Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Предмет и метод курса экономическая теория. Предмет экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

- Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

- Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

- Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

- Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

- Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

Различают :

Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

Основные функции экономической теории:

- познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

- методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

- образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

- практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

Методы экономической теории.

Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

К универсальным методам относятся:

- анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

- индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

- абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

Выводы

1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

8. Определите предмет экономической теории и ее функции.


1. Предмет экономической теории: различные подходы

Экономическая теория - дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений .

Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику .

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики , макроэкономики , международной экономики , эконометрики , теории игр .

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство , монетаризм , новую институциональную экономическую теорию , нейроэкономику , австрийскую школу , новую политическую экономию , экономику и право .

Функции и методы

Методы экономической теории :

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории :

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис. и таблицу.

Вывод: Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность.

Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.

Можно ещё вот так

Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.
Ксенофонт (древнегреческий философ 430-350 век до нашей эры) – он дал название науки “ ОЙКОС “ – дом, хозяйство, “ НОМОС “ – закон. Закон ведения домашнего хозяйства.
Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистике было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
Антуан Монкретьен (1575-1621 года) “ Трактат политической экономики 1615 год “ и дал новое название “ политическая экономия “. Предметом изучения которой является изучение государства, хозяйства управляемого абсолютной монархией.
Адам Смитт (1723-1790 года) – автор “ исследования о природе и причинах богатства народов”. Предмет изучения – богатства нации и его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции

Карл Маркс

3.Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.
Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.

A, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.
У неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.
S общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.

При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.
С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.
Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

4. Виды экономических систем. Критерии, типы, классификация

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

    Первичная (архаичная ) - первобытно-общинный и азиатский способы производства;

    Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

    Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер) :

    Замкнутое домашнее хозяйство (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

    Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

    Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)

3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

    По форме собственности на средства производства;

    По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.

Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.

Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

Товарное хозяйство – возникло как противоположность натуральному, в начале в форме обмена между общинами, этот обмен носил случайный характер.

Товарное производство – когда продукты создаются отдельными частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей нужна купля-продажа продуктов на рынке.

Ни один человек, ни одно существо не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства и вещи для удовлетворения потребностей – блага.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Классификация благ:

1. Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства).

Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д.).

Различают две группы нематериальных благ:

Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).

Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

Неэкономические блага – предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природу «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

    Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

    Способность к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:

    Количество

    Натуральная форма

    Качество

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

    Услуги (в экономической теории) - товары , которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.

    по ... народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью...

  • Шпаргалка по Экономической теории (6)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    Благ 5) Методы экономической теории Методы эк теории -совокупность способов приёмов... устанавливают процентные ставки по депозитам ниже, а по кредитам - выше... предпринимательский талант по управлению предприятием. Виды прибылей Экономическая прибыль...

  • Шпаргалка по Экономической теории (8)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    ... экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения между производством и потреблением. По марксистской теории ... новых орудий труда. Кейнсианская теория усматривает причину экономических спадов в недостаточном совокупном спросе...

  • Шпаргалка по Экономической теории (9)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    Формирования экономической теории как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли, теории и... в целом. Структура рынков: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений потребительских...

Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Разделы экономической теории:

· микроэкономика;

· макроэкономика;

· мировая экономика.

Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, http://rudiplom.ru/ которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;

· практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

· методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

· социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

2 .Предмет и метод изучения экономических процессов.

Специфика предмета экономической теории предполагает использование определенных методов исследования. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе.

Первым способом изучения экономических явлений и процессов стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Этот метод является основным и незаменимым способом получения исходной информации об экономике. В данном случае выявленные и собранные факты служат основой для научного обобщения. Особенностью экономико-статистического метода является сбор и обработка количественных данных об экономических явлениях и процессах. Метод абстракции предполагает выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечение (абстрагирование) от всего второстепенного, случайного. С помощью этого метода формулируются экономические категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Материалистический метод предполагает рассмотрение экономических процессов и явлений в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Особую роль среди используемых методов экономической науки играет эксперимент. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

3.Экономические законы и категории. Их объективный характер.

Экономические законы - наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов.

Общая экономическая теория кроме экономических законов изучает экономические категории. Экономическая категория - логическое понятие, представляющее теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. Экономиче­ская категория - абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономи­ческой жизни общества - спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.

4.Структура экономики,

Структура экономики отражает соотношение отраслей, регионов, производства средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов воспроизводства (фондов возмещения, потребления и накопления).

На отраслевую структуру существенное влияние оказывают:

· структура потребностей общества;

· темпы экономического развития;

· наличие естественно природных ресурсов (полезных ископаемых, земли и др.);

· развитие интеграционных процессов;

· характер и темпы НТП.

К факторам, определяющим региональную структуру, относятся:

· распределение платежеспособного спроса населения по территории страны;

· необходимость выравнивания уровня жизни населения различных экономических районов и обеспечения их комплексного развития;

· размещение источников сырья, топлива, энергии;

· распределение рабочей силы по территории страны и решение проблемы ее занятости с учетом возможной миграции населения

· Стоимостная структура экономики формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, необходимости решения проблем повышения эффективности общественного производства (снижение материало-, энерго- и фондоемкости). Усиление ресурсосбережения и совершенствование организации производства способствует росту национального дохода. Снижение удельного веса материало- и энергоемких производств обеспечивает уменьшение доли фонда возмещения.

5. Позитивная и нормативная экономика…

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теорияимеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:

§ к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

§ при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

§ какова будет цена ее достижения

Кроме того позитивный подход предполагает:

§ объяснение и прогнозирование экономических явлений;

§ изучение общеэкономических закономерностей;

§ выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

6.Основные экономические поблемы общества.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что , как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

7. Становление и развитие экономической мысли: основные научные школы экономики (меркантилизм, физиократы, классическая школа политэкономии, марксизм)

В развитии экономической науки условно можно выделить четыре фазы: фазу до научного развития (до XVIII века), фазу рождения экономической науки (1750-1870 годы), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870-1930 годы) и фазу современных теоретических исследований и разработок. Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм* , который эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделял в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения. Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото. Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам* . Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличии от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды. К особым теориям XIX века следует отнести марксизм* , который основывался на теоретических посылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества. К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» К. Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель. Убежденность в неизбежном крахе капитализма основана на теории классов, классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией.

8. Современные школы экономической мысли

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная* экономическая теория, наиболее яркими представителями которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в. Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.

9.Русская экомомическая мысль в 20веке.

Главным предметом теоретических исследований А.В. Чаянова является семейно-трудовое крестьянское хозяйство в его взаимоотношениях с окружающей экономической средой. Такое хозяйство нацелено в первую очередь на удовлетворение потребностей самих членов семьи. Чаянов рассматривает его как главным образом натуральное хозяйство, втягивающееся в процесс рыночного обмена с целью продажи излишков и лучшего удовлетворения собственных нужд. В отличие, скажем, от работ русских марксистов, Чаянов в своих дореволюционных исследованиях интересовался не процессом образования российского рынка и капитализма в их влиянии на хозяйство крестьянина, а самим этим хозяйством во взаимодействии его натурально-потребительских и (в меньшей степени) товарно-рыночных черт. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов усматривал в массовом распространении кооперации, при которой от семейно-трудового хозяйства постепенно отпочковывались бы и переходили в ведение крупных кооперативных товариществ операции по переработке, хранению, сбыту крестьянской продукции, закупке и обслуживанию техники, заготовке, минеральных удобрений, семян, племенная, селекционная работа, кредитное дело, словом, все те операции, где крупное хозяйство имеет явный перевес над мелким. Большая часть десятилетия 1920-х гг. была заполнена также напряженной работой Н.Д. Кондратьева по разработке теории народнохоэяйственных планов. Ученый не раз подчеркивал, что в послереволюционных условиях государство, используя национализированную собственность (на землю, преобладающую часть промышленности, транспорта, кредитной системы и значительную часть торговли), способно оказывать значительно более сильное воздействие не только на общественный, но и на частный сектор, народное хозяйство в целом. Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева распадалась на три основные части: 1) эмпирическое доказательство существования “большой модели цикла”, 2) некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, 3) попытка их теоретического объяснения, или собственно теория больших циклов конъюнктуры.

10Собственность в экон. и юридическом смысле

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества. Статика отношений собственности выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного или личного непроизводственного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение не может не быть также урегулировано правом. Таким образом, имеются основания говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Право собственности, с точки зрения юридической, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

11. сущность, субъекты и объекты собственности

В системе экономических отношений любой формации собственность занимает центральное место. Она определяет:

1. экономическую структуру общества;

2. экономическое положение социальных групп общества;

3. цель производства и средства ее достижения;

4. экономическую форму производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа "государство", что приводит к "бессубъектной" собственности, являющейся абстракцией. В принципе, "государство" можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий "общество" и "государство" совпадают).

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Различают три вида объектов собственности:

1. недвижимое имущество (земельные участки, водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п);

2. движимое имущество (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);

3. интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

11.Изменение отношений собственности в россии в западных странах.

Оценивая длительный исторический переход к смешанной структуре собственности, можно сделать важные обобщения.

1. «Чистый капитализм» с его единоличным частным присвоением в основном в XIX в. исчерпал свои способности к ускорению человеческой цивилизации.

2. В национальной экономике прочно заняли ведущее место два вида общей собственности – акционерная и государственная. Именно они стали мощными локомотивами научно-технического и экономического прогресса.

3. Государственная собственность укрепила господствующий строй и приспособила его к лучшему использованию высших достижений материальной и духовной культуры в интересах всего общества.

Стало быть, так своеобразно сложилась история эволюции (медленных и постепенных) изменений имущественных отношений, которая привела к преодолению их крайних состояний.

Совершенно по-иному развивались отношения собственности в XX в. в России. в РоссииВ начале XXI в. начался новый этап приватизации. Он связан с повышением роли государства и права в регулировании структуры и характера развития отношений собственности в стране. Такое регулирование основывается на Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят в декабре 2001 г.).

Этот закон вводит в действие, в частности, такие важные положения:

Приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества субъектов собственности;

Вводится планирование приватизации государственного и муниципального имущества вместе с разработкой и принятием федерального бюджета на очередной финансовый год;

Детально устанавливается порядок и все способы приватизации государственного и муниципального имущества;

Определяется оплата и распределение денежных средств от продажи имущества.


Похожая информация.


Череповецкий Государственный Университет

Институт Педагогики и Психологии

Реферат

Тема: «Предмет и методы экономической теории»

Выполнил студент:

группы 4 ПО-42

Слизнёв Д.И.

Проверил:

Алханов А.Ф.

Череповец 2007 год.


Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы экономической теории

§1. Предмет экономической теории……………………………………4-5

§2. Методы экономической теории…………………………………...6-10

Глава 2. Анализ предмета и метода экономики

§1. Предмет науки экономики……………………………………….11-12

§2. Методы экономической теории …………………………………13-16

Заключение……………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………18


Введение

Экономическая теория - это наука о видах деятельности связанных с обменом, с денежными сделками.

Экономическая теория - это наука об использовании редких органических ресурсов.

Экономическая теория - это наука о жизнедеятельности и получении средств к существованию.

Экономическая теория - это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления.

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Экономическая теория пользуется следующими методами:

1. Метод научной абстракции.

2. Метод анализа и синтеза.

3. Метод индукции и дедукции.

4. Метод восхождения от простого к сложному.

5. Метод единства логического и исторического подходов.

6. Метод количественного и качественного анализов.

7. Экономический эксперимент.

8. Позитивный метод.

9. Нормативный метод.

10. Системный метод.

11. Математические методы.


Глава 1. Теоретические основы экономической теории

§1. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей .

Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал - машины, здания, сооружения и природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определённых производственных отношений, называется способом производства .

Ограниченность ресурсов не позволяет иметь всё, что хотелось бы человеку. Оказывается, наши потребности превышают наши возможности, так как все имеющиеся ресурсы в каждой стране, да и в целом мире, ограничены. Вот почему всеобщее изобилие - это миф. Конечно, отдельные люди могут жить как при «коммунизме», но только отдельные, а не все вместе. Это неоспоримый факт, и он доказан историей всего человечества. Именно поэтому экономическая теория должна постоянно искать пути эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека. Таким образом, чтобы искоренить проблемы всемирного характера - инфляцию, безработицу, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды и др., нужно всем вместе решать проблему эффективного использования редких ресурсов .

Экономическая теория представляет собой преимущественно фундаментальную, академическую, а не прикладную науку. Она даёт жизнь всем другим узкопрофессиональным дисциплинам, таким, как банковское дело, менеджмент, маркетинг, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Значение экономической теории помогает понять специфику конкретной экономической деятельности и увязать её с действием объективных экономических законов. Экономическая теория - это общественная наука, т.е. изучает все проблемы с позиции общественного развития в целом. Она даёт ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде .


При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д. .

Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы. Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка .

Частные методы - это методы, которые используются данной конкретной наукой - экономической теорией, но не только: они могут применяться и другими гуманитарными науками .

К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д. .

Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает её практичной и нереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичного набора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, экономическая теория - это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше понимать реальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужных деталей.

Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод - это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Учёные могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных .

В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод - движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что учёный-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.

Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза .

Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д. .

Метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить чёткую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путём вычисления определённой исследуемой связи .

В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными учёный может подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория - не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики нередко «прочие условия» изменяются и соответственно цель, обоснованная теоретически, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции .

Макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа. Существуют три совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения.

Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие её основные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющие экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объём продукции, общий уровень занятости, общий объём дохода, общий объём расходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ даёт обзор экономики с высоты птичьего полёта .

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты её функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство - исследуются такие величины, как объём производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства. Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.

Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделён на отдельные отсеки, что любую её тему можно отнести или к макро-, или микроуровню, многие темы и разделы экономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализе выделяется ещё один уровень исследований - медиум, или мезоуровень - нечто среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., или анализ территориального экономического пространства .

Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык - язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели. Экономико-математическая модель даёт упрощённое или схематичное выражение экономической жизни, но чётко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется на основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделей или принципов будут выражены в виде рисунков, схем, таблиц.


Глава 2. Анализ предмета и метода экономики

§1. Предмет науки экономики

О предмете экономических наук спор идет уже много десятилетий. Их предметом оказываются то производственные отношения, то обмен товарами, то товарное производство, то законы функционирования рынка. Большинство же авторов учебников вообще изящно обходят вопрос о предмете курса .

Для уяснения предмета экономических наук обратимся к трудам их классиков. С чего начинают они построение своих экономических теорий? Очень просто - с того, что описывают поведение хозяйствующих субъектов, а уж затем выводят некие общие законы этого поведения, все время, обращаясь к конкретным (хотя и не всегда корректным) примерам.

Что это означает? Только то, что в основе всех экономических теорий лежат законы поведения хозяйствующих субъектов. Но ведь любой хозяйствующий субъект представляет из себя либо отдельного человека, либо группу людей. А значит, экономические науки изучают поведение людей или групп людей.

Но ведь точно таков же предмет наук психологических и психиатрических. Что же отличает от них экономические науки?

Прежде всего - более узкое поле исследований. Экономические науки изучают законы поведения людей или групп людей в специфических условиях производства и обмена. А значит - экономические науки оказываются частным случаем наук психологических и психиатрических .

Различия предмета науки экономики и науки об экономике определяется их целью. Наука экономики изучает процесс поведения в условиях производства и обмена с целью выработки способов воздействия на этот процесс, законов управления им. Наука об экономике озабочена поиском адекватных моделей, стройных описаний этого процесса или некоторых его аспектов.

Обе эти науки дополняют друг друга. Адекватные модели всегда полезны для синтеза управления. А опыт управления служит основным материалом для теоретического обобщения .

§2. Методы экономической теории

Здесь, очевидно, самое место несколько более определенно высказаться о методе экономических наук в нашем представлении. Дать определение необходимо, но недостаточно. Следует хотя бы кратко объясниться, что под это определение может подходить .

Прежде всего, для экономической науки традиционен описательный метод. Этот метод свойствен всем наукам на ранней стадии их развития. Поскольку экономические знания наши находятся пока именно в такой стадии, значение метода выявления, описания и классификации процессов и явлений сохраняется.

Вторым традиционным методом является метод математического моделирования. Экономические процессы представляются в форме математических формул, затем между ними устанавливаются некоторые соотношения, согласующие обмен данными. Так возникают модели, отражающие те или иные закономерности или аспекты экономических процессов в тех или иных условиях. Эти модели, по сути, и являются позитивными экономическими теориями .

Третьим методом является построение моделей бессознательной мотивации (психоанализ) деятельности экономических субъектов. Эти модели носят специфический, неформальный характер и строятся на основе неаристотелевой (фрейдовской) логики. Они позволяют синтезировать специфические методы управления процессами, воздействующими на архетипы глубинной мотивации.

Четвертым методом является построение моделей сознательной мотивации хозяйствующих субъектов, процессов сбора и обработки ими информации, принятия экономических решений. Это метод когнитивного моделирования, выявления когнитивных схем, диссонансов и резонансов, позволяющий синтезировать методы информационного управления экономическими процессами.

Пятым методом является метод построения моделей символического обмена. Он рассматривает экономические процессы как процессы обмена некими символическими сущностями - интеракции. Такой подход особенно плодотворен в изучении закономерностей денежного обращения. Он позволяет управлять экономическими процессами путем задания им определенных закономерностей .

Шестым методом является метод рассмотрения экономических процессов как процессов деятельности индивидов. Он включает элементы практически всех вышеозначенных методов, но преломляет их специфически через процесс построения модели деятельности хозяйствующего субъекта в рамках неаристотелевой (диалектической) логики. Этот метод позволяет вырабатывать управляющие воздействия на самом нижнем уровне мотивации.

Понятно, что этим кратким списком не только не исчерпывается, но до конца и не обозначается круг методов экономических наук. Цель его приведения - указать на тот факт, что этот метод не сводим к традиционному математическому моделированию .

Рассмотрим метод экономической двойственности описанный в статье Н. Водомерова, доктора экономических наук, профессора.

Суть метода экономической двойственности заключается в обнаружении во всех экономических явлениях противоположных сторон, находящихся в диалектической взаимосвязи друг с другом. Этот метод автор считает специфическим методом экономической науки .

Метод экономической двойственности весьма близок к методу диалектики, применяемому в марксистской теории. Однако отличается от него главным образом тем, что ограничивается фиксацией противоположных сторон изучаемого предмета и изучение их взаимосвязей.

Диалектический же метод требует обязательного анализа противоположностей до вскрытия соответствующего противоречия и выяснения форм его разрешения и тем самым установления направления развития предмета, обусловленного его внутренней логикой, иначе говоря - исследования процесса развития как возникновения и разрешения противоречий .

Метод экономической двойственности тем самым представляет собой некоторое упрощение диалектического метода. И этим объясняется своего рода двойственный результат его применения. С одной стороны, применение диалектики к объяснению становления и развития экономической теории вносит существенный вклад в её научное понимание. А с другой - не вполне последовательное использование диалектического метода приводит автора к недостаточно обоснованным выводам .

Наибольшей значимостью обладают следующие результаты применения метода экономической двойственности.

Прежде всего, глубокое и подробное раскрытие содержания и значения учения Аристотеля, впервые осознанно применившего диалектический метод к анализу отношений товарного производства и обмена .

Рассмотрим роль математики в экономической теории описанной в статье Ш. Доу, профессора университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания).

За последние сто лет математика заняла важное место в экономической теории, но особенно её роль выросла за последние годы .

Математика, таким образом, приобретает всё большее значение в изложении экономических идей, что по себе является очень интересным фактором, особенно с точки зрения понимания и восприятия экономической теории в обществе.

Экономическая наука переживает эпоху постоянных технических изменений и нововведений, при этом используются более совершенные статистические методы, благодаря которым достигаются всё более качественные результаты.

Математические методы проникают во все сферы хозяйственной жизни . Монголо-татарская


Заключение

Экономическая теория: а) даёт ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде; б) способствует разумному принятию фундаментальных решений; в) являясь преимущественно общественной дисциплиной, обеспечивает фундаментальными знаниями все профессиональные экономические дисциплины: менеджмент, маркетинг, банковское дело и т.д.

Экономические теории особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.


Литература

1. Носова С. С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 520 с.

3. Гильбо Е. В. Учебник экономики для высшей школы госкадров, 1995. (Автор - академик Евгений Гильбо: дата опубликования: 04.02.2006)

4. Водомеров Н., д-р экон. наук, профессор «Двойственность метода экономической двойственности». Журнал Экономист №8, 2006 г.

5. Шоу Д., профессор университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания). «Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ». Журнал Вопросы экономики № 7, 2006 г.

Структурный план лекции

1. Предмет экономической теории.

2. Экономические законы и категории.

3. Функции экономической теории.

4. Методы экономической теории.

Предмет экономической теории:

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят её предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;



3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Экономическая теория – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием капиталистического способа производства.

Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причём только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями классической экономической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, у которых основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.

Важный вклад в развитие экономической теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть их взглядов заключалась в том, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Особенно ценным у К. Маркса и Ф. Энгельса является то, что в их работах, во-первых, показано материалистическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.

В современной экономической теории выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие направления.

В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).

Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. Г. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объектом их исследования являются «институты», под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства даёт смешанную экономику.

В середине 50-х гг. XX в. возник монетаризм – экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризма профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. Г. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

Экономические законы и категории:

Так, например, такое экономическое явление как товарное производство, выражается категориями «разделение труда», «товар», «деньги», «прибыль».

Экономические категории носят объективный характер, так как отображают конкретные производственные отношения. Экономические категории взаимосвязаны между собой и в своей совокупности характеризуют внутреннюю экономическую структуру общества.

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют её закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами.

Экономические законы – устойчивые связи и взаимосвязи экономических представлений в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ и услуг.

Различают:

Общие экономические законы – действуют во всех общественных формациях.

Специфические – присущие лишь данному способу производства.

Экономические законы носят объективный характер, т.е. они не зависят от воли и желания людей. Но в отличие от законов природы, которые являются вечными, некоторые экономические законы изменяются с развитием общества и таким образом носят исторический характер. В экономике действует целая система экономических законов, которые могут быть общими для всей экономической системы или же действуют в какой-то одной.

Функции экономической теории:

Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.

Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и представлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.

Практическая функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.).

Экономическая теория раскрывает сущность и содержание экономических процессов в системе понятий, категорий и законов, принципов и методов хозяйствования в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности.

Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства представлений, целесообразность их использования.

Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.

Методы экономической теории:

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нём, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлечённые понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе , наоборот, происходит соединение расчленённых и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т.е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобождённые от случайностей исторического развития (рассматривает их логически);

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определённых условиях;

8) моделирование или построение экономической модели ; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т.е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические ;

11) статистические и др.

Литература

; ; ; ; ; ; .