Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Характеристика фз 307 об аудиторской деятельности. Законодательная база российской федерации

Для всех юридических лиц без исключения сегодня требуется обязательно вести бухгалтерскую отчетность, соответственно требуется её проверка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для этих целей существуют аудиторские компании, которые решают данную задачу. Важно заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями – связанными с ведением такой деятельности, регулируется вопрос федеральным законом.

На что нацелен норматив

Сам процесс ведения бухгалтерской отчетности требуется не только для внешнего контроля, но и для внутреннего. Именно поэтому проверка данной отчетности строго обязательна.

Так как в противном случае будет попросту невозможно вести успешную экономическую деятельность.

Потому требуется постоянный, пристальный контроль в данной сфере. Со всеми нюансами проверок нужно разобраться.

На 2019 год основный нормативным документом, который определяет вопрос аудиторской деятельности, является как раз .

Он включает в себя достаточно широкий перечень статей, которые регламентируют все основные моменты, связанные с процессом оформления документов.

Сам обозначенный выше законодательный акт одновременно решает целый спектр различных задач. К таковым относится в первую очередь следующее:

Устанавливается регламент В рамках которого вообще должен осуществляться аудит – определяются основные направления, другое
Дается точное определение аудиторской организации Основным направлениям работы таковой, в каких сферах возможно функционирование
Определяются ситуации, когда аудит как таковой должен быть осуществлен в обязательном порядке И когда осуществлять его обязательно не требуется
Устанавливается вопрос Касательно
Определяются стандарты аудиторской деятельности А также специальный кодекс этики для аудиторов
Указывается на то, что сами предприятия подобного рода обязательно должны быть полностью независимыми Все без исключения
Закон жестко устанавливает рамки В которых может/не может разглашаться тайна о проведенных проверках

Причем все компании без каких-либо исключений обязаны осуществлять работу именно в указанных выше рамках.

В противном случае может возникнуть множество сложностей, связанных именно с наложением штрафа на таковые.

Важно отметить, что аудит обязательно должен проводиться независимый. Не допускается какая-либо субъективная оценка.

Сами аудиторы, как и компании, ведущие подобную деятельность и имеющие в штате собственных сотрудников, обязаны получить соответствующую на ведение собственной деятельности.

В свою очередь государство также занимается пристальным контролем в данной сфере. Все эти вопросы также, в свою очередь, достаточно жестко регулируются законодательством.

Существует специальная СРО – саморегулирующаяся организация, членство в которой для различных аудиторских компаний строго обязательно.

В свою очередь соблюдение всех нормативов, указанных в законе выше, строго обязательно.

В противном случае налагается серьезный штраф – причем не только на юридическое лицо. Но также на должностное – как на за свершение каких-либо действий.

Федеральный закон об аудиторской деятельности включает в себя перечень ситуаций, когда аудит требуется обязательно:

  • юридические лицо имеет формат акционерного общества;
  • ценные бумаги предприятия допущены к реализации на специальных торгах;
  • само предприятие является кредитным, имеет место передача данных в БКИ;
  • если объем выручки от продажи продукции за предшествующий год составляет больше, чем 400 млн. рублей;
  • при открытии годовой отчетности.

Причем обязательный аудит должен проводиться ежегодно, постоянно. При наличии сложностей, проблем организации стоит получить консультацию хорошего юриста.

Так как знание порядка проводимого аудита позволит избежать множества различных сложностей, проблем.

А также без труда самостоятельно осуществить контроль за соблюдением всех своих прав. Согласно законодательству для ведения соответствующей деятельности понадобится аудиторской компании получить аттестат.

Внесенные изменения этого года

С течением времени законодательство изменяется достаточно существенно. В свою очередь закон №307-ФЗ об аудиторской деятельности в последней редакции также подвергается изменению.

С 2019 года действуют следующие поправки:

от 01.05.17 г.
от 31.12.17 г.

Согласно данным НПД внесены следующие поправки в рассматриваемый законодательный документ:

Полный перечень изменений касательно статей данного нормативного документа обширный. Он включает в себя широкий перечень нюансов, важных моментов – связанных непосредственно с контролем в данной сфере непосредственно самих аудиторов.

На данный момент существует множество различных сложных ситуаций, которые должны быть соответствующим образом рассмотрены самими предприятиями, в которых проводятся проверки.

Знание нормативной документации, режим, в котором осуществляется работа – залог отсутствия проблем при проведении проверки.

Так как достаточно часто случается, что трудности возникают из-за банального непонимания всевозможных тонкостей проведения проверки.

Кроме того, самим предприятиям всегда необходимо внимательно относиться к ведению бухгалтерского учета.

При отсутствии ошибок, неверно представленных данных самой проверки юридическому лицу возможно не опасаться. Сегодня по «защите» от аудиторов предлагают множество компаний.

Суть таковой защиты заключается как раз в проверке документации, а также юридической консультации при обнаружении серьезных проблем. Стоимость таких предприятий относительно невелика.

Видео: аудиторская деятельность и защита прав акционеров

Именно поэтому при отсутствии опыта в данной направлении нужно внимательно ознакомиться с законодательством. И прибегнуть к помощи опытных специалистов – по необходимости.

Федеральный закон 307-ФЗ об аудиторской деятельности

Данный нормативный документ достаточно жестко регулирует все основные моменты касательно ведения таковой деятельности.

Нужно отметить, что все вопросы, сложные моменты должны быть обязательно рассмотрены бухгалтером заранее.

Так как именно он, а также руководитель предприятия будут нести ответственность за результаты подобных проверок

Существует ряд вопросов, которым нужно будет максимальное внимание:

  • стандарты деятельности;
  • контроль за аудиторами;
  • государственное регулирование.

Стандарты деятельности

Установлены определенные стандарты, в рамках которых все аудиторы обязаны будут вести свою деятельность.

Данный момент регулируется отдельным нормативным документом – . Основные положения, отраженные в данной статье:

Сама аудиторская деятельность обязано должна осуществляться в полном соответствии Таковая строго установлена для всех организаций, которые каким-либо образом заняты в данной сфере
Определены основные направления заданных стандартов работы для рассматриваемого типа предприятий таковые определяются только лишь федеральными законодательными документами (устанавливать их самостоятельно аудиторы, а также регулировать нормы местными законодательными документами невозможно);
стандарты не должны противоречит международным нормам – принятым на территории всего мира;
проверяемые организации не должны препятствовать процессу проведения проверки
Следует соблюдать кодекс профессиональной этики Он установлен единым для всех без исключения аудиторских предприятий
Кодекс профессиональной этики Приняты специальным советом

Ознакомиться с обозначенными выше нормативными документами нужно не только самим аудиторам, но также предприятиям – проверка которых осуществляется.

При отсутствии должной реакции на противоправные действия – прокуратуру, затем в суд. По возможности сложные, спорные ситуации нужно разрешать мирным путем.

Но если самостоятельно сделать это невозможно, то лучше всего ознакомиться со всеми нюансами заранее.

Это позволит избежать многих трудностей, сложностей и проблем. В противном случае необходимо получить юридическую консультацию.

Контроль за аудиторами

Отдельная статья также определяет режим контроля за аудиторской деятельностью. Она включает в себя следующие основные моменты:

Особенно пристально осуществляется процесс контроля в сфере жилищной. Причем стоит заметить, что существует аудит не только бухгалтерский, но также иной.

Подразумевается пожарный, энергетический, строительный. Все подобные виды аудита также регулируется законодательно – существуют федеральные нормативы для каждого.

Государственное регулирование

Отдельного внимания заслуживает государственное регулирование аудиторских предприятий. Данный момент освещается в

Данный нормативный документ включает в себя следующие основные разделы:

Причем в силу ряда функций данный орган в праве запрашивать у различных иных государственных учреждений копии решений по аудиторским предприятиям.

Помимо этого имеется целый ряд других факторов, которые связаны с процессом оформления аудита.

Аудиторская деятельность предоставляет собой проверку содержания отчетности коммерческого лица при условиях независимости и объективности с целью отражения экспертного мнения относительно достоверности предоставляемой отчетности.

С 01.01.2017 оказание аудита регламентируется новыми правилами в связи с принятыми Международными стандартами аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10. 2019 №192н.

  • Акционерные общества;
  • Страховые компании;
  • Кредитные организации и другие.

С полным перечнем можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Минфина России (отражено в тексте Информационного сообщения от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13).

Список содержит:

  1. Правовые основания для аудита;
  2. Вид отчетности;
  3. Субъекты, которые обладают правом на проведение аудита.

Деятельностью по предоставлению аудиторских услуг способны заниматься исключительно аудиторы. При этом оказание данных услуг должно быть единственным видом работы (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

Изменения 2019-2017 года

ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ пребывает на вершине законодательного регламентирования аудиторской деятельности и правил оказания услуг в части аудита предприятий. Так, все остальные законы в данном аспекте сориентированы именно на данный и пребывают в соответствии с его положениями.

Закон содержит в себе:

  • Основные определения понятий;
  • Дается описание порядка организации процесса осуществления деятельности аудиторов;
  • Дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей субъектов аудита.
  • Указан порядок проведения контролирующих действия в части оказания услуг аудиторами.

Одним из нововведений является корректировка понятия в 2019 году «публикация консолидированной отчетности», и его последующая замена на «раскрытие годовой консолидированной отчетности», что описано в списке предпосылок для оказания аудита обязательного характера в ст.5.

Видео: Нюансы

Сравнение законов

До вступления ФЗ № 307- ФЗ на территории РФ фигурировал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, утративший силу 01.01.2011. Исходя из назревших изменений в экономике государства и правил, стандартов проведения аудита, был одобрен закон № 307-ФЗ.
Если сравнивать акты законодателя, то можно определить такие качественные отличия:

  1. Отличия в объеме содержания и численности норм. Так ФЗ № 307-ФЗ гораздо больше предшественника;
  2. ФЗ № 307-ФЗ делит сущность «аудита» и «аудиторской деятельности», в то время как в предыдущем эти определения уравнивались;
  3. Внедрено в употребление понятие — бухгалтерская отчетность;
  4. П. 6 ст.1 закона № 119-ФЗ имеет перечисление услуг, которые являются сопутствующими проведению аудита. Новый (ч.4 ст.1) отсылает к перечню таковых, которые устанавливаются государственными органами. В настоящий момент это ПСАД № 30,31.33;
  5. Перечисляются виды прочих услуг, что отражено в ч.7 ст.1, в то время как раньше такового не вводилось;
  6. П.2 ч.2 ст.14 расширяет правосубъектность аудитора при проверке. Так, он надеяется правом полномерного изучения документации, которая содержит коммерческую тайну. Предыдущий закон подобных оговорок не имел, поэтому лицо, которое подлежало аудиту, могло ответить отказом в предоставлении подобных бумаг;
  7. Ранее обязательным аудитом способны были заниматься исключительно организации (п. 2 ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ). На данный момент такой правомочностью обладают и обособленные специалисты;
  8. Определение аудиторской организации излагается неоднозначно (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ);
  9. Новый закон предусматривает обязательное условие по пребыванию аудиторов в СРО, отсутствие такового грозит не допуском к работе. Ранее – требования не содержал.
  10. Ч.2 ст.23 отменяет обязательные условия по наличие лицензии. Теперь аудитом можно заниматься в отсутствие таковой, она больше не является необходимой.

Последняя редакция Закона «Об аудиторской деятельности»

Последняя редакция № 307-ФЗ имеет ряд корректировок, среди которых дополнение ст.23 ч.16.

Среди поправок основными и заслуживающими внимания следует считать такие:

  • Дано пояснение того, что представляет собой аудиторская деятельность, и что к ней не относится (ч.2 ст.1);
  • Утверждено, что Минфин РФ занимается утверждением видов и перечня аудиторских, и сопутствующих услуг (ч.4 ст.1);
  • Аудит стал носить обязательный характер для всех акционерных обществ, в то время, как ранее это имело место только для ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5);
  • Раньше оформление заключений происходило по правилам, которые устанавливались стандартами федерального значения, то сейчас с 01.01.2017 года введены международные стандарты, которые завизированы приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. так, из содержания статьи было исключен термин «федеральные»;
  • Ст.6 имеет дополнение ч.6, в котором значится перечень лиц, которые обладают правом на обращение в суд для признания аудиторского заключения заведомо несостоятельным;
  • Переход на международные стандарты аудита (МСА) обозначил данное указание и в содержании закона. Ранее ориентиром были ФСАД. Так корректировки внесены в ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7;
  • Аудитор не может сделать аудит в пределах кредитного учреждения, которое его кредитует, либо предоставило банковскую гарантию и т.д.
    Аннулирование квалификационной документации аудитора является возможным, когда не предпринималась подобная деятельность сроком до 3-ех лет (ранее 2);
  • Ранее услуга имела наименование, как «проведение аудита», сейчас – «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ);
  • Увеличен минимальный предел численности участников организации аудиторов для регистрирования как СРО. Так, ранее было 700 человек и 500 организации, сейчас 10 000 и 2000 соответственно;

Законодательство в регуляции деятельности аудиторов в последнее время изменяется и корректируется, что связано с переходом на МСА. Содержание последней редакции закона ФЗ № 307-ФЗ расширяет перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Содержит в себе квалификационные требования к аудиторам конкретизируются и расширены. Предоставляет право заниматься аудиторской деятельностью обособленным специалистам, помимо организаций аудиторов.

В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.

Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка

Новые поправки

С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.

В части 4 статьи 5 ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.

Часть 7 статьи 10 ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.

Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:

  1. В отношении аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 закона — не чаще раза в год и не реже одного раза в три года;
  2. Проверка индивидуальных аудиторов и профильных компаний — также не чаще раза в год и не реже одного раза в 5 лет.

Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».

Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополнен статьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию. Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.

Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд. К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 настоящего закона.

Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».

Пункт 4 части 5 статьи 16 ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.

Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».

Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен. К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.

Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2 . Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст. 20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения. Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.

Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.

Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.

Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.

Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:

  • Акционерное общество;
  • Ценные бумаги участвуют в организованных торгах;
  • Кредитные, страховые, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные и иные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов (кроме государственных внебюджетных);
  • Компании, выручка которых от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг за предыдущий год превысила 400 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года составила более 60 млн. руб. Исключением являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также сельскохозяйственные кооперативы и их союзы;
  • Если компания представляет (раскрывает) годовую сводную бухгалтерскую отчетность. Исключениями также являются органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения;
  • Иные организации. Подробнее в по обязательному аудиту (ст. 5 307 ФЗ).

Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.

Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации. Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%. Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.

Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд. руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.

В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:

  • Наименования, ФИО;
  • Идентифицирующие данные (ИНН, ОГРН для юрлиц, СНИЛС при их наличии);
  • Перечень бухгалтерской отчетности, по которой проводился аудит и период, за который она была составлена;
  • Мнение исполнителя аудита о достоверности финансовой отчетности с указанием существенных обстоятельств, если таким образом не будут раскрыты государственные или коммерческие тайны.

В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит - аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный. Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.

Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:

  • При каких обстоятельствах не может проводиться аудит;
  • Каким образом определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в т. ч. обязательного);
  • Прописана функция СРО аудиторов по принятию одобренных советом правил независимости аудиторов, а также право включать при этом собственные дополнительные требования;
  • Запрет на действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие потенциальный риск такой ситуации. Говоря кратко, у аудитора не должно существовать заинтересованности, которая способна повлиять на мнение и заключение.

Скачать последнюю редакцию закона

В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.

Однако чтобы разобраться в основных нормативно-правовых нюансах данной сферы, предлагаем скачать

Аудиторская деятельность необходима на территории РФ и обусловлено это законом об обязательности проведения аудита во многих организациях. Для правомерного выполнения деятельности в сфере аудита, необходимо знать все о федеральном законе 307.

Структура 307-ФЗ

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307 от 30.12.2008 состоит из 26 пунктов, на основе которых дается следующая информация:

  • понятия об аудите и аудиторе;
  • подробно описан процесс организации деятельности аудиторских компаний;
  • в прямом доступе имеются все права и обязательства сторон в аудиторском деле;
  • сведения о вышестоящих инстанциях, контролирующих действия аудиторов.

Как менялся закон

До принятия правительством закона под номером 307, существовал закон №119-ФЗ. Что изменили в момент принятия 307 закона:

  • Объем информации и количество принятых статей увеличились.
  • Разделены понятия об аудиторской деятельности и аудите.
  • Появилось понятие бух.отчетности.
  • Сформированы виды прочих услуг аудитора.
  • Четко прописаны полномочия аудитора, включая его доступность к финансовым документам.
  • Аудиторы наряду с аудиторскими организациями получили право проводить .
  • Изменено понятие об аудиторской организации.
  • Произведена отмена лицензирования на предоставление аудиторских услуг.
  • Порядок обмена квалификационных документов аудиторам.
  • Разграничение о том, что такое аудиторская деятельность, а что таковой не является.
  • Обязательный аудит стал необходим не только для ОАО, но и для других видов организаций, выпускающих свои акции.
  • Изменились стандарты оформления заключений. Вместо федеральных, стали использовать международные стандарты.
  • Появился перечень лиц, уполномоченных обратиться в суд с иском о признании аудиторского заключения ложно составленным.
  • Появилось понятие «банковская гарантия». Проверке не подвергаются банки предоставляющие займы аудиторским организациям.
  • Уточнилась информация о прекращении аудиторской деятельности после трех лет не активности.
  • Изменилось название услуг.

в последней редакции 2019

Основные понятия

  1. Аудиторская деятельность — процесс проведения проверок аудитором является аудиторской деятельностью. Основное требование, процессы, производимые проверяющими лицами, должны соответствовать стандартам проведения аудиторских действий.
  2. Аудит — проведение проверки в соответствии со стандартами на соответствие правильности, фактического соответствия предприятия, в котором проводится мероприятие, называется аудитом.
  3. Аудитор — индивидуальный проверяющий имеющий квалификационный документ и сотрудничающий с какой-либо организацией, предоставляющей услуги по аудиту, является индивидуальным аудитором. Законность аудиторских мероприятий определяется наличием имени проверяющего в реестре аудиторов.
  4. Аудиторская организация — компания может предлагать на рынке аудиторские услуги, только если состоит в государственном реестре аудиторов.

Помимо проведения аудита, аудитор может предоставлять дополнительные услуги, описанные в первой статье 307 закона.

Права и обязанности

Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г. индивидуальный аудитор и фирма, созданная для предоставления услуг, наделены следующими правами :

  1. Избирать способы и методы проведения проверки в рамках стандартов по собственному усмотрению.
  2. Количество аудиторов на предприятии, определяет сама аудиторская организация.
  3. Аудиторы уполномочены запрашивать любые документы для проверки, включая бумаги, содержащие коммерческую тайну.
  4. Проверять соответствие данных в документации, сообщающих о наличии того или иного имущества.
  5. Запрашивать пояснения от ответственных лиц предприятия в случае возникновения вопросов, относительно выданных бумаг.
  6. Аудиторская группа вправе отказать в проведении проверки в случае не предоставления всей документации или осуществления давления на группу аудиторов.

К обязанностям аудиторов и фирм, осуществляющих аудиторскую деятельность, относятся:

  1. Предоставлять документ, подтверждающий квалификацию аудитора и членство в аудиторской организации.
  2. Предоставление обоснований сделанных выводов в ходе проверки.
  3. Оказание услуг в сроки, установленные контрактом на оказание услуг аудиторской фирмы.
  4. Составлять документы по результатам проверки строго на русском языке.
  5. Гарантировать сохранность документации, выданной по запросу аудиторской группы.
  6. Хранить документацию о результатах проверки на протяжении пяти лет. Отсчет ведется с года проверки.
  7. Оповещение руководства предприятия, на котором происходит аудиторская проверка, о выявлении факта .
  8. В случае бездействия руководителя относительно открывшегося факта коррупции, аудитор обязан оповестить прокуратуру муниципалитета.

Государственный контроль за аудиторской деятельностью

Из постановления Правительства от 30.06.2004 №329 функции контроля за деятельностью аудиторов и компаний по аудиту возложены на Министерство финансов страны.

К функциям регулирования относятся:

  • ведение гос. политики в отношении действий аудиторов и организаций;
  • принятие изменений, относящихся к закону №307 «об аудиторской деятельности»;
  • внесение поправок в реестр аудиторов. Создание копий актуальной версии реестра.

Последние изменения

К изменениям 2019-2107 года относятся:

  1. Добавление к списку предприятий, обязанных проходить аудиторский контроль, публично-правовых компаний. О данной поправке сказано в Федеральных законах «О публично-правовых компаниях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
  2. В ст. 5 изучаемого закона изменена фраза «и (или) публикует» на «и (или) раскрывает годовую». О факте внесения поправки написано в Федеральном законодательстве «об изменении закона о консолидированной финансовой отчетности».
  3. Дополнение пятой статьи дополнительным пунктом. В новом пункте говориться о том, что результаты обязательных аудиторских проверок подлежат публикации в едином реестре по сбору сведений о юр. лицах.

Видео: Что такое аудит