Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Незаконный дележ предназначенных для других целей. Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Страницы в журнале: 114-117

В.С. КИРИЛЕНКО,

доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

Библиография

1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.

Заведомостъ незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает; денежные средства или иное имущество, является незаконным. Понятие заведомости при этом относится также и к основному преступлению.

Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

Незаконный дележ предназначенных для

Сообщается, что уже изъята техническая документация и более 45 баллонов с неизвестным веществом, которое, по сопроводительным документам, якобы является хладагентом. Сейчас решается вопрос об объявлении подозрения должностным лицам ПАО «Укрзализныця», которые принимали ненадлежащий товар.

«Генеральной прокуратурой Украины при осуществлении досудебного расследования в уголовном производстве по части 2 статьи 364 (злоупотребление властью или служебным положением), части 2 статьи 366 (служебный подлог) Уголовного кодекса Украины принимаются системные меры по пресечению фактов, связанных с хищением денежных средств в ПАО «Укрзализныця», в частности тех, которые предназначались для обеспечения надлежащих условий перевозки пассажиров», — говорится в сообщении.

Незаконное пользование имуществом

Представляется, что ст. 216 УК может быть применена и в ситуации, когда индивидуальный предприниматель обманным путем уклоняется от погашения кредиторской задолженности по вступившему в законную силу судебному решению в размере от 40 до 250 базовых величин (за уклонение от погашения кредиторской задолженности по вступившему в законную силу судебному решению на сумму более 250 базовых величин лицо подлежит ответственности по ст. 242 УК). В данном случае причинение имущественного ущерба кредитору в результате уклонения от погашения задолженности может выражаться в сообщении кредитору ложных сведений о непреодолимых препятствиях для своевременного и полного погашения задолженности либо в умолчании о возникновении обстоятельств, существенно ухудшающих финансовое состояние заемщика до наступления срока погашения задолженности.

Данную форму мы выделили сознательно, хотя она непосредственным образом соприкасается с незаконным пользованием имуществом, непередачей должного, удержанием вещей и т.д., поскольку в существующих экономических условиях неисполнение договорных обязательств весьма распространено, и установить в этом случае, что же имеет место, гражданско-правовой спор или уголовный деликт, крайне затруднительно.

Краткий словарь блатного жаргона

Козел (т) — представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ . Эта группа выделилась в сообществе заключенных в 60-х годах. В отличие от активиста 30-50-х годов, статус козла становится для заключенного практически постоянным, сопровождает его в течение всего времени пребывания в местах лишения свободы.
Появление касты козлов связано, по-видимому, с реакцией тюремной субкультуры на пенитенциарную политику Советской власти в начале 60-х годов.
Формальным актом, включающим заключенного в касту козлов может быть вступление в «самодеятельные организации осужденных», согласие занять должность или выполнить работу, считающуюся позорной по правильным понятиям. Все это является необходимым условием для получения ряда льгот от администрации, права занимать определенные «номенклатурные» должности, перейти в категорию лиц, «твердо вставших на путь исправления», а значит, стать кандидатом на досрочное освобождение или помилование.
Для основной массы заключенных козлы являются предателями интересов сообщества заключенных.
Слово «козел» является одним из самых серьезных оскорблений для заключенного, не принадлежащего к этой группе. Заключенный, которого так назвали, обязан среагировать немедленно и жестко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Слово козел и производные от него (козья, козлик, козлиный и даже — рогатый) табуированы, и их запрещено использовать в повседневной речи. Например, игра в домино, известная под таким названием на воле, в тюрьме называется «сто одно», сказать другому, что у него какая-то вещь связана из козьей шерсти - значит оскорбить его.
В 30-50-е годы козлами в лагере называли пассивных гомосексуалистов.
Заключенные, принадлежащие к этой группе, предпочитают использовать при самоназвании различные эвфемизмы: активист, красный, «независимый мужик», «положительный». Те же эвфемизмы в спокойной ситуации используют в присутствии козлов другие заключенные.

Малолетка (т, с) — 1) несовершеннолетний заключенный;
2) Совокупность специальных исправительных учреждений для несовершеннолетних нарушителей (спецшкол, спец-ПТУ и ВТК ), а также весь контингент лиц, в них содержащийся. На малолетке режим содержания, питание и условия лучше, чем в ИТУ для взрослых заключенных.
3) Часть специального отделения в СИЗО для несовершеннолетних заключенных.

Правда УрФО

«С 2011 года на всех тендерах участником была только «Точка». Когда руководству клуба объяснили, что дела надо вести максимально прозрачно и не допускать необоснованных расходов, был проведен открытый конкурс, на который теперь заявилось сразу четверо участников. Экономия по итогам составила более 6,5 млн рублей», – уточнил ситуацию собеседник «Правды УрФО», возглавляющий предприятие на челябинском рынке услуг по обеспечению безопасности.

Курс на экономию бюджетных средств и ревизия госконтрактов, объявленные в Челябинской области Борисом Дубровским , привели к попытке информационной атаки на главу региона и его команду. По данным редакции, «обиженные» отказом от их услуг и, соответственно, потерявшие десятки миллионов ЧОПы готовятся через федеральные СМИ заявить о попытке давления со стороны высокопоставленных чиновников. Поводом для столь громких обвинений, как выяснилось, стал отказ администрации губернатора от контрактов с охранниками, уже признанных незаконными прокуратурой, а также требование к организациям вернуть в областную собственность автомобили Range Rover, переданные ЧОПам прежним руководителем области Михаилом Юревичем . Кроме того, остроты конфликту добавила проверка Главным контрольным управлением всех соответствующих госконтрактов, заключенных за последние пять лет, – по данным источников издания, в них уже выявлены серьезные нарушения, и информация, собранная в ходе ревизии, будет передана в правоохранительные органы.

В России впервые возбуждено уголовное дело, связанное с биткоином

Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев рассказал, что торговля на бирже с использованием криптовалюты будет доступна только для квалифицированных инвесторов, чтобы не допустить отмывания денег. Моисеев сообщил, что существует необходимость отслеживать транзакции с использованием криптовалют.

Ранее в России по решению суда блокировались сайты, предлагающие обменять биткоин на рубли, и биржи биткоина, но обвинения в совершении уголовного преступления никому предъявлены не были. В России остро стоит проблема отмывания денег, и правоохранители намерены пресекать незаконную активность. С появлением биткоина и эфириума россияне начали использовать эти криптовалюты, чтобы избежать уплаты налогов и скрыть доходы.

Против банковского рейдерства

По мнению эксперта, бизнес-сообщество должно создать систему предупредительно-профилактических мероприятий для того, чтобы предприниматели правильно оформляли свои обязательства перед банком и не попадались на возможные уловки, а также добиваться совершенствования законодательной системы в противодействии рейдерству.

«Государство неоднократно в условиях кризиса оказывало помощь банковским учреждениям. Кроме того, отдельные коммерческие банки, основной целью которых является получение прибыли, эффективно используют кризисные условия в своих интересах, применяя законные и незаконные способы завладения активами организаций, которые у них получали кредиты. Выходит, что банк в условиях экономического кризиса стремится не сохранить отношения с клиентом, а извлечь из них максимальную выгоду, приобретая у него заложенное имущество по заниженным ценам, определенным в ходе исполнительного производства», – сообщил эксперт.

Незаконное распределение жилья

Новую инициативу предложили в областном филиале партии «Нур Отан». Именно сюда поступает большинство жалоб по распределению жилья. У отановцев уже появилась своя картотека из ста заявлений со всех регионов области. Представители партии считают — настало время вмешаться.

Выделением жилья занимался департамент строительства и специальная комиссия при акимате. Сейчас списки изучают в правоохранительных органах. Уже выявлены грубейшие нарушения. В большинстве личных дел не указана должность претендента, его социальный статус и главное – наличие жилплощади. По мнению работников прокуратуры, такая халатность и привела к тому, что новые квартиры получили совсем не те, для кого оно предназначалось. Есть факты, когда жилье сразу же перепродавалось или сдавалось внаем.

Палестинский поселенческий колониализм

В качестве основных примеров часто упоминаются США и Канада, Австралия и Новая Зеландия, Южная Африка, Родезия и Израиль. Аргумент поселенцев-колонистов против Израиля утверждает, что сионизм был имперским инструментом Англии (или, наоборот, сионизм манипулировал Британской империей); что евреи представляют собой чужое население, которое было имплантировано в Палестину, чтобы узурпировать землю и вытеснить народ, и что Израиль реально, фигурально и культурно подвергает палестинцев «геноциду». Согласно этому аргументу, «поселенческий колониализм» Израиля является «структурой, а не мероприятием» и сопровождается «наследием основополагающего насилия», которое происходит из Первого сионистского конгресса 1897 или даже раньше. Таким образом, с сионизмом, пропитанным двумя формами неистребимого первородного греха, легитимируется насильственная оппозиция Израилю, при которой любые формы компромисса, даже переговоры, являются «ошибочными и неискренними, потому что «диалог» не может справиться с асимметричным статус-кво».

Инбари мог указать на хорошо документированное увеличение числа переписей палестинцев с 1922 по 1931, вызванное нелегальной иммиграцией из-за развития инфраструктуры и экономики региона. По одной из оценок, в период с 1922 по 1931, палестинское население увеличилось примерно на 37%, составив более 60 000 человек, что стало следствием нелегальной иммиграции. Другое исследование показало, что с 1932 по 1946, в страну въехали еще 60 000 нелегальных иммигрантов-мужчин, а бесчисленное количество женщин импортировались как невесты. Они стали дополнением большого притока арабских рабочих с 1940 по 1945, в связи с военным положением.

Общие положения

1.8. Первоначальной стоимостью имущества, полученного по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, является рыночная цена имущества на дату принятия к бухгалтерскому учету и фактические затраты на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

1.6. Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Обналичка или обналичивание?

Вопрос перевода денег из безналичного оборота в натуральный вид стоял еще в советскую эпоху. Даже когда экономика была полностью плановая. Так, американские исследователи отмечали, что в 1973 году до 4% экономики СССР находилось в тени. А это все - расчеты наличными деньгами, которые находились вне поля зрения государства.

В 1988 году после закона о кооперации, в СССР вопрос наличных денег поднялся с особой остротой. Тогда же и появились первые "мутные" схемы с выводом наличных денег из поля зрения контролирующих органов, которые в то время попросту не понимали, как реагировать на действия ловких махинаторов.

В то же время появился термин "обналичка", который у всех на слуху и в ходу, однако ни один словарь не дает определения этому слову, нет этого термина и в Уголовном или Налоговом кодексах. Тем не менее, традиционно "обналичкой" называют любые схемы по получению наличных денег, которые используют лазейки или несовершенство закона. В настоящее время применение таких схем может привести к санкциям как со стороны банков, так и со стороны правоохранительных органов. Банки могут заморозить счета и потребовать документы от бизнесмена, подтверждающие, что этот вывод средств связан именно с предпринимательской деятельностью. А правоохранители находят для пресечения обналичивания денежных средств статьи УК, которые помогают начать расследование по подозрению в незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ), незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), уклонении от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), отмывании денежных средств (ст. 174 УК РФ), мошенничестве (ст. 159 УК РФ) или спонсировании терроризма (ст. 205 УК РФ). В общем, причин стать объектом пристального внимания более чем достаточно.

Коментарий юриста

Илья Шенгелия, старший юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Само по себе обналичивание денежных средств квалифицируется на практике не в качестве преступления, а как доказательство его совершения. Для применения наказания большее значение имеют цели и последствия этой операции - снижение налоговой нагрузки, получение средств для коррупционных расчетов, легализация незаконных доходов и т.д. При этом дозволяет ли закон использовать конкретную схему обналичивания значения не имеет.

Есть и другой термин - "обналичивание". Он относится к совершенно обыденной процедуре снятия денег, например, в банкомате или со счета в банке, либо к другим прозрачным для закона и понятным для государства вариантам перевода денег из безналичного в наличный формат. В конце концов невозможно везде и всегда платить только безналичными средствами, это понимают все.

Законодательство постоянно совершенствуется, но не успевает за новыми "схемами". Идет постоянная борьба между правоохранительными органами и законотворцами с одной стороны и представителями бизнеса - с другой. Как отмечают представители "обнальной" деятельности, если государство закрывает одну схему, тут же появляется другая. Эти теневые операции показывают поразительную устойчивость потому, что ими пользуются не только представители малого и среднего бизнеса. Так или иначе в них задействованы практически все банки и многие игроки крупного бизнеса национального масштаба.

Так какие же варианты для обналичивания денежных средств допускает законодательство РФ? Их несколько:

    вывод средств на хозяйственные нужды предприятия;

    выплата дивидендов учредителям ООО;

    выдача займов;

    обналичивание денег через ИП.

Несмотря на легальность, эти способы при неумелом использовании могут показаться "схемами", банки и государство уделяют им повышенное внимание. И при любом подозрении запускают механизмы, призванные усложнить получение наличных. И презумпция невиновности здесь не работает - коммерсанту придется доказывать свои честные намерения, вплоть до обращения в суд. Поэтому для обналичивания денежных средств следует досконально знать нормы права и все установленные ограничения, а также правильно оформлять всех бухгалтерские документы.

Обналичивание денежных средств входит в сферу профессиональной ответственности различных ведомств и служб России. Среди них - Центробанк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности. Кроме того, контролем за такими операциями занимаются все службы безопасности банков.

Вывод денежных средств на хозяйственные нужды предприятия

Это одна из самых распространенных схем обналичивания денежных средств с расчетного счета ООО. Единственный нюанс - деньги должны быть потрачены на саму компанию. Это может быть закупка канцелярских товаров, офисная техника, аренда транспорта. Следует быть готовым к тому, что банк при выдаче наличных денег на хозяйственные нужды предприятия может удержать комиссию, которая зависит от условий договора обслуживания. В среднем она составляет до 0,5% от снимаемой суммы.

Самое главное при обналичивании денежных средств с расчетного счета на хозяйственные нужды - по этим расходам должны быть отчетные документы, оформленные надлежащим образом. Выглядит это так. Сотрудник компании пишет заявление о предоставлении наличных денежных средств, а руководитель компании указывает суммы и сроки выдачи денег, а также поставить подпись и дату. Есть прямое указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У, п. 6.3, о том, что нельзя выдавать деньги сотруднику компании, который еще не отчитался по ранее выданным денежным средствам. Законодательство не устанавливает ограничений на размер сумм, которые могут выданы сотруднику. Однако согласно указанию Центрального банка России от 7 октября 2013 года № 3073-У, предельный объем расчетов наличными установлен в 100 тысяч рублей по одному договору с одним юридическим лицом. Поэтому сотрудник, выступая от имени фирмы, должен соблюдать это ограничение. За нарушение этого предела предусмотрен штраф в размере до 50 тысяч рублей, который накладывается на того, кто расплатился наличными. Кроме того, на руководителя компании может быть наложен штраф до пяти тысяч рублей - статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чтобы обойти это ограничение, предприятия заключают несколько договоров, в рамках которых каждый платеж не превышает установленного Центробанком лимита. Формально в этом случае придраться не к чему. Однако невнимательность и небрежность при оформлении отчетных документов могут сыграть против руководителя компании. Обычно для подтверждения платежа используются товарные чеки, накладные или акты о выполненных работах, а если они заполнены с ошибками, то траты по ним не признаются производственными. Определение об этом вынес Верховный суд РФ от 9 марта 2016 № 302-КГ16-450. Если в чеке или других документах не указана дата, не заполнены графы "цена товара", "количество", не стоит подпись продавца, допущены другие ошибки, тогда деньги включаются в доход сотрудника, а с этого дохода необходимо уплатить налог на доходы физических лиц.

Выплата дивидендов учредителям ООО для обналичивания денежных средств

Это одна из самых прозрачных, с точки зрения легальности, схем обналичивания денежных средств. ООО создаются с целью получения прибыли учредителями, это их законное право. Однако в этой процедуре есть ряд определенных формальностей и ограничений, которые необходимо соблюдать. Самое главное неудобство - выплата дивидендов может производиться не чаще одного раза в квартал. Это ограничение исключает оперативное получение наличных.

Есть ограничения, которые запрещают выплату дивидендов:

    не полностью оплачен уставный капитал компании;

    не выплачена стоимость доли общества;

    общество находится на стадии банкротства или может им стать после выплаты дивидендов;

    есть непокрытый убыток по данным бухгалтерского учета;

    стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда или станет таковой после выплаты дивидендов.

Если ограничений нет, то необходимо провести собрание учредителей, где будет утверждена бухгалтерская отчетность за итоговый период, будет принято решение о выплате дивидендов, а также их объем и сроки. По итогам встречи учредителей должен быть оформлен протокол собрания. Дивиденды выплачиваются из кассы общества, либо перечисляются с расчетного счета. С дивидендов обязательно удерживается налог на доходы физических лиц. Для резидентов РФ ставка составляет 13%, для нерезидентов - 15%.

Выдача займов

Займы, в отличие от кредитов, могут выдавать любые юридические лица. Также займ может быть выдан на любой срок и без процентов. При выдаче займа с формулировкой "до востребования", он должен быть возвращен в течение 30 дней после предъявления займодателем требования о возврате. Впрочем, такое требование может не произойти никогда.

Несмотря на то, что заем может быть беспроцентным, необходимо с него уплатить налог. Дело в том, что при процентной ставке ниже 2/3 от ставки рефинансирования, а в случае беспроцентного займа она нулевая, неначисленные проценты признаются доходом и подлежат обложению НДФЛ. Сам налог на доходы физического лица рассчитывается как 35% от суммы, составляющей разницу между суммой процентных выплат по договору займа и величиной, составляющей 2/3 ставки рефинансирования.

Несмотря на кажущуюся простоту сделки, она может быть признана "обналичкой", ведь в сущности - это просто вывод наличных денег.

Оплата услуг ИП

Это наиболее спорный, хоть и формально законный способ обналичивания денежных средств. Контролирующие органы знают о нем и при желании могут серьезно усложнить жизнь предпринимателю, если посчитают, что это "схема обналички", а не реальные траты, связанные с предпринимательской деятельностью. Тем не менее, этот способ работает и "прикрыть" его законодатели пока не могут.

Суть этого способа заключается в следующем. Согласно пункту 2 статьи 862 Гражданского кодекса РФ, все денежные операции между юридическими лицами и ИП ведутся в безналичном виде. А индивидуальный предприниматель может свободно распоряжаться имеющимися денежными средствами. Таким образом предприниматель, руководитель ООО заказывает у ИП услуги или выполнение работ, которые обязательно должны быть экономически обоснованными. И если эти услуги или работы нематериального характера, то отследить реальные расходы ИП на проведение - практически невозможно.

Индивидуальный предприниматель обязательно должен вести хозяйственную деятельность - оказывать компаниям или внешним заказчикам услуги, выполнять работы, вести торговлю с контрагентами и т. д. Кроме того, между участниками сделки не должно быть признаков взаимозависимости, иначе контролирующие органы могут признать сделку ничтожной. И обязательно документальное подтверждение сделки - договор и закрывающий акт. В зависимости от того, на какой системе налогообложения находится ИП, изменяется и налогооблагаемая база полученных средств. ИП получает денежные средства от заказчика, уплачивает налог и положенные комиссии банку. Дальше он может снять их и использовать по своему усмотрению. Де-юре - закон соблюден, де-факто - наличные могут быть переданы любому лицу по устной договоренности.

Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств

Обналичивание денежных средств УК РФ прямо не запрещает, такой статьи попросту нет. Тем не менее, "обналичка" наносит серьезный ущерб экономике страны.

В 2015 году в России объем незаконно обналиченных денег составил порядка 200 млрд рублей - такие данные указывает Росфинмониторинг. Другой регулятор, Центробанк РФ заявляет о том, что 200 млрд рублей было выявлено только в первом полугодии 2015 года. Разница в данных возникла из-за различных методик подсчета "обналички". Тем не менее, эксперты отмечают, что этот теневой рынок значительно уменьшился, цена обналичивание выросла на четверть, а схемы стали более сложными.

Силовики в рамках борьбы с "обналичкой" руководствуются также ФЗ № 115 от 7 июля 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В нем указаны основания для определения сомнительных операций и их дальнейшего документирования:

    запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

    несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

    выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных действующим законодательством;

    иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Незаконное обналичивание в крупных и особо крупных размерах относится к сомнительным операциям, поэтому банки самостоятельно выявляют такие операции, документируют их и передают в уполномоченные органы власти, а также самостоятельно вырабатывают меры противодействия "обналичке".

Кроме упомянутых статей УК РФ, давление на теневой рынок обнала оказывает Центробанк России. Ведь в схемах так или иначе задействованы банки, и если ЦБ обнаружит, что банк не принимает никаких мер по противодействию таким операциям, то может лишить его лицензиию.