Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Инвентаризация не прошла в срок что делать. Проведение инвентаризации обязательно: случаи, порядок, сроки. В каких случаях проведение инвентаризации обязательно

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Компания обязана провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением бухгалтерской финансовой отчетности. Компания не имеет основных средств, запасов и прочего имущества на конец года. В связи с данной ситуацией просим прокомментировать следующие вопросы:1) Должна ли Компания в таком случае проводить инвентаризацию?2) Нужно ли распечатывать «пустые» ведомости по результатам инвентаризации?3) Если не нужно проводить инвентаризацию, то следует ли подготовить приказ/распоряжение о том, что на балансе Компании имущества нет и инвентаризация не проводилась?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационной описи* ( не менее, чем в двух экземплярах.">п. 2.5 ). Для этого есть унифицированные бланки. Для каждого вида имущества заполните свою форму (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Инвентаризационная опись

Опись заполните вручную или на компьютере. Подробные правила описаны в пункте 2.9 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 . Так, наименования и количество проверяемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. А на каждой странице описи впишите прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество, которое значится на данной странице. При этом не важно, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Излишки и недостачи

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, то оформите сличительную ведомость.* Ее составьте только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 .

Сличительные ведомости можно разработать самостоятельно. Или же проще воспользоваться формами , которые утверждены пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Такой вывод следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Несвоевременное проведение обязательной инвентаризации

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за то, что та не провела инвентаризацию, хотя была обязана

Нет, не может.

Законодательство не предусматривает наказания за непроведение инвентаризации. Проводить такие проверки в интересах самой организации.* Так можно проверить достоверность данных о своем имуществе и обязательствах (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). А без регулярных инвентаризаций имущества и обязательств бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться неправильной. И вот за это штрафы уже будут грозить как самой организации, так и ее ответственным сотрудникам ( , ).

Внимание: данные бухгалтерской отчетности могут быть признаны недостоверными, если инвентаризацию провели не по правилам либо ее результаты оформили с нарушениями.

Обнаружить это могут в ходе аудиторской проверки или, например, когда организация станет взыскивать через суд ущерб с материально ответственного сотрудника и подаст туда данные инвентаризации. Какие ошибки чаще всего допускают в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов, можно посмотреть в таблице .

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Новый закон о бухучете, действующий с 1 января 2013 г., не содержит перечня случаев, когда инвентаризация является обязательной. В связи с этим у бухгалтеров возникает много вопросов. Когда необходимо проводить инвентаризацию? Какими документами руководствоваться при ее проведении? К каким последствиям может привести отсутствие данных инвентаризации? Ответы — в нашей теме номера.

Обязанность или право?

В старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было четко указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № ­129-ФЗ). В пришедшем ему на смену Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) такого перечня нет. В нем лишь сказано, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Такая формулировка создает впечатление, что перечень обязательных случаев инвентаризации должен быть утвержден отдельным законодательным актом. И пока такого акта нет, организация сама устанавливает, когда ей проводить инвентаризацию. Но это не так.

Дело в том, что до принятия федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). То есть продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по бухучету), в п. 27 которого установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, зло­употребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К таким «другим» случаям, в частности, относятся требования об обязательном проведении инвентаризации, содержащиеся в НК РФ . Так, инвентаризация необходима при определении суммы резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом должна проводиться инвентаризация дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций.

Если организация в налоговом учете формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, она обязана на конец налогового периода провести инвентаризацию указанного резерва (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях необходимо проводить инвентаризацию независимо от того, поименованы они в перечне случаев проведения инвентаризации, установленных организацией, или нет.

Порядок проведения инвентаризации

Поскольку до настоящего времени новый порядок по проведению инвентаризации не принят, нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее - Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждается приказом (распоряжением, постановлением) руководителя организации. Сведения о фактичес­ком наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (разд. 2 Методических указаний).

В отношении имущества, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть записываются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (п. 4.1 Методических указаний).

Формы документов, используемых при инвентаризации

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона № ­402-ФЗ). Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого определения, инвентаризация является фактом хозяйственной жизни, поскольку ее результаты могут оказать влияние на финансовое положение организации и финансовый результат ее деятельности. А значит, результаты инвентаризации должны быть оформлены первичными документами.

В новом законе о бухучете требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов больше нет. Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ всю первичку утверждает руководитель организации. В информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступ­лении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“» специалисты финансового ведомства разъяснили, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, больше не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые до­кументы).

Унифицированные формы первичной учетной документации, применяемые при инвентаризации, были утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. С 1 января 2013 г. они больше не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Соответственно, организации нужно либо разработать собственные формы, либо утвердить применение унифицированных форм.

При разработке собственных форм можно отталкиваться от рекомендуемых форм документов, приведенных в приложениях к Методическим рекомендациям. Разрабатываемые формы должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ .

Чем грозит отсутствие инвентаризации

Сразу скажем, что за сам факт непроведения инвентаризации действующим законодательством ответственность не предусмотрена. И хотя налоговые органы иногда пытаются штрафовать организацию по ст. 120 НК РФ , квалифицируя отсутствие актов инвентаризации как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения, суды не находят в таких действиях состава правонарушения, преду­смотренного данной статьей НК РФ .

Так, в постановлении от 02.02.2010 № 17АП-13093/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что для целей применения ст. 120 НК РФ действует принцип: только то является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что прямо перечислено в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ . Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), даже те, которые так или иначе связаны с нарушением по учету доходов и расходов и объектов налогообложения, не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 120 НК РФ . Соответственно за отсутствие актов инвентаризации и приказа об инвентаризации оштрафовать по ст. 120 НК РФ нельзя. Постановлением ФАС Уральского округа от 06.05.2010 № Ф09-3206/10-С2 это решение было оставлено в силе.

Но следует иметь в виду, что инвентаризация как механизм контроля может помочь избежать нарушений, за которые ответственность установлена. Например, при проведении проверки налоговики могут выявить излишки материально-производственных запасов, которые не были учтены в бухгалтерском учете, и посчитать их в качестве безвозмездно полученного имущества. И если это приведет к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более и (или) к занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Штраф составит от 2000 до 3000 руб. Помимо этого, в случае занижения налоговой базы организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Анализ судебной практики показывает, что отсутствие данных инвентаризации может привести к отказу в вычете НДС и к невозможности учесть в составе расходов затраты в пределах норм естественной убыли. Проблемами может обернуться и списание безнадежной задолженности без проведения ежегодных инвентаризаций. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Проблемы с вычетом НДС

Такие проблемы могут возникнуть при переходе со спецрежимов на общую сис­тему налогообложения. Так, при переходе с УСН действует следующее правило, установленное в п. 6 ст. 346.25 НК РФ : суммы «входного» НДС, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налого­обложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ . Аналогичное правило действует и при переходе с ЕНВД (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).

В обоих случаях для применения вычетов необходимо подтвердить остаток нереализованных товаров на дату смены режима налогообложения. И данные инвентаризации здесь могут оказаться очень кстати. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30.06.2011 № А11-5001/2010 отклонил довод налоговиков о том, что общество не подтвердило, что затраты на приобретение товара, НДС по которым был предъявлен к вычету, не отнесены на расходы при исчислении налоговой базы по УСН. Суд указал, что в подтверждение наличия остатков товара на дату смены режима налогообложения и их размера общество представило бухгалтерский баланс, оборотные сальдовые ведомости, инвентаризационные описи, отчеты о розничных продажах, отчеты по проводкам, анализ счетов 41 «Товары» и 19 «Налог на добавленную стоимость», расшифровку строк книги доходов и расходов при УСН. На основании этих документов суд признал, что общество доказало наличие остатка товара и правомерно предъявило НДС к вычету.

А в постановлении от 11.06.2013 № А82-495/2012 ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел аналогичную ситуацию при переходе с ЕНВД. В этом деле суд установил, что один из членов инвентаризационной комиссии участия в инвентаризации не принимал и инвентаризационные описи не подписывал, поэтому результаты инвентаризации в силу п. 2.3 Методических указаний являются недействительными. Кроме того, снятие фактических остатков товара было произведено по состоянию на 29 декабря. Между тем товар, по которому заявлялись вычеты, согласно документам поступил 31 декабря. В результате суд согласился с налоговиками, что из инвентаризационных описей, оборотно-сальдовых ведомостей, книги покупок невозможно достоверно установить остаток товара, который был приобретен в период осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и не был реализован на момент перехода общества на общий режим налого­обложения. Суд пришел к выводу, что общество не подтвердило правомерность заявленных налоговых вычетов. Определением ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12624/13 в передаче дела на пересмотр было отказано.

Естественная убыль

Налоговый кодекс разрешает учитывать в составе материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Суды считают, что нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. А недостача может быть выявлена при приемке материальных ценностей либо по результатам инвентаризации. Именно к таким выводам пришел Арбитражный суд г. Москвы в решении от 07.03.2012 № А40-96838/11. Он разъяснил, что убыль, выявленную при инвентаризации, рассчитывают на основании документов, подтверждающих недостачу. К таким документам относятся: инвентаризационные описи и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. Сумму недостачи определяют исходя из фактической себестоимости недостающих товарно-материальных ценностей. Поэтому суд пришел к выводу, что Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств не предусмотрено списание товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли без факта недостачи, выявленного по результатам инвентаризации. Определением ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-17946/12 было отказано в передаче дела на пересмотр в Президиум ВАС РФ.

Вывод о том, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих результаты инвентаризации, сумму естественной убыли отнести на расходы нельзя, содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2011 № А42-11132/2009.

Просроченные долги

Инвентаризацию долгов важно проводить ежегодно, чтобы списать безнадежную дебиторскую задолженность в расходы того периода, к которому она относится. У организаций нет оснований включать такую задолженность в состав расходов других налоговых периодов. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.06.2010 № 1574/10.

В этом деле в результате проведенной выездной налоговой проверки общества инспекцией был установлен факт неправомерного включения в состав внереализационных расходов 2005 г. дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению налоговиков, сроки исковой давности по данным обязательствам истекли в 2004 и 2003 гг., и именно тогда и надо было списывать эту задолженность. В результате общес­тву был доначислен налог на прибыль.

Рассматривая дело, Президиум ВАС РФ указал следующее. Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Следовательно, у налогоплательщика нет права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

Указанный вывод согласуется и с положениями законодательства о бухгалтерском учете, согласно которым для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

В постановлении Президиум ВАС РФ указал, что данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. И суды взяли на вооружение данную правовую позицию (постановления ФАС Мос­ковского округа от 04.09.2013 № А40-79684/12-116-172; от 16.03.2012 № А40-100845/10-4-498; Восточно-Сибирского округа от 17.01.2013 № А58-3501/2011 (Определением ВАС РФ от 16.05.2013 № ВАС-5471/13 отказано в передаче дела на пересмотр); Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А45-725/2011).

Инвентаризация нужна и для списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно п. 78 Положения по бухучету суммы кредиторской и депонентской задолженнос­ти, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Но отсутствие результатов инвентаризации не помешает налоговикам включить кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов. И суды их поддержат.

В постановлении от 08.06.2010 № 17462/09 Президиум ВАС РФ разъяснил, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности. Организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 27 Положения по бух­учету). Нарушение этих требований, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению инвентаризации обязательств в установленный законом срок и изданию соответствующего приказа, не может рассматриваться в качестве основания для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А19-11729/2012 (Определением ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-10799/13 отказано в передаче дела на пересмотр), Московского округа от 10.04.2012 № А40-77879/11.

Проводим годовую инвентаризацию (Петрухина Т.)

Дата размещения статьи: 13.01.2016

Бухгалтерское законодательство требует проводить инвентаризацию минимум раз в год - перед составлением годовой отчетности. Давайте вспомним, как проходит данная процедура. То есть какие документы оформить и в какой последовательности. А для начала выясним, что будет, если вообще не проводить инвентаризацию.

Информация в бухотчетности может быть признана недостоверной из-за инвентаризации, которую провели не по правилам. Такой же результат, если результаты ревизии оформлены с нарушениями.

Когда подобное обнаружат? Чаще всего это аудиторская проверка. Возможно, что проблемы с инвентаризацией вскроются, если фирма захочет взыскать через суд ущерб с материально ответственного сотрудника. Естественно, служителям Фемиды придется передать и документы по инвентаризации.

К счастью, сам по себе факт непроведения инвентаризации не дает налоговикам повод выписать штраф. Все просто. В действующем законодательстве - ни в налоговом, ни в административном - нет прямой ответственности за то, что не провели инвентаризацию.

Конечно, проводить ревизии имущества в интересах самой компании. Ведь помимо взыскания возможного ущерба именно так удастся выяснить достоверную информацию об активах, имуществе и обязательствах.

Без регулярных же инвентаризаций бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться неправильной. И вот за это штрафы уже будут грозить как самой организации, так и ее должностным лицам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Конечно, вероятность этих штрафов не очень высокая. Но все же не стоит увлекаться игнорированием инвентаризаций.

Будьте внимательны: в некоторых случаях санкции предусмотрены именно за непроведение инвентаризации либо ошибки в данной процедуре. Например, инвентаризацию оружия и патронов обязательно проводить строго 1 января и когда меняется директор фирмы. Не сделали? Платите штраф, выписанный сотрудниками органов внутренних дел (ч. 3 ст. 14.1, ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ). И даже в суде не удастся оспорить наказание. Об этом свидетельствуют Решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2013 N А60-32969/2013, Московского областного суда от 18.06.2013 по делу N 21-611/13 и др.

Еще один специфический вид имущества - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Штраф за то, что не провели инвентаризацию этих вещей, также весьма существенный (ч. 3 - 4 ст. 14.1, ст. 6.16 КоАП РФ). Судьи традиционно на стороне проверяющих. Об этом свидетельствует и судебная практика (см., например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2015 по делу N А60-4465/2015, Постановление Самарского областного суда от 19.11.2014 по делу N 4а-757/2014).

С чего начать

Вообще порядок проведения инвентаризации надо закрепить в учетной политике для целей бухучета. Таково требование п. 4 ПБУ 1/2008.

Конечно, перечислять в учетной политике все случаи обязательной инвентаризации не нужно. А вот если организация хочет проводить дополнительно добровольную инвентаризацию (например, помимо годовой делать и ежеквартальные ревизии имущества), это в учетной политике закрепить придется.

Итак, в приложении к приказу об учетной политике следует отразить следующее. Во-первых, конкретизировать график инвентаризаций (в т.ч. обязательных) и их сроки в течение отчетного года. Поясним. Если активов, обязательств и имущества немного, можно условно все проверить за пару часов. А вот когда в организации есть филиалы, да еще с объемным производством... Тут нужен четкий срок, иначе есть вероятность банально не успеть с той же годовой инвентаризацией к 31 декабря.

Во-вторых, зафиксируйте в приложении к учетной политике перечень имущества и обязательств, которые нужно проверять при каждой инвентаризации. Дело вот в чем. Ревизию основных средств разрешено проводить раз в три года.

Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств

Вид имущества и основание

Особенности проведения инвентаризации

Основные средства (п. п. 3.1 - 3.7 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, п. 27 Приказа от 29.07.1998 N 34н)

Перед инвентаризацией проверяют:

Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей;

Наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

Наличие документов на ОС, сданные или принятые организацией в аренду или на хранение.

Если документов нет или в них обнаружены неточности, оформите их или скорректируйте до проведения инвентаризации.

Инвентаризацию основных средств можно проводить не чаще одного раза в три года.

При инвентаризации производят осмотр объектов и устанавливают соответствие их данным бухучета по следующим параметрам:

Полное наименование;

Назначение, основные технические или эксплуатационные показатели;

Инвентарные и заводские номера;

Номера паспортов оборудования, содержащего драгоценные металлы;

Год выпуска;

Количество объектов.

Если основные средства в момент инвентаризации находятся вне организации, их инвентаризируют до момента временного их выбытия. Например, такое возможно с отправленными в капитальный ремонт машинами и оборудованием, с уходящими в дальние рейсы автомашинами и т.п.

Основные средства, стоимость которых списана в момент их ввода в эксплуатацию, также надо инвентаризировать. Их инвентаризацию проводят в таком же порядке, как и всех остальных основных средств

Товарно-материальные ценности (п. п. 3.15 - 3.26 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)

При инвентаризации ТМЦ обязательно пересчитывать, перевешивать или перемеривать.

Инвентаризацию проводят в порядке расположения ТМЦ в помещении.

Ценности, закрепленные за одним материально ответственным лицом, могут храниться в разных помещениях. В этом случае инвентаризацию проводят последовательно в местах хранения. После проверки ценностей в одном помещении вход в него не допускается. Помещения, инвентаризация в которых уже проведена, закрывают (пломбируют) до окончания инвентаризации (в части ТМЦ, закрепленных за данным материально ответственным лицом). Если в организации есть ТМЦ, принятые на ответственное хранение (такое имущество учитывают на забалансовом счете 002), проверяют документы, на основании которых они находятся на складе.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, выданные для использования, инвентаризируют по их местонахождению и материально ответственным лицам

Расчеты (п. п. 3.44 - 3.48 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)

При инвентаризации расчетов с персоналом по оплате труда выявляют суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам. В аналогичном порядке проводят ревизию расчетов с подотчетниками, в ходе которой проверяют целевое использование выданных сотрудникам организации денежных средств.

При инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками проверяют правильность и обоснованность числящихся на счетах бухучета сумм "дебиторки" и "кредиторки". В ходе инвентаризации составляют акты сверки, в которых указываются данные о состоянии расчетов. Отраженные в акте суммы сверяют с данными бухучета.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяют данные бухучета по счетам 68 и 69 с суммами налогов и взносов, начисленных (налоговые декларации, расчеты) и уплаченных (платежные поручения). По суммам, не перечисленным вовремя, следует проконтролировать начисление (бухгалтерские справки) и уплату пеней (платежные поручения)

Незавершенное производство (п. п. 3.27 - 3.35 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)

При инвентаризации незавершенного производства определяют:

Фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

Фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

Остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

Проверку проводят путем подсчета, взвешивания, перемеривания.

По незавершенному капитальному строительству проверяют:

Не числится ли в его составе оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

Состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов и причины консервации

Инвентаризация шаг за шагом

Теперь давайте поэтапно рассмотрим, как на практике применять положения учетной политики и нормативных документов насчет инвентаризации.

Шаг N 1. Создайте инвентаризационную комиссию

Проводить инвентаризацию должна специальная комиссия, состав которой утверждает директор фирмы своим приказом. В комиссию должно входить минимум два человека.

Обычно в комиссию включают административно-управленческий персонал, специалистов других служб и отделов компании. При этом материально ответственные лица членами такой комиссии быть не вправе.

Шаг N 2. Издайте приказ о проведении инвентаризации

Перед началом инвентаризации необходимо подготовить еще один документ - приказ о ее проведении. Приказ о проведении инвентаризации можете составить по самостоятельно разработанной форме. Тогда ее должен утвердить гендиректор фирмы. Также никто не запрещает применять типовую форму из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Кстати, вся нужная информация в типовой форме есть. В приказе укажите причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, дату начала и окончания ревизии. Утверждает приказ генеральный директор. Далее документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ зарегистрируйте в специальном журнале учета и контроля (например, по типовой форме N ИНВ-23) выполнения приказов о проведении инвентаризации.

Шаг N 3. Обеспечьте участие МОЛ в инвентаризации

Еще одно важное мероприятие касается материально ответственных лиц (то есть сотрудников, на чьем ответственном хранении находится имущество, далее - МОЛ). До начала инвентаризации возьмите расписку от всех МОЛ в том, что к началу ревизии они сдали все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии. Также МОЛ должны подтвердить, что все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны. Для этих автографов отведен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Все материально ответственные лица должны присутствовать при инвентаризации и других подобных ревизиях, во время которых проверяют сохранность и состояние вверенного им имущества. На этом настаивают в Минфине России (см. Письмо от 15.07.2008 N 07-05-12/16). Вдобавок обязанность материально ответственного лица присутствовать при инвентаризации предусмотрена условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение 2 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85).

Допустим, на предприятии заключен договор о коллективной матответственности. Тогда именно в этом документе имеет смысл зафиксировать условие об обязательном присутствии работников при инвентаризации.

Правда, в типовой форме бланка такое участие в инвентаризации считается правом коллектива (Приложение 4 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Но ведь никто не мешает отразить участие в инвентаризации в разделе обязанностей. Ведь действующее законодательство именно обязывает работников присутствовать при инвентаризации имущества, которое у них на ответственном хранении.

Шаг N 4. Проведите инвентаризацию и заполните результаты в документах

Наконец, проведите непосредственно инвентаризацию. То есть сверьте фактическое наличие имущества с учетными данными.

Расхождений нет? Тогда заполните инвентаризационные описи. Напомним, что описи оформляют отдельно по видам имущества. Можно разработать свои формы, если типовые бланки Госкомстата вас чем-то не устраивают.

Пару слов про оформление описей. Наименования и количество проверяемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. А на каждой странице описи впишите прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество, которое значится на данной странице. При этом не важно, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Если приходится исправлять ошибки в первичных документах, то неверные записи зачеркивайте и над ними пишите правильные. Потом все такие правки заверяют все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные сотрудники.

Пустых строк быть не должно. То есть все не заполненные в конце строки прочеркните. И наконец, на последней странице описи сделайте отметку о том, что цены проверены, а итоги подсчитаны. Под этим должны подписаться все те, кто участвовал в инвентаризации.

Заполненную опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии. Также материально ответственное лицо расписывается в том, что комиссия проверила имущество в его присутствии и передала его ему на ответственное хранение и что к членам комиссии нет никаких претензий.

инвентаризация имущество документальный законодательство

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • - при смене материально-ответственных лиц;
  • - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • - при реорганизации или ликвидации организации;
  • - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Необходимо обратить внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).

Следует помнить, что если бухгалтерская отчетность организации в соответствии с законодательством должна обязательно подтверждаться независимой аудиторской организацией. Отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтерской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче положительного аудиторского заключения о представленной к аудиторской проверке бухгалтерской отчетности. Даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.

Организация должна использовать эти формы и методы при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Виды инвентаризаций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критерий

Вид инвентаризации

Отличительные особенности инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Инициативная

Проводится по решению руководителя

Плановая

Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки

По периодичности

Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо если необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств

По степени охвата

Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.

По методу проведения

Документальная

Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Это приложение включает в себя:

  • - график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;
  • - даты проведения плановых инвентаризаций;
  • - перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Они могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и т.п.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля:

  • - сохранности товарно-материальных ценностей;
  • - выполнения правил их хранения;
  • - соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения. Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.

Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Порядок проведения инвентаризаций организации определяют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на ее нормальную работу.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, инвентаризация может проводиться для основных средств - один раз в три года; для библиотечных фондов - один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешается проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.

В каких случаях проведение инвентаризации обязательно?

Действующий Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не устанавливает, в каких случаях проведение инвентаризации обязательно. Согласно его положениям такие случаи устанавливаются либо российским законодательством, либо отраслевыми или федеральными стандартами. На сегодняшний день данные стандарты отсутствуют. Поэтому, чтобы определить эти случаи, необходим анализ действующего законодательства.

Когда проводится обязательная инвентаризация?

Есть два основных нормативно-правовых акта, регулирующих проведение инвентаризации:

  • Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н , которым утверждено Положение по ведению бухучета и отчетности (далее - приказ № 34н);
  • Приказ Минфина от 13.06.1995 № 49 , которым утверждены Методические указания по инвентаризации (далее - Методические указания).

В этих документах определены правила и процедуры проведения инвентаризаций хозяйствующими субъектами, в том числе случаи обязательного проведения инвентаризации. Помимо этих двух актов обязательные процедуры инвентаризации предусмотрены и законами. В таблице ниже мы объединили основные такие случаи.

Проведение инвентаризации обязательно при: Сроки проведения Нормативно-правовое основание
составлении годовой бухгалтерской отчетности До составления годовой бухгалтерской отчетности п. 27 Приказа № 34н
смене (увольнение, отпуск и другие причины) материально ответственных работников В день приемки-передачи дел п. 27 Приказа № 34н
хищении, порче или злоупотреблениях с имуществом п. 27 Приказа № 34н
стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях (пожары, наводнения и др.) В срок, установленный приказом руководителя п. 27 Приказа № 34н
выкупе, продаже или передаче имущества в аренду В срок, установленный приказом руководителя п. 27 Приказа № 34н
ликвидации, реорганизации компании До составления ликвидационного баланса (при ликвидации) или подписания передаточного акта (при реорганизации) п. 27 Приказа № 34н
банкротстве и назначении конкурсного управляющего В разумные сроки после назначения конкурсного управляющего ст. 129 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ о банкротстве
продаже предприятия До подписания договора продажи предприятия ст. 561 ГК РФ

Несмотря на то, что причины инвентаризации могут быть разными, все эти процедуры объединяет направленность на установление фактического состояния имущества организации.

Результаты инвентаризации нужны для конкурсного производства. Посредством инвентаризации конкурсный управляющий устанавливает имущество, за счет которого могут быть погашены долги банкрота перед кредиторами.

Они нужны для целей налогообложения, когда при недостаче или повреждении имущества (из-за хищения, порчи, пожара и т.д.) фирма показывает убыль имущества в бухгалтерской отчетности, что позволяет учесть убыток во внереализационных расходах.

Если имущество застраховано, то документы, составляемые по итогам инвентаризаций, потребуются для получения страховых выплат. Эти же акты по итогам инвентаризации могут стать документальным подтверждением материальных требований к работникам, ответственным за причиненный ущерб.

При реорганизации или ликвидации фирмы на основании инвентаризационных документов будет составлен разделительный или ликвидационный баланс организации.

Все это обуславливает большое значение соблюдения правил и процедур инвентаризации, которые установлены Приказом N 34н и Методическими указаниями , в том числе в части, касающейся сроков инвентаризации, состава инвентаризационных комиссий, оформления результатов. В противном случае итоги инвентаризации могут быть признаны недостоверными.