Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Распределительная функция финансов. Основные моменты. Функции финансов

Функции финансов

Одним из серьезных вопросов в теории экономической науки является изучение функций финансов , включая и оценку их практической значимости. При этом функции финансов приписываются не только государственным финансам, но и финансам хозяйствующих субъектов, финансам домашних хозяйств, финансам индивидов, т.е. функциям отводится роль обязательного признака всей финансовой системы.

Часто финансам приписываются функции денег. Помимо функции денег, как средства платежа, важную роль играет и их функция, как средства накопления, и вместе они образуют основу всей финансовой системы государства. Финансы, в самом общем виде, это оборот денежных средств, в которых реализуются функции денег.

В процессе расширенного воспроизводства финансы выполняют функции, раскрывающие их механизм, с помощью которого государство воздействует на хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства. Все функции финансов взаимосвязаны, дополняют друг друга, что обеспечивает интеграционный (мультипликационный) эффект.

Финансы имеют две основные функции – распределительную и контрольную, которые проявляются в формировании и использовании целевых фондов денежных средств.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется с помощью их распределительной функции. Именно здесь реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого участника воспроизводственного процесса в том или ином виде необходимыми финансовыми ресурсами в форме целевых денежных фондов. Тем самым обеспечивается экономическая целостность государства.

В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается распределение и перераспределение средств, поступающих в виде налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и ВБФ.

Объектом действия распределительной функции финансов выступают стоимость (в её денежной форме), ВВП, часть национального богатства (принявшая денежную форму) и располагаемый доход индивида, т.е. та часть совокупного дохода, которая осталась в его распоряжении после уплаты обязательных платежей.

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, хозяйствующие субъекты, население), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются целевые фонды денежных средств.

С помощью финансов распределительный процесс происходит во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, обращении и потреблении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению характерна многоступенчатость, которое порождает разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы при создании денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства, хозяйствующих субъектов и населения в денежных средствах, но и осуществлять контроль за использованием финансовых ресурсов.

Финансы характеризуют всю структуру экономической деятельности государства, все сферы и взаимоотношения с хозяйствующими субъектами, и выступают универсальным средством контроля, за распределением и перераспределением финансовых потоков внутри бюджетов соответствующих уровней. Осуществляя контроль за финансовыми ресурсами, можно узнать, как складываются пропорции в распределении и использовании денежных средств, насколько эффективно финансируются запланированные расходы.

Объектом действия контрольной функции финансов являются результаты экономической деятельности различных элементов финансовой системы, а инструментом её реализации выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, которые находятся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, и позволяют увидеть различные стороны работы экономического субъекта и оценить результаты его хозяйственной деятельности.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может быть реализована с большим или меньшим объемом, который во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в экономике государства.

Финансовая дисциплина - это обязательный порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, а также должностных лиц.

Контрольная функция проявляется:

1. до наступления распределительного процесса;

2. при использовании фондов денежных средств;

3. при подведении итогов хозяйствования.

Распределительная и контрольная функции финансов отражаются в двух сторонах одного и того же экономического процесса. Реализация контроля финансов осуществляется через бюджет, который позволяет калькулировать доходы и расходы, оценить результаты хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Особенности реализации распределительной и контрольной функций финансов проявляются в направленности на воспроизводство «человеческого капитала» в рамках бюджетов всех участников экономической деятельности.

Кроме распределительной и контрольной функций финансов, используются и другие дополнительные функции: регулирующая, распоряжения, социальная, страхования, инвестиционная и т.д.

Рассмотрим некоторые из них. Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства, через государственные расходы, налоги, государственный кредит. Данная функция реализуется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность экономических отношений, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.

Финансы, реализуя функцию распоряжения, становятся одновременно формой, через которую общество планомерно формирует пропорции распределение финансовых ресурсов в государстве. В том числе на уровне семьи, домашнего хозяйства.

Можно выделить еще одну функцию финансов - социальную, которая состоит в том, что в рамках возможностей бюджета необходимо поддерживать неработающих и социально незащищенных членов общества, определять для них уровень благосостояния, гарантировать им прожиточный минимум, оказывать помощь и поддержку в развитии различных форм предпринимательской активности населения, что особенно актуально в период финансовых кризисов.

Социальная функция предполагает оптимизацию фондов, имеющих особое значение для осуществления и реализации социальной политики государства. Кроме материальной помощи неработающим членам семьи из бюджета домохозяйства, следует учитывать поддержку из социальных фондов, социальных программ развития на федеральном, региональном и местном уровнях, систему государственного социального страхования, минимальных социальных стандартов и адресной социальной помощи, для обеспечения более высокого качества жизни населения.



Вместе с тем, в условиях реформирования экономики функции финансов, как и они сами являются носителями противоречий. Правильнее было бы считать, что никаких функций у финансов нет, а просто они, как одна из форм денеж­ных отношений, опираются на соответствующие деньгам фун­кции.

Помимо путаницы между функциями денег и финан­сов, признание их означает, приписывание им свойств, которых у них не мо­жет быть, т.к. за всеми функциями фи­нансов скрываются решения собственника денежного дохода, самостоятельно принимающего решение о формах и методах распределения и контроля денежных средств.

И это особенно наглядно и убедительно проявляется именно в условиях рыночных отношений, так как рынок возникает в процессе взаимоотношений независимых, самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых преследует свои цели.

В соответствии сними собственник самостоятельно определяет направления использования своих доходов. Как называются результаты его действий с точ­ки зрения макроэкономики (потребление, накопление, перераспределение и т.д.) его совсем не ин­тересует. Поэтому в условиях рыночной экономики - некорректно говорить, что финансы распределяют, перераспределяют, накапливают и т.д. Это делают собственники денежных средств.

Другое дело - централизованный сектор экономики, в котором органы публичной власти определяют пропорции между потреблением и накоплением и с этой целью формирует различные целевые фонды денежных средств.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается сущность финансов, назовите их специфические признаки.

2. Как осуществляется движение денежных средств, на различных стадиях воспроизводственного процесса.

3. Приведите определение финансов, как экономической категории.

4. Какие денежные отношения не относятся к финансовым отношениям.

5. В чем заключается противоречие финансов.

6. Какие функции выполняют финансы.

7. Когда проявляется контрольная функция финансов

8. Что является объектом действия распределительной функции финансов.

9. Что такое финансовая дисциплина.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т. д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т. д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т. д. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей; возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций). Сущность финансов проявляется в первую очередь с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Распределительная функция финансов заключается в первую очередь в создании основных или первичных доходов путем распределения общего, национального дохода среди участников материального производства. Следующая функция финансов заключается в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а так же часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а так же формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции также обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется перераспределение национального дохода. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т. д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Еще по теме 3. Функции финансов.:

  1. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  2. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  3. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  4. 73 Модуль «Финансы организаций (предприятий). Финансы предприятий, их функциии место в финансовой системе страны

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Бывает так, что в какой-то сфере, прежде чем приступить к практике, необходимо быть хорошо осведомленными в вопросах теории, а в некоторых сферах теория по большей части не нужна. Однако, если говорить о финансах и функциях финансов, то иметь представления о их возможностях все-таки лучше, чем не знать их.

Каковы же основные функции?

Прежде чем приступить к описанию функций, давайте разберем, а что, собственно, представляют сами финансы. Как следует из определения, финансами мы будем называть экономические отношения, возникающие по мере формирования, распределения, а также использования денежных средств, объединенных в фонды. Естественно, речь будет идти в первую очередь о фондах коммерческих предприятий, немаловажную роль в финансовых отношениях принадлежит государственным фондам. Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:

  • Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
  • Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде ) и внебюджетных фондов
  • Формировании и распределении средств в фондах предприятий.

Говоря о финансовой системе не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.

Переходя непосредственно к теме стоит отметить, что принято говорить о трех функциях финансов, выражающих их суть , а именно:

  1. Распределительная
  2. Контрольная
  3. Стимулирующая

Конечно же, полнее всех описывает сущность финансов распределительная функция . Суть данной функции можно выразить так: создаваемая в обществе новая стоимость (или добавленная стоимость) должна распределяться в соответствие с потребностями государства и общества. Это распределение и достигается за счет финансов. Ведь, с одной стороны, финансы формируются за счет доходов производственной сферы, а с другой первичные доходы образуют вторичные – налоги, собираемые в государственный бюджет и распределяемые между работниками непроизводственного сектора (медицина, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, валовый национальный продукт будет распределен посредством финансовой системы страны.

А теперь давайте поподробнее поговорим о видах доходов. Поскольку доходы не только распределяются, но и затем перераспределяются, уместно говорить о двух стадиях распределения или о первичном и вторичном распределении.

Первичные, вторичные и конечные доходы формируются за 3 стадии движения доходов:

Первичные доходы формируются из средств, вырученных от продажи продукции (услуги, работы). Данная выручка в виде денежных средств распределяется в следующих направлениях: оплата стоимости сырья и материалов, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования (образуют так называемый фонд возмещения понесенных в при производстве затрат), заработная плата работникам, прибыль собственнику (маржа). В итоге же, первичное распределение создает доход собственникам факторов производства (владельцам земли и капитала, наемного труда и обладателям предпринимательского таланта). В то же время в первичные доходы следуют относить косвенные налоги (акцизы, ), формирующие часть общих доходов государства.

Полученные на первом этапе доходы имеют дальнейшее движение – в первую очередь из них идут отчисления в виде прямых налогов и страховых платежей в различные фонды социального страхования. В итоге образуются фонды (преимущественно, бюджеты разного уровня власти, а также внебюджетные фонды), средства из которых направляются на оплату заработной платы работникам нематериальной сферы занятости: врачам, учителям, служащим, военным и т.д. (это доходы работников нематериальной сферы и расходы бюджетов). Таким образом, первичные доходы приводят к формированию вторичных.

Если проследить движением денежных средств далее, то окажется, что работники непроизводственной сферы также уплачивают страховые взносы и налоги в соответствующие фонды, аккумулирующие денежные средства и направляющие их на соответствующие нужды. Данная третья стадия может включать весьма сложные маршруты перемещения денежных средств, но, в итоге, она приводит к формированию конечных доходов, которые могут быть направлены на покупку товаров или услуг. Часть доходов, однако, сберегается.

Это означает, что за определенный временной интервал, размер первичных доходов станет равным сумме конечных доходов и сбережений. Другими словами, получается, что доходы в результате их распределения и дальнейшего перераспределения просто приобретают иную структуру, на которую существенное влияние оказывает связь между хозяйствующими субъектами (предприятиями) и государством. Роль же финансов заключена в том, что они появляются на каждом этапе перераспределения денежных средств в виде фондов, чем и обеспечивают дальнейшее движение денежной массы. Финансовая система, таким образом, способна изменить структуру доходов.

Следующая функция финансов , которую мы разберем – контрольная . Ее суть заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося законодательства.

Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана система финансового контроля, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда (бюджетного или внебюджетного) и расходованием средств из него.

Финансовый контроль может быть следующих видов в зависимости от субъекта, его осуществляющего:

  1. Общегосударственный – осуществляется органами власти и управления
  2. Внутрихозяйственный – проводится фин. службами предприятия
  3. Общественный фин. контроль
  4. Независимый финансовый контроль (осуществляется аудиторами).

С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей.

  • На этапе составления прогноза доходов и расходов и подготовки проекта фонда осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
  • Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств фонда и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
  • Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.

Наконец, третья функция финансов стимулирующая (иногда называемая также регулирующая ), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде. К примеру, определенные виды бизнеса получают налоговые льготы при формировании бюджетов. В их числе передовые инновационные сферы бизнеса, наукоемкие технологии, стратегически важные для национальной экономики предприятия. Целями такой политики могут стать смещение приоритетов в структуре национальной экономики в пользу более технологичных и наукоемких отраслей, обеспечив их более быстрый рост.

Иногда уместно говорить о четвертой, так называемой, стабилизирующей функции финансов. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Сегодня на этом все, в следующих статья блога сайт в продолжении темы функций финансов будет рассказано подробнее о понятии финансовой системы .

Распределение национального дохода заключается в создании так называе­мых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода сре­ди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;

Доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме вы­полнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределе­ние или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и тер­риториальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием про­изводственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов меж­ду различными социальными группами населения. В результате перераспреде­ления образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, по­лучаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение нацио­нального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народ­ного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, со­стоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур эконо­мики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения мате­риальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и орга­низаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.



Контрольная функция финансов .

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соот­ветствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансо­вый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бе­режное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при­родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблю­дения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность фи­нансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуще­ствляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при ис­полнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов .

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государст­венные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

функции финансов реализуются через финансовый механизм, представ­ляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм вклю­чает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

2. Сферы и звенья финансовой системы: краткая характеристика.

финансовая система -- есть совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, присущих им централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы :

* финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

* общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги);

Предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

Предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

Предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

Предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д..

Финансы предприятий состоят из двух подсфер :

* финансы предприятий материального производства и

* финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья , как:

а).финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б).финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в).финансы общественных объединений;

2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а). финансы предприятий промышленности;

б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а). финансы образования;

б). финансы культуры и искусства;

в). финансы здравоохранения и физической культуры;

г). финансы науки и научного обслуживания;

д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.;

3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

а). финансы государственных учреждений и организаций;

б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия);

в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности;

г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности;

д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья , как:

* государственный бюджет;

* внебюджетные фонды;

* государственный кредит;

* страхование.

Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления .

1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд);

2. уровень субъектов федерации;

3. уровень местного самоуправления.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет .

Велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.

Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды . К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит , посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.

3. Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления.

Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами

Государственный долг возникает в результате заимствований в денежной форме, выпуска долговых обязательств, принятие долгов других экономических субъектов, безналичного выпуска долговых обязательств Иными словами, государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются и иностранными заемщиками государственным предприятиям).

Различают первичный долг , равный сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг , который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов

Различают текущий и капитальный государственный долг Текущий долг - сумма основного долга, подлежащего погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам Капитальный долг - общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний . Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов "ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Под денежно-финансовой политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Таможенная политика выражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику.

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Политика в области международных финансов направлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.

5. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты, основные этапы управления.

Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных данным обществом.

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления будут группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из данных фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:

  • между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
  • между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
  • внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По ϶ᴛᴏму признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами будут законодательные и исполнительные органы власти и управления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на базе использования всех данных функций.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения ϲʙᴏих функций.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

1. Финансовое планирование

2. Финансовое прогнозирование

3. Оперативное управление

4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

6. Финансовое планирование: цель, задачи, объект, методы, виды.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.

Цель финансового планирования - прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции финансов
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в прцессе формирования финансовых фондов МВФ за счёт взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности. На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета͵ на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых базовых или первичных доходов путем распределœения национального дохода среди участников материального производства;

Первичные доходы ещё не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития народного хозяйства. Необходимо дальнейшее распределœение или перераспределœение национального дохода.

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределœения национального дохода между:

· отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населœения.

В результате перераспределœения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция финансов состоит в контроле за распределœением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целœевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаᴦ.

Функции финансов реализуются:

· на всœех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

· во всœех сферах общественной жизни (материального производства, сфера обращения, сфера потребления);

· на всœех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном – финансы предприятий, внутриотраслевом – финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном – госбюджет и внебюджетные фонды).

Схема распределœения национального дохода (C+V+M) – совокупный общественный продукт


3.3. Финансовые ресурсы

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - ϶ᴛᴏ совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителœей финансовых отношений и функционируют на всœех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределœения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником.

Финансовые ресурсы предназначены для:

· выполнения финансовых обязательств;

· покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

· материального поощрения работников.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость крайне важно го и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - ϶ᴛᴏ фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное – фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Следовательно, финансы бывают централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

· собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, всœе виды кредиторской задолженности);

· заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

· ресурсы, получаемые в порядке перераспределœения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

Функции финансов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции финансов" 2017, 2018.

  • - Сущность и функции финансов

    Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что означает доход, платеж. Он возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Затем, получив международное распространение, термин «финансы» стал употребляться как понятие,... .


  • - Функции финансов

    Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных... .


  • - Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий.

    Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере... .


  • - ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Сущнойсть финансовой деятельности проявляется через выполняемые ею функции, Определять функции Финансовой деятельности через структуру отдельных проявлений финансов то есть через формирование, использование, распределение Государственных и муниципальных фондов... .

    ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую­щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, вклю­чая платежи в бюджет на планируемый период. Рыночная экономика... .