Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Air-tours - многопрофильное туристическое агентство - Экономика Венгрии. Промышленность венгрии Новая экономическая политика

Российские дипломаты всегда тщательно подходили к анализу дел в венгерской половине Дунайской империи. Кроме традиционного сбора сведений о стране местопребывания дипломатической миссии, здесь проявлялось и несколько специфических факторов. Первое -- это отношение к Австро-Венгрии, как вполне вероятному противнику, с которым рано или поздно Россия может вступить в боевые действия, что требовало наличие всесторонней информации об экономическом потенциале империи, без чего не возможно было проводить стратегическое планирование сценария возможного вооруженного конфликта с Австро-Венгрией. Отсюда военное ведомство России являлось одним из основных потребителей информации, поступающей из Генерального консульства России в Будапеште. Отметим, что военное ведомство стремилось и самостоятельно собирать сведения об Австро-Венгрии, используя контакты военно-морского и военного атташе, состоявших в посольстве России в Вене.

Территория Венгрии практически вплотную примыкала к границам Российской империи, что лишний раз актуализировало для российского политического и военного истэблишмента значимость изучения Венгрии и ее экономики. В России внимательно следили за экономическими успехами Венгрии. Венгрия являлась основным производителем продовольствия в Австро-Венгрии. В Венгрии развивались новые высокотехнологичные отрасли промышленного производства и, прежде всего, электротехническая и оборонная . Венгрия добывала полезные ископаемые, имеющие исключительное военно-стратегическое значение для воюющей страны и в данной связи Россию интересовала горнодобывающая металлургическая промышленность Венгрии. Кроме этого, в России интересовались развитием транспортной инфраструктуры страны, включая возможности порта в Фиуме. Это на прямою было связано с оценкой мобилизационных способностей Австро-Венгрии и ее армии. Венгрия в силу своего географического положения находилась между российским и балканским театрами боевых действий и от ее транспортных систем во многом зависела скорость передвижения войск империи Габсбургов.

Однако венгерская экономика привлекала внимание не только российских дипломатов и военных, но и представителей российского бизнеса. В конце XIX в. экономические взаимоотношения России и Венгрии начинают постепенно выходить из состояния ступора. И хотя их объем был еще незначителен и не соответствовал экономическому потенциалу двух стран и в Венгрии, и в России среди значительной части представителей бизнеса проявлялся взаимный интерес. Поэтому экономические круги России требовали от дипломатов полной информации о развитии народного хозяйства Венгрии.

Особое внимание к Венгрии подогревалось еще одним обстоятельством. Развитие экономик двух стран совпадало по многим позициям. Россия и Венгрия сравнительно поздно вступили на путь индустриализации, в обеих странах аграрный сектор и аграрный экспорт имели исключительное значение. И в Венгрии, и в России остро стояла задача модернизации сельского хозяйства, обе страны сильно зависели от внешних инвестиций. Уже в начале ХХ в. в две страны начинают учитывать опыт друг друга при проведении экономической политики. Поэтому генеральный консул в Будапеште В. Львов стремился снабдить Санкт-Петербург полной информацией об успехах и провалах венгерской экономики. Итоги 1900 г. князь В. Львов для народного хозяйства Венгрии оценивал скептически: «Никогда еще Венгрия не находилась под давлением такого гнетущего экономического положения, никогда она так глубоко не осознавала свою слабость, никогда ее состояние не было более безотрадно, и перспективы ближайшего будущего не отмечались большей мрачностью, как в момент подведения итогов истекшего года (1900 г. -- И. К.)» . Генеральный консул выделял два среза причин такого положения дел в Венгрии. С одной стороны, это были просчеты венгерского правительства, с другой стороны, кризис в Венгрии усугублялся конъюнктурой на мировых рынках и на это обстоятельство Будапешт никак не мог влиять.

Экономический подъем в Венгрии конца XIX в., на взгляд консула, столкнулся с ограниченными способностями потребительского рынка страны. Значительная часть населения Венгрии имело низкий уровень дохода, поэтому они не выступали в качестве активных потребителей промышленной продукции. К тому же в условиях экономического кризиса, поразившего Венгрию на рубеже XIX--XX вв., наблюдается падение уровня жизни широких слоев населения, что не могло не усугубить положение на потребительском рынке страны. Отсюда венгерская промышленность не имела больше возможностей для дальнейшего расширения производства.

Ситуация в народном хозяйстве Венгрии, по мнению Львова, осложнялось не определенностью экономических взаимоотношений Австрии с Венгрией, а также нарастанием конкуренции со стороны австрийской промышленности . В начале ХХ в. в Австрии нарастают антивенгерские настроения, в том числе и среди представителей австрийского бизнеса. Они смотрели на Венгрию как на иждивенца в составе Дунайской империи, так и Австрия, будучи экономическим центром империи, несла более 60 % общеимперских расходов. К тому же Вену вполне устраивало положение, когда Венгрия являлась аграрным придатком Австрии.

Все это, на взгляд консула, способствовало распространению в Венгрии идеи о полной экономической независимости королевства Св. Иштвана от Австрии. Генеральный консул в таком положении дел усматривал большую опасность единству империи. «В Австрии не хотят понять, что открытая и тайная враждебность по отношению к Венгрии должна побудить ее к радикальному разрешению высшей экономической задачи (получение полной экономической независимости Венгрии от Австрии. -- И. К.)» . В случае разрыва Австрией и Венгрией экономического союза от этого проиграли бы обе стороны. Австрия в этом случае теряла емкий рынок для ее промышленных товаров, где конкуренция со стороны других государств была ограничена таможенными барьерами, а Венгрии лишалась выгодного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции, теряла столь необходимые ей австрийские технологии, инвестиции и кредиты. Таким образом, генеральный консул не принадлежал к числу тех политиков и дипломатов, которые полагали, что в случае получения Венгрией полной экономической независимости ее народное хозяйство получит одни выгоды, справедливо отмечая огромные негативные последствия для венгерской экономики в случае разрыва экономических связей с Австрией.

Развал единого экономического пространства ставил под сомнение существование самой дуалистической монархии. В. Львов с пониманием относился к экономическим амбициям Венгрии. Он полагал, что Венгрия больше не может являться аграрно-сырьевым придатком Австрии, так как в мире падала доходность сельского хозяйства, европейские аграрии не выдерживали конкуренцию с сельхозпроизводителями стран «Нового света» и прежде всего с США. По поводу активного проникновения аграрной продукции из США в Европу В. Львов отмечал: «Нет никакой возможности эту обостренную конкуренцию обуздать реакционными законодательными мерами, с ней можно бороться только посредством развития производительных сил, посредством освобождения потребителей от чрезмерного податного бремени и, наконец, посредством объединения всех отраслей производства, с конечной целью экономического объединения Европы» . Отсюда индустриализация Венгрии становилась важнейшей стратегической задачей для Будапешта.

Данное высказывание генерального консула вполне можно отнести к революционным для своего времени, когда высокие таможенные пошлины и возведение других запретительных барьеров в Европе и США рассматривались как главная панацея от конкуренции с иностранными производителями. В. Львова можно по праву отнести к числу пионеров идеи европейской интеграции в российском МИДе, эти взгляды В. Львов высказывал еще не раз. В. Львов полагал, что запретительные таможенные пошлины неспособны, оздоровить экономику, только модернизация народного хозяйства и рост культурного уровня населения были способны вывести венгерскую и другие европейские экономики из кризиса. Рассуждая об индустриализации Венгрии В. Львов, постоянно отмечал жизненную необходимость для страны модернизации ее сельского хозяйства. По его мнению, кое-что в этом направлении венгерское правительство сделало. В частности, он положительно оценивал регулирование государством трудовых отношений в аграрном секторе, строительство оросительных систем, покровительство винокуренной промышленности, расширение кредитования сельхозпроизводителей, попытка создания системы, облегчавшей сбыт аграрной продукции в Венгрии и за ее пределами, расширение бюджетного финансирования сельского хозяйства. В то же время консул писал: «…но нельзя не отметить с прискорбием, что венгерские аграрии продолжали неутомимую агитацию против других отраслей экономической жизни государства, а именно промышленности и торговли» . На взгляд, В. Львова аграрии не должны были забывать, о том, что сельское хозяйство Венгрии потерпит крах, если успехи в аграрном секторе страны не будет сопровождаться подъемом в промышленности и торговли Венгрии. Сельское хозяйство страны не могло успешно развиваться локально вне связи с другими отраслями экономики.

Мировая экономика в начале ХХ в. оказалась в сложной ситуации. Англо-бурская война, политическая нестабильность в Китае, волна забастовочного движения в ведущих странах Европы, угольный кризис, паника на биржах привели к дестабилизации экономической системы. В этих условиях инвесторы начинают паниковать и выводить свои активы из развивающихся экономик, в том числе Венгрии, России, стран Балканского полуострова. Венгрия принадлежала к тем странам, которые имели весьма ограниченные внутренние инвестиции, они во многом зависели в своем экономическом развитии от притока иностранного капитала, поэтому его отток в начале века больно ударил по их экономике. Отечественные инвесторы не могли восполнить потери, связанные с бегством из страны иностранных инвесторов, с чем столкнулась Венгрия в 1900--1901 гг. «Все вышеупомянутые явления совершенно уничтожили наблюдавшееся в Венгрии влияние чужого благосостояния и накопления иностранного капитала», -- писал по этому поводу В. Львов .

Генеральный консул выделял и внутривенгерские факторы, приведшие экономику к глубокому кризису. Прежде всего, сюда входили внутриполитическая нестабильность и раскол правящей элиты в вопросе о путях дальнейшего экономического развития Венгрии. Здесь пересекались интересы аграриев, промышленников и представителей торгового бизнеса. При всей своей симпатии к индустриализации Венгрии В. Львов полагал, что в стране возник опасный перекос в пользу промышленности и в ущерб интересам сельского хозяйства страны .

Генеральный консул уделял большое внимание антикризисной политике венгерского правительства. Только недоумение у дипломата вызывали призывы политиков и бизнесменов Венгрии к потребителю, о необходимости приобретения только отечественных товаров. Это было, на его взгляд, абсолютно бессмысленно. Во-первых, венгерская промышленность была слабой и она не могла полностью заполнить потребительский рынок страны. Во-вторых, потребитель в своих предпочтениях на рынке ориентируется не на патриотизм, а на такие категории, как качество и цена товара.

В. Львов с большим вниманием относился к другим проявлениям антикризисной политики венгерского правительства, строительство новых промышленных предприятий, поддержка мелкой промышленности, стимулирование технического и профессионального образования рабочих, развитие морского флота, всего того, что в будущем могло привести к экономическому подъему Венгрии. Тем более для этого была одна важная предпосылка, несмотря на кризис, венгры не теряли оптимизма и веры в великое будущее своей страны .

Высоко оценивая усилия правительства Венгрии по выводу страны из кризиса, В. Львов не мог не обратить внимание и на тревожные симптомы. Так, Будапешт проводил политику по объединению мелких торговцев в крупные ассоциации. Правительство полагало, что эти меры спасут мелких торговцев от разорения и приведут к дальнейшему развитию торговли. Но консул обратил внимание на два опасных момента, связанных с данным процессом. Во-первых, ассоциации торговцев создавались строго по конфессиональному принципу, а не исходя из экономической целесообразности, и, во-вторых, ассоциации сразу же потребовали субсидий от государства, чего никогда не делали мелкие торговцы. Тему чрезмерной зависимости венгерского бизнеса от государства В. Львов будет детально разрабатывать в 1902 г.

Значительное внимание В. Львов отводил анализу дел в отдельных секторах народного хозяйства Венгрии. В промышленности страны он отмечал противоречивые процессы на фоне общего спада промышленного производства. В условиях угольного кризиса в Европе и забастовок шахтеров в Богемии в Венгрии увеличивается добыча каменного угля, он даже использует термин «угольный бум». Кроме этого, рост производства был отмечен в сахарной, винокуренной промышленности и на тех предприятиях, которые находились под контролем синдикатов. В монополизации венгерской промышленности консул видел один из способов укрепления ее позиций внутри Венгрии и за ее пределами.

Экономический кризис, начавшийся в 1899 г., развивался в таких секторах промышленного производства, как строительство и производство строительных материалов, металлургия и машиностроение. В условиях экономического кризиса всегда снижается интерес потребителей к приобретению недвижимости, что затронуло и Венгрию на рубеже XIX--XX вв. Спад в строительном секторе достигал угрожающих масштабов. Сокращение строительства в Венгрии железных дорог, по мнению консула, привело к глубокому кризису металлургии и машиностроения Венгрии. Данная ситуация была обострена распадом австро-венгерского железного синдиката, что привело к обострению конкуренции в металлургии Австрии и Венгрии . Промышленный спад вел к увеличению числа безработных среди венгерских рабочих, что не могло обострить социальную напряженность в стране. Это сочеталось с падением уровня заработной платы в Венгрии и ростом стоимости жизни.

Данное обстоятельство заставило правительство Венгрии проводить активную социальную политику. Оценивая ее итоги консул писал: «Венгерское правительство в течение отчетного года (1900 г. -- И. К.) прекрасно регулировало положение сельскохозяйственных рабочих. Что же касается фабричных рабочих, то венгерская промышленность, к сожалению, слишком слаба, чтобы принять на себя такие же тяжелые обязательства, какие лежат на промышленности в Австрии и Германии» . В. Львов в целом оценивал положительно усилия правительства Венгрии по развитию социального законодательства, что подтверждают и последующие его донесения. Однако он прекрасно понимал, что развитие социального законодательства напрямую связано с уровнем производительности труда в промышленности, любые сокращения рабочего дня и повышения зарплаты невозможны без выхода промышленного производства на новый качественный уровень. Неподкрепленные технологическими инновациями социальные блага ведут к краху промышленное производство любой страны, тем более таких «молодых» индустриальных стран, как Венгрия. Генеральный консул показывал разрыв в индустриальном развитии Австрии и Венгрии, поэтому Австрия в отличие от Венгрии могла проводить более решительную социальную политику, в том числе и в «рабочем вопросе».

В сельском хозяйстве урожай 1900 г. оказался весьма посредственным, не оправдав те надежды, которые возлагали на него венгерские аграрии в начале года. Он был примерно на 3 % ниже средних показателей за последние 5 лет. Все это сопровождалось низкими ценами на зерно, сложившиеся на мировом рынке и падением цен на шерсть, несмотря на некоторый их рост в конце XIX в. Правда, успехи были отмечены в производстве винограда в страны, консул особо подчеркивал высокое качество винограда в 1900 г. Такие же успехи были отмечены в производстве фруктов и овощей.

Экономическая нестабильность отразилась на развитии финансово-банковской системы страны. Дефицит платежного баланса Венгрии постоянно покрывался за счет займов и временных статей бюджета. Сбережения населения практически не росли, объемы кредитных операций будапештских банков сокращались, если на 1 января 1899 г. они составили 515 млн крон., то на 1 января 1900 г. всего 480 млн крон . Все это привело к падению курса венгерских ценных бумаг и объема сделок на венгерских фондовых биржах. Правда, среди причин биржевого кризиса, консул выделял не только экономическую нестабильность. Правительство Венгрии ввело биржевой налог и ограничило самостоятельность бирж для борьбы с биржевыми спекуляциями, что не могло также не сказаться на объемах биржевых сделок. Кризис затронул и страховой сектор страны. Несмотря на все трудности, венгерским банкам удалось избежать существенных потерь, и это во многом было вызвано действиями Государственного банка Австро-Венгрии, который своей четкой и грамотной политикой смягчал последствия экономического кризиса и накапливал золотые резервы Дунайской империи.

В транспорте страны также происходили неоднозначные процессы. В 1900 г. выросли объемы перевозок на железных дорогах. В то же время речной флот переживал застой, а морской флот, наоборот, увеличивал объемы перевозок. Это было связано и с некоторым увеличением экспорта венгерских товаров за пределы Дунайской империи. Правда, сам торговый баланс Венгрии вызывал у консула серьезные опасения. Страна полностью зависела от экспорта сахара, угля и леса, что делало уязвимым ее позиции на мировом рынке, необходима была диверсификация венгерского экспорта, но для этого следовало развивать промышленное производство, ориентированное на производство экспортной продукции, а с этим были проблемы даже у Австрии .

Большое беспокойство у венгерской элиты и у В. Львова вызвало повышение Германией таможенных пошлин на импорт венгерской аграрной продукции. В Будапеште и Санкт-Петербурге прекрасно понимали, что это приведет к обострению конкуренции российских и венгерских товаропроизводителей на рынках других европейских стран и что в этой борьбе пострадают интересы российских и венгерских аграриев. Опасался этого и Львов, доводя свои предостережения до МИДа Российской империи .

Об интересе российской стороны к делам в венгерской экономике говорит тот факт, что Генеральное консульство в Будапеште переправило в Санкт-Петербург ежегодные отчеты министров торговли и сельского хозяйства Венгрии в парламенте страны, материалы парламентских прений по этому поводу и ряд аналитических материалов Будапештской торговой палаты за 1901 г. Причем все это шло без купюр и собственных комментариев, что повышает значимость данных документов как исторических источников.

Начавшийся 1902 год отодвинул на второй план новости экономики. Генеральное консульство в Будапеште больше интересовали межнациональные отношения в Венгрии, которые начинают обостряться. В 1902 г. в очередной раз провалилась работа сербского национально-церковного собора. Это актуализировало проблему положения южных славян в Венгрии. Венские власти активизировали свое проникновение в Боснию и Герцеговину, что также усиливало трения администрации с частью местного славянского населения. В самой Венгрии обострилась дискуссия о характере и стратегии национальной политики. Эти и другие политические события доминировали в депешах и посланиях Генерального консульства в Санкт-Петербург.

В целом в экономике Венгрии в 1902 г. В. Львов констатировал продолжение застоя, причины которого заключались в наличии трех отрицательных факторов. Первый -- это чрезмерная опека государством деятельности большинства акционерных обществ и отдельных предприятий с помощью широкой системы льгот и государственных заказов, что порождало среди них иждивенческие настроения, подавляло частную инициативу и снижало конкурентоспособность. Эту точку зрения разделяли многие экономисты и политики внутри империи Габсбургов и за ее пределами. Однако правительство Венгрии боялось полностью отпустить свою промышленность в «свободное плавание», опасаясь, что она не сможет на равных конкурировать с австрийской промышленностью, не говоря уже о таких лидерах, как Германия, Великобритания и США. Кстати, в самой России ситуация в этом плане мало чем отличалась от Венгрии.

Второй фактор, столь повторяемый в отчетах такого плана -- это продолжающаяся неопределенность экономических отношений с Австрией. И третий фактор, пожалуй прозвучавший впервые -- провал мадьярских предпринимателей на фоне успехов их еврейских коллег. В. Львов пришел к неутешительному выводу для мадьяр: они по всем показателям уступали евреям (предпринимательская инициатива, стремление к инновациям, отсутствие страха перед свободной конкуренцией и т. д.) . Мадьярский бизнес был мало эффективен и явно проигрывал еврейскому бизнесу. Эти рассуждения консула имели под собой веские основания. Действительно, еврейская община Венгрии в силу своих способностей, энергии, знаний заняла значительное место в экономике, культуре, социальной сфере страны, сыграв большую роль в успехах Венгрии в конце XIX -- начале XX в.

В сельском хозяйстве итоги года были противоречивы. С одной стороны, в Венгрии 1902 г. выдался урожайным, и цены на продукцию сельского хозяйства при этом не упали, так как в Австрии вырос спрос на венгерский аграрный экспорт в условиях неурожая в США. Но, с другой стороны, на европейском рынке Венгрия не укрепила свои позиции, так как его заполонила дешевая продукция из России и Румынии . Итоги внешнеторговой деятельности Венгрии консул оценивал положительно, как и работу государственных железных дорог.

В одном из донесений Генерального консульства России в Будапеште встречаются весьма примечательные оценки перспектив развития экономических взаимоотношений между Венгрией и Россией. В своем донесении от 27 января 1902 г. князь В. Львов делал заключение, что в Австрии растет среди политиков и представителей бизнеса интерес к развитию экономических связей с Россией, но эти устремления не находили поддержки среди венгров. С одной стороны, политическая элита в Будапеште опасалась того, что развитие экономических связей с Россией может привести к охлаждению отношений с Берлином. С другой стороны, Венгрия боялась, что в условиях расширения экономических контактов двух соседних империй, она может столкнуться с жесткой конкуренцией с российской сельскохозяйственной продукцией на рынке Австрии . Следовательно, главную угрозу развитию добрососедских отношений между Австро-Венгрией и Россией князь В. Львов видел именно в позиции венгерского руководства и бизнеса. Кстати, эта позиция была довольно распространена не только в МИДе России, но и в общественно-политических и деловых кругах страны в целом.

Россия внимательно следила за дискуссией в Венгрии и за ее пределами о целесообразности строительства канала, соединявшего Одер с Дунаем. Кроме развития экономических связей Австро-Венгрии с Германией этот канал имел важное стратегическое значение в случае войны. Не прошел мимо внимания российского дипломата и утвержденный парламентом Венгрии план строительства железных дорог в Боснии и Герцеговине . Тем самым в консульстве очень тщательно отслеживали любую информацию о развитии транспортных артерий Венгрии и сопредельных территорий. Эту же информацию скрупулезно собирали российские дипломаты в Вене .

Консульство уделяло в 1902 г. значительное внимание перспективам развития экономических отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной. Кроме отмеченного плана строительства железных дорог, что, кстати, по мнению консула, свидетельствовало о набирающих силу экономических связях Венгрии с Боснией и Герцеговиной, В. Львов констатировал факт расширения венгерского проникновения в оккупированные провинции. В частности, об этом ярко говорило увеличение венгерского экспорта в Боснии и Герцеговине с 19,8 млн крон в 1898 г. до 24 млн крон в 1900 г. . Консул в будущем прогнозировал дальнейшее развитие отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, Генеральное консульство России в Будапеште в 1900--1902 гг. констатировало в экономике Венгрии застой после продолжительного экономического подъема в последней трети XIX в. Причины данного явления имели под собой как долговременные основания: неблагоприятная конъюнктура на мировом аграрном рынке, острая конкуренция со стороны австрийской промышленности, недостаток инвестиций, чрезмерное вмешательство государства в народное хозяйство, узость внутреннего рынка, так и кратковременные основания в лице неопределенности экономических отношений с Австрией, тактических просчетов венгерского правительства. В это время завершился срок действия предыдущего экономического соглашения с Австрией, а по новому соглашению стороны не могли прийти к компромиссу. За исключением некоторых оценок В. Львов в целом давал объективную информацию об экономическом развитии Венгрии.

Однако он зачастую не мог разрозненные факты собрать в некую целостную систему. Утонув в деталях, консул не видел многих очевидных фактов, в том числе в принципе высокие темпы экономического развития Венгрии на рубеже XIX--XX вв., несмотря на некоторый «перегрев» экономики. В 1897 г. валовой внутренний продукт Венгрии составлял 340,41 млн крон, в 1900 г. -- 371,84 млн крон, в 1901 г. -- 375, 83 млн крон, в 1902 г. -- 396,07 млн крон . И тем не менее данное обстоятельство ни в коей мере не умоляет достоинств информационных материалов российских дипломатов, работавших в Будапеште. До сих пор они являются важным историческим источником при изучении основных тенденций и противоречий развития венгерской экономики в эпоху дуализма.

Здесь представлены ссылки на статьи о экономике существующих государств мира:# Экономика Австралии # Экономика Австрии # Экономика Азербайджана # Экономика Албании # Экономика Алжира # Экономика Анголы # Экономика Андорры # Экономика Антигуа и… … Википедия

Валюта 1 Евро (€) = 100 центов … Википедия

Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

1) специфическая часть народного хозяйства, подчинённая в капиталистических странах экономическому обеспечению подготовки и ведения войн, в социалистических укреплению их обороноспособности; 2) отрасль знаний (военно… … Большая советская энциклопедия

Координаты: 46°05′00″ с. ш. 18°13′00″ в. д. / 46.083333° с. ш. 18.216667° в. д. … Википедия

Распад Австро Венгерской империи крупное политическое событие, произошедшее в результате нарастания внутренних социальных противоречий и балканизации империи. Первая мировая война, неурожай 1918 года и экономический кризис послужили поводом к… … Википедия

История Венгрии … Википедия

Венгрия … Википедия

Венг. Állami Nyomda … Википедия

Координаты: 47°29′53″ с. ш. 19°02′24″ в. д. / 47.498056° с. ш. 19.04° в. д. … Википедия

Книги

  • Экономика стран Вишеградской группы , Дрыночкин А.В.. В учебном пособии рассматриваются процессы реформирования экономической системы и хозяйственного механизма стран Вишеградской группы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии) в течение…
  • От шелка до кремния. 10 лидеров, которые объединили мир , Гартен Джеффри. О книгеИстория глобализации, самой значимой силы в истории, рассказанная через жизни 10 личностей, изменивших мир. Это первая книга, в которой глобализация рассматривается через призму…

Задаетесь вопросом, есть ли в Будапеште шопинг и что интересного можно привезти из Венгрии? Тогда этот пост для вас! Рассказываю о 10 лучших венгерских марках одежды, обуви, косметики, посуды и даже светильников.

Herend (Херенди) — самый известный производитель фарфора из Венгрии. Фабрика была основана в середине 19 века, сервизы Herend украшали столы в Виндзорском замке и в замках империи Габсубргов. Королева Виктория любила Herend и теперь созданный для нее узор носит её имя. Если везти из Венгрии сервиз вам не с руки, обратите внимание на расписанные вручную . Милый и изящный сувенир!

Второй известный венгерский производитель фарфора и керамики — Zsolnay (Жолнаи), чья декоративная яркая черепица украшает самые известные крыши Будапешта и Венгрии. Везти домой черепицу я вам не советую, обратите лучше внимание на декоративные тарелки или изделия из эозинового стекла с характерной для фабрики ярко-зеленой глазурью.

Традиция обувного производства в Венгрии отсылает нас еще ко временам Австро-Венгрии. Многие техники, использующиеся сейчас при производстве как готовых, так и сделанных по мерке мужских туфель марки Vass — исторические. Классическая, самая популярная модель марки называется Budapest , имеет утолщенную подошву и округлый, чуть массивный мыс. Сшить по вашей мерке можно любую пару — выбираете колодку, модель, кожу (хоть серого аллигатора, хоть каймана коньячного цвета), тип подошвы и получаете через несколько месяцев получаете готовую пару. Девушек, увы, просят не беспокоиться.

Марка Tisza (по имени притока Дуная реки Тиса) была основана еще в сороковых, но прославивший бренд дизайн и логотип появились в начале семидесятых. Марка быстро стала популярной в Венгрии благодаря своей спортивной обуви и благополучно практически умерла с падением советской империи. Новая история Tisza началась в 2003 и сейчас у марки есть даже Инстаграм . Удобные кроссовки с легкой ретро-стилистикой — это как раз то, что сейчас носят.

Марку Madnys придумали две подруги, Анита и Мелинда, держа в голове нужды мам, желающих не только носить с собой множество нужных ребенку вещей, но и выглядеть при этом не просто прилично, но и стильно. Иными словами, Анита с Мелиндой шьют сумки формы шоппер, используя итальянскую кожу разных оттенков, и пропитанный водоотталкивающей пропиткой хлопок для подкладки. Сумки производятся маленькими тиражами. Разглядеть их подробнее можно в Инстаграм .

Если предыдущая марка делает акцент на вневременные, подходящие подо всё цвета и формы, то Mittersisters — это история о разнообразных фактурах, ярких оттенках и причудливой отделке. Интересно, что сумки можно не просто купить, а сделать самому, записавшись на один из мастер-классов, где вас научат кроить, шить, выбирать фурнитуру. Марка обещает, что вы, проведя в студии 9 часов, выйдете со сделанной вашими руками и по вашему вкусу сумкой, которая будет радовать вас долгие годы.

Если вы любите марку COS, то вам стоит обратить внимание на Nanushka. Я бы купила у марки многое, если бы в конце августа в Будапеште хоть в одном магазине бренда нашлись бы осенние, а не летние вещи! Сандра Сандор основала марку 10 лет назад после окончания London College of Fashion, взяв в качестве названия свое детское имя. Вся продукция Nanushka производится в Венгрии, известной традициями текстильного производства. Посмотреть на осеннюю коллекцию можно ; марка доставляет по всему миру.

Еще одна марка для любителей эстетики минимализма, четких линий и чистых цветов называется Beango и существует под началом Беа Ласло. В отличии от Сандры и ее бренда Nannushka, стилистически безупречного, в том, что делает Беа, нет-нет и проскользнет нечто, напоминающей о манере венгерских женщин одеваться, например, кошмарные штаны из искусственной кожи. В остальном же все четко, скромно, местами даже изящно. Мне, например, вот это платье очень понравилось.

Omorovicza — самый известный, пожалуй, венгерский бренд косметики, сумевший сделать себе международную славу. Еще в 19 веке семья Оморовица открыла в Будапеште, городе с множество термальных источников, первый, как бы мы сейчас сказали, спа-центр. Косметический бренд был основан в 2006. Со списками бестселлеров марки можно познакомиться . Я давно заглядываюсь на Omorovocza, но не очень люблю пробовать новые продукты… Может быть, вы что-то пробовали из косметики бренда? Он, кстати, продается и в российских интернет-магазинах, и на net-a-porter.com.

Adamlamp — классный венгерский бренд светильников. Для тех, кто не уверен, готов ли везти из Будапешта люстру, у марки есть международная доставка. Мне импонирует выверенный современный дизайн, одновременно и узнаваемый, и вызывающий вопросы о происхождении, построенный на игре геометрических и естественных форм, простого дизайна и базовых цветов. Ламы сделаны из тонкого пластика. Внимание дизайнерам! Марка предлагает возможность создать светильник специально для вашего проекта

Венгрия – одна из наиболее развитых аграрных стран Восточной Европы. Уровень ее экономического развития достаточно высок и, что самое главное, продолжает активно расти. Разумеется, внимание уделяется и промышленному комплексу – венгры заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций и готовы предложить предпринимателям со всего мира очень выгодные условия!

На чем строится экономика Венгрии?

1. Около 70% территории страны отведено под сельскохозяйственные угодья. Аграрные районы сосредоточены в центральной и восточной частях страны. Надо заметить, что до кризиса 2008 года страна демонстрировала один из лучших показателей экономического развития среди «молодых» членов ЕС и по состоянию на 2014 г. вновь выходит на лидирующие позиции.


Сектор АПК – идеальное направление для иностранных инвестиций, ведь после кризиса эта ниша венгерской экономики имеет некоторые пробелы. В стране достаточно природных и физических ресурсов, которые позволят успешно развивать сельское хозяйство в ближайшие годы.

2. Большое влияние на экономику Венгрии когда-то имела металлургия. Но с 2008 года наблюдается снижение веса данного сектора в экономике, а один из самых мощных металлургических комбинатов в Европе Dunafer находится на грани банкротства. Примите это во внимание, если планируете открыть в Венгрии предприятие, связанное с металлопрокатом. Подобная ситуация и с производством цемента – страна заинтересована в иностранных инвестициях в цементные заводы.

3. Сейчас экономика Венгрии строится, главным образом, на машиностроении. Здесь сравнительно недорогая рабочая сила, поэтому многие мировые холдинги охотно строят на территории Венгрии мощные автомобильные заводы, например, Raba, Suzuki, Mercedes и другие марки.

4.Огромное влияние на уровень экономического развития Венгрии имеет компания Gedeon Richter. Это один из крупнейших европейских производителей фармацевтической продукции.

Энергоресурсы и экономическое развитие Венгрии

Один из главных факторов, позитивно влияющих на экономику Венгрии в 2014 году, – широкие возможности для транспортировки и распределения энергоресурсов, поступающих в Евросоюз из РФ. Именно через территорию Венгрии идут огромные объемы нефти и газа – монополистом в этой сфере можно назвать государственное предприятие MOL (это влиятельнейший игрок на европейском энергетическом рынке).

Транспортировка энергоносителей лежит на французском предприятии Eon, а уже от него энергоносители поступают в австрийскую компанию OMW. Кстати, не так давно Венгрия получила возможность поставлять газ реверсом в Украину – это очень актуальная и перспективная тенденция для местной экономики.

Логистика и экономика: Венгрия как ключевой пункт европейской транспортной системы

В последнее время все большая роль в развитии национальной экономики отводится автотранспортному сектору. И действительно, сегодня при поддержке ЕБРР в Венгрии строится огромное количество транспортных магистралей европейского уровня – Будапешт соединяется с главными путями соседних государств, превращая Венгрию в ведущего игрока на рынке логистики ЕС.

Есть и масса других доказательств перспективности автотранспортного направления в экономике:

  • Благодаря украинским инвестициям вблизи границы Украины и Венгрии полным ходом идет строительство одного из самых больших в Восточной Европе логистических парков.
  • В Дебрецене построен огромный терминал, предназначенный для транзита и приема авиагрузов.
  • Экономика Венгрии сегодня во многом обязана Дунаю. Именно эта водная артерия соединяет Черное море и Европу (Венгрию в частности) – вдоль берегов Дуная расположено несколько крупных портов. Эти предприятия обеспечивают прием грузов из черноморского бассейна и транспортировку товара по Дунаю в другие европейские страны.
  • Инвестиции Роснефти позволили венгерским властям начать строительство крупнейшего европейского терминала для хранения сжиженного газа.

Как видите, Венгрия медленно, но уверенно превращается из поставщика сырья в крупного производителя готовой продукции и через пару десятков лет может возглавить логистический рынок Европы.

Роль налоговой системы, или в чем секрет переходной экономики Венгрии

Первое, на что следует обратить внимание потенциальным обладателям венгерского ВНЖ и ПМЖ, – это строгие взыскания за неуплату налогов. Пожалуй, это один из главных пунктов, который может использоваться в качестве аргумента при отклонении Вашего заявления на ВНЖ – венгры очень внимательно относятся к налоговому законодательству. Этому есть причина – специалисты видят причины успеха переходной экономики Венгрии именно в стимулирующей функции налогов.

Можно выделить 3 главных группы налогов – их в Венгрии платят все без исключения предприятия:

  • AFA, или НДС, – 27% (касается большей части товаров и услуг), либо 18% (касается продуктов питания, фармацевтических препаратов, транспортных перевозок) или 0% (касается работы экспортных предприятий). Данный налог уплачивается каждый месяц, год или квартал – в зависимости от объемов годового дохода.
  • Helyi iparuzesi ado, или индустриальный налог (1–2%);
  • Подоходный налог (10% независимо от размеров дохода фирмы) – любое предприятие, ведущее деятельность на территории страны, должно платить налог на прибыль.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы экономику Венгрии ожидает стабильный рост. Этому способствует продуманная политика местных властей и активное вовлечение иностранных инвестиций. Кстати, условия для иностранных предпринимателей в стране действительно очень выгодные – подробнее об этом Вы сможете прочесть в статье о перспективах бизнеса для русских в Венгрии.

Начнём с того, что основу богатства природных ресурсов Венгрии составляют плодородная земля и благоприятный климат. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве.

В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х гг. часто наблюдались признаки кризиса, который тогда объяснялся общим спадом экономики в целом и большой потерей количества рынков в связи с распадом СЭВ.

Также пострадал и экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

Причиной этого были не отношения ЕС и Венгрии, а внутренние проблемы отрасли сельского хозяйства. Если быть точнее, то это были и недостаточное финансирование, и запоздалая модернизация отрасли и низкая конкурентоспособность.

Продукцией сельского хозяйства Венгрии являются: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника, картофель, сахарная свекла; свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица, молочные продукты.

Правительство Венгрии направляет свою аграрную политику на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для этой страны секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья Венгрии составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой - 1,0 млн га.

Растениеводство представлено в основном зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство).

Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развитыми считаются, как уже было сказано выше, свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

Промышленность

Венгрия располагает благоприятными агроклиматическими и рекреационными условиями. Проанализировав её положение, можно сделать вывод, что эта страна очень выгодно расположена географически. Но единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 г. Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов - его было добыто 2,9 млн. т. Главный минерал Венгрии - уголь. Распространен главным образом бурый уголь и лигниты. Добыча ведется в районе городов Татабанья, Дорог, Шалгатарьян, Дьендьёш, Озд, Мишкольц. О наличии в стране других полезных ископаемых было уже сказано в главе I.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

*автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).

*Производство локомотивов, судов, кранов.

*Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицинского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).

*Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).

*Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

В Венгрии, как и во многих других странах развито большое количество отраслей промышленности, но хотелось бы подробнее остановиться на такой, как нефтепереработка. (cм. приложение 3)

Промышленная добыча нефти в Венгрии началась в 1937г., а уже через год было создано венгеро-американское общество нефтяной промышленности, действовавшее до начала Второй Мировой войны.

Ведущую роль на топливно-энергетическом рынке Венгрии играет акционерное общество нефтегазовой промышленности Мол. АО Мол является, по существу, монопольным объединением по добыче, переработке и реализации на внутреннем и внешнем рынках природного газа, нефти и продуктов их переработки. Общий объем продаж компании за 2009г.составил 15 947 млн.долл.

АО Мол владеет четырьмя центрами по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Это: «Дунайский НПЗ» в г. Сазхаломбатта, «Тисайский НПЗ» в г. Тисауйварош, «ЗАЛА НПЗ» в г. Залаэгерсег и НПЗ в г. Алмашфюзите. Перегонка нефти осуществляется только на «Дунайском НПЗ», введенным в эксплуатацию в 1965г.В результате экономических реформ и рационализации производств, на «Тисайском НПЗ» производятся только полуфабрикаты, а на «ЗАЛА НПЗ» специальные битумы. С июля 2002г.на заводе в г. Алмашфюзите производятся только различные виды масел и присадки к ним.

Сокращение объемов продаж бензина различных марок за последние два года вызвано мировым финансовым кризисом. Увеличение объемов продаж дизельного топлива вызвано увеличением парка различных видов транспорта, имеющих дизельные двигатели, а также меньшей стоимостью дизтоплива по сравнениюcбензиновым.

По информации руководства Венгерской нефтяной ассоциации, а также от экспертов присутствующей на венгерском розничном рынке нефтепродуктов компании Lukoil Hungary, динамика розничных цен на моторное топливо в Венгрии не зависит от колебаний затрат на производство нефтепродуктов.

Основным ценовым ориентиром для участников венгерского розничного рынка является еженедельно пересматриваемая индикативная средняя цена на бензин и дизельное топливо, устанавливаемая ценовым комитетом венгерской национальной нефтяной компании Мол. Определение индикативных цен осуществляется ценовым комитетом на основе анализа оптовых цен европейских рынков нефтепродуктов (Генуя, Италия и Роттердам, Голландия), ежедневно публикуемых на www.platts.com, с учетом следующих основных факторов: тенденции изменения оптовых цен на нефтепродукты на европейских рынках; динамика курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте; акцизный налог на моторное топливо; сбор на содержание стратегических запасов нефти и нефтепродуктов; всеобщий налог с оборота (аналог НДС); прочие факторы.

Колебания курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте также значительно влияют на формирование розничных цен на бензин и дизтопливо. Помимо регулирования акцизного налога государство может также оказывать на основании закона о формировании обязательных стратегических запасов импортируемой сырой нефти и нефтепродуктов была создана Ассоциация по запасам нефти и нефтепродуктов (KKKSz.), предусматривающая обязательное членство всех участников рынка. В соответствии с законом Ассоциация должна обеспечить накопление стратегических запасов, соответствующих 90-дневным объемам внутреннего потребления, рассчитанных по результатам предыдущего года.

Стратегические запасы состоят из моторного бензина, дизельного топлива, топлива для электростанций и сырой нефти. В ближайшей перспективе зависимость Венгрии от российских поставок энергоносителей и сырья сохранится.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).