Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Концепция «ускорения социально-экономического развития» страны. Перестройка в ссср

В середине 80-х годов КПСС и Советское правительство выдвинули в качестве стратегической задачи курс на страны и качественного обновления на этой основе социалистического общества.

Установка на ускорение социально-экономического развития была всесторонне обоснована на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развита на совещании в Центральном Комитете партии по вопросам научно-технического прогресса в июне 1985 г. Курс на ускорение предусматривал преобразование всех сторон жизни советского общества. Это обновление материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, позитивные сдвиги в содержании и характере труда и в условиях жизни людей. Курс на ускорение означал повышение темпов экономического роста страны, всемерную интенсификацию производства. Составными частями этого процесса должны были стать углубление научно-технического прогресса, внедрение более эффективных форм управления и организации труда. Важная роль в реализации курса на ускорение развития страны отводилась социальной политике партии, развитию социальной сферы, охватывающей интересы всех классов и групп, наций и народностей общества. В решении задач ускорения большое значение должно было иметь обновление форм и методов работы в сфере идеологии, совершенствование социалистической демократии.
Разработанный Коммунистической партией курс на ускорение социально-экономического развития был положен в основу проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г. В этих документах подводились итоги пройденного советским народом пути и намечались перспективы дальнейшего развития советского общества. Были определены направления, методы и формы упрочения социализма, его планомерного и всестороннего совершенствования.
Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проекты новой редакции Программы партии, изменений в ее Уставе, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. Пленум постановил вынести эти документы на общепартийное, всенародное обсуждение.
Опубликование проектов новой редакции Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. вызвало большой интерес среди советских людей и за рубежом. Эти документы были рассмотрены на собраниях трудящихся. Только в обсуждении проекта Основных направлений приняло участие почти НО млн. человек. В проекты документов были внесены предложения, дополнения, редакционные уточнения.
Всенародное обсуждение документов показало высокую политическую зрелость советских людей, их поддержку разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития общества.

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения .

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

  • · полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;
  • · укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;
  • · силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства .

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины .

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях.

Концепция ускорения социально-экономического развития и причины ее незавершенности в России (до 90-х гг. ХХ века)

ВВЕДЕНИЕ

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса.

В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском(1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа ускорение социально-экономического развития страны - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. Все вышеперечисленные факторы и обусловило актуальность нашего исследования.

Цель исследования – проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития и определить причины ее незавершенности.

В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи :

Рассмотреть экономическую политику М.С. Горбачева;

Проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития.

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – концепция ускорения социально-экономического развития

Предмет исследования – экономические реформы в годы перестройки 1985-1991 г.

1. Экономическая политика М.С. Горбачева

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась не­долгая (получасовая) встреча старейшего члена Полит­бюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секре­таря ЦК КПСС М.С. Горбачева - самого молодого из членов Политбюро. Они условились «взаимодейство­вать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбю­ро поддержали это предложение, и в тот же день пле­нум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руко­водителем партии 1 .

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержа­ние военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Гор­бачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предпола­галось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить произ­водительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основан­ную на принципах социальной справедливости. Были вы­делены две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благо­устроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

2. Курс на ускорение

Новый генеральный секретарь сразу же отверг кон­цепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля-б марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств пар­тии перед народом, окончательно сняла задачу непосред­ственного строительства коммунизма. Сам же ком­мунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных труже­ников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и все­стороннее совершенствование социализма на основе ус­корения социально-экономического развития страны 2 .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработа­ло план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

С этого момента во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Н.И.Рыжков сменил престарелого Н.А.Тихонова на посту премьер-министра, Н.В.Талызин стал вместо Н.К.Байбакова председателем Госплана СССР. Секретарь ЦК КПСС Б.Н.Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены политбюро. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС 3 .

По замыслу партийных реформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества» социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество производимой продукции, развивать рационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка на традиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.

1985-1986 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством.

Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально знаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, что отрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальных «кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа «Жилье-2000» (апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение в стране пресловутого «квартирного вопроса» и «школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полная компьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций в управлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского «монстра» - Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции - госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях 4 .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Пе­рейти от производства отдельных станков к произво­дственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, при­дав ему ускорение, - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985-1990 гг.) в 1985-1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовло­жений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, моби­лизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения наде­ялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь техни­ческого перевооружения, добиться ускорения 5 .

Предполагалось использовать следующие резервы:

1) полностью загрузить действующие мощности, повсе­местно переведя их на многосменную форму работы;

2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административ­ного руководства. Убедившись, что моральное поощре­ние выпуска высококачественной продукции путем вве­дения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продук­ции представителями военного ведомства.

Некоторые подвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%), породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов экономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии с которыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.

Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий 6 .

Начало перестройки было омрачено страшными ката­строфами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохо­да «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на па­дение цен на нефть накладывались затраты на ликви­дацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложе­ний в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза сры­ва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному сред­ству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987- 1988 гг. была частичным возвратом к принципам эконо­мической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение стано­вилось целью, а перестройка рассматривалась как сред­ство ее достижения.

Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направ­лениях:

1. Повышение экономической самостоятельности го­сударственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предприниматель­ства в тех сферах, где оно было «социально оправдан­ным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем соз­дания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был ма­ленький, но клин в основы строя, закрепленные Конс­титуцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы - Закон о госу­дарственном предприятии (объединении) 1987 г., предо­ставивший значительные права предприятиям и их тру­довым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не цент­рализованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако це­ны как важнейший рычаг социальной политики государ­ство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внеш­нем рынке. Государство, таким образом, ослабило моно­полию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стра­не в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство вклю­чало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые кол­лективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации 7 .

Изменения коснулись всей системы управления. В сво­ей борьбе за либерализацию управления Горбачев высту­пил против гигантских союзных министерств. Делу при­дали большую общественную значимость. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, пер­востепенные резко сокращены. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда провозглашала резкое сокращение управленческого аппа­рата и без того плохо управляемой страны неким триум­фом рациональности над безумием брежневского админи­стрирования. Нужно отметить, что еще некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управления еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях вели к кризису всей системы.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде кол­хозников, Горбачев сделал упор на необходимость рас­крепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого граждани­на в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходи­мость частной собственности. В ноябре 1988 г. на засе­дании Президиума ВС СССР он критиковал «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «...Частная собствен­ность, - говорил он, - это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать, передать все в собственность народа. Пытаться восстано­вить ее - значит толкать назад, это глубоко ошибочное решение».

Тем не менее Закон о кооперации стал самым серь­езным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, авто­матически перечисляли часть прибыли государству. Кооперативы оказались в выигрышном положении - они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы.

Кроме того, кооперативы стали главным каналом пе­ревода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производи­тельность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах гос­предприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раз­давила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально-экономическая ситу­ация в стране резко обострилась 8 .

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредпри­ятии (объединении). Это право использовалось для пере­качки товарной и денежной массы за рубеж.

В 1989 г. начались социально-экономические пре­образования аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверх­централизованного управления агропромышленным комп­лексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агроком-бинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хо­зяйств. Признание целесообразности, а затем необходи­мости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяй­ственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполитическая задача» - Продовольственная программа - провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хо­зяйств и горожане, любители садов и огородов 9 .

Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-эко­номического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала эконо­мику. Страна встала перед необходимостью резко ограни­чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что не­обходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленнос­ти). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Этот пере­ход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регу­лируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разра­ботчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992) предполагалось использо­вать как директивные методы управления, так и эконо­мические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства 10 .

Не осознавая полностью масштабов кризиса экономи­ки СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В ию­ле 1990 г. на встрече Президента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтерна­тивной программы.

Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя председателя Совета ми­нистров РСФСР Г.А. Явлинского.

Ими был разработан альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличии от правительственной, программа «500 дней» нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. В силу политических причин программа Шаталина-Явлинского несла значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения жизненного уровня. Многие принципиальные вопросы в ней были едва обозначены или вовсе обойдены. Прежде всего, программа «500 дней» не давала однозначного ответа на такие принципиальные вопросы, как проведение приватизации, денационализации земли, о том какой быть политической системе (Советы или парламентская республика). Также был обойден вопрос о денежной реформе.

Новая цель экономической реформы потребовала но­вых законов. Они довольно быстро принимались Верхов­ным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы эко­номических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельность предприятий в СССР, организацию местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способ­ствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных об­ществ, развитию мелких предприятий, развертыванию свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. К лету 1991 г. было принято более 100 зако­нов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодей­ствия со стороны республиканских органов власти, от­стаивавших свой суверенитет 11 .

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медлен­но, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилил­ся дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужден­ность масс от результатов своего труда возросла. Благо­даря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осозна­ваться людьми. Трудящиеся вышли на улицы с лозун­гами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой прави­тельства.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правитель­ства СССР в вопросах ценовой политики. По инициати­ве Рыжкова в 1986 г. в последнюю советскую пятилет­ку была заложена реформа ценообразования путем осво­бождения цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных дотаций сельхозпроизводства. Горбачев в 1986-1987 гг. придерживался несколько иной позиции. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольственные товары, он пред­полагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. провести сбалансированную реформу цено­образования. Однако в 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необ­ходимость одновременного повышения цен и на продо­вольственные, и на промышленные товары, обещая со­проводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потря­сений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом 12 .

В 1991 г. новый премьер-министр СССР B.C. Павлов осуществил денежную реформу. В январе 1991 г. он про­вел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, так как подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых, поставить под контроль и час­тично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. Идея «по­гасить» платежеспособный спрос населения, искусствен­но снизив его покупательные возможности, была попу­лярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-проце­нтной компенсацией вкладов, которой можно было вос­пользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вкла­ды граждан в Сбербанк были заморожены - введены ог­раничения на снятие средств и закрытие счетов. Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Однако принятые меры уже не могли спасти положе­ние. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет на­рода, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного ру­ководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Вместо ускорения социально-экономического разви­тия непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические, методы руководства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в начале 1985 года в СССР новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики.

Выдвинутая М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновления обветшавшей командно-административной распределительной системы «развитого социализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ провозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

В 1986 году становится очевидным, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Закостеневшая система государственного планирования не справлялась с ликвидацией созданных ею же диспропорций. Народнохозяйственные приоритеты диктовались интересами ведомств, что делало невозможным сколько-нибудь значительное перераспределение ресурсов в пользу прогрессивных производств. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация после некоторого оживления вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная кампания разбалансировала бюджет. Введение вместо ведомственного контроля на производстве государственной приемки привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. В январе 1987 году наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Экономическую ситуацию усугубила страшная трагедия на Чернобыльской АЭС, ставшая возможной в условиях нарастающего падения производственной и технологической дисциплины.

Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму.

Неудачи первого этапа перестройки заставили новое руководство искать иные пути продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего, о движении в сторону рыночной экономики.

Согласившись с ведущими экономистами и социологами, Горбачев провозгласил курс на реструктуризацию экономики и всего общественно-политического строя, перевода государственно-планового хозяйствования на рыночную, товарно-денежную основу (1987). Новые законы посыпались один за другим: давший большую свободу директорам предприятий Закон о предприятии (1987), о кооперации и индивидуально-трудовой деятельности (1988) и т.д. В 1989 появился курс на создание «регулируемой рыночной экономики» (хотя ведущие экономисты отрицали возможность соединения плана и рынка).

К концу лета 1989 Советский Союз вошел в глубокий социальный, экономический и политический кризис. Его углубляли проигранная Западу «холодная война» и нараставшее национально-освободительное движение, особенно в Закавказье и прибалтийских республиках. Экономический кризис, в который попала страна, уже не могла спасти программа реформ «500 дней», задуманная демократически мыслящими экономистами (С.Н.Шаталиным, Г.А.Явлинским). Последнее доверие государству было подорвано денежной реформой начала 1991, в ходе которой начался обмен денежных знаков и цены в магазинах возросли вдвое. Страна ожидала радикальных перемен.

8 декабря 1991 года СССР перестал существовать. Решение об этом было принято главами Белоруссии, России и Украины, собравшимися в Беловежской Пуще.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Мосейкина М.Н. История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века. Часть 1.– М.: 2003

    Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 2-я. М., 1995.

    Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 1995.

    Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов C.А. отечественная история: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 369 с

    Исторические судьбы радикальной экономической реформы. К 10-летию начала перестройки. М., 1995.

    История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

    Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 1998.

    Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

    Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110.

    Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994.

    Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

    XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля – 6 марта 1986 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1986. Т.1. –654 с.

1 Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005. - 476 с

2 История современной России. 1985-1994. // Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.

3 Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110

4 Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945-2008 гг. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-528 с.

-экономического развития . Экономическая реформа 1987 г. и причины ... в 90 гг . ХХ в. Вступление России в... Содержание курса реализуют следующие учебники: Данилов А. А., Косулина Л. С История России с древнейших времен до ...

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А.Тихонов, которого затем сменил Н.И.Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития».

Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С.Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.

Под понятие «ускорение» подводилась и «активная социальная политика». Было обещано «круто повернуть» экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой заключалась в последовательном и повсеместном утверждении принципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985-1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года.

Среди них выделялись две - продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей, ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной («каждой семье благоустроенную отдельную квартиру») отодвигалось на конец века.

С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль «ключевого звена» реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производительным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был первый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С.Горбачев призвал мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм «молодого поколения» надеялись направить на приведение в действие «скрытых резервов» роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добиться ускорения.


Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух, четы-рехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая инстанция - госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения - реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы выполнить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материальных.

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т. д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Наряду с актуальностью темы бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике. Актуальность темы и, вместе с тем, ее недостаточная изученность предопределили наш выбор этой темы.

В качестве теоретической и методологической основой поведения исследования явились нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета по теме дипломной работы . При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, а также использованы фактические материалы по учету и отчетности.

В качестве объекта исследования послужило

Целью работы является рассмотрение организации учета постановки материалов, методов проведения аудиторской проверки на примере «Хлебокомбинат».

Следовательно задачами работы являются:

1. Рассмотрение материально-производственных запасов, как объекта учета и контроля, т. е. исследовать их:

§ Сущность;

§ Классификацию;

§ Оценку;

§ Нормативно-правовое обеспечение.

2. Изучить действующую практику учета материалов на исследуемом предприятии, т. е. анализ:

§ Документального оформления поступления, выбытия, расходования материалов;

§ Учета материалов на складе;

§ Взаимосвязи складского учета с бухгалтерским.

3. Разработать предложения и определить направления совершенствования организации учета.

Эти цели и задачи необходимо решить в ходе написания дипломной работы.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА

1.1 Нормативно – законодательная база

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» устанавливает следующее: Материально-производственные запасы – это часть имущества:

§ используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

§ предназначенная для продажи;

§ используемая для управленческих нужд организации.

Для изучения темы дипломной работы более подробно рассмотрим часть материально-производственных запасов, используемых при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Рассмотрим наиболее общие понятия, необходимые нам для изложения материала. Введение в действие с 1 января 1999 года Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» изменило официальные трактовки некоторых из них.

Таблица 1

Основные понятия по учету материалов

Определение

Имущество предприятия

Все хозяйственные средства предприятия: внеоборотные и оборотные средства

Оборотные средства

Часть материально-производственных запасов, используемая в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Предметы труда

Оборотные средства предприятия

Т. о. рассматриваемые нами материально-производственные запасы используются в качестве предметов труда . Они вместе со средствами труда и рабочей силой обеспечивают производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно . Себестоимость их полностью переносится на вновь созданный продукт.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов огромное значение имеют научно-обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В планировании, технологии и учете различают две важные группы , в основе которых лежат:

1) назначение и роль их в процессе производства;

2) технические свойства (сорт, размер, марка, вид, профиль).

В настоящее время при экономической нестабильности на рынке очень важное значение приобретает нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей.

Для более детальной проработки перечня законодательных актов и нормативных документов, а также для их систематизации составим таблицу

Таблица 2

Нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей

Законодательный акт, нормативный документ (назв-е, кем, когда принят, номер)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Утвержден указом Президента Российской Федерации

от 21.11.96 г. № 000 ФЗ

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года

Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 01.01.01 года №34

Приказ Минфина СССР от 1.11.91 г. №56 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению».

План счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 1 к Приказу Минфина СССР:

1) от 01.11.91 г №56 с изменениями и дополнениями

2) от 28.12.94 г № 000)

Инструкция по применения плана счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 2 к приказу Минфина СССР от 01.11.91 №56) с изм. и дополнениями (приказ Минфина РФ от 28.12.94 г № 000)

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования фин. результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 000; с изм. и дополн. Утв. Правительством РФ от 01.07.95 г № 000 и от 20.11.95 г № 000.

Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях (Утв. Минфином СССР 30.09.85 г № 000)

Положение по бух. учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (Приложение к письму Минфина СССР от 02.07.91 №40)

Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (Утв. Минфином СССР 14.01.67 №17)

Инструкция 2НС РФ от 11.11.95 №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость »

Положение по ведению бух. учета и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 15.06.98 г №25

На основании имеющейся нормативной базы и анализа специальной литературы можно выделить основные задачи учета материалов:

1) Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

2) Правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

3) Систематизированный контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализаций;

4) Своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы : «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств и НМА:

1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №26н,

2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.

3. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению.

4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №33н (в редакции от 01.01.2001г.).

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №34н (в редакции от 01.01.2001г.),

6. Земельное законодательство

7. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятий» (Утверждено Приказом Минфина России № 60 от 9 декабря 1998 г.

8. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 01.01.2001г. (в редакции от 01.01.2001г.),

9. О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 000 от 7 декабря 1996 г.).

Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

1.2. Порядок планирования и подготовки аудиторской проверки

В соответствии с нормативными и законодательными актами, реализующими операции с материально-производственными запасами, можно сформулировать следующие задачи и основные направления проверки:

1) Состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения контрольно-измерительными приборами; правильность приемки ТМЦ;

2) Сохранность ТМЦ; оформление материальной ответственности ;

3) Соблюдение порядка учета материалов и контроль за их использованием;

4) Правильность списания ТМЦ на производстве;

5) Своевременность и правильность проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов в бухгалтерском учете;

6) Обеспечение сохранности и правильность учета драгоценных материалов, изделия и спирта на складах в производстве.

Источники проверки:

Нормы расхода сырья и материалов в производстве

Нормативы расходов и потерь

Первичные документы по оформлению движения

Отчеты об использовании материалов в производстве

Статистическая и бухгалтерская отчетности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Как свидетельствует обобщающая информация таблицы 1 о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к которой относятся не только различные виды прибыли, но и также важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров, работ, услуг. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась на 7,9%; себестоимость проданных товаров – на 4,3%. При этом валовая прибыль увеличилась на 58,6%; расходы по продажам уменьшились на 63,4%; прибыль от продаж увеличилась на 1,2%; убыток до налогообложения уменьшился на 32,3%, а непокрытый убыток – на 71,3%.

Данные таблицы 1 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечный финансовый результат.

В соответствии с действующим законодательством предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности . Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, включая земельные участки , здания, сооружения, инвентарь, сырье, продукцию, долги, права требования, а также на обозначения, индивидуализирующее предприятие , его продукцию, работы и услуги другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Стоимостной и натурально-вещественный состав имущества предприятия определяется спецификой его производственно-хозяйственной деятельности и во многом определяет рыночный потенциал предприятия.

Анализ состава и динамики активов за годы произведен в таблице 2.

Таблица 2.

Состав и динамика активов за гг.

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к2002г.

1. Внеоборотные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Итого по разделу 1

2. Оборотные активы

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Денежные средства

Итого по разделу 2

Валюта баланса

Из анализируемой таблицы видно, что на предприятии увеличилась общая сумма хозяйственных средств (на 21,8% по отношению к 2002 году). За отчетный год структура активов анализируемого предприятия несколько изменилась: увеличилась доля основного капитала на 13,7% по отношению к 2002 году, а оборотного соответственно уменьшилась. Следовательно, имущество предприятия вложено в основном в долгосрочные активы – это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, нематериальные активы . В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и, как следствие, ухудшается финансовое состояние.

Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Капитал – это те средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Формируется капитал как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Анализ структуры источников формирования средств в за годы произведен в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что на данном предприятии основной удельный вес в источниках формирования активов занимает заемный капитал – 84,2% в 2003 году. Значительно снизилась доля собственного капитала с 20,5% в 2002 году до 15,8% в 2003 году. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятия. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Так как доля собственного капитала низкая, то буфер , который защищает кредиторов от убытков и риска потери капитала слабый.

Таблица 3.

Анализ структуры источников формирования средств в за годы

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к 2002г.

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Итого по разделу 4

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Итого по разделу 5

Валюта баланса

Средства в годах были созданы в основном за счет краткосрочных обязательств . В 2003 году заемный капитал представлен в основном долгосрочными обязательствами, его доля составила 84,3% к источникам всех средств. Следовательно, финансовое состояние предприятия неустойчивое, так как с заемными капиталами необходима постоянная оперативная работа: контроль над своевременным их возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого следует также отнести сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование являются ключевыми факторами успешной работы предприятия. Поэтому анализу использования трудовых ресурсов на предприятии должно уделяться большое значение.

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:

1. анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

2. анализ движения трудовых ресурсов;

4. анализ производительности труда и трудоемкости продукции;

Количественная характеристика трудовых ресурсов измеряется таким показателем, как среднесписочная численность работников, которая определяется путем деления общего количества дней, отработанных всеми работниками списочного состава за период, на количество дней в периоде.

Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельность работников предприятия, который определяется отношением выручки от реализации на среднесписочную численность работающих за отчетный период. Для постоянной тенденции к увеличению производительности труда требуется целый комплекс мер (от применения новых технологий до сокращения персонала), индивидуально разрабатываемых на каждом предприятии.

Фонд оплаты труда предприятия представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера.

Рассмотрим динамику численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда за г. г.

В тысячах рублей

Показатели

измерения

Среднесписочная численность работников

Производительность труда

тыс. руб./чел.

Фонд оплаты труда

Среднегодовая заработная плата

Доля заработной платы в затратах от обычных видов деятельность

Из данных таблицы 4 видно, что в отчетном году производительность труда выросла в 1,1 раза. Рост производительности труда был достигнут за счет увеличения выручки от реализации. Рост производительности труда является исключительно позитивной тенденцией эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Заработная плата в 2003 году по сравнению с 2002 годом выросла в 1,2 раза, что свидетельствует о положительной тенденции на предприятии.

Эффективное использование основного капитала - важнейшее условие увеличения прибыли, получаемой предприятием.

Более полное использование основных средств приводит также к уменьшению потребности ввода новых производственных мощностей при увеличении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличение доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направление большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию производства и управления и т. п.).

В процессе анализа необходимо изучить состав и структуру основных средств и дать оценку произошедшим изменениям (табл. 5).

Таблица 5.

Состав и структура основных средств за годы

В тысячах рублей

Показатели

Отклонение (+ ,-) по

сумма, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

сумме, тыс. руб.

Сооружения

Оборудование

Транспортные

Средства

Производственный и хозяйственный инвентарь

Другие виды основных средств

За анализируемый период в составе и структуре основных средств произошли следующие изменения. Стоимость зданий возросла на 13961 тыс. руб., и в удельном весе произошло снижение на 0,9%. Стоимость сооружений возросла на 2941 тыс. руб., и удельный вес в общей сумме основных средств снизился на 3,5%. Значительно возросла стоимость машин и оборудования, на 106551 тыс. руб. или 10,3%. Произошли незначительные изменения по остальным основным средствам: сумма производственного и хозяйственного инвентаря снизилась на 12 тыс. руб., стоимость транспортных средств снизилась на 28 тыс. руб., стоимость других видов основных средств также снизилась на 7469 тыс. руб.

В целом по предприятию стоимость основных средств, в 2003 году возросла по отношению к 2002 году на 115944 тыс. руб., в основном за счет приобретения нового оборудования.

Состояние и степень использования основных фондов определяют технический уровень производства, темпы и масштабы его развития, его эффективность. Таким образом, эффективность основных фондов формируется, во-первых, в процессе их создания и, во-вторых, в процессе их эксплуатации. Иначе говоря, эффективность основных фондов зависит от того, насколько целесообразно осуществляются капиталовложения , создаются и используются основные фонды. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств в за годы произведен в таблице 6. Анализ таблицы 6 показал, что в 2003 году среднегодовая стоимость основных фондов росла более быстрыми темпами, чем выручка от реализации продукции. В результате этого произошло снижение фондоотдачи и возрастание фондоемкости. Предприятию необходимо повышать эффективность использования основных фондов, это можно осуществлять в рамках имеющихся производственных возможностей и зависит от качества организации производства, его совершенства и оперативности.