Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ндфл: статус составителя в платёжке. Статусы плательщика в платежном поручении

Все страховые взносы уплачиваются при помощи такого документа, как платёжное поручение, оформление которого отличается в зависимости от типа страховки и статуса заявителя. В 2019 году такого рода платёж подвергся ряду нововведений, изменившим процесс заполнения самой его формы.

Так, если до конца 2019 года получателями по поручению были частные фонды - ФСС и ПФР, то с начала текущего года практически все платежи отправляются в Федеральный налоговый орган. Также изменилась графа касательно статуса плательщика, что важно учитывать при отправке взноса, иначе средства получателем могут быть не приняты.

Новый статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году до конца ещё не определился, поэтому вокруг него развивается множество споров и непонимания. Что именно теперь стоит писать в графе о статусе отправителя средств? Что будет в случае неверно указанного статуса? И о каких изменениях в платёжном документе ещё следует знать?

Новый порядок уплаты страховых взносов

Начиная с января 2019 года, в процесс оформления поручения по отправке страховых взносов были введены некоторые изменения. Так, если до конца прошлого года получателями взносов были ФСС и ПФР, то теперь средства по страхованию отправляются на имя Федеральной Налоговой Службы.

В ФНС направляются все виды взносов, за исключением страхования травматизма на рабочем месте. Этот вид страховки по-прежнему направляется в частные фонды, с которыми сотрудничает та или иная организация либо ИП.

К таким взносам относятся:

  • обязательно пенсионное страхование ИП и физических лиц;
  • ОМС физ. лиц и ИП;
  • взносы на страхование временной нетрудоспособности.

Изменения в графе получателя не являются единственными нововведениями, которые ввели в текущем году. Обновлению подверглись коды КБК, а также поменялись юридические адреса некоторых банковских учреждений, что необходимо учитывать при заполнении документа.

Кроме того, в платёжном поручении изменились реквизиты самого отправителя денежного взноса, так что при заполнении бланка на отправку страхового средств, необходимо быть особенно внимательным.

Оформлять платёжное поручение по новым правилам необходимо лишь в том случае, если взнос производится за период, начиная с января 2019 года. Если же деньги перечисляются за предыдущий неоплаченный период, к примеру, при наличии задолженности за прошлый год, то заполнять документацию необходимо по-старому.

Однако при отправке средств, которые следовало внести ещё до декабря 2019 года, нужно быть внимательными при заполнении графы об адресе кредитного учреждения и его наименовании. Дело в том, что некоторые банковские организации изменили свои реквизиты и в независимости от того, за какой период осуществляется перевод взноса, адрес необходимо указывать новый.

Форма документа

Оплата страховых взносов осуществляется путём заполнения специального бланка-поручения. Данный вид документа имеет установленную законодательством форму, поэтому совершать все налоговые и страховые платежи необходимо только при его помощи.

Платёжное поручение заполняется следующими лицами:

Документ для совершения такого рода оплат состоит из нескольких бланков, которые имеют более пятидесяти пунктов, поэтому при его заполнении плательщики допускают немало ошибок, что чаще всего проявляется путаницей в графах касательно реквизитов самого получателя и отправителя.

Заполняется форма в соответствии с кодировкой платёжных отчислений, установленной налоговым органом. Важно помнить, что все КБК, которые были действительными до 2019 года, устарели и больше не применяются. Исключением является отправка взноса за предыдущий неоплаченный период (до декабря 2019 г.).

В текущем году в бланки были внесены изменения касательно получателя, отправителя, налоговых кодировок и реквизитов кредитных учреждений. Остальные графы остались прежними, поэтому заполняются по старинке.

Что касательно статуса плательщика, то данные реквизиты вносятся в поле 101. Для определения отправителя взноса есть несколько видов кодировок, состоящих из двух цифр, при помощи которых ИФНС устанавливает, кто именно прислал средства и к какому типу платежа относится денежным перевод.

Необходимость в определении статуса отправителя возникает только тогда, когда проворачивается перевод налогового сбора, страхового взноса и прочих обязательных платежей, установленных законодательством РФ. При денежном переводе, производимого в пользу контрагента, в заполнении 101 графы нет необходимости.

Как заполнять

Основные правила оформления платёжного страхового и налогового поручения установлены и утверждены Приказом Минфина России от 2013 года. Несмотря на то, что за долгий период в сам документ было внесено немало изменений, процесс заполнения всё же остался прежним.

Единственное на что стоит обратить внимание при составлении документа - начиная текущего года, оплачивать обязательные виды взносов вместо физ. лиц могут теперь посредники, к которым относятся:

  • организации и предприятия;
  • другие физические лица.

В независимости от того, кем будет заполнен платёжный документ, правила оформления бланка остаются такими же.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году

Начиная с 2013 года и по конец 2019, был составлен и согласовано единый перечень кодов платежей, которые определяют, кем именно является отправитель:

Исходя из выше предоставленного списка видно, что теперь все страховые платежи в документе помечаются нумерацией 08.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году попал под кардинальные изменения. Теперь кодировок для оплаты обязательных страховок значительно больше. С одной стороны это помогает ИФНС определить точный статус отправителя, а с другой - провоцирует путаницу при заполнении формы, особенно если плательщик мало осведомлён в данном вопросе.

Чаще всего недопонимания возникают при заполнении бланка на оплату перевода по обязательному пенсионному и мед. страхованию. Дело в том, что данный тип платежей, начиная с текущего года, оформляется так же как и переводы по налогам. Соответственно совпадают кодировки платежей - «01» как для ОМС, ОПС, так и налогового сбора. Отличием является только номер КБК и назначение самого взноса.

Кроме того, в текущем году появились такие дополнительные статусы отправителей средств, как переводы страховых оплат за других людей, то есть деньги отправляются третьими сторонами. Так, к примеру, если бланк оформляет бухгалтерия организации, то необходимо в соответствующую графу вносит код «29», а для простых физ. лиц - «30».

Для ИП

В соответствии с произошедшими изменениями все Индивидуальные предприниматели после нововведений, произошедших в начале года, для уплаты обязательных страховых переводов должны указывать статус отправителя кодировкой:

В случае если ИП выступает как налоговый агент и производит уплату НДФЛ за своих сотрудников, то в платёжном поручении необходимо указывать в статусе код «02». Он применялся до нововведений и не устарел по сей день.

Поле 101

Информация в поле 101 заполняется в соответствии со статусом отправителя средств, который определяется исходя из специальных нумераций.

Подробный перечень кодов, необходимых при заполнении платёжного поручения в 2019 году:

Код Расшифровка
01 Юридическое лицо, являющееся плательщиком ОН
02 Налоговый агент
06 Юр. лицо, работа которого связанная с внешней экономикой
08 ИП либо организация, перечисляющие ОП в бюджет РФ
10 Налогоплательщик, занимающийся частной практикой (нотариус)
11 Адвокат, открывший собственный адвокатский кабинет
12 Глава фермерского хозяйства
13 Иное физ. лицо, имеющее счёт в банке
14 Плательщик, осуществляющий выплаты заработных плат физ. лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности, являющийся физическим лицом
17 ИП - участник внешнеэконом. деятельности
18 Лицо, производящее таможенный платёж, но не являющееся декларантом
19 Предприятия и организации, удерживающие средства из заработной платы сотрудников для погашения задолженностей по страхованию
21 Глава консолидированной группы налогоплательщиков
22 Простой участник консолидированной группы плательщиков налогового сбора
24 Физ. лицо, перечисляющее иные обязательные взносы
26 Учредители задолжавшего лица либо люди, имеющие права его имущества, оформившие распоряжение о переводе средств для погашения скопившегося долга
27 Банковские организации и их филиалы, ответственные за составление бланка на перевод денег
28 Уполномоченный либо законный представитель налогоплательщика
29 Прочие организации
30 Прочие физические лица

Новые КБК

Если с кодировками статуса плательщика всё боле менее понятно, то в изменённых номерах КБК часто возникает путаница. Важно помнить, что для всех платежей, производящихся за период 2019 года, были установлены новые КБК, поэтому применение старых попросту недопустимо. Если же взносы платятся за долги прошлого года, то следует использовать старые налоговые коды.

Примеры основных КБК при оплате страхового взноса за прошлый период и текущий:

Как видно из приведённой таблицы, КБК до изменений указывались цифрами 392, после нововведений же нумерация изменилась - 182. Исключением является перевод страховых взносов по профзаболеваниям и несчастных случаев на производстве. Данный вид платежей перечисляется в частные фонды, поэтому КБК для них не изменилась.

Если есть ошибки

После изменений, коснувшихся статуса плательщика, стали учащаться случаи с указанием неправильной кодировки в платёжном поручении. Чем чревато допущение такой ошибки? Во-первых, следует сразу уточнить, что вне зависимости от правильности указанных данных в графе 101, налоговая инспекция всё равно принимает платёж, но вот куда именно будут распределены средства — остаётся под вопросом.

Так, к примеру, если один бухгалтер при составлении поручения будет указывать код 08, а другой 01, то большая вероятность того, что налоговиками это будет расценено, как ошибка. В этом случае по страховым взносам может возникнуть задолженность, так как по платежам, в которых указаны разные статусы, ФНС проводит распределение средств по отдельным лицевым счетам.

Статус плательщика по коду 08 может быть принят как не страховые взносы, а другие обязательные платежи. Из-за этого по последним из них будет наблюдаться переплата, а по первым начнёт скапливаться задолженность.

Чтобы не допустить путаницы и избежать долгов по страховым взносам, после оформления платёжного документа следует написать и отправить в налоговую службу заявление, которое уточняет назначение платежа, приложив к нему копию готового распоряжения.

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

В поле 101 платежного поручения (Приложение 3 к Положению ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П) плательщик должен указать свой статус. Данный статус помогает контролирующим органам определить, кто именно перечисляет платеж в бюджет.

Полный перечень статусов можно найти в Приложении № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н .

Поле 101 в платежном поручении при уплате налогов

Если налог уплачивает организация, то в поле 101 платежки она должна указать статус «01» — налогоплательщик - юридическое лицо.

Если же налог перечисляет ИП, то ставится «09» — налогоплательщик - индивидуальный предприниматель.

Статус плательщика в платежном поручении, если налог уплачивается налоговым агентом

Если организация или ИП выполняет функции налогового агента, то в поле 101 платежного поручения при уплате «агентских» налогов ставится статус «02» — налоговый агент. К примеру, такой статус указывают работодатели при перечислении НДФЛ с выплат работникам.

Платежное поручение по страховым взносам: статус плательщика

Указание статуса в платежном поручении по страховым взносам зависит от того, кто и куда перечисляет взносы:

Кстати, некоторые бухгалтеры задаются вопросом, какой указать статус плательщика в платежном поручении в ПФР. Ответ прост: никакой. Ведь с 2017 года все взносы, которые ранее администрировал ПФР, теперь находятся под контролем налоговиков. Соответственно, в Пенсионный фонд взносы теперь не уплачиваются вовсе (даже задолженность по прошлым периодам нужно перечислять в ИФНС).

С 2017 года в поле 101 платежного поручения изменился статус плательщика страховых взносов. Другой статус плательщика у индивидуальных предпринимателей и у тех, кто решил заплатить чужие долги по страховым взносам

Как указать статус плательщика страховых взносов в поле 101

Как заполнять платежки по страховым взносам, говорится в приказе Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н . Эти правила распространяются на плательщиков страховых взносов, а также на организации и граждан, которые будут погашать перед бюджетом долги плательщиков.

Если КБК или ОКТМО будут неверными, страховые взносы могут оказаться среди невыясненных платежей. Чтобы исправить ошибку, нужно подать заявление об уточнении реквизитов платежного поручения.

Совет
Один и тот же страховой взнос за разные налоговые периоды перечисляйте отдельными платежными поручениями. Составлять одну платежку на общую сумму в этом случае нельзя (письмо ФНС России от 12 июля 2016 г. № ЗН-4-1/12498)

Пример
Акционерное общество «Альфа» (ИНН 7708123456, КПП 770801001) 13 января 2017 года перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК ) за декабрь 2016 года в размере 275 000 руб. 70 коп.

В платежном поручении в поле 101 «Статус плательщика» бухгалтер указал код 14.

Платежное поручение по взносам на обязательное социальное страхование

Платежное поручение по взносам на обязательное медицинское страхование