Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие бюджетной эффективности. Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов. Эффективность – в следовании принципам

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Бюджетная эффективность в /-м году осуществления проекта определяется как разница между доходами соответствующего бюджета 2), и расходами Р,\

Интегральная бюджетная эффективность рассчитывается по формуле

з1я = 1[(Д-Л)/(1 + я)"]-

Иными словами, сумма дисконтированной годовой бюджетной эффективности равна

^ инт 2^ " ? г=1

В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделенные для прямого бюджетного финансирования проекта на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220;

кредиты банков, выделенные в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

выплаты по государственным ценным бумагам и т.п.

В состав доходов бюджета включаются:

налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентовые платежи в данном году в бюджет от российских и иностранных предприятий и фирм-участниц для осуществления проекта;

увеличение (со знаком «-» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

средства, поступающие в бюджет за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, плата за недра и т.п.;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), производимой в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

доход от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов по проекту, выделенных за счет средств бюджета;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, фонды занятости населения, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

На основании показателей годовой бюджетной эффективности определяются также ее дополнительные показатели:

внутренняя норма бюджетной эффективности;

срок окупаемости бюджетных затрат;

степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, определяемая по формуле

где Ринт - интегральные бюджетные расходы;

Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые па уровне государства и региона.

Показатели народно-хозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также участников проекта.

Наиболее экономичным вариантом проекта с учетом государственной поддержки является вариант с наибольшими показателями интегральной и народно-хозяйственной экономической эффективности. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

конечные производственные результаты, т.е. выручка;

социальные и экономические результаты;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы.

В состав затрат проекта включаются затраты, необходимые для его реализации (текущие и единовременные) и исчисленные без повторного счета.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов проекта включаются:

выручка от реализации продукции;

социальные результаты.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия, исчисленные без повторного учета (не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

При оценке эффективности проекта необходимо учитывать фактор риска и неопределенности.

Неопределенность - неполная или неточная информация об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

К наиболее существенным видам инвестиционных рисков относятся:

риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

риск возникновения неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;

неполная или неточная информации о динамике техникоэкономических показателей, новой технике и технологиях;

колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак);

неполная или неточная информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Для учета фактора неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используются следующие методы: 1)

проверка устойчивости; 2)

корректировка параметров проекта и экономических показателей; 3)

формализованное описание неопределенности.

По методу проверки устойчивости предусматривается составление плана реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных для каких-либо участников условий. При этом оцениваются возможные доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, а влияние фактора дисконта не учитывается.

Степень устойчивости проекта относительно возможных изменений условий реализации может быть определена с помощью показателя предельного уровня объема производства, цен на производимую продукцию и др.

Точка безубыточности отражает объем продаж, при котором выручка от реализации равняется затратам на производство, т.е. Ц(2 = С(), где Ц - цена; С - себестоимость единицы продукции; 0 - объем годовой реализации (временной интервал может изменяться). Прибыль будет обеспечена при условии, если Ц(2 > С(). При Ц() ТБу = Зу_пост / (Ц - Зу_пер),

где 3у.пост - условно-постоянные затраты;

ц - цена единицы продукции;

Зу-пер ~~ условно-переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Расчет усложняется, если при изменении объемов производства или уровня использования производственных мощностей величина издержек изменяется непропорционально.

Неопределенность условий реализации проекта может учитываться также путем корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих случаях:

сроки строительства, реконструкции и других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;

учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;

учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств.

Метод формализованного описания неопределенности при оценке инвестиционных проектов включает следующие этапы: 1)

описание всего множества возможных условий реализации проекта и соответствующих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности; 2)

преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях различных условий реализации и соответствующих показателей эффективности или об интервалах их изменения; 3)

определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий реализации и показателей ожидаемой эффективности.

Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов и выбора наиболее выгодного варианта, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта.

Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

Интегральный эффект при /-м условии реализации;

Р"- - вероятность реализации /-го условия;

к - количество условий.

В общем случае ожидаемый интегральный эффект определяется так:

Э = уЭ + (1 - у)Э? ,

ож Г шах " I" пип’

гдеЗтах, Зт1п - соответственно наибольшее и наименьшее из математических ожиданий значения интегрального эффекта по вероятностным распределениям;

у - норматив для учета неопределенности эффекта,

отражающий предпочтения соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.

Поток реальных денежных средств

Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности инвестиционного проекта промышленного предприятия. Данный расчет является завершающим этапом, т.е. все результаты, сведенные в табл. 19, были учтены на основе информации службы маркетинга (рынки сбыта, их емкость, условия реализации и т.п.), расчетов текущих издержек производства, источников финансирования инвестиционного проекта. В табл. 19 представлены три составляющие потока денежных средств:

Таблица 19 N2 Значение показателя по годам, тыс. руб. стро

ки показателя ^0 *2 ^3 ^4 1 Операционная деятельность -578,8 -8040 20 000 60 000 129 800 1.1 Продажи и другие поступления 5,5 37 100 142 000 275 500 500 000 1.2 Материалы и комплектующие изделия - 16 000 38 500 62 500 120 000 1.3 Прочие прямые издержки - 14 200 33 000 52 700 70 100 1.4 Общие издержки и налоги 12,3 14 300 50 000 100 000 180 000 1.5 Проценты по кредитам 572,0 640 500 300 100 II Инвестиционная деятельность -730 35 - 1700 - 2.1 Поступления от продажи активов - 35 - 1700 - 2.2 Затраты на приобретение активов -730 - - - III Финансовая деятельность 1980 100 -850 -1600 -3200 3.1 Собственный акционерный капитал 1545 - - - - 3.2 Краткосрочные кредиты - - 3.3 Долгосрочные кредиты 500 - 3.4 Погашение задолженностей по кредитам 65 100 ’ 00 100 1100 3.5 Выплата дивидендов - - 750 1500 3100 IV Излишек средств +671,2 -8105 19 150 60 100 126 600 V Суммарная потребность в средствах - -8105 - - - VI Сальдо на конец года + 671,2 -7468,8 11681,2 71 781,2 198 381,2 реальных денежных средств от операционной или производственной деятельности;

реальных денежных средств от инвестиционной деятельности;

реальных денежных средств от финансовой деятельности, а также итоговые результаты (излишки средств, суммарная потребность в средствах и сальдо на конец года).

Рассчитаем денежные средства по каждой составляющей потока денежных средств.

Операционная деятельность (I) в Г0-м году отрицательная, так как денежные поступления от продаж (стр. 1.1) значительно ниже издержек и выплат (стр. 1.3 и 1.4):

1Ю = (стр. 1.1 - стр. 1.2 + 1.3 + 1.4 + 1.5) = 5,5 - (12,3 + 572) =

578,8 тыс. руб.;

1„ = 37 100 - (16 ООО + 14 200 + 14 300 + 640) = -8040 тыс. руб.;

1,2 = 142 000 - (38 500 + 33 000 + 50 000 + 500) = 20 000 тыс. руб.; 1(3 = 275 500 - (62 500 + 52 700 + 100 000 + 300) = 60 000 тыс. руб.; ],4 = 500 000 - (120 000 + 70 100 + 180 000 + 100) = 129 800 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности (II) в /0-м году расходы, выступившие в виде затрат на приобретение активов, составили 730 тыс. руб., в /,-м году - 35 тыс.; в Г3-м году - 1700 тыс. руб.

Финансовая деятельность (III), за исключением /0-го года, отрицательная. Так, = (стр. 3.1 + 3.2 + 3.3 - (стр. 3.4 + 3.5)) = = 1545 + 500 - 65 = 1980; III, = -100 тыс. руб.; III,2 = -850 тыс.; II 1(3 = -1600 тыс.; Ш,4 = -3200 тыс. руб.

Излишек средств (IV) рассчитывается как сумма строк (I + II + + III):

1УЛ = (-578,8) + (-730) + 1980 = +671,2 тыс. руб.;

IV, = (-8040) + 35 + (-100) = -8105 тыс. руб.;

IV,2 = 20 000 + (-850) = 19 150 тыс. руб.;

IV,з = 60 000 + 1700 - 1600 = 60 100 тыс. руб.;

1V,4 = 129 800 + (-3200) = 126 600 тыс. руб.

Суммарная потребность в средствах возникает, если составляющая «Излишки средств» отрицательная. Таким образом, К„ = = - 8105 тыс. руб.

Сальдо на конец года (VI) рассчитывается как сумма результатов строк IV (излишек средств) и VI (сальдо на конец предыдущего года):

?,(+/ 1 ?Г+VI, = (-8105) + 671,2 = 7468,8 тыс. руб.;

VIЙ = 19 150 +(-7468,8) = 11 681,2 тыс. руб.;

VI,3 = 60 100 + 11 681,2 = 71 781,2 тыс. руб.;

VI(4 = 126 600 + 71 781,2 = 198 381,2 тыс. руб.

Если принять норму дисконта равной 200% (Е = 2,0), тогда

ЧДЦ = 3 - К,

Стр. I из табл. 20 (операционная деятельность)

” Ь (1 + 2,0)" ’

_ ^ стр. II из табл. 20 (инвестиционная деятельность)

(1 + 2,0)" ? Слагаемые результаты 3 - это сумма значений дисконтированного эффекта, в котором из состава затрат исключены капитальные вложения. Слагаемые результата К - это дисконтированные капитальные вложения, взятые с обратным знаком:

3 = -578,8 + (-8040: 3) + (20 000: 9) + (60 000: 27) + (129 800: 81) =

2788,1 тыс. руб.;

К= -730 + (35: 3) + (1700: 27) = 655,38 тыс. руб.;

ЧДЦ= 2788,1 - 655,38 = 2132,7 тыс. руб.;

ИД=3//Г= 2788,1: 655,38 = 4,25.

Основным условием осуществления инвестиционного проекта, как было отмечено в Методических рекомендациях, является положительное сальдо реальных денег в любом году расчета. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности.

Исходя из показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДЦ) и индекса прибыльности (ИД) можно сделать вывод, что данный проект эффективен.

Внутренняя норма доходности также достаточно высока:

ДДЯ = ?[(/г,-5()/(1 + ?т)"]/Х[^/(1 + ^„)"] = 2,71,или 271%.

С учетом дисконтирования срок окупаемости: 3 года

Эффективное управление - это радикальное повышение подотчетности, прозрачности и результативности в деятельности органов государственной и муниципальной власти во всех структурных подразделениях, снижение административных барьеров для бизнеса. Оно будет обеспечено за счет внедрения принципов бережливого производства; широкого вовлечения гражданского общества в процесс управления социально-экономическим развитием округа; бюджетирования, ориентированного на результат; дифференцированным подходом к развитию отдельных территорий округа, основанным на принципах зональности; применением проектного подхода в практике государственного и муниципального управления, а также за счет создания благоприятной институциональной среды, через формирование рациональной системы норм, правил и регламентов взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти.

Задача - это эффективное управление социально-экономическим развитием округа, повышение прозрачности, подотчетности и результативности деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Пространственное развитие:
С точки зрения эффективного управления само зонирование автономного округа будет важной новацией, пространственной формой реализации концепции «Бережливого региона». С точки зрения формирования нового общественного договора староосвоенная зона будет главной ареной деятельности местных городских сообществ как институтов гражданского общества, применения наиболее передовых технологий городского самоуправления и самоорганизации; особое значение здесь приобретут меры по формированию толерантной и безопасной многонациональной среды, благоприятных условий для инновационного развития, концентрации высококвалифицированных специалистов. В зоне нового фронтира будут отработаны институциональные технологии взаимодействия власти, гражданского общества и крупного бизнеса в сфере обеспечения здоровой экологии, бережливого производства. В зонах нового фронтира и окружного резерва будет продолжено создание упрощенного режима для ведения социального и других видов предпринимательства в целях обеспечения условий для повышения качества жизни; будет обеспечено повышение транспортной и информационной доступности, поддержание условий для сохранения и развития культуры и традиционных хозяйственных практик коренных малочисленных народов Севера.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии 2030 по направлению «Эффективное управление»:

Реализация приоритетного направления «Эффективное управление» обеспечивается за счет реализации таких мер как бережливый регион, реализации проектного подхода, повышения открытости органов власти. Гражданское общества широко вовлечено в процесс взаимодействия с органами власти всех уровней, в принятие решений, бюджетирование, осуществляет общественный контроль. Большое развитие получили некоммерческие организации, оказывающие социально значимые услуги. Выработаны эффективные механизмы согласования интересов бизнеса, гражданского общества и органов власти всех уровней. Эффективная финансовая система, включающая банковский, страховой сектора и систему пенсионного обеспечения способствует перенаправлению временно свободных средств в кредиты и инвестиции, направленные на модернизацию экономики округа. В результате реализации направления, в целом, достигается повышение эффективности использования бюджетных средств (что позволяет направить сэкономленные средства на развитие экономики, человеческого капитала и экологические нужды), в 1,5 раза повышается производительность труда, что повышает конкурентоспособность округа в целом и создает условия для повышения качества жизни. Во всех районах округа созданы условия для реализации местного потенциала, созданы условия для высокого уровня удовлетворенности деятельностью органов власти.

Направление «Эффективный бюджет»: повышение эффективности бюджетирования округа, в том числе развитие партиципаторного бюджетирования (софинансирование инициативных общественных проектов).

Бюджетная эффективность

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Методы оценки бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

    Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

    эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория:

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.

Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте

Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?

Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.

Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.

Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:

  • налоги, пошлины, сборы;
  • социальные отчисления от заработной платы;
  • дотации;
  • гарантии;
  • субсидии, субвенции, трансферы;
  • налоговые льготы в разнообразных формах;
  • доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
  • доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.

Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности . Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.

Показатели бюджетной эффективности

Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:

  • с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
  • без участия субъекта Федерации;
  • бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
  • бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).

Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.

Формула расчета притока денежных средств от реализации проекта

В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.

Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.

Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.

Формула бюджетного эффекта инвестиционного проекта

Формулы локальных показателей бюджетной эффективности проекта

Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.

Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.