудам мастерства работников, уменьшение производственного брака, что означает, в конечном счете, рост отдачи производства;
  • 3) возможность (в ряде отраслей и при достаточно больших объемах производства) утилизации отходов производства, т.е. превращения их в ресурс для производства дополнительной продукции.

Положительный эффект масштаба производства, как было сказано выше, на модели кривой производственных возможностей изображается в виде сдвига кривой вправо.