Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Организационно-правовые формы банков, порядок их открытия и государственной регистрации и ликвидации. Банки могут быть по организационно правовой форме

Если по уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а. Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть граждане и. Новости Лента новостей Банки ВТБ 24 изменил форму на ПАО. Акционерами банка могут быть юридические и физические лица.Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как. То есть, по решению суда могут быть. Банки действуют в любой избранной ими организационно правовой форме. По формам различают банки, созданные как общества с ограниченной. форма Банка России как юридического лица, ее. формы банков и их особенности

По форме российская практика знает два основных вида банков паевые и. Структура банковской системы в 2002 г. В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как. Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть осуществлен в виде денежных средств как. В зависимости от формы деятельности коммерческие банки. Участниками банка могут быть юридические лица и граждане, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и. Центральным Банком не может быть однозначно без оговорок признана никакая из вышерассмотренных форм. Характеристика формы банка, его сильные и слабые стороны. В форме унитарных предприятий могут быть

Крупные банки путем приобретения акций и других ценных бумаг более мелких банков, а. Участниками банка могут быть юридические лица. Членами лиги могут быть коммерческие банки, банковские союзы и ассоциации, финансовокредитные. Для некоторых видов бизнеса законодательство определяет обязательные требования к форме например, банки могут быть. Как ХО банки могут создаваться на основе любой формы собственности и в любой форме. форма хозяйствующего субъекта признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности. ОАО, ЗАО, ООО, ОДО. Таким образом, учреждение как форма может быть признано. Их форма может быть различной. формы деятельности банков

В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные. Страховые организации могут создаваться в любой форме, предусмотренной. Страховые организации могут создаваться в любой форме, предусмотренной российским. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для. Отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и. Кроме того, отказ в регистрации кредитной организации может быть по причинам. По форме собственности объединения могут быть. ОВС могут быть двух форм. В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения форма предприятия

Акционерами банка могут быть юридические и. В соответствии с решением акционеров банка от г. форма Банка России и проблема ее совершенствования. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОАО ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК 1. Он определяет основы банковской деятельности, которая не может быть реализована вне. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных.

Игнатьева С.В., практикующий юрист.

Центральные банки зарубежных стран имеют различные формы организации. Банк Англии, например, был создан специальным Королевским Указом в 1694 г. как частная акционерная компания. При этом в Указе отмечалось, что он создан в целях обеспечения публичного интереса. Актом "О Банке Англии" от 14 февраля 1946 г. Банк Англии национализирован. Уставный капитал и акции переданы в государственную собственность (into public ownership) <1>. Федеральная резервная система США состоит из совокупности самостоятельных организаций и принадлежит ее участникам <2>. Центральный банк государств Западной Африки, Банк центральноафриканских государств, Центральный банк Коморских островов являются юридическими лицами, созданными в форме публичных учреждений <3>. Немецкий федеральный банк - федеральное юридическое лицо публичного права <4>.

<1> Гейвандов Я.А. Особенности правового регулирования банковской системы Соединенного Королевства // Государство и право. 2001. N 9. С. 70.
<2> Косов Г. Банковская система США // Банковское обозрение. 1997. N 6 (12). С. 39.
<3> Рыжкова Е.А. Особенности правового статуса центральных банков зоны франка // Банковское право. 2005. N 2. С. 57.
<4>

Понятие организационно-правовой формы в российской науке является спорным. Взгляды исследователей можно условно разделить на две группы.

Так, Л.А. Збарацкая утверждает, что организационно-правовая форма представляет собой индивидуализирующий элемент организационного единства юридического лица, который позволяет отличить одну организацию от другой <5>. Однако организационно-правовая форма юридического лица может являться индивидуализирующим элементом только определенного вида юридических лиц в рамках рода юридических лиц как социального явления, но не конкретного юридического лица. В связи с этим следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой, согласно которой организационно-правовую форму юридического лица можно определить как вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, характером и содержанием прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица <6>.

<5> Збарацкая Л.А. Организационное единство в системе обязательных признаков юридического лица: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2003. С. 7.
<6> Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 259.

На основании ст. 50 ГК РФ перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим. Некоммерческие организации, помимо организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, могут образовываться в других формах, предусмотренных законом, что позволяет создавать такие некоммерческие организации, правовой статус которых не вписывается в систему юридических лиц. Организационно-правовая форма Банка России действующим законодательством не определена, и в науке по данному вопросу существуют различные точки зрения.

Например , предлагается придать Банку России форму предприятия, представляющего собой уникальное образование, которое, с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой - государственным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией <7>. Между тем такая своеобразная организационно-правовая форма, как юридическое лицо - не собственник (унитарное предприятие), не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников <8>.

<7> Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия: Учеб. пособие. М., 1997. С. 22.
<8> Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 249.

Кроме того, согласно ст. ст. 50, 113 ГК РФ унитарное предприятие является коммерческой организацией, следовательно, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Однако ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" конкретно определено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, проводимые им банковские операции и сделки, согласно действующему законодательству, не носят предпринимательского характера.

Точка зрения о том, что Банк России является унитарным предприятием, обусловлена рядом исторических предпосылок. Действовавший до 1995 г. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" <9> и Устав Банка России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1991 г., закрепляли за Банком имущество на праве хозяйственного ведения. В части 6 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <10> указывалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями. Согласно Уставу имущество принадлежало Банку России на праве хозяйственного ведения. Банк обладал практически неограниченными полномочиями по распоряжению данным имуществом и фиксировал прибыль как показатель финансовых результатов своей деятельности, что позволяло отнести его к числу унитарных предприятий.

<9> ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356.
<10> Российская газета. 1994. N 238 - 239.

Конституция РФ, закрепив в ст. 75 статус Банка России как эмиссионного центра, возложив на него в качестве основной функции обеспечение защиты и устойчивости рубля, изменила критерии оценки деятельности Банка. 24 апреля 1995 г. Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу <11>.

<11> Федеральный закон от 26.04.1995 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" // СЗ РФ. 01.05.1995. N 18. Ст. 1593.

Исходя из этого следует согласиться с А.И. Мурановым, который пишет, что, с одной стороны, отсутствие у Банка России Устава препятствует признанию Банка России унитарным предприятием. С другой стороны, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой организации <12>.

<12>

Более того, Банк России, согласно ст. 8 Закона о Банке России, в отличие от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, вправе лишь участвовать в капиталах кредитных организаций в случаях, установленных федеральными законами. При этом Банк России не вправе создавать другие юридические лица в форме унитарного предприятия, как это предусмотрено п. 7 ст. 114 ГК РФ для унитарных предприятий. Таким образом, считать Банк России созданным в форме унитарного предприятия не представляется возможным.

Как утверждают Н. Клейн и В. Чубаров, Банк России является федеральным государственным учреждением <13>. Данная точка зрения основывается на том, что управленческие полномочия, которыми обладает Банк, присущи только органам государственной власти, которые, как правило, являются государственными учреждениями. Действительно, можно придать Банку России организационно-правовую форму государственного учреждения, если считать, что он является органом исполнительной государственной власти. Однако существование министерств, являющихся элементами структуры исполнительной государственной власти в форме учреждений, не может являться основанием для определения организационно-правовой формы Банка России как учреждения.

<13> Клейн Н., Чубаров В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика. 2000. N 1. С. 80.

В частности, А. Пришвина и Е. Гостева соглашаются, что для Банка России больше всего подходит организационно-правовая форма учреждения, и считают, что термины "орган исполнительной власти" и "учреждение" относятся к двум разным отраслям права. Первый термин - из публичного права, задающего отношения властности и подчинения; термин "учреждение" - уже из области гражданского права <14>. Тем не менее указанный подход не позволяет поставить знак равенства между понятиями "орган исполнительной власти" и "учреждение".

<14>

Более того, признание Банка России государственным учреждением вступает в противоречие с п. 2 ст. 120, ст. ст. 296, 298 ГК РФ, закрепляющими субсидиарную ответственность собственника имущества по обязательствам учреждения, так как государство, являясь собственником Банка России, субсидиарной ответственности по его обязательствам не несет.

Я.М. Макарова предлагает определить организационно-правовую форму Банка России как государственную корпорацию с особым конституционно-правовым статусом, учрежденную Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенную исключительным правом эмиссии на территории России и осуществляющую свои функции независимо от органов государственной власти <15>.

<15>

Однако такая организационно-правовая форма лишь подчеркивает особенность правового статуса Банка России, которая и заключается в том, что он в принципе мог бы существовать в форме государственного учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации. Но именно так называемый особый статус Банка России не позволяет однозначно определить его организационно-правовую форму.

Следует отметить, что государственной корпорацией Банк России также считать нельзя по следующим причинам. Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <16> государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Следовательно, государственная корпорация создается на основании федерального закона, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Между тем согласно ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Передача имущества Банка России в собственность юридического лица не является допустимой.

<16> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145 (с изм. от 26.11.98 N 174-ФЗ, от 08.07.99 N 140-ФЗ, от 21.03.02 N 31-ФЗ, от 28.12.02 N 185-ФЗ, от 23.12.03 N 179-ФЗ, от 10.01.06 N 18-ФЗ, от 02.02.06 N 19-ФЗ).

И.В. Ершова предлагает предусмотреть в Законе "О некоммерческих организациях" императивную норму о переходе имущества в собственность государства при прекращении государственной корпорации или скорректировать имущественный статус государственной корпорации, предусмотрев сохранение права собственности государства на переданное такой организации имущество <17>. Однако действующее законодательство такого права не предусматривает. Кроме того, юридическим лицам, созданным в форме государственных корпораций, из государственного бюджета могут выделяться денежные средства для финансирования определенных программ, что не свойственно Банку России, так как он, согласно ст. 2 Закона о Банке России, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

<17> Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 8.

Во многих странах мира для особой категории банков выделяется специальный статус - банки публичного права. По законодательству Австрии и Германии, например, банки подразделяются на коммерческие и публичные. А.Г. Братко предлагает использовать указанную классификацию и в России <18>. Е.А. Суханов пишет, что юридические лица публичного права отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права <19>.

<18>
<19> Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. С. 232.

Правовой статус Банка России, включающий полномочия по управлению банковской системой, согласуется с указанными Е.А. Сухановым признаками юридического лица публичного права. Однако в России статуса юридического лица публичного права нет, что является существенным недостатком российского правоведения в целом, весьма значимо сказывающимся на проблемах статуса Банка России, который реально этим статусом обладает. К такому статусу приближаются муниципальные банки, элемент публичности есть у так называемых уполномоченных банков Правительства РФ, ГТК РФ и т.п. <20>.

<20> Олейник О.М. Теоретические основы банковского права (гражданско-правовые и хозяйственно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998. С. 10 - 24.

В Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. <21> отмечается, что сегодня в российской практике существуют такие формы юридических лиц, которые не укладываются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, например Центральный банк РФ <22>. М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров считают, что указанный выше вывод авторов Концепции необоснован и прямо противоречит действующему законодательству <23>. С.А. Голубев <24>, М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров <25> утверждают, что род и вид юридического лица в случае с Банком России совпали. Ученые руководствуются тем фактом, что в Едином государственном реестре юридических лиц Банк России назван как "Центральный банк Российской Федерации" (ОГРН 1037700013020). М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров пишут: вывод об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица может быть сделан в результате анализа ст. 50 ГК РФ. Основываясь на том, что эта статья содержит неисчерпывающий перечень некоммерческих организаций и указывает, что некоммерческие организации могут создаваться в формах, предусмотренных законом, они в результате буквального толкования приходят к следующему выводу: Центральный банк РФ является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме под названием "Банк России" и представляет собой единственный пример юридического лица, созданного в нашей стране в подобной форме <26>.

<21>
<22> В качестве примера приводится Банк России. Более того, отмечается, что плохо вписывается в общую логику законодательства о юридических лицах такая конструкция, как государственная корпорация.
<23> Дмитриева М.В., Невзоров И.В. К вопросу о планируемом реформировании корпоративного законодательства // Закон. 2006. N 9. С. 39.
<24> Интервью с С.А. Голубевым // СПС "Гарант".
<25> Дмитриева М.В., Невзоров И.В. Указ. соч. С. 39.
<26> Там же.

В то же время толкование понятий "вид" и "организационно-правовая форма" юридического лица, а также глава II Закона о некоммерческих организациях, которая называется "Формы некоммерческих организаций", допускают образование и функционирование неограниченного количества юридических лиц, созданных в каждой из предусмотренных федеральным законом организационно-правовых форм.

Предложенный М.В. Дмитриевой и И.В. Невзоровым подход позволяет утверждать: в организационно-правовой форме под названием "Банк России" может быть создано еще некоторое число юридических лиц, но это противоречит, например, п. 1 ст. 75 Конституции РФ, предусматривающей, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Думается, законодатель, предусмотрев в п. 2 ст. 75 Конституции РФ, что "защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации", имел в виду не неопределенное число юридических лиц, созданных "в организационно-правовой форме под названием "Банк России", как указывают М.В. Дмитриева и И.В. Невзоров, а конкретное юридическое лицо, действующее на основании Закона "О Банке России".

Таким образом, с точкой зрения М.В. Дмитриевой и И.В. Невзорова об организационно-правовой форме Банка России согласиться нельзя. Однако представляет интерес высказанная указанными авторами точка зрения о том, что Банк России - единственный пример юридического лица, созданного в нашей стране в подобной форме. Организационно-правовая форма юридического лица Банка России легально не определена, а действующее законодательство не содержит организационно-правовой формы юридического лица, которая бы соответствовала особому правовому статусу Банка России. Между тем Банк России является субъектом права, юридическим лицом, действующим в публичных целях и обладающим публично-правовой компетенцией. Таким образом, организационно-правовая форма представляет собой вид однородных юридических лиц. Поскольку форма организации Банка России является единственной в своем роде и не может создать вида, то нет и самой организационно-правовой формы. Тот факт, что организационно-правовая форма Банка России не определена, не является непреодолимым препятствием для его функционирования. Более того, Банк России обладает статусом юридического лица, следовательно, остается частью системы юридических лиц, не обладая при этом организационно-правовой формой. Банк России зарегистрирован в государственном реестре, что говорит о признании его юридической личности государством. Следовательно, такое юридическое лицо является частью рода юридических лиц. При этом Банк России обладает статусом юридического лица, который имеет существенные особенности, в частности обладание публично-правовой компетенцией по управлению банковской системой, что не позволяет образовывать другие юридические лица с таким же статусом и создать вид, а тем более тип. Сказанное позволяет утверждать: если юридическое лицо существует вне вида и является единственным в своем роде, оно может существовать без организационно-правовой формы. Более того, действующее российское законодательство и доктрина не выделяют организационно-правовую форму в качестве существенного признака юридического лица.

Таким образом, Банк России является юридическим лицом единственным в своем роде, поскольку Конституция РФ предполагает существование только одного центрального банка в стране. Следовательно, Банк России не обладает организационно-правовой формой.

Библиография

Братко А.Г. Правовое регулирование Банка России // www.bratko.study/poststudient/element.php?ID=1157.

Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия: Учеб. пособие. М., 1997.

Гейвандов Я.А. Особенности правового регулирования банковской системы Соединенного Королевства // Государство и право. 2001. N 9.

Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

Дмитриева М.В., Невзоров И.В. К вопросу о планируемом реформировании корпоративного законодательства // Закон. 2006. N 9.

Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001.

Клейн Н., Чубаров В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика. 2000. N 1.

Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003.

Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. // http://www.bumprom.ru/im/files/123_fname.doc.

Кормош Ю.И. Банковская система Германии // Хозяйство и право. 1999. N 7 - 8.

Косов Г. Банковская система США // Банковское обозрение. 1997. N 6 (12).

Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

Муранов А.И. Собственность Российской Федерации, закрепленная за Центральным банком РФ и находящаяся за границей // Московский журнал международного права. 2000. N 6.

Олейник О.М. Теоретические основы банковского права (гражданско-правовые и хозяйственно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998.

Пришвин А., Гостева Е. Необузданный Центробанк // www.itogi.ru/paper2000.nsf/Article/itogi_2000_10_20_152404.html.

Рыжкова Е.А. Особенности правового статуса центральных банков зоны франка // Банковское право. 2005. N 2.

В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой фор­мы собственности как хозяйственное общество . По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью – это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными до­кументами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пре­делах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким дру­гим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36% от общего числа действующих в Российской Федерации банков.

Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости при­надлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут соли­дарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акцио­неров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка - открытого акционерного общества могут отчуждать принад­лежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе про­водить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свобод­ную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запре­щено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей, или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом . Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка - закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобра­зоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в су­дебном порядке.

В Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 64% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО -26%, в форме ОАО – 38%.

Новые возможности для диверсифика­ции структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкла­дов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве од­ного из участников его ответственность по обязательствам общества распреде­ляется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными доку­ментами общества).

Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредит­ных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные бан­ки, кооперативные банки и другие. В СССР до кредитной реформы 1930-32 годов существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответствен­ностью. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационно-правовая форма банка. Операции и сделки банка. Денежные средства и ценности, принятые от клиентов. Анализ депозитных и кассовых операций финансового учреждения. Тенденция к сокращению денежной наличности в кассе в валюте из-за их курсов.

    отчет по практике , добавлен 21.04.2014

    Сущность, понятие, анализ деятельности коммерческого банка. Основные методики оценки качества активов банка. Анализ кредитных операций банка. Депозитные операции банка. Разработка мероприятий по повышению эффективной деятельности в ОАО "Альфа-Банк".

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Характеристика Сберегательного банка и основные направления его деятельности. Анализ деятельности коммерческого банка и его финансового состояния. Кредитная политика банка. Операции банка на рынке ценных бумаг. Кассовые и расчетные операции банка.

    отчет по практике , добавлен 16.03.2008

    Общая характеристика банка, его организационно-правовая форма и статус, внутренняя структура управления и взаимосвязь подразделений, их функции. Анализ главных направлений деятельности: активные и пассивные операции. Оценка финансового состояния банка.

    отчет по практике , добавлен 13.04.2014

    Сущность и структура привлеченных средств банка. Роль депозитных операций банка в процессе формирования банковских ресурсов. Виды вкладов, условия их размещения. Анализ пассивных операций. Основные направления совершенствования деятельности банка.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

    Классификация банковских кредитов. Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банков в Украине. Анализ кредитных операций и рисков по ним на примере банка "Финансы и Кредит". Перспективами развития деятельности банка на кредитном рынке.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Организация и содержание учетно-операционной работы, кредитной деятельности банка. Особенности осуществления депозитных, кассовых, валютных операций. Порядок предоставления банковских услуг. Инвестиционная деятельность банка и операции с ценными бумагами.

    отчет по практике , добавлен 09.06.2013

    Организационная структура банка. Работа различных отделов банка ОАО "Сбербанк". Отделы депозитных и кредитных операций. Операции банка с пластиковыми картами. Структура депозитного портфеля НБ "Сбербанк" и его роль в формировании ресурсной базы.

    отчет по практике , добавлен 22.06.2015

Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса ЦБР - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

«В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России - один из её элементов.

Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк - разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.