Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как осуществляется сдача объекта в эксплуатацию? Порядок сдачи готовых объектов в эксплуатацию

Приемка объектов в эксплуатацию – завершающая стадия внешнего контроля качества строительной продукции. Правила приемки регламентируются СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85.
Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполнят в две стадии:
  1. Предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика;
  2. Окончательная приемка, осуществляемая Государственной комиссией.
Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, Государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных и других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ, заключение о возможности эксплуатации оборудования.
Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции.

В состав Государственной приемочной комиссии включаются следующие представители:
  • ГАСН;
  • Заказчика;
  • Генподрядчика;
  • Генерального проектировщика;
  • Органов государственного, санитарного и пожарного надзора;
  • Органов по использованию и охране водных ресурсов;
  • Финансирующего банка;
  • Технической инспекции профсоюзов;
  • Профсоюзной организации заказчика.
Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы:
  • Проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта;
  • Разрешение об отводе земельного участка; акты разбивки осей сооружения и сетей; акты на скрытые и специальные работы;
  • Данные о геологии и гидрогеологии строительной площадки, глубине заложения подошвы фундаментов;
  • Комплекты рабочих чертежей с необходимыми изменениями;
  • Утвержденный и исполнительный генпланы;
  • Перечень организаций, участвующих в проектировании и строительстве объектов;
  • Акты технической приемки объекта рабочей комиссией.

Существует ли в настоящее время Государственная приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов?

Как правило, любое строительство осуществляется по договору строительного подряда. Строительство подрядным способом регулируется параграфом 3 главы 37 ГК РФ. Порядку сдачи и приемки строительных работ посвящена ст. 753 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Организация приемки работ возложена на заказчика, если иное не предусмотрено условиями договора строительного подряда. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п.4 ст. 753 ГК РФ).

Акт приемки объекта капитального строительства удостоверяет, что обязательства исполнителя (подрядчика) перед застройщиком (заказчиком) выполнены, результаты работ соответствуют условиям договора и что застройщик (заказчик) принимает выполненные исполнителем (подрядчиком) работы.

Таким образом, сдача-приемка работ по строительству объекта осуществляется подрядчиком и заказчиком без участия государственных органов или органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК).

Государственные приемочные комиссии могут создаваться только в случаях строительства объектов за счет федерального бюджета, либо за счет бюджета субъекта РФ.

Создание государственных приемочных комиссий предусматривалось нормативными документами, принятыми еще во времена существования СССР. К ним, в частности, относятся:

  • постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов";
  • СНиП 3.01.0487 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84).

Эти нормативные акты разрабатывались исключительно для строительства, финансирование которого производилось за счет средств бюджетов различных уровней, и поэтому не могли учитывать условия хозяйственной деятельности, сложившиеся в инвестиционной деятельности позднее, в частности, с принятием ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Таким образом, возникла реальная необходимость пересмотра указанных нормативных документов. Такая попытка была предпринята Госстроем России, который своим письмом от 09.07.1993 N БЕ1911/13 рекомендовал к применению Временное положение по приемке законченных строительством объектов. Однако по требованию Минюста России указанное положение было отменено письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9.

После чего Госстрой России письмом от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 разъяснил порядок применения действующих нормативных документов по приемке законченных строительством объектов.

Так, Госстрой России указал, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов Российской Федерации в соответствии с СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве" и зарегистрированными Госстроем России. Если такие ТСН на территории отсутствуют, следует руководствоваться СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", в части, не противоречащей действующему законодательству. При этом приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями, а для объектов внебюджетного финансирования - инвесторами.

Таким образом, ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся на основании актов приемочных комиссий, а не государственных приемочных комиссий.

В настоящее время порядок ввода строительных объектов в эксплуатацию регулируется Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), после принятия которого все вышеперечисленные нормативные акты не применяются, как противоречащие ГрК РФ (ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ").

В соответствии со ст. 55 ГрК РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта, и удостоверяет соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно части 12 ст. 55 ГрК РФ право на установление формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставлено Правительству РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ 24.11.2005 принято постановление N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 N 121 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2006, регистрационный N 8477).

Статья 55 ГрК РФ определяет, какие документы должны быть представлены для ввода объекта в эксплуатацию. В перечне документов указывается акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), оформляемый в порядке, предусмотренном ст. 753 ГК РФ, а также заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Принципы определения случаев, когда госстройнадзор необходим, указаны в п.1 ст. 54 ГрК РФ. Отюда вытекает, что государственные органы должны участвовать в приемке объекта заказчиком (что и предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК РФ), но при этом они не формируют приемочной комиссии.

Создание государственных приемочных комиссий ГрК РФ не предусматривается.

ВЫВОД: В настоящее время приемка и ввод строительных объектов в эксплуатацию независимо от вида объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и ГрК РФ, не требующем создания государственной приемочной комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Пусковой комплекс - пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам (МДС 81-35.2004 (п. 3.12)).

Очередь строительства - под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов (МДС 81-35.2004 (п. 3.13)).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - бланк, которым удостоверяется выполнение строительства/реконструкции в полном объеме. Этим документом также подтверждается соответствие сооружения градостроительному плану. Разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта удостоверяет соблюдение требований планировочного и межевого проектов территории.

Уполномоченные органы

Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию производится по заявлению застройщика. Субъекту необходимо обратиться в одну из следующих структур:

  1. Исполнительный региональный, федеральный, муниципальный орган.
  2. Уполномоченную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере деятельности, касающейся изготовления, разработки, утилизации ядерного оружия и энергетических установок оборонного назначения.
  3. Госкорпорацию "Роскосмос".

Место расположения инстанций, указанных в п. 2 и 3, предоставляющих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, - Москва. Застройщик направляет заявление в ту структуру, которая выдала ему разрешение на строительство. Заинтересованное лицо может обратиться в них лично или через многофункциональный центр.

Пакет документов

Чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо предоставить следующие бумаги:


Нюансы

В документе и заключении, указанных в пунктах 6 и 9, приведенных выше, должна присутствовать информация о нормативных значениях параметров, включенных в требования по энергетической эффективности, а также о фактических величинах этих показателей. Последние определяются в отношении реконструированного/построенного сооружения путем проведения экспертиз, замеров, исследований, испытаний. В заключении и документе, кроме этого, должна присутствовать и иная информация, на основании которой устанавливается соответствие объекта установленным требованиям оснащенности учетными приборами и энергетической эффективности. При реконструкции/строительстве многоквартирного сооружения в акте органа госстройнадзора должны содержаться дополнительные данные. В частности, приводится класс энергетической эффективности, определяемый по нормам законодательства об энергосбережении.

Межведомственное взаимодействие

Документация (копии или информация, в них присутствующая), указанная в п. 1-3 и 9, запрашивается уполномоченными структурами в государственных, муниципальных органах, а также подведомственных им организациях, если застройщик не представил ее самостоятельно. Бумаги из пунктов 1-8, 12-13 на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передаются заявителем, если они отсутствуют в распоряжении у приведенных выше структур. Правительственным постановлением могут предусматриваться иные документы, необходимые для представления в уполномоченные органы. По межведомственным запросам материалы передаются в трехдневный срок.

Важный момент

Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию предоставляется только на основании документов, перечень которых установлен законодательством. Некоторые виды бумаг могут предъявляться в электронном виде. Правительство или высшая исполнительная структура региона вправе установить случаи, когда документы предоставляются исключительно через информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: сроки

Орган либо компетентная структура, регулирующая использование атомной энергии и осуществляющая госуправление в ходе осуществления мероприятий, связанных с утилизацией, изготовлением, разработкой ядерного оружия и энергетических установок оборонного значения, госкорпорация "Роскосмос" в течение 10 дней с даты поступления документов обеспечивают проверку достоверности сведений и правильности их отражения. Кроме этого, указанные структуры обязаны выполнить осмотр сооружения. По результатам проверки принимается решение о выдаче разрешения или отказе в этом.

Осмотр

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется по результатам проведенной визуальной проверки сооружения. В процессе осмотра реконструированного/построенного здания подтверждается или не подтверждается соответствие требованиям, установленным в проектной документации, градостроительном плане и иных бумагах. Осмотр не выполняется в отношении индивидуального жилищного строительства. Он также не производится, если при проведении мероприятий осуществляется госстройнадзор.

Основания для отказа

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предоставляется заявителю в случаях:

  1. Отсутствия документов, приведенных в перечне выше.
  2. Несоответствия сооружения требованиям, зафиксированным в градостроительном плане, или при реконструкции/строительстве/капремонте линейного объекта сведениям планировочного и межевого проектов.
  3. Расхождение фактических параметров с величинами, определенными проектной документацией. Это основание не применяется к сооружениям ИЖС.
  4. Несоответствие объекта требованиям, определенным в разрешении на строительство.

В законодательстве при этом присутствует одна оговорка, исключающая отказ. Не будет выступать как основание несвоевременное получение или неполучение документов, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия.

Дополнительно

Кроме приведенных выше оснований, причиной для отказа предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может служить неисполнение застройщиком предписаний, установленных статьей 51, ч. 18 Градостроительного кодекса. В этих случаях действует специальный порядок. В частности, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется по окончании процедуры безвозмездной передачи в уполномоченный орган, компетентную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую управление в сфере, связанной с утилизацией, разработкой и использованием ядерного оружия и энергетических установок, или в "Роскосмос" информации о сооружении. В числе сведений должны присутствовать данные о:

  1. Площади.
  2. Количестве этажей и высоте.
  3. Инженерно-техническом обеспечении.
  4. Проектной документации. Заявитель должен предоставить по одной копии всех разделов.
  5. Результатах инженерных изысканий (в одном экземпляре).

В уполномоченные инстанции, предоставляющие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, также предъявляется одна копия схемы планировки участка. На ней должно быть обозначено место размещения сооружения индивидуального жилищного строительства. Заявитель вправе обжаловать отказ предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в суде.

Общие правила

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, образец которого представлен в статье, предоставляется застройщику в случае, если в региональный, муниципальный, федеральный исполнительный институт власти, уполномоченную организацию, регулирующую порядок использования атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере изготовления, утилизации, разработки ядерного оружия и энергетических установок боевого назначения, Госкорпорацию "Роскосмос", была безвозмездно направлена копия схемы, на которой отображается расположение реконструированного/построенного сооружения, сетей инженерно-технической коммуникации в пределах участка, а также планировочная организация территории. Данные размещаются в информационной базе для обеспечения градостроительных работ.

Дальнейшие процедуры

После разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан провести процедуру постановки на учет. В ходе нее вносятся соответствующие изменения в госреестр реконструированного сооружения. В качестве обязательного приложения выступает техплан. Он подготавливается по правилам, установленным ФЗ №221. Разрешение на ввод (часть объекта в эксплуатацию предоставляется или все здание - значения не имеет) должно отражать сведения о сооружении в объеме, который необходим для выполнения кадастрового учета. Состав информации должен соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ №221 для текстового и графического разделов технического плана.

Завершающие этапы

По окончании строительства сооружения субъект, его осуществлявший, обязан передать застройщику результаты проведенных инженерных изысканий, акты освидетельствования конструкций, работ, участков инженерно-технических сетей, проектную и прочую документацию, необходимую для нормальной эксплуатации объекта. При выполнении мероприятий, направленных на сохранение памятников культурно-исторического наследия, предоставление рассматриваемого документа уполномоченными органами и компетентными организациями осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных в законодательстве относительно таких комплексов. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждается федеральным исполнительным институтом власти. В течение 3-х дней с даты предоставления документа уполномоченный орган направляет его копию в инстанцию, выполняющую госстройнадзор.

Налогообложение

Считается, что получение разрешения указывает на окончание работ с объектом и пригодность его к эксплуатации. Застройщик, который выступает как инвестор, оформляет сооружение в собственность, принимает его к учету в составе ОС. Последнее при этом может осуществляться как до регистрации права, так и после нее. Между тем многие застройщики интересуются, обязательно ли отнесение объекта к ОС после получения разрешения. Инвестор самостоятельно определяет готовность сооружения к использованию на том этапе, когда предоставлен документ. Чиновники, однако, против такого подхода. По их мнению, инвесторы таким способом оттягивают момент выплаты налога с имущества.

На практике готовность объекта определяется не наличием разрешения на ввод, а решением руководителя предприятия, для которого он реконструируется/строится. В случае недостаточной готовности застройщик вправе по закону выплачивать неполную сумму налога. В такой ситуации предприятие может признать объект пригодным к эксплуатации на этапе получения разрешения. Приняв соответствующее решение, организация может приступать к отделочным работам по своему ОС. Руководство предприятия может также закончить все ремонтные работы перед получением разрешения. Когда документ будет на руках, можно принять решение о готовности сооружения.

Расходы

Затраты на ввод сооружения в эксплуатацию в сводную смету не включаются. Они приводятся в отдельном документе. В смете учитываются расходы на:

  1. Выполнение мероприятий по пуску и наладке установок и оборудования подрядчиками.
  2. Материальные и топливно-энергетические ресурсы, необходимые для проверки и комплексного запуска оснащения.
  3. Содержание рабочих и инженерно-технических специалистов, осуществляющих пуск и наладку.
  4. Техническую помощь проектных, научно-исследовательских инстанций, выполняющих составление документации, экспертизу, консультирование, транспортировку персонала и прочие мероприятия.

Заключение

До вступления в действие нового законодательства ввод объекта реконструкции/строительства в эксплуатацию осуществлялся в соответствии с разными нормативными актами. Выбор того или иного положения производился в зависимости от типа здания. В январе 1988 г. были введены в действие СНиПы. В них устанавливался порядок, в соответствии с которым в эксплуатацию вводились промышленные объекты. По ранее существовавшему законодательству в качестве документа, подтверждающего окончание основного комплекса работ и соответствие фактических результатов требованиям проекта и техрегламентов, выступал акт государственной комиссии. В настоящее время действует иной порядок. Согласно правилам, ввод в эксплуатацию осуществляется при наличии разрешения, выданного уполномоченной исполнительной структурой или компетентной организацией, указанными в Градостроительном кодексе.

Для получения разрешения на эксплуатацию возведённой постройки необходимо организовать проведение работ, связанных с исследованием объекта. Результат мероприятия идентифицирует соответствие постройки законодательным требованиям.

Без разрешительной документации объект капитального строительства запрещено эксплуатировать

Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, следует ознакомиться с основами правовых норм, выполнение которых по всем правилам гарантирует, что строительный объект не несёт опасности, связанной с недоработками или ошибками работников. Результат обследования построенного объекта должен быть отражён в разрешительном документе. Он свидетельствует о компетентном выполнении работ в запланированном объёме.

Правовые нормы

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регулируется законодательными нормами, требующими неукоснительного выполнения всех предусмотренных мероприятий.

Другие нормативные акты составлены с учётом требований этого документа. Они его дополняют отдельными положениями, но не отклоняются от норм этого закона. В нормативно-правовых актах отражены все вопросы, касающиеся получения разрешительной документации, без которой невозможно официально сдать здание или сооружение в эксплуатацию. В них можно ознакомиться с перечнем документов, инструкцией по их заполнению и с утверждёнными формами разрешений.

Схема осуществления государственного строительного надзора

Достаточно информации можно почерпнуть из действующих СНиП, в которых регламентируется ввод в эксплуатацию объектов различной категории, к каждому из которых предъявляются отдельные требования.При проведении операции следует учитывать региональные нормативные акты.

Порядок рассмотрения и принятие решения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Для получения разрешения, без которого запрещено эксплуатировать постройку, необходимо действовать в соответствии с определённым алгоритмом. Необходимо пошагово выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявление.
  2. Подготовить пакет документации, являющийся приложением к заявлению.
  3. Написать сопроводительное письмо с приложением схемы объекта, в которой должен быть отображён план коммуникаций инженерно-технических сетей, обустроенных на рассматриваемом земельном участке.
  4. Подать заявление в специализированную организацию.

Решение о внесении постройки в реестровую базу данных, касающуюся кадастрового учёта, или в отказе в проведении мероприятия, принимается представителями уполномоченных органов после рассмотрения заявления с комплектом документации.

Документы для ввода в эксплуатацию объекта

Основные документы, регламентирующие архитектурно-строительную деятельность

Для получения разрешения к заявлению следует подготовить комплект бумаг, обосновывающих соответствие постройки определённым нормам, соблюдение которых гарантирует безопасную эксплуатацию. К этим бумагам относится:

  1. Документ, обосновывающий право собственности на земельный участок, где были произведены постройки. Это может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или кадастровый план.
  2. План земельного участка.
  3. Проект планировки с учётом разделения территории.
  4. Разрешение, полученное организатором стройки перед её началом.
  5. Акт приёмки объекта по форме КС – 11 предоставляется в случае договорного строительства.
  6. Акт о соответствии, подтверждающий соответствие постройки регламентированным требованиям. Он должен быть подписан застройщиком, который непосредственно организовал и реализовал строительные работы.
  7. Справка о соответствии постройки проектной документации. В ней должно быть отражена информация об энергетической эффективности, а также о наличии приборов учёта. Бумага подписывается застройщиком или техническим заказчиком.
  8. Документы о соответствии техническим условиям, составленные представителями организации, которые отвечают за функциональность инженерно – технических сетей. К ним относятся такие предприятия, как энергетические компании и городской водоканал.
  9. Схематический план расположения инженерно-технических сооружений на территории постройки, подписанный застройщиком или техническим заказчиком. В случае если постройка относится к категории индивидуальной, в которой работы были выполнены без привлечения наёмных работников, данная бумага не требуется.
  10. Заключение подразделений государственного строительного надзора о соответствии проектной документации и техническим нормам.
  11. Нотариально заверенная копия договора обязательного страхования. Она необходима для страховки заказчика от финансовых потерь на случай аварий и нанесения вреда здоровью работникам в процессе выполнения строительных работ, поскольку они относятся к категории опасных.
  12. План объекта, оформленный в техническом виде.

Читайте также: Что такое фондовооруженность: как рассчитать

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Если при подаче документации на рассмотрение отсутствует хотя бы один документ, или бумаги оформлены без учёта требований к форме бланка или к нотариальному заверению, то заявление не будет рассматриваться и заявителю будет отказано в выдаче разрешения.

Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

Как проводится итоговая проверка

Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования. Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.

Приборы учёта

В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.

В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении. После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.

Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

Мы предлагаем услуги по оформлению исполнительной документации в Сочи:
Примерные цены на исполнительную документацию

1. разработка ППР (проект производства работ (в зависимости от вида работ) – от 22000 руб.;
2. оформление комплекта исполнительной документации (на скрытие конструкции / участка сети) до 15 единиц – от 40000 руб.;
свыше 15 единиц – от 65000 руб.
3. Ведение журнала (за каждый) работ от 17000 руб./шт.
«единица» — 1 акт с необходимыми приложениями

1.1. Акт приемки геодезической разбивочной основы для строительства.
1.2. Исполнительная схема геодезической разбивочной основы для строительства. 1.3. Акт выноса в натуру (разбивки) основных осей здания (сооружения).
1.4. Исполнительная схема выноса в натуру (разбивки) основных осей здания (сооружения).
1.5. Исполнительные схемы по элементам, конструкциям и частям зданий и сооружений.
1.5.1. Исполнительная схема котлована.
1.5.2. Исполнительная схема свайного основания.
1.5.3. Исполнительная схема фундаментов.

1.5.4. Поэтажные исполнительные схемы многоэтажных зданий.
1.5.5. Высотная исполнительная схема площадок опирания панелей, перекрытий и покрытия здания.
1.5.6. Исполнительная схема лифтовой шахты.
1.5.7. Исполнительная схема кровли.
1.5.8. Исполнительная схема колонн каркасного здания.
1.5.9. Исполнительная схема благоустройства.
1.5.10 Исполнительная схема расположения объекта капитального строительства в границах земельного участка.
1.6. Исполнительные чертежи и продольные профили подземных сетей инженерно-технического обеспечения.
1.6.1. Исполнительный чертеж наружных сетей водоснабжения.
1.6.2. Исполнительный чертеж наружных сетей канализации.
1.6.3. Исполнительный чертеж наружных тепловых сетей.
1.6.4. Исполнительный чертеж наружных сетей газоснабжения.
1.6.5. Исполнительный чертеж наружных сетей электроснабжения.
1.6.6. Исполнительный чертеж телефонной канализации.
1.6.7. Исполнительный чертеж наружных сетей связи.
1.6.8. Исполнительный чертеж по сооружениям защиты от электрокоррозии.

2. Акты освидетельствования выполненных работ и испытаний строительных конструкций
2.1. Акт проверки качества грунтов основания.

2.2. Погружение свай, свай-оболочек, шпунта, опускных колодцев и кессонов.
2.3. Стыкование составных свай и свай-оболочек.
2.4. Бурение всех видов скважин.
2.5. Армирование буронабивных скважин.
2.6. Заполнение (инъецирование) буронабивных скважин.
2.7. Устройство искусственных оснований под фундаменты.
2.8. Армирование железобетонных фундаментов, стен, колонн, перекрытий и покрытий
2.9. Монтаж фундаментных блоков.
2.10. Установка анкеров и закладных деталей в монолитные бетонные и железобетонные конструкции.
2.11. Гидроизоляция фундаментов.
2.12. Акт приемки подземной части здания (нулевого цикла).
2.13. Армирование кирпичной кладки стен, колонн, перегородок.
2.14. Утепление наружных ограждающих конструкций.
2.15. Замоноличивание монтажных стыков и узлов.
2.16. Герметизация стыков стеновых панелей.
2.17. Монтаж металлоконструкций.
2.18. Антикоррозийная защита металлоконструкций.
2.19. Антикоррозионная защита сварных соединений.
2.20. Акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборников.
2.21. Ограждение балконов и лоджий, армирование.
2.22. Гидроизоляция ограждающих конструкций.
2.23. Гидроизоляция санитарных узлов и балконов.
2.24. Акт промежуточной приемки ответственных конструкций (фундаментов, этажей, пролетов).
2.25. Устройство звукоизоляции полов.
2.26. Антисептирование и огневая защита деревянных конструкций.
2.27. Устройство кровельных покрытий металлическими листами, металлочерепицей, волнистой асбофанерой и пр.
2.28. Акт приемки кровли.
2.29. Акт приемки молниезащиты и заземления.
2.30. Акт замера сопротивления при устройстве молниезащиты и заземления.
2.31. Акт приемки дополнительных специальных устройств по слабым токам (сигнализация, местная телефонная связь, видеонаблюдение и др.).
2.32. Акт приемки и отделки фасада.
2.33. Справка о выполнении благоустройства и озеленения.
2.34. Акт освидетельствования и проверки вентиляционных и дымовых каналов.
2.35. Протокол измерения уровня шума в помещениях.
2.36. Протокол исследования воздуха в закрытых помещениях.
2.37. Протокол радиационного обследования помещений.
2.38. Санитарно-эпидемиологическое заключение по радиационному фактору.
2.39. Протокол испытания питьевой воды.
2.40. Акт тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания (сооружения).(теплотехнический паспорт)
2.41. Другие акты испытаний строительных конструкций, в случаях предусмотренных проектной документацией и требованиями технических регламентов (норм и правил).

3. Акты освидетельствования и испытаний участков сетей инженерно-технического обеспечения

3.1. Отопление и вентиляция
3.1.1. Акт гидростатического испытания котлов низкого давления.
3.1.2. Акт приемки отопления.
3.1.3. Акт приемки естественной вентиляции.
3.1.4. Акт приемки систем приточно-вытяжной вентиляции с приложением паспортов систем.
3.1.5. Акт приемки системы кондиционирования воздуха с приложением паспортов системы.
3.1.6. Акт приемки кислородоснабжения.
3.2. Водопровод и канализация
3.2.1. Акт испытания систем внутренней канализации и водостоков.
3.2.2. Акт приемки системы и выпусков водостока здания.
3.2.3. Акт приемки системы и выпусков внутренней канализации.
3.2.4. Акт гидростатического или манометрического испытания системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения.
3.2.5. Акт обследования водомерного узла.
3.2.6. Протоколы физико-химического и бактериологического исследования воды.
3.2.7. Акт приемки внутренних систем хозяйственного и горячего водоснабжения, квартирных водосчетчиков
3.3. Газораспределение
3.3.1. Строительный паспорт подземного (надземного) газопровода, газового ввода.
3.3.2. Строительный паспорт внутреннего газового оборудования.
3.3.3. Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
3.3.4. Акт приемки внутренней и наружной сети газопровода.
3.4. Монтаж лифтов
3.4.1. Акт полного технического освидетельствования лифта.
3.4.2. Акты технической готовности и приемки подъемно-транспортного оборудования.
3.4.3. Акт приемки ОДС(диспетчеризация).
3.5. Системы пожаротушения и пожарной сигнализации
3.5.1. Акт испытания пожарного водопровода и пожарных гидрантов.
3.5.2. Акт приемки систем противопожарной защиты после комплексного опробования.
3.6. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы
3.6.1. Акт приемки холодильных установок.
3.6.2. Акт приемки технологического оборудования.
3.6.3. Акты приемки медицинского оборудования.
3.6.4. Акты приемки специальных систем и оборудования.
3.7. Наружные тепловые сети

3.7.1. Акт приемки внутриквартальных тепловых сетей
3.7.2. Акты приемки законченных строительством инженерных сооружений (ЦТП, бойлерной, насосной, и т.д.).
3.8. Наружные сети водоснабжения и канализации
3.8.1. Акт приемки внутриквартальных водостоков.
3.8.2. Акт приемки пристенных дренажей и водовыпусков в водостоки.
3.8.3. Акт об обеспечении объекта водоснабжением.
3.8.4. Разрешение на спуск сточных вод в городскую сеть.
3.9. Наружные сети электроснабжения
3.9.1. Акт допуска или акт испытания электроустановки (по типовым сериям строительства).
3.9.2. Справка о приемке сетей электроснабжения.
3.9.3. Справка о приемке работ по наружному освещению.
3.9.4. Акты приемки законченных строительством инженерных сооружений (РТП, ТП и др.).
3.10.1 Справка городской телефонной сети о приемке работ по телефонной канализации и калиброванию.
3.10.2 Справка городской радиотрансляционной сети о приемке работ по радиофикации.
3.10.3 Справка эксплуатирующей организации о приемке сетей кабельного или других систем телевидения.

4. Акты, свидетельствующие о соответствии объекта проектной документации и подтверждающие его безопасность
4.1. Акт радиационного обследования объекта и ПДК объекта.
4.2. Акт радиационного обследования участка застройки.
4.3. Справка бюро технической инвентаризации об эксплуатационных показателях объекта или его технический паспорт.

II. Общий и специальные журналы, в которых осуществлялся учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
1. Общий журнал работ.

2. Специальные журналы работ:

7. Исполнительная съемка наружных сетей, согласованная с ГлавАПУ
8. Акты приемки ответственных конструкций (определяются автором проекта)
9. Акты освидетельствования скрытых работ при выполнении ответственных конструкций
10. Заключение авторского надзора о соответствии построенного объекта требованиям рабочего проекта, нормативных документов (при наличии договора на авторский надзор)

Для получения справок о выполнении ТУ необходимо представить в соответствующие эксплуатирующие организации следующую документацию:

1. Электротехнические устройства
1.1. Акт приемки оборудования в монтаж.
1.2. Акт готовности строительной части под монтаж электротехнических устройств.
1.3. Акт проверки осветительной сети на правильность зажигания внутреннего освещения.
1.4. Акт проверки осветительной сети на функционирование и правильность монтажа установленных автоматов.
1.5. Акт освидетельствования заземляющих устройств.
1.6. Паспорт заземляющего устройства.
1.7. Протокол измерений сопротивления изоляции
1.8. Протокол проверки полного сопротивления петля фаза-ноль.
1.9. Протокол проверки обеспечения условий срабатывания УЗО.
1.10. Акт технической готовности электромонтажных работ.
1.11. Акт допуска электроустановки в эксплуатацию.
1.12. Акт приемки дополнительных специальных устройств по слабым токам (сигнализация, местная телефонная связь, видеонаблюдение и др.).

2. Наружные тепловые сети
2.1. Акт освидетельствования траншей при подземной прокладке трубопроводов.
2.2. Акт освидетельствования оснований и опор под трубопроводы.
2.3. Акт освидетельствования тепловой изоляции.
2.4. Акт освидетельствования тепловых камер.
2.5. Акт на прокладку трубопроводов.
2.6. Акт о проведении испытаний трубопроводов на прочность и герметичность.
2.7. Акт о проведении промывки (продувки) трубопроводов.
2.8. Акт о проведении растяжки компенсаторов.
2.9. Акт об обеспечении объекта постоянным теплоснабжением.
2.10 Акты приемки законченных строительством инженерных сооружений (ЦТП, бойлерной, насосной, и т.д.).

3. Наружные
3.1. Акт освидетельствования траншей.
3.2. Акт освидетельствования оснований под трубопроводы.
3.3. Акт освидетельствования колодцев.
3.4. Акт на прокладку трубопроводов.
3.5. Акт о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность.
3.6. Акт о проведении приемочного гидравлического испытания безнапорного трубопровода на прочность и герметичность.
3.7. Акт о проведении промывки и дезинфекции трубопроводов (сооружений) хозяйственно-питьевого водоснабжения.
3.8. Акт приемки внутриквартальных тепловых сетей.
3.9. Акт приемки внутриквартальных водостоков.
3.10. Акт приемки пристенных дренажей и водовыпусков в водостоки.
3.11. Акт об обеспечении объекта водоснабжением.
3.12. Разрешение на спуск сточных вод в городскую сеть.
4. Наружные сети электроснабжения

4.1. Акты освидетельствования траншей и оснований под монтаж кабелей.
4.2. Протокол испытания силового кабеля напряжением свыше 1000 В.
4.3. Протокол осмотра и проверки сопротивления изоляции кабелей на барабанах перед прокладкой.
4.4. Протокол прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах.
4.5. Журнал прокладки кабелей.
4.6. Акт освидетельствования кабельных муфт.
4.7. Акт освидетельствования защитного покрытия кабелей.
4.8. Акт допуска или акт испытания электроустановки (по типовым сериям строительства).
4.9. Справка о приемке сетей электроснабжения.
4.10 Справка о приемке работ по наружному освещению.
4.11 Акты приемки законченных строительством инженерных сооружений (РТП, ТП и др.).

5. Наружные сети связи
5.1. Акт освидетельствования траншей.
5.2. Акт освидетельствования кабельной канализации.
5.3. Акт на прокладку кабелей.
5.4. Акт освидетельствования колодцев кабельной связи.
5.5. Справка городской телефонной сети о приемке работ по телефонной канализации и кабелированию.
5.6. Справка городской радиотрансляционной сети о приемке работ по радиофикации.
5.7. Справка эксплуатирующей организации о приемке сетей кабельного или других систем телевидения

Для сдачи внутренней системы электроснабжения и слаботочных систем необходимо представить в соответствующие эксплуатирующие организации следующую документацию:

6. Техническая документация по электромонтажным работам (утвержденная подписями и печатью директора)
6.1. Акт на скрытые работы по прокладке проводов
6.2. Акт приемки электроустановки рабочей комиссией
6.3. Сертификаты на изделия и материалы
6.4. Перечень защитных средств с протоколами испытаний противопожарного инвентаря
6.5. Акт о проведении ревизии и маркировки средств учета электроэнергии
6.6. Протоколы приемо-сдаточных испытаний
6.7. Акт технической готовности электромонтажных работ, ведомость смонтированного оборудования
6.8. Акт ревизии ВРУ и щитов освещения, протокол осмотра и проверки смонтированного оборудования
6.9. Паспорт заземляющего устройства, схема заземляющего устройства
6.10. Паспорта на трансформаторы с поверкой, ВРУ, квартирные однофазные счетчики
6.11. Заверенные сертификаты на провода, кабеля, розетки, выключатели, светильники и т.д.
6.12. Протокол испытания защитных средств, свидетельство лаборатории проводившей замеры
6.13. Акт технической готовности АСКУЭ (пломб., прием в экспл.)

7. Технический отчет по электрическим измерениям (утвержденный директором)
7.1. Протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами
7.2. Протокол измерения сопротивления изоляции силовых и осветительных проводок
7.3. Протокол измерения сопротивления заземляющего устройства
7.4. Протокол проверки срабатывания автоматов
7.5. Протокол проверки схем АВР, протокол проверки работоспособности УЗО
7.6. Протокол замера петли «фаза-нуль»
7.7. Акт монтажа уравнителей потенциалов в ванной комнате и протоколы замеров
7.8. Акт монтажа уравнителей потенциалов при входе в здание и наличие заземления на всех металлических изделиях, с протоколами замеров
7.9. Акт освидетельствования скрытых работ по монтажу заземляющего устройства (СМУ)
7.10. Паспорт молниезащиты, схема молниезащиты (СМУ)

Для получения Акта технического освидетельствования сетей водопровода и канализации необходимо представить в соответствующие эксплуатирующие организации следующую документацию:

8.1. Копия технических условий
8.2. Копия протокола согласования рабочего проекта
8.3. Копия плана сетей В и К из рабочего проекта
8.4. Акты на скрытые работы по прокладке водопровода
8.5. Акт на гидравлическое испытание водопровода
8.6. Акты на скрытые работы по прокладке канализации
8.7. Акт на пролив канализации
8.8. Акт на проведение испытаний на герметичность фекальной канализации
8.9. Копии бактериологического и химического анализов воды
8.10. Справка СВПЧ УПО МВД
8.11. Копия платежного поручения за долевое участие (если оговорено в ТУ)
8.12. Копия платежного поручения за технический надзор (согласно договора на технический надзор)
8.13. Исполнительная съемка сетей В и К из ГлавАПУ в 5 экз
8.14. Копия платежных поручений за врезки в сети водопровода и канализации
8.15. Копия платежного поручения за промывку сетей водопровода

Если в подвале жил. дома находятся повысительные насосы, необходимо представить следующую документацию:
9.1. Паспорт на насосы
9.2. Копию договора технического обслуживания насосов
9.3. Копию протокола измерения уровней шума и вибрации (в ЦГСЭН г. Казани)

Для заключения договора на технический надзор за строительством сетей ВК необходимо представить следующую документацию:
10.1. Полное наименование организации (заказчика)
10.2. ФИО руководителя
10.3. Реквизиты заказчика
10.4. Общую сметную стоимость всего строительства

Для сдачи в эксплуатацию сетей теплоснабжения необходимо представить следующую документацию:
11.1. Копия ТУ
11.2. Справка о выполнении ТУ
11.3. План инженерных сетей теплоснабжения с подписью, штампом Заказчика и Генподрядчика «К производству работ», а также спецификация материалов и оборудования
11.4. Протокол согласования проекта, организации выдавшей ТУ
11.5. Перечень организаций принимавших участие в строительстве
11.6. Лицензии проектной организации и организаций, принимавших участие в строительстве
11.7. Акты по теплотрассе (в т.ч. ГВС)
11.7.1. Устройство траншеи
11.7.2. На устройство основания под теплотрассу (ГВС)
11.7.3. На устройство и армирование бетонного основания
11.7.4. На устройство основания под фундамент тепловой камеры
11.7.5. Кладка или монтаж стен тепловой камеры
11. 7.6. Гидроизоляция стен
11.7.7. Устройство дренажного колодца (отвод воды)
11.7.8. Монтаж перемычек или балок ТК
11.7.9. На монтаж перекрытия ТК
11.7.10. Бетонирование дна ТК
11.7.11. Монтаж лотков теплотрассы (ГВС)
11.7.12. Гидроизоляция лотков
11.7.13. Монтаж трубопровода
11.7.14. Устройство подвижных и неподвижных опор
11.7.15. Устройство компенсаторов
11.7.16. Испытание компенсаторов
11.7.17. Гидравлическое испытание трубопровода
11.7.18. Испытание на герметичность (пневмоиспытание)
11.7.19. Монтаж запорной арматуры
11.7.20. Ревизия задвижек
11.7.21. На промывку трубопровода
11.7.22. Антикоррозийная защита
11.7.23. Теплоизоляция труб и покровный слой
11.7.24. Герметизация вводов
11.7.25. Устройство гидроизоляции перекрытия
11.7.26. Обратная засыпка траншеи
11.8.27. Сетификаты и паспорта на задвижки и вентиля
11.9. Сертификаты качества
11.9.1. На металлические трубы
11.9.2. Соединительные детали отводы, сгоны
11.9.3. На электроды
11.9.4. Теплоизоляционный и покровный материал
11.10. Копии удостоверений сварщиков, протокол аттестации сварщиков
11.11. Паспорт па счетчик, поверка счетчика
11.12. Паспорт и сертификат манометра, поверка манометра
11.13. Технические паспорта на железобетонные кольца, крышки, конструкции
11.14. Исполнительная схема

Итак, цикл строительства подошел к концу – проведены все строительные и отделочные работы, к дому подключены инженерные коммуникации, а в помещениях уже видели дизайнера по интерьерам. И для того чтобы поставить точку в мытарствах хозяина нового жилища необходима только одна операция – сдача объекта строительства. Но вот тут-то к разомлевшему от осознания предпринятых усилий и затраченных средств заказчику и могут пожаловать, казалось бы, уже хорошо забытые неприятности.

Например, строительная компания, совершенно неожиданно, может увеличить смету финального этапа работ. А представители различных «надзоров» могут предпринять еще более странные действия, целью которых будет попытка доказать, что новый дом не соответствует правилам пожарной безопасности или нарушает санитарные нормы. Но все эти досадные неприятности меркнут перед главной проблемой, обозначить которую готовы местные контролирующие органы, способные «подвести» уже построенное здание под категорию «самостроя».


И именно для того, чтобы этих волнения не коснулись доброго и доверчивого заказчика работ, ему необходимо заранее подготовиться к такой процедуре, как прием и сдача строительства дома.

Для этого, во-первых , необходимо собрать действительно полный комплект разрешительных документов, одно наличие которых способно «успокоить» расшалившиеся государственные структуры. Наличие разрешения на строительство, заверенного в надзорных органах «снимет все вопросы» от чиновников – любая попытка поставить под сомнение подписи на разрешении будет выглядеть, как вызов вышестоящему руководству.

Во-вторых , строительная компания должна работать только по договору, которым будет регламентироваться процесс изменения сметы. Причем заказчики «с опытом» советуют указать в договоре максимально затянутые сроки оплаты работ. В идеале расчет со строителями должен состояться после того, как произойдет сдача объекта строительства. В ином случае все недочеты и недоделки придется исправлять за собственный счет.

В-третьих , необходимо помнить, подрядчик (строительная организация) также может заставить заказчика уважать свои права. Градостроительный кодекс (ГК) настаивает на обязанности заказчика работ в кратчайшие сроки организовать процедуру сдачи-приемки нового дома после официального сообщения о завершении строительства. Причем и прием, и сдача строительства дома происходит за счет заказчика новостройки. А согласно п. 2 статьи 705 Градостроительного кодекса заказчика работ обяжут ответить за недостаточно мотивированный отказ в приемке новостройки.

Но это не означает, что в процессе сдачи строительная компания может шантажировать заказчика и подстегивать процесс принятия объекта. В конце концов, по той же 705 статье ГК заказчик может возложить расходы за процесс сдачи и приема объекта на саму строительную компанию. Для этого необходимо включить соответствующее уточнение в договор выполнения строительных работ.

Разумеется, подобные «перекосы интересов» заказчика и исполнителя строительных работ сегодня встречаются нечасто. Ведь сторонам процесса приемки и сдачи работ нужно – завершить отношения и сдать/принять объект. Поэтому, в большинстве договоров оговаривается возможность осуществить приемку и сдачу объекта по частям. Правда, по нормам пункта 3 статьи 753 ГК ответственность за сохранность принятого объекта будут нести его владелец.

Поэтому сдача объекта строительства по частям происходит либо в случае привлечения к работам нескольких подрядчиков (например, основное строительство делает одна фирма, а отделочные операции – другая), либо в том случае, если в процессе строительства предусмотрено возведение сразу нескольких объектов (каждое строение будет приниматься и сдаваться отдельно).

Конечно, и заказчик, и исполнитель работ могут отказаться подписывать акт сдачи и приема объекта. Причем причины для этого решения могут быть любые. Однако по нормам статьи 753 ГК сдача строительства дома будет признана легитимной даже в том случае, если под актом приема работ стоит подпись всего одной стороны этого процесса. И, разумеется, законность такого акта продержится лишь до первого судебного заседания, на котором отказавшаяся от подписи сторона должна озвучить те аргументы, которые подтолкнули ее к отказу и судебному разбирательству. Поэтому, для отказа от подписи под актом приема и сдачи работ нужны действительно веские причины.

Но такая «война» за сдачу объекта является большой редкостью. Строительная фирма нуждается в благодарном отзыве, а заказчик желает получить объект без недостатков. Поэтому, в случае обнаружения каких-либо погрешностей или брака в акте приема и сдачи работ происходит фиксация подобных случаев и обязательно указываются сроки их устранения. И этот процесс регламентирован нормами статьи 753 Градостроительного кодекса.