Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Конструкция останкинской башни. Бред сивой кобылы. Невероятный памятник эпохи

Ровно 46 лет назад, 30-го апреля 1967-го года, в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. В своё время она являлась самым высоким в мире сооружением; сейчас её 540 метров занимают уже 5-ое место в мире. Мы приглашаем вас в небольшое путешествие в прошлое - в то время, когда Останкинская телебашня только строилась:

Диаметр монолитного кольцевого железобетонного фундамента, на котором возводили башню весом 32.000 тонн, равняется 74 метрам. Ширина фундамента - 9,5 м, а высота - 3 м. Благодаря системе кольцевой напряжённой арматуры (состоящей из 104-ёх пучков с 24-мя 5-тимиллиметровыми проволоками в диаметре в каждом) в 10-тиугольной ленте фундамента было создано предварительное напряжение: с помощью гидравлических домкратов каждый пучок был натянут с силой почти 60 тонн.


Грунт, в который был заложен фундамент, был вырыт глубиной 4,65 м. Специалисты предположили, что он осядет приблизительно на 3-3,5 см. Останкинская телебашня имеет 6-кратный запас прочности (устойчивость к опрокидыванию).


Железобетонной опорой всего сооружения является тонкостенная оболочка конической формы, которая опирается 10-тью "ногами" из железобетона на "банкетки" фундамента. Нижнее основание этой оболочки имеет диаметр 60,6 м, а на уровне 63-ёх метров - 18 м. Верхняя часть ствола телебашни, начиная с высоты 321 м, сделана в форме цилиндра, наружный диаметр которого составляет 8,1 м. Стены у основания телебашни - толщиной 500 мм.


В самом центре конического основания возведён самостоятельный фундамент в виде круглой железобетонной плиты толщиной 1 метр; её диаметр составляет 12 м. На фундаменте сооружён железобетонный стакан диаметром 7,5 м и высотой 63 м, который предназначен для скоростных лифтов, силовых кабелей и кабелей связи, шахт с канализационными и водопроводными стояками, а также для аварийной стальной лестницы. Пятнадцать перекрытий между этажами опираются концами балок на этот стакан, а между ним и конусным основанием сооружена лестничная клетка.


Ветровая нагрузка может спровоцировать колебание верхней части башни, а при сильном ветре её вершина может отклоняться до 10-ти метров. Учитывая привычные для Москвы ветра, колебания на смотровых площадках и в ресторане башни ощущаются почти так же, как во время качки корабля с амплитудой 8 см и периодом колебаний каждые 10 секунд.


Солнце также является "врагом" башни: в результате одностороннего нагрева ствол башни от искривления перемещается на 2,25 м у вершины и на 0,72 м на высоте смотровых площадок. 150 стальных тросов, которые натянуты от внутренней поверхности ствола на расстоянии 50 мм, уменьшают деформацию от одностороннего нагрева и ветровых нагрузок.


Общая высота металлических антенн в виде стальных труб с жёсткими диафрагмами внутри, установленных на железобетонной части башни, составляет 148 метров. Чтобы обслуживать антенны до 470-метровой высоты, используется специальный лифт. Для осмотра и демонтажа вибраторов, а также для периодического окрашивания конструкции антенн подвешиваются люльки и устанавливаются шесть площадок с перилами.


Во время строительства Останкинской телебашни были использованы самые передовые достижения строительного машиностроения. Металлоконструкции собирали и монтировали с помощью уникального башенного крана БК-1000, грузоподъёмность которого составляла 16 тонн (вылет стрелы - 45 м). Для сооружения ствола башни использовался единственный в мире самоподъёмный агрегат, вес которого составлял 300 тонн. Бетон на него доставлялся с помощью лифтов.


Секции металлических антенн собирали на отдельной площадке с помощью гусеничного крана СКГ-100, грузоподъёмность которого равнялась 100 тоннам. Эта сборка была контрольной. Одновременно с этим на антеннах монтировали оборудование и устанавливали вибраторы. Затем секции антенн разобрали, их отдельные части ("царги") с помощью крана, установленного на стволе башни, подняли на её вершину и смонтировали таким образом, что они вошли внутрь ствола на 10 м. Затем монтаж вёлся с помощью ползучего крана.


Проект башни был разработан авторским коллективом ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, а именно: инженером-конструктором Н. Никитиным, архитекторами д. Бурдиным, Л. Баталовым и В. Милашевским, инженером-конструктором Б. Злобиным и инженером-сантехником Т. Мелик-Аракеляном. Некоторые части проекта были разработаны "Моспроектом-1" и 19-тью другими проектными организациями. Генеральной проектной организацией являлся Государственный Союзный Проектный Институт Министерства связи СССР. Технологическая часть проекта была осуществлена авторским коллективом под руководством инженера И. Островского.


Вслед за контрольной сборкой и настройкой антенн на стенде, с помощью гусеничного крана в зону действия кольцевого крана были перенесены отдельные монтажные элементы весом до 25-ти тонн. Кольцевой кран поднимает "царгу" на перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 63 метров. На высоте 385 метров находится мостовой кран, который поднимает "царги" на следующую перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 370 метров. Затем передвигающийся по смонтированным "царгам" самоподъёмный кран водружает отдельные монтажные элементы один на другой.


Самое верхнее звено (последнее) поднимается краном за середину. Чтобы сохранить вертикальное положение звена, его нижний конец искусственно утяжелили.


На высоте 385 метров виднеются кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане можно увидеть брезентовую "юбку" с верёвочным каркасом, за которой размещены подвесные подмости, необходимые для ведения работ по закреплению наружной опалубки, а также для осмотра наружной поверхности бетона.







30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана московская Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться!

Представляем вам очень интересный, на наш взгляд, репортаж о строительстве телебашни – с техническими подробностями, основанный на исторических снимках.

(Всего 18 фото)

Спонсор поста: дом 2 онлайн

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра.

В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента.

Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница.

На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов.

Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы.

Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции.

Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра.

Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян.

Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана.

Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана московская Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться!
Представляем вам очень интересный, на наш взгляд, репортаж о строительстве телебашни – с техническими подробностями, основанный на исторических снимках

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

5 ноября 1967 года Останкинская телебашня была сдана в эксплуатацию и начала трансляцию телевизионных и радиовещательных программ. В то время радиус уверенного приёма сигнала составлял 120 километров, но вскоре заработала спутниковая система «Орбита», охватившая всю территорию Советского Союза, включая удалённые северные регионы, Дальний Восток и Среднюю Азию. Полюбоваться столичными панорамами горожане могут со смотровой площадки, которая расположена на высоте 337 метров.



На берегу Останкинского пруда в 2013 году был установлен памятник Владимиру Зворыкину, инженеру, который осуществил передачу изображения на расстоянии. В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, действующее на электронном принципе. Спустя десять лет он представил научному сообществу своё изобретение, состоящее из высоковакуумной телевизионной приёмной трубки - кинескопа - и передающей трубки - иконоскопа. В 1940-е годы Зворыкин разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и получил цветное телевидение. Памятник изобретателю вряд ли мог появиться в Останкино в советское время: Владимир Зворыкин родился в России, но в годы Гражданской войны эмигрировал в США, а к эмигрантам в СССР за редким исключением относились без особого уважения.

Советский Союз заключил договор с американской компанией RCA и в 1938 году на Шаболовке появилась первая телевизионная передающая станция, а в Ленинграде освоено производство лицензионных телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Телевизионный передатчик с антеннами, установленными на Шуховской башне, обеспечивал уверенный прием сигнала на расстоянии до 60 километров. В 1957 году была возведена вторая металлическая башня высотой 110 метров, установлен ещё один передатчик, но экспертам было очевидно, что технологические возможности Шаболовки исчерпаны. В 1963-1967 годах на месте останкинских бараков и пустырей был построен Телевизионный технический центр имени 50-летия Октября (архитекторы Л.Баталов, В.Жаров, А.Закарьян, Л.Соловьев, К.Шехоян, инженер А.Левинштейн).


https://pastvu.com/p/30600 По городской легенде в обширных подземных недрах комплекса был забыт и замурован бульдозер.


Строительство телецентра. 1966 год: https://pastvu.com/p/249148


Оригинальный вид фасада здания и современный, стилизованный под тест-таблицу.


Аппаратно-студийный комплекс АСК-3 был введён в эксплуатацию к Олимпийским играм 1980 года.


Автостоянка возле телецентра. 1987 год: https://pastvu.com/p/62405 Вместо привычного асфальта - бетонные плиты, которыми вымостили и значительную часть улицы академика Королёва. Вероятно, плиты были уложены в связи с возведением телебашни для работы тяжёлой строительной техники. Заасфальтировали улицу позднее - к Олимпийским играм.

Проект Останкинской телебашни был придуман её главным конструктором Николаем Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия - цветок с крепкими лепестками и толстым стеблем. Советский архитектор и специалист в области строительных конструкций Никитин участвовал в проектировании главного здания МГУ на Ленинских горах, Центрального стадиона имени В.И.Ленина в Лужниках, в послевоенные годы разрабатывал монолитные конструкции для восстановления разрушенных заводов, позднее работал над новыми индустриальными типами массовых жилых домов. При его участии в Волгограде установлен монумент «Родина-мать зовёт!», а в Новосибирске еще в 1930-е годы построено несколько зданий по оригинальным проектам. В 1937 году Николай Никитин был приглашён в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов и внёс ряд усовершенствований в конструкцию фундаментов и каркаса.

27 сентября 1960 года в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента (глубина заложения подошвы около 4 метров), по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции. В 1961 году работу на стройплощадке приостановили, чтобы ещё раз перепроверить расчёты, окончательный проект был утверждён 22 марта 1963 года.


Заливка фундамента. 1961 год: https://pastvu.com/p/159958


Возведение опорных конструкций башни. 1964 год: https://pastvu.com/p/282592


1963-1965 гг.: https://pastvu.com/p/156564 Вид со стороны пруда, правее телебашни - цементный завод.


Строительство железобетонного ствола башни. 1964-1966 гг.: https://pastvu.com/p/34966


Строительство. 1966 год: https://pastvu.com/p/700


Обед строителей. 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/57238 Ресторан «Седьмое небо» откроется чуть позже.

Высота телебашни 540 метров, масса вместе с фундаментом 51 400 тонн. Согласно расчётам, при максимальной скорости ветра вершина башни теоретически может отклоняться до 12 метров. Коническое основание башни опирается на десять опор.

В железобетонном чреве башни кольцевые сечения ствола обжаты 149 канатами.


На отметке 85 метров в шахте висит в люльке манекен, демонстрирующий эпизод проведения технических работ. Сотрудники башни называют его Жорик.


Распределительные аппаратные. 1970-1974 гг.: https://pastvu.com/p/282589

Телевизионные передающие антенны расположены на высоте от 350 до 400 метров, ещё выше - радиовещательные передающие антенны. Услугами Останкинской телебашни пользуются все ведущие телеканалы и радиостанции, но по понедельникам с 1:45 до 6:00 вещание прерывается в связи с проведением профилактических работ. Помимо основной задачи передачи телесигнала, башня стала использоваться Гидрометцентром как высотная метеорологическая обсерватория, а компетентные органы установили оборудование правительственной спецсвязи.


Осмотр метеоприборов. 1968-1974 гг.: https://pastvu.com/p/73353

Хозяйственные постройки и прожекторы

В октябре 2014 года на Останкинском пруду состоялись шоу-спектакли ежегодного фестиваля «Круг света». К этому яркому событию был смонтирован медиафасад, позволяющий демонстрировать гигантские изображения по периметру башни.

На высоте 337 метров оборудована застеклённая смотровая площадка, на которой за все годы существования башни побывало 10 миллионов человек. В тёплое время года туристы могут посетить и открытую площадку, для безопасности она полностью огорожена решётками. Чуть ниже смотровой располагается высотный ресторан «Седьмое небо» с тремя залами - золотым, серебряным и бронзовым.


Ресторан «Седьмое небо». 1975 год: https://pastvu.com/p/54362

Кольцеобразные помещения ресторана совершали круговые вращения вокруг своей оси со скоростью от одного до двух оборотов в 40 минут. После пожара, который произошёл 27 августа 2000 года, на башне проводились строительно-ремонтные работы и экскурсии на смотровую возобновились лишь в 2008 году. Ресторан «Седьмое небо» пока только готовится принимать посетителей.

В 1982 году построен экскурсионный корпус с концертным залом на 800 мест. В здании также находится дирекция Московского регионального центра ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

В современной истории главный небоскрёб страны стал местом проведения различных мероприятий - здесь встречают Деда Мороза, проводят конкурсы и фотовыставки, чествуют ветеранов и поздравляют молодожёнов.

30 апреля 1967 года в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. Сейчас кажется, что это некогда самое высокое здание в мире, пережившее пожар в 2000 году, было всегда. А ведь когда-то оно только начинало строиться! Итак, репортаж о строительстве телебашни – с некоторыми техническими подробностями, и историческими снимками.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Рис. 7.9. Схема возведения телевизионной башни в Останкино с помощью механизированного опалубочного агрегата: 1 - опорная часть башни; 8 - ствол башни; 3 - опалубочный агрегат; 4 - легкий кран; 5 - приемная площадка; 6 - перегрузочная площадка; 7 - башенный кран

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.