Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Фонд социального страхования (ФСС). Фонд социального страхования, его предназначение

Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях. Исторически определились такие формы социального страхования, как государственное, коллективное (организуется профессиональными союзами) и смешанное (основано на взаимодействии профсоюзов и государства).

Экскурс в историю

Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.

Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности. Эти виды социального страхования должны были обеспечить кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимопомощи. Взносы устанавливались законодательно и пропорционально уплачивались работниками и работодателями: две трети и одна треть суммы соответственно.

Смешанное социальное страхование впервые появилось в Швейцарии. В этой стране в 1893 году при муниципалитете Берна учредили кассу материальной поддержки граждан на случай безработицы под управлением комиссии в составе представителей муниципалитета и профсоюзов, а также работодателей. Членство было добровольным: вступить в кассу мог каждый гражданин Швейцарии, и по прошествии девяти месяцев с начала уплаты взносов он получал право на денежное пособие по безработице сроком на семьдесят дней в течение одного года.

История социального страхования в России

В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.

В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение - «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.

Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.

С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.

Обязательное страхование в РФ

Это часть государственной системы соцзащиты населения страны, спецификой которой является страхование работающих граждан России от возможного изменения социального и/или материального положения, в т. ч. по обстоятельствам, не зависящим от них.

ФЗ об обязательном социальном страховании предусматривает систему защиты, состоящую из шести частей:

  1. На случай болезни (временной нетрудоспособности).
  2. В связи с материнством.
  3. На случай смерти застрахованного человека или члена его семьи, не достигшего совершеннолетия.
  4. Социальное страхование на производстве (от профзаболеваний и несчастных случаев).
  5. Медицинское страхование.
  6. Пенсионное страхование.

Федеральный закон

Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.

Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.

ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.

В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.

Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта. Порядок, условия и сроки внесения страховых взносов, правила хранения денежных средств, способы выплаты страхового обеспечения закреплены в статьях 21-23.

Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.

Социальные фонды и их функции

Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.

Фонд социального страхования (ФСС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.

В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:

  • финансирование различных целевых программ в рамках системы обязательного медстрахования;
  • контроль за целевым использованием средств;
  • выравнивание условий функционирования территориальных фондов для обеспечения финансирования целевых программ.

Пенсионный фонд (ПФР)

Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

Доходы фондов

Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.

Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.

С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:

  • материальная помощь в случае теракта или стихийного бедствия;
  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника (супруги, родители, дети);
  • материальная помощь в случае чрезвычайного обстоятельства, произошедшего у работника, например, потоп в квартире, ограбление (обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентного органа: ЖЭКа, полиции и т. д.);
  • суточные – если в локальном акте предприятия или организации установлен предел не облагаемых взносами выплат;
  • выплаты по случаю рождения, удочерения/усыновления детей в сумме не более пятидесяти тысяч рублей на одного ребенка, если они были осуществлены в течение первого года после того, как наступило событие;
  • выплаты на любые цели в сумме четырех тысяч рублей в год (разрешается выплачивать не единовременно).

Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.

Расходы фондов

Фонд социального страхования производит:

  • выплаты по больничным листам;
  • выплаты в связи с материнством (пособия при рождении ребенка, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет);
  • финансирование санаторного отдыха и лечения;
  • обеспечение заявок граждан, являющихся инвалидами, на протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации.

Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.

Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.

Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.

Администрирование страховых взносов

Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.

Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:

  • в связи с материнством;
  • на случай болезни;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.

Отчетность

Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.

В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.

В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.

В заключение

Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий. Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.

    Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования. Положение о Фонде социального страхования РФ утв. пост. Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм.… … Словарь бизнес-терминов

    Фонд социального страхования - (ФСС) – государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для социального страхования граждан. В современном виде ФСС России создан в 1990 году на основании постановления Совета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25… … Банковская энциклопедия

    фонд социального страхования Справочник технического переводчика

    Специализированное финансово кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной … Финансовый словарь

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ - самостоятельное государственное финансово кредитное учреждение. Осн. задачи: обеспечение гражданам гос. пособий, санаторно курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; участие в разработке и реализации гос. программ по охране… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Фонд социального страхования РФ - 1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации … Официальная терминология

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой бухгалтерский словарь

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком… … Большой экономический словарь

    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета… … Википедия

    ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (ФСС РФ) кредитное учреждение при Правительстве РФ; управляет средствами государственного социального страхования РФ (далее Фонд). Фонд представляет собой специализированную многоуровневую структуру, в которую входят региональные отделения во… … Российская энциклопедия по охране труда

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №431-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2074-р. В соответствии с Федеральным законом доходы Фонда прогнозируются в 2019 году в сумме 752,9 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей. Бюджет Фонда на 2019 год сформирован с профицитом в 11,9 млрд рублей.

29 сентября 2018 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2074-р. Доходы Фонда предусмотрены в 2019 году в сумме 752,95 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей.

5 декабря 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Федеральный закон от 5 декабря 2017 года №364-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2017 года №2081-р. Общий объём доходов Фонда в 2018 году запланирован в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 739,7 млрд и 774,3 млрд рублей соответственно. Совокупный объём расходов бюджета Фонда в 2018 году прогнозируется в размере 736,6 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 775,4 млрд и 811 млрд рублей соответственно.

16 октября 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2016 год Федеральный закон от 16 октября 2017 года №289-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 мая 2017 года №1033-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2016 год составили 616,4 млрд рублей, а расходы – 664,9 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 48,5 млрд рублей.

29 сентября 2017 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2081-р. Доходы фонда предусмотрены в 2018 году в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 году – 739,7 млрд рублей, в 2020 году – 774,3 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2018 году в сумме 736,6 млрд рублей, в 2019 году – 775,4 млрд рублей, в 2020 году – 811 млрд рублей.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №417-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2266-р. Общий объём доходов бюджета Фонда в 2017 году прогнозируется в сумме 642,2 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 674 миллиарда рублей и 704,7 миллиарда рублей соответственно. Расходы бюджета Фонда в 2017 году запланированы в сумме 683,4 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 715,1 миллиарда рублей и 741,1 миллиарда рублей соответственно.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №446-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2287-р. Федеральным законом уточняются отдельные статьи доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования на 2016 год по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, доходы бюджета фонда по этому виду страхования уменьшаются на 3,7 млрд рублей, а расходы увеличиваются на 0,18 млрд рублей.

31 октября 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2015 год Федеральный закон от 31 октября 2016 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 мая 2016 года №1051-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2015 год составили 541,3 млрд рублей, расходы – 612,1 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 70,8 млрд рублей.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Распоряжение от 28 октября 2016 года №2287-р. Законопроектом предлагается скорректировать основные параметры бюджета Фонда социального страхования на 2016 год в связи с уменьшением дохода, полученного от инвестирования резерва средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также увеличением расходов на медицинскую и социальную реабилитацию застрахованных лиц.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Распоряжение от 28 октября 2016 года №2266-р. Доходы бюджета фонда предусмотрены в 2017 году в сумме 642,2 млрд рублей, в 2018 году – 674,0 млрд рублей, в 2019 году – 704,7 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2017 году в сумме 683,4 млрд рублей, в 2018 году – 715,1 млрд рублей, в 2019 году – 741,1 млрд рублей.

15 декабря 2015 , Социальное страхование Президент России подписал Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №363-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2133-р. Утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год, из средств которого будут финансироваться обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и, оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части, касающейся оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3 ноября 2015 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на обеспечение прав страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования Распоряжение от 31 октября 2015 года №2206-р. В случае банкротства страхователя законопроект позволит обеспечить правовые основания для назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком. Это усилит социальные гарантии застрахованных работников.

1

Многих людей, которые только начали свою деловую деятельность и зарегистрировали ее как , интересует много вопросов, связанных с уплатой налогов, взносов и отчетов. И наиболее актуальный вопрос для них на сегодняшний день – это, что такое ФСС и почему нужно , а также предоставлять отчет.
ФСС или фонд социального страхования – это государственный фонд, относится к федеральной собственности России. Этот фонд был специально создан для того, чтобы выплачивать пособия людям, которые временно не могут работать по причине болезни, женщинам в период беременности, при рождении ребенка, а также по уходу за ним до момента исполнения трех лет. ФСС может выплачивать пособия трудящимся, а также членам их семей, когда они находятся на санитарно-курортном лечении.

Предусмотрены и иные выплаты в зависимости от целей социального страхования.
Хоть ФСС и является государственной организацией, средства на выплату пособий поставляет ей не государство, а коммерческие организации, в виде страховых взносов. К этим организациям относится и ИП, у которого есть наемные рабочие с заключенным в соответствии с законодательством трудовым договором. Но при этом все эти средства являются собственностью государства. Правда, эти средства не идут в учет при расчете бюджета государства, и не могут быть изъяты им.

Кроме того источником создания фонда служат доходы от инвестирования свободных средств в акции, банковские вклады и прочее, а также ассигнации из республиканского бюджета, которые направлены на предоставление льгот людям, пострадавшим от каких-либо радиационных аварий.

А теперь о том, почему ИП должен представлять отчет ФСС.

ИП, в случае, если у него есть работники, с которыми подписан трудовой договор, автоматически становится страхователем этих работников. В ФСС предприниматель платит два вида страховых взноса : взносы, направленные на выплату людям в случае временной не трудоспособности или в случае материнства; взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти взносы необходимо выплачивать каждый месяц. Размер взносов регулируется законодательством РФ.
В определенных случаях ФСС выплачивает страховку совместно со страхователем, то есть с ИП. И для того, чтобы фонд знал, что, сколько и кому выплачивать, ИП должен представлять отчетность о том, сколько людей находится у него в штате, сколько болеют, сколько в декретном отпуске и так далее.
Исходя из этого, получаем то, что индивидуальный предприниматель должен представлять отчет по двум основным причинам: для подтверждения своих взносов; для того, чтобы фонд знал, кому выплачивать пособия по страховке.

Для справки: ИП должен представлять отчет каждый квартал , не позднее 15 числа последнего месяца квартала. Если у индивидуального предпринимателя нет работников, то он не обязан выплачивать страховые взносы, и представлять отчетность ФСС.

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:

  1. БК и НК РФ;
  2. ФЗ «Об основах ОСС».
  3. ФЗ «О бюджете ФСС».
  4. ПП «О ФСС».
  5. Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами.

Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № , указы главы государства и правительственные распоряжения.

Составляющие органы

ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

  • исполнительные;
  • руководящие;
  • контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются:

  • региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации;
  • центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях;
  • филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС ( Положения «О ФСС» — ПП №101).

Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.

В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.

В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения – в разных хозяйственных отраслях ( Положения «О ФСС» — ПП №101) .

Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.

Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.

В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год.

Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с:

  • налоговой инспекцией;
  • профсоюзами.

Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Развернутая организационная структура фонда

Как формируются доходы

Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период.

Средства организации формируются за счет:

  • страховых выплат работодателей;
  • страховых перечислений предпринимателей;
  • за счет доходной части от инвестиционной деятельности;
  • за счет бюджетных отчислений;
  • других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.

К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:

  • материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
  • материальная помощь для беременных и на случай родов;
  • материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
  • материальная помощь в случае рождения ребенка;
  • материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
  • обязательное пособие на погребение;
  • расходы на санаторно-курортное лечение работников.

К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:

  • материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
  • выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.

Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:

  1. Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
  2. Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.

Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.

На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей. Получено было только 157,6 млрд рублей. Величина профицита составила 39,6 миллиардов рублей.

Избыточные средства в 2014 году сформировались за счет сокращения доходов. На 2015 год утверждена новая доходная планка – это 608, 4 млрд рублей.

Структура расходов

Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.

Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:

  • на решение общегосударственных вопросов;
  • на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
  • расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
  • связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).

Фактически средства фонда расходуются на:

  • выплату пособий;
  • оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
  • оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
  • финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
  • частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
  • иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.

Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:

  1. По временной нетрудоспособности.
  2. По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
  3. При рождении ребенка.
  4. При усыновлении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
  6. На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.

Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.

Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.

Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.

Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.

На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.

Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля. Председатель ФСС назначается на должность Правительством.

Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.

В 2014 году большая часть доходов была получена за счет страховых взносов работодателей и предпринимателей. Что касается расходов за этот год, то они были сильно сокращены.

Полученный профицит стал основанием для утверждения проекта бюджета на 2015 год с расширенным списком расходных статей.

Про цели, на которые используются средства фонда социального страхования, рассказывается в статье: .

Что представляет собой социальное страхование в системе социальной защиты населения в РФ, вы можете .

Кто является субъектами обязательного социального страхования, .

Видео: Коротко и ясно о пользе Фонда Социального Страхования