Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Правовое регулирование валютных операций между резидентами и нерезидентами. Разрешенные валютные операции между резидентами Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами

Основным нормативным правовым актом, регулирующим валютные операции между резидентами и нерезидентами, является Закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

В частности, резидентами являются граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Подробнее о том, в чем отличия между резидентом и нерезидентом, читайте в отдельной .

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений, но с учетом определенных требований, а именно: приобрести (продать) иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках и только по документам, оформленным в соответствии с указаниями ЦБ РФ (ст. 6 , ст. 11 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при ведении валютных операций определен в Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И .

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев предусмотренных в ст. 9 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ .

В частности, операции в валюте между резидентами разрешены при расчетах в dutyfree, при расчетах с работником, находящимся в служебной командировке за пределами России, при покупке (продаже) иностранной валюты физическими лицами в уполномоченных банках.

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютной операцией признается:

  1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  3. ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  4. перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;
  5. перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.

Валютные операции можно проводить не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией будет также являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-Ф3), т. е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другой пример - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России иностранной валюты.

По субъектному составу все валютные операции можно разделить на три категории:

  • валютные операции между резидентом и нерезидентом;
  • валютные операции между резидентом и резидентом;
  • валютные операции между нерезидентом и нерезидентом.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

В качестве общего принципа в Законе № 173-Ф3 закреплено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. В отношении таких операций ограничения устанавливаются для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ и поддержания устойчивости платежного баланса.

Указанные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6 Закона № 173-Ф3). Следует отметить, что установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (включая дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков только по просьбе самого физического лица (п. 2 ст. 11 Закона № 173-Ф3).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами в общем случае запрещены. Тем не менее, существует целый ряд ограничений из общего правила.

Во-первых, этот запрет не распространяется на валютные операции по сделкам между резидентами и уполномоченными банками и между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет в порядке, установленном Банком России.

Во-вторых, как следует из ч. 1 ст. 9 названного Закона, без ограничений проводятся следующие валютные операции между резидентами:

1) передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и (или) муниципальному образованию;

2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

4) приобретение и отчуждение физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляется в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

7) операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

8) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории России, а также по договорам страхования указанных грузов;

9) операции с внешними ценными бумагами, проводимые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, если права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством России;

10) операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством, и проведения расчетов в валюте Российской Федерации;

11) операции, связанные с обязательными платежами (налогами, сборами и другими платежами) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством; операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

13) операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределами Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

14) операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством;

15) операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

16) перевод физическим лицом- резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, суммы, не превышающей в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;

17) перевод физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами России, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;

18) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы России работников, чья постоянная работа ведется в пути или имеет разъездной характер;

19) все перечисленные выше операции, совершаемые доверительными управляющими.

Названные операции, за исключением указанных в п. 1-6, могут осуществляться резидентами исключительно в безналичном порядке. Кроме того, юридические лица - резиденты могут вести с физическими лицами - резидентами следующие расчеты их средств, зачисленных в соответствии с Законом № 173-Ф3 на их счета (вклады), открытые в банках за пределами России:

  • по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами России;
  • по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием названных выше сотрудников на территорию страны нахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на счета (во вклады) в уполномоченных банках или со счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ (ст. 10 Закона № 173-Ф3).

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои счета (во вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1-4 ст. 13 Закона № 173-Ф3).

Счета резидентов в зарубежных банках

До вступления в силу действующего Закона резиденты могли открывать и использовать счета в иностранных банках только в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 2 ст. 5 и ст. 6 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», т. е. с жесточайшими ограничениями. С июня 2005 г. резиденты обрели право свободного открытия счетов в зарубежных банках, расположенных на территориях иностранных государств - членов ОЭСР или ФАТФ. и распоряжения зачисленными на них средствами, в том числе использования их для предпринимательских целей. Открытие счетов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, стало также возможно, но только с соблюдением требования о предварительной регистрации открываемого счета в порядке, устанавливаемом ЦБР. Однако с 1 января 2007 г. и это ограничение прекратило свое действие.

Единственное требование, предъявляемое к резидентам, открывающим счета в банках, расположенных на территориях иностранных государств, в течение одного месяца со дня открытия счета уведомить налоговый орган по месту учета резидента об открытии счета по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Ввоз, вывоз и пересылка валютных ценностей, валюты и внутренних ценных бумаг

Ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе в РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 1 ст. 15 Закона № 17Э-ФЗ).

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут свободно вывозить из России наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долл. США.

Декларировать необходимо суммы от 3000 до 10 000 долларов США. Суммы свыше 10 000 долларов в виде валюты, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в РФ и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Кроме того, такие суммы подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 3 ст. 15 Закона № 173-Ф3).

Следует заметить, что российское законодательство устанавливает запрет на пересылку наличной валюты РФ и иностранной валюты во внутренних и международных почтовых отправлениях. Согласно подп. «г» ст. 22 Федерального закона № 176-ФЗот 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» и п. 17 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах РФ, запрещены к пересылке денежные знаки РФ и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Банком России и его учреждениями).

Аналогичное правило действует и в отношении международных почтовых отправлений. Операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения и обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов.

Важным представляется вопрос о переводах валюты РФ и иностранной валюты физическими лицами-резидентами из России за границу без открытия счета в уполномоченном банке. Согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» Банк России установил, что физическое лицо-резидент имеет право перевести из РФ без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. Общая сумма переводов физического лица-резидента из РФ без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (его филиал) в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США.

Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 7, 8 и 11 настоящего Закона валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Содержащиеся в ст. 6 Закона о валютном регулировании условия введения валютных ограничений на операции между резидентами и нерезидентами фактически устанавливают презумпцию нецелесообразности государственного (административного) регулирования валютных операций. Это означает, что любое административное вмешательство государства, в частности установление рассматриваемых ограничений, в отношении граждан и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении ими валютными ценностями должно быть оправданным, обоснованным и на момент вмешательства уже использованы все имеющиеся экономические меры для регулирования тех или иных общественных отношений в данной области. Более того, как только будут устранены обстоятельства, послужившие причиной введения валютных ограничений, последние должны быть незамедлительно отменены. В этом аспекте положения российского валютного законодательства корреспондируются с разд. 3 (b) ст. VII Устава Международного валютного фонда, который устанавливает, что каждое государство – член МВФ имеет "полномочие... после консультаций с МВФ временно вводить ограничения свободы обменных операций в дефицитных валютах... Государство будет обладать полной юрисдикцией в определении характера таких ограничений, но они не должны быть более ограниченными, чем это необходимо... и будут ослаблены или отменены, как только станет возможно".

В настоящее время при применении ст. 6 Закона о валютном регулировании следует учитывать, что ст. 7 данного Закона утратила силу с 1 июля 2006 г., ст. 8 – с 1 января 2007 г., ч. 3–6 ст. 11, в которых устанавливались валютные ограничения, – с 1 июля 2006 г.

Напомним, что до 1 января 2007 г. валютным законодательством РФ предусматривалось два вида ограничений по валютным операциям между резидентами и нерезидентами:

  • 1) требование об использовании специального счета;
  • 2) требование о резервировании.

Несмотря на установленное в ст. 6 Закона о валютном регулировании общее правило, валютное законодательство содержит отдельные ограничения, налагаемые на валютные операции между резидентами и нерезидентами. В частности:

  • – частью 2 ст. 14 наложен запрет на осуществление юридическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 2 ст. 14;
  • – частью 3 ст. 14 наложен запрет на осуществление физическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 3 и 4 ст. 14;
  • – частями 5 и 6 ст. 12 наложены ограничения на осуществление резидентами валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
  • – статьей 19 установлено требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Расчеты при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в связи с разным правовым регулированием порядка их осуществления подразделяются на три группы:

  • 1) расчеты через банковские счета;
  • 2) расчеты без открытия счета;
  • 3) расчеты наличными денежными средствами.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать (с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ) специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности, направленные на своевременное поступление на территорию РФ иностранной валюты по внешнеторговым договорам, предусматривая за их неисполнение соответствующую ответственность.

Одним из таких правил является требование о репатриации части валютной выручки, установленное специальной главой "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки" Закона о валютном регулировании.

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона о валютном регулировании). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Толкование термина "репатриация" в рассматриваемом Законе отсутствует, но смысл его определяется содержанием статей названной главы: речь идет об обязанности резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, причитающуюся им по договорам с нерезидентами, а также обеспечивать возврат в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных нерезидентам, в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.

Таким образом, данный термин обозначает юридическую обязанность резидентов, содержанием которой является направленность на возврат валютных средств в Россию, а именно:

  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров;
  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договора (непоставка товаров, невыполнение работ и т.п.).

Содержание обязанности резидента по репатриации сводится именно к обеспечению получения валюты по внешнеторговому контракту. Это требование касается только валюты и не направлено на обеспечение возврата товара, не оплаченного нерезидентом. Иными словами, в соответствии с валютным законодательством резидент должен либо получить оплату по внешнеторговому контракту за переданный товар, результат интеллектуальной деятельности, информацию, выполненную работу или оказанную услугу в пользу нерезидента (получить платеж по экспортному контракту), либо получить от нерезидента валюту в случае неисполнения последним его обязательств по внешнеторговому контракту (вернуть предоплату по импортному контракту). Причем речь идет о любой валюте, т.е. как об иностранной валюте, так и о валюте РФ.

Механизм резервирования заключается в следующем: субъект резервирования вносит на счет в уполномоченном банке сумму, которая затем в аналогичном порядке перерезервиру- ется в Банк России. Данное условие предусмотрено законодателем в целях минимизации рисков участников внешнеэкономических отношений в случае отзыва лицензии, ликвидации кредитной организации.

В целом схема резервирования скопирована с порядка формирования и депонирования Фонда обязательных резервов кредитных организаций, установленного Банком России.

Положения валютного законодательства о репатриации части валютной выручки были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал их соответствующими Конституции (см. определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 486-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Орлэкс” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; от 19.05.2009 № 572-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Контактор” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Требование о репатриации должно создавать эффективный механизм притока иностранной валюты в страну, но не ограничение на использование иностранной валюты резидентами за рубежом. Требование о репатриации с точки зрения концепции реализации государством валютного (денежного) суверенитета, а точнее, обязанности по обеспечению стабильного функционирования созданного им законного платежного средства (национальной валюты) призвано обеспечить национальную экономику международной ликвидностью, прежде всего денежными средствами иностранных государств (иностранной валютой), с которыми имеются наиболее активные внешнеэкономические связи.

Говоря о резервировании, необходимо отметить, что ряд государств, в частности Чили, имеют опыт применения этой меры валютного регулирования как средства укрепления своей денежно-кредитной политики. Однако, как показывает мировая практика, оно действенно только в тех случаях, когда установлены жесткие банковское регулирование и надзор за возможными рисками. Необходимость сохранения в валютном законодательстве РФ требования о репатриации валютной выручки обоснована тем, что оно является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности. В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.

Таким образом, Банк России определяет конечную цель резервирования как понижение ликвидности рынка, средство борьбы с инфляцией и предотвращения оттока капитала из страны.

Закон о валютном регулировании содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять иностранную валюту и валюту РФ на счета в уполномоченных банках: 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  • 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты. Например, для применения данного правила о зачете встречных требований надо, чтобы резидент и нерезидент являлись транспортными организациями или чтобы и тот и другой осуществляли рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ. Зачет должен осуществляться с соблюдением условий ст. 410–412 ГК. В частности, требования должны быть однородными, причем не только по предмету требований, но и по основаниям возникновения. Например, требование об уплате авансового платежа не может быть зачтено против требования об оплате уже оказанных услуг (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований");
  • 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

На основе анализа валютного законодательства можно выделить следующие основные принципы резервирования: во-первых, резервирование всегда осуществляется в рублях; во-вторых, оно всегда беспроцентное; в-третьих, любое резервирование требует немедленного перерезервирования в Банке России (таким образом, происходит полное изъятие ликвидности из уполномоченных банков); в-четвертых, оно всегда конечно по сроку (по окончании срока сумма резервирования возвращается независимо от того, были ли исполнены обязательства контрагентом).

Резервирование – это беспроцентное денежное требование, т.е. резиденты и нерезиденты должны внести определенную сумму резервирования на беспроцентный депозит в уполномоченный банк. Валюта РФ (на основании п. 1 ст. 140 ГК вносится только законное средство платежа на территории РФ – рубль), внесенная в качестве резервирования, подлежит безусловному возврату в случае надлежащего исполнения контрагентом контрактных обязательств либо при истечении срока резервирования. Кроме этого, сумма резервирования не может быть изъята уполномоченным банком даже в качестве меры взыскания, применяемой к клиенту.

Тем самым, юридический смысл репатриации заключается в том, что, если российская организация перечисляет валюту иностранной фирме, она должна получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо вернуть деньги. Если же отечественная фирма экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату.

Контроль за соблюдением российскими резидентами названных правил осуществляют агенты валютного контроля – уполномоченные банки и таможенные органы.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Законе об основах регулирования ВТД (ч. 4, 7, 28 ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о валютном регулировании институты, понятия и термины различных отраслей российского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Законом.

В Законе об основах регулирования ВТД установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле относятся импорт и экспорт товаров, передача исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу и наоборот.

Отметим, что в Законе об основах регулирования ВТД под российским лицом подразумевается:

  • – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ;
  • – физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ. Российское физическое лицо должно являться гражданином РФ или иметь право постоянного проживания в ней либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно российскому законодательству.

Все остальные лица считаются иностранными.

Внешняя торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в ст. 33 Закона об основах регулирования ВТД. К таким способам, в частности, относится оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ иностранному заказчику или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг.

Из анализа ст. 2, 33 названного Закона следует, что к внешнеторговым договорам не относится договор поставки товаров, заключенный между резидентом РФ и нерезидентом, если не происходит импорта или экспорта товаров. В то же время договор оказания услуг (выполнения работ), заключенный между российским и иностранным лицом, считается внешнеторговым даже в том случае, если услуги оказываются на территории РФ.

Таким образом, для квалификации сделки в качестве внешнеторговой определяющим является факт пересечения продаваемыми (поставляемыми) товарами таможенной границы РФ, т.е. экспорт и (или) импорт товаров. В случае если пересечение таможенной границы контрактом не предусмотрено и товары "потребляются" нерезидентом на территории РФ, требование о репатриации резидентом выручки по такому договору или возврата аванса за непоставленные товары, согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, неприменимо.

Внешнеторговыми являются также договоры, общая сумма которых превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения, на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них). Резидент Российской Федерации при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ), передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности с имеющим аккредитацию и находящимся на территории РФ обособленным подразделением иностранного юридического лица, даже при осуществлении расчетов по договору в рублях, становится участником правоотношений, подпадающих под валютное регулирование и контроль.

Как показывает анализ практики арбитражных судов, заключение контракта на сумму менее 5 тыс. долл. США и неоформление паспорта сделки не влияют на то, что валютные операции должны осуществляться только с использованием банковских счетов (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2007 по делу № А65-16713/2007; постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2007 по делу № А74-2860/06).

Согласно ст. 39 Закона об основах регулирования ВТД внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами, обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках выручки по указанным договорам.

В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив.

Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

Законодателем предусмотрена ситуация, когда в период резервирования происходит ликвидация или реорганизация банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, а также отзыв у него лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о валютном регулировании при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами необходимо оформлять паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки определен в разд. II инструкции № 138-И.

Паспорт сделки оформляется резидентами Российской Федерации (юридическими лицами или физическими лицами – индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. Если общая сумма контракта не превышает суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США с учетом вносимых в контракт изменений и дополнений, паспорт сделки не составляется. Данная сумма пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять паспорт сделки до даты авизования аккредитива иностранным банком – эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.

По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент Российской Федерации – экспортер. Если резидент Российской Федерации осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка паспорта сделки. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном – на счет в иностранном банке банком паспорта сделки выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.

Резидент обязан представлять лист 2 паспорта сделки, оформленный по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 паспорта сделки заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по паспорту сделки, оформленному на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 паспорта сделки (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 паспорта сделки не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что названный документ является неотъемлемой частью паспорта сделки, банк вправе отказать резиденту в подписании паспорта сделки в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 паспорта сделки.

Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один паспорт сделки в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.

Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по паспортам сделок на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением № 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 данного Положения резидент представляет в банк документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в грузовой таможенной декларации отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в справке о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в грузовой таможенной декларации указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в уполномоченный банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Также в паспорт сделки резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в уполномоченный банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Кроме названных данных резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае непредставления документов в банк в определенные законодательством сроки поступившая валюта останется на транзитном счете и резидент не сможет ею воспользоваться, пока не оформит необходимые документы. Кроме того, об этом нарушении уполномоченный банк обязан сообщить в Банк России (ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП.

В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Конечно, это не означает, что контрагент может совсем не исполнять свои контрактные обязательства, ведь у любого контракта существует срок начала и окончания действия контракта, и при отсутствии иного соглашения сторон срок окончания действия контракта будет считаться и сроком репатриации. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору и срока получения выручки. Необходимо учитывать, что КоАП содержит ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.

При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ.

По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
  • операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. 3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:
  • получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
  • , а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном федеральным законом № 48-ФЗ от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе»;
  • куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами

1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 федерального закона.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

1 . Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

2 . Если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

3 . Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим федеральным законом:

  • передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения и отчуждения физическим лицом — рези-дентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

4 . Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

5 . Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со специального счета резидента, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции;
  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на специальный счет резидента, на срок не более года.

6 . Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 федерального закона.

7 . Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

8 . Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Федерации, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.