Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Л долг. Что такое долг и задолженность простыми словами. Почему друзьям лучше не давать в долг

одна из основных категорий этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей, принимает форму долга, когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в какой-либо конкретной ситуации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛГ

категория этики, выражающая нравств. задачу отд. человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, охватывающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории человечества содержание Д. толковалось различно в зависимости от конкретных проблем общества и понимания обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху. Как морально-этич. понятие Д. обозначает безусловную необходимость воплощения в поступках морального идеала, т.е. соблюдение справедливости, содействие благу др. людей и стремление к личному самосовершенствованию. Д. является наиб. общим нравств. требованием: человек должен творить добро. В этом отношении Д. отличается от др. типов повеления и детерминации поведения - утилитарно-конъюнктурного и политического. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формируется обществом и предъявляется к ним), то Д. - это отношение личности к обществу.

Моральное долженствование противостоит действительности и выражает неудовлетворенность человека сущим и сознание необходимости изменить его, ибо только в активном противостоянии стихийно складывающемуся порядку вещей (как вокруг себя, так и в себе самом) человек может осуществить добро и ограничить зло. С этим связаны две существ, черты Д. - абсолютность и формальность. Д. абсолютен, т. к. не зависит от преходящих обстоятельств, авторитетов, влияний обществ. мнения, желания получить награду, добиться личного счастья и т. п. Источник Д. представители этич. учений видели по-разному: в стоицизме, натуралистич. и эволюц. этике - в природе, в теологии и объективном идеализме - в нек-ром высшем, сверхестеств. начале, в филос. реализме - в человеке (но не конкретном, а «родовом» - представителе человечества). Д. формален, ибо его действит. содержание раскрывается через понятия добра, совершенства, идеала. Человек воплощает моральное требование в жизни, руководствуясь разумом и совестью, свободно самоопределяясь, преследуя цели, к-рые могли бы быть приняты каждым честным человеком. Только при соблюдении этих формальных условий может быть совершен моральный поступок: человек претворяет добро, лишь исполняя свой Д., т.е. самоограничивая себя, обнаруживая свою независимость. Не случайно в ряде этич. концепций (стоицизм, И. Кант, И. Г. Фихте) Д. рассматривался как одна из ключевых категорий.

Содержание Д. конкретизируется в разнообразных обязанностях человека по отношению к самому себе и по отношению к др. людям (напр., Д. гражданина, семьянина, дружбы, товарищества и др.). Но не всякие обязанности, фиксирующие социальные, проф., семейные и др. статусы человека и называемые Д., согласуются с Д. человека как моральной личности. Напр., воинский Д. предполагает выполнение солдатом всех приказаний командира, с моральной же точки зрения солдат вправе отказаться от исполнения приказов, нарушающих нормы человечности и гуманности. При этом в любой ситуации человек сам определяет, что ему повелевает Д. и тем самым обнаруживает меру своей ответственности. Воспитание чувства Д. не должно подменяться формированием исполнительности или послушания, наоборот, оно должно включать развитие способности к самосознанию, ответственности, требовательности к себе, чувства сострадательности, терпимости по отношению к др. людям.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Долг бывает социальным, и касаться выполнения человеком общественных функций, связанных, прежде всего с его профессиональными обязанностями. Например, долг врача или долг судьи. Понятие долга касается и ситуаций, когда человек имеет право выбора, но общественная мораль заставляет его действовать, сообразуясь с принятыми правилами. Например, поддерживать чистоту и опрятность одежды, отправляясь в общественное место или оказать помощь человеку, которому стало плохо на улице.

Личный долг касается выполнения человеком обязанностей перед собой и своей семьей. Верующий человек видит свой личный долг в служении Богу, исполнении его заповедей. Личный долг движет человеком, который заботится о здоровье и благополучии близких ему людей.

Долг может исполняться человеком формально или с чувством ответственности и удовлетворения. Формальный долг предполагает исполнение своих обязанностей в рамках предписанных. Тогда обязанности выполняются аккуратно, но без участия внутренней заинтересованности и удовольствия от чувства выполненного долга.

Напротив, когда исполнение долга совпадает с внутренней потребностью в этом и ответственностью, то человек исполняет его не формально, а отдавая все свои силы и способности, испытывая при этом чувство морального удовлетворения.

Зачастую исполнение долга связано с наличием у человека высоких нравственных и моральных качеств. Это требуется в ситуациях, когда эти качества подвергаются постоянной проверке на прочность. Например, долг врача, военного или судьи. Общество предъявляет к таким людям особые требования. Все они произносят клятву, закрепляя перед обществом свой долг — выполнять свои обязанности на высоком моральном и нравственном уровне.

Понятие долга предусматривает трансформацию внешних обязанностей, предписанных человеку обществом во внутреннюю потребность их исполнять. Таким образом, из внешней категории долг постепенно переходит в категорию внутреннюю. Только тогда человек начинает добровольно и с ответственностью выполнять его. Диктаторские методы, когда человека заставляют насильно исполнять что-либо, не имеет отношения к понятию долга. Поэтому, все мировые диктатуры через общественное сознание внушают людям высокое чувство долга, используя при этом систему поощрений в виде положительного общественного мнения, создания некого культа из людей хорошо исполняющих свой долг. В демократичном обществе долг предусматривает внутреннюю добровольную потребность действовать в интересах других людей.

категория этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, деятельность и поведение, выполняемые из побуждений совести. «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону» (И. Кант). Понятие Д., его анализ и, в особенности, обоснование остается для философии этики открытой проблемой (А. А. Гусейнов, 2001). Противоречие между чувством Д. и др. подструктурами личности может приводить к внутриличностным конфликтам, подчас длительным и острым. Борьба между «хочу» и «надо» создает основу для нравственного конфликта. Противоречие между двумя желательными с т. зр. Д., но несовместимыми вариантами поведения является предпосылкой ролевого конфликта. Противоречие между тем, что необходимо делать в силу Д., и возможностями человека выполнить требования Д. может привести к адаптационному конфликту. Нарушение человеком Д., как правило, связано с причинением материального или морального ущерба окружающим. Поэтому нарушение Д. всегда либо создает условия для конфликта, либо является его непосредственной причиной. Способность жертвовать личным благом ради выполнения Д. является важной позитивной характеристикой человека.

Долг

одна из осн. категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то Д.- это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Истолкование природы и происхождения Д. составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник Д. усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (категорический императив), то в самой «человеческой природе», в «естественном» стремлении человека к наслаждению или счастью (гедонизм, эвдемонизм). По-разному пытались ответить и на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: общество (социально-аппробативные теории), бог (неопротестантизм), совесть (Фихте), моральное чувство (нравственного чувства теории). Т. о., основанием Д. объявлялся авторитет того или иного рода (авторитаризм). Тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального Д. К крайне субъективистскому выводу пришли сторонники экзистенциализма: вообще не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. Неразрешенным оставался и вопрос о границах Д. Сторонники деонтологического интуитивизма считают, что при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом человек руководствовался. Сторонники др. направления (теория моральной доброты), наоборот, решающее значение придавали характеру мотива. Дискуссию по вопросу о том, необходимо ли, чтобы человек при исполнении Д. обязательно достиг какого-либо реального результата, или же достаточно совершить определенные усилия, попытку что-либо сделать, ведут, например, сторонники деонтологического интуитивизма. Необходимо отличать осмысление в категории Д. производственных, гражданских, партийно-политических и иных обязанностей (профессиональный Д., воинский Д. и т. д.) от морального Д. в собственном смысле слова: ориентированного на безусловное уважение человеческого достоинства в лице каждого индивида, утверждение гуманности. Моральный Д. не сводится к простой санкции обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особенных интересов; он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения общечеловеческих моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным Д. и эмпирическими обязанностями индивидов часто являются напряженными, конфликтными (например, воинский Д. требует в случае необходимости убить врага, а моральный Д. исходит из категорического требования: «не убий»). Социально-утилитаристская ориентация в этике склонна возводить в нравственный принцип, вменять человеку в качестве морального Д. разнообразные практические интересы и пользу общества. Более продуктивной является, однако, позиция, рассматривающая саму мораль в качестве высшего выражения общественных интересов и придающая тем самым ей самоценное значение. Для понимания морального Д. существенным является вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования вырабатывает, как правило, общество на основе коллективного опыта. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации чаще возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена общества. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального Д., и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой Д. неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью, в конечном итоге, выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свой Д. Но границы ответственности общества и личности в этом отношении исторически конкретны: общая же тенденция развития общественных нравов состоит в возрастании меры личной ответственности у каждого члена общества.

В современном обществе часто можно услышать слово «долг». Но не все знают его истинное понятие и предназначение. В статье рассмотрим сущность долга, какие стороны наука предлагает различать в нем. Также разберемся, что такое профессиональный долг и обязанность перед Родиной.

Долгом принято называть добровольно принимаемое человеком обязательство, которое исходит «от души». Если у личности присутствует чувство долга, то ее уважают в обществе, восхваляют. Именно оно позволяет людям совершать великие поступки.

Долг является многогранным понятием. Так, в каждой сфере жизни ему присущи свои особенности. Например, долг можно рассматривать как финансовые обязательства между людьми. В этом случае проявляется сущность, которая обязывает человека отдавать заемные средства, совершать сделки и вести деловые переговоры. Подобные обязательства, как правило, оформляются письменными документами и имеют юридическую силу.

Какие стороны предлагает наука различать в долге? Здесь рассматриваются две стороны: общественный и моральный долг, которые будут рассмотрены ниже. Долгом также можно считать обязательства группы людей. Например, перед другими субъектами или Богом.

Исполнение долга контролируется, с одной стороны, совестью и, с другой стороны, общественным мнением.

Моральный долг

Чаще всего понятие долга рассматривается как нравственное обязательство человека. То есть когда он принимает культурные нормы общества и ставит перед собой задачу их выполнения.

Что такое Это такие обязательства, которые человек предъявляет сам к себе без посторонней помощи и принуждения. Это происходит по внутреннему побуждению, добровольно и бескорыстно.

Выполнение морального долга считается самой сложной задачей. Ведь человек не знает конкретных правил его исполнения. Он постоянно сталкивается с внутренними противоречиями, сомнениями и конфликтами. Также присутствует обычный страх, свойственный каждому. Преодоление всех препятствий позволяет человеку совершать обдуманные и осознанные поступки.

Общественный долг

На протяжении всей своей жизни человек связан общественными отношениями с другими людьми. Сначала это взаимодействие проявляется в семье, потом в садике, школе, высшем учебном заведении и так далее. Это значит, что человек имеет обязанности перед каждой окружающей его личностью, а также несет ответственность за свои действия.

Одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге, является общественный долг. Он рассматривается как объективная обязанность, то есть то, что человек может выполнить. Например, обязанности на работе, дома. В эту категорию также включают долг перед природой и самим собой.

Выполнение общественного долга позволяет развиваться всему социуму. Отношения между людьми контролируются законодательством, которое выступает как принуждение в случаях невыполнения долга человеком.

Профессиональный долг

Профессиональный долг - это категория этики, и проявляется в отношении человека к своему труду. Чувство такого долга формируется на основании необходимости согласования потребностей отдельной личности и общественных обязанностей. То есть, с одной стороны человек, который стремится зарабатывать для удовлетворения своих нужд, а с другой - работа, выполнение которой необходимо для развития общества.

Профессиональный долг предполагает, что человек будет использовать все свои возможности для развития города или страны. Для этого личность должна постоянно совершенствовать свои навыки и умения, соблюдать традиции и расширять свои связи в обществе.

Если человек обладает профессиональным долгом, то он обязательно добивается высокого профессионального роста.

Патриотический долг

Когда человек задумывается о долге перед Родиной, то он сравнивает понятия «государство» и «родина». С государством люди обычно соблюдают формальные отношения, которые регламентируются правовыми актами и устанавливают порядок всего происходящего. В этом случае человек обязан выплачивать налоги и соблюдать установленные требования. Аппарат власти, в свою очередь, также берет на себя обязательства, которые прописаны в конституции.

Родина выступает в качестве той территории, на которой растет человек, со всеми особенностями и качествами ее природы. Выполнение призвания перед Родиной является частью моральной обязанности - одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге. В этом случае человек ощущает необходимость защищать и беречь родные земли, совершать поступки для сохранения природы.

Можно сказать, что понятие долга для каждого человека субъективно. Многое зависит от воспитания и привитых в детстве качеств. Например, некоторые люди считают необязательным следование законодательству, а другие принимают своим долгом посещение церкви по воскресеньям, участие в благотворительности.

ДОЛГ - греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation ; фр. devoir, obligation; ит. devere - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Долгом, именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Долге - о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым.

Виды долга

Русское слово ДОЛГ имеет еще второй смысл - то, что взято взаймы и необходимо вернуть , главным образом - . Значение ДОЛГА в смысле отношений заимодавца и должника , позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный контекст его морального значения. По крайней мере, отчасти «в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий «вина», «совесть», «долг», «священность долга» (Ф. Ницше). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идет о такой безусловности, которая не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального ДОЛГА

Начало теоретического осмысления Долга восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Китиона выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть предметная область нравственно должного, его материя; само нравственно должное в этом случае выступает как принцип поступков, неприродная форма. Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве Долга, обязанностей.