Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Должна ли страховая предоставить калькуляцию. Что делать, если страховщик занизил выплаты по осаго. Когда есть полисы и осаго, и каско

Важные факты из статьи

  1. Страховая компания обязана предоставить автовладельцу калькуляцию работ и запчастей по ОСАГО, но только по письменному требованию.
  2. Срок предоставления акта расчёта – 3 дня, но есть тонкости.
  3. В акте калькуляции может и не быть развёрнутого расчёта со стоимостью каждой запчасти и каждого пункта работ на СТОА.

Потерпевшему в ДТП полагается возмещение в виде выплаты деньгами или ремонта по ОСАГО. Для расчёта Вы должны предоставить автомобиль на осмотр или экспертизу в страховую компанию. Вот только результаты калькуляции Вам никто добровольно не скажет – сумму, которая насчитала страховая, Вы можете не узнать вплоть до выдачи направления на ремонт или непосредственно выплаты, когда она станет Вам известна уже по факту. Что в этом случае делать и можно ли получить такую информацию в страховой, узнаем в статье.

Обязана ли страховая выдать акт расчёта?

Да. И этот ответ на этот вопрос законодательство устанавливает вполне чётко. Но вот только сам порядок и сроки предоставления акта расчёта по возмещению ущерба по ОСАГО урегулированы несколько двусмысленно. Давайте разбираться!

Итак, пункт 4.23 Правил страхования предписывает при запросе автолюбителя-потерпевшего в ДТП (выгодоприобретателя) предоставить ему информацию о сумме страхового возмещения в виде акта с расчётом возмещения. Обратите внимание на обязательность именно запроса выгодоприобретателя. Это значит, что Вы обязаны подать требование, а по умолчанию такой расчёт по результатам оценки не предоставляется.

Требование обязательно нужно подавать письменно в свободной форме, в котором просто указать:

В страховую компанию такую-то
От такого-то
Требование
Прошу Вас на основании пункта 4.23 Правил страхования предоставить акт о страховом случае с расчётом о страховом возмещении в срок 3 календарных дня, за исключением праздничных нерабочих дней.
Ваша подпись, расшифровка и дата.

Такое требование нужно подать в страховую одним из следующих способов:

  1. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений (желательно),
  2. отнести лично в страховую компанию.

Первый вариант надёжнее, потому что он даст Вам подтверждение подачи требования. Но у него есть существенный минус – если страховщик не задержит сроки возмещения, то письмо придёт в лучшем случае, когда Вы уже получите на руки выплату или направление на ремонт . И, если единственной целью запроса акта с расчётом было узнать конечную сумму возмещения, а не калькуляцию, то такой способ не годится.

Второй вариант позволяет подать заявление в один день, но далеко не факт, что Вы получите подтверждение подачи требования, так как страховая организация может отказаться выдавать Вам акт принятия или входящий номер заявления, ставить штампы о принятии на Вашей копии. Но надлежащим подтверждением будет видеосъёмка подачи. И помните, что страховая компания, так как её офис является публичным местом, не вправе запрещать съёмку.

Но подача заявления вовсе не означает, что Вы сразу узнаете сумму выплаты или ремонта.

Какие сроки выдачи результата калькуляции?

Они составляют 3 дня... Но не просто дня, а календарных, за исключением праздничных нерабочих. И здесь также законом 2019 года предусматривается 2 варианта:

  • если акт расчёта ОСАГО уже составлен страховой (для себя), то она обязана выдать его Вам в течение 3 указанных выше дней после получения от Вас требования,
  • если акт расчёта ещё не составлен по результатам осмотра или экспертизы автомобиля, то он будет Вам выдан в течение 3 дней после его составления, а не после подачи заявления с требованием.

Об этом говорит также пункт 4.23 Правил страхования:

4.23. В акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчёт страхового возмещения и указывается его размер. Копия акта о страховом случае передаётся страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее 3 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее 3 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

Примеры расчёта сроков

  1. К примеру, Вы попали в ДТП 1 января 2019 года, подали заявление о страховом возмещении 12 января, а 15 января страховщик произвёл осмотр транспортного средства. 17 января страховщик по результатам этого осмотра произвёл расчёт и составил акт. 19 января Вы направили в страховую требование о предоставлении акта. Таким образом, предоставить этот документ Вам страховщик обязан до 23 января включительно.
  2. Вы попали в ДТП 1 марта 2019 года, подали заявление о страховом возмещении по ОСАГО 2 марта. 7 марта страховая фирма произвела осмотр машины. 10 марта был произведён расчёт, 12 числа составлен акт расчёта. Заявление с требованием предоставления этого документа Вы отправили 9 марта почтой России в адрес страховой, а пришло это письмо только 31 марта. Тогда срок предоставления Вам документа длится до 3 апреля включительно. Обратите внимание, согласно ФЗ-40 Об ОСАГО, в течение 20 дней после получения заявления о страховом возмещении страховая обязана выплатить Вам компенсацию или выдать направление на ремонт. И этот срок истекает даже раньше, чем страховщик получил от Вас требование акта.

Что будет в акте?

Но самое главное – это невозможность в 2019 году законно получить полную калькуляцию расчёта возмещения как при выплате, так и при ремонте. Законодательство не обязывает страховщика приводить развёрнутую калькуляцию. В Правилах присутствует лишь слово "расчёт", и оно даёт достаточно много шагов в сторону для страховой компании.

На практике потерпевшие в ДТП чаще всего получают такую информацию в акте:

  • полная сумма компенсации ущерба,
  • суммарная стоимость запчастей,
  • суммарная стоимость работ по замене, покраске и тому подобных.

А вот стоимость каждой запчасти, каждого пункта работ узнать вряд ли удастся. Ответ страховщика простой: "Закон обязывает предоставить расчёт, его мы и предоставили".

Подробности расчета стоимости полагающихся в рамках ОСАГО выплат практически никому не известны. Вопросы по этому поводу возникают практически у всякого владельца автомобиля, попавшего в аварию. Не обманет ли страховая компания, назначая страховку? Ведь случаи занижения выплат реальны. Отстоять свое право на полноценное возмещение затрат можно, зная особенности ее начисления.

Можно ли самостоятельно рассчитать сумму страховой выплаты по ОСАГО и какими инструментами для этого стоит воспользоваться? От каких входных данных зависит сумма ущерба? Как происходит расчет страхового возмещения в страховой компании? Ответим на эти вопросы в данной статье.

От чего зависит сумма ущерба?

Компенсация рассчитывается и назначается в соответствии с рядом нормативных правовых актов. Положения закреплены в законодательстве федерального уровня. К таким регламентирующим документам относятся:

  1. Федеральный закон №40 2002 года;
  2. Федеральный закон №135 1998 года, регулирующий оценочную деятельность в стране;
  3. Постановления Правительства, хотя уже и утратившие силу, до сих пор влияющие на формирование и развитие страховых отношений между субъектами (№263 и №238 2003 года, №361 2010 года)

Что учитывается при определении суммы страховки?

Расчеты обычно производятся в соответствии со справочником Российского союза страховщиков. Суммы, указанные в них, изменяются только в зависимости от следующих критериев:

  1. Степень износа. К примеру, несмотря на то, что и старую, и совсем новенькую фару придется менять по одной цене, в первом случае страховщик заплатит куда меньше. Износ будет вычтен на основании заключения оценочной организации. Если решение, по мнению автомобилиста, не объективно, его можно проверить у независимых оценщиков. Документы, на основе которых проводилось обследование, необходимо отксерокопировать и представить эксперту.
  2. Дата ДТП.
  3. Экономический регион.
  4. Марка транспортного средства.
  5. Материал, из которого произведена деталь, ее номер.

Как производится расчет?

По закону страховая компания должна полностью возместить приобретение поврежденных деталей и необходимые услуги по ремонту ТС пострадавшего. Государством данная деятельность законодательно определена Федеральным законом №40, который предполагает 100%-ную сумму, достаточную для восстановления транспорта.

Однако обычные правила ОСАГО предусматривают положение, по которому страховые выплаты уменьшаются из-за износа поврежденных деталей. И это не в полной мере отвечает установленным на государственном уровне требованиям. Объясняется такое решение нежеланием платить пострадавшему в результате ДТП за совсем еще новенькие детали.

Пример

Петров попал на автомобиле Тойота в аварию, помяв бампер и переднюю левую дверь. В этот же день гражданин оповестил о ДТП своего страховщика и подал полный пакет документов для оформления компенсации. В течение 5 дней сотрудник компании ввиду необходимости осмотра машины согласовал место и порядок его проведения. Оценщик, учитывая многочисленные критерии, составил акт с данными для вынесения решения о стоимости восстановления автомобиля.

Зачастую скрытые дефекты в акте экспертизы не указываются, в пользу страховщика. На основании документа компания и устанавливает размер фактических выплат.

Оценочная деятельность

В первую очередь, эксперт обязан обращать внимание на характер повреждений транспортного средства. На заключение влияют причины их появления, объем и средняя стоимость обязательных ремонтных работ, используемые при этом технологии. В свою очередь, от вынесенного оценщиком решения напрямую зависит, сколько автовладелец получит в рамках ОСАГО.

В акте эксперта должны отражаться следующие данные:

  • модель транспортного средства;
  • информация о выпуске;
  • иные сведения о машине, в том числе государственный номер;
  • личные данные владельца ТС;
  • описание обнаруженных повреждений, полученных в результате ДТП;
  • требующийся объем ремонтных работ.

Ошибки эксперта, конечно, не исключены. Известны случаи, когда в акт вносились повреждения, полученные ранее и к ДТП отношения не имевшие. И наоборот, может проводиться лишь поверхностный осмотр, а скрытые проблемы не выявляются.

Подсчет суммы страховых выплат

Калькуляция основывается на результатах осмотра. На сумму повлияет вид требующегося ремонта – покраска, монтаж, замена детали и пр. Увеличивается страховка от большей продолжительности ремонтных работ и их средней в экономическом регионе цены. Как уже упоминалось ранее, значительно снижает сумму степень износа ТС. Многими из этих критериев можно оперировать для минимизации расходов на выплату компенсации.

Самостоятельный подсчет

Российский союз автостраховщиков на сайте добавил калькулятор который помогает автовладельцам самим подсчитать сумму выплат по ОСАГО. Для этого в соответствующие поля вводятся реквизиты: категория обратившегося лица (физическое или юридическое), стаж водителя, его возраст, длительность эксплуатации ТС, мощность двигателя, экономический округ, тип и срок действия страховки.

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум - и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно . Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта - единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА - ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой - свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, - седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница - 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок - стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару , а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше - от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант - обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, - методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет - методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, - не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

Многих владельцев автомобилей, которым довелось попасть в ДТП, интересует вопрос, каким образом происходит определение суммы выплат по ОСАГО?

В конце 2014 года все страховые фирмы, которые работают по системе ОСАГО, были переведены на единый стандарт расчета ущерба транспортных средств, поврежденных в результате ДТП. Раньше каждая компания рассчитывала сумму ущерба по-своему. Иногда сумма нескольких компаний различались в 3 раза. Это закончилось тем, что потерпевшие стали получать минимальные выплаты, и автомобилисты отправились в суды.

Судебные решения в основном были не в пользу страховых фирм. В итоге суммы выплат возросли в 3 раза и страховщики остались без прибыли. Требовалось срочное принятие мер, в противном случае страховой бизнес становился просто невыгодным.

Сначала сам автогражданский полис, страхующий ответственность автомобилиста, вырос в стоимости на 30 процентов. А после этого был выпущен документ, в котором был установлен единый порядок расчета суммы страховой выплаты. Над документом большую работу проделал Российский Союз Автостраховщиков.

Унифицированная стоимость ремонта

С некоторых пор любая компания, которая осуществляет расчет стоимости ремонта авто, получившего повреждение, пользуется в своей работе унифицированными источниками РСА. Так что владельцам авто, побывавшим в ДТП, больше не нужно обращаться за проведением дополнительной экспертизы, чтобы оценить, насколько адекватно автостраховщик сделал расчет.

Размер суммы возмещения зависит от следующих факторов:

  1. Даты ДТП;
  2. Экономического региона;
  3. Марки автомобиля;
  4. Номера поврежденной детали.

Результаты могут оказаться искаженными только в том случае, если какой-то из вышеперечисленных параметров будет изменен. Конечно, глупо говорить об изменении марки автомобиля, а вот номер детали вполне можно поменять.

Оценщик, который осматривает автомобиль, может «забыть» внести в акт какое-либо повреждение. Так что ремонт неучтенной детали не будет записан в отчете экспертной компании. Размер выплаты в результате этого может быть искусственно занижен.

Для того, чтобы избежать подобной ситуации, работу оценщика стоит тщательно отслеживать. Также рекомендуется тщательно просматривать отчет.

Как рассчитать стоимость ущерба самостоятельно?

Специалисты РСА позволили автомобилистам самостоятельно производить расчет ущерба по ОСАГО, калькулятор определения выплаты был создан специально для этих целей. Для того, чтобы провести перепроверку результатов экспертизы, автомобилистам нужно будет всего лишь зайти на специальный сайт, на котором располагается данный калькулятор. В последнем необходимо будет указать марку, модель автомобиля и его год выпуска. Также можно рассчитать и стоимость отдельных деталей. При этом понадобится указать название материала и номер детали. Информацию можно взять из отчета, сделанного экспертом. Но можно попробовать осуществить поиск в Интернете.

После введения данных в калькулятор владельцу авто необходимо их перепроверить. Ведь если будет неверно указана хотя бы одна цифра, то все результаты могут исказиться. При этом автомобилистам нужно иметь в виду, что одновременно может рассчитываться стоимость не более 3 деталей. Так что если автомобиль пережил серьезную аварию, его собственнику понадобится несколько раз использовать сервис для выяснения стоимости запасных частей.

Что делать, если страховая компания занизила сумму?

Если вы подозреваете, что расчеты были проведены страховщиком неправильно, то следует действовать по следующему алгоритму:

  1. Получите выплату;
  2. До того, как ремонтные работы будут начаты, покажите автомобиль независимому эксперту;
  3. Перед выполнением работ по ремонту любой технический центр производит оценку повреждений и рассчитывает стоимость;
  4. При разборке автомобиля осуществляется контрольное устранение повреждений.

Как только вы получите акт приема-сдачи автомобиля после восстановления ТС, можно будет обращаться в страховую фирму с просьбой о проведении перерасчета.

Если говорить об учете износа, то его величина не может быть установлена больше 80 процентов всей стоимости. Минтранспорта выпустило приказ, согласно которому утвердился список элементов ТС, для которых определено 0 значение износа при определении величины затрат на детали во время ремонта. Если детали вашего авто присутствуют в данной номенклатуре, значит, страховая фирма должна осуществлять перерасчет замены деталей как новых. При этом будет обязательно учитываться пробег.

Износ определяется на основании срока использования автомобиля. Причем расчет периода эксплуатации начинается не с момента выпуска автомобиля, а с момента начала его реального использования. Если не знать данный нюанс, то можно не заметить обмана страховщика и получить возврат средств в меньшей сумме.

Если страховщик задерживает выплату, то автовладелец может просчитать онлайн сумму неустойки.

Автовладельцам всегда нужно помнить о том, что в правильности расчетов стоимости ремонта автомобиля заинтересованы только они. Поэтому не стоит бездействовать в том случае, если страховая компания предлагает очень низкую выплату по ОСАГО после ДТП. Стоит разобраться, какая в действительности сумма вам полагается.

Выплаты пострадавшим

Говоря о переменах, которые претерпел расчет выплаты по ОСАГО, нельзя не упомянуть и ситуации, в которых страдает здоровье участников ДТП. Отныне всем пострадавшим гражданам полагается хорошая финансовая компенсация. Ранее страховые компании возмещали лишь расходы на лечение, которые подтверждались документами.

Согласно новой методике, выплаты за причинение ущерба здоровью теперь рассчитываются по специальной таблице, в которой перечисляются возможные травмы.

Так что любому пострадавшему может полагается выплата фиксированной денежной суммы, определенной на основании полученных им травм. Скажем, размер страхового возмещения в случае перелома предплечья руки составит 20-60 тыс. руб. Как считают специалисты, в результате введения новой методики расчета средняя страховая выплата возрастет в 10 раз.